бесплатные рефераты

Финансовое прогнозирование, его характеристика и сферы применения

Внешнее финансирование и дефицит бюджета

Совокупные поступления в государственный бюджет не покрывают потребности финансирования государственных расходов.  Дополнительные ресурсы для финансирования дефицита государственного бюджета Правительство изыскивает за счет внешних и внутренних заимствований.

         В период 2002-2004 годов финансирование дефицита государственного бюджета составляло в среднем 5,1 процента ВВП.  Большая часть финансирования обеспечивалась за счет внешних источников.  Общая сумма внешних займов, включая поддержку бюджета и финансирование проектов ПГИ, в период между 2002 и 2004 годами в среднем составила 4,3 миллиарда сом (5,4% ВВП) (см. Таблицу 5).

          В 2005 году ожидается, что чистое финансирование за счет всех источников составит 4,4 млрд. сомов (4,3% ВПП). 

Таблица 5. Финансирование дефицита бюджета, млн. сом


2002

факт

2003

факт

2004

факт

 Внутреннее

-38,1

-96,8

209,8

ГЦБ

740,2

1 223,2

2 040,2

Другие

108,3

103,1

-177,9

Приватизация

129,6

307,3

211,4

Выплаты основной суммы внутреннего долга

-1 016,2

-1 730,4

-1 863,9

 Внешнее

4 439,4

4 307,5

4 020,4

Внешнее финансирование ПГИ

3 624,3

3 035,6

3 186,7

Программные займы

895,9

941,6

593,5

Выплаты основной суммы внешнего долга

-80,8

-1 392,2

-1 527,5

Отсрочка и реструктуризация


1 722,4

1 767,7

 Всего финансирование дефицита

4 401,2

4 210,8

4 230,2

 Дефицит как % ВВП

5,8

5,0

4,5

Уровень новых внешних заимствований для финансирования ПГИ будет сокращаться с относительно невысоким темпом в абсолютном выражении с 3,4 млрд. сомов в 2005 году до 2,3 млрд. сомов в 2008 году, и в отношении к ВВП с 3,3% до 1,7% соответственно. Общие внешние выплаты по ПГИ отражены в Таблице 6.

Таблица 6. Общие внешние выплаты по кредитам и грантам ПГИ, тыс. сом

Сектора

График выплат в рамках ПГИ



2005

% к ВВП

2006

% к ВВП

2007

% к ВВП

2008

% к ВВП

Всего за 2006-2008 гг.

Сектор государственного управления

 147 000

0.1%

 212 239

0.2%

 253 953

0.2%

 73 500

0.1%

 539 692

Оборонный комплекс

 210 000

0.2%

 205 800

0.2%

 136 500

0.1%

 0

0.0%

 342 300

Образование

 188 423

0.2%

 304 500

0.3%

 413 154

0.3%

 316 140

0.2%

 1 033 794

Здравоохранение

 585 474

0.6%

 493 500

0.4%

 551 754

0.4%

 232 140

0.2%

 1 277 394

Социальное страхование и соц. обеспечение

 0

0.0%

 210 000

0.2%

 0

0.0%

 0

0.0%

 210 000

Сельское хозяйство

 1 553 945

1.5%

 1 159 305

1.0%

 1 034 103

0.8%

 504 000

0.4%

 2 697 408

Промышленность

 0

0.0%

 0

0.0%

 0

0.0%

 0

0.0%

 0

Энергетика

 338 751

0.3%

 419 597

0.4%

 760 200

0.6%

 966 000

0.7%

 2 145 797

Транспорт и коммуникации

 740 922

0.7%

 964 816

0.9%

 789 075

0.6%

 399 000

0.3%

 2 152 891

Прочие услуги, связанные с экономич. деятельностью

 352 128

0.3%

 376 278

0.3%

 257 313

0.2%

 0

0.0%

 633 591

Расходы не отнесенные к основной группе (дол. фин-е)

 380 520

0.4%

 420 000

0.4%

 407 400

0.3%

 147 000

0.1%

 974 400

ИТОГО[11]

4 497 163

4.4%

 4 766 034

4.2%

4 603 452

3.7%

 2 637 781

1.9%

 12 007 267

            Внутреннее финансирование

         Основным источником внутреннего финансирования дефицита бюджета является выпуск казначейских векселей (ГКВ), который за этот период планируется увеличить с 1 753,7 млн. сомов в 2005 году до 1 970,9 млн. сомов в 2008 году.

         Доходы от приватизации являются важным источником финансирования дефицита бюджета, поскольку процесс приватизации предприятий стратегического значения продолжается.  Доходы от приватизации в среднем составили 277,0 млн. сом (0,4% ВВП) в 2002-2004 годах. На протяжении 2006-2008 годов ожидается ежегодное поступление доходов от приватизации на уровне 150,0 млн. сом (0,1% ВВП). Общий прогноз источников финансирования дефицита государственного бюджета приведен в Таблице 7.

Таблица 7. Финансирование дефицита бюджета, млн. сом


2004

факт

2005

прогноз

2006

прогноз

2007

прогноз

2008

прогноз

 Внутреннее

295,2

100,1

-662,9

520,0

673,3

ГЦБ

2 159,1

1 883,7

635,1

1 975,3

2 120,9

Приватизация

211,4

130,0

150,0

150,0

150,0

Другие

-92,6


-802,4



Выплаты основной суммы внутреннего долга

1 863,9

1 783,6

1 297,9

1 455,3

1 447,6

 Внешнее

3 934,9

4 333,9

4 857,8

3 920,0

3 994,7

Внешнее финансирование ПГИ

3 186,7

3 394,0

3 401,0

3 742,0

2 322,8

Программные займы

593,5

210,0

1 470,0

420,0


Выплаты основной суммы внешнего долга

1 613,0

2 145,8

2 164,8

2 301,2

2 789,6

Отсрочка и реструктуризация

1 767,7

2 367,0

1 151,6

2 059,2

2 138,4

Потребность в займах


508,7



2 323,1

 Всего финансирование дефицита

4 230,1

4 434,0

4 195,0

4 440,0

4 668,0

 Дефицит как % ВВП

4,5%

4,3%

3,7%

3,6%

3,4%

         СТРУКТУРА РАСХОДОВ СПБ

Таблица 8. Консолидированная структура ресурсов государственного сектора, млн. сом


2004

факт

2005

прогноз

2006

прогноз

2007

прогноз

2008

прогноз

 СТРУКТУРА РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

 Всего доходов и грантов госбюджета

18 690,9

20 908,3

24 220,0

26 274,4

28 418,0

Всего доходы (включая спецсредства)

17 620,2

19 313,1

21 637,0

24 027,0

26 633,0

Гранты

1 070,8

1 595,2

2 583,0

2 247,4

1 785,0

+ Доходы Соцфонда (включая МС)

4 445,5

4 704,0

4 990,0

5 315,0

5 458,7

+ Сооплата

150,0

157,5

165,4

173,6

182,3

+ Чистые займы предприятиям

437,7

451,0

409,8

413,6

418,0

+ Финансирование

4 230,1

4 434,0

4 195,0

4 440,0

4 668,0

Чистые новые внутренние займы

83,8

-29,9

-812,9

370,0

523,3

Чистые новые внешние займы

3 934,9

4 333,9

4 857,8

3 920,0

3 994,7

Доходы от приватизации

211,4

130,0

150,0

150,0

150,0

 ОБЩАЯ СТРУКТУРА РАСХОДОВ

27 954,1

30 654,8

33 980,1

36 616,7

39 145,1

 Расходы внебюджетных фондов (ВБФ)

4 595,5

4 861,5

5 155,4

5 488,6

5 641,0

Расходы Социального фонда

4 445,5

4 704,0

4 990,0

5 315,0

5 458,7

Сооплата ФОМС

150,0

157,5

165,4

173,6

182,3

 Расходы государственного бюджета

23 358,6

25 793,3

28 824,8

31 128,1

33 504,0

Обслуживание долга 1

1 418,4

2 015,1

1 789,3

1 782,4

1 806,1

Инвестиции

4 505,5

5 709,5

6 541,9

6 494,1

4 362,8

                Внешние

3 541,7

4 497,2

4 766,0

4 603,5

2 637,8

                Внутренние 2

963,8

1 212,4

1 775,8

1 890,6

1 725,0

в т.ч. софинансирование

255,8

444,0

550,0

600,0

369,0

Расходование спецсредств

2 132,1

2 160,0

2 381,1

2 619,6

2 958,7

 Дискреционные текущие расходы по  государственному бюджету

15 302,7

15 908,6

18 112,5

20 232,0

24 376,4

1 Выплата процентов по внутреннему и внешнему долгу.

2 Включает внутреннее софинансирование проектов ПГИ и неклассифицированные внутренние капиталовложения.

            В период СПБ 2006-2008 гг. государственные расходы будут ограничены рамками имеющихся внутренних доходов и наличием льготного внешнего финансирования. В рамках стратегии, направленной на достижение устойчивости в финансово-бюджетной сфере, Правительство КР будет избегать нельготных коммерческих займов. В Таблице 8 отражена консолидированная структура ресурсов государственного сектора на 2005-2008 годы.

         Предполагается ежегодное увеличение общего объёма государственных расходов приблизительно на 8,4% в среднем с 34,0 миллиардов сом в 2006 году до 39,1 миллиардов сом в 2008 году. Ожидается, что доля бюджетных расходов останется на уровне около 85,1% общего объёма консолидированных затрат за период СПБ.

§2.4 Финансовое прогнозирование на микроуровне


         Прежде чем приступить к характеристике финансового прогнозирования на предприятии, следует помнить взаимосвязь финансового прогнозирования и планирования - одной из основных задач финансового прогнозирования  является содействие процессу разработки наиболее точного финансового плана.    Основное отличие прогноза от плана состоит в том, что прогнозируются те показатели, которыми компания не может управлять в полной мере – объем продаж, риски или действия конкурентов. Планироваться может то, что полностью находится в сфере влияния, например, расходы. Основная цель прогнозирования состоит в том, чтобы получить возможность оценивать работу компании как "удачную" или "неудачную" не по тем показателям (прибылям, рынкам, дивидендам), которые есть, а по тем, которые потенциально могли быть.

         Прогнозирование выручки

         Чтобы прогнозировать размер выручки, необходимо определить будущие значения объема продаж компании в натуральном и денежном выражении, а также понять, как они могут изменяться в зависимости от условий внешней и внутренней среды.

         Декомпозиция факторов

         Показатель объема продаж компании не является однородным, так как зависит от большого числа факторов (демографические условия в данном регионе, состояние отраслей, в которых производятся товары-заменители и т.д.), значения которых в будущем могут значительно изменяться. Для принятия решения относительно будущего объема продаж необходимо определить все факторы, которые могут повлиять на прогноз (релевантные факторы) (см. Рисунок 2). Если компания не является монополистом, в число таких факторов следует включить долю рынка, которую компания рассчитывает занять в рассматриваемый период времени.

         Прогнозирование факторов

         Далее строятся прогнозы релевантных факторов. При наличии статистической информации о прошлой динамике в качестве отправных значений прогноза удобнее всего использовать зависимость фактора от времени (тренд) (см. График 1).

Рисунок 2. Декомпозиция факторов

         Затем необходимо определить, как полученный тренд может изменяться под влиянием условий внешней среды. Для отражения таких тенденций обычно используют поправочные коэффициенты, полученные с помощью анализа статистических данных и информации о предполагаемых изменениях. Значения таких коэффициентов должны быть экономически обоснованы. Прогнозное значение фактора корректируется путем перемножения прогнозов, полученных с помощью тренда, на поправочные коэффициенты.

         Изменение рыночной доли компании рассчитывается аналогичным образом. При этом, если компания не находится в стадии агрессивного роста, наиболее вероятный темп роста компании равен темпу роста рынка в целом. Затем этот прогноз корректируется с учетом таких факторов, как управленческие процессы, рекламная активность компании и конкурентов, изменения в ассортименте или технологии и т.д. В случае если компания развивается агрессивно, то рост, равный росту рынка, является пессимистическим прогнозом.

         Итогом данного этапа должны стать граничные (пессимистические и оптимистические) значения прогнозов всех факторов, влияющих на объем продаж. Большинство компаний оценивают еще и третий, "наиболее вероятный" вариант, который всегда лежит между двумя граничными значениями.

          Пример. ООО "Ромашка" - быстро развивающаяся компания, специализирующаяся на оптовой торговле отделочными материалами и сантехникой экономического класса. Необходимо определить будущий объем продаж сроком до 2006 года.

         Определив список релевантных факторов, нужно построить прогнозные значения для каждого из них. Рассмотрим построение прогноза для одного из главных факторов – объема жилищного строительства.

График 1 Прогнозирование объема жилищного строительства

         В течение последних лет на рынке наблюдался интенсивный рост объемов строительства и цен на квартиры. Половина аналитиков считает, что рынок "перегрет", и в 2005 - 2006 годах люди, скупавшие квартиры в инвестиционных целях, начнут их продавать (пессимистичный прогноз). Известно, что такие инвесторы составляют 20 % от общего числа покупателей квартир, поэтому объем строительства кратковременно упадет на 40 % (так как инвесторы продадут свои 20 % квартир), а потом вырастет на 20 %. Соответственно, рассчитанные значения объема жилищного строительства в 2005 - 2006 годов необходимо скорректировать, умножив сначала на 0,6 , а затем на 0,8 . В то же время, вторая половина аналитиков считает, что спрос, и, соответственно, объем строительства буду расти на 15 % в год (оптимистичный прогноз), причем с развитием ипотечного кредитования темпы роста со временем будут увеличиваться. Основываясь на прогнозах банковских специалистов относительно количества выданных ипотечных кредитов (допустим, эта цифра на ближайшие 3 года составляет 4,5 млрд. долл. США, что при текущей средней цене в 1500 долл. США за кв.м. составит 3 млн. кв.м.), и, зная текущий объем строительства (например, 50 млн.кв.м.), можно сделать вывод о том, что за счет этого фактора наш прогноз на 2005 - 2006 годы вырастет на 6 %. Корректирующий коэффициент для каждого года будет равен 1,03 . Предположим, что остальные факторы в ближайшие два года останутся неизменными. Тогда при реализации оптимистичного варианта рост рынка в целом также составит 21 %, а при реализации пессимистичного – 100 - (0,6 + 0,8) / 2 = - 30 %.

         Теперь необходимо определить, каким образом будет изменяться рыночная доля компании. Для сохранения и увеличения доли рынка в прогнозируемом периоде планируется заменить половину ассортимента продаваемых товаров на сантехнику, являющуюся "модной". Известно, что темпы роста потребления такой сантехники составляют 20 % в год, при темпе роста рынка 5 % в год, следовательно, увеличение рыночной доли компании за счет смены половины ассортимента составит 7,5 % (( 20 % - 5 %)х 50 %) (оптимистичный вариант). Если же спрос на "модную" сантехнику в будущем периоде снизится до 10 %, рост доли рынка составит 2,5 % (( 10 % - 5 %) х 50 %).

         Затем эти факторы объединяются в таблицу:

Таблица 9


Влияние доли рынка

Лучший вариант +7,5%

Худший вариант +2,5%

Влияние внешних факторов

Лучший вариант +21%

+30,08%

+24,03%

Худший вариант -30%

-24,75%

-28,25%

         Таким образом, мы получили два граничных значения для выручки компании – 30,08% и –28,25%.

         Сценарий будущего

         После прогнозирования выручки необходимо спланировать расходы компании. Планирование расходов, необходимых для обеспечения построенного прогноза продаж, происходит с помощью существующей бюджетной модели. Аналогично прогнозу доходов, план расходов составляется в двух вариантах – лучшем и худшем. При этом в качестве "лучшего" рассматривается вариант, когда компания позволяет себе оплачивать все, что запланировано, а в качестве "худшего" – режим строгой экономии.

         Затем прогнозные доходы и расходы компании сводятся воедино, и получаются четыре граничных варианта развития. Для удобства анализа для всех таких вариантов строятся основные финансовые отчеты – БДДС, БДР и баланс. Каждый из четырех вариантов сопоставляется с целями и стратегией компании. Например, возможна ситуация, когда лучший по доходам и расходам сценарий приведет к накоплению дебиторской задолженности и потребует дополнительного кредитования. В то же время, более острожная стратегия – рост продаж при условии экономии затрат – может позволить сохранить финансовую независимость, которая для ряда компаний важнее, чем увеличение оборота.

         Итогом данного этапа должен стать наиболее вероятный сценарий будущего компании, состоящий из совокупности трех прогнозных отчетов, а также комплекс мероприятий, реализуемых в случае положительных или отрицательных отклонений от него. Для своевременной идентификации этих отклонений необходимо выделить набор контрольных показателей.

         Отбор показателей, с помощью которых впоследствии будет анализироваться исполнение прогноза, начинается еще во время прогнозирования и планирования выручки и расходов – тогда определяются необходимая доля рынка, цены, физический объем продаж, производительность труда, материалоемкость и т.п. На последующем этапе эти показатели корректируются и дополняются параметрами, от которых будет зависеть финансовый результат – то есть торговая наценка, оборачиваемость дебиторской задолженности, доля транспортных расходов, рентабельность и т.д. В процессе реализации прогноза эти параметры нужно постоянно отслеживать, так как их устойчивое изменение в положительную или отрицательную сторону от плановых значений будет свидетельствовать о реализации одного из прогнозных вариантов. Своевременно получая эти данные, компания получит возможность корректировать свои действия в соответствии с заранее разработанным прогнозом.

Глава III. Тенденции развития финансового прогнозирования в КР

 

§3.1 Проблемы финансового прогнозирования на макро и микро уровнях

        

         Как таковой системы финансового прогнозирования на макроуровне

в Кыргызской Республике не существовало. Это объективно объясняется следующими факторами: статистические концепции были не адаптированы к изменениям, связанным с переходом от плановой системы к рыночной экономике, малая база  данных макроэкономических эмпирических параметров, отсутствие квалифицированных специалистов, отсутствие государственного финансирования на создание института финансового прогнозирования. Эти и, возможно, многие другие факторы препятствовали созданию государственного института прогнозирования. Поэтому инициатива создания института прогнозирования должна была прийти извне, что в итоге и произошло.

         Инициатором создания института социального и экономического прогнозирования стала программа Европейского Союза - ТАСИС «Долгосрочный научный прогноз экономического и социального развития Кыргызской Республики». Этот проект стартовал 8 апреля 1998 г. и был завершен в 12 августа 2000 г. Донорские услуги (грант) предоставило Европейское Экономическое Общество на общую сумму 1 135 265 USD.

         В рамках этого проекта ТАСИС по «Долгосрочному научному прогнозу экономического и социального развития Кыргызской Республики» Министерством финансов КР и Центром экономических и социальных реформ была сформирована Группа оценки и планирования политики (ОПП). Группа ОПП призвана заниматься долгосрочными вопросами экономики КР и разрабатывать предвидения, касающиеся развития экономики и общества. В соответствии с Техническим заданием, группа ОПП получила аналитические рамки для оказания содействия в построении сценариев и анализе экономической политике или, другими словами, систему, предназначенную для долгосрочного прогнозирования.[12]

         Система прогнозирования, предназначенная для КР, не может в полной мере учитывать все определяющие факторы, постулированные с помощью теорий. Необходимо принять во внимание проблемы, связанные с наличием данных. Работающая модель не может быть слишком сложной. Тем не менее, она должна охватывать важнейшие факторы и учесть следующие основные связи:

a)     В связи с тем, что Кыргызстан является малой открытой экономикой, следует принимать во внимание взаимодействия с глобальной экономикой и влияние международной конкурентоспособности.

b)    В силу того, что Кыргызстан относится к развивающимся странам, капитал и ноу-хау становятся основным сдерживающим фактором для роста и повышения производительности.

c)     Будучи развивающейся страной, в случае роста экономики КР столкнется с тем, что ее производственные функции, отраслевая структура и позиции значительно изменятся. Более развитые страны предлагают Кыргызстану рекомендации по структуре изменений.

d)    В любой экономике существуют сильные связи между производительностью, уровнем дохода и уровнем и структурой спроса, которые изменяются посредством фискальной и экономической политики.

         Таким образом, система ДЭСП должна охватывать как фактор стороны предложения, так и спроса. Особое внимание необходимо уделять моделированию инвестирования в бизнес и инфраструктуру (транспортные и коммуникационные и энергосети, учреждения образования и обучения). Основным фактором, определяющим возможности инвестирования, являются законные и регулятивные рамки экономики.

         В создании модели существуют ограничения. База данный по Кыргызстану все еще имеет пробелы (например, основной капитал, обесценение капитала). В связи с тем, что статистические концепции были адаптированы к изменениям, связанным с переходом от централизованного управляемой экономики к рыночной системе, только после 1993 года, в настоящий период длина временных лагов составляет максимально шесть лет. Эти ограничения свидетельствуют о том, что данная модель не может быть эконометрической моделью классического типа. Для прогнозирования горизонтов до 20 лет оценки параметров модели должны базироваться, по меньшей мере, на эмпирических данных за 50-100 лет. Поэтому возникает проблема неточности прогнозов.

         В этой связи параметры системы ДЭСП могут только основываться на «опыте» других стран. Значения параметров были приведены в соответствие со структурами и отношениями Кыргызской Республики.

         На микроуровне основной проблемой может стать неточность прогнозов со всеми вытекающими последствиями, которые могут принять весьма угрожающие формы для предприятия, из-за траты времени и его на наверстывание упущенных моментов, в то время как предприятия-конкуренты прогрессируют на новом уровне. Необходимо учитывать, что здесь на точность прогнозов влияет человеческий фактор, так как в компетенцию финансовых менеджеров входит составление наиболее вероятных финансовых прогнозов и планов. Поэтому степень точности составления прогнозов зависит от квалифицированности финансового менеджера, выбора метода финансового прогнозирования и осуществления строгого финансового контроля.

           

§3.2 Пути совершенствования финансового прогнозирования

        

         Пути решения проблем финансового прогнозирования и его совершенствование логически лежат в устранении проблем, т.е. прежде всего это следующие действия:

·        создание специальных исследовательских центров по прогнозам в Кыргызской Республике на уровне государственных структур, и на микроуровне - создание финансово-прогнозных или плановых отделов,

·        подготовка высококвалифицированных специалистов в этой области, или же повышение квалификации существующих специалистов как в госструктурах, так и на предприятии, проведение семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации и т.д.,

·        использование методологических основ финансового прогнозирования и планирования, основанные на научных разработках развитых стран и мирового опыта, а также практического опыта разработки прогнозов, планов, программ и их осуществление, т.е. внедрение современных методов компьютерного моделирования, использование современных эконометрических, статистико-математических методов,

·        усиление связи между академической средой, госструктурами и предприятиями, обмен информацией, опытом.    

         Некоторые сдвиги в этом направления уже начались. Причем инициаторами выступают западные специалисты, поэтому процесс внедрения социально-экономического прогнозирования идет довольно быстрыми темпами. Так, например, Система долгосрочного экономического и социального прогноза (ДЭСП), разработанная в рамках проекта TASIS, успешно применяется в экономической политике.

         Система прогнозирования должна:

·        охватывать горизонт прогнозирования от 3 до 20 лет;

·        рассматривать вопросы роста, занятости, а также

·        экономической и социальной трансформации КР;

·        иметь региональную разбивку по ВВП и занятости.

         Также довольно успешно и оптимистично строится прогноз государственного бюджета – Среднесрочный прогноз бюджета (СПБ). Цель СПБ – придать бюджетному процессу стратегическую направленность, сделать его более предсказуемым путем концентрации бюджетных ассигнований в приоритетные направления, определенные Национальной стратегией по сокращению бедности (НССБ). Так, например, Среднесрочный прогноз бюджета Кыргызской Республики на 2006-2008 годы представляет собой следующую структуру:

ЧАСТЬ I: СТРУКТУРА РЕСУРСОВ СПБ

Финансово-бюджетная политика и прогноз ресурсов в рамках СПБ

 ЧАСТЬ II: СТРУКТУРА РАСХОДОВ СПБ

 Обзор консолидированной структуры ресурсов государственного сектора

 Основные направления расходов СПБ

 Межотраслевое распределение ресурсов

 Финансовая децентрализация и межбюджетные отношения

 Классификация бюджетных расходов, направленных на бедность

          Матрица мер политики для межотраслевого распределения ресурсов

         Некоторый материал из СПБ был использован в качестве примера во второй главе данной работы.




Заключение

         На основании исследования проведенного в рамках курсовой работы мы сделали следующие  теоретические обобщения и практические рекомендации:

1.          Финансовое прогнозирование представляет собой научную теорию, которая играет важную роль при планировании и регулировании экономики на макроуровне, а на микроуровне позволяет эффективно управлять финансовыми ресурсами предприятия для получения максимальной прибыли.

     Финансовое прогнозирование - обработка имеющейся на данный момент информации о финансах, закономерностях их изменений, конкретных условиях их функционирования в данный момент времени с использованием специального инструментария количественных оценок и получение представления о направлениях их развития и состояния в будущем.

2.          При рассмотрении особенностей построения финансовых прогнозов необходимо помнить тесную связь финансового планирования и прогнозирования. Финансовое прогнозирование обосновывает качественно и количественно наиболее вероятные сценарии развития будущего, на основании которых разрабатываются финансовые планы для наиболее адекватной реакции в будущем.

     К важнейшим методологическим принципам как прогнозирования, так и планирования следует отнести принципы: системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетности, оптимальности, сбалансированности и пропорциональности.     

     При разработке финансовых прогнозов немаловажную роль играют используемые методы. В мировой практике используется следующая классификация методов финансового прогнозирования: методы экспертных оценок, стохастические методы, детерминированные методы. Наиболее распространенным методом является комбинированный метод, который учитывает все возможные (релевантные) факторы, что означает высокую точность осуществления прогнозируемого сценария.

     При прогнозировании на макроуровне объектами финансового прогнозирования являются государственный бюджет, денежно-кредитные отношения, платежный баланс и валютный курс, а на макроуровне – прогноз объема продаж, т.е. ожидаемых доходов. При прогнозировании государственных доходов используются экономико-статистическое моделирование и чистое эконометрическое моделирование, а при расходах – рассматриваются целевые программы расходования госбюджета. Прогнозирование денежно-кредитных отношений осуществляется посредством статистических методов, методов экспертных оценок. Прогнозирование платежного баланса происходит по данным о развитии иностранных государств, так как Кыргызстан является малой открытой экономикой и зависит во многом от иностранных экономик. То же касается и валютного курса.

     При прогнозировании на макроуровне наиболее часто используется комбинированный метод, который включает в себя и методы экспертных оценок, методы экстраполяции, детерминированные методы с использованием эконометрического моделирования, что дает высокую точность прогнозов.

3.          В настоящий момент в Кыргызстане финансовое прогнозирование находится на довольно раннем этапе развития в силу объективных причин: статистические концепции были не адаптированы к изменениям, связанным с переходом от плановой системы к рыночной экономике, малая база данных макроэкономических эмпирических параметров, отсутствие квалифицированных специалистов, отсутствие государственного финансирования на создание института финансового прогнозирования. Это же касается и системы финансового прогнозирования на предприятиях. Но, нужно отметить, что первые шаги в направлении использования методов финансового прогнозирования уже сделаны. Так, при Министерстве финансов КР уже несколько лет готовится Среднесрочный прогноз бюджета (СПБ), основанный на системе ДЭСП (Долгосрочный экономический и социальный прогноз), содействие в разработке которой принял проект TASIS. Каждый год проводится детальный анализ, и вносятся коррективы на очередную среднесрочную перспективу. Результатом этой работы является СПБ на 2006-2008 гг., чьи данные были использованы в качестве примера в данной работе.

   Пути решения лежат в устранении проблем:

·        создание специальных исследовательских центров по прогнозам в Кыргызской Республике на уровне государственных структур, и на микроуровне - создание финансово-прогнозных или плановых отделов,

·        подготовка высококвалифицированных специалистов в этой области, или же повышение квалификации существующих специалистов как в госструктурах, так и на предприятии, проведение семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации и т.д.,

·        использование методологических основ финансового прогнозирования и планирования, основанные на научных разработках развитых стран и мирового опыта, а также практического опыта разработки прогнозов, планов, программ и их осуществление, т.е. внедрение современных методов компьютерного моделирования, использование современных эконометрических, статистико-математических методов,

·        усиление связи между академической средой, госструктурами и предприятиями, обмен информацией, опытом.    



Список использованной литературы

1.     Балабанов А.И, Балабанов И.Т. Финансы. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 192с.: ил.

2.     Бекстенова Д.Ч. Финансы, денежное обращение и кредит. Учеб.пособие/Кыргызско-Российск.Слав.ун-т. – Бишкек, 1999. – 250с.

3.     Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ./ Научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И.И. Елисеева. Гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1996.- 624с.: ил.

4.     Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Уч. курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. – 656с.

5.     Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ. под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2001, Т.2.- 669с.

6.     Платежный баланс КР (аналитическое представление. // Бюллетень НБКР,2004, №10, с.70

7.     Джумашев Р.Прогноз государственных доходов КР//Реформа,2000, №1,- с.50-61

8.     Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебн. пособие./ Пер. с франц. под ред. проф. Я.В. Соколова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 576с.

9.     Колб Р.В., Родригес Р.Д. Финансовый менеджмент: Учебник/ Пер. 2-го англ. издания; Предисл. к русск. изд. к.э.н. Драчевой Е.Л. – М.: Финпресс, 2001.- 496с.

10.           Койчуева М.Т. Сущность и принципы составления платежного баланса.//Банковский вестник, 2004, №10, - с.32-35

11.           Макроэкономический прогноз развития Кыргызстана на 2005 год (по данным Минфина).//Банковский вестник, 2004, №10, - с.37-38

12.           Миляков Н.В. Финансы. – Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002.- 432с.

13.           Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие/ В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000.- 432с.

14.           Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/Т.К Морозова, А.В. Пикулькин, ВюФ. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 318с.

15.           Проект Тасис. Отчет № 30. Долгосрочный научный прогноз экономического и социального развития КР./ Р.Джумашев, В. Герстенбергер, М. Кайзер, Р. Колл, Р. Остерками, Н. Укуева и группа ОПП. Бишкек, 26 июля, 2000, - 224с.

16.           TASIS- Project. Report № 28. Long term scientific prognosis of economic and social development of the KR. Djumashev R, Gerstenberger W, Kaiser M, Koll R, and PEPU Group. Bishkek, June 23, 2000, - 182p.

17.           Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник./ Под ред. Е.С. Стояновой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 1999. – 656с.

18.           Финансовый менеджмент: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518с.

19.           Финансы/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов, Л.И. Гончаренко и др., Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 400с.

20.           Финансы. Учебник.- 2-е изд. и доп./С.А.Белозеров, С.Г.Горбушина и др.; Под ред. В.В. Ковалева.- М.: ТК Велби, Издатетельство Проспект, 2004. – 512с.

21.           Ченг Ф. Ли, Финнерти Д. И. Финансы корпораций: теория, методы и практика. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 686с.

22.           Ресурсы Интернет:

#"#">#"#">#"Merchandise_Trade">Торговля товарами (млн. долларов США)

Экспорт (фоб)

453.8

504.5

476.1

485.5

581.7

Импорт (сиф)

599.7

554.1

467.2

586.8

717.0

Курс валют (сомов/доллар США)

Номинальный курс (на конец периода)

45.43

48.30

47.72

46.09

44.19

Номинальный курс (средний за период)

39.02

47.72

48.44

46.92

43.69

Приложение B

              Сценарий международной среды экономики Кыргызстана[13]     в процентах

Страна

/регион

Данные прошлых лет

«розовое видение»

«мрачное видение»


1981-90

1991-00

2001-10

2011-20

2001-10

2011-20

Рост ВВП (среднегодовые значения)

США

3,0

3,1

2,9

2,8

1,9

2,2

Европа

2,4

1,9

2,9

3,1

2,0

2,3

Россия


-5,5

4,8

4,5

2,3

4,0

Китай


9,3

7,0

6,0

3,0

3,0

Турция

5,2

3,5

4,9

5,0

3,1

3,0

Казахстан



5,1

5,8

3,1

3,0

Узбекистан



4,4

5,0

1,9

2,2

Рост импорта (среднегодовые значения)

НАФТА(США, Канада, Мексика)

6,8

5,2

7,1

5,9

4,4

4,3

Европейский союз +Страны Центральной и Восточной Европы

4,3

2,9

6,3

6,7

3,8

4,4

Россия + СНГ



7,2

6,7

2,8

4,8

Китай



8,4

7,2

3,3

3,3

Турция + ЦА



7,5

7,6

4,7

4,6

Другие



7,5

7,2

4,4

4,4

Уровни инфляции (среднегодовые значения дефлятора ВВП)

США

4,4

2,0

2,4

2,3

2,9

2,9

Европа

6,7

2,8

1,9

2,0

2,7

2,5

Россия



19,2

11,1

19,7

11,3

Реальные процентные ставки

США



4,7

4,2

5,2

4,7



1999

2010

2020

2010

2020

Цена сырой нефти в долларах США за баррель

Мир


14,8

33

33

41

41

Сом/доллар (реальный курс)

Кыргызстан


39,9

39,9

39,9

39,9

39,9

Сом/доллар (обменный курс)

Кыргызстан


39,9

140

318

149

344


[1] Финансы. Учебник.- 2-е изд. и доп./С.А.Белозеров, С.Г.Горбушина и др.; Под ред. В.В. Ковалева.- М.; ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – с.35

[2] Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Уч. курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. – с.50

[3] Ченг Ф. Ли, Финнерти Джозеф И. Финансы корпораций: теория, методы и практика. Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000. – с.553

[4] Финансы. Учебник.- 2-е изд. и доп./С.А.Белозеров, С.Г.Горбушина и др.; Под ред. В.В. Ковалева.- М.; ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – с. 35

[5] Миляков Н.В. Финансы. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – c.29

[6] Прогнозирование и планирование экономики. Учеб.пособие/ Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000.- с.46

[7] Койчуева М.Т. Сущность и принципы составления платежного баланса.//Банковский вестник, 2004, №10.- с.32

[8] См. Приложение А

[9] Макроэкономический прогноз развития Кыргызстана на 2005 год (по данным Минфина).//Банковский вестник, 2004, №10, с.37-38

[10] См. Приложение В

[11] Ежегодные суммы выплат по проектам, финансируемым за счет кредитных средств, не превышают целевых показателей PRGF по внешнему финансированию ПГИ, выраженных в % к ВВП, соответственно 3,3% в 2005 году и 3,0% в 2006-2007 гг.

[12] Проект Тасис. Отчет № 30. Долгосрочный научный прогноз экономического и социального развития КР./ Р.Джумашев, В. Герстенбергер, М. Кайзер, Р. Колл, Р. Остерками, Н. Укуева и группа ОПП.- Бишкек, 2000. - с.4

[13] Источник: OECD Экономические перспективы, собственные предположения и оценки


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ