бесплатные рефераты

Формы собственности и формы предпринимательской деятельности в условиях рынка

• ликвидация АО, назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

• определение численности совета директоров (наблюда­тельного совета), избрание его членов и досрочное прекраще­ние их полномочий;

• определение предельного количества объявленных ак­ций;

• утверждение или уменьшение уставного капитала;

• образование исполнительного органа АО, досрочное прекращение его полномочий;

• избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) и до­срочное прекращение их полномочий;

• утверждение аудитора общества;

• утверждение годовых отчетов, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков, распределение прибылей и убытков;

• установление порядка ведения общего собрания, образо­вания счетной комиссии;

• определение формы сообщения информации акцио­нерам;

• другие вопросы.

Решение отдельных вопросов может быть передано совету директоров (наблюдательному совету), если это оговорено в уставе. Решение принимается большинством голосов владельцев голосующих акций, принимающих участие в со­брании.

Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью АО, кроме вопросов, от­носящихся к исключительной компетенции общего собрания.

В исключительную компетенцию совета директоров (воп­росы, которые не могут быть переданы исполнительному ор­гану) входит решение следующих вопросов:

• определение приоритетных направлений деятельности АО;

• созыв годового и внеочередного общих собраний акци­онеров;

• утверждение повестки дня общего собрания;

• определение даты составления списка акционеров, име­ющих право на участие в общем собрании

• вынесение на общее собрание вопросов о реорганизации АО;

• увеличение уставного капитала (если это право предус­мотрено уставом или общим собранием);

• размещение облигаций и иных ценных бумаг (если иное не оговорено уставом);

• определение рыночной стоимости имущества;

• образование исполнительного органа АО и досрочное прекращение его полномочий, размер вознаграждения испол­нительного органа (если уставом это возложено на совет дире­кторов);

• рекомендации по оплате ревизионной комиссии и услуг аудитора;

• рекомендации по размеру дивиденда по акциям и поряд­ку его выплаты;

• использование резервного и иных фондов АО;

• другие вопросы.

Члены совета директоров избираются годовым общим со­бранием сроком на один год (член совета может переизбирать­ся неограниченное число раз). Полномочия члена совета директоров (всего состава сове­та) могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания.

Руководство текущей деятельностью АО осуществляется директором (генеральным директором) или директором и правлением, а в отдельных случаях (по решению общего собрания и договору, утвержденному советом директо­ров) — управляющим. Закон об акционерных обществах содержит и многие дру­гие положения, необходимые для нормального его функци­онирования. Следует отметить, что новый Закон об АО имеет ряд существенных особенностей по сравнению с предыдущи­ми нормативными актами об АО. Во-первых, этот закон счи­тают менеджерским, так как в нем существенно сдвинуты полномочия от общего собрания акционеров к совету дирек­торов АО. Во-вторых, впервые в отечественном законодатель­стве закреплены понятия «рыночная цена» и «рыночная сто­имость», которые по своему содержанию близки к междуна­родному стандарту. Приведем это определение: «Рыночной стоимостью имущества... является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости иму­щества и не обязанный его приобретать, согласен был бы приобрести». Из этого вытекает, что рыночной стоимостью имущества является его цена. В-третьих, важной особенностью Закона об АО является то, что этот закон существенно ущем­ляет права генерального директора АО. По новому закону генеральный директор не может быть председателем совета директоров.

По мнению многих специалистов, это является позитивным моментом, так как до этого генеральные директора имели, по сути, неограниченные права и зачастую злоупотребляли этим положением в своей деятельности. Федеральный Закон об АО имеет много и других особен­ностей. Акционерное общество по решению общего собрания акци­онеров может быть ликвидировано или преобразовано в обще­ство с ограниченной ответственностью или кооператив.

Преимущества АО: .

• корпоративная форма доказала на практике свою рацио­нальность там, где необходимы крупные капиталы, крупнома­сштабное производство, большая степень риска и совершенное законодательство;

• гарантированы от того, что при выходе его участников основной капитал общества будет уменьшен. Организация ка­питала с помощью отчужденных (оборотных) ценных бумаг — акций дает возможность сконцентрировать большой капитал, первоначально распыленный среди множества мелких вклад­чиков, а также возможность быстрого отчуждения и приоб­ретения акций, особенно с помощью биржевого механизма и представительских акций, т.е. возможность быстрого, почти мгновенного, перелива большого капитала из одной сферы деятельности в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой;

• являются проводниками ускорения НТП, так как им под силу осуществить весь цикл «наука — производство»;

• имеют право выпускать акции (кроме других ценных бумаг);

• акционер несет ограниченную ответственность (в преде­лах своих акций) в случае банкротства общества.

К недостаткам корпоративного предпринимательства от­носят отсутствие возможности у всех владельцев акций прини­мать участие в управлении акционерным обществом, ибо для реального контроля необходимо иметь около 20% акций. В руках отдельных лиц сосредоточивается огромный капитал, что при отсутствии надлежащего законодательства и контроля со стороны акционеров может привести к злоупотреблению и некомпетенции при его использовании.


3. Анализ проблемных вопросов по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности.

3.1 Проблемы приватизации


Для России, где государственная собственность многие годы была господствующей, одной из острейших теоретических и практических проблем является определение и использование наиболее рациональных путей приватизации. Приватизация – это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.

          Первый принцип кажется более демократичным, однако, его осуществление неизбежно приведет к тому, что определенная часть населения будет частично присваивать результаты труда тех, кто будет занят на производстве.      Другой принцип также противоречив. Почему, например, коллектив КамАЗа должен стать собственником того, что покупалось за валюту страны, а трудовой коллектив получил в собственность износившееся оборудование, требующее обновления?

В России приватизация происходила в два этапа. Первый этап (ваучерный) пришелся на 1992 – первую половину 1994 года.

Способы приватизации не были одинаковыми для всех отраслей и объектов. Малые предприятия подлежали продаже по конкурсу и на аукционе. К июню 1994 года 70% малых предприятий перешли в частные руки. Это магазины, кафе, предприятия службы быта. Остальные предприятия прошли акционирование, а затем акции сразу же или постепенно были распроданы. Продажа акций осуществлялась за деньги и ваучеры, причем большие льготы при приобретении акций имели работники предприятий, выпустивших их.

Неоднозначными оказались и качественные перемены в отношениях собственности. Использование ваучеров не могло решить те задачи, которые рассматривались как ключевые в трансформации собственности. Всего было распространено 144 млн. ваучеров (приватизационных чеков) среди 96% населения страны. Номинал каждого ваучера составлял 10 000 рублей, за который каждый получатель уплачивал 25 рублей. Благодаря ваучерам и уплате за акции наличными в стране появилось 40 млн. акционеров. Однако, это не значит, что все они стали полноправными собственниками средств производства.

Во-первых, ваучеры не являлись именными. Это повлекло за собой их свободную передачу из рук в руки. В результате большая часть ваучеров осела во многих наскоро созданных инвестиционных фондах, которые наделе никаких инвестиций не осуществляли.

Во-вторых, широкое распространение получила скупка ваучеров администрациями предприятий и представителями различных фирм и организаций, не имеющих никакого отношения к этим предприятиям.

В-третьих, даже те работники, которые сумели превратить ваучеры в акции, не стали в совокупности обладателями контрольных пакетов акций, и, следовательно, их отчуждение от управления предприятиями не было преодолено.

Что касается экономической реализации собственности на акции, то эта проблема тоже оказалась чрезвычайно сложной. Акции должны приносить доход в виде дивидендов. А дивиденды формируются за счет прибыли. При достаточно высокой рентабельности, предприятие имеет возможность выплачивать доходы по акциям. Но на данном этапе движения к рынку такая рентабельность была явлением редким. Большинство предприятий испытывали огромные финансовые трудности. Остро стоял вопрос о достаточной и своевременной выплате не дивидендов, а заработной платы. Поэтому получение дивидендов для большинства работников предприятий явилось иллюзией. Значит, выгода для непосредственных производителей не могла стать реальностью.

Ваучеризация не способствовала росту инвестиций. Все это обусловило необходимость перехода ко второму этапу приватизации. Его основные положения определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах».

Эта программа была дополнена и конкретизирована Указом Президента РФ «Об основных направлениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ после 1 июля 1994 года №1535»

Второй этап имеет качественно новый характер. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа:

-           инвестиционная ориентация продаж;

-           обеспечение инвестору возможностей приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.

Второй этап направлен на решение не только социальных задач, сколько задач, связанных с преодолением кризисного спада производства. В реализации этих принципов предусмотрен дифференцированный подход к определению способов продажи акций и предприятий, обладающих повышенной привлекательностью, и в то же время требующих значительных инвестиций. Устанавливается право приобретения земельных участков, на которых расположены предприятия. Очень важно, что 51% выручки от продажи акций предприятия переводится на счет самого предприятия для инвестирования.

          Учитывается и фискальный интерес государства. Намечается поступление доходов от приватизации в бюджет.

Некоторые предприятия после банкротства, или с самого начала создания могут получать статут казенного предприятия. Оно является юридическим лицом, но государство несет субсидиарную ответственность за ее финансирование, а имущество используется на условиях оперативного управления Госкомимуществом.

В результате процесса приватизации в России на 1 января 1996 года осталось менее 89 тысяч государственных предприятий, состоявших на самостоятельном балансе, вместо 240 тысяч до начала приватизации. По состоянию на первое июля 1997 года уже бóльшая часть российских предприятий (1.9 млн., или 71,8% от общего их числа) относились к частной форме собственности.

Сейчас на очереди третий этап приватизации, который будет проводиться уже по индивидуальным проектам. На этом этапе, кроме задачи пополнения бюджета, будет ставиться новая цель: добиться повышения эффективности работы приватизированных предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что приватизация в России относится к явлению, равного которому по масштабам в мировой практике нет. В сравнительно короткий срок был сформирован крупный негосударственный сектор, в связи с чем в стране произошла перегруппировка социальных слоёв, участвовавших в приватизационном процессе. Следует отметить, что эта трансформация собственности в России проходила под прямым контролем экс-президента России Бориса Ельцина, поскольку лишь при такой поддержке удалось очень быстро вывести государство из сферы управления предприятиями.

Не следует забывать, что в этот период проходила и традиционная малая приватизация. Как и в странах Восточной Европы, в России проводилась, прежде всего, продажа предприятий в розничной торговле, сфере услуг, общественного питания, и. т. п.

Особенно активно малая приватизация проходила в 1992 – 1993 годах. Всего к 1996 году было полностью приватизировано более 84% малых предприятий.

Наряду с этим, по всей стране осуществлялась приватизация жилья. Начало этому процессу было положено еще в 1988 – 1989 годах, но наиболее массовым он стал с июля 1991 года, когда был издан Акт о приватизации жилья в России и сопутствующие ему нормативные документы. В соответствии с ними, граждане и их семьи, живущие в государственных квартирах, могли по желанию приобрести по чисто символическим ценам законные права собственности, включая право продавать, отдавать в наем или завещать свои квартиры.

Наиболее сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли, хотя частное владение землей вызывало одобрение у подавляющего большинства населения. Этому настроению противостояли руководители 25000 колхозов и совхозов, чиновники агропромышленного комплекса всех уровней. Приватизация в аграрном секторе осложнялась его огромными масштабами, высокой степенью монополизации снабженческо-сбытовых и перерабатывающих организаций АПК, слабостью инфраструктуры.

Земельная реформа столкнулась с мощным противостоянием аграрного лобби среди народных депутатов. В 1990 году был принят Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве и Закон о земельной реформе, по которым крестьяне могли выходить из колхозов и совхозов со своей долей общественной земли и активов. Но в эти законы были внесены поправки, запрещавшие продавать землю в течение 10 лет. В апреле 1992 года народные депутаты проголосовали против частной собственности на землю.

И лишь после сбора 1,9 млн. подписей среди населения, организованного движением «Демократическая Россия» в декабре 1992 года, съезд одобрил ограниченное право на продажу земли.

Реформы в сельском хозяйстве движутся гораздо медленнее, чем в других секторах экономики. Но, следует отметить, что именно на селе удалось избежать крупных социальных потрясений, которые время от времени охватывают другие отрасли народного хозяйства.


3.2 Проблемы малого предпринимательства

Национальный финансовый крах августа-98 резко ухудшил фактически все позиции МП. Они оказались вынужденными проявить чудеса выживаемости, а в значительной своей части просто свернуть дело: в сравнении с июлем 1998г. к середине 1999г. их число в стране, согласно данным Госкомитета России, сократилось с 837870 до 743339, т.е. на 11,3%. Это стало фактором падения занятости в МБ с 6098,0 тыс. человек до 5435,5 тыс., т.е. на 10,9%; другим фактором послужило сокращение штатов как естественное средство выживания МП.

Одно из направлений пост кризисной адаптации МБ – диверсификация его деятельности: каждое второе МП благодаря тому, что предприниматели с самого начала практиковали не менее двух основных видов деятельности. Из рисунка (приложение) следует, что максимальные возможности сочетания разных видов предпринимательской деятельности имеются в таких отраслях реального сектора, как розничная и оптовая торговля, промышленность и строительство; далее идут посредничество, бытовое обслуживание, научно-техническая деятельность, интеллектуальные услуги и консультирование.

Решающий для выживания МП момент – изменение уровня цен реализации товаров и услуг, процесс формирования которого минимально зависит от самих малых предприятий.

В результате мощных внешних влияний собственные реальные затраты на производство и реализацию товаров и услуг составляют в цене реализации всего 15,3% (смотреть рисунок, приложение). Это означает, что по сравнению с себестоимостью товара (услуги) цена его доставки потребителю возрастает в 6,5 раз, и действие экзогенных факторов роста издержек самого продавца составляет в среднем 550% без учета величины прибыли. Такое завышение цен реализации или, грубо говоря, «накрутка» является мощным тормозом роста товарооборота. Раскручивание ценовой «спирали» одновременно обескровливает и без того до предела сжатый платежеспособный покупательский спрос российского населения. Очевидно, что это невыгодно ни государству, ни МБ, ни, разумеется, заимодавцам, рискнувшим его кредитовать.

Очевидно также, что применительно к российскому МБ речь сегодня должна идти не о его рентабельности, а о том, как ослабить влияние на формирование уровня цен «побочных» факторов. Понятно, что многое здесь зависит от ценовой политики в центре, в регионах и на местах. Ответственные за эту политику государства должны, в частности, озаботиться тем, что проблема ценообразования на продукцию и услуги МБ усугубляется многослойным налогообложением, которое существенно дополняет долю «побочных» факторов. В общем, противоречия в области формирования цен производства и реализации продукции и услуг МП – непосредственная причина ухудшения финансового состояния этого сектора национальной экономики.

Задавшись целью системно охарактеризовать трудности, возникшие на пути развития МБ, можно с определенной долей условности подразделить соответствующие проблемы на четыре основные категории. Это проблемы, во-первых, организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке, и т.п. Во-вторых,– материально-технического обеспечения: нехватка или отсутствие производственных помещений и современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятий, и др. В-третьих, – финансовые (инвестиционные), включая проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, в формировании на основе собственных сбережений и долгосрочных кредитов стартового капитала, в создании собственной дилерской сети и установлении связей с поставщиками сырья. В-четвертых,–кредитные, сопряженные с получением кредитов (для обслуживания кругооборота и оборота капитала) при посредничестве банков или других организаций, имеющих лицензию на совершение расчетных, платежных, ссудных и депозитных операций (таких, например, как общества взаимного кредитования, кредитные товарищества и т.п.).

Всеобщая скудность средств требует тщательной проработки вопроса о финансовых источниках различных направлений и категорий институтов поддержки, создания для каждого из них неких модельных схем финансирования, в том числе с учетом условий различных регионов. Реальное положение подсказывает единственный выход: нужно искать внебюджетные ресурсы.

Кредитная необеспеченность МБ вынуждает его либо полностью уходить «в тень», либо уподобляться айсбергу, официально оформляя низко рентабельную деятельность в качестве прикрытия сверхприбыльного подпольного бизнеса. При отсутствии поддержки банков, предлагающих спекулятивные условия кредитования, независимый МБ вынужден обращаться за ссудами под оборотный и основной капитал в неформальный сектор, естественно, попадая в сферу жесткого финансового и иного (информационного, интеллектуального, профессионального) контроля со стороны «теневого» капитала. Не склонные вступать в сговор с последним банкиры в свою очередь оказываются работать с МБ, не входящим в контролирующую их банк корпорацию: «чужим» МП предлагаются заведомо неприемлемые условия предоставления ссуд. Иными словами, выталкивают «сторонних» платежеспособных заемщиков «в тень» и практикуют убыточное кредитование «своих» неплатежеспособных, подчас вместе с ними разоряясь.

Все перечисленные  выше группы проблем, естественно, резко обостряются: 1) в период учреждения МП и их выхода на рынок; 2) в условиях макро финансовых кризисов. Очевидно, что и в том, и в другом случаях МП особенно нуждаются в поддержке со стороны государства, его специальных фондов и иных институтов, а также со стороны кредитных организаций.

Касаясь вопроса такой поддержки, можно утверждать, что в практическом плане она незначительна, недопустимо мала. Это фиксируют данные рисунка (приложение), свидетельствующие, в частности, о пассивности тех организаций, в прямую обязанность которых входит оказание МП разнообразных форм поддержки. К числу последних относятся: льготное кредитование, информационное обеспечение, предоставление льгот по аренде помещения, оказание содействия в приобретении сырья и сбыта продукции (См.рисунок, приложение). Но все же, как-то эта проблема решается. Например, во многих регионах (в Воронежской, Самарской, Кировской, Тверской, Белгородской, Владимирской, Оренбургской и других областях) созданы и функционируют соответствующие общественные организации, в том числе советы по поддержке МП при главах администраций. Активизировалось международное сотрудничество регионов в сфере МБ – со странами ЕС, с США, Франции, Южной Кореей, Японией, Германией, Израилем и другими.

     Следует восстановить те источники финансирования, пусть даже скудного, которые использовались на начальной стадии рыночных реформ. Речь идет об определенном проценте доходов от приватизации. Очевидно, что значительные средства в настоящее время из этого источника получить нельзя, но и весьма небольшие позволили бы «оживить» многие институты поддержки МП, которые нынче практически не действуют. Типичным примером является Федеральный фонд поддержки МП, основные средства которого с августа 1998 года заморожены в коммерческом банке «СБС-АГРО». А ведь мероприятия федеральных программ в существенной степени финансировались именно из средств этого фонда. Небольшая финансовая помощь ему позволила бы мультипликативным образом оживить его деятельность, увеличив инвестиционные потоки в сферу МБ.

В первоочередном порядке следует поддержать и идею создания особой финансовой базы государственного регулирования и программирования МП по внебюджетным направлениям, к числу которых относится в первую очередь система гарантирования банковских кредитов. Известно, что получить кредиты в банках МП трудно, поэтому такая система, включающая в себя тщательный отбор проектов и отслеживания, жизненно необходима. О важности решения данной проблемы говорится на разных уровнях уже почти десять лет. Время от времени составляются докладные записки, предложения и «прожекты» по этому вопросу. Немало заявлений было сделано на сей счет и со стороны Федерального фонда поддержки. Но в целом положение остается прежним. До сих пор не разработана концепция финансирования и кредитования МП; не приняты жизненно необходимые для их развития законы в отношении налогов и имущественной защиты инвестиций; не решен вопрос о предоставлении государственных гарантий зарубежным финансовым организациям, кредитующим российские МП; сокращающийся жесткий налоговый прессинг по-прежнему остается одной из причин свертывания МБ или его ухода «в тень»; и т.д.

По мнению руководителей МП, главный камень преткновения для работы этого сектора – чрезмерно высокие налоги.

К сожалению, пока положение общественных институтов российского МБ достаточно бесправное. Однако можно надеяться, что нынешний кризис заставит МП усилить взаимное сотрудничество, в том числе и в непосредственно экономических формах. Причем с помощью подобного взаимного сотрудничества возможно не только решение отдельных производственных, снабженческо-сбытовых, финансово-инвестиционных и иных проблем, но и последовательное очищение среды МП от жульнических элементов, а также реальное противодействие криминальным и бюрократическим структурам. Самоорганизация МБ не требует от бюджетов всех уровней больших прямых затрат, но все же органы государственной поддержки должны взять на себя координацию, а также методологическое обеспечение деятельности подобных объединений МП, оказывать им помощь в укреплении их экономической базы.

Следует также законодательно обеспечить работу объединений МП. Все еще не принят закон об общественных объединениях МП, о котором писалось еще в самой первой федеральной программе государственной поддержки МБ, точно так же, как и упомянутый в федеральном законе о государственной поддержке МП закон об обществах взаимного кредитования. Его утверждение до последнего времени блокировали наши банковские олигархи. Но сейчас складывается благоприятная ситуация, когда возможное противодействие банков явно ослаблено, и этот столь необходимый для МБ закон нужно безотлагательно принять. 

Мэр Москвы Ю. Лужков, выступил с резкой критикой действий тех чиновников, которые стремятся задушить отечественное предпринимательство. По его словам, спасти наше государство от полного экономического развала может только малый и средний бизнес, что и подтверждает опыт Москвы, где реально функционируют 240 тыс. МП, в которых занято около 1,7 млн. человек, и которые обеспечивают 40% налоговых поступлений в городскую казну. А губернатор Нижегородской области И. Скляров акцентировал свое внимание на необходимости особой поддержки женского предпринимательства, стимулирования прихода женщин в МБ.

3.3 Основные направления совершенствования практики акционирования и проблемы развития акционерной формы хозяйствования.


В постприватизационный период перед акционерными обще­ствами возникает ряд новых проблем. Эти проблемы вытекают из особенностей, специфики акционерного общества, они связаны с практической деятельностью этих обществ и естественной необ­ходимостью совершенствования управления действующим акцио­нерным обществом.

Эти проблемы, на наш взгляд, включают следующие вопросы:

• замену типовых учредительных документов, в первую оче­редь устава акционерного общества, в соответствии со специфи­ческими устремлениями акционеров;

• регламентацию трудовых отношений на основе принятия комплекта трудовых контрактов с руководителем, специалистами, другими работниками акционерного общества;

• движение акций в акционерном обществе, порядок ведения реестра акционеров;

• выплату доходов по акциям, положение о дивидендах;

• имущественные споры в акционерном обществе, права акци­онеров и общества по распоряжению акциями;

• бухгалтерский учет в акционерных обществах, вопросы нало­гообложения;

• создание дочерних предприятий и холдингов. Один из наиболее актуальных вопросов постприватизационно­го периода — адаптация типового устава акционерного общества к индивидуальным особенностям предприятия, устремлениям акционеров и органов управления общества. Типовой устав акционерного общества утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 с последующими изменения­ми и дополнениями (утверждены Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392). Типовой устав позволил осуществить массовую приватизацию государственных предприятий, результа­ты которой очевидны.

Однако последующее развитие каждого отдельно взятого ак­ционерного общества, имеющего свою правовую, имуществен­ную, структурную, отраслевую, территориальную и прочую спе­цифику, выдвигает объективную необходимость переработки ус­тава. Так, в типовом уставе отсутствует регламент последствий неисполнения обязательства по выкупу акций и порядок распре­деления прибыли. В уставе предприятия должны быть указаны созданные им филиалы и представительства, а также дочерние предприятия. Устав необходимо дополнить регламентом форми­рования резервного фонда общества.

Изменение ряда пунктов типового устава связано с развитием законодательной базы, регламентирующей деятельность акцио­нерных обществ, в частности предъявляются новые требования к перечню данных, включаемых в реестр акционеров; акционерные общества открытого типа с числом акционеров более 1000 лиша­ются прав вести реестр самостоятельно. В акционерных обществах гражданин может иметь различный правовой статус. Статус акционера дает ему право на участие в управлении делами общества (в соответствии с видом и количест­вом имеющихся у него акций), право на участие в распределении прибыли, на ликвидационную квоту. Статус наемного работника, заключившего трудовой договор (контракт) и взявшего на себя при этом определенные обязанности, предполагает включение гражданина в трудовой коллектив, занятие им определенной должности согласно штатному расписанию, подчинение внутрен­нему трудовому распорядку, выполнение работ личным трудом. Соответственно в сфере труда на такого работающего акционера будут распространяться все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.

Прекращение трудовых отношений с акционерным обществом ни в коей мере не влияет на изменение статуса акционера. Граж­данин остается владельцем законно приобретенных им ценных бумаг и осуществляет все вышеперечисленные права акционера.

Контрактная форма найма впервые была предусмотрена в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской дея­тельности" и сама идея ее введения для руководителей остается притягательной. Контракт целесообразно использовать для при­влечения способных, компетентных, мыслящих и лично заинте­ресованных руководителей. Система вознаграждения, социально­го страхования и различных льгот, зафиксированная в контрак­тах, дает возможность закрепления таких специалистов в высших эшелонах управления. Контракт способен отразить особенности положения менеджера на предприятиях различных организацион­но-правовых форм и различных отраслей народного хозяйства.

Однако вряд ли целесообразно заключать контракты (срочные трудовые договоры) с рядовыми работниками, выполняющими традиционные функции. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверж­денная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г., содержит специальный раздел, посвященный защите ин­тересов работников приватизируемых предприятий. С момента принятия трудовым коллективом решения о подаче заявки на приватизацию и до момента возникновения права собственности покупателя либо до момента продажи более 75% акций привати­зируемого предприятия запрещается без согласия соответствую­щего комитета по управлению имуществом и без учета мнения соответствующего отраслевого министерства и ведомства осу­ществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия; изменять штатное расписание предприятия, сокра­щать численность его работников без решения трудового коллек­тива либо уполномоченного им органа и переводить на другую работу работников и должностных лиц предприятия, являющихся членами рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию.

Эти ограничения не распространяются на недобросовестных работников, которые в случае виновного поведения могут быть уволены и в процессе приватизации. Естественно, впоследствии структура нового предприятия (акционерного общества) может быть изменена, в таком случае судьба работников будет решаться в соответствии с трудовым законодательством. Для установления трудовых отношений не имеет значения организационно-правовая форма предприятия — в акционерном обществе действуют все правила, установленные трудовым зако­нодательством.

Контракт заключается в письменной форме в двух экземпля­рах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр остается у работодателя, другой — у работника. Контракт являет­ся основанием для возникновения трудовых отношений между сторонами трудового договора со дня, установленного в контрак­те. Работодатель издает приказ о зачислении работника на работу на основании данного контракта и объявляет его работнику под расписку. Контракт заключается на определенный срок, не более пяти лет. Конкретный срок контракта и его содержание определя­ются соглашением сторон. С истечением срока действия контракт прекращается. В случае обоюдного согласия сторон после окон­чания срока данного контракта они могут заключить новый. Каждая из сторон должна уведомить об этом другую за опреде­ленное время, предшествующее истечению срока контракта. Если по истечении срока контракта трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекраще­ния, то действие договора считается продолженным на неопреде­ленный срок.

Условия контракта не могут быть изменены в одностороннем порядке — здесь соблюдается та же процедура, что и при его заключении.

При заключении трудового договора (контракта) рекомендует­ся указывать обязательные условия:

·        место работы — наименование предприятия, куда принимает­ся работник;

·        трудовую функцию — работу в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен вы­полнять работник;

·        дату начала и дату ее окончания, если заключается срочный трудовой договор;

·        обязанности работодателя — обеспечение охраны труда на

предприятии.

Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу дополнительных можно отнести условия об установлении испытательного срока, о совмещении профессии (должностей), переподготовке, обучении вторым и совмещенным профессиям, о регулярном повышении квалифи­кации, продолжительности дополнительного отпуска, режиме ра­бочего времени и времени отдыха и др. С целью проверки соответствия подготовки и способностей работника поручаемой ему работе по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок в пределах, предусмотрен­ных законодательством. Если работник принимается с испыта­тельным сроком, то в контракте фиксируется конкретный срок испытания.

Поскольку представителем работодателя в трудовых отноше­ниях является администрация (включая руководителя), некото­рые обязанности по контракту возлагаются на администрацию. К их числу относятся: обязанности эффективно организовать труд работников, создавать условия для безопасного и высокопроизво­дительного труда, оборудовать рабочие места в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности, своевременно выплачивать работникам обусловленную договором заработную плату. В контракт могут быть внесены обязательства работника по  повышению квалификации, уровня профессионализма и компе­тентности, а при необходимости и переобучению под будущее развитие производства, а также обязательства работодателя по отношению к работнику, заключающиеся в предоставлении ши­роких возможностей для получения знаний и навыков, созданию соответствующих условий для их приобретения. Вопросы оплаты труда в настоящее время решаются непо­средственно на предприятии. Их регулирование, как правило, осуществляется в коллективном договоре либо ином норматив­ном акте. Установленные на предприятии тарифные ставки (скла­ды), формы и системы оплаты труда могут периодически пере­сматриваться в зависимости от достигнутых производственно-хо­зяйственных результатов и финансового положения предприятия, но не могут быть ниже установленного государством минимума.

Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, работников, занятых в органах представительной и исполнитель­ной власти, осуществляется централизованно на основе единой тарифной сетки.

Режим рабочего времени определяется правилами внутреннего трудового распорядка и распространяется на всех работников. Однако в отдельных случаях может возникнуть необходимость конкретизировать режим рабочего времени, прийти к соглаше­нию о неполном рабочем времени, гибком графике работы и т.д. В этом случае в контракте производится соответствующая запись. В контракте целесообразно указать продолжительность еже­годного отпуска работника. При предоставлении работнику дополнительного отпуска в связи с особыми условиями труда профессиональной спецификой в договоре (контракте) может указываться продолжительность основного и дополнительного отпусков.

Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 г. № 1769 установлены общие правила ведения реестра акцио­неров акционерного общества.

Внесению в реестр подлежат данные об этом обществе, вклю­чая размер установленного фонда, количество и номинальная стоимость акций, сведения о выплате дивидендов, о документах, подтверждающих совершение сделки с акциями и др. Ведение реестра акционеров акционерного общества осуществляется не­посредственно акционерным обществом либо по его поручению банком, инвестиционным институтом, депозитарием, а также специализированным регистратором, деятельностью которого яв­ляется исключительно ведение на коммерческой основе реестра акционеров акционерных обществ. Акционерные общества с чис­лом акционеров более 1000 обязаны поручать ведение реестра акционерным банкам, инвестиционным институтам, депозитари­ям или специализированным регистраторам. Регистрация акцио­неров осуществляется на бумажных носителях или в виде элек­тронной записи с обязательным дублированием на бумажных носителях. При этом оригинал реестра заверяется двумя подпися­ми должностных лиц и печатью держателя акции (табл.).


Таблица. Данные, вносимые в реестр

Сведения об акционерном обществе

Сведения о каждом акционере

Юридический адрес

Данные о государственной регистрации

Размер уставного капитала

Полное имя Адрес

Количество и тип акций


Первый этап акционирования завершен: акционерная ком­пания создана и начала жить. Но появляются новые проблемы, складываются новые ситуации. В частности, работники предпри­ятия — владельцы акций начинают увольняться или, оставаясь работником предприятия, расстаются с его акциями.

Каковы права акционеров и общества в этой ситуации, как они могут распорядиться акциями, рассматриваются далее.

Например, акционер — работник предприятия прекратил трудовые отношения с предприятием (уволился по собственному желанию, ушел на пенсию, уволен за нарушения и т.д.). Может ли общество в этом случае принудительно выкупить принадлежащие ему акции, разъясняется далее. Акционер, приобретший акцию на законных основа­ниях, обладает ею на основе права собственности. Никакой обя­зательной связи между правом собственности на акции и необхо­димостью работы на данном предприятии не существует. Есть только обязательства — своевременно оплатить эту акцию. Можно быть владельцем акций десятков и сотен компаний и, естественно, не работать на всех этих предприятиях. Очевидно, что невозможно лишить акционера права собственности на акцию (в том числе принудительно ее выкупить) в силу расторже­ния его трудовых отношений с предприятием. При этом не имеет никакого значения причина, по которой были расторгнуты трудо­вые отношения. К сожалению, уставы или иные документы мно­гих акционерных обществ часто содержат положения о принуди­тельном выкупе акций, принадлежащих уволенным работникам. Эти положения учредительных документов противоречат требова­ниям закона, и действия, основанные на них, являются неправо­мерными. Лишить собственника права собственности, в том числе и на ценные бумаги, можно только по решению суда, арбитража или другого правомочного государственного органа.

Это относится к акционерным обществам как открытого, так и закрытого типа. Дело не меняется от того, эмитирована акция в форме особого документа или существует в форме записи на счетах.

Размер дивидендов может различаться по акциям различных видов (категорий), например, обыкновенным и привилегирован­ным, но он не может дифференцироваться в зависимости от статуса собственников акций.

Работнику, уволившемуся с предприятия, нельзя принудитель­но, без его согласия, заменить акцию одной категории акцией другой категории. Если общество в такой замене заинтересовано, оно может стимулировать процесс конвертации: ввести премию за конвертацию, установить ежеквартальный порядок выплаты ди­видендов по привилегированным акциям, при ежегодном — по обыкновенным и т.п.

Одной из основ успешной деятельности акционерного об­щества (далее АО) является широкое информирование контраген­тов, включая акционеров, об этой деятельности. Особенно важна информация о состоянии имущества и финансовых результатах работы общества, т.е. данные, формируемые бухгалтерским уче­том и напрямую затрагивающие интересы практически всех контрагентов. Возможны разные способы коммуникации АО с внешним миром. Одним из основных является годовой отчет общества.

Количество, номинальная стои­мость, категория (тип) акций, их дробление и консолидация

Сведения о выплате дивидендов

Количество, категории акций, выкупленных АО

Номинальные держатели акций (при их наличии)

Фонд имущества Банк

Инвестиционный институт (кроме консультантов)

Внесение записей о новом соб­ственнике акции осуществляется по его требованию не позднее трех дней с момента представле­ния документов

Держатель

При числе акционеров до 1000 Само акционерное общество

Держатель обязан:

Вносить в реестр записи о каж­дом акционере и данные о номи­нальных держателях акций

Выдавать выписки из реестра по требованию акционеров

Дата внесения последнего платежа за акции

Дата, когда данное лицо перестало быть акционером

Основания для внесения записи

Документы, подтверждающие оплату акций учредителями

Документы, подтверждающие сделки с акциями, и иные основания приобретения права собственности на акции

Факты обременения акций обязательствами

Письменное поручение акцио­нера или АО

реестра

При числе акционеров свыше 1000

Специальный институт по поручению акционерного общества

Банк

Инвестиционный институт (кро­ме консультантов)

Депозитарный регистр Специализированный регистр


 Значение годового отчета АО можно рассматривать в несколь­ких аспектах. Во-первых, он обеспечивает отчетность админи­страции перед акционерами об эффективном использовании и сохранности вверенного обществу имущества. Во-вторых, годо­вой отчет является информационным источником разного рода аналитических исследований и расчетов: анализа результатов ра­боты за несколько лет, выявления положения общества среди предприятий отрасли, сравнительных исследований по конкрет­ным проблемам, статистических данных и др. В-третьих, он может способствовать укреплению и поддержанию соответствую­щей репутации АО на фондовом рынке, поскольку включенная в отчет информация позволяет определиться потенциальным ин­весторам при выборе направлений вложения средств. Сведения, почерпнутые из отчета, могут подтолкнуть контрагентов общества к принятию определенных управленческих решений. Наконец, годовой отчет — своеобразный способ рекламы деятельности об­щества и его продукции.

Обычно годовой отчет АО состоит из пяти частей: отчета администрации (дирекции), бухгалтерского отчета, аудиторского отчета, статистических данных, справочной информации. В сово­купности все они позволяют внешнему пользователю составить достаточно полное представление об имущественном и финансо­вом положении общества, перспективах и проблемах его разви­тия. Основным принципом формирования годового отчета следу­ет считать то, насколько информация, включенная в него, спо­собствует благоприятным решениям и действиям в отношении к обществу со стороны юридических инвесторов, кредиторов, по­ставщиков, покупателей, а также общественности в целом.

10 января 1992 г. Министерство экономики и финансов РФ утвердило Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям. Положением определено, что дивиден­дом является часть чистой прибыли акционерного общества, под­лежащая распределению среди акционеров, приходящаяся на одну простую или привилегированную акцию. Дивиденд может выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. В расчете на одну простую акцию по итогам истекшего квартала или полугодия так называемый промежуточный дивиденд объяв­ляется Советом директоров акционерного общества. Размер окончательного дивиденда, приходящегося на одну простую акцию, объявляется общим собранием акционеров по результатам года на основе предложения Совета директоров общества. При этом размер окончательного дивиденда не может быть больше рекомендованного Советом директоров, но может быть уменьшен общим собранием акционеров.

Несколько иной порядок выплаты дивидендов установлен для привилегированных акций. Здесь фиксированный дивиденд (либо его минимальная величина) устанавливается акционерным обществом при выпуске этих акций. Очередность выплаты диви­дендов установлена следующая: в первую очередь выплачиваются дивиденды по привилегированным акциям, затем — дивиденды по простым акциям. В случае недостаточности прибыли или убыточности общества дивиденды по привилегированным акци­ям выплачиваются за счет и в пределах специальных фондов общества, созданных для этой цели. Выплата же дивидендов по простым акциям не является конкретным обязательством общест­ва перед акционерами. Общее собрание акционеров и Совет директоров общества вправе принимать решения о нецелесооб­разности выплаты дивидендов по простым акциям по итогам того или иного периода и года в целом. Более того, если в годовом балансе общества имеются убытки, то Совет директоров или общее собрание акционеров не вправе объявлять и выплачивать дивиденды по акциям до тех пор, пока не будут покрыты убытки или не будет уменьшен уставный капитал (фонд) общества. Надо отметить, что по решению Совета директоров или общего собра­ния акционеров дивиденд может оплачиваться акциями (капита­лизация прибыли), облигациями и товарами.

При выборе той или иной формы предпринимательской деятельности в первую очередь необходимо отдать предпочтение определенному режиму налогообложения, сопутствующему этой форме предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что действующее законодательство еще не отказалось от абстрактного понятия — предприятие, каждой организационно-правовой форме предприятия соответствует определенный режим налого­обложения. Так, пунктом 9 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что при исчислении облагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный или другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством пред­приятиями, для которых предусмотрено создание таких фондов, установленных учредительными документами, но не более 25% уставного фонда. Создание резервного фонда предусмотре­но законодательством для акционерных обществ и кооперативов. Право создавать резервный фонд в какой-то степени относится и к товариществам с ограниченной ответственностью. Что касается остальных организационно-правовых форм, то право создавать резервные фонды законодательство для них не предусмотрело.

Эти обстоятельства, помимо всех прочих, следует учитывать при выборе той или иной организационно-правовой формы пред­приятий. Если предприятие ставит перед собой цель — создание нового коммерческого юридического лица либо сети юридичес­ких лиц и получение части прибыли от деятельности этих пред­приятий, то более благоприятный налоговый режим при достиже­нии этой цели будет в том случае, когда учредителем (участни­ком) вновь созданного предприятия будут физические лица. Это объясняется тем, что Закон РФ "О налоге на прибыль предпри­ятий и организаций" не относит физических лиц к плательщикам налога на прибыль и налога на отдельные виды доходов предпри­ятий (ст. 10 Закона), в том числе такие, как доходы от дивидендов и от долевого участия в других предприятиях. Поэтому, несмотря на то, что налог на указанные виды отдельных доходов взимается у источника выплат, предприятия, являющиеся этим источником, не начисляют этот налог (ставка 15%) при выплате дохода физи­ческим лицам. В итоге, с точки зрения собственника, наиболее привлекательными организационно-правовыми формами являются акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью, учредителями и участниками которых являют­ся физические лица. По статистике именно этим формам предприятий принадле­жит лидирующее место в российском бизнесе.

Особое место среди организационно-правовых форм зани­мает полное товарищество. Полная неопределенность его статуса в законодательстве предоставляет возможность использовать эту форму и для минимизации налоговых выплат. Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организа­ций" полное товарищество не представлено в качестве платель­щика этого налога. Полное товарищество является плательщиком НДС, но в связи с тем, что реализация товаров (работ, услуг) производится от имени одного из членов товарищества, никто не имеет никакого представления о том, как его исчислять.

Используя все преимущества, данные предприятиям, и избегая отрицательных сторон статуса юридического лица, форма пол­ного товарищества с успехом может быть использована в россий­ском бизнесе.

Одной из форм предприятий могут быть полные товарищест­ва, которые не являются юридическими лицами, но имеют свое наименование (печать) и подлежат регистрации в установленном порядке. Пункт 3 ст. 2 и ст. 26 этого Закона предусматривают право предприятий привлекать наемный труд. Следовательно, данная категория предприятий вправе выплачивать своим работ­никам заработную плату в иностранной валюте.

После выхода в свет Указа Президента от 22.12.93 г. № 2270 и без того привлекательная форма предпринимательской деятель­ности — индивидуальная трудовая деятельность (ИТД) — оказа­лась просто в налоговом раю. Видимо, из-за того, что гражданин-предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем своим имущест­вом, эта форма не привлекла предпринимателей первой волны. Большинство из них были очень рискованные. Другой же части предпринимателей просто необходимо было спрятаться за статус юридического лица. Несмотря на то, что такая форма предприни­мательской деятельности, как ИТД, возникла раньше других ор­ганизационно-правовых форм предприятий, основанных на праве частной собственности, для многих статус гражданина-предпри­нимателя остается неопределенным. Объясняется эта неопреде­ленность тем, что государство, в котором живет и работает граж­данин-предприниматель, все еще бюрократическое и до правово­го ему еще далеко.

          Основные постулаты бюрократического государства живы и поныне: запрещено все, что не предусмотрено нормативным актом; основное право гражданина — иметь обязанности. Законодательство развитых зарубежных стран не предусматри­вало и не предусматривает какой-либо специальной регистрации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятель­ностью от своего имени. Российское законодательство о предпринимательской деятель­ности обязывает физических лиц — предпринимателей зареги­стрироваться в местных органах власти. С момента регистрации гражданин обретает особый статус предпринимателя, позволяю­щий ему на равных правах с предприятиями, учреждениями и организациями участвовать в хозяйственной деятельности.

Важным аспектом деятельности акционерных предприятий является создание дочерних предприятий и холдингов.

Понятие "дочерняя организация" отражает фактическую подчи­ненность, подконтрольность одного хозяйствующего субъекта другому (материнской организации). Дочерняя организация, как правило, действует в интересах материнской, поскольку послед­няя имеет возможность направлять и контролировать ее деятель­ность. Однако в отношениях с другими хозяйствующими субъек­тами дочерняя организация выступает формально самостоятель­но. Законодательство закрепляет два различных вида дочерних организаций — "дочернее предприятие" и "дочернее общество". Термин "предприятие" в данном случае используется в значении самостоятельной организационно-правовой формы — унитарного предприятия, т.е. предприятия-несобственника, имущество кото­рого не делится на вклады (доли, паи) участников и принадлежит предприятию на особом ограниченном вещном праве (по терми­нологии действующего законодательства — праве полного хозяй­ственного ведения). Чаще всего в этом качестве выступают государственные муниципальные предприятия общественных органи­заций (объединений) и индивидуальные частные предприятия.

Дочерним предприятием признается то, которое создано дру­гим предприятием-несобственником путем передачи ему своего имущества в полное хозяйственное ведение. Иначе говоря, в этом случае одно предприятие-несобственник создает другое предпри­ятие-несобственника, передавая ему часть своего имущества.

Иное дело — правовое положение дочернего общества. По действующему российскому законодательству в этом качестве вы­ступает только такое акционерное общество, в котором другое акционерное общество имеет 50% плюс одну акцию, т.е. заведомо контрольный пакет (п. 149, 150 "Положения об акционерных обществах"). В качестве дочернего может выступать и акционерное общест­во закрытого типа, и товарищество (общество) с ограниченной ответственностью. Поэтому-то и следует говорить о дочерних обществах вообще, а не только о дочерних акционерных общест­вах. К сожалению, даже из такого далеко не безупречного опреде­ления дочернего общества действующее российское законода­тельство не делает никаких выводов, признавая дочернее общест­во абсолютно самостоятельной коммерческой организацией (п. 151 Положения). Тем самым понятие дочернего общества лишается какого-либо юридического смысла. Хуже того, для ма­теринского общества сохраняются все давно известные предпри­нимательской практике возможности злоупотребления своим гос­подствующим положением.

Различный опыт регулирования положения дочерних обществ имеется за рубежом. При этом, однако, следует учесть, что кате­гория "дочернее предприятие" в отечественном понимании неиз­вестна зарубежному законодательству. Это неизбежное порожде­ние особого развития и организации российской экономики. Поэтому ее следует отличать от понятия дочернего общества и наряду с ним сохранить в новом российском законодательстве.

16 ноября 1992 г. Указом Президента РФ № 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации госу­дарственных предприятий" было утверждено "Временное положе­ние о холдинговых компаниях", создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. В соот­ветствии с этим Положением "холдинговой компанией признает­ся предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий". Последние в дальнейшем именуются "дочерними". Холдинговые компании могут быть созданы:

- при преобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;

- при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;

 - при учреждении новых акционерных обществ.

Установлено, что холдинговые компании и их дочерние пред­приятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа. Холдинговой компании предоставлено право осуществлять инвестиционную деятельность, в том числе покупать и продавать любые ценные бумаги, включая акции, внесенные комитетом по управлению имуществом в оплату уставного капитала холдинго­вой компании при ее учреждении. Одна из главных задач холдин­говой компании — содействовать кооперации предприятий-смежников и осуществлению ими согласованной инвестицион­ной политики.

Холдинговые компании — весьма эффективные системы уп­равления в условиях рыночной экономики. Они способны объ­единять разнопрофильные предприятия в единую организацию, что формирует хозяйственные связи и обеспечивает мобильность капиталов, маневренность мощностями и персоналом. Холдинги способны учесть и отраслевую специфику. Несмотря на то, что холдингово-трастовая система является общепринятой в мире, в большинстве стран специального "холдингового законодательст­ва", регулирующего создание холдинговых компаний, не сущест­вует, и деятельность холдингов и трастов регламентируется более общими документами, например законом "Об акционерных об­ществах".

В России создание холдингов идет своеобразным путем: недо­верие или неприязнь к такого рода компаниям, несовершенство экономического законодательства и, наконец, отсутствие единого понятийного аппарата, обусловленного тем, что наряду с "минис­терскими" холдингами (бывшее отраслевое министерство, объ­единившее подчиненные ему предприятия) существует масса компаний, созданных в ходе приватизации и также именующих себя холдинговыми, но по организационным принципам не явля­ющимися таковыми (этот статус получен из-за амбиций создате­лей компаний). В концепции управления экономикой в условиях российского рынка ориентация идет на создание государственных холдингов и крупных государственных финансово-хозяйственных групп, кото­рые будут находиться под жестким административным контро­лем. Речь идет о возрождении государственного контроля над собственностью — промышленными предприятиями — и форми­ровании в структуре национальной экономики мощного государственного сектора. Организационная структура управления собст­венностью склоняется к итальянской схеме. В рамках этой схемы органы приватизации логично трансформируются в холдинговые структуры государственного и областного уровня с функциями контроля и управления экономикой отраслей и регионов. Подоб­ному разрешению проблемы управления будет способствовать ускорение процесса создания холдинговых копаний и финансо­во-промышленных групп государством в сочетании с корректи­ровкой процесса приватизации.

При всех преимуществах и положительных чертах переход на акционерные формы хозяйствования порождает ряд проблем, вы­двигает ряд условий успешной их деятельности. Главное — это квалифицированно, компетентно подготовить и вести дела. Необ­ходимо грамотно, заинтересованно провести широкую разъясни­тельную работу в коллективе, дойти до каждого работника, каж­дого потенциального акционера с тем, чтобы вовлечь в общество как можно больше работников предприятия. Распространять акции надо при максимально возможном соблюдении принципов социальной справедливости. После создания акционерного обще­ства следует постоянно информировать пайщиков о состоянии дел, тщательно контролировать расходование акционерного капи­тала.

Для осуществления всего перечисленного нужны грамотные специалисты, которые, обладая в достаточной степени необходи­мой подготовкой, могли бы возглавить и организовать работу всех подразделений акционерного общества — как производственных, так и функциональных. Прежде всего, это бухгалтеры, экономисты, финансисты, юристы, организаторы производства. Каждый из них должен обладать предпринимательскими навыками. Подготовить всех таких специалистов, организовать их стажи­ровку не только на предприятиях нашей страны, идущих в аван­гарде внедрения новых форм хозяйствования, но и за рубежом — главная задача успешного овладения основами предприниматель­ства, маркетинга и менеджмента, юриспруденции и другими на­уками, столь необходимыми в условиях перехода к рыночным отношениям.

Другой проблемой и важнейшим условием успешного овладе­ния акционерной формой хозяйствования является перестройка психологии людей, участвующих в этом процессе. Необходимо создать условия для широкой демократизации процесса управле­ния производством и реализацией продукции, преодолеть консер­вативную инерцию коллективов. Каждый работник должен усво­ить, что он может реально оказывать влияние на деятельность акционерного предприятия и несет ответственность за результаты этой деятельности.

Следует обратить внимание на неправильное представление об акционерной форме хозяйствования как наиболее важном источ­нике финансирования текущей и перспективной деятельности предприятия. Во-первых, не только этот аспект служит преиму­ществом акционерной формы хозяйствования. Во-вторых, даже в условиях акционерной формы нельзя рассчитывать только на привлечение источников финансирования со стороны. Амортиза­ционные отчисления, нераспределенную часть прибыли и в усло­виях акционерной формы следует широко использовать в качест­ве инвестиций для обновления и расширения производственного аппарата.

Следует воздержаться от массового акционирования государ­ственных предприятий. Практика и зарубежный опыт учат, что единого правила, единого подхода здесь нет и быть не может. В каждом отдельном случае необходимо продумать форму привати­зации, учесть специфику предприятия, выпускаемой им продук­ции, характеристику региона, в котором оно функционирует, состав работников, их реальные финансовые возможности и дру­гие факторы.

Применяемые на многих акционированных предприятиях акции в полном смысле этого слова акциями не являются. Отсут­ствие развитой инфраструктуры акционерного дела не позволяет свободно оперировать ценными бумагами, в том числе и акция­ми. Необходимо широкое развитие банковской системы, фондо­вых бирж и других финансовых составляющих акционерного дела. Широкое участие банков позволит гарантировать соблюде­ние важного принципа функционирования акционерных об­ществ — публичной отчетности об операциях и доходах. С помо­щью банков можно будет наладить эффективный финансовый контроль за процессом учреждения, избежать создания "липовых" ак­ционерных фирм. Когда масса ценных бумаг, их оборот достигнут достаточно широких масштабов, возникнет необходимость создания фондо­вых бирж, которые явятся органическим завершением, итогом развития акционерного дела. Не следует преувеличивать или, наоборот, упрощать значение роли акционеров в управлении предприятием. Бесспорно то, что юридическое лицо или отдельный гражданин, купивший значи­тельное число акций, сможет определенным образом влиять на решение важнейших вопросов функционирования акционерного предприятия. Вместе с тем, как показывает опыт западных стран, крупные акционеры в отличие от владельцев частных предпри­ятий тщательно контролируются с помощью норм гласности и государственного надзора. В результате контроль акционеров над производством уравновешивается контролем общества над акци­онерами.

Очень остро стоит проблема взаимосвязи между развитием акционирования и антимонопольной политики. Важную роль ак­ционерные формы хозяйствования должны сыграть и в преодоле­нии монополизма, широком развитии конкуренции. Оптималь­ной формой реорганизации государственной промышленности в условиях перехода к рыночной экономике могут явиться концер­ны, ассоциации, основанные на акционерной форме организации производства. Широкий обмен акциями между предприятиями внутри концерна, ассоциации, переплетение акционерной собст­венности позволит заинтересовать в эффективном развитии про­изводства продукции все предприятия, вошедшие в их состав. Таким образом, предприятия — участники такого объединения, оставаясь юридически свободными в выборе партнеров по хозяй­ственной деятельности, будут осуществлять координацию этой деятельности внутри объединения, а также координировать ин­вестиционно-техническую и маркетинговую стратегию. Важную роль в развитии конкуренции сыграет также политика всемерной поддержки малого бизнеса.

Конечно, переход государственных предприятий на акционер­ную форму хозяйствования не является панацеей от всех бед нашей экономики. Акционерная форма принесет наибольший эффект лишь в том случае, если параллельно совершенствуются общая и производственная структуры предприятия, ликвидиру­ются излишние звенья, улучшается организация производства и труда, перепрофилируется производство, проводится правильная инвестиционная политика, улучшаются социальные условия коллектива.

Важную роль в развитии акционерных форм хозяйствования в России должен сыграть Союз акционерных обществ. В соответст­вии с Уставом Союза — это независимая самоуправляемая обще­ственная (неправительственная) организация, в которую на добровольных началах входят предприятия, организации, различ­ного рода союзы и ассоциации, отдельные граждане. Цели Союза — содействие становлению и развитию в стране акционер­ных форм хозяйствования, оказание организационной, правовой, финансовой и других видов помощи членам Союза. Большое внимание Союз намерен уделять вопросам преобразования в ак­ционерные общества государственных предприятий. Представля­ется, что это наиболее сложный вопрос в развитии акционерных форм хозяйствования в стране. Союз должен защищать права и законные интересы акционеров, способствовать росту эффектив­ности производственно-хозяйственной и коммерческой деятель­ности акционерных предприятий внутри страны и за рубежом, координации их взаимодействия с органами власти в решении вопросов социального развития коллективов акционеров. Важны­ми аспектами работы должны стать подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов акционерных пред­приятий, систематический обмен опытом акционерного предпри­нимательства, подготовка и внесение в государственные органы предложений по совершенствованию действующего законода­тельства в области акционерной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         

В экономике большинства постсоциалистических стран до реформы доминировала государственная собственность. В современных условиях оптимальной является та система, где существует многообразие форм собственности. Отсюда логично, что в проводящих экономические реформы странах взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную формы собственности.

Трансформация собственности – процесс сложный и социально острый. На нынешнем этапе экономической реформы в России первоочередной задачей является приватизация объектов собственности. Особое значение приобрело использование форм приватизации, в наибольшей степени способствующих повышению эффективности предпринимательской деятельности.

Центральной проблемой совершенствования системы собственности является формирование таких форм реализации прав собственности, которые бы отвечали принципам социальной справедливости и в то же время максимально способствовали развитию экономики.

Приватизация в России, пройдя ваучерный этап, перешла к денежному этапу. В результате приватизации на частных и смешанных предприятиях работает около 2/3 от общей численности занятого населения в стране.

Подводя итоги проделанной работы, следует подчеркнуть, что наиболее предпочтительной формой хозяйствования в условиях рыночных отношений является акционерная.

Её преимущества: централизация капитала акционеров, слияние личных и коллективных интересов трудящихся, участие каждого работника в управлении делами предприятия, возможность получения акционерами дополнительных материальных стимулов, и др.

В постприватизационный период перед функционирующими акционерными обществами стоит ряд проблем. В их числе: замена типовых учредительных документов в соответствии со специфическими устремлениями акционеров; регламентация трудовых отношений на основе принятия комплекса трудовых контрактов с работниками; порядок движения акций в акционерном обществе; выплата доходов по акциям; права акционеров по распоряжению акциями; бухгалтерский учёт в акционерных обществах; создание дочерних предприятий и холдингов.

Основные условия успешной деятельности акционерных форм: квалифицированно, компетентно готовить и вести дела, вовлечение в активную деятельность каждого работника предприятия, соблюдение принципа социальной справедливости при распространении акций, своевременное и достаточное информирование пайщиков о состоянии дел.

Не следует умалять и роль малого предпринимательства. Как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, малые предприятия нуждаются в разносторонней поддержке. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная сфера, идёт насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места.

Государство регулирует функционирование организационно-правовых форм с помощью финансовых стимулов и государственных капиталовложений, проведении антимонопольной политики, притормаживая чрезмерную концентрацию производства.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1)      Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению /под ред. Г.П. Иванова. – М.:  Закон и право, ЮНИТИ, 1994

2)     Указ правительства Р.Ф.  «Об организационных мерах по преобразованию Государственных предприятий, добровольных объединений Государственных предприятий в государственные общества» от 1/07/1992 №721

3)     «Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».//«Финансовая газета», /1994.-29

4)     Финансы предприятий: Учеб. пособие / колл. авт. под рук. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995

5)     Экономика и бизнес / Под.ред. В.В.Кашаева. – М.: МГТУ им. Баумана, 1993

6)     Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента . М., Финансы и статистика  - 1996.

7)     Белоусов М.С., Овчинников И.К. Экономика предприятия и отрасли промышленности М.,1998

8)     Виленский А. А. Финансовая поддержка малых предприятий //Экономист /1991 - №9

9)     Ворст И., Ревентлод П. Экономика фирмы: Учебник – М.: Высшая школа, 1994

10)Горфинкель В.Н., Швандар С.М., Купряков Н.И., Курс предпринимательства –М., 1997

11)Горфинкель В.Я. Экономика предприятия, М.: Банки и биржи  Юнити. - 1996.

12)Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1 – М., 1995

13)Гражданский кодекс Р.Ф.

14)Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательства – М.: СОФИТ, 1994

15)Кохно П.А., Микрюков П.А. «Менеджмент». М.: «Финансы и статистика», 1993(+)

16)Крейнина М.П. «Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности А.О. в промышленности, строительстве и торговле.-М.: А.О. «ДИС», «МВ-ЦЕНТР», 1994

17)Купряков Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции – М.: Высшая школа, 1993

18)Кэмпбелл Р., Макконелл, Стэнли Л. Брю, “Экономикс”, т.1,2., М.-1992.

19)Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., «Малое предпринимательство», Москва: ИНФРА – М, 1997

20)Макконнелл К.Р, Брю С.Л. «Экономика: принципы, проблемы и политика: пер с англ. т. 1,2.» - М.: Республика 1992

21)Маркетинг: учебник/Колл. авт. под ред. А.Н. Романова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995

22)Организационно-экономические проблемы приватизации/Колл. авт. под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара – М.: экономическое образование,  1993

23)Остапенко В.В. «Акционерное дело и ценные бумаги». Справочное пособие. – М.:Экономика, 1992 (+)

24)Подвинская Е.С., Жиляева Н.И. «Всё об акционерных обществах» М.: Машиностроение, 1993

25)Российский статистический ежегодник. 1994: Стат. сборник/Госкомстат России. – М., 1994

26)Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. «Курс рыночной экономики». – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995

27)Самуэльсон П. «Экономика» Т.1,2, М.-1992

28)Сергеев В.И. М., «Финансы и статистика» , 1998

29)Суханов Е.С. «Гражданский кодекс о коммерческих организациях» – “Экономика и жизнь”, №45,46 1994

30)Тимашина Т.М. «Экономическая история России» Уч. Пособие под ред. Чепурина М.Н., М., «Филинъ» 1999.

31)Федеральный Закон РФ «Об акционерных обществах»

32)Холт Роберт Н. «Основы финансового менеджмента»/ Пер. с англ. – М.: Изд-во «Дело», 1993


                                                                                          

                                                 Выполнил: Киринович А.М. ________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ