бесплатные рефераты

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности


Оглавление



Введение. 2

Традиционные направления внешнеторговой политики государства   3

Причины государственного контроля внешней.. 15

торговли.. 15

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И.. 20

ТОРГОВЛЕ(ГАТТ) 20

Принципы ГАТТ. 20

Практическая деятельность ГАТТ. 21

Система внешнеторгового регулирования России. 24

Заключение. 30

Список  использованной  литературы:. 31




Введение.



Существование противодействующих друг другу государств, ста­вит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентноспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает  оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешняя торговля  остается  определяющей формой международных связей,и от того ,на сколько эффективна внешнеторговая политика государства ,во многом зависит его место в современной мировой экономике.


Традиционные направления внешнеторговой политики государства


В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешняя торговля остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.

Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются  протекционизм и фритредерство. Традиционный протекционизмэто теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту экономических субъектов национальной экономики от иностранной: конкуренции.

На практике протекционизм развивается и применяется с периода возникновения международных торговых отношений. В 20 в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами. Сохранится такая практика, надо полагать, и в 21 в., как специфическая мера защиты экономических субъектов национальной экономики. Внешним проявлением протекционизма является положительное сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекционистских тенденций.

Как теория внешнеэкономического поведения протекционизм утвердился в 19 в. в процессе соперничества с фритредерством (теорией и практикой свободной торговли). Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свобода торговли осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в относительно отсталых государствах.

Представители этой теории указывают  на тот очевидный факт, что под защитой протекционизма проходили становление и развитие американской, германской, французской промышленности и национального капитала.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности, протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Основными аргументами выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:

1. Протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса.

2. В условиях протекционизма секторы национальной экономики. защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии.

3. Протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская зашита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли. В итоге возникает новый протекционизм, или неопротекционизм.

4. Протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит за товар причем, не только за импортный, облагаемый таможенной пошлиной, но и за товары национальной промышленности.

5. В условиях протекционизма национальная экономика не может оптимально использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями. Определяемые спецификой применения выделяются следующие виды протекционизма.

1. Отраслевой протекционизм, направленный на защиту возникающих и оформляющихся отраслей промышленности и аграрного сектора (отрасли ВКП, молодые отрасли НТР и сельского хозяйства).

2.Скрытый протекционизм, для осуществления которого используются механизмы внутренней экономической политики.

3. Селективный протекционизм, применяемый в отношении конкретных мегасубъектов, товаров или услуг. Разновидностью его является «эмбарго» — запрет на поставки.

4.Интеграционный протекционизм, проводимый странами, входящими в интеграционное объединение в отношении всех остальных мегасубъектов.

Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (тарифы на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры.

Тарифы на импорт, или импортная пошлина, это мера протекционизма, в условиях которой отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, и к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. В результате получается величина, равная мировой цене, умноженной на ставку тарифа.

Тарифы на импорт защищают отечественных производителей, занятых импортозамещающих отраслях, конкурирующих с ними, но отечественные потребители проигрывают, поскольку им приходится оплачивать тариф на импорт. Этот факт становится очевидным при сравнении отечественных и мировых цен в условиях свободной торговли и протекционизма. В условиях свободной торговли отечественные цены будут приближаться к цене равновесия на мировом рынке. Относительный дефицит на конкретную товарную группу будет покрываться импортом. Введение тарифа на импорт повысит отечественные цены и сократит объемы импорта. В условиях протекционизма у отечественных производителей есть возможности расширять производство, поскольку они не платят тариф, и, следовательно, «золотое равенство» предельных издержек и предельного дохода достигается отечественными фирмами при большем объеме производства, который для них является оптимальным.С ростом цен у отечественных потребителей нет другого выхода, как только сокращать потребление и импортных, и отечественных товаров.

В целом положительный эффект от введения тарифа на импорт, наблюдаемый у отечественных производителей, не перекрывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет отечественный потребитель. Это ощущается сильнее в условиях общей инфляционной тенденции, которая усиливается введением дополнительных таможенных ограничений.

Введения протекционистских мер защиты требуют от правительства также смежные отрасли, связанные с конкретной отраслью технологической цепочкой и поставляющие ей сырье и материалы. В связи с этим различают номинальный и фактический уровни тарифов на импорт.

Фактический уровень тарифа на импорт в отрасли — величина, отражающая уровень возрастания добавленной стоимости единицы продукции в отрасли в условиях функционирования всей тарифной системы. Когда конечная продукция отрасли будет защищена более высоким таможенным тарифом на импорт, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень тарифа превысит его номинальный уровень, а именно, уровень ставки, указанной в таможенном тарифе.

Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отражением механизма тарифов на импорт.

В этом случае отечественная цена оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает.

Отрицательный эффект, ощущаемый отечественными производителями, настолько велик, что относительный выигрыш отечественных потребителей не перекрывает его.

Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в монопольное положение на мировом рынке и заставляет импортирующие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значительна монопольная прибыль в том случае, когда установление экспортных барьеров осуществляется одновременно несколькими странами объединенными интеграционными процессами. Примером протекционистской политики может служить Общий внешний таможенный тариф, принятый в странах Европейского Союза.

Таможенные тарифы конкретизируются совокупностью ставок  таможенных пошлин. Таможенная пошлина — это налог ,которым облагаются импорт и экспорт товаров и услуг, начисляемый либо с количества, либо со стоимости. В соответствии со спецификой начисления различают следующие пошлины:

1.Специфические таможенные пошлины: (налог начисляется на единицу обложения).

2.Адвалорные таможенные пошлины: (налог начисляется в прцентах к таможенной стоимости объекта обложения).

3.Комбинированные таможенные пошлины: (размер налога усиливается при сочетании методов обложения).

Объектом наложения специфических пошлин являются стандартизированные товары. Их значение изменяется в зависимости от конъюнктуры цен и фазы экономического цикла. Специфические пошлины в большей мере ограничивают импорт товаров с более низкими ценами. В условиях роста цен в период экономического подъема значение специфических пошлин утрачивается, наблюдается снижение уровня протекционистской защиты.

Адвалорные пошлины налагаются на товары, имеющие различны качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Уровень протекционистской защиты не зависит от конъюнктуры цен и сохраняет устойчивое положение, поскольку независимо от цены адвалорная пошлина увеличивает цену импортного товара. Однако при изъятии адвалорной пошлины возникают трудности в связи с необходимостью таможенной  оценки стоимости товара.

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:

1.Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. (Демпинг - практика экспорта товаров по ценам, значительно ниже тех, по которым товар реализуется на внутреннем рынке. Демпинг применяется в периоды циклических спадов, когда на внутреннем рынке  невозможна реализация  произведенной продукции в связи с сокращением отечественного спроса). Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-экспортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортоконкурируюших отраслей.

2.Компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям.                                 

Демпинг и удлиняющие сроки его действия экспортные субсидии отечественным производителям оказывают дестабилизирующее влияние на протекание экономических процессов в национальных экономиках импортирующих стран. Проведение демпинговой политики и политики экспортных субсидий» заставляет производителей импортоконкурирующих отраслей сворачивать производство. Прекращение подобной политики делает необходимым, наоборот, наращивание производства данной товарной группы.

В практике мировой торговли товарами и услугами демпинговая политика и политика экспортных субсидий относятся к разряду «недобросовестной конкуренции». В рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле разработано специальное антидемпинговое законодательство, позволяющее импортирующим странам принимать ответные меры в виде антидемпинговых пошлин.

3. Сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров. По характеру оформления различают автономные, конвенционные, и преференциальные таможенные пошлины.

Введение автономных пошлин является результатом односторонних решений законодательных органов государственной власти. Конкретизация их ставок осуществляется соответствующими  министерствами  (министерствами экономики, финансов, торговли) с последующим утверждением в правительстве.

Введение конвенционных пошлин — результат двусторонних или многосторонних соглашений. Классическим примером является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

Специфическими в ряду таможенных пошлин являются преференциальные пошлины  Их отличают и количественные, и качественные характеристики. Преференциальные пошлины всегда имеют более низкие ставки в рамках единой тарифной системы.

Такими пошлинами облагаются товары и услуги, экспортируемые из развивающихся стран. Например, в соответствии с Общей системой преференций (1971 г.) странами Европейского Союза в одностороннем порядке предоставлены преференции для товаров из развивающихся стран. В рамках Первой конвенции Ломе (столица Того), подписанной в 1975 г. странами Европейского сообщества и 46 развивающимися странами Африки, бассейна Карибского моря и Тихого океана (АКТ), последним предоставлялась возможность беспошлинного экспорта промышленной и тропической сельскохозяйственной продукции. Вторая конвенция Ломе, подписанная в 1979 г. Европейским сообществом и 58 странами АКТ, предоставила новые возможности развивающимся странам в области миграции рабочей силы, энергетической политики, развития сельского хозяйства и стабилизации экспортной выручки производителей минеральных ресурсов. Третья конвенция Ломе, вступившая в силу в марте 1985 г, расширила положения Второй конвенции. В нее вошли особые статьи, касающиеся судоходства, рыболовства и стимулирования инвестиций. Четвертая конвенция Ломе подписана в 1989 г. Ее подписали 69 стран АКТ, в отношении которых в настоящее время действуют преференциальные пошлины. Вторая половина 20 в. в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров, о чем свидетельствуют количественные показатели их динамики: если в конце 40-х годов средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в проышленно развитых странах составлял 40—50%, то в середине 90-x гг. эта цифра снизилась до 4—5%.

Снижение тарифных ограничений по внешней форме должно свидетельствовать о нейтрализации протекционистских тенденций. Однако анализ современного состояния международных экономических отношений, наоборот, показывает, что, если классические, традиционные методы протекционистских механизмов используются в меньшей мере, то вместо них начинают применяться нетрадиционные методы, которые все равно возрождают протекционистские тенденции. Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений, количество видов которых в настоящее время достигает 50. Особенно активно такие ограничения используют индустриально развитые страны, хотя сами являются демонстративными сторонниками свободы торговли. К середине 90-х гг. 14% всех товаров, импортируемых странами Европейского Союза, ЮНА и Японией, попадали под нетарифные ограничения.

Основными видами нетарифных торговых ограничений являются антидемпинговые меры, экспортно-импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям. Однако отечественные производители импортозамещающей продукции стремятся создавать искусственные ситуации видимости демпинга в условиях, когда низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек иностранных конкурентов, а не демпинговой политикой.

Экспортно-импортные квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование  (контингентирование) — ограничение в количественном или  стоимостном  выражении объема продукции, разрешенной ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.

В условиях тарифных ограничений количества ввозимых и вывозимых товаров не регламентируются, требуется проплатить ставку тарифа по количеству, таможенной стоимости или их сочетанию. Квотирование ограничивает объемы внешней торговли  определенным количеством тонн, штук, литров. Государство выдает лицензии на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю.

Кроме того, квоты отличаются от тарифов тем, что абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренний цены. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний нок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

Имеются также и существенные качественные отличия квот от тарифов: изменение тарифов регламентируется национальным законодательством в рамках международных соглашений, поэтому правительство не имеет права самостоятельно повышать тарифы. В этом случае оно ужесточает импортные квоты, делает внешнеторговую политику глубоко селективной посредством распределения лицензий между конкретными предприятиями.

Основными способами размещения государственных импортных лицензий являются следующие:

1. Затратный способ размещения. Лицензии выдаются предприятиям, имеющим большой объем производственных мощностей и других ресурсов. В этом случае предприятие с целью получения большего количества лицензий осуществляет избыточные инвестиции в неиспользуемое оборудование.

2. Аукционный способ размещения. Государство продает лицензию по наивысшей цене, предложенной участвующими предприятиями.

3. Система явных предпочтений. Лицензии предоставляются более авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их в суммарной величине импорта в период до введения импортных квот.

В 70-е годы стала распространяться специфическая форма количественного  ограничения импорта — добровольные  экспортные ограничения.   Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В рамках добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну. Видимость добровольности покрывает стремление избежать со стороны партнеров более серьезных и жестких протекционистских ограничений. По существу ДЭО являются  вынужденной мерой.

ДЭO, вводимые страной-экспортером, имеют для страны-импортера более негативный результат, чем условия действия тарифов или импортной квоты, поскольку в этом случае цены ввозимые товары могут быть более высокими, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом компенсируется снижение объемов экспорта путем повышения цен на него. Отношение международных организаций к добровольным экспортным ограничениям носит отрицательно-осуждающий характер, свидетельством чего является задача отмены ДЭО к 2000 г. в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле.

Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничениям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контролируется дотаможенное движение товаров, т.е. сама возможность участия товаров в импорте и экспорте. К ним относятся санитарно-технические и валютные ограничения импорта товаров.

К санитарно-техническим ограничениям относятся следующие виды:

-обязательное соблюдение национальных стандартов;

- сертификаты качества импортной продукции;

- требования к специфической маркировке и упаковке товаров;

- требования к экологическим характеристикам товаров потребительского назначения и  товаров производственного назначения,

Санитарно-технические стандарты являются выражением стремления государств в рамках преодоления таможенных ограничений оградить нацию от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостоянию ее граждан. С 1993 г. в государствах — членах Европейского сообщества действует директива о защите потребителей, в соответствии с которой производители потребительских товаров обязаны поставлять к реализации только товары, представляющие угрозу жизни и здоровью граждан государства.

Кроме того, чтобы предъявлять и удерживать высокий уровень санитарно-технических ограничений в отношении внешних партнеров, необходимо иметь отлаженную и гибкую систему отражения таких стандартов в национальной экономике. Подобная система необходима национальной экономике для повышения уровня конкурентоспособности национальных фирм на внутреннем и на мировом рынках, для обеспечения совместимости оборудования, приведения всех структур национальной экономики к единому технологическому укладу.

Главную роль в решении этого вопроса играет позиция государства. Например, Министерство международной торговли и промышленности Японии, устанавливая новые технические стандарты, добивается от фирм их неукоснительного соблюдения, что является серьезным стимулом развития инновационных процессов, обеспечивает нормальную конкуренцию на внутреннем рынке, содействует повышению конкурентоспособности японских фирм на мировом рынке. Новые стандарты способствуют быстрому освоению новых моделей и приобретению уже освоенными товарами новых характеристик.

В современных условиях при отсутствии новой упорядоченной международной валютной системы и продолжении валютного кризиса ужесточаются валютные ограничения на импорт товаров, что приводит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенсационной торговли. Компенсационная торговля существует в различных формах, а именно:

•    встречных закупок, когда страна-экспортер обязуется в рамках соглашения закупить в импортирующей стране товары в пропорции, указанной в контракте о продаже;

•    компенсации экспорта оборудования, когда закупается продукция, произведенная с использованием этого оборудования;

•    оффсетной сделки, в условиях которой компенсация осуществляется посредством включения в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-импорте (например, при реализации вооружений);

•    компенсационной торговли — свитч, представляющей трехстороннюю коммерческую операцию, при совершении которой на третью страну распространяется двустороннее соглашение о клиринге текущих счетов купли и продажи.

Классический протекционизм и неопротекционизм в форме нетарифных методов воздействия па процессы международной торговли являются дорогими методами сохранения самодостаточности национальной экономики. В 80-е гг., по оценкам экспертов Мирового банка, стоимость протекционистских мер для американского потребителя оценивалась: по автомобилям — млрд. долл., по одежде от 8,5 до 12 млрд. долл.; для стран Европейского сообщества — по одежде от 1,4 до 6,6 млрд. долл. в год. Это не помешало, однако, США и в 90-е годы участвовать в торговых войнах и устанавливать протекционистские ограничения, например, на импорт стали из России. К началу 90-х годов только 20% мирового обмена товарами и услугами отвечало требованиям ГАТТ, т.е. совершалось по правилам свободной торговли. 1/4 всего объема торговли осуществлялась в условиях действия протекционистских механизмов, 1/4 приходилась на долю транснациональных корпораций, 1/4 составляла долю компенсационной торговли.

Долевое соотношение протекционизма и свободной торговли в объеме мировой торговли показывает их относительно равное соотношение, однако противостояние сторонников не прекращается.

Свободная торговля — политика невмешательства государства в международную торговлю (free trade — фритредерство). В этом случае последняя осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода. Несмотря на то, что теория свободной торговли достаточно убедительна и привлекает многими достоинствами, политика невмешательства государства в международную торговлю практикуется очень осторожно.

Поскольку фритредерство является противоположностью ортодоксального протекционизма, то все его позитивные аспекты выступают как критика протекционизма. Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что она:

• стимулирует процессы конкуренции как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

• создает возможности для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей производителей, и потребителей;

• содействует расширению границ рынка: создает oсновы для массового производства и получения положительного эффекта от него.

Сторонники фритредерства полагают, что аргументы в пользу  протекционизма являются дискуссионными, поскольку цели, которые он ставит перед собой, можно достичь с меньшими издержками.

Предшественником свободы торговли в 20 в. стал «новый экономический порядок», который был предложен в форме международных торгово-экономических отношений  США как ведущей державы мира, вышедшей из второй мировой войны еще более богатой и процветающей, чем прежде. «Новый экономический порядок» являлся в тот период основой реализации интересов США и их ТНК во взаимоотношениях с менее развитыми странами.

Современный французский экономист М. Пебро дает классическое определение свободы торговли: «это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики».Страны у которых наблюдается серьезный разрыв в уровнях технологических укладов, не смогут стать полноценными, равноправными партнерами. Свобода торговли будет проявляться для стран с более низким технико-технологическим укладом как закон товарообмена (закон стоимости), в соответствии с которым развитая страна всегда получает несравнимо более значимую выгоду от обмена, чем бедная. «Слепое применение принципа свободы торговли привело бы к подчинению слабого сильным, к возникновению объективной ситуации экономического колониализма, невыносимой для стран», — делает вывод М. Пебро.

Развитые страны Запада, имеющие прочные позиции на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика России проводилась в духе фритредерства, поскольку это создает для них безусловные односторонние преимущества.

Признавая определенные позитивные стороны свободы торговли, следует заметить, что такая политика должна быть прагматичной, а протекционизм  — стимулирующим национального предпринимателя. Примером может служить путь развития, который прошли развитые страны.

В период после промышленного переворота, когда Англия  являлась техническим лидером, «фабрикой мира», США и Германия развивались под давлением английской промышленности  и являлись поставщиками сырья (США — хлопка, Германия — хлеба), а также покупателями английских промышленных товаров. Чтобы избавиться от экономической зависимости, эти страны встали на путь протекционизма, чем создали условия для укрепления национальной промышленности. За короткий период произошли ограничения и даже разрыв традиционных экомических связей. Однако, укрепив национальную промышленностъ и подчинив своему влиянию внутренний рынок, американский и германский капитал выходят на международный рынок и пользуются выгодами международного разделения труда уже в качестве лидирующих партнеров. Существование прямо противоположных подходов к политике внешней торговли и равнозначимое теоретическое обоснование свидетельствуют об их равноценности и бесперспективности абсолютизации каждого из них. Очевидно, что строгое применение развивающимися странами принципов свободы торговли поставило бы под сомнение возможности протекания процессов индустриализации в этих странах.

Наиболее развитые страны стоят на позициях прагматизма в каждом конкретном случае. Признавая ценность свободы торговли и являясь автором теории абсолютных преимуществ, А.Смит тем не менее считал, что необходимо избегать чрезмерной насыщенности национального рынка иностранными товарами, которая обострила бы проблему занятости. Дж. Милль, обосновавший теорию международной стоимости, рекомендовал обеспечить определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям промышленности. Такие позиции поддерживаются многими развивающимися странами и на пороге 21 в.

В противоположность ВТО, которая ставит задачи дальнейшей либерализации торговли, развивающиеся страны считают эту задачу преждевременной, полагая необходимым сосредоточиться на анализе выполнения действующих соглашений.

Для них это наиболее актуально, поскольку развивающиеся страны все чаще заявляют о наличии трудностей, с которыми им приходится сталкиваться при реализации заключенных соглашений.

В 1993 г. было положено начало новой технологической» политике «Технологии для экономического роста Америки: новый курс на создание экономической мощи». В рамках этого курса основным постулатом явился следующий: в силу современных реалий мировой экономики роль государства должна не ограничиваться традиционными рамками поддержки фундаментальной науки и целевых исследований, а стать напрямую ориентированной на обеспечение экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики. Основной целью новой технологической политики является упрочение мирового лидерства в условиях  долгосрочного экономического роста. Федеральным органом, выполняющим задачу максимизации технологического вклада в экономический рост США, является Министерство торговли в лице Администрации по технологиям (AT).

Технологическое лидерство является основой экономической стратегии      США на дальнейшее открытие зарубежных рынков для национального капитала и расширение экспорта. Благодаря экспорту (годовой объем  около  1 трлн. долл.) обеспечивается 30% экономического роста США.

В Министерстве торговли вопросами содействия экспорту  применения защитных мер занимается ряд подразделений, входящих в состав Администрации по международной торговле.

Коммерческая  служба  помогает американским компаниям главным образом мелким и средним, в продвижении экспорта и представляет деловые интересы США за рубежом. Ее местные зарубежные подразделения оказывают консультационные услуги по вопросам экспорта, проводят анализ зарубежных рынков и тенденций деловой жизни, определяют возможности развития торговли с конкретной страной, предоставляют информацию об источниках финансирования торговли, о возможностях участия в проектах по линии международных банков развития, подбирают иностранных партнеров или представителей для американских компаний, проверяют деловую репутацию иностранных фирм организуют поездки торговых миссий в зарубежные страны.

В США созданы 100 центров, в рамках которых оказывается содействие экспорту, объединяющих информационно-консультационные услуги Министерства торговли, Администрации по делам малого бизнеса и Экспортно-импортного банка CША.

Сеть этих центров связана со 130 представительствами Коммерческой службы в70 странах мира, на которые приходится свыше 95% американского экспорта.

Управление по вопросам доступа на рынки имеет в своем составе сеть отделов по странам и Центр по контролю за соблюдением торговых соглашений. Задача этого Центра — обеспечить максимальные выгоды американским экспортерам от заключения торговых соглашений. Центр развивает обратную связь с бизнесом: открыта «горячая линия», по которой можно сообщать информацию о недобросовестной торговой практике зарубежных партнеров и об их действиях, противоречащих положениям торговых соглашений.

Импортная администрация занимается активным применением законодательства об антидемпинговых и компенсационных пошлинах в качестве защитных мер против недобросовестного импорта.

Управление по развитию торговли осуществляет анализ и оказывает экспертную поддержку правительственным органам в проведении торговых переговоров, в том числе конкретизирует по отдельным товарным рынкам возможные ответные торговые меры, занимается защитой интересов американской промышленности в борьбе за контракты, доступ на рынки госзакупок в зарубежных странах.

0тдел торгового и экономического анализа обеспечивает информационно-аналитическую поддержку торгово-политической деятельности Министерства торговли и других правительственных организаций, обрабатывает и распространяет статистические данные по вопросам внешней и внутренний торговли, состояния промышленности, динамики инвестиций.

Центр торговой информации сосредотачивает сведения 20 правительственных ведомств — участников Координационного комитета по содействию внешней торговле, служит для экспортеров первым источником правительственных информационно-консультационных услуг.

Таким образом, мощный организационный механизм правительственной поддержки обеспечивает в условиях рыночной экономики реализацию национальных интересов США во внешнеторговой политике. Последняя выступает одним из каналов реализации лидерства США в современной мировой экономике. Декларируя свободу торговли и либерализацию рыночных процессов, США осуществляют четкую регламентацию, координацию и стратегический просчет каждой внешнеэкономической операции, направляя всю их совокупность на укреплении национальных интересов.


Причины государственного контроля внешней

торговли

 


Самой общей причиной контроля за внешней торговлей со стороны государства является то, что правительство каждой страны на первое место, как правило, ставит национальные интересы. Так, ограничения внешней торговли приводят к потерям для всего мирового хозяйства, хотя граждане отдельно, взятой страны могут и выиграть от введения ограничительных мер. Несмотря на то что защита внешней торговли в целом иногда оправдана, ограничительные меры обычно направлены на защиту узких интересов и желание получить некоторые преимущества в настоящем. Аргументы сторонников контроля за внешней торговлей Д. Харвей разделил на три группы.

К первой он отнес причины, основанные на стратегических, политических, социальных и моральных соображениях. Так, поощрение производства стратегических благ объясняется обеспечением сохранения в стране квалифицированной рабочей силы, заводов и технологических знаний, которые могут потребоваться в чрезвычайных обстоятельствах. Использование единого импортного тарифа может сближать страны, а введение таможенных тарифов может быть средством давления на страну.

Ко второй группе относятся экономические аргументы. Например, бремя выплаты пошлины аналогично налоговому и распределяется между производителем и потребителем в зависимости от отношения эластичности спроса и предложения. По этой причине правительство может использовать налог на импортный товар в качестве меры, направленной на улучшение условий торговли. Если спрос на этот товар более эластичен, чем его предложение, то рост цены отразится в основном на производителе, a cбop пополнит государственный бюджет. Для эффективности этой меры необходимо, чтобы: а) страна-экспортер не имела в запасе ни одного освоенного рынка сбыта своего товара; б) ее факторы производства не могли быть использованы для выпуска альтернативных благ; в) снижение поступлений от экспорта в странах-экспортерах не оказывало влияния на спрос на эти товары в стране-импортере, которая вводит данный тариф.

Иногда товары за рубежом продаются дешевле, чем на внутреннем рынке. Такая ситуация может сложиться, если: а) производители получили экспортные субсидии; б) монополия проводит ценовую дискриминацию на внутреннем рынке; в) благодаря растущему сбыту производитель получает экономию за счет убывающих издержек. Первоначально зарубежные покупатели оказываются в лучшем положении за счет более низких цен. Однако если фирма-экспортер пытается монополизировать рынок, вытеснив с него внутренних конкурентов, то правительству страны-импортера придется думать уже о защите своих предприятий и принимать ограничительные меры. К экономическим аргументам целесообразности введения тарифа относят получение дополнительного дохода отечественными производителями в результате возрастающего спроса со стороны покупателей, а также корректировку платежного баланса в случае его временного ухудшения.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ