бесплатные рефераты

Фирма, как единица рыночной экономики

Прежде всего необходимо поставить задание создания таких преобразований, которые б имели природный, органически им присущий характер осуществления, а во-вторых — теоретически сформулирован (на уровне предприятия) общий методологический подход к искоренению застойных явлений в экономике, который лежит в основе дезинтеграции управления и производства, дифференциации форм собственности. Определенная сущность этого подхода, который учитывает монополизм производителей, существующие, сформированные еще до переходного периода, особенности системы управления и хозяйствования, наличие фактически пока еще единственной — государственной — формы собственности, и заключается в разделении очень больших предприятий, процессов производства и управления и одновременном переходе к смешанным формам собственности.

Исходной позицией в мотивации перестройки и развития систем предприятия является то, что каждая группа и категория трудящихся должна иметь интерес для достижения целиком определенных конкретных целей, которые в совокупности обеспечивают эффективное функционирование предприятия в условиях перехода к рыночным отношениям и на долгосрочную перспективу при стабильной экономической ситуации. При этом необходимо рассмотреть общие элементы мотивации, которые относятся ко всем группам и категориям трудящихся, и специальные, распространяющиеся на отдельные группы и категории.

Эффективность работы предприятия, всех его систем и механизмов много в чем определяется внешними факторами, действующих на микроуровне. Необходимо рассмотреть два блока вопросов с этой сферы, которые тесно связаны с механизмами адаптации предприятия,— управление качеством продукции, разгосударствлением и приватизацией, а также пути и методы их усовершенствования с целью создания для предприятий среды наибольшего содействия.

Особенно важным становится вопрос использования новой функции управления для промышленных предприятий — прогнозирования. Заслуживает изучения разработанная прогнозирующая система и прогнозные модели техническо-организационного развития, а также методология и методика моделирования взаимосвязанной стратегии развития техническо-организационной и организационно-экономической системы предприятия.

Основными вопросами, которые потребуют решения в процессе перестройки организационно-экономической системы предприятия , являются:

-             определение модели управления собственностью предприятия и его структурных подразделений;

-             образование системы учета затрат и результатов работы;

-             управление внутрифирмовым ценообразованием и разделением результатов хозяйствования.


6. Экономическая свобода предприятий.

Ничем не ограниченная деятельность предприятия порождает серьезную социальную несправедливость, а часто и экологическую опасность. Поэтому предприятие должно исполнять четко определенные требования со стороны правительства, потребителей и защитников окружающей Среды. Наиболее передовые из зарубежных предприятий реагируют на это разработкой социальных программ с целью присвоения себе статуса ответственного члена общества. Одновременно предприятия употребляют целенаправленные действия, чтобы не допустить принятия законов, ограничивающих предпринимательскую свободу. Самым важным для работы тех предприятий, которые не хотят прекратить свое существование, является приспособление к требованиям общества.

Успех деятельности предприятия в большой мере зависит от того, кто и как регулирует и контролирует взаимоотношения с региональной средой. Советский опыт показал, что полномасштабный контроль деятельности предприятий сверху является нежелательным, поскольку он делает их неэффективными. Опыт развитых стран, в свою очередь, показывает, что при минимальном контроле сверху предприятия создают больше благ и более эффективны. Но из--за того, что национальное богатство постоянно увеличивается, а распределение остается неравномерным, это увеличение сопровождается разрушением политической , экономической и социальной Среды, равнодушием к неотложным проблемам предприятий.

Традиционными сферами контроля предпринимательского поведения со стороны государственных органов управления являются: продукция, технология производства, поведение в конкуренции, прибыль, ресурсы, право собственности и организация внутрифирмового управления.

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью следующих категорий граждан: военнослужащих, должностных лиц, органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий.

Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть зарегистрированы как предприниматели с правом осуществления соответствующего вида деятельности до истечения срока, установленного приговором суда.

Предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Особенности регулирования отдельных видов предпринимательства устанавливаются законодательством Украины (см. глава 8, п.2, «Закон о предпринимательстве Украины»).

 

7. Экономические проблемы предпринимательства

 и пути их решения.

 

В ходе начавшегося нового этапа экономической реформы в Украине особо важным становится изыскание дополнительных резервов повышения эффективности хозяйственного механизма, принятия кардинальных мер по созданию условий для выхода страны из кризисной ситуации. Поиск же наиболее приемлемых для Украины методов оздоровления экономики в первую очередь приводит к необходимости обратиться к мировому опыту решения этих проблем.

Среди целого ряда разнообразных факторов экономического роста наиболее значительным считают умелую реализацию предпринимательского потенциала граждан страны, эффективное использование в экономическом механизме самостоятельной хозяйственной инициативы человека, признание предпринимательства незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.

Для активизации усилий в этом направлении и более полного понимания всего комплекса имеющихся проблем прежде всего необходимо остановиться на теоретическом аспекте проблемы предпринимательства. Несмотря на большое количество работ по данной теме, до настоящего времени четкого, основанного на научной теории, однозначного определения понятия предпринимательства еще не сложилось. Существующие на сегодня концепции характеризуют предпринимательство в трех направлениях:

1)              доступность различных видов ресурсов и возможность ими распоряжаться с целью получения прибыли при постоянном наличии фактора риска и неопределенности конечного результата деятельности;

2)              эффективное управление и организация производственного процесса с постоянным и широким использованием нововведений;

3)              особенное новаторское, творческое поведение хозяйствующего субъекта, его предприимчивость, являющаяся движущей силой экономического процесса.

Основное же условие возможности существования предпринимательства ученые и практики видят в создании конкурентной среды и предоставления экономической свободы субъекту хозяйствования. Уже такое понимание сути проблемы позволяет объяснить важную особенность развития современной мировой экономики — все более возрастающую роль малого бизнеса. Его качественными критериями являются:

-             преобладание частной собственности на средства производства;

-             юридическая и экономическая независимость в принятии решений;

-             упрощенная система управления;

-             профессиональная взаимозаменяемость работников;

-             непосредственное участие собственника в управлении предприятием;

-             инициативный, поисковый характер деятельности.

Нетрудно заметить, что принципы деятельности этих фирм близки характеристике предпринимательства. Действительно, практически повсеместно происходит отождествление предпринимательства с малым бизнесом, широкое использование в отечественной науке и практике термина “малое предпринимательство”.

Очевидна и причина этого явления — широкое распространение предпринимательства в сферах малого бизнеса. Именно этот сектор экономики представляет наиболее эффективную систему отбора талантливых и предприимчивых людей, позволяет создавать необходимую атмосферу конкуренции, способствует быстрому решению целого ряда проблем, которые не могут быть разрешены более крупными хозяйственными структурами.

Конкуренция — это основное условие, при котором работают рыночные механизмы, генерирующие ценовые сигналы, порождающие стимулы, формирующие рыночное изобилие, разнообразие ассортимента и высокое качество товаров и услуг.

Украине, как и другим странам с переходной экономикой, в наследство от советской государственно-монополистической системы досталась совокупность отношений между предприятиями, не совместимая с конкурентной средой. В системе, основанной на всеобщем огосударствлении собственности и сверхцентрализации, значительно преобладали крупные и крупнейшие предприятия. В бывшем СССР предприятия с численностью работающих свыше 1000 чел. производили почти 3/4 всей промышленной продукции, концентрировали 80% основных промышленно-производственных фондов, потребляли более 90% всей электроэнергии. Такой уровень концентрации был адекватен планово-директивной системе, теория и практика которой исходила из представления об экономике как едином комплексе. Малым количеством крупных предприятий удобно управлять, устанавливать им плановые задания и нормативы, распределять между ними ресурсы, назначать и смещать руководителей и т.д.

Монополизм планово-директивной системы — это, главным образом, ведомственный монополизм, природа которого, в сущности, не связана с размерами предприятий и их количеством. Между тем, разрушение ведомственного монополизма само по себе отнюдь не формирует конкурентной Среды, поскольку в большей части отраслей остается высокий уровень концентрации производства, то есть преобладание небольшого количества крупных предприятий. Происходит лишь некоторый сдвиг в структуре монополизма — монополизм ведомственный вытесняется монополизмом предприятий. По своим негативным последствиям последний ничуть не лучше ведомственного монополизма. Напротив, если ведомственный монополизм оставляет некоторые возможности контроля над чрезмерными “аппетитами” предприятий-монополистов, то монополизм предприятий в его чистом виде порождает ценовой беспредел, создает возможность “прижать к стенке” покупателей в смысле ассортимента продукции и ее качества, откладывать на неопределенное время технологическое обновление производства.

Конечно, конкурентная среда может быть создана и при этих условиях на основе либерализации связей с внешним рынком, в частности за счет ослабления таможенных ограничений для зарубежных товаров, поступающих на внутренний рынок, с одновременным усилением контроля за их качеством. Но такой путь формирования конкурентной среды при глубочайшем экономическом кризисе чрезвычайно опасен. Созданная таким образом конкурентная среда способна лишь усилить действие сил, разрушающих национальную экономику. Нельзя не учитывать, что товары, производимые на большей части украинских предприятий, по сравнению с товарами мирового рынка неконкурентоспособны. Большинство украинских предприятий этой конкуренции не выдержит, что может усугубить и без того их трудное положение.

Существует мнение, что решение данной проблемы лежит в технологическом обновлении производства, которое должно сделать продукцию предприятий конкурентоспособной. Однако и это решение представляется сомнительным прежде всего из-за условий его выполнения. Галопирующая инфляция делает инновацию маловероятной, поскольку нормальная предпринимательская деятельность не способна дать необходимые средства для инвестиций. Сомнительно также получение средств для этой цели извне, поскольку условия той же инфляции и нестабильности экономики Украины заставляют инвесторов искать такие помещения капитала, которые способны давать немедленную отдачу, между тем как вложения в производство всегда сопряжены со значительным периодом времени и риском.

Но даже если крупным предприятиям и удается обновить технологию, во многих случаях они обречены оставаться неконкурентоспособными на мировом рынке. Это обусловлено не в последнюю очередь особенностями их структуры, сложившейся в условиях командно-административной системы.

Предприятия (в первую очередь крупные, но не только они) создавались по принципу максимально замкнутого комплекса подразделений. Это диктовалось реальными условиями деятельности предприятий и было узаконено нормативными актами, регулирующими их типовые структуры. Состав подразделений основного производства формировался таким образом, чтобы свести к минимуму зависимость предприятий от поставщиков. На каждом предприятии создавалась широкая номенклатура подразделений вспомогательного и обслуживающего производств. Аппарат управления, как правило, включал многочисленные отделы, группы, бюро, лаборатории.

Такой подход к формированию структуры предприятий диктовался не только стремлением максимально ограничить связи из-за межведомственных барьеров, но и тем, что оплата услуг сторонних организаций, как правило, обходилась дороже по сравнению с затратами на содержание своих соответствующих подразделений. Кроме того, такому подходу к формированию структуры предприятий способствовал и принятый порядок оплаты труда руководителей в зависимости от категории предприятий.

На эту структурную особенность “традиционных” предприятий рыночная экономика отреагировала определенными тенденциями. На протяжении последних лет в странах с современной рыночной экономикой просматривается отчетливое стремление предприятий дистанцироваться от многих функций, выполнявшихся ранее их внутренними подразделениями, в первую очередь такими, которые отличались пульсирующими нагрузками. Именно за счет этого фактора сокращается число промышленных гигантов и , вместе с тем, возрастает количество малых предприятий. Вопреки теоретической догме о неотвратимости процесса концентрации производства, средние размеры предприятий обнаруживают явную тенденцию к уменьшению.

Этот процесс делает рыночную экономику более динамичной, мобильной, восприимчивой к инновациям, повышает ее способность оперативно реагировать на рыночный спрос и его изменения. Вместе с тем растущая часть предпринимательского риска переносится на малые предприятия, а работа крупных предприятий, остающихся фундаментом рыночной экономики и ее экспортного потенциала, становится более устойчивой. Особо следует отметить, что развитие малого предпринимательства сопровождается расширением конкурентной Среды, вторжением конкуренции в сферы, которые раньше были представлены внеконкурентными отношениями внутренних подразделений предприятий.

Конечно, характеризуя возрастание роли малых предприятий в рыночной экономике, следует учитывать не только их значение во всей инфраструктуре предприятий, но и социальную сторону процесса, в частности, роль малых предприятий как фактора изменения структуры собственности, как регулятора занятости населения и вообще как буферной зоны рыночной экономики, способной смягчать последствия происходящих в ней структурных сдвигов.

Могут быть названы различные варианты процесса образования сети малых предприятий, выполняющих функции формирования инфраструктуры во всей совокупности предприятий. Прежде всего, малые предприятия могут создаваться путем отпочкования подразделений, от есть выделения из более крупного предприятия с предоставлением им соответствующих прав (юридического лица, открытия расчетного счета, самостоятельного баланса и т.п.). При этом малое предприятие получает возможность самостоятельно формировать портфель заказов, что ставит его доходы в прямую зависимость от результатов собственной деятельности. Однако на этом пути неизбежны многочисленные проблемы и трудности. В частности, они связаны с формированием собственности на имущество малых предприятий, с материально-техническим обеспечением производства и , следовательно, распределением и использованием его доходов. Эти проблемы не исчезают и в том случае, если создание малых предприятий осуществляется на основе передачи имущества в аренду.

Создание малых предприятий путем их отпочкования от более крупных может быть связано с акционированием — например, путем придания подразделениям форм небольших акционерных компаний, акции которых могут распространяться как среди трудового коллектива предприятия (крупного и малых), так и через свободную продажу. Но при любых вариантах отпочкования остается главная проблема. Получая самостоятельность из рук крупного предприятия, малые предприятия становятся независимыми субъектами рыночных отношений. Поэтому неизбежно возникает вопрос, насколько эти вновь образованные субъекты производственной деятельности способны надежно и качественно выполнять свои функции как элементы инфраструктуры других предприятий, в том числе по отношению к тем, от которых они отделились, а также — во что обойдутся их продукция и услуги предприятиям, оставшимся без соответствующих подразделений.

Отмеченная выше проблема возникает из-за того, что сам по себе способ создания малых предприятий на основе дезинтеграции более крупных не способен создать конкурентную среду и, следовательно, механизмы, оказывающие влияние на деятельность малых предприятий, качество их продукции и услуг, а также на цены их реализации. Именно это объясняет неудачи многих попыток формирования малых предприятий на указанной основе. Были случаи, когда выделение из состава крупных предприятий ряда малых не только не принесло успеха, но и стало дополнительным фактором сокращения выпуска продукции, снижения ее конкурентоспособности.

Правильные выводы подсказывает опыт крупных компаний в странах с развитой современной рыночной экономикой. Известно, например, что предприятия такой крупнейшей компании, как “Дженерал моторс”, обслуживают 32 тыс. поставщиков, образующих ее инфраструктуру (в основном в виде малых предприятий). Продукцию компании реализуют 11 тыс. самостоятельных дилеров, действующих во многих странах. Такие же данные могут быть приведены по компаниям Японии — электронным, автомобильным, строительным и другим. Характерной особенностью таких систем является мобильность состава и структуры малых предприятий. Значительная их часть существует лишь непродолжительное время, а затем исчезает или меняет род деятельности. Вместе с тем возникают новые малые предприятия, предлагающие свою продукцию и услуги. А в итоге системы, включающие крупные, средние и малые предприятия, функционируют устойчиво и в соответствии со складывающейся рыночной конъюнктурой.

Из изложенного следует вывод, что на основе одного лишь отпочковывания нельзя создать системы, оптимально сочетающие предприятия разных размеров и различных функций. Одним из важнейших условий выхода Украины на уровень конкурентоспособности с предприятиями дальнего зарубежья является создание наиболее благоприятных условий для формирования такой массы малых предприятий, которые в своей совокупности способны выполнять функции инфраструктуры на конкурентной основе.

Это должны быть малые предприятия с широким диапазоном социальной ориентации, размеров и рода деятельности. Это могут быть предприятия с минимальной численностью наемных рабочих и без наемных рабочих вообще — семейные предприятия. Малые предприятия могут специализироваться на изготовлении относительно несложных элементах изделий, состав и номенклатура которых изменяются в соответствии с требованиями рынка. Необходимы Украине также предприятия, которые на договорной основе осуществляют техническое обслуживание и ремонты оборудования, вычислительной техники, приборов и аппаратуры.

Вся эта обширная зона малого бизнеса должна быть такой, чтобы все предприятия, и в первую очередь крупные и средние, имели возможность выбора поставщиков и партнеров, продукция и услуги которых отличаются высоким качеством, надежностью и стабильными ценами, доказывая тем самым преимущества данной системы по сравнению с рядом предприятий замкнутого комплекса, которые достались в наследство от командно-административной системы. Естественно, создание такой сети малого бизнеса требует определенных материально-технических, финансово-кредитных и организационных предпосылок.

Придание процессу создания малых предприятий массового характера ведет к возникновению зоны малого бизнеса, способной успешно входить в инфраструктуру предприятий. Между тем, в Украине этот процесс сталкивается со многими трудностями и проблемами.

За последние годы, в частности, здесь произошли в целом благоприятные изменения в механизме создания новых предприятий, в том числе малых. Значительно упрощен порядок прохождения документов, связанных с получением разрешений на предпринимательскую деятельность. Это привело к существенному сокращению необходимых для этого сроков. Если раньше требовались многочисленные визы должностных лиц, что затягивало время оформления документов на многие недели и даже месяцы, то теперь это время сократилось до нескольких дней, а предельные сроки оформления практически ограничены лишь частотой заседаний комиссий исполнительных органов власти, дающих окончательное решение. Правда, следует отметить завышенную трудность и сложность заполнения необходимых документов. Но эта трудность легко преодолима, поскольку возникли фирмы, за сравнительно небольшую плату берущие на себя весь процесс оформления.

При всем этом, однако, остаются многочисленные факторы, препятствующие развитию малого предпринимательства как особой буферной зоны рыночной экономики. Причем в первую очередь это относится к сфере производства и той ее части, которая способна выполнять функции инфраструктуры предприятий. Совершенно недостаточна интенсивность этого процесса. Вместе с тем в его направлениях наблюдаются явные деформации, не соответствующие потребностям формирования современной рыночной экономики.

Действующий порядок создания предприятий носит (как и прежде) разрешительный характер. В законодательных актах перечислены виды деятельности, относительно которых разрешено создавать предприятия. В результате, если тот или иной вид деятельности не предусмотрен в перечне разрешенных, то есть он является неординарным, аппарат исполнительных органов власти получает широкие возможности для необоснованных запрещений. Между тем, сущности рыночной экономики соответствует такая форма нормативных актов, когда перечисляются запрещенные виды деятельности.

Созданию новых предприятий, в том числе и малых, препятствует практика взимания сборов, связанных с оформлением документов и разрешений. Плата за разрешения носит многообразный характер. Необходимо платить как за разрешение заниматься предпринимательской деятельностью вообще, так и за право заниматься каждым видом деятельности особо. Все эти взносы в конечном итоге увеличивают издержки предприятий, сокращают их доходы и прибыль.

Особо следует отметить, что на пути развития предпринимательства в Украине стоит действующий порядок налогообложения предприятий. Формально в соответствии с этим порядком налогом облагается лишь прибыль предприятий. Причем размер налога составляет 30%, что соответствует принятому в рыночной экономике представлению об оптимальном уровне налогообложений прибыли. Но это — лишь обманчивая видимость. Предприятия обязаны включать в свои издержки отчисления в различные фонды (их пять), которые, в сущности, являются частью добавленной стоимости. Тем самым уровень издержек существенно завышается, а прибыль соответственно сокращается.

Такой порядок налогообложения содержит в себе глубокое внутреннее противоречие. Оно предполагает отсутствие конкурентной среды, монопольное положение субъектов рыночной экономики, их способность устанавливать цены на затратной основе, то есть, в сущности,— появление неработающих механизмов рыночного ценообразования. Если бы те же предприятия действовали в нормальных рыночных условиях, в которых цены устанавливаются не на затратной основе, а как равновесные цены механизма рыночной конкуренции, то наверняка большая часть предприятий стала бы убыточной, утратила бы главный мотив и основу своей деятельности — прибыль. В реальных экономических условиях Украины монопольное завышение цен не столько разоряет действующие предприятия, сколько препятствует созданию новых и, что особенно существенно, неизбежно ведет к сокращению производства из-за несоответствия покупательной способности населения уровням цен.

Принятая в Украине система налогообложения прибыли и включаемых в издержки отчислений не только тормозит развитие предпринимательства, но и деформирует его направления. Свободный капитал явно избегает сферы производства товаров и услуг, где необходимы относительно крупные первоначальные капитальные вложения с проблематичными перспективами окупаемости. Он устремляется главным образом в торгово-посредническую деятельность. Показательно, что в эту же сферу преимущественно устремилась и зарегистрированная индивидуальная трудовая деятельность, значительная часть которой имеет в своей основе вояжи так называемых “челноков”.

В современной рыночной экономике налоговые рычаги считаются наиболее эффективным инструментом ее регулирования. В Украине же эти рычаги, в сущности, практически не используются ни для развития предпринимательства, ни для регулирования его направлений. В настоящее время новые предприятия, в том числе малые, не получают прав на налоговые льготы. Отсутствует дифференциация уровня налогов на прибыль и размера отчислений в зависимости от видов и направлений предпринимательской деятельности, а также от использования прибыли. Нет скидок с налогов, если прибыль используется для создания новых рабочих мест, технологического обновления производства и т.д. (отметим, что эти и другие налоговые льготы были отменены в начале 1995 г.). Отсутствует такая форма государственной поддержки малых предприятий, как льготные условия их кредитования (например, путем обеспечения государственных гарантий банкам, предоставляющим кредиты на создание предприятий и развитие предпринимательской деятельности).

Широкий, и притом регулируемый процесс развития предпринимательства, в особенности в сфере малого бизнеса, становится возможным в его синхронной связи с выходом национальной экономики из кризисного состояния на основе обуздания инфляции и введения стабильной национальной денежной единицы. Лишь на такой основе развитие предпринимательства способно остановить падение производства и валового национального продукта, добиться их стабилизации, а затем и роста.

Массовое предпринимательство требует подготовки людей, способных к этому роду деятельности. Такая задача должна решаться на всех уровнях образования и обучения. Должна формироваться и законодательная база, регулирующая отношения, связанные с созданием и функционированием малого бизнеса, обеспечивающая его защиту от монопольных структур, произвола чиновников и рэкета.

В свою очередь, создаваемая на государственном уровне программа должна быть основана на научно разработанных концептуальных построениях развития предпринимательства в отдельных сферах и областях экономики. Только такой подход может помочь избежать крупных ошибок в процессе создания системы поддержки малого бизнеса, гарантировать последовательность ее формирования и обеспечить практическую реализацию всех ее элементов.

Мировой опыт развития малых предпринимательских структур указывает на то, что наибольшая их эффективность достигается в условиях существования частной формы собственности. Формирование ее правовой базы в Украине должно предусматривать ряд мер:

-             совершенствование законодательных актов, регламентирующих массовую приватизацию;

-             установление долговременной перспективы развития частного предпринимательства, утверждения права наследования и продажи собственности;

-             предоставление надежных политико-административных гарантий от неправомерных посягательств на собственность со стороны государства, других физических и юридических лиц.

Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что в нормативных актах по регулированию предпринимательства существует некоторая неопределенность в понимании терминов “малое предприятие”, “малое предпринимательство”, “малый бизнес”, недостаточное разграничение организационной, организационно-правовой и организационно-экономической форм хозяйственной деятельности. В мировой практике преобладающее большинство малых предприятий — это юридически и финансово самостоятельные, независимые, небольшие по численности занятых фирмы, основанные на частной собственности одного или нескольких граждан, которые непосредственно управляют и работают на своем предприятии. Только указанные качества позволяют относить такие формы к малому бизнесу и дают им право на значительную поддержку со стороны государства.

Главной проблемой для малого предприятия являются трудности с финансированием. Отсутствие достаточного капитала у большинства населения, сложность, невыгодность, а иногда и невозможность получения заемных средств тормозят развитие малого бизнеса. Задача государства — создать предпосылки, стимулирующие вложение инвестиций и предпринимательской энергии в данный сектор экономики.



8. Законодательное регулирование деятельности предприятий.

1) Закон Украины о предприятиях от 27.03.91.

Закон Украины “О предприятиях” создает равные правовые условия для деятельности предприятий независимо от форм собственности на имущество и организационные формы предприятия. Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет их права и ответственность в проведении хозяйственной деятельности, регулирует отношения предприятий с другими предприятиями и организациями, органами государственного управления.

Предприятие — основная организационная единица народного хозяйства Украины. Предприятие — самостоятельный хозяйственный уставной субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научную и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).

Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках, печать со своим наименованием, а промышленное предприятие — также товарный знак. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.

Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Украины и отвечают целям, предусмотренным уставом предприятия.

Соответственно формам собственности могут действовать предприятия таких видов:

-             индивидуальное предприятие, основанное на частной собственности физического лица и исключительно его труда;

-             семейное предприятие, основанное на собственности и труде граждан Украины — членов одной семьи, которые проживают вместе;

-             частное предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина Украины, с правом найма рабочей силы;

-             коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, другого уставного общества, общественной и религиозной организации;

-             государственное коммунальное предприятие, основанное на собственности административно-территориальных единиц;

-             государственное предприятие, основанное на общегосударственной собственности;

-             совместное предприятие, основанное на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности);

-             предприятие, основанное на собственности юридических лиц и граждан других государств.

Соответственно объемам хозяйственного оборота предприятия и численности его работников (независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категории малых предприятий.

К малым предприятиям относятся новообразованные и действующие предприятия :

-             в промышленности и строительстве — с численностью трудящихся до 200 человек;

-             в других отраслях производственной сферы — с численностью трудящихся до 50 человек;

-             в науке и научном обслуживании — с численностью трудящихся до 100 человек;

-             в отраслях непроизводственной сферы — с численностью трудящихся до 25 человек;

-             в розничной торговле — с численностью трудящихся до 15 человек.

Предприятие создается согласно с решением собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, предприятия-учредителя, организации или решением трудового коллектива в случаях и порядке, предусмотренных этим и другими законами Украины.

Предприятие может быть создано в результате принудительного раздела другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством Украины.

Предприятие может быть создано в результате выхода из состава действующего предприятия,, организации одного или нескольких структурных подразделений, а также на базе структурной единицы действующих объединений согласно решению их трудовых коллективов, если на это есть согласие собственника или уполномоченного им органа.

Предприятие получает права юридического лица со дня его государственной регистрации. Государственная регистрация предприятия осуществляется в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов по местонахождению предприятия.

Для государственной регистрации предприятия исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов подаются заявление, решение основателя о создании, устав и другие документы.

В случае отсутствия у малого предприятия на момент регистрации собственного помещения она осуществляется по юридическому адресу одного из его основателей.

Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов.

Предприятие действует на основе устава. Устав утверждается собственником (собственниками) имущества, а для государственных предприятий — собственником имущества при участии трудового коллектива.

В уставе предприятия определяются собственник и наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, его органы управления, порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива, порядок образования имущества предприятия, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также другие ценности, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе предприятия.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

-             денежные и материальные вклады основателей;

-             доходы, полученные от реализации продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности;

-             доходы от ценных бумаг;

-             кредиты банков и других кредиторов;

-             капитальные вложения и дотации с бюджетов;

-             поступления от разгосударствления и приватизации собственности;

-             приобретение имущества другого предприятия, организации;

-             бесплатные или благотворительные поступления, пожертвования организаций, предприятий и граждан;

-             другие источники, не запрещенные законодательными актами Украины.

Предприятие имеет право на выпуск собственных ценных бумаг и реализацию их юридическим лицам и гражданам Украины и других государств.

Трудовой коллектив предприятия составляют все граждане, которые своим трудом принимают участие в его деятельности на основе трудового договора (контракта, соглашения), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работника с предприятием.

Трудовой коллектив предприятия с правом найма рабочей силы:

-             рассматривает и утверждает проект коллективного договора;

-             рассматривает и решает согласно уставу предприятия вопрос самоуправления трудового коллектива;

-             определяет и утверждает список и порядок оказания работникам предприятия социальных льгот;

-             берет участие в материальном и моральном стимулировании производительного труда, поощряет изобретательскую и рационализаторскую деятельность.

Трудовой коллектив государственного и другого предприятия, в котором доля государства в стоимости имущества составляет больше 50 процентов:

-             рассматривает вместе с учредителем изменения и дополнения устава предприятия;

-             вместе с учредителем предприятия определяет условия наема руководителя;

-             принимает участие в решении вопроса о выходе из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия;

-             вместе с собственником решает вопросы о вступлении и выходе предприятия из объединения предприятий;

-             принимает решения про аренду предприятия, создание на основе трудового коллектива органа для перехода на аренду и выкупа предприятия.

При частичном выкупе предприятия трудовой коллектив получает права коллективного собственника.

Коллективный договор должен заключаться на всех предприятиях, которые используют наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом и не может противоречить законодательству Украины.

На всех предприятиях основным обобществленным показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль (доход). Порядок использования дохода определяет собственник предприятия или уполномоченный им орган в соответствии с уставом предприятия.

Государственное влияние на выбор направлений и объемов использования прибыли (дохода) осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции в соответствии с законодательством Украины.

Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его увеличения со стороны государственных органов. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, который устанавливается законодательными актами Украины. Предприятия могут использовать тарифные ставки, должностные оклады как ориентиры для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемых ими работ и услуг.

Предприятие самостоятельно осуществляет материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства через систему прямых соглашений (контрактов) или через товарные биржи и другие посреднические организации Украины.

Предприятие реализует свою продукцию, имущество по ценам и тарифам, которые устанавливаются самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины,— по государственным ценам и тарифам. В расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные цены, формирующиеся согласно условиям и ценам мирового рынка. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, которые определяют масштаб цен в экономике и социальную защищенность населения, допускается государственное регулирование согласно с Законом Украины “О ценах и ценообразовании”. При этом государственное цены должны учитывать среднеотраслевую себестоимость продукции и обеспечивать минимальный уровень рентабельности продукции, на которую они распространяются.

Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни, здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования, страхования членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом при участии собственника согласно уставу предприятия, коллективному договору и законодательным актам Украины.

Государство гарантирует неприкосновенность прав и законных интересов предприятия. Вмешательство в хозяйственную и другую деятельность предприятия со стороны государственных, общественных и кооперативных органов, политических партий и движений не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.

Убытки (включая ожидаемый и не полученный доход), принесенные предприятию в результате исполнения директив государственных или других органов или их служебных лиц, которые нарушили права предприятия, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их служебными лицами предусмотренных законодательством обязательств по отношению к предприятиям, подлежат возмещению за их счет. Споры о возмещении убытков решаются судом или арбитражем соответственно их компетенции.

Государство помогает развитию рынка, осуществляя его регулирование с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольную программу, обеспечивает социальную защищенность всех трудящихся. Государство обеспечивает льготные условия предприятием, которые внедряют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места, используют труд граждан, требующих социальной защиты. Государство должно стимулировать развитие малых предприятий в Украине: давать льготы при налогообложении, получении государственных кредитов, создает фонды помощи развитию малых предприятий.

Под коммерческой тайной предприятия понимаются ведомости, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, которые не являются государственной тайной, но разглашение (передача, утечка) которых может принести вред его интересам.

Предприятие обязано:

-             охранять окружающую среду от загрязнения и других вредных действий;

-             возмещать соответствующему Совету народных депутатов убытки, нанесенные нерациональным использованием земли и других природных ресурсов и загрязнением окружающей Среды;

-             обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.

Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют государственная налоговая инспекция, государственные органы, на которые возложено наблюдение за безопасностью производства и труда, противопожарной и экологической безопасностью.

Ликвидация и реорганизация (соединение, раздел, выход, преобразование) предприятия проводятся по решению собственника и при участии трудового коллектива или по решению суда, арбитража. Предприятие ликвидируется также в случаях:

-             признания его банкротом;

-             если принято решение о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством, и в предусмотренный решением срок не обеспечено выполнение этих условий или не изменен вид деятельности;

-             если решением суда будут признаны недействительными документы и решение о создании предприятия.(ист. 10)


2. Закон Украины о предпринимательстве.

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные начала осуществления предпринимательской деятельности (предпринимательства) гражданами и юридическими лицами на территории Украины, устанавливает гарантии свободы предпринимательства и его государственной поддержки.

Предпринимательство — это самостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятие торговлей с целью получения прибыли.

Субъектами предпринимательской деятельности (предпринимателями) могут быть:

-             граждане Украины, других государств, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности;

-             юридические лица всех форм собственности, установленных Законом Украины “О собственности”.

В отношении юридических лиц и граждан, для которых предпринимательская деятельность не является основной, настоящий Закон применяется к той части их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью следующих категорий граждан: военнослужащих, должностных лиц, органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, а также органов государственной власти и управления, призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий.

Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью, не могут быть зарегистрированы как предприниматели с правом осуществления соответствующего вида деятельности до истечения срока, установленного приговором суда.

Предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Особенности регулирования отдельных видов предпринимательства устанавливаются законодательством Украины.

Деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, военного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ может осуществляться только государственными предприятиями, а проведение ломбардных операций — также и полными обществами.

Без специального разрешения (лицензии), выдаваемого кабинетом министров Украины или уполномоченным им органом не могут осуществляться:

-             поиск и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;

-             производство и ремонт, реализация спортивного, охотничьего, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также холодного оружия;

-             изготовление и реализация медикаментов и химических веществ;

-             изготовление пива и вина;

-             изготовление спирта, водочных, ликерных и коньячных изделий;

-             изготовление табачных изделий;

-             медицинская практика;

-             ветеринарная практика;

-             юридическая практика;

-             создание и содержание игорных заведений, организация азартных игр;

-             торговля алкогольными напитками;

-             внутренние и международные перевозки пассажиров и грузов воздушным, речным, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом;

-             агентирование и фрахтование морского торгового флота;

-             изготовление ценных бумаг и знаков почтовой оплаты;

-             посредническая деятельность с приватизационными бумагами;

-             оказание услуг по охране государственной, коллективной и частной собственности;

-             монтаж, ремонт и профилактическое обслуживание средств охранной сигнализации;

-             добыча, производство и использование радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения, переработка и захоронение радиоактивных отходов;

-             добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, изготовление и реализация изделий с их использованием;

-             сбор, переработка твердых и жидких отходов производств, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и их лом;

-             выполнение авиационно-химических работ и аэрофотосъемок;

-             проектирование, строительство и эксплуатация объектов атомной энергетики, а также оказание услуг по их обслуживанию;

-             аудиторская деятельность;

-             страховая деятельность;

-             изготовление и реализация ветеринарных медикаментов и препаратов;

-             строительство и техническое обслуживание общегосударственных сетей передачи данных и документальной связи;

-             строительство и техническое обслуживание передающих станций спутниковых связей;

-             международные и междугородние почтовые перевозки;

-             обработка почтовой корреспонденции;

-             выдача и прием денежных переводов;

-             использование радиочастот;

-             производство и ремонт средств измерения и контроля;

-             выполнение топографо-геодезических, картографических работ и кадастровых съемок;

-             выполнение инженерно-изыскательских и проектных работ для объектов энергетики, государственной связи, оборонного комплекса, а также для газопроводов, магистральных трубопроводов, мостов, туннелей, электростанций, аэропортов, морских портов, выполняемых на территориях, подверженных действию сейсмичности, а также карстообразованию, подтоплению, просадкам другого типа, доработке, оползням и обвалам.

Разрешение на осуществление предпринимательской деятельности выдается Кабинетом министров Украины или уполномоченным им органом в срок не более 30 дней со дня получения заявления. Отказ о выдаче разрешения выдается в тот же срок и является актом письменной формы.

Предпринимательство осуществляется на основе следующих принципов:

-             свободный выбор видов деятельности;

-             привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

-             самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, установление цен в соответствии с законодательством;

-             свободный наем работников;

-             привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

-             свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством;

-             самостоятельное осуществление предпринимателем — юридическим лицом внешнеэкономической деятельности, использование любым предпринимателем причитающейся ему доли валютной выручки по своему усмотрению.

-             Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется по заявочному принципу в течение не более 15 дней. Орган, осуществляющий регистрацию, обязан в течение этого срока выдать удостоверение о регистрации и представить сведения в соответствующую налоговую инспекцию и в органы государственной статистики.

Свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательства служит основанием для открытия счетов в учреждениях банков по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности или в любых других учреждениях банков по соглашению сторон. Банк обязан открыть банковский счет и в трехдневный срок уведомить об этом налоговую инспекцию.

Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель имеет право заключать с гражданами договоры об использовании их труда. При заключении трудового договора предприниматель обязан обеспечить условия и охрану труда, его оплату не ниже установленного в государстве минимального прожиточного уровня, а также другие социальные гарантии, включая социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Предприниматель обязан не причинять ущерба окружающей среде, не нарушать охраняемые законом права и интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций и государства.

Деятельность предпринимателя прекращается:

-             по собственной инициативе предпринимателя;

-             на основании решения суда или арбитражного суда в случаях, предусмотренных законодательством Украины;

-             в случае истечения срока действия лицензии;

-             по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Украины.

Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и создает равные возможности для доступа к материально-техническим, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам.

Государство законодательно обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, защищая потребителей от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма в любых сферах предпринимательской деятельности. Органы государственного управления строят свои отношения с предпринимателями, используя:

-             налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и процентов по государственным кредитам; налоговых льгот; цен и правил ценообразования; целевых дотаций; валютного курса; размеров экономических санкций;

-             государственное имущество и систему резервов, лицензии, концессии, лизинг, социальные, экологические и другие нормы и нормативы;

-             научно-технические, экономические и социальные, государственные и региональные программы.

(ист.11)










Заключение.


Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

Хотелось бы  надеяться, что  в  ближайшее  время и наша страна,  учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий  малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы.  Следовательно лучшим выходом из создавшейся  в  Украины кризисной  ситуации  была  бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная  перспективность сектора  малого  и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики,  естественным  образом  обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода.  Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого  предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих  отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного  приложения  ресурсов  и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.



Список использованной литературы:

1.    В.Н. Лисовицкий. Микроэкономика. Харьков, РИП «Оригинал», 1993

2.    О. Ястремський, О. Грищенко. “Основи мікроекономіки”, Київ 1998

3.    В.Ф. Максимова. Микроекономика. Москва 1996

4.    Р. Пиндайк, Д. Рибинфельд, Микроекономика. Москва 1992

5.    Э. Дж. Долан. Микроекономика. Санкт-Петербург, 1994

6.    Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. «Экономика». Москва, издательство «Республика», 1992г., том 2.

7.    «Мелкий бизнес в Западной Европе». Москва, 1992г.

8.    «Как добиться успеха» (под общей редакцией В. Хруцкого) Москва, издательство «политическая литература», 1991г.

9.    «Мелкий бизнес и эффективность американской экономики», Москва, «Факт», 1991г.

10.    Закон Украины о предприятиях от 27.03.91.

11.    Закон Украины о предпринимательстве.

12.    Стэплейк Дж.Ф - “Экономикс для начинающих”, Москва, 1994г

13. Под редакцией Булатова А.С. - Учебник по курсу “Экономическая теория”, 2-е издание, Москва, 1997г.

14. Я.Баранов “Предприятие в системе регионального управления” //  “Экономика Украины”, №10 1994 г.

15. Валентин Вернодубенко “Малые предприятия” // “Киевский вестник”, 26 апреля 1995 г.

16. Р.Заботина “Внутрихозяйственная инфраструктура предприятий” //  “Экономика Украины”, №3  1994 г.





 


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ