Ипотечное кредитование в современной России
Как показал
анализ ипотечного кредитования в России, одними из самых активных участников
этого процесса наряду с региональными администрациями являются банки. Однако
деятельность банков на ипотечном рынке затруднена некоторыми важными
обстоятельствами. В частности, при выдаче самих кредитов банки вынуждены также
проводить операции с инструментами ипотечного кредитования (закладными) на
вторичном рынке, что повышает риск кредитов и снижает их привлекательность для
рядовых заемщиков.
В настоящее время
для организации цивилизованного вторичного рынка необходима активная
деятельность государственных структур, таких, как Федеральная комиссия по рынку
ценных бумаг, Банк России, Министерство по налогам и сборам и др. При этом
необходимо отметить, что Банк России уже является одним из активных участников
разработки программы работы с инструментами ипотечного кредитования. В
настоящее время его специалисты разрабатывают механизмы работы с инструментами
ипотечного кредитования. В частности, как один из возможных вариантов Банк
России рассматривает переучет закладных, с помощью которого появится
возможность рефинансирования коммерческих банков, т.е. пополнения их оборотных
средств.
Формирование
рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан – одна
из важнейших задач российского Правительства. Важным шагом на пути достижения
намеченной цели должна стать реализация Концепции приоритетного Национального
проекта «Доступное и комфортное жилье–гражданам России» (далее–Проект).
Опыт многих
зарубежных стран свидетельствует о том, что решение жилищного вопроса невозможно
без развития инструментов, способных обеспечить приток частных финансовых ресурсов
в систему жилищного строительства и ипотечного кредитования. Поэтому в центре
внимания Проекта оказались именно вопросы создания эффективной инфраструктуры,
позволяющей привлекать частные инвестиции. Ее построение базируется на трех
аспектах.
Первый–это
стандартизация всех процессов, связанных с ипотекой: от первоначального консультирования
заемщиков до осуществления секьюритизации пулов ипотечных кредитов. Вторым важным
аспектом является формирование системы институтов, обслуживающих потребности
рынка, включая кредитные бюро, компании, занимающиеся страхованием ипотечных
рисков, и т.д. И, наконец, третьим важнейшим аспектом ипотечной инфраструктуры
следует считать развитие фондового рынка. Именно он должен стать той «проводящей
системой», которая будет обеспечивать приток ресурсов инвесторов в
строительство жилья.
Рассмотрим эти
три аспекта более подробно.
Стандартизация
процессов – основа массовой ипотеки. Существующий сегодня дорогой, неэффективный
и порождающий множество рисков механизм выдачи ипотечных кредитов является непреодолимым
препятствием для ее построения и делает невозможным секьюритизацию. Поэтому
необходимы четкие и ясные стандарты, соблюдение которых должно контролироваться
достаточно жестко. И шаги в данном направлении уже предпринимаются. В 2005 году
российское Правительство одобрило Концепцию развития системы рефинансирования
ипотечного жилищного кредитования.
Сегодня крайне
актуален вопрос повышения эффективности учетной системы закладных. Для того
чтобы уменьшить затраты, связанные с их обслуживанием, необходимо наладить
депозитарный учет закладных, разработать концепцию, определяющую правила
перехода прав на данные объекты. В настоящее время в рамках Проекта формируется
план подготовки нормативно-правовых актов, которые должны обеспечить создание
эффективной системы учета закладных. Кроме того, соответствующий законопроект
готовит Министерство экономического развития и торговли совместно с Агентством
по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК).
Ведется серьезная
работа и по повышению эффективности законодательства, регламентирующего работу
бюро кредитных историй. В Государственной Думе находится ряд законопроектов,
которые призваны ускорить развитие этого института. Да и сам бизнес работает
над созданием стандартов своей деятельности – в частности, операторы
разрабатывают типовые договоры, соглашения и т.д.
Важным элементом
инфраструктуры рынка ипотечного кредитования должна стать система мониторинга
досрочного погашения кредитов. Как известно, возможность завершения заемщиком
выплат ранее установленного срока создает дополнительные риски при
секьюритизации. Во всех странах, активно развивающих финансовые инструменты
привлечения денежных средств в ипотеку статистика по досрочным погашениям
играет важную роль при оценке степени рискованности тех или иных ценных бумаг.
Еще одним
институтом, обслуживающим нужды ипотеки, является ипотечное страхование. Именно
оно обеспечивает надежность и стабильность системы кредитования под залог
недвижимости. Благодаря страхованию ипотеки можно в значительной мере снизить
риски кредитора и в конечном счете повлиять на уменьшение процентных ставок по
кредитам, сделав ипотеку более доступной. В Проекте предусмотрен ряд мер по
содействию государства развитию системы ипотечного страхования. В частности, не
исключается возможность создания государственной страховой компании,
специализирующейся на ипотечном страховании. В дальнейшем она будет
приватизирована либо привлечена в систему частного капитала.
Особенно важными
представляются шаги Правительства, направленные на развитие инструментов
финансового рынка. В рамках Проекта ведется серьезная работа по завершению
формирования нормативной базы для создания в России развитого рынка ипотечных
ценных бумаг. Процесс подготовки этих документов взят под жесткий контроль ФСФР
России.
Помимо положений,
связанных с нормотворчеством, в Проекте предусмотрена достаточно серьезная
государственная поддержка АИЖК. Правительство впервые определилось с размерами
господдержки Агентства на длительный период. Это должно стать серьезным стимулом
для бизнеса.
Поскольку
эффективное развитие механизмов ипотечного кредитования сегодня невозможно без
сбалансированного роста предложения на рынке жилья, разработчики Проекта
предусмотрели ряд мер, направленных на стимулирование этого направления. Так,
документ содержит положения об обеспечении открытых и прозрачных конкурсных
процедур по предоставлению земельных участков под жилищное строительство, о
субсидировании процентных ставок по кредитам, выдаваемым девелоперам на
обеспечение участков инфраструктурой и т.д. Ставится вопрос о внесении поправок
в Федеральный закон о долевом строительстве. Прежде всего уточнений и изменений
требуют положения, касающиеся размера штрафных санкций, судебного порядка
расторжения договора в случае нарушения дольщиком графика платежей и др.
Сегодня наряду с
ипотекой должны активно развиваться и накопительные схемы приобретения жилья.
Речь идет, в частности, о строительных сберегательных кассах–механизме, который
в течение многих лет успешно используется в Германии и ряде других стран.
Модели привлечения
банками ресурсов для ипотечного кредитования
Проблему
привлечения ресурсов для долгосрочного ипотечного кредитования с полным основанием
можно считать наиболее критичной для развития системы жилищного ипотечного
кредитования в России.
Слишком
«короткие» и дорогие привлеченные ресурсы сильно ограничивают возможности российских
банков при ипотечном кредитовании. Ни один банк не в состоянии формировать свой
кредитный портфель из долгосрочных кредитов, опираясь при этом на краткосрочные
источники. Несоответствие банковских активов и пассивов по срокам, объемам и
ставкам рано или поздно приводит банк к потере ликвидности и банкротству.
Имеются две
основные стратегии привлечения банками финансовых ресурсов для ипотечного кредитования:
1) ориентация на
«розничные» источники кредитных ресурсов (депозиты населения и юридических
лиц);
2) ориентация на
«оптовые» источники кредитных ресурсов (кредитные линии российских и иностранных
кредитных организаций, средства институциональных инвесторов, целевые
облигационные займы).
К «розничным»
источникам кредитных ресурсов можно отнести также средства на «контрактных»
жилищных накопительных счетах (такие счета предполагают на первом этапе
накопление гражданином определенной суммы средств с условием получения
ипотечного кредита в этом же банке для приобретения жилья).
По ряду причин
(потеря доверия к большинству банкам со стороны населения после августа 1998г.)
вклады населения являются наименее возможным сегодня источником привлечения
долгосрочных ресурсов для ипотечного кредитования. Кроме того, вклады населения
оказываются наиболее мобильными при появлении любой негативной информации о
банке, а законодательство обязывает банки выдавать вклады по первому требованию
вкладчика, если даже это требование нарушает условия договора с банком.
Привлечение
ресурсов для ипотечного кредитования из «оптовых» источников считается более
предпочтительным для банков способом привлечения кредитных ресурсов. К таким
источникам относятся:
·
кредитные
линии, открытые одним банком или консорциумом банков;
·
средства,
предоставленные институциональными инвесторами (пенсионными фондами и
страховыми организациями, а также другими) сроком на 5-10 лет;
·
средства
от продажи целевых облигационных займов.
Один из вариантов
организации эффективно действующей системы ипотечного жилищного кредитования и
обеспечения ликвидности банков, выдающих ипотечные кредиты, основан на
«оптовых» источниках, формирующихся за счет вторичного рынка ипотечных
кредитов. На первичном рынке кредиторы (коммерческие банки) выдают населению
ипотечные кредиты. Для обеспечения быстрой возвратности кредитных ресурсов и
решения таким образом проблемы собственной ликвидности кредиторы продают
выданные ими ипотечные кредиты на вторичном рынке – специально для этой цели
созданному Агентству ипотечного жилищного кредитования или иному оператору
вторичного рынка. Таким образом, целостная система ипотечного жилищного
кредитования должна включать в себя как первичный, так и вторичный рынок таких
кредитов, обеспечивающий рефинансирование банков, выдающих ипотечные кредиты.
Возможны
следующие модели привлечения банками, выдающими ипотечные кредиты, долгосрочных
кредитных ресурсов.
Модель 1. Выпуск банками ипотечных
облигаций, обеспеченных закладными, и их реализация на финансовом рынке.
Модель 2. Рефинансирование банков
через систему общих фондов банковского управления (ОФБУ).
Модель 3. Организация
рефинансирования банков на вторичном рынке ипотечных кредитов через операторов
этого рынка.
Модель 4. Рефинансирование банков
через механизм выпуска ипотечных облигаций под залог закладных (ипотечных
кредитов).
Модель 5. Заключение банком с
юридическими и/или физическими лицами кредитных договоров под залог жилья с
оформлением соответствующих закладных.
Модель 6. Выпуск банком ипотечных
облигаций с обеспечением в виде залога ипотечных кредитов или закладных.
Эмиссия банками ипотечных облигаций, обеспеченных залогом кредитов или закладных,
с точки зрения ее правового оформления требует внесения изменений в
законодательство.
Модель 7. Рефинансирование ипотечных
операций путем привлечения инвесторов через систему общих фондов банковского
управления (ОФБУ). Общие фонды банковского управления являются одной из
действующих в России форм осуществления коллективных инвестиций. Поскольку в
состав портфеля ОФБУ могут входить деньги и ценные бумаги, то возможна
организация специализированных ОФБУ, средства которых будут направлены на
приобретение исключительно закладных.
Реализация
последней модели затруднена тем, что в соответствии с п. 3.4 Инструкции ЦБ №63
от 2 июля 1997г. «О порядке осуществления операций доверительного управления и
бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ» кредитная
организация – доверительный управляющий не может выдавать кредиты (займы) за
счет имущества, находящегося в доверительном управлении, а также получать
кредиты (займы) в качестве доверительного управляющего. Тем не менее, решить
эту проблему, по нашему мнению, возможно, если в договоре доверительного
управления будет указано, что средства доверителя могут быть использованы в
ипотечном кредитовании.
Кредитные
организации, имеющие в своем распоряжении квалифицированные кадры и развитые
кредитные технологии, способны осуществлять грамотную экспертизу закладных,
поскольку переход прав по закладной означает передачу прав по обеспеченному
ипотекой обязательству (кредиту). Необходимо урегулировать вопрос о
налогообложении ОФБУ (доверительных управляющих и учредителей).
Региональные и
местные органы власти, заинтересованные в развитии ипотечного кредитования в
своем регионе, могут инициировать создание ОФБУ при крупных региональных
банках. В фондах могут размещаться денежные средства региональных и местных
органов власти, направленные на поддержку ипотечного кредитования, а также
средства пенсионных фондов, населения, предприятий.
При этом
бюджетные средства, направленные в ОФБУ, не следует рассматривать как безвозмездное
бюджетное финансирование программы, а как долгосрочный актив, приносящий
стабильный индексированный доход, защищенный от возможного банкротства
кредитной организации, поскольку кредитная организация является лишь
доверительным управляющим, а имущество, переданное в управление, не будет
включено в конкурсную массу при банкротстве банка. При этом в инвестиционной
декларации может быть указано, что деньги учредителей направляются на покупку
закладных данного региона или сформулированы другие ограничения.
Главным
преимуществом данной схемы является то, что в регионе создается рынок
закладных, что необходимо для создания самодостаточной системы рефинансирования
ипотечного кредитования и активного вовлечения кредитных организаций региона в
такое кредитование. Механизм рефинансирования в этом случае будет выглядеть
следующим образом:
1) покупатель
жилья обращается в банк за кредитом на покупку жилья;
2) банк выдает
ипотечный кредит под залог недвижимости на длительный срок. Оформляется
закладная, которая переходит банку. В регистрирующем учреждении юстиции
делается запись в государственном реестре об ипотеке;
3) учредители
ОФБУ – физические или юридические лица вносят в него деньги. В инвестиционной
декларации банк – доверительный управляющий данного ОФБУ указывает, что
средства фонда будут направлены на покупку закладных;
4) банк –
доверительный управляющий ОФБУ покупает закладные у других кредитных организаций
за счет средств, переданных в ОФБУ его учредителями. Для перехода прав по
закладной на ней совершается передаточная надпись в пользу доверительного
управляющего и ему передается закладная. Переход прав по закладной означает
передачу этому же лицу прав по обеспеченному ипотекой обязательству (кредиту).
Доверительный управляющий должен потребовать от органа, осуществившего государственную
регистрацию ипотеки, зарегистрировать его в едином государственном реестре прав
на недвижимое имущество в качестве залогодержателя с указанием его наименования
и места нахождения и стоимости обеспеченного ипотекой обязательства;
5) должник по
обязательству, обеспеченному ипотекой, получивший от нового владельца закладной
письменное уведомление о регистрации последнего в едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество с заверенной надлежащим образом выпиской
из реестра, делает промежуточные и окончательные платежи;
6) доверительный
управляющий формирует портфель закладных с тем, чтобы обеспечить учредителям
ОФБУ стабильный доход. В случае погашения, в т.ч. досрочного, доверительный
управляющий покупает на вырученные средства другие закладные. На это
направляются также средства, полученные от должников по обязательствам, в т.ч.
в связи с частичным погашением основного долга.
Как уже
отмечалось выше, одной из проблем ипотечного кредитования является отсутствие у
банков долгосрочных ресурсов. Одним из наиболее целесообразных способов
привлечения средств банком является выпуск закладных. Правоотношения по
закладной регулируются нормами главы 3 Закона «Об ипотеке (залоге
недвижимости)». Экономическая же сторона вопроса нуждается в некоторых
разъяснениях и уточнениях.
На наш взгляд,
закладная, являясь ценной бумагой, может участвовать в хозяйственном обороте
наравне с другими ценными бумагами. Однако поскольку она не является
эмиссионной ценной бумагой, регистрация ее выпуска не требуется, что, как
представляется, может привести к ухудшению регулирования рынка ипотечных
кредитов. Для выхода из этой ситуации целесообразно контролировать переход
соответствующих прав собственности посредством функционирования специального
ипотечного регистратора. Последний не должен заменять государственные органы,
регистрирующие сделки по ипотеке, в его функции может входить весь объем работ
по регистрации перехода прав требования по закладным. В этой связи может быть
предложена следующая схема деятельности регистратора.
Прежде всего,
введем необходимые термины.
Ипотечный регистратор – юридическое лицо, которое на
основании пакета соответствующих документов (договоров, доверенностей, лицензий
и др.) ведет реестр закладных (является держателем реестра). На ипотечного
регистратора могут распространяться правила, согласно которым в настоящее время
в России держателем реестра не могут быть:
·
сам
эмитент закладных (если количество инвесторов больше 1000);
·
инвестор
любого эмитента закладных;
·
номинальный
держатель закладных любого эмитента.
Деятельность
регистратора может подлежать лицензированию. Регистратор не вправе передавать
функции держателя реестра или его части другому лицу.
Только запись в
реестре закладных гарантирует права требования держателя закладной. При заключении
сделки купли/продажи либо передачи иным путем закладной регистратор делает в
реестре соответствующую запись о передачи прав требования и выдает
подтверждение (сертификат) о переходе данных прав. Покупатель вступает в права
требования по конкретной закладной только после выдачи такого подтверждения.
Снятие
реестра
– фиксация полной информации, содержащейся в реестре, в виде списка держателей
закладных (электронного или бумажного), содержащего полную информацию о каждом
держателе, о количестве и составе принадлежащих ему закладных на конкретный
момент времени.
Поскольку опыта
деятельности ипотечных регистраторов в России в настоящее время нет, можно
попытаться обобщить опыт отечественных регистраторов, занимающихся ведением
реестров акционеров. Анализ деятельности регистраторов показывает, что
существует несколько этапов в их развитии.
1. На первом
этапе разрабатываются простейшие формы отношений с эмитентом, составляется
минимальная отчетность (как правило, только учетные регистры). Реестр ведется в
форме электронных записей на основе распространенных баз данных. Подобная
практика приводит к следующим негативным последствиям:
1) информация,
содержащаяся в реестре, часто недостоверна;
2) в случае
больших реестров возможна потеря управляемости реестром как на уровне баз данных,
так и в плане документооборота;
3) при
возрастании объемов информации (больших объемов сделок или большого количества
участников) увеличивается количество технологических сбоев;
4) ни один
реально работающий независимый регистратор на данный момент не может предоставить
полную аналитическую картину структуры акционерного капитала;
5) юридическая
сторона регистрации передачи прав собственности на вторичном рынке чаще всего
сомнительна.
2. Основными
трудностями, вызывающими переход ко второму этапу, является падение управляемости
реестра и требование лицензирования регистраторской деятельности. На этом этапе
независимый регистратор пытается упорядочить свою деятельность на основе
изменения организации документооборота. Прогнозируемое развитие такого
регистратора – увеличение надежности работы при потере оперативности.
3. Третий этап
характеризуется попытками интеграции различных депозитариев и регистраторов в
единую систему. Но поскольку каждый из них использует свою технологию, то
процесс идет медленно и с минимальным успехом.
Анализ
показывает, что наиболее перспективным является слияние ипотечного регистратора
и возможных ипотечных депозитариев, объединение их между собой и внедрение
единой информационно-аналитической сети с узлами, расположенными в регионах
эмитентов. Подобное решение может обеспечить повышение оперативности
регистрации сделок и ускорение доступа к крупнейшим торговым фондовым
площадкам, т.е. выход на реальный вторичный рынок закладных. Это позволит
проводить контроль за движением закладных на рынке, а также их котировку.
Успешное котирование закладных приобретает большое значение в случае проведения
последующих эмиссий, так как обеспечивает интерес инвесторов к эмитентам
закладных, позволяет привлекать средства на длительный срок под залог недвижимости.
По существующим
сегодня требованиям технология работы регистратора должна обеспечивать
оперативную регистрацию перехода прав требования, целостность и управляемость
реестра. Кроме того, должна соблюдаться юридическая корректность такой
регистрации, технология должна быть устойчивой по отношению к всевозможным
сбоям в работе и не допускать злоупотреблений. Для обеспечения такого рода
условий необходимо сочетание бумажной и электронной (компьютерной) технологий,
причем для недопущения злоупотреблений должны быть приняты специальные меры,
поскольку запись в реестре является достаточным и окончательным подтверждением
права требования.
Современное
понимание проблемы предполагает ведение специальных счетов эмитентов (в
электронной форме), запись в которых и гарантирует права требования. При
регистрации перехода прав требования может использоваться пакетная технология,
которая гарантирует защиту от сбоев и злоупотреблений.
Информационные
возможности регистратора обеспечиваются электронной формой организации лицевых
счетов инвесторов, что определяет широкие возможности получения конкретной
оперативной и обобщающей аналитической информации о структуре и перемещении
ипотечного капитала каждого эмитента. Данные возможности включают в себя
предоставление информации о крупнейших эмитентах, географическом распределении
ипотечного капитала, объеме и количестве сделок по закладным на вторичном рынке
(обороты) и др.
Минимальный штат
регистратора, обеспечивающий эффективную обработку данных, как правило, состоит
из следующих сотрудников: администратор – 1 чел.; управляющий счетами – 1 чел.;
операционисты – 2 чел.; системный программист – 1 чел.; работники хранилища – 2
чел.; менеджер по связям с эмитентом – 1 чел. Таким образом, минимальный штат,
требующийся для работы регистратора, – 8 чел. Опыт действующих регистраторов
показывает, что такой штат способен обеспечивать регистрацию одной сделки за
10-15 мин.
Следует отметить,
что подготовка персонала может занять продолжительное время. Так, операционист
(при наличии опыта предыдущей работы операционистом) может быть подготовлен за
1-2 месяца, управляющий счетами (при условии опыта работы бухгалтером) – за 2-3
месяца, администратор и менеджер – за 6-7 месяцев.
Менеджер по
связям должен хорошо представлять себе перспективы развития рынка акций и
особенности данного эмитента, анализировать рынок, составлять аналитические
отчеты для эмитента. Он должен иметь экономическое образование и опыт работы на
фондовом рынке.
2.2 Основные особенности кредитования
жилищного строительства
Как было отмечено
выше, банки – участники ипотечного кредитования сталкиваются с несколькими
проблемами, связанными со сложившейся к настоящему времени экономической
ситуацией в России. Трудности банков порождают определенные проблемы и у
заемщиков, выражающиеся в сложностях оформления документов, высокой стоимости
услуг банка, а также в длительной процедуре оформления кредита. В качестве
иллюстрации рассмотрим особенности предоставления ипотечных кредитов московским
Инвестсбербанком, являющимся участником ипотечной программы правительства Москвы.
Основные
условия кредитования
Ипотечный кредит
Инвестсбербанка выдается под залог квартиры, покупаемой в собственность
заемщика (инвестиционный договор, договор переуступки права требования или
другие права на квартиру в строящемся доме в залог не принимаются). Кредит
выдается Инвестсбербанком в долларах США на срок до 10 лет под фиксированную
процентную ставку в 10% годовых на сумму, не превышающую 70% стоимости
квартиры. Заемщик должен внести на банковский счет первоначальный взнос в
размере не менее 30% от стоимости покупаемой квартиры. Возвращается кредит
ежемесячно равными долями (по 1/120 части кредита) в течение всего срока
пользования. Заемщику предоставляется право досрочного погашения кредита. В
этом случае некоторые месячные платежи могут быть увеличены. Проценты платятся
ежемесячно, причем начисляются они на не погашенный остаток суммы кредита с
учетом срока фактического пользования. Процедура передачи квартиры в залог
проводится одновременно с заключением договора о ее купле-продаже.
Поскольку кредит
гасится равными долями, его можно считать аннуитетным, что соответствует
американской модели ипотечного кредитования. В целом же данные условия являются
для заемщика достаточно жесткими. Так, внесение 30% стоимости квартиры на
банковский счет по сути увеличивает стоимость залога на эту сумму (клиент
закладывает квартиру и еще вносит дополнительную сумму).
Налоговые
льготы
Ипотека позволяет
значительно экономить на налогах. При покупке квартиры покупатель имеет право
на налоговые льготы: он освобождается от уплаты подоходного налога в пределах
суммы, затраченной на покупку жилья (включая уплату процентов за кредит), но не
более 5 тыс. МРОТ, установленных законом. То есть налог уплачивается только с
части доходов, превышающей эту сумму. Это освобождение дается на 3 года.
Получаемая при этом экономия сопоставима с суммами процентов за кредит. Такая
льгота предоставляется гражданам не только при получении ипотечного кредита, но
и при использовании других вариантов приобретения жилья.
Требования к заемщику и
покупаемому жилью
Московская
ипотечная программа рассчитана только на физических лиц с постоянной московской
пропиской (регистрацией). Банки заключают договоры залога (ипотеки) только с
физическими лицами. Однако предприятие может помочь своим сотрудникам
приобрести квартиры с помощью ипотечных кредитов, выступив поручителем по их
кредитным обязательствам. Более того, предприятие может платить по ипотеке или
выдавать работнику специальные средства на эти цели. Правами собственности на
квартиру при этом будет пользоваться заемщик, а не предприятие.
Банк предъявляет
к своим заемщикам весьма жесткие требования. Прежде чем заемщик получит кредит,
он должен пройти в банке собеседование, в ходе которого оценивается его
возможность сполна вернуть взятые в кредит деньги. Существенную роль при
принятии решения о предоставлении кредита играют также зарплата потенциального
заемщика, иные источники его доходов, профессия, уровень образования, стаж
работы, состав семьи, имеющийся бизнес и его активы.
Инвестсбербанк
выдвигает несколько условий, которые может проанализировать сам заемщик еще до
момента заполнения соответствующих бумаг на получение кредита:
·
требуется
наличие свободных денег для первоначального взноса (не менее 30% стоимости
приобретаемой квартиры);
·
требуется
подтверждение источников и уровня доходов заемщика;
·
необходимо,
чтобы расходы на погашение кредита и его обслуживание (выплату процентов) не
превышали 30% совокупного дохода заемщика или его семьи;
·
приобретать
и оформлять в залог можно любое жилье, расположенное в пределах административных
границ Москвы, в т.ч. любые квартиры (как новые, так и продающиеся на вторичном
рынке), а также отдельные дома или коттеджи;
·
необходимо,
чтобы 1 м2 обшей площади покупаемого жилья стоил не более суммы, эквивалентной
1000 долл. США.
Взаимодействие
банка и заемщика
Банк строит свое
взаимодействие с клиентами на основании концепции и требований программы
ипотечного кредитования. Кредитный договор заключается перед заключением
договора купли-продажи квартиры (жилья). Но предварительно банк выдает
ипотечный сертификат, подтверждающий депонирование заемщиком первоначального
взноса и обязательство банка заключить такой договор и выдать кредит на
согласованных условиях после подбора подходящей квартиры.
Заемщик может
подыскивать квартиру как самостоятельно, так и с помощью риэлтерских фирм. В
любом случае ее рыночную стоимость должен будет подтвердить независимый
оценщик, уполномоченный правительством Москвы (стоимость оценки оплачивает
заемщик). При принятии банком решения о выдаче кредита потенциальному заемщику
степень его нуждаемости в жилье не является определяющим фактором.
Продавец квартиры
может получить деньги как в наличной, так и в безналичной форме, в рублях или в
валюте. Банк учитывает следующие положительные факторы при принятии решения о
выдаче кредита:
·
наличие
собственных активов (земельный участок, дом, квартира, гараж, автомашина, ценные
бумаги и т. п.), а также активов родителей и иных ближайших родственников (при
условии оформления их поручительства по ипотечному кредиту);
·
наличие
поручительств от членов семьи или других лиц;
·
наличие
поручительств (гарантий) от платежеспособных организаций;
·
документы,
подтверждающие образовательный уровень (об основном образовании, повышении
квалификации, дополнительном образовании и прочие).
Если
потенциальный заемщик ранее где-либо кредитовался (например, брал кредит в
банке или на своем предприятии), то дополнительным аргументом в пользу
предоставления ему кредита будет кредитная история, включающая документы,
подтверждающие факт своевременного исполнения кредитных обязательств.
Особые условия
в случае наличия в семье заемщика
несовершеннолетних детей
Если в семье,
которая хочет вселиться в купленную на условиях программы ипотечного кредитования
квартиру, есть несовершеннолетний ребенок, то требуется согласование с органами
опеки. Чтобы получить разрешение органов опеки и попечительства на оформление
покупаемой в залог квартиры, необходимо представить документы, подтверждающие
наличие у ребенка в собственности доли не менее 12 м2 жилой площади в какой-либо квартире в Москве. Соответствующее разрешение должно быть
представлено в банк до заключения договора купли-продажи и ипотеки.
При подаче заявки
на кредит заемщику следует продумать варианты выделения необходимой доли
собственности несовершеннолетнему ребенку. Это может быть сделано одним из
указанных ниже способов.
1) В
собственности семьи, в составе которой имеется несовершеннолетний ребенок, есть
приватизированная квартира. Семья планирует взять кредит на покупку новой
квартиры. В этом случае можно выделить долю в имеющейся квартире, где в
настоящее время проживает потенциальный заемщик (если квартира не планируется
на продажу для погашения кредита), либо искать варианты с выделением доли для
ребенка в квартире родственников.
2) В
собственности семьи, в составе которой имеется несовершеннолетний ребенок, есть
приватизированная квартира. Семья планирует взять кредит на покупку новой
квартиры и одновременно (или после этого) продать старую квартиру. В этом
случае необходимо определить еще одну жилплощадь, в которой будет выделена доля
собственности несовершеннолетнему ребенку. В противном случае, если ребенку
будет выделена доля в старой квартире, органы опеки не дадут разрешение на
продажу этой квартиры.
3) Ребенок
проживает и прописан в квартире, которая является муниципальной собственностью,
но будет прописан в новой квартире. В этом случае также необходимо определить
жилплощадь, в которой будет выделена доля собственности несовершеннолетнему
ребенку (возможно при приватизации старой квартиры).
Риски и
ответственность заемщика
Многие
потенциальные заемщики задают себе вопрос: что произойдет, если банк, в который
они собираются внести первоначальный взнос, разорится? Если это произойдет
после получения кредита и покупки квартиры, то для заемщика практически ничего
не изменится. Ведь он уже является собственником квартиры, и не банк должен
деньги, а заемщик. Поэтому неплатежеспособность банка не повлияет на заемщика.
Просто далее, при возврате долга, он будет иметь дело с Московским ипотечным
агентством (МИА) или каким-либо уполномоченным банком (вместо первоначального
банка).
Теоретически риск
существует только в краткий период от момента внесения первоначального взноса
до момента оплаты квартиры. Но и он сведен к минимуму. Банки, которые стали
уполномоченными банками правительства Москвы, прошли тщательную проверку и
жесткий отбор по конкурсу и являются достаточно устойчивыми и надежными. В
любом случае владелец ипотечного сертификата, а затем и квартиры не пострадает.
Сохранность внесенных денег и выполнение первоначальных обязательств
гарантирует правительство Москвы. Кроме того, раз в полгода проводятся
регулярные проверки состоятельности банков, и дается заключение, можно ли иметь
с ними дело и дальше.
Более реален и
значим для заемщика риск его собственной неплатежеспособности. Если заемщик и
его семья становятся неплатежеспособными и перестают ежемесячно выплачивать
основной долг и причитающиеся проценты, то, конечно, им придется освобождать
заложенное жилье. Предусматривается 2 способа выселения: добровольное и по
решению суда. Если при судебном разбирательстве шансов добиться отсрочки
платежей нет, то заемщику лучше не доводить дело до суда. Иначе ему придется оплатить
и все судебные издержки.
Квартира, из
которой выселяют семью, продается на открытых торгах. Из полученной от покупателя
суммы покрываются обязательства заемщика перед кредитором (включая штрафы и
пени за просрочку платежей по кредитному договору). Из нее также покрываются
все издержки на продажу жилья. Остаток средств возвращается заемщику и может
быть использован для покупки другого жилья. Кроме того, для таких заемщиков в
Москве создается специальный «отселенческий» фонд, в котором семье при необходимости
предоставляется жилье на правах найма.
Таким образом,
при ипотеке заемщику практически гарантируется как сохранность денег, так и
жилье для проживания (но, возможно, низкого качества) даже в случае его
неплатежеспособности по кредиту.
Конфиденциальность информации
При первичном
визите и обсуждении ипотечного кредита заемщик представляет банку многообразную
информацию о себе и своей семье (доходы, активы, бизнес, адреса и т.д.).
Единственной целью сбора банком этой информации является принятие обоснованного
решения о выдаче кредита.
По отношению к
этой информации в банке неукоснительно действует тот же подход, что и по
отношению к тайне вкладов. Вся эта информация является строго конфиденциальной
и разглашению не подлежит.
Схема
получения кредита
Инвестсбербанк
практикует следующую схему выдачи кредита.
1. Заемщик
заполняет заявление на выдачу ему кредита для приобретения квартиры и представляет
его в банк вместе со всеми требуемыми документами (список необходимых
документов см. ниже).
2. Банк анализирует
информацию о заемщике, проверяет его кредитоспособность и при положительном
заключении выносит вопрос на заседание кредитного комитета.
3. Кредитный
комитет принимает решение о возможности выдачи кредита, его размере и размере
первоначального взноса.
4. Заемщик
открывает в банке валютный вклад «Ипотечный» и вносит на него первоначальный
взнос в размере, согласованном с банком, но не менее 30% стоимости
приобретаемой квартиры. Этот взнос заемщик может в любой момент до выдачи
кредита снять со счета, что будет означать его отказ от кредита.
5. Банк выдаст
заемщику на руки ипотечный сертификат с указанием суммы утвержденного размера
кредита. Сертификат подтверждает готовность и обязательство банка в любой
момент в течение 5 месяцев с даты его выдачи оформить кредит на условиях
типового кредитного договора и перечислить средства продавцу квартиры,
приобретаемой заемщиком и соответствующей требованиям банка.
6. Заемщик
самостоятельно или с помощью риэлтерских компаний подбирает квартиру для приобретения
в собственность.
7. Уполномоченный
оценщик оценивает рыночную стоимость выбранной заемщиком квартиры. Банк
соотносит 70% ее стоимости с утвержденным размером кредита.
8. После проверки
документов на приобретаемую квартиру и при необходимости (по усмотрению банка)
– повторной проверки платежеспособности заемщика банк заключает с ним договор о
выдаче ипотечного кредита и перечисляет средства на специальный счет.
9. Заемщик,
продавец жилья и банк заключают трехсторонний договор купли-продажи квартиры и
ипотеки, который регистрируют в установленном порядке (нотариальное
удостоверение и государственная регистрация перехода прав собственности и
ипотеки/залога).
10. Банк
перечисляет (или выдает с лицевого счета в наличной форме) продавцу жилья
полную стоимость квартиры (т.е. сумму начального взноса и кредита). Возможна
конвертация и получение продавцом стоимости квартиры наличными в долларах США.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|