Государственный долг Российской Федерации. Внутренний и внешний долг РФ
* Госдолг в
долларах США по официальному курсу 1913г.: 1 долл. = 1,95 кред. руб.
** Госдолг в долларах США по
текущему валютному курсу на 1 января 2003г.: 1 долл. = 31,8 руб.
Вся история российского
госдолга свидетельствует о том, что Россия пользовалась
неизменным доверием на международном рынке. В течение
почти 150 лет у царской России имелись лишь единичные случаи нарушения условий
выполнения иностранных займов. Доверие к российскому
государству как к суверенному заемщику было связано с
наличием у него большого золотого запаса, который
за 30 лет перед Первой мировой войной увеличился
в пять раз (август 1914г. - 1744 млн. золотых рублей, первое
место в Европе по величине золотого запаса). Россия
выступала в роли гаранта займов, предоставляемых
другим государствам. Например, по отношению к Греции в
1833г., Китаю, Турции и др. стран [25; 70].
В Российской империи
госкредит обрел заметную внешнюю направленность в
период деятельности министра финансов Вышнеградского
(1887—1892). Активно проводил политику внешних
госзаимствований и министр финансов С. Ю.Витте (1892-1902).
XIX
в. принято считать временем превращения России в одного из крупнейших в мире
должников и одновременно периодом освоения инструментов
управления госдолгом.
Выпуск ассигнаций был
основной формой государственного кредита в начале XIX столетия. В соответствии с манифестом императора
Павла I ассигнации были признаны госдолгом.
Впоследствии они частично были выкуплены с целью уничтожения. Постепенно ассигнации были изъяты из обращения и заменены государственными кредитными билетами. С прекращением выпуска ассигнаций центр тяжести в финансовой политике был перенесен на внутренние заимствования через механизм выпуска облигаций. Внутренние займы 1817—1818 гг.
явились началом систематических прямых заимствований государством средств у населения. Конец XIX в. считают периодом максимального поступления в бюджет средств за счет
заимствований. На начало XX в. государственный долг России составлял 6
млрд. 210 млн. золотых рублей. [26; 111].
Глава 4. Состояние и динамика
государственного долга
После Октябрьской революции советское
правительство по существу объявило суверенный дефолт, поскольку отказалось
платить по долгам царской России как иностранным, так и отечественным
держателям государственных ценных бумаг (сумма взятых займов
- 15 млрд. рублей по золотому курсу на начало 1917г.). Это
- точка отсчета новой кредитной истории России, когда был официально признан внутренний госдолг (1992г.).
Широко распространено
мнение, будто основным долговым бременем для России является долговое наследие
СССР. Но недостаточно изучается новый долг, который
трактуется как "встроенный стабилизатор" экономики. России действительно достался крупный
внешний долг СССР. Однако и суверенный велик.
Причем быстро растет внутренняя составляющая, что, противоестественно в ситуации улучшения в экономике и перехода к
профицитным бюджетам. Ведь долг - это источник покрытия дефицита, но ежегодно
по факту профицит значительно превосходит предусмотренный законом о бюджете. Его суммарная величина за 2000-2002 гг. - 462,2 млрд. руб., на 2003-2004 гг. соответственно
- 72,15 и 83,4 млрд. руб. Официально декларируется улучшение структуры долга, но
на инвестиции практически не
используются ни внутренний долг, ни внешние заимствования [18;30].
Формы, инструменты,
механизмы реализации госкредита претерпевали
существенные изменения по мере корректировки курса экономической
политики советского правительства. Однако на протяжении
всего советского периода государство активно использовало
госкредиты в таких формах, как:
—
облигационные займы (часто принудительные) для
различных
социальных слоев населения;
—
займы, размещаемые на предприятиях путем
принудительно
го
включения государственных ценных бумаг в так называемые запасные и резервные капиталы предприятий и организаций
(в 1929г. их
доля составляла почти 52% объема
государственного внутреннего
долга);
—
гарантированные правительством займы
государственных учреждений и местных органов власти;
—
перевод в государственные займы части вкладов
населения в
гострудсберкассах;
—
кредиты Государственного банка.
Период с 1975 по 1986г.
характеризовался стремительным возрастанием объема внутреннего
государственного долга в нашей стране. Колоссальные потребности
бюджета на финансирование гонки вооружений, экономические
реформы, ликвидацию экологических потрясений, природных
катаклизмов, социальные программы, подъем сельского
хозяйства, незавершенное строительство могли обеспечиваться
только при использовании заемных ресурсов. При дефиците государственного
бюджета этого периода в практику прочно вошли кредиты
Государственного банка СССР. К 1990г. впервые была обнародована
сумма внутреннего государственного долга в размере 400 млрд. рублей (в 1975г. он
составлял 62,4 млрд. рублей, в 1980г. — 156
млрд. рублей, в 1992г. — 940 млрд. рублей).
4.1 Советский долг
В 1950-е гг. внешние
заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и
среднесрочных кредитов для финансирования
импорта в относительно благоприятных условиях роста экономического потенциала
страны, смягчения международной напряженности.
В 1960-е гг. при оплате
импортного оборудования для крупных объектов активно
привлекались прямые долгосрочные кредиты западных банков. В 1964-1965 гг. Внешторгбанк СССР заключил с английскими, французскими и
итальянскими банками 9 долгосрочных соглашений о банковских кредитах сроком на 10 - 15 лет на общую сумму 480 млн. руб. Страна нуждалась
в технологическом оборудовании для химической и легкой
промышленности, развитие которых рассматривалось как важный
фактор роста благосостояния. За счет кредитов оплачивалось
85% всех поставок, остальные 15% - из собственных средств. Такая практика стала
устойчивой, что позволило построить многие
крупные промышленные предприятия, игравшие структурообразующую роль в
своих отраслях и ускорившие экономический подъем. В 1966г. в СССР было подписано
семь новых кредитных соглашений на общую сумму 449 млн. руб. Предусматривалась оплата товарных поставок и услуг, прежде
всего, автомобильного концерна
"Фиат" для строящегося автогиганта
в Тольятти. Итальянский кредит объемом 333 млн. руб. предоставлялся Внешторгбанку на 14 лет из расчета 5,6%
годовых. Затем была апробирована новая
форма сотрудничества - компенсационные сделки по привлечению инвестиционных целевых кредитов на срок 10-15 лет,
которые погашались поставками необходимой зарубежным партнерам продукции
после вступления в строй предприятий,
построенных с помощью кредитов.
Крупные займы - сделка
"газ - трубы" - предоставили СССР западноевропейские банки для
покрытия импорта оборудования, труб для строительства газопровода
в 1970-е гг. Реализация ее обеспечила поставки природного
газа в ФРГ, Италию, Францию и Австрию, для чего СССР
получил кредиты на 11 млрд. долл. В числе других кредитных
сделок 1970-1980-х гг. - обеспечение ресурсами строительства
мощностей по производству аммиака и трубопровода до
Одесского порта, автозавода в Набережных Челнах. Компенсационные сделки гарантировали возвратность кредита. По всем формам кредитования СССР был надежным партнером.
Начиная с 1960-х гг. целевые
кредиты СССР предоставлялись государствами - членами СЭВ.
В 1960-1980-е гг. было заключено более 20 многосторонних
соглашений о сотрудничестве с использованием долгосрочных
целевых кредитов: для строительства карьера по добыче
фосфоритов в Кингисеппе, Никопольского, Ермаковского и Зестофанского заводов ферросплавов, Усть-Илимского целлюлозного завода,
Киембаевского асбестового горно-обогатительного комбината, дополнительные мощности по добыче и переработке железосодержащего сырья в Криворожском бассейне и районе КМА, построены Хмельницкая АЭС, линия электропередач
Хмельницкая АЭС - Жешув (ПНР), Винница (СССР) - Альбертирша (Венгрия), Южно-Украинская АЭС - Исакча (Румыния), газопроводы Оренбург - Западная граница СССР.
Названные формы
сотрудничества имели и негативные последствия - способствовали
наращиванию сырьевого экспорта, который, хотя и превращался в основной источник
финансирования экстенсивно развивающейся экономики, но
противоречил интенсивному наукоемкому росту. Это особенно
проявилось после нефтяного кризиса 1972г. Многократное повышение цен на нефть и другие сырьевые товары, при сохранении тенденции в течение 15 лет, потенциально позволяло получить в 1970-е - начале 1980-х
гг. дополнительно около 200 млрд. долл. В конце 1980-х гг. экономическое положение СССР быстро ухудшалось. Резко сократились золотовалютные резервы – с 15,3 млрд. долл. в 1988г.
до 7,6 млрд. долл. в 1991г. В 1990г. было продано золота на 2,7 млрд.
долл. и в 1991г.- на 3,8 млрд. долл. Для
решения платежных проблем непомерно тратились золотые запасы государства: если в середине 1980-х гг. они составляли около
2,5 тыс. т, то к концу 1991г. - всего
240 т, достигнув небывало низкого уровня за всю историю России XX в. Нарастали инфляционные процессы. В 1991г. кризис стал
глубже и масштабнее:
экспорт нефти сократился на 50%, снижение валютных резервов диктовало свертывание импорта. Давало о себе
знать падение к 1986г. цены экспортируемой нефти (до 10 долл. за баррель, в конце 1970-х гг.
она составляла 30 долл.) и
газа. Экономические
трудности диктовали внешние заимствования при необходимости скорейшего погашения прежних, поскольку
процентная ставка по кредитам достигала в
среднем 8% годовых. Выплаты задолженности осложнились весной 1990г., когда впервые несколько всесоюзных внешнеторговых объединений допустили просрочку платежей и в
результате иностранные фирмы
потребовали перехода на аккредитивную форму расчетов. Внешэкономбанк СССР, обслуживавший внешнеторговые операции в СССР, 19 ноября 1991г.
объявил о своей неплатежеспособности,
а иностранные коммерческие банки практически прекратили предоставлять кредиты без гарантий
правительства. В 1990 - 1991 гг. было получено внешних займов на 7,5
млрд. долл. уже под его гарантии. Положение
несколько улучшилось вследствие выхода СССР в 1988г. на рынок еврооблигаций, где в 1988-1992 гг. было
размещено ценных бумаг на 1,9 млрд.
долл. [18;32].
Хотя с 1970г. - 1980г.
внешняя задолженность страны выросла в 16 раз (с 1,6
до 25,2 млрд. долл.), объем долга был умеренным.
Ситуация обострилась после 1985г.: в начале 1986г. СССР занимал 12-е место по размеру внешнего долга (после Польши, Аргентины, Египта, Индии, Мексики, Бразилии, Китая, Венесуэлы, Индонезии, Южной Кореи и Турции), а к 1992г. - второе после Бразилии. Отношение внешнего долга к
экспорту поднялось с 52% в 1987г. до 164% в 1993г.,
а к объему ВВП - с 8 до 29%. Увеличивались заимствования у
правительств иностранных государств. Доля кредиторов
- правительств других стран выросла с 3,9% в 1987г. до 14,3% в 1991г. и 65,4% в 1993г. Это было обусловлено сокращением коммерческого кредитования,
переоформлением части обязательств, в том числе просроченной кредиторской задолженности перед бывшими соцстранами, в задолженность перед государством. В связи с этим несколько улучшилась структура долга (табл.
1).
Таблица 1
Структура
внешнего долга СССР по видам задолженности(в млрд. долл.)
Источник:World Debt Tables за соответствующие годы; Business Moscow News.1994. №50-51. P.19
Распределение
государственного долга СССР
Распад СССР диктовал
необходимость обоснованного распределения госдолга
СССР. Итогом первого этапа этой работы было определение
расчетных долей бывших республик СССР по ряду параметров.
Следовало распределить порядка 81 млрд. долл. Из них на Россию приходилось около 49 млрд. долл. Однако этот проект реализован не был. К дележу долга подключилась "семерка". Не
обошлось без давления со стороны ЕС. 28 октября 1991 года
от имени Союза и восьми союзных республик в Москве
был подписан Меморандум о взаимопонимании, который
в ЕС рассматривался как предварительное условие для предоставления России
финансовой помощи, поскольку в ЕС в перспективе ее видели как правопреемницу долга СССР. России было обещано предоставление
отсрочки платежей по внешнему долгу СССР. Союзные
республики принимали на себя "совместную и солидарную
ответственность" по внешнему долгу СССР, т.е. все республики отвечали за
погашение всего долга СССР. Если одна из них не платит, за нее это должны сделать остальные. Если же не платят
республики, то Россия одна должна была
обслуживать весь союзный долг.
Под Меморандумом
первоначально поставили подпись только восемь республик,
а три прибалтийские отказались, мотивируя это их насильственным присоединением к Союзу. Было решено пойти на "нулевой вариант" - передать России ответственность по
внешнему долгу и права на внешние активы СССР (долги
иных стран перед СССР). Это для России было невыгодно, ибо внешние активы
значились за неплатежеспособными государствами. Первые
соглашения о "нулевом варианте" были подписаны
летом 1992г. с Беларусью, Туркменистаном и Кыргызстаном. В 1992г. главы СНГ подписали документ об отказе от многосторонних форм и механизмов
управления союзным долгом и активами, вследствие чего все расчеты переводились
на двусторонний уровень. В ноябре 1992 года было подписано соглашение с
Узбекистаном и протоколы о "нулевом варианте" с Арменией,
Казахстаном, Молдовой и Таджикистаном, согласно которым долги и активы
передавались РФ в управление на неопределенный срок.
В сентябре - октябре
1992г. представителям "семерки" и Парижского клуба кредиторов удалось навязать России схему ее единоличной ответственности
по долгам СССР. Россия оказалась единственным
полномочным представителем большинства правопреемников СССР в отношениях с
Парижским и Лондонским клубами кредиторов, столкнувшись с трудностями оценки
реальной стоимости государственных финансовых активов в форме
госкредитов, представленных Советским Союзом в основном
странам социалистической ориентации. Существенная часть
кредитов выделялась на основе политических решений под поставку военной техники и оружия, а суммы кредитов учитывались в переводных рублях. В странах-должниках СССР сменились политические режимы, так что требовались длительные переговоры для признания долгов.
В 1975-1985 гг. внешний
долг СССР возрос в 2 раза, тогда как за более короткий период 1986-1992 гг. - в
2,5 раза. В целом после 1985г. темп роста задолженности
удвоился и составил 41,7% в среднем за год (при падении ВВП).
Наследие
внутренних заимствований Советского Союза.
Внутренний госдолг СССР с 1970г. по 1990г.
возрос в 13,1 раза. При обсуждении проекта бюджета на 1989г. изыскивались
средства в размере 100 млрд. руб. По итогам 1989г. дефицит госбюджета достиг 120 млрд. руб. Был впервые обнародован объём
государственного внутреннего долга СССР, составляющий на конец 1989 года около
4000 млрд. руб. (табл.2).
Для мирного времени рост внутреннего
долга был исключительно динамичным. На этапе
"развитого социализма" это означало
использование "встроенного стабилизатора" экономики по схемам западных стран, особенно практикуемым в период кризисов
перепроизводства, где используются и схемы "цикличного
бюджета". Тенденция роста заимствований проявлялась как тенденция увеличения "платы" за неэффективное
хозяйствование. Она неизбежно усилилась вследствие ухудшения социально-экономического положения после распада СССР, тем более что встал вопрос
распределения внешнего долга СССР [18;34].
Таблица2
Государственный внутренний долг СССР ( в
млрд. руб. на конец года)
1970г.
1980г.
1985г.
1988г.
На
1.08. 1990г.
Заем
бюджета на централизованные мероприятия, связанные с приростом кредитных ресурсов
за счет вкладов
населения............................................................
8,1
70,7
106,7
165,7
185,5
Использование
бюджетом временно свободных кредитных ресурсов
общегосударственного ссудного фонда................
-
-
-
102,0*
164,4
Списанная
отсроченная задолженность по ссудам банков СССР
предприятий агропромышленного комплекса, а также задолженность хозяйств,
перешедших на аренду.......................................
-
-
-
-
68,3
Государственный
заём развития народного хозяйства, размещаемый среди предприятий, организаций
и банков.
-
-
-
-
30,0
Средства
Госстраха СССР, помещенные в трехпроцентный
государственный заем.................................................
0,8
7,7
11,9
18,4
21,6
Долг
по массовым займам, размещенным по подписке среди
населения до
1957г...........................................................................
25,8
18,4
12,0
9,9
_
Государственный
внутренний выигрышный заем 1966 и 1982
гг..........................................................
· Впервые этот ресурс был вовлечен в 1987г. (35,5 млрд. руб.).
4.2 Российский долг
Формирование
современной структуры государственного долга
Государственный долг формируется как результат внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990г. при обсуждении проекта бюджета на 1991г. был представлен величиной, которую надо увеличить
до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР – 71 млрд. долл. (1 долл.
равнялся 55 коп.). Углубление
кризиса потребовало новых заимствований. Для них была
создана институциональная основа - в 1992г. Россия вступила в МВФ и могла
обслуживаться Всемирным банком (МБРР), а также
Европейским банком реконструкции и развития (вместо СССР).
После 1992г. полученные Россией кредиты
состоят из кредитов международных финансовых
институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов [18;35].
Заимствования Всемирного
банка включают: компенсирующие
снижение доходов бюджета реабилитационные займы (14,7% общей суммы); займы: на структурную перестройку
(23,3%), для развития
нефтяной промышленности, энергетики и строительства (19,6%), транспорта и связи, ЖКХ (21,0%); займы для развития рыночной
инфраструктуры (5,0%),
здравоохранения (5,0%), образования (3,8%), сельского хозяйства (3,6%), на
нужды госуправления (2,0%), охраны окружающей среды (1,3%), социальной политики (0,7%). Около половины
портфеля займов приходится
на связанные кредиты.
В общей сложности на 1 января 1999г. России было предоставлено по этой линии 37 займов на
общую сумму более 9 млрд. долл. (табл. 3)
Таблица3
Кредиты МВФ России
Условия
Сумма,
Выборка
получения
млрд. долл.
квоты в %
Удержание дефицита
госбюджета в определенных рамках и контроль за
Те же, а также либерализация внешнеэкономической
деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер
регулирования
экспорта.................................................................
1,5
25
1994г.
Те же, а также ликвидация внешнеэкономических льгот,
либерализация
нефтяного экспорта и отмена до 01. 01. 1996г. всех
экспортных пошлин, а также ежемесячный
мониторинг выполнения Россией своих
обязательств...
6,0
100
1995г.
Те же, а также
отмена экспортных пошлин на нефть и газ (с
одновременным повышением акцизов), количественных ограничений на импорт алкоголя, льгот по уплате импортных пошлин на материалы (обеспечивающие деятельность СМИ), обязательной
таможенной экспертизы экспортируемых товаров, а также
ежеквартальные проверки показателей
денежно-кредитной и налогово-бюджетной
программы.......................................
9,2
1996-1998
гг.
Параллельно и
последовательно получаемые кредиты МБРР и ЕБРР были представлены
соглашениями, связанными с рыночной трансформацией экономики
и социальной сферы - с оплатой дорогих консультационных услуг. Все они отражают
рыночные институциональные преобразования. Производственная или социальная направленность их была слабой. К
производственным относится, например, соглашение о займе между Российской
Федерацией и МБРР (первый нефтяной восстановительный
заем) на 300 млн. долл. и соглашение (проект по закупке
медицинского оборудования) на сумму 270 млн. долл. Развал
угольной отрасли обошелся казне дорого - проект
структурной перестройки угольной промышленности на 500 млн. долл. а затем - на 800 млн. долл., проект по поддержке
осуществления реформ в угольной отрасли на 25 млн.
долл. "Забота" внешних кредиторов о социальном благополучии в России была отражена в соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР (заем на структурную перестройку
системы социальной защиты населения) на 800 млн. долл.
Аналогичное стремление
деформировать систему образования нашло отражение в
соглашении о займе между Российской Федерацией и МБРР (инновационный
проект развития образования) на 71 млн. долл. Весьма характерно
"трансформационное" соглашение (второй заем на структурную перестройку экономики) на 800 млн. долл. [18;36].
Для России существенным
был бы современный перечень товаров, экспортируемых в
погашение внешней задолженности, но он ограничен ресурсной направленностью
экспорта. Значение наукоемкого экспорта для страны возрастает,
но интересы кредиторов лежат прежде всего в области сырьевых потоков. Остается актуальнейшей проблема активизации экспорта
оборудования, услуг, интеллектуальных продуктов. Только при этом условии возможны удержание традиционных рынков сбыта продукции, проникновение на новые товарные рынки развивающихся и развитых стран. Тогда же реальной становится организация совместного (со странами-кредиторами)
производства конкурентоспособных продуктов, пользующихся спросом на мировом рынке; решение проблем занятости, рост налоговых платежей в бюджеты, снижение долгового бремени. Придание экспорту хотя бы скромных признаков наукоемкого позволило бы при оплате кредитов повысить деловую активность на территории стран - импортеров, улучшить межгосударственные
отношения. Пока этот резерв используется настолько же
слабо, насколько беден набор экспортируемых товаров.
С учетом долга бывшего СССР и
суверенного долга России - внутреннего и внешнего - к началу нового века
сформировался общий долг впечатляющих размеров, снижение
которого стало заметным лишь в последние годы (табл.4).
Таблица4
Объём,
структура и динамика государственного долга РФ
1993г.
1998г.
2000г.
2004г.
Государственный долг, млрд. руб.:
155,7
3991,7
4479,7
3884,1
внутренний
17,2
757,9
557,4
842,1
внешний
140,5
3233,8
3922,3
3042,0
% ВВП:
71,3
148,7
61,3
29,9
внутренний
10,0
28,2
7,6
6,4
внешний
61,3
120,5
53,7
23,5
В нынешнем российском долге
почти половина - обязательства по ценным бумагам в иностранной
валюте. Сокращение его обусловлено существенным погашением
в последние годы, списанием части советского долга в результате
обмена обязательств перед Лондонским клубом кредиторов на новые
российские еврооблигации. Около 38% составляет задолженность членам Парижского клуба, порядка 9% - задолженность международным финансовым организациям, около 5% - задолженность перед Центральным банком в иностранной валюте, около 2% - гарантии правительства.
Очевидна тенденция
постепенного роста доли внешней задолженности, оформленной
в рыночных инструментах в виде ценных бумаг, обращающихся на
европейском фондовом рынке, где Россия как правопреемница СССР присутствует более 15 лет. Первый облигационный заем был выпущен в феврале 1988г. на сумму 100 млн. шведских франков с фиксированным пятипроцентным купоном и сроком погашения 10 лет. Это была своеобразная форма
экспериментальной проверки новых для СССР инструментов привлечения заемных средств в связи с рыночными преобразованиями. Всего в 1988-1992
гг. Внешэкономбанком выпущено восемь займов. В течение
1996-1997 гг. было размещено три займа, в 1998г. - шесть в форме внешних
государственных заимствований Российской
Федерации, причем внешний облигационный заем в 1998г. составил 2, 5 млрд. долл. с купоном 12,75% и сроком погашения 30
лет, т. е. на максимальный срок.
Имелось в виду, что выпуск и размещение
облигаций с фиксированной процентной ставкой позволят лучше планировать
процентные расходы федерального бюджета
[18;37].
Внешний госдолг России имеет
следующую структуру
(табл.5).
Таблица 5
Структура государственного внешнего долга Российской
Федерации
( в млрд. долл.)
На 1 января
2003г.
На 1 января
2004г.
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства
бывшего СССР, принятые Россией) без учёта предельного объёма гарантий
124,4
121,0
%
97,9
97,8
По кредиторам правительств иностранных государств
52,3
54,0
%
41,1
43,65
В том числе задолженность: официальным кредиторам
Парижского клуба
43,6
46,6
%
34,33
37,67
кредиторам, не являющимся членами Парижского клуба
4,9
4,4
%
3,85
3,56
по
кредитам иностранных коммерческих банков и фирм
3,0
-
%
2,36
-
кредиторам Лондонского клуба
-
-
коммерческая
3,0
-
%
2,36
-
по кредитам международных финансовых организации
13,4
11,0
%
10,55
8,89
Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в
иностранной валюте
49,5
49,8
%
38,97
40,25
Из них: еврооблигациионные займы
39,9
42,5
%
31,4
34,35
ОВГВЗ
9,6
7.3
%
7,55
5,9
По кредитам ЦБ РФ
6,2
6,2
%
4,88
5,01
Предельный размер
предоставления гарантий
2,6
2,3
%
2,04
1,86
Государственный внешний долг Российской Федерации с
учётом предельного размера гарантий
127,0
123,4
%
100,0
100,0
Сложившаяся структура государственного
внешнего долга Российской Федерации характеризуется:
неоднородностью слагаемых внутренней и внешней
задолженности, преобладанием нерыночных инструментов; неравномерным
распределением сроков платежей по его обслуживанию и погашению, наличием "пиковых" нагрузок; изменением соотношения в структуре
госдолга в пользу внутреннего; широким диапазоном
применяемых процентных ставок; доминирующим положением доллара США в валютной структуре внешнего долга (54%); "привязкой" возможностей
погашения госдолга в экспорту энергоносителей;
относительной благоприятностью конъюнктурных обстоятельств
для погашения внешнего долга в связи с сохранением
достаточно высоких мировых цен на энергоресурсы; зависимостью
возможностей погашения долга от изменения мировых цен на энергоносители (особенно отчетливо это проявляется в создании, начиная с
2004г., стабилизационного фонда на случай снижения
мировых цен, который фактически выдается за профицит); крайней напряженностью
экономики страны в погашении внутреннего и внешнего
долга. [18;38]. Значительная часть расходов бюджетов последних лет, называемых процентными, для национальной экономики была прямым вычетом (табл.6).
Таблица
6
Показатели
исполнения федерального бюджета за 1997-2002гг.*