Интеграционные процессы в Содружестве Независимых Государств
4.
Меры по
укреплению национальной валюты.
5.
Пути и
способы интеграционного экономического развития.
К 1997 году
завершился процесс становления национальных денежных систем стран Содружества.
В 1992 году вошли в обращение новый российский рубль и украинский карбованец, в
1993 – армянский драм, белорусский рубль, грузинский купон, казахский тенге,
киргизский сом, молдавский лей, туркменский манат, узбекский сум-купон, в 1994
– азербайджанский манат и узбекский сум, в 1995 – грузинский лари и таджикский
рубл, в 1996 – украинская гривна.
В 1994 году
практически во всех странах Содружества имело место снижение курсов
национальных валют по отношению к российскому рублю. В результате проведения
жёсткой денежно-кредитной политики национальными банками Кыргызстана и Молдовы
оставались относительно стабильными киргизский сом и молдавский лей. В течение
1995 года наблюдалась устойчивая тенденция повышения курсов национальных валют
по отношению к российскому рублю в Азербайджане, Армении, Беларуси,
Кыргызстане, Молдове.
К концу 1996 года
тенденция повышения курсов национальных валют по отношению к российскому рублю
сохранилась в Азербайджане, Армении, Молдове, повысились курсы валют Грузии,
Казахстана, Украины.
Произошли
значительные изменения в структуре финансовых ресурсов. В большинстве стран
Содружества уменьшилась доля ресурсов, аккумулирующихся в государственном бюджете,
и увеличилась доля средств, находящихся у хозяйствующих субъектов и населения.
Во всех странах
СНГ существенно изменились функции и структура государственных бюджетов. В
составе доходов государственных бюджетов большинства стран основным источником стали
налоговые поступления, на которые в 1991 году приходилось 0,1-0,25 общей суммы
бюджетных доходов, а в 1995 году они составили около 0,58 части. Основная часть
налоговых поступлений приходится на НДС, налог на прибыль, подоходный налог и
акцизы. В Молдове, России, Украине с 1993 года отмечена тенденция некоторого
снижения доли налогов в доходах государственных бюджетов.
Привлечение
прямых иностранных инвестиций в страны СНГ происходило с разной степенью
интенсивности. В 1996 году их доля в общем объёме вложений составила в
Кыргызстане 0,68 части, Азербайджане – 0,58, Армении – 0,42, Грузии – 0,29,
Узбекистане – 0,16, Казахстане – 0,13. В то же время эти показатели
незначительны в Беларуси – 0,07, Молдове – 0,06, России – 0,02, Украине –
0,007. Когда речь идёт об иностранных инвестициях всегда следует помнить, что
они не только стимулируют национальную экономику к росту, но и приводят к
частичной переориентации права собственности на результаты производства в
пользу иностранных инвесторов, что непосредственным образом редуцирует
национальную независимость и самобытность, превращает национальную экономику в
наёмного работника иностранного инвестора, который будет довольствоваться
только заработной платой, но никогда не будет полноценно участвовать в прибыли
и выработке и реализации собственной экономической политики.
По линии 23
федеральных министерств и ведомств США на осуществление 215 двусторонних
программ помощи республикам бывшего СССР было ассигновано 5,4 млрд. долларов.
Кроме того, 10 млрд. долларов было выделено на программы предоставления бывшим
советским республикам займов, гарантий кредитов и страхование финансовых
ресурсов. В пересчёте на душу населения самую большую финансовую помощь США
получили Армения, Грузия, Кыргызстан. Необходимо отметить, что значительная
часть средств из общих 10 млрд. долларов, ассигнованных на кредитные программы
помощи, в действительности была получена американскими компаниями в результате
оплаты их товаров и услуг бывшими республиками СССР.
Стремление
уменьшить инвестиционные риски побудило правительство США распространить
государственные программы стимулирования и защиты национального капитала на
американские компании, действующие в странах СНГ. Прямую поддержку компаниям
США в их зарубежной деятельности оказывает ОРIC (Overseas Private Investment
Corporation (корпорация поддержки прямых иностранных инвестиций)). К 1993 году OPIC заключила двусторонние
межправительственные соглашения со всеми 12 странами СНГ. Анализ первых лет
деятельности OPIC в странах СНГ свидетельствует
о том, что эта организация способствует притоку прямых иностранных инвестиций в
экономику региона, объём которых в 1994 году составил 2,1 млрд. долларов, в
1995 – около 2,8 млрд. долларов.
Институциональные
преобразования.
В результате
осуществляемых институциональных преобразований, пик которых в большинстве
стран пришёлся на 1993-1994 годы, доля занятых в государственном секторе
экономики в среднем по Содружеству сократилась с 0,74 в 1991 году до 0,47 в
1996 году, в частности в Молдове к 1996 году этот показатель составил 0,28
части.
Одним из основных
форм изменения отношений собственности в рассматриваемый период были
разгосударствление и приватизация.
В структуре
приватизированных предприятий и объектов наибольший удельный вес приходится,
как правило, на предприятия и объекты торговли, общественного питания и
бытового обслуживания населения. Доля этих предприятий и объектов в общем числе
приватизированных составляет в Беларуси, Казахстане, Молдове 0,48-0,5 части,
Кыргызстане, России – 0,57-0,59, Украине – 0,66, Грузии – 0,79, Узбекистане –
0,85.
За
рассматриваемый период ускорился процесс отделения хозяйственных функций от
государства и передача их новым структурным образованиям, таким, как
финансово-промышленные группы, холдинговые компании, корпорации, банковские
союзы, ассоциации и другие добровольные объединения предприятий и организаций.
Биржевая
деятельность и фондовые рынки.
К началу 1997
года в странах СНГ действовало 327 бирж. Бум развития товарно-сырьевых бирж в
СНГ пришёлся на 1991-1992 годы. Несмотря на специализацию, указанную, как
правило, в названии бирж, они, по существу являлись универсальными и допускали
к торгам практически любую номенклатуру. Пережив спекулятивный подъём в 1993
году, их деятельность пошла на убыль и к началу 1997 года практически
прекратилась. В силу отсутствия рыночных механизмов, и, в определённой мере,
из-за нестабильности политической обстановки и жёстких административных преград
фондовые биржи в Туркменистане, Таджикистане, Молдове, Грузии не функционируют.
В истекший период
наблюдался быстрый рост числа коммерческих банков. По данным на 1 июля 1996
года в странах СНГ зарегистрировано 3115 таких банков. Система коммерческих
банков во главе с национальным банком, координирующим их деятельность,
сложилась во всех государствах Содружества после распада рублёвой зоны в 1993
году. Зарождаться коммерческие банки стали в недрах бывшего СССР. Преимущества
в виде инфраструктуры, подготовленных кадров, отлаженных технологий получили
филиалы и отделения бывших Жилсоцбанка, Промстройбанка и других общесоюзных
банков.
По оценкам
экспертов, с падением уровня инфляции и доходности государственных ценных бумаг
банковская система СНГ начинает сталкиваться с кризисом ликвидности, так как
снижение процентных ставок по депозитам приводит к оттоку денежных средств
населения и переводу их в СКВ, а кредитование реального сектора экономики всё
ещё чревато большими потерями.
Аграрные реформы.
Изменения в
структуре производства по категориям хозяйств привели к существенному снижению
товарности сельского хозяйства. Особенно большое снижение товарности произошло
по овощам – в 2 раза, картофелю – в 1,6, скоту и птице – в 1,4, молоку – в 1,3
раза.
В процессе
проведения аграрных реформ продолжается формирование новых
организационно-правовых форм собственности производителей сельскохозяйственной
продукции. Значительно сократилось количество колхозов и совхозов. Большинство
этих хозяйств преобразовано в акционерные общества, товарищества, ассоциации,
кооперативы. К началу 1997 года в СНГ зарегистрировано 786 тыс. крестьянских
хозяйств со средним наделом 45 тыс. м2.
Общим негативным
моментом в проведении аграрных преобразований являлось отсутствие глубоко
проработанных программ, комплексности и последовательности реформирования, а
также ослабление или почти полный уход государства от своих регулирующих
функций и протекционистской поддержки сельского хозяйства. Всё это в сочетании
с разрывом традиционных связей обусловило усиление аграрного кризиса, спад
производства, рост социальной напряжённости в деревне.
Такое положение
привело, с одной стороны, к усилению локального монополизма, а с другой стороны
– к организации в составе сельскохозяйственных предприятий мелких
пищеперерабатывающих цехов без глубокой переработки сырья, недоиспользованию
имеющихся в перерабатывающей промышленности мощностей и их перепрофилированию,
распылению капитальных вложений.
Жилищная
политика.
После распада
СССР ситуация во всех странах Содружества характеризуется резким спадом
строительства жилья. В связи с резким сокращением бюджетных ассигнований в
государствах были приняты меры по стимулированию индивидуального жилищного
строительства.
В работе по
преодолению общего для многих стран Содружества падения уровня ввода жилья
отмечается общая черта – формирование новой национальной жилищной политики,
базирующейся, на принципе преимущественно внебюджетного финансирования жилья.
Миграционные
процессы.
Важным элементом
формирования общего рынка труда стран СНГ является миграция рабочей силы.
Современная
миграция имеет ряд специфических особенностей. Низка интенсивность миграции,
что приводит к застойной безработице.
По разным
оценкам, ежегодно мигрирует до 10 млн. человек, или 0,03 населения Содружества,
что значительно ниже, чем в странах ЕС. Преобладает в основном миграция в
Россию, включая потоки беженцев и вынужденных мигрантов.
За период
1991-1995 годов численность населения России увеличилась за счёт миграции из
стран СНГ и Балтии на 2 млн. человек. По имеющимся прогнозам до 2005 года в
Россию может переместиться ещё примерно 3 млн. человек, что должно учитываться
при формировании общего рынка труда стран Содружества. Наибольший поток
трудовых мигрантов идёт из Украины – 94 тыс. человек, Беларуси – 11 тыс.,
Грузии и Молдовы – по 7 тыс. человек ежегодно.
Такое
значительное количество беженцев и вынужденных переселенцев увеличивает
напряжение на рынке труда, особенно если учесть их концентрацию в отдельных
регионах России, требует больших затрат на строительство жилья и объектов
социальной сферы.
Миграционные
процессы в государствах СНГ представляют одну из самых сложных
социально-демографических проблем. Поэтому страны Содружества проводят работу
по заключению дву- и многосторонних соглашений направленных на регулирование
миграционных процессов.
Наблюдается
заметное снижение численности студентов, прибывающих на учёбу из одних стран
СНГ в другие. Так, если в 1994 году в ВУЗах России обучалось 58700 студентов из
ближнего зарубежья, то в 1996 году – лишь 32500.
Законодательные
акты в области образования переплетены с законами о языках, принятыми
практически во всех странах Содружества. Объявление языка титульной нации
единственным государственным языком, введение обязательного экзамена на знание
государственного языка, перевод на этот язык делопроизводства, сужение сферы
высшего образования на русском языке объективно создали трудности для
проживающей в этих странах значительной части населения не титульной
национальности, в том числе русскоговорящих. Установленные сроки для изучения
государственных языков далеки от реальности, не учитывают той исключительной
психологической ситуации, в которой неожиданно оказались миллионы людей.
В результате
многие независимые государства успели настолько обособиться, что возникли
трудности с академической мобильностью абитуриентов и студентов, эквивалентностью
документов об образовании, изучением учебных курсов по выбору учащихся.
Поэтому
формирование общего образовательного пространства будет являться важнейшим
условием реализации позитивных интеграционных процессов СНГ.
Состояние
научно-технического потенциала.
Имеющиеся у
государств Содружества значительные фундаментальные и технологические заделы,
высококвалифицированные кадры, уникальная научно-производственная база остаются
в значительной мере невостребованными и продолжают деградировать.
Всё реальнее
становится перспектива того, что государства Содружества в ближайшее время
столкнутся с проблемой неспособности с помощью национальных научно-технического
и инженерно-технического потенциалов собственными силами обеспечить потребности
экономики своих стран. Это неминуемо усилит тенденцию решать внутренние
проблемы за счёт массовой закупки техники и технологии в третьих странах, что
поставит их в длительную технологическую зависимость от внешних источников,
что, в конечном счёте, чревато подрывом национальной безопасности, усилением
безработицы и снижением уровня жизни населения.
Государствам
Содружества следует предпринять более энергичные шаги по развитию
интеграционных процессов в научно-технологической сфере путём создания общей
нормативно-правовой базы, подготовки и принятия межгосударственных программ,
представляющих взаимный технологический интерес.[28]
2.3. ДИНАМИКА СТРУКТУРНЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ В ИНВЕСТИЦИЯХ , ПРОМЫШЛЕННОМ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА .
В 1992-1996 годах
произошли радикальные изменения, направленные на становление многоукладной
рыночной экономики. Основным показателем, характеризующим уровень и динамику
экономического развития страны, является ВВП. За 1991-1996 годы в среднем по
странам Содружества он ежегодно снижался на 0,09 части.
Прежде чем
перейти к анализу структурных изменений, рассмотрим основные отрасли
промышленности. Их совокупность можно разбить на две группы:
ресурсопроизводящие и ресурсообрабатывающие отрасли.
Деление отраслей
на ресурсопроизводящие и ресурсообрабатывающие весьма условно. Оно даёт
ориентир при анализе совокупности предприятий как субъектов интеграционного
процесса: ресурсопроизводящие предприятия производят низкоорганизованные
товары, ресурсообрабатывающие предприятия – высокоорганизованные.
Отрасли
промышленности можно распределить следующим образом (отрасли пронумерованы,
данная нумерация будет использована в дальнейшем):
Ресурсопроизводящие
отрасли:
1.
Электроэнергетика.
2.
Топливная
промышленность.
3.
Чёрная
металлургия.
4.
Цветная
металлургия.
Ресурсообрабатывающие
отрасли:
5.
Химическая
и нефтехимическая промышленность.
6.
Машиностроение
и металлообработка.
7.
Лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
8.
Промышленность
строительных материалов.
9.
Лёгкая
промышленность.
10. Пищевая промышленность.
Ресурсообрабатывающие
отрасли производят товары и услуги более высокого уровня организации, нежели
товары и услуги ресурсопроизводящих отраслей.
Структурные
изменения в инвестициях.
Значительные
изменения претерпела инвестиционная деятельность.
Доля капитальных
вложений в ВВП в среднем по СНГ снизилась с 0,24 в 1990 году до 0,138 в 1996
году, то есть почти вдвое (см. приложение, табл. 2.5).
Динамика
инвестиций в основной капитал отражена в таблице 2.6. В среднем в 1996 году
объём инвестиций составил лишь 0,345 от уровня 1990 года, то есть снизился
почти втрое (см. приложение, табл. 2.6).
Изменение
структуры инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования
позволяет проследить сравнение данных таблиц 2.7 и 2.8 (см. приложение, табл.
2.7, 2.8).
По данным таблиц
2.7 и 2.8 можно констатировать переориентацию инвестиционных предпочтений с
одних отраслей промышленности на другие.
Так, Армения
инвестициям в основную для неё отрасль промышленности в 1990 году – машиностроение
и металлообработку – предпочла к 1995 году инвестиции в электроэнергетическую
отрасль. Это наглядным образом демонстрирует переориентацию Армении с
ресурсообрабатывающего производства (поскольку объём вложенных инвестиций прямо
пропорционален объёму готовой продукции, выработанной отраслью, принявшей
финансовые инъекции) на ресурсопроизводящее, то есть форменную
дезиндустриализацию страны.
Беларусь. Главным
инвестиционным интересом к 1995 году становится также электроэнергетика вместо
машиностроения и металлообработки в 1990 году.
Грузия.
Машиностроение и металлообработку сменяет чёрная металлургия.
Кыргызстан.
Электроэнергетику сменяет цветная металлургия. В целом доля инвестиций в
ресурсопроизводящие отрасли возросла с 0463 до 0,939, то есть вдвое.
Молдова. Главные
инвестиционные предпочтения сместились с машиностроения и металлообработки на
пищевую промышленность. Примечательно, что при этом доля инвестиций в
ресурсообрабатывающие отрасли не снизилась, как в остальных странах, а возросла
с 0,878 в 1990 году до 0,933 в 1995 году.
Таджикистан.
Ситуация аналогична смене инвестиционных предпочтений в Кыргызстане: с
электроэнергетики на цветную металлургию.
Украина.
Переориентация с машиностроения и металлообработки на топливную промышленность.
В Азербайджане,
Казахстане, России, Туркменистане, Узбекистане инвестиционная ориентация
качественно не изменилась.
В целом доля
ресурсообрабатывающих отраслей в общем объёме промышленных инвестиций возросла
в 1,53 раза (см. приложение, табл. 2.9).
Структурные
изменения в промышленном производстве.
Общий объём
промышленного производства в среднем по странам Содружества по сравнению с 1991
годом сократился вдвое. В структуре промышленного производства наблюдается
опережающий спад в ресурсообрабатывающих отраслях по сравнению с
ресурсопроизводящими.
Резкое снижение
инвестиционной активности, а также ограничения спроса на продукцию на
внутреннем и внешнем рынках поставили в трудное положение ресурсообрабатывающие
отрасли, особенно отрасли машиностроения, лёгкую и пищевую промышленность, не
сумевших своевременно приспособиться к структурным изменениям спроса и
конкуренции импортной продукции. Либерализация внешнеэкономической
деятельности, насыщение рынка государств Содружества импортными
высокоорганизованными товарами способствовали тому, что многие виды продукции,
выпускаемой ресурсообрабатывающими отраслями, стали неконкурентоспособными.
Относительно
умеренный спад выпуска продукции ресурсопроизводящих отраслей обусловлен в
значительной мере устойчивым спросом внешнего рынка на их продукцию и
сохранением высокого уровня удельного потребления энергии, топлива, сырья, и
материалов в материальном производстве стран Содружества.
Динамика
изменения структуры промышленного производства представлена в виде динамики доли
ресурсопроизводящих отраслей стран СНГ в их промышленном производстве (см.
приложение, табл. 2.10).
В среднем доля
ресурсопроизводящих отраслей возросла с 0,152 в 1990 году до 0,202 в 1997 году.
В 1991-1996 годах
произошёл некоторый спад производства в топливно-энергетическом комплексе
(ТЭК). Наиболее устойчиво работающей отраслью ТЭКа в этот период была газовая
промышленность, сырьевая база которой обеспечивала необходимые объёмы добычи
газа. Снижение добычи газа по сравнению с 1990 годом составило всего 0,12
части. Выработка электроэнергии за этот период в целом по Содружеству
уменьшилась на 0,27 части. В решающей мере это предопределяется отсутствием
эффективных стимулов к энергосбережению. Существенно сократилась добыча нефти
во всех добывающих странах Содружества, кроме Узбекистана. В 1996 году добыча
нефти в целом по Содружеству на 0,38 части меньше уровня 1990 года.
Металлургический
комплекс СНГ исторически сложился как результат тесной
производственно-технологической кооперации и специализации предприятий
республик СССР. Разрыв связей явился одной из основных причин резкого падения
объёмов производства отраслями-потребителями металлопродукции. Однако
сокращение производства основных видов продукции самой чёрной и цветной
металлургии происходило меньшими темпами по сравнению с темпами всего
промышленного производства.
В химической и
нефтехимической промышленности сложилась деформированная структура
производства, характеризующаяся преобладанием в выпуске продукции доли сырья,
минеральных удобрений, энергоёмких неорганических соединений и относительно
низкой долей прогрессивной, наукоёмкой и социально-ориентированной продукции.
В машиностроении
и металлообработке выпуск продукции сократился в 2,5 раза. В связи с
отсутствием платежеспособного спроса существенно сокращается уровень
производства продукции сельскохозяйственного машиностроения. Вместе с тем
развитие фермерских хозяйств определяет необходимость создания и освоения новых
видов продукции отрасли для эффективного использования земли и других сельскохозяйственных
ресурсов в новых условиях хозяйствования. В последние годы усиливается
заинтересованность ряда государств Содружества в приобретении техники и
налаживании её производства совместно с фирмами третьих стран. Такая работа
ведётся на Украине, в Узбекистане, Молдове, что сказывается на возможностях
объединения усилий в возрождении сельскохозяйственного машиностроения стран
СНГ.
Продукция лёгкой
промышленности СНГ не выдерживает конкуренции с интенсивно нарастающим импортом
товаров народного потребления из Китая, Турции и других стран, нашедших в СНГ
огромный рынок сбыта. В результате в 1991-1996 годах в лёгкой промышленности
произошло наибольшее снижение объёмов производства – в целом по Содружеству
более чем в три раза.
Спад производства
промышленности строительных материалов составил в целом по Содружеству 0,69
части. Сократилось производство практически всех основных видов строительных
материалов и конструкций.
Сокращается
уровень обеспеченности внутреннего рынка продовольственными ресурсами за счёт
собственного производства. Снижение выработки продукции пищевой промышленности
обусловлено, прежде всего, сокращением производства и поставок
сельскохозяйственного сырья. Имеющиеся производственные мощности используются
не полностью. В 1995 году мощности по производству цельномолочной продукции
из-за снижения объёмов производства молока в Кыргызстане, Молдове, Таджикистане
использовались всего лишь на 0,05-0,1 максимального потенциала.
Динамика
структурных преобразований в промышленном производстве Молдовы представлена
отдельно в таблице 2.11 (см. приложение, табл. 2.11).
Наибольшим
образом снизилось производство продукции химической и нефтехимической
промышленности – в 8,47 раза; наименьшим образом – производство продукции
электроэнергетики – вдвое.
Усилилась
относительная специализация Молдовы на производстве продукции пищевой
промышленности. К 1996 году доля этой отрасли в общем объёме производства всех
десяти отраслей достигла 0,413.
Проведённый
анализ структурных изменений в инвестициях и промышленном производстве
позволяет констатировать следующее.
После распада
СССР и разрыва межгосударственных и межотраслевых связей произошло смещение
инвестиционной и производственной ориентации с ресурсообрабатывающих отраслей
промышленности в сторону ресурсопроизводящих отраслей. Это, в свою очередь,
означало повсеместное снижение качественного уровня организации компонентов
предметов межсубъектного обмена, что вкупе со значительным снижением ВВП, а,
следовательно, и доходов каждого субъекта интеграции, заложило основу и начало
раскручивать маховик дезинтеграционных процессов между бывшими республиками и
их хозяйствующими субъектами.
Структурные
сдвиги в сельскохозяйственном производстве.
В среднем по
республикам СССР доля сельского, лесного, рыбного хозяйства составляла 0,284
(см. табл. 1), а это весьма солидная доля.
В 1996 году
валовая продукция сельского хозяйства в отдельных государствах претерпела
значительные изменения. В России она сократилась на 0,38 части, в Молдове и
Кыргызстане – на 0,4, в Азербайджане и Казахстане – на 0,46, в Грузии – на
0,35, в Таджикистане – 0,55.
В большей
степени, чем в целом по отрасли сократилось производство продукции
животноводства.
В производстве
продукции растениеводства из-за сокращения посевных площадей и снижения урожайности
валовой сбор зерна уменьшился на 0,4 части по сравнению с уровнем 1990 года.
Сокращение производства зерна произошло не только в государствах – основных
производителях зерна, но и в таких странах как Азербайджан, Беларусь, Грузии,
Кыргызстан, Молдова, что объясняется изменением спроса со стороны традиционных
потребителей этой продукции. Вместе с тем, в отдельных государствах
производство зерна увеличено.
За период с 1992
по 1996 годы на пятую часть сократились площади возделывания кормовых культур.
Слабая кормовая база, диспаритет цен на продукцию животноводства и других
отраслей хозяйства привели к значительному сокращению поголовья скота и птицы,
уменьшению объёмов производства молока, мяса, яиц, шерсти.
Сокращение
производства сельскохозяйственной продукции ставит продовольственное
обеспечение во всё большую зависимость от импортных товаров, что обостряет
проблему продовольственной безопасности Содружества.
Результаты
анализа структурных сдвигов в сельскохозяйственном производстве свидетельствуют
о следующем.
Сокращение
производства продукции сельского хозяйства обусловлено незавершённостью реформ
в аграрном секторе, и, главным образом, тем, что в большинстве государств
Содружества не завершена работа по созданию земельного регулирования земельных
отношений. Наряду с другими факторами это явилось одной из причин ухудшения
использования пашни и свёртывания работ по повышению её плодородия.
Вследствие
разрыва хозяйственных связей наметились тенденции деспециализации государств в
производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции.
Специфика
производительных сил отрасли обеспечила относительно устойчивую её работу при
практически разрушенном воспроизводственном процессе. Вместе с тем запаздывание
в обновлении производственного потенциала в силу тех же специфических
особенностей в будущем может привести к ещё большим затратам средств и времени
на его восстановление.
2.4. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В
СФЕРЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ .
Успешное развитие
экономического развития стран СНГ невозможно без решения проблем
межгосударственных валютно-кредитных и финансовых отношений.
В начале 1990-х
годов многие экономисты отмечали, что для республик СССР вне зависимости от
структуры их политических отношений экономический и валютный союз является наиболее
предпочтительным вариантом.
Среди
существовавших в 1990-1991 годах преимуществ сохранения единой валюты для
республик СССР можно выделить следующие.
Во-первых. Единая
валюта позволила бы избежать нестабильности в отношениях между республиками.
Новые введённые валюты стали явно неконвертируемыми, и это осложнило торговые
связи. Кроме того, предприятия в силу отсутствия опыта проведения валютных
операций были не подготовлены к использованию в расчётах нескольких расчётных
единиц, а финансовый сектор не мог предложить им реальной системы страхования
валютных рисков.
Во-вторых. При
единой валюте расчёты осуществляются в национальной денежной единице и нет,
следовательно, потребностей в крупных валютных резервах.
После распада
СССР образовавшиеся на его пространстве независимые государства начали
осуществлять экономические реформы нескоординировано. Стремление республик
укрепить национальный суверенитет с помощью печатания собственных денег сделало
сохранение единой валюты невозможным, а резкие расхождения в макроэкономических
показателях между странами сделали бы сохранение единой валюты разрушительным
явлением.
С 1992 года
многие экономисты, включая прежних сторонников сохранения рубля как единой
валюты, стали выступать за введение национальных валют и заблаговременную и
скоординированную подготовку к этому процессу, разработку платёжных механизмов,
которые предотвратили бы свёртывание традиционных хозяйственных связей. Однако
предложение создать платёжный союз – согласованный расчётно-платёжный механизм между
субъектами интеграции – наподобие Европейского платёжного союза (ЕПС) 1950-х
годов, не было реализовано. В итоге в 1992 году в СНГ в основном сохранялся
валютный союз, хотя экономического уже не существовало. Государства
использовали различные инструменты ограничения торговли. К ним относились и
межгосударственные соглашения о торговле, которые в скрытой форме были призваны
ограничить экспорт ресурсов из России.
В итоге сложилась
абсурдная ситуация: единая валюта, которая вводится обычно с целью содействовать
торговле и инвестициям, применительно к СНГ им, напротив, препятствовала.
В начале 1992
года Правительство России делало ставку на введение конвертируемости
унаследованного от СССР рубля и полагало, что это автоматически решит все
проблемы во взаимоотношениях между республиками. Безусловно, конвертируемость
рубля и макроэкономическая стабилизация всегда являются наиболее
предпочтительным решением, однако в тот период было ясно, что поставленную цель
не удастся достичь и что в интересах России создать механизм, поддерживавший бы
экономические отношения с партнёрами на переходный период.
Остальные страны
СНГ ещё больше, чем Россия, пострадавшие от разрыва хозяйственных связей, стали
понимать, что собственные денежные единицы не дадут экономических преимуществ.
Возможности недавно сильно взаимозависимых государств в проведении независимой
экономической политики и обеспечении изоляции от экономических процессов,
происходящих в России были весьма ограничены.
Осознание
необходимости принятия законодательных мер, которые позволили бы воссоздать
некогда единое экономическое пространство, но на новой рыночной основе привело
к заключению в октябре 1992 года в Бишкеке Соглашения „О единой денежной
системе и согласованной денежно-кредитной и валютной политике государств,
сохранивших рубль в качестве законного платёжного средства”, подписанного
восемью странами СНГ. А в январе 1993 года было подписано Соглашение о
Межгосударственном банке СНГ.
24 октября 1994
года на заседании глав государств СНГ было подписано соглашение о создании
платёжного союза. В соответствии с ним страны должны принять на себя
обязательства взаимно признать национальные денежные единицы в качестве
валютных контрактов по торговым и неторговым операциям, обеспечить свободный
обмен по рыночным валютным курсам на внутреннем валютном рынке, обеспечить
гарантированную государством конвертируемость по социально значимым платежам;
передать коммерческим банкам право осуществлять расчёты и предоставлять
кредиты, минуя корреспондентские счета центральных банков итак далее.
Платёжный союз
предусматривалось создать путём добровольного объединения стран с целью
обеспечения бесперебойности расчётов в режиме использования взаимной
конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платёжной
системы. Создание платёжного союза рассматривалось как поэтапный процесс.
На первом этапе –
путём заключения двусторонних и многосторонних соглашений.
На последующем на
основе создания системы многосторонних расчётов (СМР) в коллективной валюте.
Интересную схему СМР представили Петраков Н. и Шагалов Г. По их мнению, сегодня
созданы более благоприятные условия для принятия СМР, чем это было в 1994 году,
когда заключалось Соглашение о платёжном союзе. В качестве единой расчётной
свободно конвертируемой валюты они выдвигают евро, а процедуру расчётов
каждого участника СМР видят следующей. Стране-участнице устанавливается квота в
евро. Устанавливается конкретный порядок регулирования сальдо. Часть пассивного
сальдо страны покрывается кредитами, полученными от СМР, а часть оплачивается
ею в евро. При активном сальдо ситуация аналогична. [29]
Механизм
реализации платёжного союза зависит от успешного решения следующих задач:
1. Создание
условий для развития внутренней инфраструктуры валютных рынков государств СНГ.
2. Унификация
законодательных и нормативных актов.
3. Формирование
институциональных основ платёжного союза.
4. Унификация
правил и технологии перемещения товарных и денежных потоков.
5. Обеспечение
введения устойчивой валюты, используемой в качестве резервного и платёжного
средств.
Практическая
реализация этих задач запаздывает. Так механизм полной конвертируемости
национальных валют отсутствует, курсовые паритеты валют устанавливаются без
взаимного согласия. Фактически не выполняется принцип единой денежной единицы и
в государствах Содружества иностранные платёжные средства продолжают играть
роль резервного и платёжного средства. Доля расчётов в частично конвертируемых
национальных валютах (СКВ) без учёта российского рубля составляет всего
0,05-0,1 части. На долю рубля приходится 0,1-0,15 части. До 0,3 части
приходится на бартерный обмен и двусторонний клиринг. СКВ в товарообмене
составляют 0,4-0,5 части, около 0,05 части – взаимные неплатежи. Слабость
национальных валют и отсутствие дееспособной системы расчётов с одной стороны,
достаточно высокая стабильность и надёжность СКВ – с другой, питают
центробежные силы в Содружестве.
Система платежей
и расчётов между странами СНГ функционирует в условиях фактической изоляции
центральных банков от организации расчётов и поддержания стабильных курсовых
взаимоотношений национальных валют. Широко распространено мнение о том, что
коммерческие банки создали работоспособную систему межгосударственных расчётов,
не соответствует действительности, поскольку системе взаиморасчётов присущи
высокая степень нестабильности и, как следствие, значительные валютные риски
для предприятий. Субъекты внешнеторговой деятельности сталкиваются с острой
нехваткой СКВ и вынуждены ограничивать импорт.
Однако
первопричина торможения торговли между странами СНГ заключается в отрицательном
сальдо их балансов с Россией, в результате чего средств на корреспондентских
счетах бывает недостаточно для своевременной и полной оплаты товарных поставок.
В то же время покрытие отрицательного сальдо торговых операций за счёт
выделяемых государственных кредитов упирается в проблему их возвратности.
Запаздывание в
реализации мероприятий по формированию платёжного союза связано с тем, что до
сих пор государства-участники платёжного союза не приняли чётких взаимных обязательств
по сбалансированному подходу к валютному регулированию, взаимной
конвертируемости валют, унификации платёжно-расчётной системы, правилам и
процедуре взаимоотношений резидентов и нерезидентов, выравниванию платёжных
балансов.
Таким образом,
сложилась целая цепочка причин, по которым платёжный союз в СНГ остаётся пока
недостаточно дееспособным:
1.
Нестабильность
национальной валюты многих стран СНГ.
2.
Недостаток
на рынке СНГ ликвидных платёжных средств, которые могли бы использоваться во
взаиморасчётах. Их не хватает даже во внутригосударственном обороте. Поэтому
национальный платёжный кризис нередко перерастает в международный.
3.
Отсутствие
реальных согласованных действий государств по поддержанию стабильности курсов
национальных валют.
4.
Разный
подход центральных банков стран СНГ к установлению курса своей национальной
валюты и доллару США, что вызывает потери у хозяйствующих субъектов при
пересчёте валюты цены контракта в национальную валюту – валюту платежа.
5.
Неразвитость
в отдельных странах СНГ национальных валютных рынков, их недостаточная
ликвидность, а также замкнутость.
6.
Наличие в
ряде стран скрытых ограничений по использованию национальных валют в качестве
платёжных средств по текущим операциям платёжного баланса.
Во всех
соглашениях акцент делается на то, укрепление покупательной способности
национальной валюты – дело каждого государства. Никаких совместных мер,
например, в виде создания общих, коллективных стабилизационных фондов не
предусматривается. При этом реальных действий по выполнению условий названных
соглашений со стороны правительств и национальных банков этих государств пока
не последовало.
Для успешного
формирования платёжного союза государства Содружества должны предпринять
следующие первоочередные шаги:
1.
Завершить
выполнение внутригосударственных процедур по вступлению в силу Соглашения о
создании платёжного союза, которое подписано главами всех государств СНГ.
2.
Заключить
двусторонние соглашения об обеспечении взаимной конвертируемости и стабилизации
национальных валют.
3.
Обеспечить
принятие национальными органами управления решений по зафиксированным в
Соглашении о создании платёжного союза обязательствам.
4.
Определить
официальные позиции по механизму реализации Соглашения о создании платёжного
союза.
В современных
условиях нельзя исключить целесообразности реанимации идеи платёжного союза, но
не на тех принципах, которые предусмотрены соответствующими соглашениями, а в
более классической форме многостороннего клиринга с механизмом частичного
автоматического кредитования отрицательного сальдо взаимных расчётов. Но
традиционная схема должна быть существенно модифицирована, поскольку введение
частичной конвертируемости российского рубля, присоединение РФ к Статье 8
Устава МВФ создают новую ситуацию с платёжным союзом, снижая интерес РФ к
участию в системе расчётов на базе неконвертируемых валют.
Тем не менее
существует весомый довод в пользу платёжного союза – необходимость создания
платёжных механизмов, которые стимулировали бы развитие торгово-экономических
связей между хозяйствующими субъектами стран СНГ на основе рыночных отношений.
Речь идёт не о поддержании традиционных связей, а о создании новой структуры
торгово-экономических отношений, учитывающей потребность в коренных структурных
преобразованиях экономики. Платёжный союз в определённой степени должен
содействовать экономическому сотрудничеству стран СНГ, делая его более
выгодным, чем с третьими странами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|