Инвестиционная политика государства
2.2
Формирование эффективной инфраструктуры финансового рынка
Воздействие на инвестиционную активность банков. Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с заявленными
приоритетами экономической политики предполагает изменение форм и методов
воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с
учетом реализации инвестиционных функций банков в экономике.
Реструктурированная банковская система должна отвечать требованиям высокой
надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать
необходимый уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для
производственной сферы процентным ставкам. Однако для того чтобы банковская
система смогла обеспечить приток инвестиций в развитие производства,
необходимо создание соответствующих макроэкономических условий.
Важное значение в повышении инвестиционной активности
банковской системы имеет создание системы стимулирования и страхования
инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на
инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной
сферы является наличие государственных гарантий.
К числу мер, способствующих возрастанию
производственных инвестиций коммерческих банков, можно также отнести снижение
нормативов резервных отчислений и льготное налогообложение.
Среди возможностей использования льготного
налогообложения для стимулирования инвестиций активности коммерческих банков,
могут быть рассмотрены такие методы, как снижение налогооблагаемой базы на
сумму инвестиционных активов, применение льготного налогообложения прибыли банков
при условии выдачи долгосрочных кредитов по низким процентным ставкам,
предоставление льгот по налогу на прибыль, возмещающее потери банков от
выделения инвестиционных кредитных ресурсов.
Создание системы гарантирования депозитов. Мировой опыт подсказывает, что введение системы гарантирования
депозитов является необходимой составляющей комплекса мер, направленных на
масштабную мобилизацию сбережений населения.
Создание системы гарантирования депозитов является
фактором существенного потенциального увеличения ликвидности как отдельных
кредитных институтов, так и целой кредитной системы, надежным средством против
внезапного массированного оттока вкладов из банков.
В принятом и вступившем в силу федеральном законе “О
страховании вкладов физических лиц”, предусматривался обязательный порядок
внесения вступительного (0,5 % от собственных средств банка) и календарных
взносов (до 1 % от средней хронологической ежедневных балансовых остатков
вкладов за календарный год) для банков, осуществляющих привлечение средств
физических лиц во вклады; частичное покрытие вкладов на основе прогрессивной
шкалы.
Создание системы гарантирования вкладов при
осуществлении мер по реструктуризации банковской системы и повышению качества
надзора, способствуя динамичному развитию банковского сектора, расширению его
ресурсной базы, означает одновременно расширение потенциальных возможностей
роста инвестиционной активности кредитных институтов. Введение системы,
обеспечивающей предоставление твердых гарантий от возможных рисков, позволило
бы шире вовлечь в инвестиционный процесс средства населения.
Государственная политика должна быть направлена, с
одной стороны, на создание равных условий для вложений в различные секторы
экономики, обеспечение государственной поддержки и гарантий частных инвестиций,
а с другой стороны, на повышение доверия частных инвесторов к обязательствам
государства, институтам фондового рынка, банковским структурам. Для предложения
конкурентоспособных реальных ставок по банковским депозитам должны не только укрепляться надежность и
стабильность финансовых институтов, повышаться стандарты
их экономической работы, но и снизиться риски в экономике, появиться новые
инвестиционные проекты,
возрасти экономическая отдача от инвестиций.
2.3 Активная промышленная и структурная политика
Задачи обеспечения экономического роста и
инвестиционного подъема помимо решения проблем инвестиционно-финансовых
ресурсов предполагают воплощение последних в технологиях и производствах,
повышающих конкурентоспособность национального хозяйства. Для
этого необходимы меры по созданию на макро- и микроэкономическом уровне условий, способствующих
восстановлению производственного потенциала, реструктуризации производства, устранению причин возрастания неплатежей, обеспечению эффективных
механизмов рыночной конкуренции, оздоровлению институтов антимонопольного
регулирования и банкротства.
Реструктурирование производства направлено на
оздоровление производственного потенциала, обеспечение снижения трансакционных издержек, повышение эффективности менеджмента,
усиление интеграции промышленного и финансового капитала.
Важнейшей задачей
реструктурирования является повышение инвестиционной: привлекательности предприятий. Для этого необходимо создать систему,
обеспечивающую открытость, доступность и достоверность информации о состоянии
предприятий для потенциальных инвесторов (агентства, кредитные бюро и т.д.),
повышение защиты прав собственности акционеров и других владельцев предприятий,
улучшение качества работы и ответственности менеджеров высшего звена, организацию отношений
собственности и управления, устанавливающую четкую зависимость между доходами
менеджера и получаемой предприятием прибылью.
Реструктуризация также предполагает выделение и
поддержку конкурентоспособных производств и активизацию банкротства
неплатежеспособных предприятий. Движение инвестиционно-финансовых ресурсов,
направляемых на реструктурирование предприятий должно осуществляться через систему банков
развития и сосредоточиваться на специальных инвестиционных
счетах.
Другая сторона этой проблемы связана с необходимостью
повышения низкой в настоящее время способности восприятия производственного
сектора к инвестициям. Отсутствие перспективных прогнозов развития на многих
российских предприятиях, недостаточность эффективных инвестиционных проектов, низкая степень проработанности имеющихся инвестиционных проектов препятствуют
вложениям капитала и инвестиционному оживлению. Это обусловливает необходимость
решения перечисленных выше задач в рамках проведения политики на микроэкономическом уровне, включая
задачу формирования необходимых институциональных предпосылок.
Ключевым направлением реструктурирования реального
сектора является создание условий для становления крупных корпоративных
структур, интеграции научно-технического, производственного, финансового и торгового
капитала, стимулирования процессов организации
финансово-промышленных групп. Крупные корпорации способны выступить стратегическими партнерами
государства в проведении реформ, взять на себя функции
организации деятельности и обеспечения инвестиционного процесса в важнейших
народно-хозяйственных
сферах, используя как рыночные, так и (в рамках корпоративного
оборота) планово-распределительные методы.
Создание и функционирование финансово-промышленных
групп (ФПГ) опирается на два
экономических фактора: с одной стороны, это содействие
росту эффективности производства, с другой — повышение уровня конкуренции на
национальном и региональных рынках. ФПГ должны противодействовать спаду
экономики, стабилизируя межхозяйственные связи и формируя внутреннюю
конкурентную среду; ослаблять неплатежи; поддерживать малый и средний бизнес,
включая его представителей в
круг своих партнеров; усиливать регулируемость национальной
экономики, снижать риски для инвесторов.
Для стимулирования процессов становления корпораций, способных к
самостоятельному выживанию в условиях внутренней нестабильности и жесткой международной
конкуренции, необходимо разработать многообразные
организационные формы, позволяющие объединять предприятия, связанные технологической
цепочкой, рассмотреть возможность снятия ряда антимонопольных ограничений на
вертикальную интеграцию при приобретении предприятий в результате банкротства, сократить ограничения на
взаимное участие в собственности финансовых и
производственных
структур.
Задача государственного регулирования состоит в том,
чтобы усилить позитивные моменты в деятельности ФПГ и ослабить негативные.
Следует упростить процедуры регистрации ФПГ, предоставить группам приоритетное
право на приобретение пакетов акций предприятий, входящих в технологические
цепочки. Необходимо разработать специальную государственную программу
содействия формированию ФПГ в соответствии с обозначенными стратегическими
приоритетами. Программа должна соответствовать международным нормам, учитывать опыт
созданных групп, в том числе транснациональных. Со своей стороны государство
должно обеспечить условия, которые бы способствовали экономической
эффективности деятельности
корпораций.
При рассмотрении инвестиционной активности выявлена
определенная устойчивость групп инвестиционно-активных инвестиционно-пассивных
предприятий. За период с 1997-2002 гг. 35% предприятий вообще не осуществляли
инвестиций и только 3% делали это регулярно, остальные 62 % инвестировали
периодически. В результате исследований выявлено, что низкий уровень
инвестиционной активности, что основным источником финансирования
инвестиционной деятельности для большинства опрошенных предприятий (свыше 70 %
предприятий всех отраслей промышленности) остаются собственные финансовые средства.
Из-за высоких процентных ставок и сложностей доступа к кредитным источникам
предприятия крайне редко используют кредитные средства для осуществления
инвестиций. Банковский кредит считают возможным источником ресурсов только
каждое седьмое инвестирующее предприятие и каждое четырнадцатое предприятие не
осуществляющее постоянных инвестиций.
К 2000 г. усилилась тенденция осуществления
инвестиций в основное производство за счет собственных источников. Так
действует каждое второе предприятие среди инвесторов и каждое пятое среди
неинвесторов, так как инвестиции в реальный сектор экономики остаются
малопривлекательными для банков. По оценкам руководителей банков, это связано с
высокими рисками и длительной окупаемостью инвестиционных проектов. В связи с
этим при рассмотрении активных предприятий и пассивных по секторам
промышленности и отраслевой принадлежности были выявлены определенные различия.
Наиболее благополучными среди инвесторов являются предприятия пищевой
промышленности и электроэнергетики. Анализ направленности инвестиционной
активности промышленных предприятий за период 1997-2002гг. свидетельствует о
том, что в качестве приоритетных целей для предприятий большинства отраслей
промышленности сохранялась тенденция осуществления инвестиций не в комплексные
инновации, а в отдельные мероприятия, связанные в основном с поддержанием
текущего производства. Это снижает прибыльность инвестиционных мероприятий и не
позволяет перейти к выпуску конкурентоспособной продукции. В то же время,
доминирующим фактором, стимулирующим инвестиционную активность, предприятия
отметили спрос на выпускаемую продукцию. На это указали 65 % респондентов. При
оценке факторов, сдерживающих инвестиционную деятельность, около 70 %
предприятий указали негативное влияние экономической и политической ситуации в
стране, более половины респондентов – на недостаток собственных финансовых
средств и 40 % - на высокий процент коммерческого кредита и сложности его
получения. Ответы респондентов, относительно ближайшей перспективы позволили
сделать прогноз характера инвестиционного процесса в отраслях промышленности:
большинство предприятий промышленности (75 %) будут осуществлять инвестиции,
причем увеличивать вложения будут только 30 %, а внедрять новые
производственные технологии – 25 %. Таким образом, основным направлением
инвестиций на промышленных предприятиях останется замена изношенной техники, а
уровень расширения и внедрения новых производственных мощностей останется
невысоким. Это связано с такими факторами, как недостаточность финансовых
средств; избыток производственных мощностей; высокие проценты банковских
кредитов; высокий уровень страховых рисков; отсутствие страховой и гарантийной
систем; недостаточный платежеспособный спрос.
2.4
Налоговая политика
В области налоговой политики создание благоприятных
условий активизации инвестиционной деятельности в производственном секторе
предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении
инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде: освобождения от
налогообложения части прибыли, направленной на финансирование капитальных
вложений с целью развития собственной
производственной базы и на финансирование жилищного строительства; скидок,
действие которых связано с расходами, влияющими на
результаты налогообложения; налоговых кредитов; налоговых каникул.
В Налоговом кодексе
льготы по налогообложению существенно сокращены. В
частности, в системе налоговых скидок не предусмотрена льгота по расходам на капитальные вложения. Это
связано с тем, что данная льгота во многом не выполняла
возложенной на нее роли стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики
из-за неконкретности
механизма реализации, предусмотренного законодательством.
Практическое применение существующих ограничений (данная льгота предоставляется при условии полного
использования суммы начисленной амортизации) усложняло
расчет налогооблагаемой прибыли
и оставляло возможность для уклонения от налогов.
Более эффективным видом налоговых льгот, получившим
распространение в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит.
Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока и в допустимых
пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и
местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных
процентов. В отличие от других видов льгот налоговый инвестиционный кредит
выступает как прямое снижение налогового обязательства и в большей степени учитывает имущественное положение
налогоплательщика. Если использование налоговых скидок
является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по
высоким ставкам, то применение инвестиционного налогового кредита — для
налогоплательщиков с низкими доходами.
В России порядок применения инвестиционного налогового
кредита был определен Федеральным законом «Об инвестиционном налоговом
кредите», однако вследствие сложности оформления кредита и несовершенства
правовой базы данный вид налоговых льгот не получил распространения. В Налоговом кодексе
инвестиционный налоговый кредит рассматривается как
основной вид льгот, стимулирующих инвестиции в реальный сектор экономики.
Предусмотрено три основания
для получения такого кредита:
- проведение организацией
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ или технического перевооружения собственного производства;
осуществление внедренческой или инновационной
деятельности, включая создание новых или совершенствование применяемых технологий, а также применение новых видов сырья или материалов;
- выполнение организацией особо важного заказа
по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
В первом случае сумма инвестиционного кредита может
быть равна 30%- стоимости приобретенного для проведения НИОКР или технического
перевооружения оборудования. В остальных случаях сумма кредита определяется по
соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
Предприятие может получить несколько инвестиционных
налоговых кредитов по разным основаниям при соблюдении определенных ограничений. В частности, в каждом
отчетном периоде суммы, на
которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% платежей, определенных без учета наличия
договоров об инвестиционном налоговом кредите. Накопленная в течение налогового
периода сумма кредита не
может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот период.
Инвестиционный налоговый
кредит может предоставляться на срок от одного до пяти лет. Проценты, начисляемые на полученную сумму, не должны быть менее 1/2 и более
3/4 ставки рефинансирования Центрального банка. Субъектам
Федерации и органам местного самоуправления дано право устанавливать иные
основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита (в том
числе сроки действия и. ставки процентов за кредит) по региональным местным
налогам соответственно.
2.5 Правовые и нормативные методы регулирования
Совершенствование
правового регулирования инвестиционного процесса является
одним из важнейших условий его активизации. Базисными законами в области
инвестиционной деятельности являются, как отмечалось, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ с дополнениями
и изменениями, Федеральный. закон «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ (Приложения 1, 2, 3). Правовые
основы регулирования инвестиционной сферы отражены в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Между тем в практической организации инвестиционной
деятельности остается целый ряд проблем, которые требуют правовой
регламентации. К ним можно отнести: гарантии реального обеспечения прав
собственности, вопрос о частной собственности на землю, процедуры регистрации
предприятий, связанных с деятельностью иностранных инвесторов, Непредсказуемого
и частого изменения таможенных пошлин, а также несогласованность и
противоречивость используемых правовых подходов.
Законодательная основа должна быть фундаментом
деятельности всех экономических субъектов (государства, предприятий, корпораций, финансовых посредников, населения).
Необходимо законодательно определить пределы
административного воздействия, повысить роль правовой регламентации
хозяйственной жизни, создать эффективную систему судебного рассмотрения
хозяйственных споров, перейти к использованию нормативных методов регулирования
экономики.
Широкое применение нормативных методов регулирования
(процентных и налоговых ставок, экономических нормативов ликвидности, платежеспособности, финансового
состояния, норм обязательного резервирования, нормативных
требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной
деятельности, критериев конкурсов инвестиционных проектов и т.д.) позволит
обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль
административных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих
субъектов нормативам, требованиям и критериям, установленным законодательством.
Таким образом, принимая во внимание масштаб задач,
которые предстоит решить, очевидно, что для инициирования устойчивого
инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению
благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов
экономического регулирования, учитывающих реальную инвестиционную ситуацию.
3. Региональные аспекты инвестиционной
политики
Эффективность инвестиционной политики в федеральном
государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены
макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически
сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и
регионов.
3.1 Причины
активизации инвестиционной политики регионов
В условиях формирования рыночной модели хозяйствования
государственная региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах децентрализации
инвестиционного процесса. Реализация этого курса на практике
применительно к регионам явилась
основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации
их собственной инвестиционной политики. При последовательном сокращении доли
федерального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 16,6% в
1992 г. до 6,6% в 1999 г.) доля бюджетов субъектов Российской Федерации и
местных бюджетов продолжала держаться на уровне немногим выше 10%.
Вместе с тем активизация собственной инвестиционной
политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки
преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства,
элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный
климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных
рамках региона.
Региональные органы власти стали проявлять
значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон
наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот,
развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки Инвестиций, В 1993—1994
гг. над формированием собственного инвестиционного законодательства стали работать республики Коми, Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и
иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. только
пять регионов имели специальное инвестиционное
законодательство, то к 2000 г. около 70 регионов приняли законодательные и
нормативные акты в области инвестиционной деятельности.
В целом процесс формирования регионального инвестиционного
права был направлен на
совершенствование и дополнение в рамках компетенции
региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной
деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в
ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты
были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, последующие
документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов. В
определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от
младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора
экономического развития и признания того факта, что масштабный приток
иностранных инвестиций, как правило, следует за возобновлением внутренних
инвестиций в результате создания благоприятных и стабильных условий в стране.
Имел возможность в рамках существующего федеративного
устройства России вести собственную инвестиционную политику, создавать и
реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций региональные власти
накопили за период рыночного реформирования значительный опыт в сфере
инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается.
В наиболее общем виде
инвестиционная политика регионов включает следующие
основные элементы:
·
разработка и принятие пакета законодательных и
нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;
·
предоставление
гарантий сохранности частного капитала; предоставление
налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых
стимулов;
·
создание организационных структур по поддержке,
инвестиционной деятельности;
·
содействие в разработке, проведении экспертизы и
сопровождении инвестиционных проектов;
·
выдача гарантий и поручительств коммерческим 6aнкaм, финансирующим инвестиционные проекты;
·
мобилизация средств населения посредством выпуска
муниципальных ценных бумаг;
·
содействие становлению институтов региональной
инвестиционной инфраструктуры.
3.2
Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов
С активизацией инвестиционной политики регионов
возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за
привлечение инвестиционного
капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого
инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно
тесно взаимосвязаны.
Российские регионы характеризуются высокой степенью
экономической неоднородности, а следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов.
Анализ региональной структуры
инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении
средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в
крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой
платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует
усиление конкурентной борьбы
между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий
для его использования. Это
имеет не только позитивные, но и негативные последствия.
Дифференцированность
инвестиционной среды, многообразие форм и методов
стимулирования инвестиций; отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют
активизацию инвестиционного процесса. Анализ
фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся
процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока
иностранных инвестиций и т.д.
Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное
значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом,
поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые
риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки
средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы
максимальные налоговые
льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно
развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать
на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.
3.3 Инвестиционная политика в Республике Карелия
Основными документами, регламентирующими
инвестиционную деятельность в Республике Карелия является “Программа инвестиционной
политики правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы “, а также
ежегодно принимаемые республиканские бюджет.
Общий объем финансирования по инвестиционным проектам
и предложениям - 56463 млн. руб. (подробнее в Приложении 4)
Важнейшие социально-значимые проекты, финансируемые с
участием средств республиканского и федерального бюджетов, внебюджетных
источников на 2003- 2006 годы и перспективу до 2010
года
1311,5 млн. рублей
Основной отраслью инвестирования является лесной
комплекс, в него направлена большая часть государственных прямых инвестиций.
Самыми крупными по объему инвестирования являются: развитие целлюлозно-бумажной
промышленности (реконструкция Сегежского ЦБК, техническое перевооружение ОАО
Кондопожского), в горнопромышленном комплексе промышленное освоение
Аганозерского месторождения хромитов в Пудожском районе,
Одним из главных конкурентных преимуществ республики выступают ее
природные ресурсы: лес, минеральное сырье, вода. Это создает возможности для
глубокой переработки сырьевых ресурсов и развития экономики в данном
направлении.
Республика Карелия также продвинулась в совершенствовании своего
инвестиционного климата. В республике действуют Закон Республики Карелия «Об
инвестиционной деятельности в Республике Карелия» и ряд других нормативных
актов, определяющих систему преференций и прямого финансирования инвестиционных
проектов. За предыдущий плановый период выполнена программа «Инвестиционная
политика Правительства Республики Карелия на 1999-2002 годы», утвержденная
постановлением Правительства Республики Карелия от 3 апреля 2000 года № 90-П,
реализован целый ряд мероприятий, направленных на привлечение инвестиций.
Однако, пока ни субъекты рыночной инфраструктуры, ни предприниматели,
ни органы республиканской и местной власти в целом не готовы к широкому приему
инвестиций. При общем улучшении ситуации с инвестиционным климатом в республике
имеется целый ряд проблем, требующих решения:
- отсутствует развитая инфраструктура по обслуживанию и подготовке
инвестиций (консалтинговых фирм по разработке технико-экономических обоснований
(ТЭО) проектов, бизнес-планов, фирм, оказывающих услуги по продвижению и
согласованию проектов и т.п.);
- низок информационный уровень обеспечения инвесторов: инвестор
сталкивается с проблемой отсутствия легкодоступной информации по лесосырьевым
ресурсам, наличию свободных земельных участков промышленного назначения,
производственных помещений, трудовых ресурсов и т.д.;
- не отработана система сопровождения наиболее значимых инвестиционных
проектов, отсутствуют специалисты в области инвестиционного менеджмента как на
предприятиях, так и в республиканских органах исполнительной власти, а также
органах местного самоуправления.
Республика Карелия имеет достаточно большой инновационный потенциал по
численности научно-технических организаций и предприятий. В общей сложности
таких организаций насчитывается около 70. Среди них: Петрозаводский
государственный университет, Карельский государственный педагогический
университет, Карельский научный центр Российской академии наук. Однако инновационные
рейтинги республики свидетельствуют о низком использовании научного
потенциала в инновационной сфере.
Банковское
кредитование
Определенное оживление процессов, происходящих в экономике,
способствует росту финансовых ресурсов банковского сектора республики. К концу
2002 года ресурсы кредитных организаций, расположенных на территории Республики
Карелия, превысят 6 млрд. рублей. Однако по-прежнему сохраняется низкая
инвестиционная активность банковских учреждений в финансировании реального
сектора экономики. По данным кредитных организаций за 2001 год выдано 14
инвестиционных кредитов на 296,2 млн. рублей, за 9 месяцев 2002 года - 11 на
201,6 млн. рублей. По состоянию на 1 ноября 2002 года кредитные вложения,
предоставленные на срок свыше одного года, составляли 23% общего объема
кредитных вложений.
Недостаток долгосрочных ресурсов восполняется средствами, поступающими
из головных банков, филиалы которых расположены на территории Республики
Карелия. За счет этих средств выдано более трети всех кредитов. Наличие в
регионе филиалов крупных столичных банков открывает доступ потенциальным
ссудозаемщикам к ресурсам, масштабы которых ограничиваются, в основном,
степенью платежеспособности клиента и его способностью реализовать проектные
решения.
Со стороны предприятий препятствием для получения инвестиционных
кредитов является недостаточный опыт у специалистов по стратегическому
планированию, разработке бизнес-планов, отсутствие собственных средств,
ликвидных залогов и гарантий. Непрозрачность бизнеса и неустойчивое финансовое
положение являются характерной чертой многих предприятий республики. Такие
предприятия не занимаются реструктуризацией, позволяющей улучшить их финансовые
и экономические показатели и создающей кредитную привлекательность. Как
правило, за кредитами обращаются предприятия малого бизнеса, которые только
зарегистрировали свою деятельность и практически не имеют собственных средств.
Даже при наличии бизнес-плана, отвечающего всем требованиям инвестора, при
отсутствии стартового капитала, риски невозврата кредита и неуплаты процентов
остаются достаточно высокими.
Несмотря на снижение процентных ставок по кредитам, для большинства
предприятий уровень их остается достаточно высоким. В условиях низкой
платежеспособности предприятий это служит препятствием к привлечению банковских
кредитов в качестве дополнительных финансовых источников для развития.
Учитывая необходимость повышения роли банковского сектора в
инвестиционном кредитовании, Правительство продолжит поиск приемлемых
направлений содействия долгосрочному кредитованию реального сектора экономики в
рамках традиционных встреч руководства Правительства, заинтересованных органов
исполнительной власти Республики Карелия с Национальным банком Карелии,
кредитными организациями, головными банками филиалов, расположенных на
территории республики. Предстоит работа с банковским сектором и предприятиями
республики по целому ряду направлений, в том числе – по укреплению их
взаимодействия на рынке банковских услуг.
Будет продолжен обмен информацией между органами исполнительной власти
Республики Карелия и кредитными организациями и филиалами по наиболее
перспективным проектам, предлагаемых к инвестированию за счет привлекаемых
кредитов. При этом возникает необходимость изучить целесообразность совместного
финансирования отдельных приоритетных проектов.
Заключение
Рассмотрев данные пункты,
можно сказать что реализация правильной инвестиционной политики - сложная
задача, и решение многих задач во многом будет зависеть от
принимаемых мер по снижению инфляции; налоговой политики; реструктуризации
банковской системы; законодательной базы инвестиционной деятельности; бюджетной
политики; распространения лизинговых инвестиций. В связи с этим при разработке
инвестиционной политики важнейшими задачами должны стать: создание условий для
активизации инвестиционной деятельности; углубление институциональных и
структурных преобразований, главной задачей которых должна быть финансовая
стабилизация и включение в инвестиционную сферу всех возможных источников, а
для этого необходима законодательная база, обеспечивающая инвесторам
определенные права и гарантии. Итак, сегодня инвестиции и инвестиционная
политика являются ключом к выводу нашей экономики из сложившейся ситуации.
Для решения проблем экономического роста, внедрения
новых технологий, обеспечения производства конкурентоспособной продукции
необходима комплексная государственная инвестиционная политика, направленная на
создание благоприятной инвестиционной обстановки на территории России, в
регионах и отраслях промышленного производства, существенно увеличит приток
инвестиционных ресурсов в экономику и позволит обеспечить реализацию имеющихся
в стране возможностей экономического роста. Победа партии “Единая Россия”,
уверенное избрание на второй срок В.В. Путина, предоставили аванс в реализации
правильной инвестиционной политики в экономике России.
Список литературы:
1)
Государственные и муниципальные финансы. Бабич А.М., Павлова Л.Н., М., Юнити,
2003г.
2)
Инвестиции. учебное пособие / под.ред. д.э.н. В.А. Слепова, М., Юрист, 2002г.
3)
Финансы. под.ред. Глебче Г.А. ., М., Юнити, 2000г.
4) Бюджетная
система Российской Федерации: учебник / Под ред М.В. Романовского, О.В.
Рублевской, - М.: Юрайт-Издат, 2003г.
5)
Финансы, 7/2003, статья: “Устойчивый экономический рост определяется
инвестиционной политикой”, автор Л.Г. Паштова
5)
Эксперт, 8/2004, статья: “Сильный ПИФ против слабого доллара”
6)
Статья: “Нужны ли России инвестиции?” По материалам Информационного агентства
МФД-Инфорцентр
7)
<ПИСЬМО> Минэкономики РФ от 29.12.1994 - «О методических рекомендациях о
порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных
инвестиционных ресурсов»
8)
Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 N 1016 (ред. 27.12.1995) – «О
комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в
экономику Российская Федерация»
9)
Распоряжение от 5 мая 2003 года, № 177р-П, г. Петрозаводск
“Об
инвестиционной политике Правительства Республики Карелия на 2003-2006 годы”
10)
#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.iet.ru. - cайт
«Институт Экономики Переходного Периода».
16)
К 21 Караваева И.В.Налоговое регулирование рыночной
экономики: Учеб. пособие для вузов/ И.В. Караваева. - М.:Юнити-Дана,2000. - 215
с. - Библиогр.: с. 205-214.
17)
Аврамов С.Кредит доверия/ С. Аврамов // Новости
торговли. - 2003. - N3. - С.52
Основные условия, при которых банки предоставляют кредиты; требования к
инвестиционным проектам
18)
Ройзман И., Шахназаров А., Гришина И. Оценка
эффективности инвестиционных проектов: учет региональных рисков // Инвестиции в
России. - 1998. - №10.
19)
Фельзенбаум “Иностранные инвестиции в России”.
Вопросы Экономики;
20)
Строев “Инвестиционная политика государства”.
Журнал “ЭКО” №1 за 1998 год;
21)
Сакс. “Рыночная экономика и Россия”. М.,
“Экономика”, 1998 г.
22)
“Большой экономический словарь”. М., “Правовая
культура”, 1994г.
23)
Газета “Коммерсант – DAILY” 2001, март.
24)
Сборник федеральных конституционных законов и
федеральных законов Российской Федерации. Вып. 15(123): Об инвестиционных
фондах/ Гос. Дума РФ; Сост. Е.А. МусинаОтв. за вып. Т.В. Лазарева. - М.:Издание
Государственной Думы,2001. - 70 с.
25)
Стародубровский В.Кривая дорога прямых инвестиций
// Вопросы экономики. - 2003. - N1. - С.73-95
26)
Филин С.Инновации в реальном секторе/ С. Филин //
РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2003. - N1. - С.21-30. -
Библиогр. с.30 (10 назв.) - Разработка и реализация элементов стратегии
инновационно-инвестиционной деятельности производственных предприятий с учетом
требований современной парадигмы управления
Страницы: 1, 2
|