Инвестиции и их роль в промышленности
Структура инвестиционного рынка
Обособление реального и финансового капиталов
лежит в основе выделения двух основных берм функционирования инвестиционного
рынка: первичного — в форме оборота реального капитал и вторичного — в форме
обращения опосредствующих перелив реального капитала финансовых активов. С
возрастанием роли научно-технического прогресса в общественном воспроизводстве
возникает инновационный сегмент инвестиционного рынка, связанный с вложениями в
определенные виды реальных нематериальных активов — научно-техническую
продукцию, интеллектуальный потенциал.
Многообразие форм инвестиций и инвестиционных
товаров обусловливает сложную структуру инвестиционных рынков, которые могут быть
классифицированы по различным критериям. Обобщающим признаком этой
классификации является выделение основных объектов инвестирования. Исходя из
этого инвестиционный рынок может рассматриваться как совокупность рынков
объектов реального и финансового инвестирования. В свою очередь рынок объектов
реального инвестирования включает рынок капитальных вложений, недвижимого
имущества, прочих объектов реального инвестирования, рынок объектов финансового
инвестирования — фондовый рынок, денежный рынок и др.2
Вывод: Инвестиционная сфера – это совокупность отраслей
экономики, продукция которых выступает в роли инвестиций. По объектам вложения
средств выделяют реальные и финансовые инвестиции. По цели инвестирования
выделяют прямые и портфельные (непрямые) инвестиции. . По формам собственности
на инвестиционные ресурсы выделяют частные, государственные, иностранные и
совместные (смешанные) инвестиции. По срокам вложений выделяют краткосрочные,
среднесрочные и долгосрочные инвестиции. По региональному признаку различают
инвестиции внутри страны и за рубежом. По региональному признаку различают
инвестиции внутри страны и за рубежом. По отраслевому признаку выделяют
инвестиции в различные отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство,
строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание и пр. По
рискам различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции.
II
Прямое и особое
государственное регулирование инвестиционной деятельности
Прямое государственное регулирование
инвестиционной деятельности осуществляется в основном путем направления
финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие
федеральные нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством
РФ. Суммы ассигнований на указанные федеральные нужды предусматриваются
ежегодно в бюджетах и государственных инвестиционных программах в объемах
государственных централизованных капитальных вложений. Государственные
централизованные капитальные вложения — это инвеститор направляемые на создание
и воспроизводство основных фондов за счет финансовых средств федерального
бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Приоритетные
направления, для которых необходима государственная поддержка в финансировании
инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются
Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ
с участием Росстроя и других федеральных органов исполнительной власти, в том
числе на жилищное строительство. Что касается жилья, то здесь ситуация довольно
сложная, проблема жилья остается острой для многочислительного среднего и
бедного класса населения. На каждого россиянина приходится всего 18,3 кв. м общей жилой площади, в то время как в Европе — 51-50 кв. м на человека. Главная трудность — это недостаток средств на финансирование жилищного строительства. При этом
следует учесть, что финансирование за счет госбюджета — ограниченно.
Привлечение частных инвестиций тоже ограничено — у народа нет денег. Кредиты коммерческих
банков — дороги. Таким образом, формы деятельности органов государственной
власти в области прямого регулирована инвестиций заключаются в следующем:
1) выделение средств на капитальные вложение
из государственного бюджета;
2) на практике в качестве прямого
регулирующего воздействия на инвестирование считается предоставление финансовой
помощи в виде дотаций, субсидий, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных
регионе, отраслей, производств;
3) государственное воздействие на инвестирование
выражается и путем проведения кредитной политики, политики ценообразования,
амортизационной политики
4) разработка (формирования) и реализация
федеральных строительных программ;
5) разработка и проведение единой
государственной, научно-технической политики;
6) стимулирование инвестиционной активности с
помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации,
регулирования учетной ставки банковского кредита. Важным методом прямого
государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за
соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех
предприятий и организаций, независимо от формы собственности. Методом
государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза
инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения
инвестиционных проектов устанавливается Правительством России. Особое
государственное регулирование градостроительной деятельности заключается в
следующем. Согласно Градостроительному кодексу особому регулированию подлежит
градостроительная деятельность в случаях, когда без введения специальных правил
градостроительство невозможно или затруднено. Особое регулирование
градостроительной деятельности на территориях и в поселениях осуществляется
посредством:
1) введения специальных государственных
стандартов, нормативов и правил;
2) введения особого порядка разработки,
согласования и утверждения градостроительной документации;
3) выдачи специальных разрешений на
строительство. Например, разрешения на строительство объектов недвижимости,
составляющих государственную тайну, выдаются на основании лицензий на
проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне. К поселениям,
которые являются объектами градостроительной деятельности особого
регулирования, могут быть отнесены (ст. 4 Градостроительного кодекса РФ):
§
город Москва — столица
Российской Федерации;
§
город Санкт-Петербург;
§
города — центры субъектов
РФ;
§
города-курорты;
§
исторические поселения, на
территории которых имеются памятники истории и культуры:
§
городские и сельские
поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки, закрытые
админисративно-территориальные образования, государственные заповедники,
национальные парки);
§
поселения, расположенные в
районах повышенной сейсмической опасности. Инвестиционная деятельность в
капитальном
строительстве может осуществляться во всех
отраслях и сферах народного хозяйства и применима в отношении любых объектов. В
то же время исключительной особой инвестицинной деятельностью государства
являются объекты, связанные с обороной, созданием космических систем,
федеральных систем связи и информации, железнодорожного, морского, а также
магистрального трубопроводного транспорта. Инвестиционная деятельность
государства по этим объектам, а также по жилью отражена в Государственных
инвестиционных программах. Инвестиционные проекты целевых программ наиболее
важных и крупных объектов федерального значения обсуждаются населением
регионов, чьи интересы затрагиваются при их реализации.
Методы
государственного регулирования инвестиционной деятельности в России
Инвестиционная политика зависит от внутренней
и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровня инвестиционной активности,
тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную
инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами
действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые
мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на
много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.
Основные принципы
государственной инвестиционной политики нашли правовое оформление в «Комплексной
программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России».
Этот документ определял направление деятельности правительства по выходу из
инвестиционного кризиса в создание необходимых предпосылок для активизации
инвестиционных процессов.
Программа
была принята в 1996 г., т.е. в период относительной экономической стабилизации,
и рассчитана на срок до 2000 г. В ней была дана характеристика ситуации, сложившейся в
тот период в инвестиционной
сфере, рассматривались предпосылки роста инвестиций, меры по их стимулированию
и основные направления государственной поддержки инвестиционной деятельности,
а также выработка организационно-правовых условий инвестирования.
Мероприятия
программы были направлены на повышение объема капитальных вложений в
экономику России за счет всех источников финансирования, в том числе путем увеличения
доли государственных инвестиций.
Основная часть государственных инвестиций должна была быть предоставлена
частным инвесторам на конкурсной основе. И хотя многие положения программы по
причине кризиса не были реализованы, содержащиеся в ней конкретные планы
мероприятий по правовому обеспечению эффективного инвестиционного процесса, от
основополагающих законодательных актов до инструкций и методических
рекомендаций, не утратили своей актуальности.
Как ранее указывалось, в феврале 1999 г. был опубликован Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений». Рядок статей этого Закона
определены формы и методы государственной регулирования инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, которые проводятся
органами государственной власти РФ и субъектов Федерации.
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности осуществляемой в форме капитальных вложений,
предусматривает:
1)создание благоприятных условий
для развития инвестиционной деятельности путем:
совершенствования системы
налогов;
применения механизма начисления
амортизации и использования амортизационных отчислений;
установления субъектам инвестиционной
деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального
характера;
защиты интересов инвестора;
предоставления субъектам инвестиционной
деятельности льготных условий пользования землей и другими природными
ресурсами не противоречащих законодательству
РФ;
принятия антимонопольных мер;
расширения возможностей использования залогов
при осуществлении кредитования;
развития финансового лизинга;
проведения переоценки основных фондов в
соответствии с темпами инфляции;
2) прямое участие государства в инвестиционной
деятельности,
которое осуществляется в форме капитальных
вложений путем:
разработки, утверждения и финансирования
инвестиционных
проектов, осуществляемых Россией совместно с
иностранными государствами;
формирования перечня строек и объектов,
подлежащих техническому
перевооружению для федеральных
государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
предоставления на конкурсной
основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
размещения на конкурсной основе
средств федерального бюджета (бюджета развития РФ) и средств бюджетов
субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов;
проведения экспертизы инвестиционных
проектов в соответствии с законодательством России;
защиты российских организаций от
поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких
технологий, оборудования, конструкций и материалов;
разработки и утверждения
стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
выпуска облигационных займов,
гарантированных целевых займов;
предоставления концессий
российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в
соответствии с законодательством.
Значительное место в
системе мер государственного регулирования инвестиционной деятельности занимает
экспертиза инвестиционных проектов. Все инвестиционные проекты независимо от
источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до
их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ.
Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания
объектов, использование, которых нарушает права физических и юридических лиц и
интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном
порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности
осуществляемых капитальных вложений.
Строго регламентируя
порядок реализации инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений,
государство предоставляет гарантии субъектам инвестиционной деятельности и
защищает капитальные вложения. Так, всем потенциальным инвесторам обеспечиваются
равные права при осуществлении инвестиционной деятельности. Капиталовложения
могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного
возмещения убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности; они
могут быть реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке
и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.
В настоящее время утвержден
статистический инструментарий по определению эффективности инвестиций в
основной капитал по проектам — победителям конкурсов, имеющих государственную
поддержку. Инструментарий состоит из единовременной формы федерального
статистического наблюдения № 1-эфк «Сведения о результатах реализации
инвестиционных коммерческих высокоэффективных проектов — победителей конкурсов
по состоянию на 1 октября 1999 г.».
Целью обследования является получение информационной
базы для расчетов фактической эффективности и окупаемости по введенным стройкам
и объектам.
Система показателей включает следующие
характеристики, рассчитываемые по инвестиционным проектам, получившим
государственную поддержку:
§
фактический срок
окупаемости инвестиций в основной капитал;
§
фактический бюджетный
эффект от реализации инвестиционных проектов;
§
фактический чистый доход;
§
количество созданных
рабочих мест;
§
продолжительность
строительства (срок реализации инвестиционного проекта).
Наряду с Федеральным законом «Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений» большое значение для привлечения иностранных инвесторов
имеет Федеральный закон «О внесении в законодательные акты Российской Федерации
изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашении о
разделе продукции» (№ 32-ФЗ от 10 февраля 1999 г.).
Правительством РФ также принят ряд
постановлений, направленных на реформирование национальной экономики, выводу ее
из кризиса и последующему возрождению на высокотехнологической базе.
В системе мер, предусмотренных Правительством
РФ, значительное место занимают мероприятия, направленные на восстановление и
развитие инвестиционных процессов. Намечается проведение переговоров с правительствами
развитых стран и с крупнейшими прямыми инвесторами о создании на многосторонней
или двусторонней основе международного фонда (фондов) поддержки инвестиций в
Россию. Весьма характерно и то, что отечественные и иностранные инвесторы будут
иметь равные права и обязанности.
Не менее важной задачей Правительство считает
реализацию назревших институциональных преобразований. Для чего предполагается
объединение «проблемных» организаций в крупные корпорации, в том числе с
государственным участием. Наиболее важные задачи таких корпораций состоят в
улучшении менеджмента, упорядочении финансовых потоков, перепрофилировании
незагруженных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции и т.д. Кроме
того, Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и
фондовом рынках России должна обеспечивать своевременное рассмотрение апелляций
и жалоб отечественных и иностранных инвесторов о нарушении их прав органами
государственной власти и принятии неотложных мер.
Предусматривается конкретизировать систему
страховых рисков, т.е. обеспечить страховую и гарантийную поддержку российского
экспорта и инвестиционных процессов.
Все перечисленные мероприятия, в случае их
успешной реализции, должны обеспечить России приток инвестиций и как следствие
динамичное развитие экономики.
Особенности
формирования рыночного механизма инвестирования в российской экономике
Переход к
рынку обусловил необходимость формирования принципиально нового механизма
инвестирования, адекватного рыночной экономике. Это связано с существенным изменением
инвестиционного
статуса государства и негосударственных структур, разделением их функций в
инвестиционном процессе, сокращением доли централизованных инвестиций в их общем
объеме, изменением структуры инвестиций по формам собственности в связи с развитием
приватизации, ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и
соотношения внутренних и внешних источников инвестирования, способа
распределения инвестиций в результате перехода от централизованного
распределения к рыночному механизму соответствия спроса и предложения, к
иному критерию эффективности инвестирования
— доходности операций.
Экономическая
реформа, вскрыв инвестиционный кризис, вызвала резкое увеличение его
масштабов. Административные рычаги управления инвестиционной 'деятельностью, позволявшие
путем централизации
инвестиционных ресурсов и их перераспределения от эффективных к неэффективным
производителям сдерживать проявление деструктивных факторов, были утрачены, в
то время как рыночные механизмы инвестирования еще не сформировались. В ходе
экономических реформ не удалось создать эффективных собственников с нормальным
рыночным поведением, действенный механизм перераспределения сбережений частных
инвесторов, обеспечить условия для мобилизации свободных денежных средств и их
последующего инвестирования.
В настоящее время
инвестиционный рынок России находится в процессе формирования. Это накладывает
отпечаток на его современную конъюнктуру, состояние спроса, предложения, цен и уровня конкуренции. При этом
степень и характер воздействия факторов, определяющих динамику инвестиционного
рынка, постоянно изменяются.
Инвестиции и инвестиционная политика
Инвестиции играют важнейшую роль в поддержании
и наращивании экономического потенциала страны. Это, в свою очередь,
благоприятно сказывается на деятельности предприятий, ведет к увеличению
валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Следует отметить, что современная российская
деловая среда не является благоприятной для привлечения инвестиций в реальную
экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне
неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах и богатых
природными ресурсами регионах. Остальные регионы и большая часть перерабатывающих
отраслей России не имеют возможности использовать инвестиционный потенциал.
Именно инвестиционной деятельности отводится
ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических,
экономических и социальных преобразований, направленных на создание
благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности
реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и
улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.
В экономике рыночного типа, к которой в
настоящее время относят и Россию, хозяйствующие субъекты сами принимают решения
об осуществлении инвестиций. При этом экономические агенты финансируют
капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования средств на
финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критериями необходимости
инвестиций являются рост эффективности производства и максимизация прибыли. К
тому же технологические изменения в состоянии базовых отраслей требуют больших
капиталовложений.
В инвестиционной сфере России существует свой
переходный период, характеризующийся определенными особенностями, к числу
которых относятся:
§
снижение доли и объема
государственных инвестиций;
§
формирование новой системы
инвестиционных стимулов, в которой решающую роль играет ориентация на получение
прибыли. Возрастает роль критериев принятия инвестиционных решений на основе
анализа издержек и доходов;
§
в экономике наблюдается
возрастание доли производства потребительских товаров при одновременном
сокращении выпуска товаров производственного назначения;
§
возникают новые, в первую
очередь негосударственные, источники финансирования.
В России, несмотря на периодическое оживление
инвестиционного процесса, начиная с начала девяностых годов ХХ века,
продолжается «инвестиционный голод». Опыт реформирования отечественной
экономики показал, что основным источником инвестиций являлись и продолжают
оставаться собственные средства предприятий. За годы реформ не стали достаточно
надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, ни бюджетные
средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения. Поэтому при
фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении
промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения
технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика
испытывает значительные потребности в инвестициях.
Для решения проблемы привлечения инвестиций в
экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика,
представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений,
определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и
отраслях экономики.
Главной задачей государственной инвестиционной
политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению
и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии
экономики и социальной среды.
Инвестиционная политика должна быть
ориентирована на:
§
определение целесообразных
для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой,
воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам
собственности;
§
выбор приоритетов;
§
повышение эффективности
инвестиций.
Данное определение обрисовывает все
составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкое
трактование. Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных
целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры
капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению
инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной
деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря,
инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на
изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Цель инвестиционной политики государства
заключается в:
§
обеспечении структурной
перестройки экономики;
§
стимулировании
предпринимательства и частных инвестиций;
§
создании дополнительных
рабочих мест;
§
привлечении инвестиционных
ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
§
стимулировании создания
негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения
на инвестиционные цели;
§
создании правовых условий
и гарантий для развития ипотечного кредитования;
§
развитии лизинга в
инвестиционной деятельности;
§
поддержке малого и
среднего предпринимательства;
§
совершенствовании системы
льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
§
создании условий для
становления и развития венчурного инвестирования.
Следует отметить, что государственное
регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины.
Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства,
тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности»
говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной
деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к
инвестиционной политике.
Государство регулирует инвестиционную
активность посредством законодательства, через государственное планирование,
программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы,
кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для
государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной
свободы и государственного регулирования.
Содержание государственного регулирования
инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед
государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми
располагает государство при проведении инвестиционной политики.1
Государственное регулирование инвестиционной
деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и
решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках
которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в
прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с
дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде
дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной
политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной
политике.
До недавнего времени политика в области
инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о
«горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные
кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной
деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше
видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.
К основным принципам инвестиционной политики
государства на современном этапе можно отнести:
§
снижение реальных
процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в
реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и
дальнейшего снижения инфляции;
§
проведение налоговой
реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов
рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей
налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|