Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ
Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ
Великолукская
государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра
финансов и кредита
Курсовая
работа
по
курсу: «Финансы»
на
тему: « Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний
долг РФ»
Выполнил
студент 3 курса
экономического
факультета
Ф1
группы
Николаенков
Евгений Павлович
Проверила
старший
преподаватель,
к.э.н.
Баннова
Наталья Сергеевна
Великие
Луки 2006
Содержание
Введение.
Глава 1.Государственный долг
Сущность
и понятие
Формы и
виды
Управление
государственным долгом
Глава 2. Роль государственного долга
в рыночной экономике
2.1 Классический подход
2.2 Альтернативный подход к
определению роли госдолга
Глава 3. Управление государственным
долгом в царской России
3.1 Первые государственные займы, планы
их погашения
3.2 Первое государственное долговое агентство
3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов
3.4 Особенности долговой политики царской России
Глава 4. Состояние и динамика
государственного долга.
4.1 Советский долг: структура и
распределение внешнего долга, наследие внутренних заимствований
4.2 Российский долг: формирование современной структуры
Глава 5. Анализ состояния и динамики госдолга России
5.2 Анализ динамики и
структуры внутреннего долга
Глава 6. Проблемы управления российским долгом и пути их решения
6.1 Основные проблемы и задачи
по управлению госдолгом
6.2 Пути преодоления
Заключение.
Список использованной литературы
Введение
Единой научно-теоретической
платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к
настоящему времени не сложилось. Политика в области
государственных заимствований, управления суверенными
долгами для большинства стран является важной составляющей
государственной финансовой политики. От ее эффективности
зависят международный имидж государства, отношение политиков,
инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным
международным бизнес-проектам, международных финансовых
организаций, а также международный суверенный рейтинг.
Пристальное внимание к проблемам внешней задолженности России сохраняется на протяжении всего периода рыночных реформ. Апогея оно достигло во время кризиса 1998г. в связи с объявлением дефолта по долговым обязательствам. Финансовый кризис 1998 года обусловил
переход вопросов управления госдолгом России в разряд первостепенных.
Зарубежные инвесторы резко изменили свои мнения о платежеспособности Российской
Федерации. Для понимания сущности госдолга важно
определить основные причины
его возникновения в экономике.
Всеобщими причинами
образования госдолга принято считать: войны, стихийные
бедствия, государственное предпринимательство, рост
иностранных капиталов, социальную политику государства. Военное происхождение госдолгов известно испокон
веков. Война и приготовления к войне, содержание армии в связи с ростом ее размера и совершенствованием вооружения требуют таких
расходов, которые не позволяют покрыть их за счет текущих бюджетных доходов.
Со становлением рыночных
отношений государство превращается в хозяйствующий
субъект. На смену насильственным рычагам привлечения
средств (увеличению налогов) приходит использование
кредита. Власть создает государственные предприятия в
отраслях, которые недоступны и непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает необходимость заимствований для
их финансирования.
Внешний долг возникает и
при переливе капитала из одной страны в другую. Капитал
стремится туда, где устойчивы прибыли, ниже риски
инвестиций. Речь идет о выпусках внешних ценных бумаг
государства для нерезидентов. Для иностранных инвесторов
такие вложения менее рискованны, чем приобретение корпоративных
ценных бумаг. Но риск присутствует всегда. Так, в 1917г. в
России были аннулированы долговые обязательства
царского правительства. [26;108].
Социальная политика
государства связана с его дополнительными расходами.
Социально-экономические преобразования, реформы государственного управления,
экономического, политического устройства являются
дорогостоящими. Для их реализации государство вынуждено
осуществлять заимствования. Для
долговой политики России характерно сочетание внешних и внутренних заимствований. Основными формами внутренних заимствований были выпуск
облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссия процентных кредитных, доходных банковских билетов
государственными банками.
Бюджетная, долговая и валютная политика государства
неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический
рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости,
объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики,
приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению
воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно
заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает
необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели,
не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная,
денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на
финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к
выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается
стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы
могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно
отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный
рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности
страны и стабильности бюджетной системы [10, 58].
Для
урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный
анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и
целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении
проблемы госдолга необходимо активно использовать теоретические наработки в
этой области.
Цель курсовой работы – исследование сущности и
понятия внешнего и внутреннего государственного долга России, экскурс в историю
вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и
определение методов по его управлению.
Основные задачи исследования:
–
раскрытие
экономической сущности госдолга и его составляющих;
–
проведение
исследований в области истории заимствований России;
–
анализ
современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ;
–
оценка
влияния государственного долга на экономику России;
–
исследование
путей совершенствования управления госдолгом
Для написания данной работы
использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический,
монографический.
Глава1. Государственный долг
1.1 Сущность и понятие
В научной литературе
государственный долг определяется сложившейся к данной дате
суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета.
На практике, госдолгом считаются долговые
обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными субъектами
международного права, включая обязательства по
государственным гарантиям, предоставленным РФ [1; ст. 97].
В Бюджетном кодексе даны
следующие определения: внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг -
обязательства, возникающие в валюте России. Следующая
формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике
определениям внешнего долга: "Государственными
внешними заимствованиями
Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и
международных
организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как
заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими
заемщиками. Государственные
внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг РФ".
При определении всего
(внутреннего и внешнего) госдолга используется следующая терминология. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг - это номинальная стоимость всех долговых
обязательств государства и гарантированных им заимствований. [2; 26]
В соответствии с Бюджетным
кодексом в объем государственного внутреннего долга России
включается основной долг, то есть номинальные
суммы долга по
государственным ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам
и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по
государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства
по госгарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга
по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых
организаций. Если возникает задержка с выплатой процентов
по основной
сумме госдолга, то долг государства не
увеличивается на сумму невыплаченных
процентов.
1.2 Формы и виды
Государственный долг России может быть в форме:
1) кредитных
соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными
финансовыми организациями;
2) госзаймов,
осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3) договоров
и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
4)договоров о предоставлении РФ государственных
гарантий;
5) соглашений и договоров, в
том числе международных, заключенных от
имени РФ, о пролонгации и
реструктуризации долговых обязательств
России прошлых лет.
Обслуживание госдолга связано с перераспределением доходов в стране. Для погашения
долга можно использовать имеющиеся у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. Бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты ЦБ. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, то
есть приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов.
Финансирование дефицита
бюджета за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение
внутреннего долга означает рост доли государственных
заимствований на финансовом рынке. Это может привести к
конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту
процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг. Кроме того, сокращаются
инвестиции, поскольку останутся не реализованными
инвестиционные проекты с рентабельностью, не превосходящей
процента, выплачиваемого по государственным ценным бумагам вместе с премией
за риск.
1.3 Управление государственным долгом
Процесс управления госдолгом
— это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства,
регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание
и погашение государственного долга, предоставление ссуд и
гарантий [2; 26].
Управление государственной
задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический),
так и косвенного регулирования (воздействия на
макро- или микроэкономические рычаги управления народным
хозяйством).
Понятие и содержание
управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:
•
формирование государственной долговой политики;
•
определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
•
установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга
общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со
стратегическим управлением государственным долгом;
•
установление границ задолженности.
Под управлением долгом в
узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых
обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных
бумаг.
Процесс управления
госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.
В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между
различными видами долговой деятельности, структуру видов
долговой деятельности по срокам и доходности, механизм
построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов
и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок
выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования
госдолга.
В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления
деятельности. Первое - это бюджетная политика в части
планирования объема и структуры госдолга. Второе - это
осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его
структуры и сокращение расходов на его обслуживание.
Третье - это организация учета долговых обязательств
и операций с долгом, функционирование платежной системы
исполнения долговых обязательств.
Основными принципами
управления государственным внутренним долгом в мировой
практике признаны экономичность и оптимальность [2; 27].
Глава2. Роль государственного долга в
рыночной экономике
Главной выгодой для
государства, обосновывающей полезность госдолга, является возможность
привлекать в бюджет заемные денежные
ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах от
ВВП (за определенный период времени, за
экономический цикл) [9; 43].
Размер сальдо бюджета и объем реального валового
внутреннего продукта - два важнейших фактора, определяющих динамику долга.
Дефицит бюджета приводит к увеличению объема госдолга, профицит бюджета позволяет
погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются
проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать
денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а за счет роста
денежной массы создаются условия рефинансирования долга. В зависимости от соотношения названных двух факторов условно
выделяют два подхода к определению роли госдолга в рыночной экономике.
2.1 Классический подход
Классический подход к определению роли госдолга в экономике
заключается в использовании государственных займов в качестве субститута (заменителя)
налоговых поступлений. Данный подход связан с отношением к госдолгу как к инструменту стабилизационной
макроэкономической политики.
В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому
возникает вопрос о компенсации снижения доходной
части бюджета. При снижении деловой активности хозяйствующих субъектов
увеличение налоговых ставок усиливает негативные
тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет
госзаймов. Госдолг становится субститутом налоговых поступлений.
Государственный долг может успешно выполнять роль
макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического
роста. Фаза устойчивого экономического роста
состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой
активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности целесообразно снизить уровень налогов и
компенсировать снижение доходной части заемными денежными ресурсами.
Понятие «снижение деловой активности» означает
кратковременное сокращение темпов экономического развития, но при этом прирост
реального ВВП должен превышать 1% за год.
Если темпы прироста реального ВВП меньше 1%, то это означает, что имеет место
экономический спад (Он сопровождается банкротством
крупных компаний, ухудшением состояния банковской системы, ростом безработицы,
снижением потребления).
В период экономического спада целесообразно
снижать размер госдолга, поскольку в этом случае государственная задолженность
оказывает весомое отрицательное влияние как
на госфинансы, так и на экономику в целом.
Классический подход к определению роли госдолга в экономике состоит в использовании его в
качестве субститута налогов и заключается в том, что объем госзаймов
увеличивают в фазе снижения деловой
активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе
экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.
Классический подход предоставляет правительству возможность не менять уровень налогообложения
или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных
расходов. В этом состоит преимущество
классического подхода. [9; 44].
2.2 Альтернативный подход к определению
роли госдолга
Альтернативный подход
основан на прямо противоположной концепции - в фазе
снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе
экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов
минимизируют или досрочно погашают государственный
долг.
В данном подходе есть свое рациональное
зерно. Такая парадоксальная схема обладает рядом преимуществ перед классическим. Во-первых, альтернативный
подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем
денежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при его реализации наблюдается более
низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического
цикла. Максимальное значение относительного размера долга за период
экономического цикла меньше. В-третьих, решение
об оптимальном размере госзаймов принимается на основе данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности - увеличили займы, наступил спад деловой активности - сократили займы, наступил экономический спад - минимизировали займы. Риск ошибочного планирования сальдо бюджета
в данном случае существенно ниже.
В рамках рассматриваемого
подхода государственный долг выполняет роль финансового механизма, ускоряющего
экономическое развитие. [9; 44]. Госдолг может быть полезен только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает
риск долгового кризиса и тем самым
приводит к ухудшению общего состояния экономики. Для Китая госдолг - это
финансовый механизм ускорения экономического
развития. Для России госдолг остается экономической проблемой и никаких выгод экономике государства не
приносит.
Два подхода (классический и
альтернативный) основываются на различных смыслах, вкладываемых в понятие
«сбалансированности» бюджета. В
Европейском сообществе бюджет признается
сбалансированным, если выполняются два ограничения - на размер дефицита
(3% ВВП) и на размер долга (60% ВВП). Рост
экономики невозможен без увеличения энергопотребления, а это означает, что
нужно строить новые электростанции,
тянуть нефтепроводы, строить порты, дороги и прочую инфраструктуру. Вопросы поддержки экономического роста являются
непростыми сами по себе, их приходится решать в условиях международной
конкуренции за ресурсы, за условия
международной торговли [9;49].
Глава3 .Управление государственным долгом в Царской России
Российское государство
получало кредиты и осуществляло заимствования путем
выпуска долговых обязательств еще со времен Петра I. Ключевский писал о долговой политике в
период реформ Петра I: «Петр не оставил
после себя ни копейки государственного долга, не израсходовал ни одного рабочего дня у потомства, напротив, завещал преемникам обильный запас средств, которым оно долго пробавлялось, ничего к ним не прибавляя. Его преимущество перед ними в том, что он был не должником, а кредитором будущего» [26; 109].
3.1 Первые государственные займы, планы
их погашения
Российская система управления госдолгом стала
складываться при Екатерине II, которая осуществила первый внешний государственный заем на сумму 7,5 млн.
гульденов в 1769г. Целью займа было финансирование
Русско-турецкой войны. Историки
считают этот заем первым официальным внешним долгом России.
В 1769г. был организован особый «Комитет уполномоченных для произведения денежных негоциации
в иностранных землях», в компетенцию которого входило ведение
всех дел, связанных с внешними займами. Комитет возглавил князь А.А.
Вяземский, в состав комитета вошли русский посланник в Голландии князь А.А. Голицын и граф З.Г. Чернышев. Впоследствии этот комитет был переименован в комитет госдолгов. В 1784г. под руководством Вяземского был разработан первый в истории России конкретный план погашения внешнего долга к 1793г. Вяземский предлагал издать
указ, «чтобы на платеж долга
откладывать ежегодно потребныя суммы
из госдоходов, не употребляя их никуда в расход», говорил о необходимости лучше учитывать валютный фактор, осуществляя накопление средств для погашения долга, когда курс рубля к основной валюте долга -
голландскому гульдену будет более выгодным. Фактически речь шла о создании первого российского финансового
резерва. Но реализации плана помешала II Турецкая война (1787-1791
гг.), заставившая прибегнуть к новым займам.
В 1792г. генерал-прокурор А.Н. Самойлов разработал новый план погашения всех внешних долгов
в течение 15 лет. План был принят 23 июля
1794г. и предусматривал получение средств на погашение долгов в размере
4 млн. руб. ежегодно исключительно из внутренних источников - путем увеличения акциза на водку в размере 1 руб. с ведра. Однако и этот план не был реализован в части
уплаты долгов, прибыль растворилась в
госбюджете.
Еще при Екатерине II 11 мая 1796г. при комитете для разбора всех внутренних
долгов была учреждена счетная экспедиция. Последняя в
декабре 1796г. уже при Павле I в
связи с упразднением самого комитета была преобразована в экспедицию для
разбора и расчета государственных долгов.
В 1797г. был разработан еще один проект погашения внешних госдолгов.
Он также не был воплощен в жизнь, так как
в 1798г. было принято решение о консолидации
всех видов внешней задолженности. В связи с тем, что польские земли перешли в русское владение, а ими были обеспечены долги
бывших польских
королей и польского государства (около 16 млн. гульденов), Россия взяла на себя польские долги,
объединив их с прежними русскими
займами [25; 67].
В 1810г. при министерстве финансов была
учреждена комиссия погашения долгов, которая должна была заниматься продажей государственного имущества для
получения средств на погашение
госдолга, а также обменом части
государственного ассигнационного долга
в облигации внутреннего процентного займа. В 1812г. комиссия была преобразована,
она была сделана
независимой от министерства финансов. Во главе ее был поставлен совет, в который вошли 3 члена Государственного Совета, 6 сенаторов и 10
выборных членов от петербургского, московского и рижского купечества.
Манифестом от 16 апреля 1817г. комиссия погашения долгов вновь была передана в непосредственное управление министерства финансов. 7 мая 1817г. для «высшего наблюдения» за комиссией погашения долгов и
государственными банками
был учрежден «Совет государственных кредитных установлений», который был независим от министерства финансов. Комиссия имела такие
подразделения, как отдел срочных займов, сертификатный отдел или отдел удостоверений именной записи, купонный отдел, отдел бессрочных займов и вечных вкладов, доходный отдел [25; 67].
3.2 Первое государственное долговое агентство
Комиссия погашения долгов - первое
государственное долговое агентство в России. Она осуществляла учет госдолга (внешнего и
внутреннего), производила прием, хранение и
выдачу денег и ценных бумаг, оплату купонных доходов, взаимодействие с казначейством и другими государственными
органами, обеспечивавшими выплаты вкладчикам
комиссии.
Для операций по обслуживанию
долга выделялись
специальные ассигнования из бюджета. Манифестом 1817г. было предусмотрено выделение 40 млн. руб., а с 1818г. - 60
млн. руб. ежегодно «преимущественно перед
всеми другими госрасходами». Комиссия занималась аккумулированием средств, поступающих от продажи госимущества, которые использовались для погашения
долгов.
Важнейшим моментом в
управлении внешней задолженностью стало учреждение в 1812г.
«для наблюдения порядка в платежах, ясности и точности в
счетах и для охранения прав каждого» при комиссии «общей книги всех
обеспеченных государством долгов, срочных и бессрочных» - государственной долговой книги. В ней было 3 части: внешние
долги, внутренние долги срочные,
внутренние долги бессрочные. В каждом
из этих разделов имелись подразделы. Так, во внутренних бессрочных
долгах выделялись долги бессрочные
обыкновенные; долги бессрочные на
правах недвижимых имений, в долговой книге
записанные; долги бессрочные неприкосновенные; родовые капиталы.
Структура книги, просуществовавшая до 1918г.,
в связи с изменением классификации долгов менялась. Впоследствии в долговую книгу стали заноситься и
появившиеся новые виды
заимствований: гарантированные государством
железнодорожные займы, городские займы и
т.п. (за период с 1885 по 1912г.
было выпущено 152 облигации). Эти облигации котировались на
крупнейших европейских биржах (Лондонской, Парижской, Амстердамской
и др.). Государственная книга внешнего долга воссоздана в РФ в 1994г. [25; 67].
3.3 Политика в области выпуска и размещения госзаймов
Выпуск новых займов в
царской России был непосредственно в компетенции царя и министерства
финансов. Министерство разрабатывало положение о займе, которое утверждалось «Высочайшим указом», и заключало
соглашение с иностранными и российскими финансовыми структурами,
занимавшимися размещением ценных бумаг. Но
после революции 1905-1907 гг. и
созыва Государственной Думы новая законодательная власть получила право утверждать заключаемый заем в каждом конкретном случае. Время и условия
займа по-прежнему определялись
«верховной властью».
Существенную роль играла
агрессивная политика размещения российских займов за границей. Для обеспечения благоприятной информации о финансовом положении
России, для оказания влияния на общественное мнение
стран-кредиторов в 1895г. был создан «особый фонд» министерства
финансов в 250 тыс. франков. Россия
содержала в Берлине свое пресс-бюро, снабжавшее
материалами 25 газет. Использовались и не совсем легальные методы продвижения
ценных бумаг на зарубежные рынки: подкуп
прессы, депутатов, видных политических деятелей, профсоюзных лидеров, для
рекламной поддержки российских займов. В 1904г. на эти цели было истрачено свыше 3,3 млн. золотых франков. Крупные затраты на рекламу несли и
сами банковские консорциумы,
участвовавшие в распространении
русских займов за границей. Работу по
размещению займов во Франции
координировал спецагент минфинансов
России в Париже(в 1894-1917 гг.)А.Рафалович[25;
68].
Непосредственное отношение к
управлению госдолгом имела и практика разработки обычного и чрезвычайного бюджетов. Чрезвычайный бюджет формировался из
поступлений от внешних и внутренних займов и сумм,
перенесенных из фондов казначейства, вкладов в Госбанк
на вечное время, крупных единовременных поступлений от специальных капиталов или от продажи крупной госсобственности,
сумм, возвращаемых частными железнодорожными
обществами в погашение выданных государственных
ссуд. Доля чрезвычайных ресурсов в общих доходах
российского бюджета в 1860-1916 гг. колебалась от 4 % до 75%. Удельный вес
доходов от займов в чрезвычайных доходах сильно колебался, доходя до 90%-95%.
Чрезвычайный бюджет использовался для финансирования
строительства железных дорог и портов, на военные
потребности, выдачу ссуд частным железнодорожным обществам, погашение
беспроцентного долга, выполнение военных
обязательств, ликвидацию последствий народных
бедствий (неурожаев, эпидемий). В
связи с началом Первой мировой войны значение чрезвычайного бюджета сильно возросло. При благоприятном финансовом
положении часть чрезвычайного бюджета шла на досрочную оплату госзаймов.
Платежи же по займам (проценты и
погашение) шли за счет обыкновенного бюджета. Если чрезвычайные доходы не покрывали чрезвычайных расходов, дефицит ликвидировался за счет остатков
свободных средств из обыкновенного бюджета и остатков
средств прошлых лет чрезвычайного бюджета
[25; 68].
3.4 Особенности долговой политики царской России
К особенностям долговой политики можно отнести гибкое сочетание внешних и внутренних
заимствований. В связи с неблагоприятными условиями на
европейских денежных рынках 25 марта 1809г. был издан указ, который определил
главные условия размещения внутренних
займов. Они осуществлялись в
разнообразных формах - путем выпуска
облигаций, бумажных ассигнаций, эмиссии
процентных кредитных, непрерывно-доходных, металлических и других
банковских билетов государственными
банками. Для внутренних, железнодорожных гарантированных или
городских займов кроме
номинальной стоимости в рублях устанавливались стоимостные паритеты облигаций
в иностранной валюте. В
1890-е годы рублевые
облигации городских займов Москвы размещались в России и в Германии. Не
существовало никаких
ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних займов для иностранцев. Ввиду международного характера российских займов,
курсировавших в различных
типах валют, их купоны можно было реализовать в том месте, где обмен был
наиболее выгодным.
Правительство активно влияло
на политику заимствований частных компаний. Их выход на
международные финансовые рынки согласовывался с министерством финансов,
которое участвовало в подписании соответствующих
соглашений с иностранными банками. Особый порядок существовал и для выдачи госгарантий по частным ценным бумагам. Предоставление
гарантий не было безвозмездным. Железнодорожные общества за гарантию должны были
перечислять государству от половины до 2/3 своей чистой прибыли.
Информация о госдолге в
царской России со второй половины XIX века стала достаточно транспарентной
и доступной для инвесторов и
аналитиков. Комиссия регулярно издавала сборники «узаконений и распоряжений», сборники «Займов правительственных или гарантированных правительством, котирующихся за границей» (с 1886г. по 1917г. было выпущено
25 сборников), списки долгов,
занесенных в долговую книгу. Это способствовало повышению авторитета России как добросовестного заемщика.
По величине госдолга до
Первой мировой войны Россия занимала второе место
после Франции. Внешний же его долг был самым большим в мире.
Из развитых стран суверенный внешний долг кроме России
имела только Япония, остальные государства-должники были
зависимыми и полуколониальными. По ежегодным выплатам на
обслуживание суверенного долга (около 0,4 млрд. рублей)
Россия также опережала всех.
Рост внутреннего и внешнего
долга существенно увеличился в годы Первой мировой войны. За три военных года внешние заимствования страны увеличились в 2,5 раза
по сравнению с довоенным временем. Претерпела изменения и структура внешнего
долга. Наибольшие кредиты нашей стране предоставили
Англия, Франция, США и Италия. Война привела к увеличению
заимствований и на внутреннем рынке. К 1916г. доля
госрасходов, покрываемых за счет внутренних займов, превысила
33%.
Обычно принято сопоставлять размер долга с
государственным бюджетом. В начале XX в. Россия имела один из самых больших бюджетов в мире, который почти
на 70% складывался за счет поступлений от винной монополии,
госпредприятий и использования госимущества. Доля расходов на обслуживание госдолга в общих расходах бюджета была
относительно небольшой - 17%. У развитых европейских стран (Италии, Германии)
этот показатель доходил до 30%, хотя в абсолютном выражении
размер долга у них был значительно меньше российского. Как
и в других странах, в России не было официального разделения
долга на внутренний и внешний в связи с отсутствием
для этого какой-либо экономической или правовой основы. Формально
выпускались займы, рассчитанные на внутренний рынок и ориентированные на
иностранных инвесторов. Однако не существовало ограничений
на приобретение иностранных бумаг гражданами России
и внутренних долговых обязательств нерезидентами.
В дореволюционный период
российское государство с целью привлечения кредитных
средств в бюджет выпускало следующие обязательства:
краткосрочные (от 3 месяцев до 1 года номиналом не выше
500 рублей), долгосрочные (до 50—80 лет); бессрочные.
Основу госдолга составляли долгосрочные и бессрочные долговые обязательства.
Российское правительство
получало государственные кредиты на различные цели, связанные
с крупными инвестиционными проектами (например,
строительство железных дорог), борьбой с неурожаями и
засухами, ведением войн, осуществлением реформ в экономике (например, Столыпинской земельной реформы в 1906—1910 гг.).
В 1825г. госдолг России
составлял около 358 млн. рублей и был примерно равен годовому бюджету государства, а в 1855г. - превышал бюджет более чем в 2 раза (доля заграничных долгов - 28,5%, а внутренних -
71,5%).
Внутренний и внешний долг
России на 1 января 1914г. состоял из государственных и
гарантированных правительством процентных бумаг,
находящихся в обращении внутри страны и за границей.
Из 12744 млн. рублей гособязательств на внутренний долг
приходилось 7264 млн. рублей (57%), а на внешний - 5480 млн.
рублей (43%). Госдолг России превышал доходную часть
бюджета 1913г. (3453 млн. рублей) в 3,7 раза. Процентные платежи
по нему в сумме 389 млн. рублей составляли 11,5% расходной части бюджета 1913г.
(3383 млн. рублей), а по внешнему долгу -5,7% (194 млн.
рублей).
В таблице1 приведены
данные, позволяющие сравнить структуру государственного
долга дореволюционной России и сегодняшнего дня.
Таблица1
Структура
государственного долга органов госуправления Российской империи и Российской
Федерации
Показатель
|
Российская империя*
|
Российская Федерация***
|
Госдолг, млрд. долл.
|
6,5
|
128,5
|
В том числе:
внутренний
|
3,7
|
20,0
|
внешний
|
2,8
|
108,5
|
Госдолг,
уд. вес в %
|
100,0
|
100,0
|
В том числе:
внутренний
|
57,0
|
15,0
|
внешний
|
43,0
|
85,0
|
Обслуживание
госдолга, млрд. долл.
|
0,2
|
9,0
|
В том числе:
внутреннего
|
0,1
|
2,0
|
внешнего
|
0,1
|
7,0
|
Обслуживание
госдолга, %
|
100,0
|
100,0
|
В том числе:
внутреннего
|
50,0
|
20,0
|
внешнего
|
50,0
|
80,0
|
Доходы
федерального бюджета, млрд. долл.
|
1,77
|
70,0
|
Отношение госдолга к доходам федерального
бюджета, раз
|
3,7
|
1,9
|
Доля затрат по обслуживанию госдолга в расходной части бюджета, уд. вес в %
|
11,5
|
13,0
|
Страницы: 1, 2, 3
|