Государственные ценные бумаги
Государственные ценные бумаги
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
КУРСОВАЯ
РАБОТА НА ТЕМУ :
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ЦЕННЫЕ БУМАГИ
Выполнил:
студент I-го
курса экономического
факультета,
группа 674,
Кулаков Константин
Сергеевич.
1997 г.
Содержание:
1) Введение
2) Виды
росийских государственных ценных бумаг:
I )
ГКО
II )
ГДО
III )
Золотые сертификаты
IV )
ОВВЗ
V )
ОФЗ
VI )
СБН
3) Проблемы
внутреннего долга России в 1996 г.
4) Нерезиденты
на рынке гособлигаций
5) Положение
на рынке ГКО - ОФЗ в начале 1997 г.
6) Прогнозы состояния рынка
государственных ценных
бумаг в 1997 г.
7) Три рынка ценных бумаг
8) Приложение (мониторинг цен
на ГКО)
1) Введение
В современной рыночной
экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно , становится
государство (чаще всего в лице казначейства). Во всём мире централизованный
выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного
регулирования экономики, а в плане более узком - как рычаг воздействия на
денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не
эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ
привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных
конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных
финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных
инвесторов - потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.
В распространении и обращении государственных ценных бумаг значительную
роль играют коммерческие банки , приобретающие и продающие их на фондовых
рынках. Такие банки занимают одно из ведущих мест среди держателей
рассматриваемых бумаг (так, в США в конце 80-х годов коммерческие банки были
держателями рыночных ценных бумаг федерального правительства на сумму примерно
200 млрд. долл., что составляет около 10% общего объёма выпущенных в обращение
бумаг). Ещё более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки
которых проходит значительно большое количество государственных ценных бумаг,
нежели аккумулируемое ими как держателями.
Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные -
в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или
вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно
возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть
государственных ценных бумаг составляют рыночные.
К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике,
относятся следующие.
1. Казначейские векселя - краткосрочные государственные обязательства ,
погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом , т.е. по цене ниже
номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу , а
выпускаемые по цене выше номинала).
2. Среднесрочные казначейские векселя , казначейские боны-
казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет ,
выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.
3. Долгосрочные казначейские обязательства - со сроком
погашения до десяти и более лет; по ним уплачиваются купонные проценты . По
истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право
получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В
некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при
наступлении предварительной даты ,т.е. за несколько лет до официального срока
погашения.
4. Государственные (казначейские) облигации - по своей природе и назначению
близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам (а иногда с
ними даже не разграничиваются). Отдельные виды государственных облигаций, в
частности, сберегательные облигации, могут распространяться на нерыночной
основе.
5.
Особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных
правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов
власти (в советской экономике, как известно, широкое распространение получили
беспроцентные товарные облигационные
займы).
В последние годы стал быстро развиваться российский рынок
государственных ценных бумаг. В этой связи стоит ещё раз напомнить об
оригинальной версии государственных ценных бумаг в виде принудительного
распределявшихся в СССР облигаций государственных займов, а также о
нелегальном рынке подобных облигаций, на котором они скупались за бесценок.
Впрочем, ближе к собственно рынку государственных ценных бумаг
“подходили” облигации “золотого” займа, не только продававшиеся, но и
покупавшиеся сберегательными банками. Понятно, что нынешняя инфляция подорвала
основы этого феномена, унаследованного от советской системы. Кстати сказать,
официальные цены на государственные ценные бумаги назначались госорганами в
виде не только цен продажи, но и цене скупки (облигации) и выкупа товарных
инвестиционных займов.
Некое подобие рынка государственных ценных бумаг возникло в связи с
созданием вторичного рынка купли-продажи приватизационных чеков - “ваучеров”.
Цена первичного рынка - 10 тыс. руб. за “ваучер”, учитывая и то, что не
взималась с приобретателей этой своеобразной ценной бумаги, оказалась весьма
условной. А вот вторичные рынки продемонстрировали применительно к этому виду
государственных ценных бумаг возможность действия рыночного механизма
ценообразования.
“Ваучеризация” ознаменовала начало реального процесса становления
российского рынка государственных ценных бумаг, сопровождавшегося некоторыми
трудностями . Сегодня наблюдается довольно быстрое расширение ёмкости этого
рынка, т.е. объёма проводимых на нём операций. Всё большее число юридических и
физических лиц стремятся выйти на этот развивающийся сектор отечественного
финансового рынка в качестве и покупателей, и продавцов. Некоторые из них хотят
стать настоящими инвесторами, рассчитывая на часть доходов от дел, в которые
вложены деньги, затраченные на приобретение ценных бумаг. Значительное же
количество участников рынка государственных ценных бумаг предпочитает видеть в
них оптимальное орудие спекулятивных операций (тем более, что рынок
негосударственных “ценных” бумаг принёс разочарования и прямые потери).
В связи со стремлением Правительства РФ использовать государственные
краткосрочные и среднесрочные обязательства в качестве одного из определяющих
источников бюджетных поступлений рынок государственных ценных бумаг получает
мощный импульс.
2) Виды российских государственных ценных
бумаг :
I) Государственные
краткосрочные облигации
В начале 1992 г.
Центральный банк РФ приступил к разработке экспериментального проекта по
созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России. С его
помощью предполагалось значительно сократить объёмы прямого кредитования
Минфина РФ . Входе этой работой к началу 1993 г. были созданы все необходимые
условия для полноценного функционирования рынка государственных облигаций
(ГКО). Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком
обращения в три месяца , постепенно вводя новые инструменты с большим сроком
обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную
электронную технологию.
Нормальному
функционированию рынка способствовала разработка пакета документов,
регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны размещения
ГКО, погашения облигаций, вторичных торгов. К основным законодательным актам
следует отнести прежде всего Закон о государственном внутреннем долге
Российской Федерации. В нём определено, что внутренним долгом страны являются
долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в российской валюте, перед
юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в
распоряжении правительства активами.
Второй по
важности нормативный акт - приказ ЦБР No 02-78 от 6 мая 1993 года “ О
проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями“
. В нём, в частности, определено, что аукционы и вторичные торги по ГКО
осуществляются на ММВБ.
Третий
нормативный акт “Положение об обслуживании и обращении выпусков ГКО”
устанавливает, что обращение облигаций может происходить только после
заключения договора купли-продажи. Переход права собственности на облигации от
одного владельца к другому наступает в момент перевода их на счёт “депо” их
нового владельца.
Размещение
облигаций происходит на аукционе, организованном ЦБР по поручению Министерства
финансов РФ. Дата его проведения, предельный объём выпуска, место и время
объявляются Банком России не позднее чем за семь календарных дней, хотя этот
порядок не всегда соблюдается.
Министерство
финансов РФ, выпуская в обращение ГКО, получает денежные средства , необходимые
для финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства
заимствуются на рыночных условиях. В1993 году осуществление эмиссии
гособлигаций позволило перечислить на счёт Минфина РФ чистую выручку в размере
150,5 млрд. рублей.
ЦБР, обеспечивая
организационную сторону функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения,
подготовку необходимых документов и т.д.), активно участвует в работе рынка ГКО
в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а также
через наиболее крупные банки. Практически ЦБР открыто проводит свой курс.
Данное обстоятельство даёт возможность оказывать целенаправленное воздействие
на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём и
вокруг него. При это ЦБР не ставит своей целью извлечение прибыли от операций
на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых
показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно
высоком уровне определяет для инвесторов привлекательность рынка
государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той
степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования
и развития рынка ГКО.
В качестве
официальных дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании,
брокерские фирмы, преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих
клиентов.
ГКО - высоко
ликвидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны.
Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать
находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом
операционные издержки (комиссия дилеру, бирже - 0,1 от суммы каждой сделки ,
налог на покупку ГКО - 0,1 от суммы каждой сделки) при таких инвестициях
сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в
том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от
налога на прибыль. Таким образом, несмотря на сравнительную молодость рынок ГКО
постепенно приближается к масштабам тех задач, решение которых он должен
обеспечивать,
Со времени
первого аукциона (18 мая 1993г.) рынок ГКО, успешно миновав стадию становления,
вступил в пору стабильного существования. Об этом свидетельствуют показатели по
первичному и вторичному рынкам.
Эволюция рынка
привела к тому, что ГКО при первичном размещении в известном смысле играют
определённую макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в
инструментарии Банка России по проведению денежной политики, то теперь операции
на открытом рынке могут занять заметное место в спектре рычагов регулирования
предложения денег со стороны ЦРБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБР тем
самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность либо изымать
избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО станет важнейшим
денежным ориентиром денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным
характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно
вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между
валютными, кредитным и облигационными секторами денежного рынка в пользу
последнего.
Что касается
вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на
оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению к погашению
действующих выпусков- учётной ставке. Если в данный период происходит
ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает все обращающиеся
выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них .
В декабре 1993
года произошло размещение первого выпуска ГКО сроком обращения в шесть месяцев. Успех в проведении
аукциона свидетельствует об укрепившемся доверии и возрастающему интересов
дилеров и других инвесторов к этому инструменту государственного долга. 26
октября 1994 года на ММВБ состоялся аукцион по размещению первого выпуска
двенадцатимесячных государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ,
которые имели следующие основные параметры:
номинал - 1
миллион рублей;
период обращения
- с 26 октября 1994 г. по 25 октября 1995 г. ;
объявленный объём эмиссии - 200 млрд.
руб.. В ходе аукциона было размещено 60,5 млрд. руб. по номиналу, что
составляет 30,25% объёма эмиссии;
спрос на аукционе
составил по номинальной стоимости 274,26 млрд. рублей, превышение его над
предложением-37%;
доходность
первого выпуска годовых ГКО составила 450%, максимальная доходность - 529,55%.
В аукционе
приняло участие 53 банка-дилера, но лишь 34 из них приобрели облигации нового
выпуска, т.к. в основном заявки подавались ими на доходность более 600%
годовых. Согласно извещениям о проведении аукциона доля неконкурентных заявок
могла достигать 50% от общего объёма заявок дилеров. По внеконкурентным заявкам
было приобретено облигаций на 3,5 млрд. рублей по номиналу(около 5,8% всех
реализованных заявок). Соотношение средств клиентов и дилеров составили
соответственно 55,7% и 44,3%. Всё это говорит о явном нежелании банков
приобретать одногодичные облигации.
Как любые ценные
бумаги, государственные ценные бумаги имеют три основных критерия, по которым
они поддаются анализу. Первый из них - надёжность. Надёжность ГКО по сравнению
со всеми другими инструментами финансового рынка, в том числе и
государственными, представляется достаточно высокой, поскольку агентом
выступает Центральный Банк России, который по соглашению с Минфином в случае,
если Минфин окажется не в состоянии что-либо погасить, автоматически погашает
рефинансируемые выпуски. Это говорит о том, что в случае затруднения Минфина
возникают сложные взаимодействия между Министерством и Центробанком, но при
этом не страдают инвесторы этого займа. Так, что надёжность ГКО исключительно
высока, и тот несколько ажиотажный интерес к этой бумаге, который проявляется
сегодня на Западе, объясняется этой надёжностью.
Что касается
ликвидности, т.е. возможности быстро продать и быстро купить, то пока проблем с
ГКО практически не было. Хотя, некоторые проблемы с ликвидностью были в январе
1995 г., когда в стране была очень сложная обстановка. Ещё один случай- в конце
июня 1995 г., когда на рынке была довольно низкая ликвидность и соответственно
бумаг больше продавалось, чем покупалось. Но для этого случая на рынке
присутствует маркет-мейкер, роль которого выполняет Центральный Банк России,
который вполне в состоянии поддержать ликвидность в тот момент, когда
предложений на продажу больше, чем на покупку, поддержать тем, чтобы в такой
момент купить бумаги, а потом продать.
А когда у ценной
бумаги высокая надёжность и высокая ликвидность, то доходность её бывает ниже,
чем у тех рыночных инструментов, которые не обладают двумя первыми
замечательными качествами. Известно, чем больше риска, тем больший доход платит
эмитент. Россияне хорошо познакомились с этой истиной летом 1994 г., во время
краха финансовых компаний. Хотя доходность ГКО - не самая высокая, но когда
были сомнения в надёжности, то и доходность этих бумаг была почти такой же, как
и у “мавродиков”- за 300 %, что было связано с кризисом в Чечне.
Рынок ГКО -
оптовый, профессиональный, поэтому эта “бумага” на самом деле действует в
безбумажном режиме, в виде записи на счетах депозитария в Московской
межбанковской валютной бирже и это довольно сложно для населения.
Хотя в нормально отлаженной экономике
население, конечно же, имеет право покупать государственные ценные бумаги, но
подавляющее большинство населения никаких государственных ценных бумаг не
покупает, а свои средства хранит на счетах в сберегательных банках. А вот банки
- это уже профессионалы на рынке ценных бумаг - работают с ценными бумагами и
зарабатывают деньги и для себя, и для вкладчиков. Такова мировая практика. К
сожалению, наши банки не оказались на высоте положения и не были готовы
работать с населением на справедливых началах (как принято в мировой практике).
Даже Сбербанк России работает с населением не самым справедливым образом. Это,
естественно, вызывает у населения интерес к государственным ценным бумагам,
минуя недобросовестных посредников. К тому же удовлетворительного
законодательства по сберегательным банкам в России пока нет.
Население России
может покупать и ГКО. Для этого надо только прийти в банк, являющийся дилером
на рынке ГКО, и совершить через него куплю или продажу. Но экономически
оправдано это будет только для профессионалов, т.к. эта работа требует полной
отдачи, чтобы получить положительный результат.
Центробанк
разработал инструкцию об инвестиционных счетах коммерческих банков, которым
будет разрешено брать деньги у населения для включения их в рынок ГКО.
Оператором этих денег будет являться соответствующий коммерческий банк, который
будет зарабатывать деньги на операциях с пакетами ГКО для себя и для населения.
И в этом случае
ни достоинства ГКО, ни тщательная проработка инструкции Центробанка, ни
специально заблокированные счета не есть гарантия стопроцентной надёжности
вложений физических лиц, обещанной банком доходности
Вложение денежных
средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от размещения в
банковские депозиты: надежность таких инвестиций пока не вызывает сомнений,
поскольку активное привлечение денежных средств как на внутреннем, так и на
внешнем рынке является важнейшей частью государственной политики
России. Крах того или другого российского банка, пусть даже крупнейшего, не
вызовет таких последствий, как потеря доверия западных финансовых структур
к проводимой правительством финансовой политике. Помимо соображений
надежности, следует учитывать и ликвидность государственных ценных бумаг:
в отличие от банковского депозита бумаги можно продать в любой момент
без существенных потерь накопленных процентов. Нелишне будет вспомнить и о
возможности спекулятивной игры. Сильнейшее снижение доходности ОСЗ
(до 14-16 % годовых) сделало этот инструмент непривлекательным как раз
для тех категорий инвесторов, на которые он был рассчитан. Вместе с
тем растет число банков, существенно не ограничивающих минимальный
размер инвестиций для частных лиц, желающих работать на рынке ГКО - ОФЗ.
II) Государственные долгосрочные облигации
(ГДО)
Заём
осуществляется в виде государственных долгосрочных облигаций сроком на 30
лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются в бланковом
виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.
Общий
объём займа в 80 млрд. рублей разделён на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом.
Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью, кратной 10 тысячам
рублей. В настоящее время их номинал равен 100 т. рублей.
Разряды
объединены в четыре группы:
1-й
- 4-й разряды - группа “Апрель”
5-й
- 8-й разряды - группа “Июль”
9-й-12-й
разряды - группа “Октябрь”
13-й-16-й
разряды -группа “Январь”
Обслуживание
возложено на учреждения Банка России. Для каждой группы разрядов он может
устанавливать особые условия обращения. По облигациям один раз в год 1 июля
выплачивается доход путём погашения соответствующих купонов. В настоящее время
он составляет 15% от номинальной стоимости и выплата его производится только в
безналичной форме путём зачисления соответствующих сумм на счета держателей
облигаций.
Операции
по продаже и выкупу облигаций производятся учреждениями Банка России во все
рабочие дни , кроме последнего рабочего дня. Котировка облигаций определяется
на каждой предшествующей неделе в течение всего года, за исключением “особой ”
недели. Особые недели в соответствующих группах приходятся на вторые недели
апреля, июля, октября и января. Цены на эту неделю определяются за 13 месяцев
до её наступления, т.е. владелец облигаций может планировать их доходность
исходя не из тридцати лет, а одного года.
Погашение
ГДО начинается с 1 июля 2006 г. в течение последующих 15 лет ежегодными
тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются только до 31
декабря 2021 года . При погашении ГДО Банк России выплачивает их номинальную
стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой доход до
официально объявленной даты начала выкупа облигаций.
Владельцы
ГДО могут использовать их в качестве залога при получении кредита. Коммерческие
банки могут получить такую ссуду в Банке России на срок до 3 месяцев в размере
до 90% от номинальной стоимости заложенных облигаций. В случае не возврата
ссуды в срок Банк России имеет право реализовать заложенные облигации, направив
доход на покрытие задолженности.
Рынок
ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций так и не развился. Вторичный
рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется
страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в
государственные ценные бумаги.
III) Золотые сертификаты (ЗС)
Золотые
сертификаты обращались на рынке ценных бумаг в течение года, с сентября 1993 г.
по сентябрь 1994 г., т.е. относятся к числу погашённых ценных бумаг. Вполне
возможны их последующие выпуски. Процентный доход по золотым сертификатам
выплачивался ежеквартально в размере трёхмесячной долларовой ставки ЛИБОР
(ежедневно публикуемая средняя ставка процента, по которой банки
Лондона размещают свои депозиты в других банках, играющая роль международного
ориентира) плюс 3% годовых.
Цена
на золотой сертификат в виде цены первичного размещения устанавливалась
Министерством финансов РФ исходя из золотого эквивалента сертификата на основе
второго фиксинга цены золота пробы 0,9999 на Лондонском рынке. Пересчёт этой
цены в рубли осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным
банком России. К цене, определённой таким образом, добавлялась премия в виде
накопленного процента за период, прошедший с начала квартала, с тем чтобы
дифференцировать квартальный доход в зависимости от срока приобретения
сертификата.
От
налога освобождались процентный квартальный доход и разница между ценой
первичной продажи сертификата и его погашения. Тем самым формально прибыль от
перепродажи становилась объектом налогообложения.
Обращение
золотых сертификатов не было ограничено, но сделки подлежали обязательной
сертификации в Министерстве финансов. Несмотря на отсутствие ограничений на
перепродажу, вторичный рынок золотых сертификатов не сформировался, во всяком
случае, информация о нём отсутствовала. Таким образом, вместо свободной
рыночной цены на ЗС имела место единственная исходная цена продажи, назначаемая
Министерством финансов РФ, или цена первичного размещения.
IV) Облигации внутреннего валютного займа.
В
результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР на его
счетах остались “замороженными” средства юридических и физических лиц. Указом
президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР
было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1
июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед юридическими лицами
покрывается облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1
до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта
займа - доллары США, процентная ставка - 3% годовых.
Общий
объём займа составил 7885 миллионов долларов США. Номинал облигации- одна,
десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком
погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая
1993 года. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года.
V) Облигации федерального займа (ОФЗ).
ОФЗ
- это знамение времени, это свидетельство финансовой стабилизации, потому что
ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской
Федерации. Они выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется
особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага
считалась среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две
недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причём доход
привязан к доходу на рынке ГКО: берутся четыре последних выпуска ГКО,
исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продаётся (в безбумажном
виде) на аукционе на ММВБ. Как и цены на ГКО, цену на эту бумагу ставят сами
инвесторы. А роль Минфина сводится к тому, чтобы определить, устраивает ли
министерство эта цена или нет. Это называется ценой отсечения: Министерство
финансов отсекает те предложения, которые ему невыгодны, и принимает те,
которые выгодны.
Само
по себе появление ОФЗ и для Минфина, и для всей финансовой системы имеет
исключительно важное значение, поскольку при этом появляется некоторая
стабильность на рынке государственного долга. Не нужно думать каждые три месяца
о том, чтобы рефинансировать займы. То есть всё дальше и дальше мы уходим от
идеи пирамиды и все больше приближаемся к идее долгосрочных заимствований,
которые желательны на любом финансовом рынке, хотя мировая практика говорит о
том, что обычно 30% - это краткосрочные заимствования (типа наших ГКО), а
остальные 70% делятся между среднесрочными и долгосрочными вложениями.
Эксперимент
с ОФЗ в общем удался. Было выпущено облигаций на один триллион и они были
проданы за три дня. Причём постоянно снижалась доходность (в первый день - с достаточно
высокой доходностью, а на третий - с исключительно низкой).
VI) Сберегательная бумага для населения (СБН)
Внешне
это бумага (она будет иметь материальную форму) очень похожа на всем хорошо
знакомую облигацию 3% займа, но с купонами на получение доходов каждые три
месяца (бумага выпускается на год), при этом доход по купонам будет привязан к
ОФЗ, но поскольку это будет для населения прибавляется ещё один процент.
Эта
бумага была выпущена в сентябре 1995 г., раньше её не было смысла выпускать,
т.к. доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было очень много, а
предложений со стороны Минфина - значительно меньше. В таких условиях население
мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая бумага, то в связи с
понижением курса был бы чистый убыток для инвестора.
При
подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что по бумагам для
населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая, но близкая к
реальному проценту по вкладам в банке плюс ещё какой-нибудь процент. В крайнем
случае доход должен полностью компенсировать потери от инфляции.
3)Проблемы внутреннего долга России в 1996 г.
1996 г. был чрезвычайно тяжёлым для финансовой системы страны. Принятый
Государственной Думой бюджет на этот период предусматривал высокий уровень
дефицита. А налоговая система была недостаточно приспособлена для того, чтобы
полностью обеспечить налоговые поступления и соответственно обеспечить
финансирование всех тех расходных статей бюджета, которые рассматривались при
принятии Закона.
Кроме того, в политическом плане 1996 г. принёс целый ряд проблем для
формирования доходных источников бюджета.
Выборы Президента, которые затянулись на два тура и окончились только к
началу третьего квартала 1996 г., соответственно повысили стоимость
обслуживания государственного долга и существенно повлияли на возможности
государства привлечь дополнительные средства с рынка ценных бумаг.
Страницы: 1, 2
|