бесплатные рефераты

Инфляция в отечественной экономике

Методы управления агрегатным спросом. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы совокупного спроса, чтобы сформировать новое соотношение спроса и предложения на товары и на деньги.

Для управления агрегатным спросом применяются инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Такими мерами являются: сокращение государственных расходов, например, путем урезания различных социальных программ, изменения условий госзакупок; ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям. К мерам кредитно-денежной политики относят воздействие на спрос и предложение денег с целью их параллельного ограничения при помощи цены кредита.

Органами реализации дефляционной политики после принятия соответствующих программ высшими государственными органами являются прежде всего финансовые органы. Однако недостатком этой политики является ее прямолинейность и отсутствие избирательного воздействия. К тому же применяться она может только на стадии подъема экономики, т.е. эти методы являются краткосрочными.

Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. Их отличие от дефляционной политики состоит в том, что использоваться они могут вне зависимости от фазы циклического развития экономики. Кроме того, их применение может быть дифференцировано и предусматривает отмену для отдельных отраслей и секторов экономики. Однако максимальная эффективность политики доходов, по мнению экспертов, достигается тогда, когда основной причиной инфляции является увеличение издержек.

Суть политики доходов состоит в том, что государство ограничивает рост цен и заработной платы. Это уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов.  В то же время ограничение роста цен на товары и заработной платы определяет динамику доходов лиц наемного труда и в какой-то части предпринимательской прибыли. В этом отношении политика доходов способствует ограничению платежеспособного спроса. Поэтому, она часто используется в сочетании с дефляционной политикой.

Существуют различные варианты политики доходов по степени жесткости принуждения к соблюдению регулирующих мер. Самый экстремальный вариант – это “замораживание” цен и заработной платы. В современных условиях он не используется, т.к. приводит к появлению скрытых форм инфляции. Предпочтение отдается гибким формам регулирования, таким как политика ограничения зарплаты с помощью налогов. Эта политика предполагает введение дифференцированных ставок налога на прибыль в зависимости от роста цен на производимую продукцию и заработной платы.

Для проведения политики доходов создаются временные органы, например управления Министерства финансов или используются традиционные. Однако считается, что для эффективного проведения этой политики необходимо сотрудничество трех сторон: государства, профсоюзов и предпринимателей. Так же как и дефляционная политика доходов может применяться на ограниченном временном периоде, поскольку для нормального развития рыночной экономики необходима свобода ценообразования.

Вышеперечисленные варианты антиинфляционной политики направлены на ограничение совокупного спроса. И в этом смысле использование политики стимулирования предложения является новым вариантом борьбы с инфляцией. В качестве методов антиинфляционного регулирования предлагается использовать методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Налоговая политика позволяет дифференцированно подходить к различным источникам и суммам дохода. Сокращение ставок подоходного налога или налога с корпораций параллельно с расширением диапазона доходов, подпадающих под определенную ставку, позволяет ограничить рост бюджетного дефицита. В основе налоговой политики может лежать также политика доходов. Решения о повышении цен на продукцию и заработной платы принимаются предпринимателями. В основе же этих решений лежат налоговые льготы и стимулы, предлагаемые государством.

Наибольшее распространение в мире получили два принципиально различных подхода к преодолению последствий инфляции в переходной экономике, кейнсианский и монетаристский.

Монетаристская концепция инфляции настаивает на том, что инфляция – сугубо денежное явление, т.е. причиной усиления инфляционного процесса является более быстрый рост номинальной денежной массы по сравнению с объемом производимой продукции.

 

∆P=∆M∙∆V/∆Q

∆P- прирост цен

∆M- темпы прироста денежной массы

∆V- темпы прироста скорости обращения денег

∆Q- темпы прироста объема реального продукта

 

Данное уравнение показывает, что темпы инфляции прямо пропорциональны росту денежной массы и скорости обращения денег и обратно пропорциональны приросту реального продукта.

Денежная масса создается ЦБ.  Сначала ЦБ увеличивает свои активы: он предоставляет кредиты государству, коммерческим банкам, отдельным предприятиям, а также увеличивает свои золото-валютные резервы. На второй стадии ЦБ увеличивает свои пассивы, т.е. создает денежную базу из количества наличных денег в обращении, обязательных и необязательных резервов коммерческих банков.

Соотношение между денежной массой и денежной базой называется денежным мультипликатором, т.е. это отношения денежной массы к общему размеру резервов банковской системы. Мультипликатор показывает, какое количество денег создается в результате “разрастания” денежной базы.

Поскольку основной причиной инфляции в монетаристском подходе является избыток денежной массы, то последователи данной концепции ставят во главу угла жесткий контроль за денежной массой, который должен привести к изменению совокупного спроса.

Например, когда Федеральная Резервная Система США проводит продажу ценных бумаг либо окончательную, либо с правом последующего выкупа, то в банковской системе резервные депозиты уменьшаются на величину произведения мультипликатора на объем продаж. Таким образом, наблюдается уменьшение предложения денег.

Другим инструментом регулирования денежной массы может стать номинальная ставка ссудного процента.

Последовательные монетаристы опираются исключительно на проведение жесткой политики по отношению количества денег в обращении. Часть последователей этой школы считает, что чтобы сделать этот процесс менее болезненным для экономики необходимо сочетать его с политикой доходов. Последовательные монетаристы же отвергают подобную возможность, т.к. верят в свободный рынок и считают, что политика доходов препятствует рациональному распределению ресурсов, и экономика начинает “задыхаться”.

Ключевым пунктом монетаристской стратегии преодоления инфляции является установление ЦБ некоторого определенного темпа прироста денежной массы. Таким образом, банк как бы направляет инфляцию в более спокойное русло, появляется надежда, что резкого скачка цен не будет.

Провозглашая эту концепцию, монетаристы, тем не менее, видели ее недостаток. Размер денежной массы очень сложно установить, т.к. постоянно появляются новые типы платежных средств: платежные и кредитные карточки, новые типы банковских счетов и государственных ценных бумаг. Поэтому, сложно решить какие типы платежных средств следует включать в состав денежной массы и отдавать под косвенный контроль ЦБ.

Кейнсианская теория инфляции исходит из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влияния их на увеличение спроса, что приводит к росту производства и занятости. В то же время увеличение спроса населения как непроизводительного явления приводит к росту инфляции. Избавиться от этого негативного явления можно:

          - стимулированием частных и государственных инвестиций;

          - ограничением заработной платы.

Кейнсианцы видели способ разрешения инфляционных кризисов в активной политике государства. Именно государство призвано было обеспечить такой прирост инвестиций, который обеспечит прирост прибылей. Стимулировать потребление можно только после того, когда достигнута стадия инвестиционного насыщения.

Сам процесс государственного регулирования должен включать четыре основных пункта. Таковыми являются:

          а). Денежно-кредитная политика. Она должна способствовать экономическому подъему такими путями, как обеспечение достаточного количества денег в обращении, предельное снижение процентной ставки.

          б). Расходы государственного бюджета. Кейнсианцы считали, что бюджетная политика является главным инструментом государственного регулирования, в том числе увеличения расходов на государственные капиталовложения.

          в). Перераспределение государственных доходов. Согласно взглядам кейнсианцев национальный доход должен распределяться в пользу классов с наибольшими доходами, а также предпринимателей, осуществляющих производственные капиталовложения. К тому же эта теория ни в коем случае не рекомендует повышать шкалу заработной платы. Эти меры, предпринимаемые государством, способствовали бы  увеличению склонности к потреблению, и следовательно, увеличению эффективного спроса.

Протекционизм.

Таким образом, создавая систему государственного регулирования экономики, основоположник этой теории во главу угла ставил спрос. Он считал, что в экономике всегда существует отложенный спрос в виде сбережений, а также пассивов. По Кейнсу сбережения должны превратиться в элемент эффективного спроса. И управлять этим спросом должно государство, используя инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Модель этого процесса предельно проста: центральный банк размещает займы, распределяет льготные кредиты. Одновременно проводятся государственные закупки товаров и услуг.

Теория Кейнса создавалась в период тяжелейшей депрессии. К тому же направлена она только на создание дополнительного спроса и не учитывает появления других возможных форм, связанных с развитием производства, инфраструктуры, изменением пропорций экономики. С точки зрения сегодняшнего дня государственное вмешательство в процесс подавления инфляции представляется правильным. Но само государственное вмешательство порождает ряд противоречий, основным из которых является возможное несовпадение интересов государства и собственников капитала в условиях свободы принятия хозяйственных решений.

Основополагающее отличие изложенных выше теоретических подходов к преодолению инфляции состоит в том, что сторонники монетаристской концепции и прежде всего М. Фридман отводят государству в этой области пассивную роль, в то время как кейнсианцы считают необходимым активное вмешательство государства. Однако и кейнсианцы, и монетаристы сходятся в одном – в период инфляции необходимо придерживаться правила сокращения денежной массы в обращении, чтобы достичь умеренной инфляции.

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены основные методы регулирования инфляции, наиболее часто используемые в практике. Все они в конечном итоге сводятся к управлению элементами совокупного спроса, совокупного предложения или факторами денежного обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2 Инфляционный процесс в Российской экономике

 

         2.1 Исследование особенностей развития инфляции в реальном секторе российской экономики

 

           Теоретический аппарат изучения динамики цен в рыночной экономике исходит из предпосылки о жестких финансовых ограничениях для производителей и значит, их постоянном стремлении сформировать цены таким образом, чтобы они отражали равенство предельного дохода предельным издержкам. Изменение затрат или потребительского спроса воздействует на объем производства и цены таким образом чтобы оптимальное для производителя условие не нарушалось. В случае роста издержек ответной реакцией производителя становится повышение цен и снижение объема производства (модель инфляции издержек), а в случае роста потребительского спроса – увеличение объема производства и цен (модель инфляции спроса). И это правило соблюдается всеми предприятиями, что позволяет использовать для характеристики инфляционных процессов индекс потребительских цен, поскольку последний в силу неизменности правил ценообразования объективно отражает ценовые процессы во всех секторах национальной экономики.

Однако для переходной экономики справедливость подобной предпосылки представляется необоснованной. Это связано с тем, что при преобразовании плановой системы в рыночную, происходят изменения на микроэкономическом уровне. Происходит коренная трансформация мотиваций хозяйствующих субъектов как необходимого условия для создания нового механизма координации в экономике.

Важным элементом плановой системы была государственная поддержка предприятий, производящих убыточную продукцию, более того, ее выпуск даже планировался. Целью предприятий являлось не получение прибыли, достижение запланированных показателей сбыта. В результате они старались придерживаться неоправданного с точки зрения рыночной экономики объема сбыта (правее точки пересечения индивидуальных кривых спроса и предложения). Из-за высокой напряженности планов, в которые закладывались жесткие ограничения материальных ресурсов, необходимых для выполнения плана, в административной системе сложился несколько иной, чем в рыночном хозяйстве тип ограничений. Директивному хозяйству была присуща высокая жесткость ресурсного лимитирования, а не финансового.

Главным в процессе трансформации планового механизма в рыночный стало отделения финансов государства от финансов предприятий. Общее сокращение финансирования на макроуровне привело к обострению конкуренции на микроуровне за право пользования внешними финансовыми ресурсами. Стоимость их привлечения резко возросла. Непосредственным следствием этого должно было стать сокращение убыточного производства. По опросу руководителей предприятий на конец 1992г. – середину 1993г. хозяйствующие субъекты осуществили переход, по крайней мере, формально к новой системе лимитирующих их деятельность факторов. Опрос показал, что все меньше директоров предприятий склонны считать факторами, ограничивающими их деятельность, нехватку сырья, материалов и полуфабрикатов и все большее количество руководителей признают ограничительную роль недостатка финансовых средств. Однако создание формальных условий для возникновения рыночного поведения предприятия еще не означает, что они функционируют идеально согласно рыночным критериям. Объем выпуска убыточной продукции с 1990 до 1996г. возрос с 8% до 14%[7]. В этой ситуации можно предположить, что субъекты экономики  нашли способ, позволяющий нейтрализовать жесткость финансовых ограничений, возникших после разрушения административной системы. Таким инструментом являются низколиквидные денежные обязательства предприятий, благодаря которым они имеют возможность приобретать необходимые им комплектующие, оплата которых “живыми” деньгами осуществляется далеко не всегда, а следовательно, изменение цен на них не может оказать сколько-нибудь существенного влияния на уровень цен продукции, производимой ими.

Взаимное кредитование предприятий в переходной экономике становится средством борьбы отечественных производителей за рынок.  Они получают возможность увеличивать издержки, не увеличивая цен и при неизменном характере производства. Это нетипично для рыночных экономик: производитель, функционирующий при увеличивающихся издержках, вынужден сокращать их или закрывать производство. Взаимное кредитование предприятий российской экономики позволило сохранить им свою ориентацию на объем продаж как на главную цель своей работы.

При почти полном отсутствии у производителей мотивации к повышению цен на их продукцию из-за возможного сокращения сбыта возникает вопрос о тех факторах, которые в конечном итоге вызывают повышение цен на продукцию в реальном секторе экономики. В этой связи можно выделить две группы предприятий в экономике: находящиеся в условиях жестких спросовых ограничений (большинство предприятий) и не испытывающие ограничений спроса (естественные монополии и экспортоориентированные предприятия).

Предприятия первой группы придерживаются в основном модели поведения, описанной выше. Важнейшим их приоритетом является сохранение сбыта безотносительно к  тем убыткам, которые могут быть с этим связаны. Повышение цен в данной группе инициируется только спросом. Процесс же повышения цен происходит следующим образом. Увеличение покупательной способности конечных потребителей приводит к смягчению спросовых ограничений для предприятий, замыкающих технологическую цепочку. Это стимулирует последних к расширению сбыта и увеличению цен на продукцию в пределах, соответствующих увеличению покупательной способности потребителей. Такая сбытовая политика вынуждает предприятия, производящие конечные продукты обращаться за дополнительными объемами комплектующих. Чтобы стимулировать предприятия, производящие промежуточные товары, наращивать выпуск конечные производители вынуждены либо предлагать более высокую цену, либо увеличить объем “живых” денег в платежах. Процесс увеличения цен таким образом захватывает всю технологическую цепочку. Так продолжается до тех пор, пока весь “прибавок” ликвидности не распределится между предприятиями согласно их неформальному положению.

При этом изменение цен на всех стадиях технологической цепочки зависит от повышения цен на конечную продукцию. Это связано с ориентированностью предприятий на сохранение сбыта. Причем эта установка действует на всех стадиях, т.к. прекращение работы одного предприятия повлечет за собой остановку всей технологической цепочки. Поэтому групповые интересы рассматриваются наравне с личными.

Таким образом, увеличение большинства цен в промышленности России представляет собой не инфляцию издержек в чистом виде, а эффект распространения на реальный сектор ценовых импульсов инфляции спроса.

Иная ситуация наблюдается на предприятиях второй группы, спрос на продукцию которых не только не сократился в ходе рыночной трансформации, но в ряде случаев даже возрос. Ввиду того, что спрос на их продукцию относительно неэластичен и увеличение цен на нее обычно не приводит к уменьшению выручки, такие предприятия могут выступать в качестве источника инфляции издержек. Однако таких процессов не наблюдается, что обусловлено значительной вовлеченностью этих предприятий в процессы взаимного кредитования.

Возможности данных предприятий увеличивать цены на свою продукцию ограничены нехваткой у потребителей ликвидных денежных средств. В результате повышение цен происходит в несколько иной форме, чем в рыночной экономике: в поступающих к предприятиям платежах увеличивается доля низколиквидных платежных инструментов.

Таким образом, в переходной экономике можно выделить три структурных элемента инфляции: спросовая инфляция в потребительском секторе, открытая инфляция в реальном секторе, вызванная изменением потребительских цен и скрытая форма инфляции издержек в виде прироста задолженности предприятий. Спецификой инфляции в переходной экономике являются две особые формы  реализации инфляции издержек. Первая отражает рост цен в реальном секторе под воздействием факторов спроса и может рассматриваться как квазиинфляция издержек. Вторая порождается на производствах, чья продукция является “дефицитной” на внутреннем рынке, и проявляется в скрытой форме: увеличении в обращении низколиквидных платежных средств, что выступает превращенной формой инфляции издержек, т.е. рост задолженности предприятий.

Данные выводы подтверждаются  статистическим материалом. В статье Н. Райской, Я. Сергиенко и А. Френкеля “Исследование инфляционных процессов в условиях переходной экономики” приводятся результаты исследования. Последнее заключалось в том, что были построены взаимокорреляционные функции между месячной динамикой потребительских цен, цен на промежуточную продукцию и динамикой оптовых цен, т.е. цен производителей конечных продуктов. Полученные в ходе исследования коэффициенты корреляции показали, что цены на потребительском рынке и цены на основные производственные ресурсы изменяются практически синхронно. Наличие временного лага от 1 до 4 мес. может быть объяснено неравным положением предприятий в рамках одной технологической цепочки. Самое большое отставание в динамике цен наблюдается в ценах на электроэнергию. Объяснением этому служит, очевидно, то, что в отраслях естественных монополий преобладает административное ценообразование, а также то, что электроэнергетика сильно зависима от производителей. В свою очередь, цены на конечную промышленную продукцию также не отстают от изменения цен на ресурсы, что подтверждается полученными коэффициентами корреляции.

Во второй части исследования таким же способом получены данные, которые подтверждают факт влияния цен естественных монополий на рост взаимной задолженности предприятий, а не на уровень цен на конечной стадии доведения товара до покупателя.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Инфляция в переходной экономике России – сложное социально-экономическое явление. В этой связи нельзя с уверенностью утверждать, что оно вызывается только лишь монетарными или исключительно затратными факторами. В конечном итоге эти группы факторов оказываются взаимосвязанными. Рост денежной массы, обусловленный необходимостью покрытия бюджетного дефицита, а также возросшей потребностью хозяйствующих субъектов в деньгах (вследствие выросших цен), вызывает повышение уровня инфляции и ускорение ее темпов. Быстрое обесценение денег приводит к переориентации предприятий и отдельных граждан на расчет наличными средствами. Рост же удельного веса высоколиквидных активов в денежной массе, как известно из практики, подпитывает инфляцию.

В то же время растущие издержки производства в условиях финансового ограничения для предприятий приводят к росту взаимозадолженностей между ними. Возникает кризис неплатежей и увеличение количества низколиквидных платежных средств в сфере обращения. Сфера обращения принимает безденежный характер. Этот факт позволяет некоторым специалистам говорить о снижении в переходной экономике значения монетарных факторов инфляции. Это представляется не совсем верным. Поскольку кризис неплатежей означает уклонение от уплаты налогов, недопоступления в бюджет и как следствие, появление бюджетного дефицита – первопричины инфляции. Неплатежи придают инфляции скрытый характер, т.к. сопровождаются ростом цен, с которыми заинтересованным сторонам приходится считаться из-за безысходности. Возрастает потребность в деньгах, и если правительство идет навстречу и включает печатный станок, то вновь уровень инфляции увеличивается вследствие роста денежной массы. 

Возможен и другой вариант развития инфляции.  При повышающейся внутренней задолженности государства, сохранении высоких процентных ставок, отсутствии доверия к национальной валюте спрос на деньги не растет, а уменьшается. Но тогда при прочих равных условиях повышается скорость денежного обращения, что больше усиливает инфляцию.

Таким образом, нельзя говорить о приоритетности тех или иных факторов в развитии инфляционного процесса в экономике России.

 

 

 

 

         2.2 Антиинфляционная политика в России

 

Антиинфляционная политика экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на подавление инфляции. Для этого же сначала необходимо выстроить “дерево целей” для сдерживания ее основных факторов.

Общеэкономические меры

Необходимо завершить начатые реформы предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем в целях формирования цивилизованной рыночной инфраструктуры.

Но реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем невозможно без подъема национального производства. Поэтому первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. Россия должна, во что бы то ни стало выбраться из “ловушки ликвидности”, о которой говорил Кейнс. Мировая практика показывает, что возможно добиться максимального привлечения капиталов из частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска. “Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России” предусматривала рост доли государственных инвестиций  с 1,5 до 5%. Но жесткий контроль за ее исполнением отсутствовал и за 6 лет не заработала ни одна схема по поддержке инвестиций и НТП.

Важную роль в регулировании инвестиций должны сыграть комиссии по инвестиционным конкурсам, рассматривающие проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%)

Потенциальным источником инвестиций остается репатриация капиталов, переведенных за рубеж по нелегальным и легальным каналам.

Традиционно делается ставка на иностранные инвестиции. Но здесь Россия не может рассчитывать на их большой приток, т.к. во-первых, мало реально свободных капиталов ,во-вторых инвесторы обеспокоены социально-экономической обстановкой в стране и заняли выжидательные позиции, и в-третьих нас интересуют прямые вложения капиталов, а иностранные инвесторы предпочитают портфельные инвестиции.

Сдерживание финансовых факторов инфляции

Ключевое место в антиинфляционном регулировании должно занимать оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм бюджетного кризиса в России. Последний проявляется в неисполнении бюджета, секвестировании расходов незащищенных статей бюджета ради “пожарных” мер по выплате пенсий и заработной платы, нецелевом использовании бюджетных средств (предвыборная “черная касса”), слабом контроле за исполнением бюджета. С 1995г.в Росси преобладала политика по покрытию бюджетного дефицита, но за счет выпуска не денег, а государственных ценных бумаг, которые размещались как среди резидентов, так и среди нерезидентов. Это привело к тому, что Россия кроме внутреннего долга по ГКО приобрела и внешний.

Поскольку чрезмерный внешний и внутренний долг выступают факторами инфляции при отсутствии  возможности для их погашения, то необходимо не  только устанавливать, но и соблюдать его лимит.

После финансового кризиса 1998г. возникла необходимость к возврату к эмиссии денег  в целях покрытия бюджетного дефицита. Поэтому встает необходимость соблюдения лимитов денежной эмиссии и установления возврата кредитов, выдаваемых государству ЦБ.

Неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита должна стать разумная налоговая политика. Последняя должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. В российской же налоговой системе сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющих уклониться от уплаты налогов.

Специфической для России мерой антиинфляционного регулирования является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. В этой связи актуальной задачей является нормализация денежных расчетов путем ликвидации задолженности предприятий друг другу и бюджету. При помощи государства предстоит урегулировать задолженность путем клиринговых многосторонних зачетов.

Регулирование денежных факторов инфляции

В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами, поэтому диспропорции в экономике приобретают денежную форму. Поэтому одним из элементов антиинфляционной политики является регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.

Однако в России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. “Коэффициент монетизации (М2/ВВП) составляет 12-19% (против 80-120% на Западе)”[8]. Для удовлетворения потребностей хозяйства в деньгах появились тысячи неофициальных эмиссионных центров, выпускающих денежные суррогаты.

Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии, очистить денежный оборот от суррогатов сомнительного юридического происхождения и рассчитывать М2 с учетом реальных потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В нашей стране велика доля наличных средств в обращении (30-40% против 5-10% на Западе)[9]. Снижению потребностей оборота в наличных деньгах может способствовать развитие различных платежных карточек, совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы через банкоматы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ