бесплатные рефераты

Инфляция в отечественной экономике

В антиинфляционных мерах большая роль принадлежит также регулированию скорости обращения денежной единицы, т.к. ее увеличение равносильно дополнительной денежной эмиссии при прочих равных условиях.

Оздоровление банковской системы

Важным направлением антиинфляционной политики является санация и реструктуризация банковской системы. С 1998г. деятельность крупных банков была парализована вследствие “замораживания” 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО. Это в свою очередь привело к кризису неплатежей в банковской системе, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и валютные средства. Все средства хлынули на валютный рынок.

Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые структуры, В итоге многие банки  стали оказались банкротами, количество их сократилось в 2 раза.

Для восстановления платежеспособности банков ЦБ принял меры. В их числе проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательных резервов, стабилизационные кредиты, создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.

Требует особого внимания регулирование и контроль ЦБ  РФ за деятельностью других звеньев банковской системы в целях ее ориентации на обслуживание реального сектора экономики.

Банкирам предстоит провести трудную работу по возвращению доверия вкладчиков особенно валютных. Для этого необходимо ввести реальные гарантии вкладов с учетом мирового опыта.

Регулирование цен и заработной платы

Эта мера – составная часть многофакторной политики по преодолению инфляции. Шоковая либерализация цен в 1992г. раскрутила инфляционную спираль заработной платы и цен.  Предприятия- монополисты предпочитают увеличивать цены, а не расширять производство. Лишь с 1997г. наметился позитивный сдвиг в этом направлении. Под давлением государства произошло добровольно-принудительное снижение тарифов и ограничение роста естественных монополий.

Учитывая зарубежный опыт подобное регулирование необходимо распространять  и на другие сферы хозяйственной деятельности в сочетании с регулированием заработной платы в целях сдерживания инфляции издержек. Практика же России еще раз показала, что в условиях несовершенной конкуренции рыночное регулирование цен недостаточно и должно дополняться их государственным лимитированием.

Состояние фондового рынка

Оно также влияет на инфляционный процесс. На российском фондовом рынке особую опасность представляет пирамида ГКО, которая сравнялась с объемом денежной массы. Бесспорно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для покрытия дефицита госбюджета. Но в 1998г. выплата высоких доходов по ним съедала 1/3 часть бюджетных расходов. Чрезмерный рост сектора государственных ценных бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным последствиям, подрывая инвестиции, истощая кредитный рынок.

Выход российских правительственных облигаций позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам, но не было обеспечено применение этих денег для “латания” бюджета. И отсутствие реальных возможностей для погашения этих заимствований еще более усугубили кризис

Только с октября 1998г. росли торговые обороты и ликвидность на этом рынке. Проведены переговоры о реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам. Предстоит преодоление кризиса на фондовом рынке и налаживание контроля за его деятельностью.

Нейтрализация внешних факторов инфляции

Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной монополии, интеграция России в мировую экономику – все это открыло шлюзы для внешних факторов инфляции.

Снижение курса рубля стало активным фактором роста цен, т.к. импортные товары составляют половину потребительского рынка России. “Импортируемая” инфляция проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие инвалюты.  С  расширение валютных прав граждане и юридические лица активно обменивают рубли на доллары. Практически это означает кредитование экономики США, которые регулярно экспортируют доллары для наших банков.

Долларизация экономики – объективный процесс в условиях, когда национальная валюта поло выполняет свои функции. Поэтому отменить хождение доллара невозможно. Но возможно и целесообразно ограничить его функции, оставив за ним функцию сбережения и накопления. Что касается функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа, то их должна выполнять национальная валюта. Поэтому, вместо фиксирования цен в условных единицах необходимо применять цивилизованные методы страхования инфляционного и валютного рисков.

Для сдерживания “импортируемой” инфляции необходимо регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Безусловно предложения ввести фиксированный курс рубля противоречат устоям рыночной экономики. Но в мировой практике преобладает регулируемое плавание валютного курса. Поэтому целесообразно восстановить валютный коридор с большей амплитудой колебаний курса рубля.

Инфляционным фактором является не только внутреннее “бегство” от рубля к доллару, но и внешнее “бегство”  российского капитала за рубеж. Таким образом наша страна лишается одного из источников инвестирования.

 Поскольку западные кредиторы угрожают арестовать известные им банковские счета должников, то настало время для разработки программы по сдерживанию бегства капиталов и их частичной репатриации. Программа сдерживания бегства капиталов за рубеж и их частичной репатриации должна включать меры против отмывания “грязных” денег(оставление части экспортной выручки за рубежом, контрабанда, уплата авансов по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты налогов в инвалюте и др.), а также меры против бегства капитала по легальным каналам (чрезмерное увеличение зарубежных активов  российских банков, приобретение недвижимости за рубежом).

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля, принятие мер против долларизации экономики.

Разработка валютной стратегии страны предполагает установление минимума золотовалютных резервов. В России на конец 1998г. они были ниже международного стандарта их достаточности (размер трехмесячного импорта). Источником пополнения золотовалютных резервов может быть скупка золота государством у производителей.

В ряду мер антиинфляционной политики особое место занимает проблема урегулирования ситуации вокруг кредитов международных финансовых институтов. Установленные этими организациями высокие ограничения и условия для заимствования средств Россией снижает возможность использования этих заимствований для оздоровления денежного обращения. К тому же международные кредиты используются в основном для “латания” бюджетных дыр.

Разработка эффективного законодательства

Принятые в нашей стране законы обеспечивают лишь половину потребностей экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, устойчиво, не противоречиво, вызывать доверие у предпринимателей и населения.

Восстановление доверия к рублю

Прописная истина гласит, сто доверие к правительству, выпускающему деньги во многом определяет и доверие к национальной валюте. Поэтому для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности в стране. И прежде всего необходимо повысить профессионализм управленческих структур, которые в недостаточной степени обладают методами регулирования рыночной экономикой с учетом мирового опыта.

Например, нигде, кроме нашей страны не принято в условиях инфляции реклама повышения цен, курса доллара, изменений в денежной системе, т.к. это ослабляет доверие к национальной валюте.

Сочетание государственного регулирования с рыночными механизмами

Как показал мировой опыт, инфляция может быть регулируемым и контролируемым процессом. Важно признание необходимости государственного регулирования в сочетании с рыночным. Как известно монетаризм, утверждающий, что рынок лучше осуществит экономическое регулирование, в чистом виде потерпел фиаско и ни в одной стране, кроме России не был возведен в ранг официальной доктрины. Его постулаты сочетаются с кейнсианскими методами регулирования.

 

 

 

 

          2.3 Уровень инфляции и динамика цен на 2004 г.

          В феврале 2004 г. темпы инфляции на потребительском рынке составили 1%, закрепив тенденцию снижения инфляции для аналогичных периодов предшествующих лет (в феврале 2002 г. – 1.2%, в феврале 2003 г – 1.6%).

Динамика инфляции на потребительском рынке

 Инфляция в отечественной экономике
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Основным фактором  темпа  роста потребительских цен в феврале  2004 г. стало повышение цен на платные услуги населению на 1.6%.

В феврале 2004 г. темпы прироста цен на продовольственные товары составили 1.1%, изменив тенденцию роста последних трех месяцев (ноябрь 2003 г. - 1.24%, декабрь 2003 г. – 1.47%, январь 2004г. – 1.6%). На непродовольственные товары  сохранилась тенденция медленного снижения темпов прироста цен до 0.4%.

 

Сравнительная динамика цен в отдельных сегментах потребительского рынка

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура индекса инфляции в разрезе основных групп товаров и услуг за январь-февраль 2004 г. изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, увеличился вклад в общую инфляцию роста цен на продовольственные товары до 50% или 1.4 процентных пункта (за январь-февраль 2003 г. – 46% или 1.9 п.п.), на платные услуги населению - до 39% или 1.1 п.п. (за январь-февраль 2003 г. – 37% или 1.5 п.п.) и снизился - на непродовольственные товары до 11% или 0.3 п.п. (за январь-февраль 2003 г. – 17% или 0.7 п.п.).

 

 

 

 

 

 

 

Вклад в инфляцию на потребительском рынке отдельных групп товаров и услуг

 Инфляция в отечественной экономике
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


         Уровень индекса базовой инфляции потребительских цен (БИПЦ) после повышения в сентябре и октябре 2003 года, с ноября  2003 г. плавно снижается. В феврале 2004 г. базовая инфляция  составила 0.8% (при 0.9% в январе 2004г. и 0.9% в феврале 2003 г.).

 

 

 

Динамика базового индекса потребительских цен

и денежного агрегата М2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снижению темпов базовой инфляции способствовало ужесточение денежно-кредитной политики во II полугодии 2003 года и продолжающееся укрепление курса рубля, влекущее рост предложения импортной продукции.

 

В феврале 2004 г. темпы прироста цен на продовольственные товары в основном, продолжали увеличиваться, что было связано с сохранением относительно высокого роста цен  на хлеб и другие изделия из зерновых культур, ростом цен на муку на 6.6% (в январе 2004 г. – 2.9%), на макаронные изделия на 2.6%. На остальные продукты темпы роста цен были низкими (сохранились на уровне января) за счет высокой насыщенности товарных рынков.

Прирост цен на плодоовощную продукцию в целом незначительно превысил общее изменение цен на остальные продовольственные товары. В феврале  2004 г. отмечалось замедление динамики роста цен на хлеб и хлебобулочные изделия до 3% (в январе 2004 г. - 4.5%).

Темпы роста цен на непродовольственные товары в феврале 2004 г. сохранились весьма  низкими  - 0.4%.

На большинство товаров повседневного спроса (одежда и белье, трикотажные изделия для взрослых, обувь и др.) темпы прироста цен в феврале 2004 г. сохранились на уровне января 2004 г., составив 0.3-0.9%.  Снижение темпов прироста цен отмечено на моющие средства (0.4%), электротовары (0.2%), медикаменты (0.4%).

Рост цен на платные услуги населению составил в феврале 2004 г. 1.6%, что значительно меньше за аналогичный период 2003 г. (февраль 2003 г. - 4.2%). В феврале 2004 г. сохранились высокие темпы роста регулируемых тарифов на  жилищно-коммунальные услуги. Средний рост тарифов  на услуги ЖКХ составил 2.8%.

В феврале 2004 г. заметно выросла плата за проезд в пригородном поезде (на 4.3%).  Увеличились темпы прироста цен на услуги дошкольного воспитания – 4.4% (в январе – 2.7%).

 

В промышленности прирост цен производителей на  внутреннем рынке в феврале 2004 г. составил 3.4%.

В отраслях естественных монополий после увеличения в январе 2004 года оптовых цен  на газ для промышленных потребителей на 20%, тарифов на грузовые железнодорожные перевозки – на 12.6% и на электроэнергию, отпущенную с ФОРЭМ, - на 10%, в  феврале и до конца 2004 года изменения  этих цен и тарифов не будет.

По данным Федеральной службы государственной статистики, прирост тарифов на  электроэнергию, отпущенную для всех категорий потребителей, в среднем по России составил 7%, в том числе для промышленных  потребителей – 7.8%. Существенно выросли тарифы для льготных категорий - на 3.6% для населения и  на 9.1% для сельскохозяйственных потребителей.

Средний прирост тарифов  в электроэнергетике составил 6.5%.  Тарифы на теплоэнергию увеличились на 4.8%.

 В остальных отраслях промышленности динамика цен была крайне неоднородной и неравномерной ввиду существенного влияния на ее характер динамики цен мировых рынков.

В феврале сохранилось увеличение темпов роста цен в отдельных энергоемких производствах – в промышленности стройматериалов (2.4%), в химической и нефтехимической промышленности (4.7%). Значительно увеличились темпы прироста цен швейной промышленности (4.1%) и мукомольно-крупяной промышленности (9.1%).

Сохранился с  января 2004 г. значительный темп роста цен в легкой и пищевой промышленности (1,6-1.9%) и в машиностроение (2.1%), что в значительной мере связано с ростом цен на потребляемое ими сырье.

В нефтеперерабатывающей промышленности в феврале 2004 года цены продолжали снижаться в среднем на 1.2%.

В феврале 2004 года прирост тарифов на грузовые перевозки в среднем по всем видам транспорта был нулевым (с начала года прирост тарифов составил 2.9%).

Прирост цен в капитальном строительстве в феврале 2004 г. составил 1.5% (с начала года – 2.0% против  1.5% за соответствующий период 2003 года).

 

Динамика цен в январе-феврале 2004 года в отдельных секторах экономики

 Инфляция в отечественной экономике

 

 

 

         2.4 Сценарий развития российской экономики с 2004г.

        Чиновники разработали новый сценарий развития российской экономики.

        Авторы сценария из Минэкономразвития прогнозируют снижение инфляции с 10% в 2004 г. до 8–9 % в 2005 г., 7–7,5% в  2006 г. и 5,5–6,5% в  2007 г. Этого снижения власти собираются достигнуть за счет двух факторов – ограничения роста тарифов естественных монополий и финансовой политики Центрального банка.

         Ежегодное снижение роста тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки действительно позволило правительству добиться уменьшения инфляции. Подобная политика должна быть продолжена, если власти хотят достигнуть обозначенных в сценарии целей. Тем не менее правительство Михаила Фрадкова, похоже, собирается ее изменить. Впервые за последние несколько лет чиновники поддались давлению “Газпрома” и хотят повысить тариф на газ не на 20%, как решили еще в мае, а на 23%.

          Тарифы на газ всегда были исключением из правила антиинфляционной политики. В то время как у других монополий потолок роста цен постепенно понижался (для РАО, например, 14% в 2003 г., 13% в 2004 г., 9,5% в 2005 г.), у “Газпрома” он был стабильным и высоким – 20%. Это объясняется стратегическим желанием властей увеличить внутреннюю цену на газ.

“Газпрому” мало этого исключения. Каждый год монополия требует значительно более высокого роста, чем 20%, ссылаясь на необходимость финансирования своей инвестпрограммы. Сложно сказать, почему менеджеры монополии не в состоянии составить инвестпрограмму, которая исходит из роста тарифов на 20%.

 Но на этот раз им удалось убедить Минэкономразвития, что 20% – мало. Тут же проснулись и остальные монополии, которые потребовали симметричного роста своих тарифов, что может негативно сказаться на темпах инфляции.

 Анекдотичен аргумент, которым “Газпром” убедил чиновников. Власти повысили налоги на монополию, изымая пресловутую природную ренту ради снижения налоговой нагрузки на остальные секторы экономики, а “Газпром” потребовал компенсации. Тем самым выплата природной ренты перекладывается на потребителей, ради которых она якобы изымается. Правительству следует быть более последовательным в выполнении собственных планов. Иначе неясно, зачем планировать.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2.5 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ 2003-2004год.

 

Показатели

2003 год

2004 год

февраль

январь-февраль

февраль

январь-февраль

Справочно:

январь

Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года

ВВП1

106.8

106.6

108.7

108.3

107.9

Объем промышленной продукции

106.5

105.7

108.7

108.1

107.5

Инвестиции в основной капитал

110.9

109.5

113.2

113.4

113.7

Инфляция, прирост в % (на конец периода)

Потребительские цены

1.6

4.1

1.0

2.8

1.8

Цены производителей в промышленности

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ