Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
К третьей группе аргументов относятся те, которые могут вызвать
и негативные последствия. Нередко страны для поддержания занятости в отечественном
производстве ограничивают импорт иностранных благ. Однако подобная
практика может вызвать ответные меры со стороны страны- импортера, что может
сказаться на сокращении мировой торговли.
Еще одним
аргументом этой группы является надежная защита отечественных рабочих мест от
вытеснения со стороны дешевой и неквалифицированной иностранной рабочей
силы. Этот аргумент идет вразрез с несколькими принципами экономической
теории. Дешевая рабочая сила может быть именно тем преимуществом,
которое имеет страна в рамках международной специализации. Низкая зарплата
может быть следствием не только низких издержек использования труда, но и
его низкой производительности. Введение таможенных пошлин может сделать рабочую силу дешевле. Наоборот, к росту
стоимости рабочей силы может привести
к росту спроса на ее продукцию, который вызовет рост внутренних цен.
К четвертой группе аргументов относятся, наконец, таможенные барьеры,
усиливающие конкуренцию на мировом рынке.
Изменения экспорта и импорта страны отражаются во
внешнеторговом балансе. Суммы стоимостных объемов экспорта и
импорта составляют торговый оборот, а положительная или отрицательная
разница стоимостных объемов экспорта и импорта отражается в торговом сальдо. По
принятым международным статистическим стандартам основой для признания
торговли международной, продажи товара — экспортом, а покупки — импортом
является факт пересечения товаром таможенной границы государства. При
этом не имеет значения, меняет товар собственника или нет. В теории же
платежного баланса, наоборот, не имеет значение факт пересечения
границы.
Влияние торгового баланса на национальную экономику характеризуется
включением в анализ внутреннего равновесия внешнеторгового баланса. С
этой целью при анализе внешнеторговый баланс включают в модель IS — LM ( рис 1). Тогда
область кривой IS расширяется включением чистого экспорта. Иными словами,
где Y внутренний доход; i
— ставка
процента; Yf — доход иностранных государств; R — валютный
курс
Совокупный спрос, следовательно, учитывает покупки
иностранных граждан, а внутренние расходы больше не определяют
объем выпуска отечественной продукции. Равновесный уровень дохода будет
зависеть от дополнительных факторов валютного курса и внешнего дохода
по отношению к доходу данной страны.
Если доход других стран возрастает, то чистый экспорт также будет
возрастать и кривая IS будет смещаться вправо.
Кривая IS будет сдвигаться
вправо и вследствие обесценения валюты, так как будет снижаться импорт и
увеличиваться экспорт.
i NX=0
LM
II III
IS2
I IS1
Y
Рис. 1. Внутриэкономическое
равновесие с учетом торгового
баланса.
В случае баланса внешней торговли NX = 0. Целью экономической
политики является достижение равновесия при полной занятости и балансе
внешней торговли.
С увеличением чистого экспорта кривая IS сместится и
займет положение кривой IS2. Сместится
вправо и кривая внешнеторгового баланса. Сдвиг NX будет не столь явным, так как он
будет сдерживаться увеличением импорта,
вызванным ростом внутреннего дохода.
Однако любой сдвиг кривой IS, являющийся результатом
увеличения любой составляющем совокупного спроса, будет меньше, так как
меньшим будет эффект мультипликатора благодаря введению предельной склонности к
импорту.
О недостижимости одновременного равновесия внутреннего и
внешнего баланса свидетельствуют области I — III (см. рис.1). Если экономика находится
в
области I , то имеют
место превышение стоимости экспорта над стоимостью импорта и
безработица. Тогда проведение экспансионистской макроэкономической политики
будет способствовать снижению сальдо торгового баланса и стимулировать
увеличение производства продукции. Область III требует противоположной ограничительной
макроэкономической политики, которая приведет к снижению инфляции и
уменьшит дефицит внешней торговли. Область II требует проведения противоречивой
политики: с одной стороны, установление внешнеэкономического равновесия требует
ограничительной политики, а с другой — для установления
внутриэкономического равновесия необходимо увеличение совокупного спроса.
Для устранения такого противоречия применяется политика переключения
расходов, т.е. может происходить «перекачка» расходов в стране с
иностранных товаров на отечественные или наоборот. При фиксированных
валютных курсах для переключения расходов с иностранных товаров на
отечественные пользуются девальвацией национальной валюты. Если необходимо
переключить расходы с отечественных товаров на иностранные, проводят
ревальвацию валюты.
В условиях гибкого валютного курса наиболее простым методом
является внешнеторговый контроль с использованием импортных тарифов и экспортных
субсидий.
Применение этой политики имеет свои границы, так как для регулирования
внешней торговли существует международный уровень. Национальная политика в
области внешней торговли не должна противоречить основным принципам
поведения в рамках мирового хозяйства.
На внешнеэкономические отношения между
странами в рамках всемирного хозяйства существенное влияние оказывала и
оказывает Всемирная торговая организация (ВТО). Основная ее цель —
ускорение процесса либерализации внешней торговли. В эту международную организацию входит 96
государств.
Ослабление
протекционизма осуществляется постепенно, в рамках многосторонних переговоров.
В принципах ВТО закреплен мировой экономический порядок, основанный
на либерализме и сотрудничестве между государствами.
Один из основных принципов — принцип недискриминации.
Положение о режиме наибольшего благоприятствования обязывает каждое государство
распространять на совокупность поставщиков товара льготы, которые оно
представило бы одному из них. При этом возможны два отступления: учреждение
тарифных предпочтений в пользу развивающихся стран и возможность создания
таможенного союза, если при этом уровень протекционизма не превышает его
среднего значения, которым прежде пользовались страны, участвующие в союзе.
Некоторые принципы направлены на установление справедливых
условий конкуренции между производителями независимо от их происхождения. Это
одинаковые фискальные правила для товаров национального производства
или импортированных; запрет демпинга и разрешение антидемпинговых пошлин в
случае несоблюдения этого запрета; возможность нейтрализации экспортных
премий или субсидий и др.
ВТО предусматривает устранение количественных ограничений,
т.е. контингентирование импорта. При всяком отклонении от этого должен
соблюдаться принцип недискриминации, и такое отклонение может применяться
лишь по отношению к испытывающим острый дефицит платежного баланса или в отдельных случаях по отношению к развивающимся странам.
Однако, если одним или нескольким товарам слишком угрожает иностранная
конкуренция, возможно введение элементов протекционизма при согласии
ВТО.
Для воплощения в жизнь этих общих принципов было начато восемь
серий крупных международных переговоров.
В результате
раунда переговоров Кеннеди (начало — 1963 г.) в
индустриально развитых странах были снижены
таможенные пошлины для промышленных товаров на 36 % в течение пяти лет, составляющих треть мировой торговли конечными продуктами. Следующий, Токийский раунд коснулся проблем не только тарифов, но и сельского хозяйства и нетарифных препятствий. Индустриально развитые страны
согласились на общие сокращения своих
таможенных пошлин на 25 — 30 %, но
эффект от этого был незначителен, так как затронул невысокие тарифы. Внешний
европейский тариф снизился с 9,8 до
7,5 %, японский — с 7,9 до 5,5 и
американский —с 7,9 до 5,6 %.
С целью ослабления нетарифных препятствий была обнародована
методика оценки на таможне, приняты кодексы по импортным лицензиям, гармонизации
стандартов, государственным заказам и субсидиям. Для стран-участниц были
разрешены определенные субсидии национальным производителям: дотации регионам,
поставленным в неблагоприятные условия, а также на поддержку
занятости, стимулирование научных исследований.
Одной
из форм экспортных субсидий являются средне.-
и долгосрочные кредиты.
За длительный отрезок времени (1978 — 1983) были определены точные
пределы объема (85 % от цены) и продолжительности (не более 10 лет)
экспортных кредитов в случае заказа.
Покупатели разделены на три категории: развитые страны,
для которых применяется наиболее высокая ставка процента, бедные страны —
наиболее низкая и остальные — средняя.
Однако многие важные вопросы, такие как добровольное ограничение
экспорта, конвенция по организации рынков, торговая компенсация, не были
предметом данного обсуждения. Поэтому торговые отношения между
странами все больше строятся на двусторонней основе. В этот период
наметилось нарушение равновесия международной торговли. Появились дефицит
платежного баланса США и существенные излишки у Японии, ФРГ и некоторых
других стран. Эта несбалансированность привела к росту протекционизма в тех
странах, у которых наблюдался дефицит баланса.
Возникла
необходимость в проведении Уругвайского раунда. На нем кроме традиционных
проблем решались и новые, в частности принятие мер, противодействующих скрытым
торговым войнам, которые велись между США, Японией и Европейским сообществом, а
также проблемы в сельском хозяйстве и услугах. Торговля
сельскохозяйственной продукцией составляет 10 % мировой торговли и должна
соответствовать принципам ВТО, но во всех индустриально развитых странах
существуют системы защиты сельского хозяйства. Прямые или косвенные субсидии
огромны. Международный рынок сельскохозяйственных товаров — это рынок излишков,
уровень цен которого очень низок по сравнению с уровнем цен на внутренних
рынках ведущих стран-производителей.
К компетенции ВТО не относятся услуги. Международная
торговля услугами по своей природе ограничена в силу специфического характера
их предоставления. Однако они составляют одну из основных отраслей производства
индустриально развитых стран, обеспечивая в среднем 60% их валового
внутреннего продукта. Развитие телекоммуникаций создало новые возможности
для предоставления международных услуг, в частности в финансовой сфере.
Для того чтобы либерализовать сферу услуг., необходимо
обеспечить не только продажи в одной стране услуг, создаваемых в другой, но и продажи для продавцов услуг, которые бы смогли открывать свое
дело в различных странах.
В апреле 1994 г. был подписан Заключительный акт Уругвайского
раунда, где ГАТТ было переименовано в ВТО. Переименование не является простой
сменой названия. ВТО предусматривает единую институциональную структуру. Для
осуществления регулярного контроля за выполнением соглашения создается Генеральный совет, наделенный и полномочиями
проверки торговой политики.
В рамках Уругвайского раунда под
действие всемирной
организации подпадает теперь и торговля интеллектуальной
собственностью. Выработанные правила
должны повысить эффективность созидательной деятельности по внедрению инноваций и защитить инвестиции в этой области.
После второй мировой войны были предприняты попытки
создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную
координацию торговой стратегии. Более всех в этом были заинтересованы США, на
долю которых приходилось около 40% мировой торговли; они особенно страдали от
нарушения нормальных внешнеторговых поставок.
Переговоры по созданию международной торговой организации в Гаване
проходили в условиях острых разногласий между США и странами послевоенной
Европы. Разногласия касались, в частности, количества голосов, предоставляемых
странам-участницам. В противоположность европейскому подходу, предусматривавшему
принцип «одна страна—один голос», США выступали за идею взвешенного
голосования. Американцы считали, что количество голосов должно быть
пропорционально доле страны в мировой торговле. Однако США не удалось отстоять
свою позицию, и Конгресс отказался ратифицировать заключенное в процессе
переговоров соглашение.
По поводу одного из разделов соглашения о создании
международной организации, посвященного вопросам тарифов, были проведены
специальные переговоры в Женеве. Результатом их стало подписание временного
соглашения по вопросам тарифов и торговли, получившего наименование ГАТТ.
Вступив в силу с 1 января 1948 г., это соглашение как бы дополняло в таможенное
тарифной сфере работу другой организации в области валютно - финансового
обеспечения внешней торговли— Международного валютного фонда (МВФ).
Первым и главным является принцип взаимности: торговых уступок,
воплощенный в режиме наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).
В соответствии с этим режимом страны, заключившие между
собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и
привилегии, распространяемые на третьи страны. Привилегии и льготы касаются
величины таможенной защиты, т.е. ставок таможенных пошлин. Под любым
преимуществом, привилегией, льготой подразумевается операция с таможенными
средствами защиты.
На практике РНБ характеризуется следующим: путем
двусторонних консультаций и переговоров страны договариваются о предоставлении
таможенных уступок в торговле товарами. Как только соответствующее соглашение
по данному вопросу заключено, оно немедленно распространяется на все другие
страны; теперь действия стран строятся по принципу недискриминации, в соответствии с которым любая страна, участвующая в
ГАТТ, не может быть поставлена в худшие условия.
Сущность РНБ заключается в том, что ликвидация или снижение
таможенных тарифов является благом для всех участвующих сторон даже в том
случае, если это сокращение производится в одностороннем порядке. На практике
же такому одностороннему сокращению противодействуют лоббирующие в
правительстве группировки, заинтересованные в сохранении протекционистских
пошлин.
Так, в ГАТТ закреплены официально допускаемые исключения из
режима наибольшего благоприятствования. Важнейшие из них следующие:
-разрешается продолжать использовать преференции,
существовавшие на момент образования ГАТТ;
-из сферы действия РНБ исключаются уступки в области
таможенной политики, предоставленные при образовании таможенного союза или в
рамках соглашений о приграничной торговле ,
-развивающиеся страны получают особые уступки в области
внешней торговли в рамках общей системы преференций; особое место занимают
таможенно-тарифные уступки наименее развитым странам.
Если тарифы, хотя и с оговорками, допускаются в качестве
средства регулирования внешней торговли, то количественные ограничения и квоты
отвергаются. Исключения составляют случаи обеспечения равновесия платежных
балансов и национальной безопасности. Если какая-либо страна и прибегает к
количественным ограничениям, то они должны использоваться в не
дискриминационной форме, т. е. в отношении всех стран-участниц, но не
выборочно в отношении отдельных стран. Аналогичное запрещение ограничивает
использование импортных квот.
Наконец, важным принципом
ГАТТ является неприемлемость односторонних
действий. Решения по
защите национального рынка должны приниматься после многосторонних
консультаций.
Следует заметить, что на практике страны-участницы
неоднократно нарушали эти нормы, ставя национальные интересы выше международной
договоренности.
По взаимной договоренности
стран, подписавших текст Соглашения, был создан организационный механизм
(секретариат), предназначенный для реализации практике международной торговли
основных принципов ГАТТ. Секретариат ГАТТ разместился в Женеве (Швейцария).
Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конференций—сессий. Как
правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после
которых проходили переговоры, получившие название раундов. Такие раунды состоялись
в 1949, 1951, 1956, 1960—1961 гг. (табл. 4). Особо следует выделить длившийся с
1973 по 1979 г. Токийский раунд и Уругвайский раунд, продолжавшийся с 1983 по
1994 г. Два последних раунда отличались расширением круга обсуждаемых вопросов
и включением вопросов о нетарифных барьерах.
Основное значение в деятельности ГАТТ имеет задача
ликвидации или сокращения таможенных пошлин.
Соглашение подготавливалось на базе специальных списков
таким образом, что сумма недополученных от ликвидации пошлин средств какой-либо
страны оказывалась равной сумме уменьшения платежей по пошлинам, сниженным на
товары, экспортируемые данным государством.
Рекомендации Уругвайского раунда по сокращению таможенных
барьеров оказались радикальными. На ряд товаров пошлины планируется отменить
вообще. Это, прежде всего те товары, по которым особенно высока
конкурентоспособность США (строительное и медицинское оборудование, химикаты,
фармацевтическая продукция, сельскохозяйственные товары, цемент, пиво, мебель).
Субсидии и антидемпинговые (компенсационные) пошлины представляли
собой один из наиболее сложных пунктов переговоров.
Было предложено ввести прямой запрет на использование
прямых экспортных субсидий. Однако по настоянию стран ЕС, широко использующих
прямое дотирование сельскохозяйственного экспорта, для этой группы товаров
были сделаны значительные исключения.
Производство зачастую субсидировалось не столько с целью
расширения экспорта, сколько с целью поддержания занятости в экономически
отсталых районах. Разработчики кодекса по практике субсидирования не смогли
найти приемлемое обобщенное определение понятия «косвенные субсидии». Тем не
менее, в кодексе признается тот факт, что они, могут негативно воздействовать
на экспорт. Кодекс допускает введение компенсационных пошлин только в том
случае, если импорт субсидированных товаров приводит к значительным
материальным потерям в национальной промышленности.
Величина компенсационных сборов не должна превышать сумму
выявленных субсидий. Эти сборы выполняют не карательную функцию, а скорее
призваны обеспечить нормальные условия конкуренции. Особо оговорено положение о
развивающихся странах, которые имеют право применять экспортное субсидирование,
хотя и в ограниченных масштабах. Решение о введении компенсационных пошлин должно
приниматься на специальном заседании ГАТТ, по результатам специальных
экспертных исследований.
В Соглашении о государственных заказах («Токио-раунд»)
при размещении их предусматривается применение правительством по отношению к
иностранным производителям тех же норм, что и по отношению к национальным.
Соглашение запрещает дискриминацию между поставщиками различных стран при
размещении государственных заказов.
Новым моментом в Деятельности ГАТТ стали переговоры по
либерализации торговли услугами, начавшиеся на Уругвайском раунде. Значимость
достижения соглашения по этой проблеме определялась тем, что в среднем на
услуги приходится не менее 20% стоимости мировой торговли. Сюда входят такие
услуги, как связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг,
юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание.
Оценивая деятельность ГАТТ, можно определить ее как
претворение в жизнь программы нахождения компромисса между сторонниками
идеального и реального подходов к проблеме регулирования международных
экономических отношений.
К числу результатов деятельности ГАТТ следует отнести тот
факт, что международная торговля развивалась более высокими темпами по
сравнению с ростом мирового производства. Этот успех сопровождался появлением
ряда новых проблем, что было связано с ростом числа членов ГАТТ, расширением
круга регулируемых вопросов. Увеличение членства ГАТТ затрудняло претворение в
жизнь принципа взаимности уступок, поскольку становилось все труднее
обеспечивать равенство получаемых льгот для более чем 90 участников. Малые
страны, в том числе многие развивающиеся, неоднократно обвиняли ГАТТ в
ориентации на удовлетворение интересов наиболее крупных государств, а также в
том, что он не обеспечивает решение наиболее важных для них проблем.
Кроме того, трудности в деятельности ГАТТ возникли в связи
с расширением круга рассматриваемых вопросов и прежде всего включением в сферу
регулирования нетарифных барьеров, которые начали оказывать возрастающее
влияние на развитие международной торговли уже с середины 70-х годов.
Подход к нетарифному регулированию заключается в принципе
«прозрачности», т. е. в замене, по возможности, зачастую «невидимых»
нетарифных барьеров на импортные квоты с последующим «замораживанием» тарифных
ставок. Решения ГАТТ по вопросам регулирования нетарифных барьеров на практике
ориентируют не столько на их ликвидацию, сколько на координацию использования
отдельными государствами этих барьеров.
В декабре 1993 г. был подготовлен Итоговый документ
Уругвайского раунда, включающий результаты всех предшествующих переговоров и
предусматривающий создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО).
Высшим руководящим органом ВТО, как планируется, будет конференция министров.
Всемирная торговая организация будет контролировать выполнение всех
предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ, в том числе соглашений,
заключенных по результатам Уругвайского раунда. Членство в ВТО будет означать
для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном
объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ГАТТ,
точнее его преемник ВТО, значительно расширяет сферу своей компетенции,
превращаясь в важнейший международный, орган, регулирующий развитие между
народных экономических связей.
Вплоть до конца 80-х годов регулирование внешнеэкономических
связей России определялось особенностями советской экономики, основанной на
централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов.
Система государственной монополий внешней торговли
жестко отделяла внешний рынок от внутреннего. Распределение ресурсов было лишь
в незначительной степени ориентировано на концепцию сравнительных преимуществ,
главной же его целью было обеспечение производственных нужд в бывшем СССР.
Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал
необходимые средства платежа. Все союзные объединения монопольно
специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров.
Право на внешнеторговые операции было предоставлено
исключительно специализированным государственным организациям—95%
внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней
торговли (позже—Министерства внешних экономических связей).
На внешнем рынке товары продавались по мировым ценам, в то
время как на внутреннем они закупались по фиксированным национальным.
Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета.
Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали торговую
деятельность этих объединений.
Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность
производителей от мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных
внешнеторговых посредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности,
призванной компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, — все это
приводило к ухудшению качества производимой продукции, нерациональной структуре
экспорта и импорта.
В 70-е годы негативные тенденции были в определенной
степени нейтрализованы благоприятными для страны изменениями конъюнктуры на
мировом рынке. Это выразилось прежде всего в значительно более высоких темпах
роста цен на топливно-энергетические товары, составлявшие основу экспорта
бывшего СССР, по сравнению с ценами на импортируемые машины и оборудование.
В конце 80-х годов ситуация на внешнем рынке изменилась в
худшую сторону. Темпы роста объема внешней торговли сравнялись с темпами роста
национального дохода. В результате сократились поступления от внешней торговли
в бюджет и снизилась ее роль в формировании национального дохода.
Реагируя на изменившуюся экономическую ситуацию
государственные власти предприняли попытку реорганизовать систему
внешнеэкономического регулирования, либерализовать условия внешнеторговой
деятельности.
В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия
союзных объединений. Право ведения внешнеторговых операций получил ряд крупных
предприятий и министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена
либерализацией цен и установлением более реального обменного курса рубля.
Последовательной реорганизации подверглась
таможенно-тарифная система страны. Из чисто символической структуры,
перераспределявшей средства между отдельными статьями государственного бюджета,
тариф превратился в важный инструмент торговли. Таможенный тариф России,
действующий в настоящее время, представляет собой перечень товаров, подготовленный
на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные
уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режимов, применяемых в
отношении стран происхождения товара.
Основой являются ставки, применяемые по отношению к
странам, пользующимся в России режимом наибольшего благоприятствования; по
отношению к этим 125 странам используются базовые ставки. Для товаров, поступающих
из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое.
Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся
(по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в 2 раза. Товары,
происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся беспошлинно, точно
так же, как импорт товаров из стран СНГ. В среднем базовая ставка таможенного
тарифа составляет 20% стоимости изделия. Более высокие пошлины установлены на
ряд изделий, которые в российских условиях можно считать предметом роскоши.
Новый тариф предусматривает не только адвалорный порядок
начисления ставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых:
в экю за «физическую единицу» ввозимого, т. е. специфические пошлины, и
комбинированный порядок начисления. На некоторые виды сельскохозяйственной
продукции растительного происхождения (овощи, фрукты) введены сезонные пошлины
с ограниченным сроком действия.
Вводится также налог на добавленную, стоимость, исчисляемый
с величины, включающей таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму
акциза.
Итак, наблюдается тенденция к фискальному обложению
импорта, а также разработка четко выраженных протекционистских
правительственных программ. По сравнению с национальным производством импортные
товары ставятся в заведомо невыгодное положение не только потому, что
облагаются дополнительными высокими пошлинами, но и в связи с явно завышенной
базой для взимания налога на добавленную стоимость.
Особенностью таможенного режима России является применение
экспортных налогов, взимаемых с целью уравнивания внутренней и внешней цен, в
первую очередь сырьевых товаров, и пополнения госбюджета.
Экспортные пошлины взимаются в экю с 1 т. В число товаров,
облагаемых экспортными пошлинами, были включены продовольственные и
фармацевтические товары, химические продукты. По существу, запретительные
ставки дополнительных налогов на экспортную торговлю увеличились с 15 до 30%.
Основным методом определения таможенной стоимости товара
закрепленным в таможенном тарифе России, выступает признаваемый и рекомендуемый
ГАТТ метод определения по цене сделки с ввозимыми товарами или идентичными (в
российской редакции «однородными») по расчетной цене товарами.
Такое построение таможенной оценки приближает Россию к
использованию мировых норм и правил. В действительности проверка такой оценки
крайне затруднена, поскольку государственные органы в состоянии
проконтролировать лишь весьма ограниченное число внешнеторговых сделок (нужно
сравнить таможенную стоимость, указанную в декларации, с данными банка или
банков по оплате фирмой декларированного товара) На практике реальный контроль
осуществляется лишь над очень крупными сделками. То, что происходит при
заключении небольших сделок, обычно проходит мимо контролирующих организаций, а
именно в этой сфере двух - трехкратное занижение контрактной стоимости
практически является нормой.
Действующий российский таможенный тариф можно рассматривать
как временный. Его основная задача— пополнение госбюджета и протекционистская
защита национальных отраслей. В связи с предполагаемой активизацией роли
России в международных экономических организациях следует ожидать последующей
корректировки тарифных ставок.
Среди других мер, призванных непосредственно воздействовать
на цену импортированных товаров, нужно отметить акцизные сборы, налог на
добавленную стоимость и, наконец, импортные субсидии.
Акцизные сборы и налог на добавленную стоимость идентичны
аналогичным сборам, взимаемым с национальных товаров. Исключение составляет
дискриминационная практика взимания с иностранных товаров налога на
добавленную стоимость на базе совокупной стоимости товара, включая и пошлину.
Система таможенно-тарифного налогообложения дополняется
широким использованием импортного субсидирования.
Импортное субсидирование представляет собой рудимент
прежней распределительной системы с целью выравнивания различий во внешний и
внутренних ценах. Завышенный обменный курс в рублях иностранной валюты, в
которой происходит оплата импортного товара, дополнительные сборы и в том числе
налог на добавленную стоимость—все это делает импортные товары недоступными по
цене малоимущим слоям населения. Для избежания негативных последствий,
вызванных дорогостоящим импортом, российское государство субсидирует ввоз
жизненно важных для населения и экономики страны товаров.
Спектр товаров, охватываемых импортными субсидиями,
достаточно широк и включает такие товары, как продовольствие, запасные части,
медицинские товары и лекарства. Основанием для предоставления субсидий служат
доводы гуманистического характера (медикаменты для больных, пенсионеров и
участников войны), необходимость замены износившегося оборудования (части для
амортизированного оборудования, закупленного ранее), задача подъема жизненно
важных для экономики отраслей.
На практике величина субсидий зависит от силы и
организованности лоббистских группировок в парламенте и правительстве. Так, в
начале 1994г. аграрному лобби, получившему значительное количество мест в
парламенте и сумевшему оказать давление на правительство, удалось «выбить»
значительные субсидии на закупки сельскохозяйственных машин и оборудования для
переработки сельхозсырья.
Источниками субсидирования обычно являются получаемые
правительством от иностранных государств банков или международных организаций.
На практике система субсидирования далеко не всегда выполняет свои задачи и
оправдывает вложенные в нее средства. Минуя намечаемых потребителей, товары
попадают в коммерческую торговлю, где продаются, по рыночным ценам. Это
особенно часто происходит с продовольственными товарами и медикаментами. Что
касается станков, оборудования и запасных частей, то их распределение не по
назначению менее типично, однако и здесь зачастую происходит перепродажа импортных
товаров на биржах.
Неценовые методы регулирования внешней торговли в России
широко распространены и включают квоты, лицензии, систему специальной
регистрации экспортеров и специальный экспортный контроль.
Наиболее значимый из перечисленных методов— квотирование с
целью резервирования определенного количества жизненно важных товаров для
внутреннего рынка. Квоты формируются на основе материальных балансов и
представляют собой разницу между производством и внутренним потреблением.
Таким образом, квотирование выступает своеобразным порождением прежней системы
централизованного распределения товаров при которой экспорт осуществлялся
только в том случае, если товары производились в избытке по сравнению с
требованиями внутреннего рынка, а объем квот обеспечивал получение,
необходимого количества валюты для оплаты запланированного импорта.
Квоты распределяются Министерством внешних экономических
связей.
Непосредственное осуществление поставок на экспорт
производится Росконтрактом через общероссийские объединения. Вырученные
средства используются для оплаты централизованного импорта и выплаты
государственного долга. Главными источниками поступления валюты по линии
Росконтракта служат нефть и газ, обеспечивающие около 40% всего экспорта на
России, некоторая часть квот передается регионам. Такие квоты обычно выделяются
местному руководству и используются в качестве средства стимулирования со
стороны центрального правительства отдельных регионов.
В дополнение к перечисленным задачам лицензионная система
России контролирует вывоз запрещенных международными организациями товаров
(наркотиков» расщепляющихся материалов, товаров военного назначения). Россия
согласилась подчиняться правилам Координационного Комитета по контролю за
экспортом (КОКОМ), накладывающим ограничения на экспорт и лицензирование
продукции двойного назначения. Лицензии на экспорт вооружения предоставляются
Министерством внешних экономических связей после одобрения Министерством
экономики.
Еще одной формой нетарифных ограничений является
предоставление права на экспорт стратегически важных товаров только
зарегистрированным экспортерам. Около 200 наиболее крупных внешнеторговых
организаций и предприятий обладают правом экспорта товаров, значащихся в
официальных списках. Все другие экспортеры стратегически важных товаров
обязаны осуществлять экспорт по линии этих официально зарегистрированных
экспортеров, взимающих комиссию, не превышающую 2% стоимости товара.
Официально такая практика объясняется необходимостью обеспечить контроль за
получаемой экспортерами валютой и помочь мелким предприятиям, стремящимся выйти
на внешний рынок, но не обладающим соответствующими возможностями получить
Информацию о специфике рынка. Фактически же такая система приводит к
ограничениям в развитии рыночных структур, стимулирует монополию и концентрацию
производства. В результате система сбыта концентрируется в руках небольшого
числа экспортных организаций и не обеспечивает создание рыночной структуры,
которая могла бы гибко реагировать на изменение цен.
Экспортное квотирование поставок нефти вызывает вполне
обоснованную озабоченность сторонников развития рыночных отношений в России,
а, также представителей международных организаций, ведающих распределение
программ финансовой поддержки реформам в России.
Что касается системы лицензирования импорта, то она
ориентирована не столько на ограничение импорта как такового, сколько на защиту
здоровья и жизни граждан. Лицензионная система контролирует ввоз промышленных
отходов и химикалий. Лицензии выдаются Министерством сельского хозяйства и
охватывают около 3% импорта. Однако в ряде случаев требуется сертификат
качества ввозимого товара (особенно это относится к продовольственным
товарам).
Россия охватывает прежде всего экспортные поставки и
характеризуется высоким уровнем дифференциации. Отечественные производители
защищены не столько высокими импортными пошлинами, сколько дешевизной сырья и
действенным экспортным контролем за его вывозом. Такая поддержка
производителей требует дотаций на импорт машин и оборудования, ведет к значительным
государственным расходам.
Регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика
России непоследовательны и противоречивы. Они отражают, в свою очередь, общую
ситуацию, характеризующуюся значительными колебаниями общеэкономического и
общеполитического курса.
В целях осуществления дальнейшей либерализации и расширения мировой
торговли
в интересах всех стран должны быть снижены на 40% таможенные пошлины.
После подписания Заключительного акта Уругвайского раунда должна
значительно укрепиться безопасность мировой торговой системы благодаря
существенному увеличению тарифных договоренностей, помогающих развивающимся
странам более глубоко интегрироваться в мировые рынки.
По оценкам специалистов, реализация уругвайских договоренностей
приведет к увеличению объема мировой торговли к 2005 г. примерно на 5 трлн.
дол. и росту мирового дохода приблизительно на 235 млрд. дол. в год.
Создание экономических союзов в рамках интеграции является частью
движения в направлении либерализации международной торговли. Любая зона стран
или экономическое сообщество четко регламентированы и направлены на уменьшение
или даже полное уничтожение искажений конкуренции. Протекционистские меры всех
существующих союзов не должны превосходить предшествующий средний уровень.
Союзы должны проводить также общую, адекватную принципам всемирной организации
торговую политику.
Развитие структуры международной торговли наблюдается и между группами
стран .Традиционная, существовавшая долгие десятилетия классификация на
индустриально развитые страны с рыночной экономикой , страны с централизованной
экономикой и развивающиеся страны в настоящее время подвергается существенным
изменениям.
Более 20 лет распределение товарообмена между блоками стран было
относительно стабильно. Доля индустриально развитых стран составляла 70%,доля
стран СЭВ не входила в рамки 10%,доля развивающихся стран приближалась к 20%.
Несмотря на развитие международной торговли в условиях дефицита
инвалютных средств, товарообмен в странах СНГ занимает существенное место.
1.Мировая экономика.:Учеб. пособие для
вузов/Под ред.проф.И.П.Николаевой.-2-е изд.,переработ. и
доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000.-575с.
2.Мировая экономика.:Учеб. пособие /Под
ред. А.К. Корольчука, С.П. Гурко.-Минск: ИП «Экоперспектива»,2000.-240с.
3.Под ред. д.э.н., проф. Э.Э. Батизи
“Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России”
– М., 1998.
4.Е.Ф. Авдокушкин “Международные
экономические отношения” – М., 1998.
5.К.А. Семенов “Международные экономические
отношения” – М., 1998.
Страницы: 1, 2
|