Инвестиционная политика государства
Инвестиционная политика государства
Министерство Образования Российской
Федерации
Петрозаводский Государственный
Университет
Курсовая работа по финансам
на тему:
Инвестиционная политика государства
Выполнил студент экономического факультета,
специальности “финансы и кредит”,
Мухамадиев Вадим, группа 83201
Научный руководитель: Бокова Татьяна Анатольевна
Петрозаводск
2004
год
Содержание:
Введение
……………………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства
1. Понятие
инвестиционной политики государства и её значение…………………..……4
2. Формирование
инвестиционной политики государства в условиях развития
рыночных отношений
в России……………………………………………………………..6
1.1 инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования
1.2 инвестиционная политика в посткризисный период
3. Принципы,
границы и нормы участия государства в инвестиционной деятельности………………………………………………………………………………………..……
9
2.1 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
2.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования
2.3 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
Глава II. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства
1. Государственные
инвестиции и поддержка приоритетных направлений
экономического
развития…………………………………………………………………..13
1.2 проблемы бюджетного финансирования инвестиций
1.2механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
1.3 российский банк развития и его задачи в сфере
производственного инвестирования
2. Создание
институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в
реальный сектор экономики……………………………………………….……..17
2.1 денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
2.2 формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
2.3 активная промышленная и структурная политика
2.4 налоговая политика
2.5 правовые и нормативные методы регулирования
3. Региональные
аспекты инвестиционной политики…………………………..……....…26
3.1 причины активизации инвестиционной политики
3.2 проблемы согласования инвестиционной политики
федерального центра и регионов
3.3 инвестиционная политика в Республике Карелия
Заключение …………….…………………………………………………………….…...…32
Список
литературы …..………………………………………………….….…………...…33
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Введение
На современном этапе развития российской экономики
многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике
государства.
Правильная экономическая политика государства является
залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей
является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях:
кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
Анализ проблематики современного состояния российской
экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики
государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего”
экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и
совершенствованию основных производственных фондов.
Одной из немаловажных проблем является наличие у
многих крупных компаний и олигархии, в основном занятых экспортом природных ресурсов,
крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а
уходящих за рубеж, или “бегство капитала”.
Также является проблема привлечения немалых средств
населения, а следовательно и восстановления доверия к государству.
Все сказанное выше подтверждает актуальность темы
проведения правильной государственной инвестиционной политики.
Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной
политики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1)
раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях
рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
2)
выявить проблемы и перспективы развития
инвестиционной политики в Российской Федерации
3)
определить роль инвестиций на примере Республики
Карелия
Основными задачами инвестиционной политики являются:
формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной
активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и
иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная
поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при
повышении эффективности капитальных вложений.
Глава I
Понятие, история и принципы инвестиционной политики
государства
1.Понятие
инвестиционной политики государства и её значение
Одной из форм экономической политики государства
является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон
инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники,
эффективность инвестиций и др.
Категория «инвестиции» выступает обобщающим
макроэкономическим показателем.
В самом общем виде инвестиции - все виды активов
(средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.
Инвестиции - это понятие, охватывающее:
1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и
оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения».
Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение
действующих основных фондов (основного капитала).
Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции
означает, что увеличивается размер основного капитала. "Инвестиции в
модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала.
Сумма "чистых" инвестиций и "инвестиций на возмещение"
называется "валовыми инвестициями".
2 Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в
акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом
собственника, дающим право на получение дохода от собственности.
На сегодняшний день, располагая мощным инвестиционным
потенциалом и соответствующими ресурсами российская экономика не имеет
устойчивой тенденции к росту и это обусловлено многими причинами и в первую
очередь тем, что за годы реформ практически была разрушена способность
экономики формировать внутренние ресурсы для накопления. Так объем инвестиций в
2001 г. к уровню 1990 г. составил одну пятую часть, ежегодный дефицит
инвестиций в России составляет 42-45 млрд. дол. (общемировой нормативный
уровень не менее 10% от ВВП), в то время как у населения находиться 50-60 млрд.
дол., за рубеж вывезено 70 млрд. дол.
Проблема 2003 г., стоящая перед Россией, затрагивает
все сферы деятельности. По оценкам специалистов, через 3 года ожидается выбытие
до 25% (в 2006 г. до 50%) производственных фондов вследствие их износа. И для
обеспечения хотя бы его простого воспроизводства основного капитала объем
инвестиций должен быть увеличен в 3 раза.
2. Формирование инвестиционной политики
государства в условиях развития рыночных отношений в России
Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной
рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного
распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это в
свою очередь, обуславливало необходимость разработки новой инвестиционной
политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Инвестиционную
политику в условиях развития рыночных отношений в России можно разделить на два
этапа:
2.1
I этап - инвестиционная политика начального
периода рыночного реформирования.
Меры государственной инвестиционной политики в
рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой
стимулирования отечественных иностранных инвестиций в экономике России,
Бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы
развития российской экономики на 1997-2000 гг. «Структурная перестройка и
экономический рост»
Основные направления государственной инвестиционной
политики, изложенные в этих документах включали:
- проведение децентрализации инвестиционного
процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли
собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения
новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии
ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
- переход от безвозвратного финансирования
предприятий к кредитованию их на платной и безвозвратной основе;
- усиление государственного контроля за
целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на
инвестиции;
- сохранение роли государства как стратегического
инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной
сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных
инвесторов
- использование централизованных инвестиций на
реализацию эффективных и быстро окупающихся объектов, расширение практики
их долевого финансирования;
- стимулирование частных и иностранных
инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и
страхование инвестиций
В соответствии с принятым курсом экономических реформ
восстановление инвестиционного процесса должно осуществляться при минимальной
роли государства. В качестве основных предполагаемых источников
рассматривались: возросшие возможности предприятий за счет снижения налогового
бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка
государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений
населения, находящегося вне банковского оборота, приток иностранного частного
капитала.
Между тем, на базе рыночных методов регулирования не
удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике не
сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного
воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на
производство не принесло ожидаемых результатов, жесткие рестрикционные меры в
области денежно-кредитной политики хотя и облегчили в определенной степени
адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою
несостоятельность в плане структурной перестройки производства инвестиции
экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий
препятствовало, с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и
амортизации) на инвестиционные цели, а с другой – привлечению ресурсов
фондового и кредитного рынков.
Не были созданы макроэкономические предпосылки для
мобилизации сбережений населения в форме иностранной наличной валюты, притока
отечественного инвестиции иностранного капитала в реальный сектор экономики. В
результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путем
расширяющейся эмиссии государственных обязательств накопление государственного
долга и превышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему
сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом
напряженности в бюджетно-налоговой сфере в условиях жесткой фискальной
политики и деформации платежной системы.
В поисках выхода из сложившейся ситуации
осуществлялось постоянное урезание бюджетных расходов. Сокращение доходной
части бюджета вело к перенапряжению инвестиции неупорядоченности
государственного финансирования, необеспеченности финансовыми ресурсами
запланированных инвестиционных расходов, хроническому невыполнению федеральных
инвестиционных программ.
Государственное финансирование инвестиционной
деятельности было практически свернуто, между тем масштабы частного
инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных инвестиций.
При повышении доли частных инвестиций в общем объеме источников финансирования
(по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились.
Если сокращение бюджетной поддержки производства по внешним признакам
согласуется с сущностью рыночных преобразований, то почти полный отказ
государственного инвестирования противоречит закономерностям развития рыночной
экономики.
2.2
II этап инвестиционная политика в
посткризисный период
С целью корректировки курса экономических реформ и
решения задач выхода страны из острого экономического кризиса в ноябре 1998г.
был принят совместный документ “О мерах Правительства Российской Федерации и
Центрального банка Российского Банка по стабилизации социально-экономического
положения в стране”, который исходил из необходимости усиления вмешательства в
экономику, в том числе и её инвестиционную сферу. В нем было предусмотрено
повышение организующей роли государства в обеспечении повышения эффективности
производства за счет объединения “проблемных” организаций в крупные корпорации,
в том числе с государственным участием, и оказания поддержки развитию мелкого и
среднего бизнеса, создания конкурентной среды. Данный документ содержал ряд
новых подходов к решению проблем оздоровления государственных финансов,
банковской системы, восстановления рыночных механизмов реального сектора
экономики, снижения налогового бремени, стимулирования экспорта, инвестиционной
и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности
управления государственным имуществом.
Были определены приоритеты программ развития, через
которые должна была реализовываться структурная и производственная политика, но
её реализация осложнялась сохранением существующих экономических условий;
преодоление же сложившихся экономических проблем требовало использования
действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.
Так, продолжалось сокращение государственных
инвестиций и уменьшение доли средств, выделяемых на финансирование
государственной инвестиционной программы. Не получили поддержки инвестиционные
программы конверсии оборонной промышленности, а также большая часть объектов
производственных комплексов. Было приостановлено выполнение большинства
федеральных целевых программ. Сокращение инвестиционных расходов осуществлялось
без детального анализа различных инвестиционных программ и их оценки с позиций
соответствия приоритетным направления экономического роста, также аналогичная
ситуация наблюдалась и в области государственного финансирования инновационной
деятельности. Необоснованность инвестиционной политики и противоречивость
принимаемых мер обусловили невыполнимость целевых ориентиров и неэффективность
их программного обеспечения.
Новые программные правительственные документы,
официально отражающие экономическую стратегию государства (план действий
Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации
экономики на 2000-2001 гг. в основе которой положена стратегия развития
Российской Федерации до 2010 года), декларируют смену приоритетов экономической
политики, усиление её направленности на модернизацию и развитие реального
сектора. В качестве основных средств достижения поставленных целей
рассматриваются: улучшение инвестиционного и предпринимательского климата,
условий для развития финансовых рынков, методы денежно-кредитной, бюджетной и
налоговой политики.
3. Принципы, границы и нормы участия государства в инвестиционной
деятельности
Правительственными, независимыми структурами,
коллективами ученых, отдельными специалистами разработаны различные концепции
инвестиционной политики. Несмотря на значительное разнообразие, их объединяет
позиция, согласно которой односторонний монетаристский подход, так же как и
возврат к централизованной системе управления экономикой России, в современных
условиях недостаточны.
Действительно, анализ ситуации, сложившейся в
российской экономике, приводит к принципиальному выводу о неизбежности
обеспечить решение приоритетных задач инвестиционного развития только на основе
саморегуляции рынка, который в российской экономике характеризуется весьма
низкой степенью сформированности. Требуется усиления роли государства в
инвестиционной сфере, корректировка экономической политики, поиск оптимального
сочетания государственного и рыночного регулирования. При этом следует
определить границы и принципы участия государства в инвестиционном процессе с
учетом специфики переходного к рынку периода развития российской экономики.
3.1 Условия усиления роли государства в инвестиционной сфере
При анализе возможностей усиления роли государства в
инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного
участия имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены
реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что рост
присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных
инвестиций, а не их вытеснению. Оно предполагает повышение эффективности
государственной долгосрочной политики и конкретных действий при сохранении
рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций.
Вопрос о принципах участия государства в
инвестиционной деятельности во многом связан с проблемой ограниченности
финансового потенциала для инвестиционного подъема. Примерные расчеты
показывают, что только для восстановления дореформенных объемов инвестирования,
с учетом глубины инвестиционного спада потребуется пятикратное увеличение
инвестиций, т.е. доведение их величины примерно до 2 трлн. руб. По оценкам
Министерства экономического развития РФ, потребность в инвестициях составляет
150 млрд. долл. в год.
При анализе данной проблемы возникает также вопрос о
критерии достаточности инвестиций. В среденесрочном периоде критерием
достаточности инвестиций может служить такой объем инвестиционных ресурсов,
который позволит обеспечить переход к устойчивому экономическому росту. С точки
зрения макроэкономики это означает достижение стабильных положительных значений
величины совокупных чистых инвестиций, соответствующих приросту объемов
средств для обновления основного капитала, при увеличении эффективности
использования инвестируемых ресурсов. В связи с этим необходимо стимулирование
инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных элементов
производственного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при более низких
значениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут скомпенсированы
выбывающие элементы производственного капитала, в результате чего будут
по-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжиться
сокращение потенциала реального оживления производства.
Между тем возможности обеспечения приемлемой динамики
экономического развития во многом ограничены низкими масштабами внутренних
накоплений, снижением капиталоотдачи вложений в реальном секторе экономики.
Очевидно, что это особенности российской экономики в ближайшее время будут
определять принципы государственной инвестиционной политики. С учетом жестких
ресурсных ограничений и несформированности рыночных механизмов инвестирования
государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна
базироваться на принципах выбора приоритетных направлений и “точечного
инвестирования”, повышения степени управляемости инвестиционным процессом на
основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности
разрабатываемых мероприятий.
Данная специфика воздействует и на формы участия
государства в инвестиционной деятельности. Как отмечалось в рыночной экономике
роль государства как непосредственного инвестора сохраняется для основных
жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы и отраслей, имеющих особое
государственное значение. Более важное значение приобретает регулирование
инвестиционного процесса, направленное на создание благоприятного режима для
деятельности частных инвесторов.
В условиях, создавшихся в российской экономике, при
ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с
государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды,
благоприятной для частных инвесторов и перелива капиталов посредством
совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов,
обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное
инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционной
деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и
производств, носить взвешенный и системный характер (Приложение 3).
3.2 Определение стратегических приоритетов инвестирования.
При определении стратегических приоритетов необходимо
исходить из имеющихся конкурентных преимуществ на мировом рынке, выражающийся в
первую очередь в наличии разработок высоких технологий. В настоящее время к
отраслям, где существуют серьезные технологические заделы и сохраняются
потенциальные преимущества, можно отнести авиацию, металлургию, энергетику,
машиностроение, станкостроение, биотехнологию и ряд других.
Инвестиции в производство инновационной продукции
будут способствовать формированию новых направлений перетока капитала,
повышению его производительности и стимулированию экономического роста.
Точечный характер этих инвестиций позволит добиться экономического оживления
при ограниченности инвестиционных источников. Такой подход признан мировой практикой
испытанным способом преодоления ограничителей экономического роста,
обусловленных недостаточностью рыночных механизмов.
Высокую степень приоритетности следует придать
эффективным программам развития жизнеобеспечивающих отраслей и сфер народного хозяйства,
поддержки отечественных производителей и обеспечение внутреннего спроса в
экономике. Вместе с тем следует учитывать, что в экономике, интегрирующейся в
мирохозяйственные связи, инвестиции в производство товаров, являющихся
конкурентоспособными лишь на внутреннем рынке, не могут быть источником
стабильного растущего дохода.
Важным условием эффективности государственной
инвестиционной политики является разработка концепции структурной перестройки
производственного сектора, особенно в части приоритетных направлений, на базе
которой должны быть определены стратегии и механизм инвестирования для
различных групп предприятий, масштабы, формы и методы государственной
поддержки, модели организации производственных структур с учетом реально
сложившихся в российской экономики условий, в том числе и институциональных.
В российской экономике традиционно носителями
конкурентных преимуществ являются крупные производственные комплексы. Именно
крупные корпорации, обладающие научно-техническим потенциалом, возможностями
мобилизации ресурсов и эффективной интеграции в мирохозяйственные связи, могут
выступить основой подъема и ускоренного развития экономики. Предприятия мелкого
бизнеса, имеющие, несомненно, большое значение для функционирования рыночной
экономики, в настоящее время характеризуются крайне низким техническим уровнем
и отсутствием инвестиционных ресурсов, что вызывает необходимость поиска их
места в цепочках крупных структур.
Глава II
Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства
1. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений
экономического развития
Реализация задач современного этапа экономического
развития требует более активной поддержки инвестиционной сферы. При этом
значение государственного инвестирования должно возрасти не столько с точки
зрения объема централизованных источников, сколько с позиций государственных
гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов.
1.1 Проблемы бюджетного финансирования инвестиций
Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности
пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие
государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики.
При этом данные недостатки связаны столько с ограниченными возможностями
бюджетной системы, сколько с неопределенной или даже ошибочной стратегией
распределения инвестиций, отсутствием действенного контроля за их
использованием.
Необходимость решения этой проблемы дополняется тем,
что перекосы в государственной инвестиционной политике одновременно являются
причиной отсутствия или существенного искажения ориентиров для частных
инвесторов. Анализ свидетельствует о наличии определённой зависимости между
государственными приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов,
которую необходимо учитывать при разработке перспективных направлений
инвестиционной политики.
В противном случае не удастся сформировать основу для
проведения общегосударственной инвестиционная политика и согласования интересов
инвесторов различных уровней, а предпринимаемы меры будут по-прежнему носить
преимущественно пассивный характер и не обеспечивать запланированных
результатов. Следует также учитывать, что недостаточная и бессистемная
поддержка отдельных производителей или регионов понижает стимулы к накоплению и
последующему самофинансированию и не способствует рыночному поведению
хозяйствующих субъектов.
При анализе вопроса о возможностях государственной
инвестиционной поддержки производителей нельзя учитывать крайнюю ограниченность
бюджетных средств. Вместе с тем в современных условиях не меньшее значение
приобретают повышение качества обоснования и четкости реализации инвестиционной
политики, учет степени проработанности и реальности бюджетного планирования.
Использование международного опыта по реализации
государственных инвестиций как приоритетного фактора экономического роста не
может быть успешным без учета современного состояния российских государственных
финансов и необходимости перестройки бюджетной системы. Так, одним из удачных
примеров реформирования экономики за счет государственных инвестиций является
опыт Германии, бюджетная система которой в отличие от российской
характеризуется отлаженностью, что выражается в четком выделении текущих и
инвестиционных расходов, контроле над целевым использованием бюджетных средств,
установлении и соблюдении предельного объема финансирования бюджетного дефицита
за счет кредитов суммой предусмотренных инвестиционных расходов.
В российской экономике, как убедительно показывают
итоги реформ, возрастание государственных расходов непроизводительного
характера не компенсировалось соответствующим увеличением инвестиционных
расходов бюджета. Напротив оно выступало одним из факторов, обусловливающих
сокращение государственных централизованных инвестиций, ослабление инвестиционной
функции государства.
В связи с этим использование государственных
инвестиций как фактора экономического роста предполагает необходимость
существенных изменений в бюджетной политике инвестиции организации бюджетной
системы. При разработке бюджета должны быть использованы принципы определения
приоритетных направлений, установления нормативов, определяющих уровень
бюджетных средств по выделенным направлениям, разделения текущего и
инвестиционного бюджета на нормативной основе, исключения возможности превышения
расходов над доходами при планировании текущего бюджета, четкого определения
покрытия дефицита инвестиционного бюджета. Определённые изменения следует
внести и в технологию осуществления контроля за использованием средств обеих
составляющих бюджета, усилив роль казначейского метода его исполнения.
Важной проблемой связанной с использованием
государственных инвестиций, является их низкая по сравнению частными
эффективность. Данные о реализации федеральных программ подтверждают, что
используемые при распределении государственных финансовых ресурсов подходы не
способствуют росту эффективности инвестирования инвестиции реструктуризации
национальной экономики.
Отсутствие системной основы в организации
инвестиционного процесса, недостаточная степень проработанности и реальности
бюджетного планирования явились причинами постоянного недофинансирования
государственных инвестиционных программ. Так, в 1999г. Проектируемые ресурсы
бюджета составили 20,775 млрд. руб., но реально из запланированных сумм на
инвестиционные проекты было выделено всего 6,3 млрд. руб.
Данные факты свидетельствуют о необходимости усиления
роли селективного подхода при государственном инвестировании, концентрации
государственных инвестиций на строго определённых приоритетных направлениях,
ужесточения контроля за средствами Бюджета развития, отбором конкурсных
проектов.
Сумма инвестиций из Федерального бюджета за последние
четыре года увеличилась всего на 17%, тогда как общий объем инвестиций за этот
же период увеличился на 75%.
1.2 Механизм отбора инвестиционных проектов на конкурсной основе
В рыночной экономике, где основным критерием
инвестирования выступает эффективность инвестиционных вложений, не могут
использоваться прежние технологии распределения централизованных капитальных
вложений между предприятиями на безвозвратных началах, не стимулирующая
предприятия к росту эффективности. Поскольку прямые государственные инвестиции
менее эффективны, чем инвестиции частных инвесторов, рискующих своим капиталом,
более оправданным подходом является государственная поддержка частных
инвестиций.
Государственная поддержка частных инвестиций
осуществляется посредством долевого участия государства в инвестиционных
проектах, прошедших конкурсный отбор. Размещение централизованных
инвестиционных ресурсов на конкурсной основе ориентировано на повышение
инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных отечественных и
иностранных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития,
подъём коммерческой, бюджетной и народно-хозяйственной эффективности
инвестиционных вложений по всем формам собственности.
Первым документом, регламентирующим порядок
финансирования инвестиционных проектов, явились «Методические рекомендации о
порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных
инвестиционных ресурсов» (Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством
финансов РФ и Министерством строительства РФ 2 декабря 1994 г. и введены в
действие с 1 января 1995).
В Методических указаниях были определены условия
участия инвестиционных проектов в конкурсе, этапы его реализации и проведения,
функции федеральных органов власти и Комиссии по инвестиционным конкурсам при
Минэкономики РФ, права и обязанности организаторов конкурса, даны рекомендации
по подготовке пакета документов, в том числе и бизнес-плана в соответствии с
общепринятыми в мировой практике принципами проектного финансирования, изложены
основные требования к конкурсным предложениям, механизм рассмотрения
инвестиционных проектов и оформления результатов конкурсов.
Новый порядок финансирования инвестиционных проектов
предоставлял инвесторам право выбора формы участия государства в финансовом
обеспечении прошедшего инвестиционный конкурс проекта. Участие государства в
финансировании инвестиционного проекта могло осуществляться в следующих формах:
- государственного инвестиционного кредита со
сроком возврата в течении двух лет и уплатой процентов за пользование
предоставленными ресурсами в размере ¼ ставки рефинансирования
Банка России
- закрепления в государственной собственности части
акций создаваемого предприятия, реализуемых на рынке в течение двух лет с
начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта, с
направлением выручки от реализации в доход федерального бюджета.
Начиная с 1997 г. получили развитие новые подходы в
области государственной поддержки инвесторов, связанные с сертификацией
инвестиционных проектов, предоставлением государственных гарантий, образованием
бюджета развития.
Сертификация проекта удостоверяет его качество и
определяет размер государственной поддержки:
(в процентах от
стоимости проекта)
производство продукции (услуг), не имеющей
аналогов 50
в мире (при подтверждении Роспатентом)
экспорт продукции (услуг) обрабатывающей
промышленности 40
импортозамещение (при более низкой
цене) 30
удовлетворение платежеспособного
спроса 20
Сертификация проекта позволяет проводить аукционы по
привлечению инвесторов. Контакты с зарубежными инвесторами показывают, что
проведение сертификации значительно повышает их доверие к проектам. Это
позволит создать конкуренцию капиталов на инвестиционном рынке и будет
способствовать снижению ставки процента коммерческого кредита, что в конечном
счете обеспечит повышение эффективности инвестиций.
Бюджет развития был образован как специальный
инструмент, аккумулирующий инвестиционные ресурсы федерального бюджета с целью
их использования для финансирования инвестиционных проектов и привлечения
средств частных инвесторов. Ресурсы Бюджета развития могут использоваться для
долевого финансирования инвестиционных проектов на конкурсных, платных,
возвратных началах, а также предоставления государственных гарантий на
конкурсной основе на заемные средства (при верхнем пределе гарантий до 40 % от
суммы заемных средств).
1.3 Российский банк развития и его задачи в сфере производственного
инвестирования
С целью активизации инвестиционного спроса и более
эффективного использования государственных инвестиционных ресурсов в 1999 г.
созданы Российский банк развития и агентство по страхованию и гарантированию
инвестиций.
Российский банк развития (РБР) должен обеспечить
качественный прорыв в сфере производственного инвестирования, важнейшими
условиями которого являются наличие достаточного капитала, специальных каналов
поддержки ресурсной базы, твердых государственных гарантий, коммерческих основ
деятельности, четкая организация инвестирования и жесткий контроль за целевым
использованием средств.
Деятельность РБР должна осуществляться на основе
государственных инвестиционных программ, а его активы обеспечиваться
государственными гарантиями. С целью повышения эффективности использования
государственных инвестиций доминирующей формой их размещения должна стать
система распределения инвестиционных ресурсов между различными инвесторами и
инвестиционными проектами на конкурсных началах. Это, в свою очередь,
обусловливает ключевую роль проектного инвестирования в государственном
инвестировании, государственной поддержки конкретных инвестиционных проектов,
реализация которых сопряжена с достижением необходимого эффекта.
Таким образом, создание Российского банка развития
должно явиться важной составляющей целенаправленной политики государства по
мобилизации капитала для осуществления инвестиций в реальный сектор экономики.
Если удастся обеспечить достаточность ресурсной базы РБР и направленность его
деятельности исключительно на достижение заявленных целей, то банк может стать
действительным ориентиром для потенциальных инвесторов, как западных, так и
российских.
2.
Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей
инвестиции в реальный сектор экономики
Создание государством благоприятных условий для роста
инвестиционной активности предполагает целенаправленное воздействие на
воспроизводственные процессы на макро- и микроэкономических уровнях. Важнейшей
областью, где должна по-новому и эффективно проявиться активизация
инвестиционной роли государства на новом этапе экономических реформ, является
денежно-кредитная сфера.
2.1 Денежно-кредитные методы стимулирования инвестиций
Обеспечение устойчивого инвестиционного подъема
прежде всего предполагает рост монетаризации экономики, ликвидацию диспропорций
денежной массы, снижение процентных ставок, восстановлений платежной системы,
дедолларизацию и повышение роли национальной валюты.
Рост монетаризации экономики может достигнут путем
ограничения денежно-кредитной эмиссии. При определении степени опасности её
инфляционных последствий следует учитывать, что инфляция инициируется не только
эмиссионными, но и другими факторами. Поэтому борьба с ней не сводиться только
к ограничению эмиссии, она предполагает и иные направления, в первую очередь –
обеспечение устойчивого функционирования производства. Рост уровня
монетаризации реального сектора российской экономики выступает важнейшей
предпосылкой оживления производства, которое, в свою очередь, является ключевым
антиинфляционным фактором.
Важным инструментом целевого регулирования денежных
потоков является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так
с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных
приоритетными может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При
этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему
государственных банков развития при установлении строгого контроля,
исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.
Использование государственного регулирования
характеризуется определенной цикличностью. В условиях обострения структурных
диспропорций, когда действие рыночных механизмов становиться недостаточным для
того чтобы обеспечить, с одной стороны, сдерживание развития избыточных
производств и обесценения основного капитала, а с другой, наращивание
инвестиционной активности, роль государственного воздействия на экономику, в
том числе целевого регулирования денежных потоков, возрастает, при переходе
экономики к устойчивому росту – уменьшается.
Совершенствование структуры денежной массы связано
также со снижением доли наличных денег в обращении, для чего требуются введение
жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах экономики,
дальнейшая компьютеризация расчетов, расширение безналичных форм платежного
оборота. Проведение этих мероприятий, позволяющих расширить экономическое
пространство деятельности банковского сектора, будет способствовать увеличению
инвестиционного потенциала банков.
Создание механизмов притока капитала в производственный
сектор является важной составляющей эффективной организации денежного
предложения. В настоящее время в российской экономике из всех присущих
рыночному хозяйству каналов обеспечения производства инвестиционными
источниками в наибольшей степени представлен лишь один – собственные средства
предприятий. Роль кредитной сферы и фондового рынка в механизме трансформации
сбережений в производственные инвестиции в настоящее время незначителен.
Страницы: 1, 2
|