Государственный долг Российской Федерации
По состоянию на 1 января 2006 года
объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 2,8 млрд.
долл. и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года сократился более чем в
5 раз.
Кроме осуществления денежных расчетов
и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении
внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно
использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием
задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на
сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета составили лишь
1,7 млрд. долл.[23]
Задолженность по кредитам иностранных
коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским
клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. Обязательства перед
Лондонским клубом кредиторов погашены досрочно.
Коммерческая задолженность является
наиболее сложной с точки зрения урегулирования. До последнего времени остается
коммерческая задолженность перед десятками тысяч иностранных фирм-экспортеров
большинства развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР
понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой
платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные
траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы
(отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В
1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6
млрд. долл.[23]
Коммерческая задолженность
образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций
государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг
по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и
ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к
тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.
Общие принципы урегулирования
коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994
года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О
переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными
кредиторами".
В соответствии с указанным Заявлением
Правительства Российской Федерации в коммерческую задолженность бывшего СССР
включаются:
·
контракты
с рассрочкой платежа;
·
краткосрочные
или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
·
тратты и
векселя с платежом по предъявлении;
·
отзывные
и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
·
инкассо;
·
другие
коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по
решению Правительства Российской Федерации.
Доля государственных ценных бумаг в
составе государственного внешнего долга Российской Федерации увеличилась за
период с 1 января 1995 года по 1 января 2006 года с 18,1% до 38%. Задолженность
по основной сумме государственного внешнего долга Российской Федерации,
оформленного в государственные ценные бумаги, составляет 41,6 млрд. долл. В
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 1992 года
№1565 и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15
марта 1993 года №222 в целях урегулирования внутреннего валютного долга был
осуществлен выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа
(ОВГВЗ).[23]
Облигации внутреннего
государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с
целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах
российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на
1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской
Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций - одна,
десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14
мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа - 14
мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска - 14 мая 1996 года. Общий объем
эмиссии ОВГВЗ составляет 12935 млн. долл.[23]
Еврооблигации - это ценные бумаги,
эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента,
имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных
государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре
государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на
1 января 2006 года 32,8% (34,4 млрд. долл.).Как правило, еврооблигации - это
среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги.
Рынок еврооблигаций в основном
внебиржевой. Сделки заключаются с помощью телефона и телефакса. Одной из
внебиржевых торгово-информационных систем является ТRАХ, основанная в 1989 году
ISMA (Ассоциация участников международных рынков ценных бумаг). При этом
существуют единые стандарты телексов, служащих в качестве договоров
купли-продажи. Торговая система ТRАХ подключена в режиме реального времени к
депозитарно-клиринговым системам, и подтверждения сделок, заключенных
посредством ТRАХ, автоматически становятся основанием для депозитарных
переводов.
Депозитарно-клиринговые операции
производятся специальными европейскими организациями "Евроклир"
(Euroclear) и "Клиарстрим" (Clearstream), ставшей преемником системы
"Ceдeл" (CEDEL), взявшими на себя расчетно-клиринговые,
коммуникационные и другие функции.
По условиям выпуска иногда требуется
регистрация ценных бумаг на Люксембургской, Лондонской или Франкфуртской
биржах.[23]
Внешняя задолженность Российской
Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя
государственные долговые обязательства перед следующими организациями:
· Международный валютный фонд
(МВФ);
· Международный банк
реконструкции и развития (МБРР);
· Европейский банк
реконструкции и развития (ЕБРР).
Данные организации относятся к
специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они
были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и
Всемирный банк в 1992 году. Задолженность по кредитам МФО по состоянию на 1
января 2006 года составила 8,9 млрд. долл., или 8,4% от общего объема
государственного внешнего долга Российской Федерации.[23]
Начиная с 1998 года, в структуру
государственного внешнего долга включаются кредиты, полученные от Центрального
банка Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря
1998 года №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой
политики" (статья 5), в целях своевременного осуществления неотложных
платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, Минфину
России разрешено привлекать в 1998 году кредиты Внешэконобанка и Внешторгбанка
для расчетов по внешнему долгу Российской Федерации в сумме до 3,0 млрд. долл.
за счет перечисления Банком России средств в иностранной валюте указанным
банкам на срок до 5 лет по минимальным рыночным ставкам, что увеличило на 1
января 1999 года внешний долг Российской Федерации на 2,3 млрд. долл. По
состоянию на 1 января 2006 года объем указанной задолженности составил 4,3
млрд. долл. или 4,1% от общего долга.
Динамика структуры
государственного внешнего долга РФ представлена в Приложении 1.[8,c.64
]
В последние годы
наметилась тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000
г. он составил 148,4 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006 г. снизился
до 104,9 млрд. долл.[8,с.64]
В
2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о
списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую
нам не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности
Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом
задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике. Таким
образом, задолженность странам Парижского клуба стала почти единственным
субъектом долгов Советского Союза.
Для
погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был
создан в 2004 г. Стабилизационный фонд. [18, с.2]
Цели
создания Стабилизационного фонда определяются:
·
такой
спецификой постсоветской экономикой, как сильная ее зависимость от экспорта
углеводородов и от соответствующих мировых цен;
·
особенностями
проводимой в последние годы экономической политики.
Стабилизационный
фонд трактуется и как инструмент стерилизации денежной массы, сдерживания
инфляции, регулирования обменного курса. Речь идет о направленности этой
политики на достижение, главным образом, финансовой стабилизации.
Отсутствие
серьезной программы долгосрочного развития экономики стало одной из главных
причин разногласий по поводу использования средств Стабилизационного фонда и
широкого разброса соответствующих предложений.
Источником
Стабилизационного фонда являются поступления от реализации на мировых рынках
нефти по цене свыше 20 долл. за баррель, а остальная часть экспортной выручки
поступает по установленной норме (50—25—10%) в федеральный бюджет. На 1 мая
2005 г. Стабилизационный фонд составлял 857 млрд. руб., или 29,8 млрд. долл..
Распоряжение этими средствами Стабилизационного фонда имеет Минфин, а средства
поступают на счет в ЦБ России. Минфину разрешено изменять "точку отсечения",
т.е. поднимать ее до 27 долл. за баррель.[18, c.2]
К
новым явлениям в области погашения задолженности относится договоренность
правительства РФ с Парижским клубом о досрочном погашении внешнего государственного
долга на сумму 15,5 млрд. долл. в течение четырех месяцев 2005 г., или на 40%
всего долга Парижскому клубу. Это дало нам экономию около миллиарда долларов
на процентах по номинальному долгу. Сумма в 15,5 млрд. долл. уже отправлена
Парижскому клубу из средств Стабилизационного фонда. Примерно 6 млрд. долл. из
этой суммы получит Германия, т.е. приблизительно 1/3. Следует отметить, что
Парижский клуб, согласившись на досрочное погашение внешнего долга России, хотел
получить будущие проценты в виде премий, но РФ на это не пошла. Сейчас
рассматривается возможность погашения еще 12 млрд. дол. в августе 2006 года.
В
Государственной Думе неоднократно ставится вопрос о внешнем государственном
долге России. К сожалению, в России до сих пор нет концепции погашения внешнего
долга страны. Если во всех программах правительства, начиная с 1992 г.,
отсутствует концепция внешнеэкономических отношений, то без этого нельзя
решить проблемы внешнего долга. Проблемы внешней задолженности государства
тесно взаимосвязаны с денежно-кредитной, валютной, финансовой политикой, с
платежным балансом, расчетным балансом, развитием экономики, наконец, с
процессами, происходящими на внутренних и мировых рынках ссудного капитала.
У
России в отличие от западных стран внешняя задолженность в форме банковского
кредита играет значительно большую роль, чем в виде облигаций и акций. Это
отличает Россию от других стран, т.к. в мире сейчас преобладают облигационные
займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с Лондонским клубом
ситуация изменилась в пользу еврооблигаций. Следует отметить также низкую эффективность
внешних заимствований России. Поэтому нельзя их рассматривать как помощь
народному хозяйству. В целом это связано с неэффективностью социально-экономического
развития страны и кредитной системы, а также с отсутствием концепции управления
внешним долгом.
Следующая
проблема относится к источникам погашения внешнего долга. Обычно они
предусматриваются в государственном бюджете, для чего отводится специальная
статья. Однако, как уже упоминалось, в последнее время не только бюджет
характерен профицитом с 2000 г., но и создан так называемый Стабилизационный
фонд в 2004 г., главная функция которого — погашение внешней задолженности. В
настоящее время правительство делает упор на средства из дополнительных
источников, а именно — на средства Стабилизационного фонда. При погашении
внешнего государственного долга необходимо соблюдать сроки платежей, хотя
поступление дополнительных доходов может и запаздывать. Поэтому дополнительные
доходы не гарантируют погашение внешнего долга в установленный срок, хотя это
и важный источник. К тому же у государства есть и другие серьезные
потребности: повышение жизненного уровня населения, укрепление безопасности
страны в условиях обострения международного положения. Правительство
рассчитывает использовать значительную часть дополнительных поступлений для
погашения внешней задолженности. Важным источником погашения внешней задолженности
до августовского кризиса 1998 г. были новые кредиты членов Лондонского и Парижского
клубов, а также МВФ и Всемирного банка. Сейчас эти источники почти не используются.
[18,c.3]
В
целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
·
снижается
общий объем;
·
повышается
доля рыночных инструментов(ОВГВЗ);
·
снижается
долговая нагрузка на экономику;
·
из-за
благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет
сохраняться и в дальнейшем.
2.4. Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ
Рынок внутреннего долга не
может считаться уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира,
где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются
хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные
ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано
ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ
Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного
по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы
высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Развитие
российского рынка внутреннего долга было непосредственно связано с эволюцией
национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области
осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных
преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала
менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка
интенсивно развивались. [20]
Структура
современного внутреннего долга РФ состоит из:
·
Государственных
бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);
·
Облигаций
федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом
(ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Государственные
бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 г. по
поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО
выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение
и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические,
но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на
срок 3, б, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах
[9, c.172].
До августа 1998
г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по ГКО и обязательств по
выплате процентов. После внутреннего дефолта, фактически объявленного правительством
России 17 августа 1998 г. по своим обязательствам, расчеты с держателями ГКО
были приостановлены.
Впоследствии была
проведена реструктуризация этой задолженности путем проведения новации. Работы
по реструктуризации ГКО регулировались Распоряжениями Правительства РФ от
12.12.98 № 1787-р «О новации по государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 №
1904-р [19, c.37].
Согласно
Распоряжению Правительства № 1787-р держатели ГКО и ОФЗ со сроками погашения до
31.12.1999 г., были разделены на 3 категории. Держатели первой категории, к
которой были отнесены почти все юридические лица-резиденты и те держатели
ГКО-ОФЗ, которым федеральными органами исполнительной власти устанавливался
норматив вложения средств в государственные ценные бумаги (например, негосударственные
пенсионные фонды), получили 30% от дисконтированной номинальной стоимости
облигаций денежными средствами, 50% - новыми ОФЗ-ПД, по которым доходы
выплачиваются два раза в месяц; 20% - ОФЗ-ПД бездоходными. Держатели второй
категории, к которым были отнесены физические лица – резиденты, получили
возможность выбора между применением к ним тех же правил, что и к держателям
первой категории, и выплатой всей дисконтированной номинальной стоимости
облигации в полной сумме. Держатели третьей категории, представленной в
основном нерезидентами, как физическими, так и юридическими лицами, 10%
задолженности получили деньгами, 20% - в виде бескупонных бездоходных бумаг и
остальные 70% - купонные облигации ОФЗ-ПД с погашением через 4-5 лет [16, c.22].
Следует отметить,
что даже в рублевой форме новые обязательства перед нерезидентами фактически
имеют характер внешнего долга, к тому же достигнута договоренность о порядке
перевода кредиторами получаемых ими в результате реструктуризации средств за
границу.
Новация по
государственным ценным бумагам, «замороженным» решениями от 17 августа 1998
года, была завершена на 1 июля 2000 года. На новацию согласились все инвесторы
(99,9%) [10,c.15]. Цены бумаг,
предложенных Минфином России в ходе новации, позволяют инвесторам в случае их
продажи вместе с купонами получать выручку, превышающую номинал «замороженных»
обязательств.
Облигации
федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменным
купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в соответствии с Генеральными
условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитентом их является
Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных
выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно. [6, c.167].
Срок обращения
ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через
аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности
по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход
рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты
продажи ОФЗ .
В 1999 г. Минфин
РФ начал выпуск облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом в
процентах от номинала. Номинал облигации – 1000 руб.
В 2002 году
Минфин разместил ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) на 6,67 млрд. руб. по
номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это
облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по
которым происходит не единовременно, а частями. При этом по этим облигациям,
как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты
накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со
столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является
несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь
ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.
Основное
увеличение внутреннего долга произошло в период 1993-98гг., когда бурно рос
рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета.
Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе
возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг.
Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных
заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. (рис. 3)
Внутренний долг за последние 6 лет увеличился на 62,3% или на 321,3 млрд.. руб.
и к 2005 году достиг почти 27% в общей структуре долга, что соответствует
планам правительства в долгосрочной перспективе.[22]
Эволюция рынка
государственных ценных бумаг вполне логично разбивается на этапы, которые
отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие
рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса и, наконец, посткризисную
историю рынка. На текущий момент можно выделить пять этапов развития
российского рынка внутреннего долга. Этап 1 связан с переходом российских
денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита
федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Этап 2 обусловлен
возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего
долга и его открытием для внешних инвесторов. Содержание этапа 3 определяется
системным финансовым кризисом, тогда как этап 4 характеризуется его постепенным
преодолением. Наконец, этап 5 представляет современное развитие рынка
внутреннего долга.
На рынке
государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения:
проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие
участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка
государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и
макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к
рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению
ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов.
Значительно улучшились качественные характеристики рынка:
·
снижен
уровень доходности по государственным облигациям;
·
стратегия
формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на
предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята
инвесторами;
·
значительно
увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным
облигациям. При этом наиболее значительный оборот на рынке приходится на
"длинные" инструменты.
На 3 апреля 2006
года объем внутреннего долга, выраженного в государственных бумагах, составил
880 572,443 млн. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2005 года он
составлял 756820,0 млн. рублей. Таким образом, увеличение государственного
внутреннего долга за этот период составило 14,5 % или 123752,443 млн . руб.
(рис.4 и рис. 5)[22]
За прошедший год доли
облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ с переменным купонным
доходом отсутствовали на рынке внутреннего долга, при этом на 9 процентных
пунктов (п.п.) увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а
доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 8 п.п. Соответственно
прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1 п.п. Увеличение
внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в
основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая
является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей
ликвидностью.
Благоприятная
внешнеэкономическая конъюнктура способствовала снижению объема долга в виде
ГКО, поскольку необходимость финансирования временных кассовых разрывов
практически отсутствует. Соответственное снижение объема долга произошло и в
виде ОФЗ-ПК, так как расчет переменной купонной ставки привязан к доходности
ГКО.
В структуре погашения долга
относительно ровная кривая складывается после 2022 года.(см. рис. 6) Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального
банка, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускаем платежных
пиков и считает, что до 2010 г. объем погашения не превысит 100-110 млрд. руб.
В условиях такого исполнения бюджета годовое погашение значительно меньше
месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить
практически об отсутствии кредитных рисков. Рассмотрим подробнее стратегию
правительства в области внутреннего долга.[22]
В апреле 2005 г.
Правительство РФ рассмотрело долговую стратегию на 2006-2008 гг. Два года назад
был рассмотрен аналогичный документ на период 2003-2005 гг. В принципе документ
сохраняет ту позицию, которую Минфин выбрал еще 2 года назад: государственный
долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться
по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна
расти.
Следующая позиция
- развитие национального рынка государственных ценных бумаг и сохранение
консервативной политики в области государственных заимствований, позволяющей не
только привлекать средства на рынке, но и использовать ресурсы
стабилизационного фонда для погашения текущего внешнего долга. Одновременно с
этим меняется структура долга. Правительство постепенно приближаемся к той
цели, которую поставило себе в 2002 году: привести соотношение внутреннего и
внешнего долга к значениям 50/50. Так, на сегодняшний день этот показатель
составляет примерно 20/80, а к концу 2008 г. достигнет примерно 43/57.
Прогнозируется достаточно существенный рост объема долга, выраженного в
государственных ценных бумагах. На данный момент объем долга равен 880,6 млрд.
руб., а к концу 2008 г. рублевый долг выраженный в государственных облигациях
составит примерно 1,5 трлн. руб. При этом для нужд пенсионной системы
начинается выпуск специальных ценных бумаг - государственных сберегательных
облигаций. Первое размещение пройдет уже в этом году. К 2008 г. по оценкам
экспертов, около 300 млрд. руб. будет приходиться на рынок государственных
сберегательных облигаций и около 1250 млрд. руб. - на рынок облигаций
федерального займа.[24]
Существует ряд
мнений специалистов, что экспансия внутреннего долгового финансирования имеет
многочисленные отрицательные последствия для экономики страны.
Одним из
негативных последствий внутренних государственных заимствований является так
называемый «эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его суть
состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных
займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы
внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных
ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие
государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются
гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их
увеличение (неснижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы
отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате
частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы
снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных
расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается
инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт.[7,c. 21]
Величина
вытеснения частных инвестиций, безусловно, заслуживает более глубокого анализа,
поскольку подобное вытеснение может иметь очень серьезные отрицательные
последствия для экономики в долгосрочном периоде, а именно:
- снижение
частных инвестиций через какое-то время выразится в меньшем запасе капитала в
экономике. Это предполагает в долгосрочном периоде меньший выпуск (ВВП) и
национальный доход, больший уровень безработицы;
- ресурсы
перемещаются от частного сектора к государственному, менее эффективному по
своей природе. Кроме того, снижается эффективность экономики, поскольку в
результате размещения государственных долгов отвлекаются дополнительные
средства из производственного сектора в финансовый.
На основе составленной
модели рынка денег была сделана попытка оценить величину эффекта вытеснения
частных инвестиций в России за последние 10 лет. Согласно расчетам эффект
вытеснения частных инвестиций за этот период в среднем составлял 73,5%, т. е.
каждый рубль увеличения государственных внутренних заимствований в среднем
отнимал 73,5 коп. от объема частных инвестиций в экономику.
В настоящий
момент величина эффекта вытеснения частных инвестиций значительно меньше
благодаря благоприятной конъюнктуре рынка денег, она составляет 24,5%. В то же
время нельзя забывать, что это деньги, отнятые у частного сектора. Так,
осуществляя заимствования в размере 10 млрд. руб., государство лишает частный
сектор кредитных ресурсов в размере 2,45 млрд. руб. со всеми вытекающими последствиями
для экономики страны.[7,c.22]
«Вытеснение»
чистого экспорта происходит в результате роста курса национальной валюты
вследствие повышения процентных ставок. Речь идет о том, что, если бы не были
осуществлены государственные внутренние заимствования, ставки в национальной
валюте были бы ниже, что оказало бы понижающее влияние на курс национальной
валюты. В результате возрос бы выпуск экспортных и импортозамещающих товаров, а
также снизился бы импорт товаров Чистый экспорт, представляющий собой разницу
экспорта и импорта, является важной составной частью совокупного выпуска (ВВП).
Пытаясь защитить свои экспортные и импортозамещающие отрасли, российские
монетарные власти ведут сейчас активную борьбу с укреплением курса рубля. В то
же время более логичным в данном случае представляется использование механизмов
долговой политики, а именно резкое сокращение объема внутренних заимствований.
В настоящий момент наблюдается значительный бюджетный профицит, и государство
не нуждается в дополнительном финансировании в виде внутренних заимствований.
Вследствие резкого сокращения внутренних государственных заимствований
произойдет снижение процентных ставок в национальной валюте. В результате
исчезнет «эффект вытеснения», в частности относительно снизится курс рубля, что
будет выгодно отечественным производителям (защита чистого экспорта).
Надо сказать, что
перечень негативных эффектов внутренних государственных заимствований отнюдь не
ограничивается «эффектом вытеснения». В этой связи, предполагаемую политику
правительства по замещению внешнего долга внутренними заимствованиями нельзя
признать целесообразной в данный момент, так как она совершенно оторвана от
российской действительности и не связана с существующими реалиями. Это
объясняется тем, что:
1) Всегда есть опасность того,
что с помощью внутреннего долга будет осуществляться финансирование бюджета.
2) Для проведения эффективной
политики внутреннего заимствования должны быть сформулированы жесткие
ограничения по использованию привлеченных таким образом средств. Пока эти
вопросы регулируются в соответствии с внутренним законодательством страны,
стимулирование рынка внутренних обязательств опасно, так как в этих условиях
государство действует по своему усмотрению. Данные вопросы должны
регулироваться в соответствии с международным законодательством, когда отказ
государства от погашения своих долговых обязательств влечет за собой
международные санкции, включающие всю полноту ответственности государства в
таких случаях (вплоть до признания страны банкротом).
3) Современные теории инфляции
отводят большую роль в объяснении темпов инфляции в стране величине
государственного долга. Существует целый ряд механизмов, с помощью которых рост
государственного долга оказывает влияние на уровень инфляции.[7,c.22]
Таким образом,
курс на внутренние заимствования сегодня сомнителен и явно преждевременен.
Россия пока не достигла уровня развития, достаточного для эффективного
внедрения этого механизма.
В государственной
политике заимствований, в вопросе формирования предпочтения внешним или
внутренним заимствованиям, единственным критерием должна быть стоимость
заимствований. В этом вопросе не нужно опираться только на внутренних или
внешних заимствований. Всегда нужно исходить из экономической целесообразности.
Если заимствования на внешнем рынке дешевле и условия выгодней (что имело место
в 2002 г.), то нужно занимать извне. В целом же, для эффективного проведения
политики заимствований, прежде всего, необходимо создание цивилизованного рынка
капиталов в стране и проведение реформирования банковской системы.
Таким образом,
проведение правительством в ближайшем будущем масштабных внутренних
заимствований приведет к дестимулированию инвестиционной деятельности внутри
страны, поэтому текущая деятельность правительства в вопросе заимствований, на
наш взгляд, лишена экономической целесообразности.
Принимая
озвученные выше решения в области управления госдолгом, правительство
фактически демонстрирует свое бессилие в налоговом реформировании, делая акцент
на масштабном расширении внутренних заимствований. Государству проще изъять
средства из экономики, лишив хозяйствующие субъекты возможности для развития,
чем, проводя налоговую либерализацию, построить эффективную и стимулирующую
налоговую систему, когда, развиваясь и без ущерба для себя, предприятия будут
сами перечислять необходимые для бюджета налоги.
При
инвестирования пенсионных средств в госбумаги пенсионные резервы необходимо
вкладывать лишь в ценные бумаги иностранных эмитентов (в госбумаги и крупные
иностранные банки на долгосрочные сберегательные счета), которые обладают
высокой степенью надежности. Вложения же в российские госбумаги не должны
превышать 5-10% от суммы инвестиционного портфеля. В противном случае,
гарантировать получение будущими пенсионерами своих средств нельзя. Вложение
пенсионных накоплений – это консервативные инвестиции: минимальный риск при
высокой степени надежности ценных бумаг. В то же время, вложения в ценные
бумаги иностранных эмитентов ограничиваются 20%, а в российские государственные
ценные бумаги – никак не ограничиваются, что представляется рискованным и даже
опасным.
Таким образом,
очевидно, что действия правительства в области управления пенсионными
средствами более чем сомнительны. В таких условиях, рассчитывать на успешное
внедрение новой пенсионной системы, равно как на сохранность пенсионных
средств, нельзя.
3. Перспективы погашения
Государственного Долга РФ
3.1.
Перспективы погашения
Перспективы погашения внешнего долга
РФ объединяют в себе ряд приемов. В настоящий момент для России наиболее
удачной представляется конверсия внешнего долга в инвестиции или акции
предприятий. Однако необходимо сделать некоторые оговорки. При осуществлении
подобного варианта государство должно выбирать для вложений те отрасли,
которые важны для развития национальной экономики, действительно нуждаются в
значительных внешних ресурсах и не могут привлечь их в обычной ситуации. Как
правило, это отрасли с высокой долей добавленной стоимости, значительными незагруженными
производственными мощностями. Инвестирование в них не приведет к искусственному
расширению совокупного спроса и раскручиванию инфляции.
Для бюджета страны схемы конверсии долга в инвестиции означают снижение
издержек по обслуживанию внешнего долга в перспективе, а также увеличение
доходов в результате развития отдельных отраслей национальной экономики. Еще
одним преимуществом является использование национальной валюты и тем самым
устранение в перспективе валютного риска, а также необходимости для правительства
приобретать иностранную валюту.
Представляется целесообразным задействовать в
конверсионных операциях как нерезидентов, так и резидентов. Решающую роль
должны играть определение цены конверсии и заинтересованность инвестора в
реализации соответствующего инвестиционного проекта развития производства.
К сожалению,
отсутствие ясной государственной промышленной политики, в том числе четко
обозначенных приоритетов, препятствует эффективному осуществлению схем обмена
долга на инвестиции.
В то же время признаки того, что конверсия
российского долга в инвестиции может стать реальностью, уже имеются. Начались
переговоры о конверсии долга с отдельными странами, в том числе с Италией и
Испанией. Принято решение о возможности выкупа итальянскими инвесторами 650
млн. долл. для реализации инвестиционных проектов на территории России из 5,5
млрд. долл. задолженности бывшего СССР перед Италией. Уже сделаны первые шаги
в этом направлении: итальянские участники проекта создания учебно-тренировочного
самолета Як/АЕМ-130 готовы погасить перед своим казначейством часть советского
долга в размере 77 млн. долл. За это российская сторона передала итальянцам пакет
технической документации. Было объявлено о приеме заявок от инвесторов
организационным комитетом по межправительственному соглашению между Италией и
Россией о конверсии внешнего долга бывшего СССР.[12,c.37]
Происходит постепенный переход от двухстороннего
урегулирования долговой проблемы по схеме конверсии в инвестиции к
многостороннему урегулированию. В марте 2003 г. Парижским клубом кредиторов
принято решение об обмене 10% российского долга на инвестиции. На тот момент
он составлял около 40 млрд. долл., что означало возможность вложения в
экономику страны порядка .4 млрд. долл.
Перспективным вариантом урегулирования долговой
проблемы является схема обмена долга на товары. В 2002 г. Внешэкономбанк как
реализовал подобную схему в отношениях со Словакией. Операция предусматривала
погашение части долга перед Словакией поставками вьетнамских товаров,
поступающими в счет погашения задолженности Вьетнама перед Россией. Фактически
в данном случае произошел обмен долга на долг. Но возможен и другой вариант -
стимулирование российского экспорта и внутреннего производства в результате осуществления
схем конверсии.
Проблема с товарными поставками заключается в
том, что страна-кредитор должна быть заинтересована в приобретении соответствующих
товаров, а страна-должник - активно способствовать их продвижению на рынок
страны-кредитора. Здесь, как и в случае с инвестиционными схемами, решаются вопросы
не только долговой политики в узком смысле, но и содействия развитию
определенных отраслей национальной экономики со стороны государства. В данном
случае должны соблюдаться принципы, схожие с теми, которые были отмечены для
варианта конверсии долга в инвестиции. Имеет смысл осуществлять в счет оплаты
долга поставки тех товаров, которые в обычных условиях затруднительны в силу
тех или иных обстоятельств (например, ограничения со стороны платежеспособного
спроса потребителя). В то же время наращивание производства этих товаров должно
способствовать диверсификации структуры национальной экономики. Наиболее
удачны в этом отношении поставки продукции машиностроительной отрасли.
Поскольку нам не
удалось договориться с Парижским клубом о списании, то важным источником
погашения части внешней задолженности может быть косвенная форма списания в
форме покупки долгов со скидкой. Косвенный метод списания долга использован,
например, Бельгией, которая скупала долги Анголы с большой скидкой. Швейцарские
фирмы скупали долги Сирии со скидкой в 60%. Японцы интересовались этой формой
погашения долгов Вьетнама России.[18,c.3]
Следующий источник облегчения российской внешней
задолженности -реструктуризация государственного долга, включая отсрочку
платежа - секьюритизацию, т.е. перевод задолженности из краткосрочной в долгосрочную
путем выпуска ценных бумаг.
Надо применять новые формы, в частности
капитализацию долга. Страны Латинской Америки давно этим занимаются. Речь идет
об обращении долга в недвижимость и акции. Однако следует предостеречь при этом
от одной опасности. Акции российских фирм, соответствующих западным по
конкурентоспособности, эффективности, объему производимой продукции,
численности занятых, продаются на фондовом рынке в 10—20 раз дешевле, чем
аналогичные акции западных фирм.
Важным источником погашения внешней
задолженности в РФ может стать использование наших финансовых требований к
должникам из развивающихся стран (у нас этих требований более 100 млрд. долл.).
Эти требования были использованы РФ при вступлении в Парижский клуб, т.к. мы
представляли себя как крупнейшего кредитора и рассчитывали даже на списание
значительных сумм нашей задолженности при одновременном списании требований
развивающихся стран. К сожалению, это был ошибочный шаг, и Россия проиграла
на нем, т.к. члены Парижского клуба заставили РФ списывать задолженность развивающихся
стран, в то время как кроме Лондонского клуба списание долгов РФ не
осуществлялось. Вместе с тем возможно реально получить хотя бы 1/3 этих
требований при одновременном внедрении в страны-должники, например при
приобретении за эти долги недвижимости и других видов собственности, а также
предприятий.[18,c.3]
В критических случаях при наступлении сроков
платежей иностранным кредиторам можно прибегнуть к помощи международных
резервных активов Российской Федерации, которые на 1 апреля 2005 г. составили
137,4 млрд. долл.
Мало уделяется внимания привлечению долларовых
сбережений населения в кредитную систему, что составляет примерно 50 млрд. долл.,
и часть из них можно было бы занять для погашения государственных долгов.[18,c.3]
В числе новых источников поступлений и доходов в бюджет
следует назвать торговлю углеводородными квотами на мировом рынке. Согласно
Киотскому протоколу 1997 г. США должны сократить выбросы парниковых газов (на
их долю приходится 20% мировых выбросов), ведущих к потеплению поверхности
планеты, на 7%; Япония и Канада на 6%, страны ЕС - на 8% к 2012 г. Россия же
из-за экономического кризиса в течение многих лет сокращала выбросы и имеет
излишек квот, который можно придать другим странам, заработав миллиарды
долларов. Эти суммы можно использовать и на погашение внешней задолженности.
Правда, с выходом США из Киотского протокола этот источник поставлен под
вопросом: для России однако ситуация может измениться. Аналогичную операцию
можно осуществить в случае разрешения Государственной Думой ввоза из-за
границы для переработки и захоронения отработанного атомного топлива на
территории России на сумму около 20 млрд. долл.[18,c.3]
Не меньшие суммы Россия может получить от борьбы с
"бегством" капитала из страны (примерно 20 млрд. долл. ежегодно)
По всем источникам погашения внешней
задолженности нужно вести постоянные переговоры. Даже вопрос о списании долга
не надо снимать с повестки дня, основания для этого следующие:
·
речь идет о долгах СССР, т.е. государства, которого не существует.
·
СССР много сделал для разрядки международной напряженности в
1970—1980 гг. Из этого большую выгоду извлекли западные страны, а в СССР в
основном во время перестройки, только вырос долг страны.
При наличии
тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой
нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не
является оптимальной с точки зрения управления долгом.
В структуре
государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января
2006 года 38% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные
бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации,
облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации
государственного валютного займа.
При этом кредиты
Правительств иностранных государств составляют 45% в общем объеме государственного
внешнего долга. Управление нерыночной частью долга невозможно с использованием
преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.
Основными
задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:
·
сокращение
объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их
обслуживания;
·
оптимизация
структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
·
оптимизация
графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
·
рефинансирование
внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения
структуры долга по срокам платежей;
·
повышение
эффективности использования заемных средств.
До настоящего
времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы
управления государственным долгом. Существенным недостатком управления
государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей
государственных заимствований. Вне правового регулирования остается механизм
проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на
инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует
согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.
В действующем
законодательстве отсутствует система ответственности за эффективность
принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и
управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и
ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной
исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента
государственных долговых обязательств. Вне рамок действующего законодательства
остаются вопросы координации действий Правительства Российской Федерации и
Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной
политики.
Существует
необходимость законодательного реформирования системы управления
государственным долгом Российской Федерации и первоочередного проведения
необходимых мероприятий, к которым можно отнести:
·
разработку
и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской
Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления
государственным долгом;
·
разработку
и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
·
разработку
и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность
Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего
долга и государственных внешних финансовых активов;
·
создание
единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
·
разработку
и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
·
разработку
критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской
Федерации.: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.02.2006) //
Российская газета –2002- 12 августа
2. О внесении изменений в
федеральный закон “О бюджетной классификации и РФ” и Бюджетный кодекс РФ:
Федеральный закон от 22.12.05 №176-ФЗ//Российская газета- 2005-27 декабря
3. О первоочередных мерах в
области бюджетной и налоговой политики:
Федеральный
закон от 29.12.2003 года №192-ФЗ// Российская газета-2003-30 декабря
4. Общие принципы урегулирования
коммерческой задолженности: Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2004
года №1107// Российская газета-2004-1 октября
5.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. –
2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 512 с.17
6. Ворожцов П. А. О принципах
политики России в области управления государственным долгом/П. А. Ворожцов//
Рынок ценных бумаг-2005- №18-С.20-24.
7. Воронин Ю. С. Управление
государственным долгом/Ю. С. Воронин// Экономист.-2006-№1-С.58-67.
8. Дадашев А.З., Черник Д.Г.
Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 248 с.
9. Златкис Б.И. Ситуация с
госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. – 2003. - № 7. – С. 10 – 15. 37
10. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/
Ред. Колпакова Г. М.- 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика,
2003.- 496 с.
11. Лебедев А. И. Управление
внешним долгом в России/А. И. Лебедев //Проблемы теории и практики
управления-2004- №3-С.37-40
12. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы
платежеспособности. / А.К Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2004. - № 4. -
С. 99 – 107.
13. Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. //
Аудитор. – 2003. - № 8. – С. 25 – 31.
14. Селезнев А. Государственный
долг: иллюзии и реальность/А. Селезнев//Экономист-2004-№3-С.31-40
15. Хейфец Б.А. Внешний долг
России. // Финансы. – 1999. - № 2. – С. 22 – 24
16. Чумаченко А.А.
Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования/А.А.
Чумаченко//Рынок ценных бумаг.-2005-№16-С. 63-66.
17. Шенаев В. Н. Проблема
внешнего долга России/ В. Н. Шенаев// Бизнес и банки-2005-№26-С.1-3.
18. Шовиков С.Н., Килячков А.А.
Финансовый рынок в конце 1999 – начале 2000 года. // Финансы и кредит. – 2000.
– № 2 (62). – С. 33 – 39.(72)
[1] Там же. – С.277
[2] Там же. – С.275.
Страницы: 1, 2, 3
|