бесплатные рефераты

История экономических учений (шпаргалка)

История экономических учений (шпаргалка)

Вопросы по «Истории экономических учений»

1.                Экономическая мысль Древнего Востока

2.                Экономическая мысль Древней Греции

3.                Экономические воззрения Ибн-Хальдуна

4.                Экономические воззрения Фомы Аквинского

5.                Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития меркантилизма

6.                Ранний и поздний меркантилизм, их общие черты и различия

7.                Особенности меркантилизма в различных странах. Томас Мен (Англия). А. Монкретьен (Франция).

8.                Экономические взгляды А. Л. Ордын-Нащёкина

9.                Экономические взгляды И. Т. Посошкова

10.            Особенности российского меркантилизма

11.            Значение идей меркантилизма для развития теории и хозяйственной практики

12.            Исторические условия возникновения и общая характеристика классической политэкономии

13.            Общая характеристика учения физиократов

14.            Экономические взгляды Ф. Кенэ

15.            «Экономическая таблица» Ф. Кенэ

16.            А. Смит – экономист мануфактурного периода. Основные идеи и структура книги «Исследование о природе и причинах богатства народов»

17.            А. Смит о разделении труда, обмене деньгах

18.            А. Смит о стоимости товара, о капитале и о его структуре

19.            Учение А. Смита о производительном и непроизводительном труде

20.            Основные идеи и структура работы Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения»

21.            Д. Рикардо о трудовой стоимости, теории распределения

22.            Д. Рикардо о капитале и земельной ренте

23.            Д. Рикардо о сравнительных издержках производства и кризисах

24.            Возникновение марксизма как экономического учения. Биография К. Маркса

25.            Основные идеи «Капитала»

26.            К. Маркс о товаре и его свойствах. Деньги и их функции

27.            К. Маркс о постоянном и переменном капитале

28.            К. Маркс о прибавочной стоимости

29.            К. Маркс о земельной ренте

30.            К. Маркс о простом воспроизводстве

31.            Возникновение исторической школы Германии. Ф. Лист

32.            Понятие маржиналистской революции, её причины и общее содержание

33.            Экономические учения К. Менгера

34.             Дж. Б. Кларк – представитель американской школы маржинализма

35.            Экономические учения М. И. Туган-Барановского

36.            Экономические учения В. И. Ленина. «Развитие капитализма в России», «Империализм как высшая стадия капитализма»

37.            Ведущие отечественные экономисты А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев, Л. В. Канторович,    Н. И. Бухарин

38.            Экономические учения Дж. М. Кейнса

39.            Основное положение «Общей теории занятости, процента и денег»

1. Экономическая мысль Древнего Востока

Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока.. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни  определило специфику азиатского способа производства (чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сфе­ры ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится собственности государства; неприкосновенность частной собственности).

В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить социально-экономические отношения в Древней Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы "сильный не притеснял слабого". В законах предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.

Важное значение для истории экономической мысли имело древнекитайское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.

Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе - материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для "накопления богатства". Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством.

Бесценным источником для изучения хозяйственной жизни в Древней Палестине является Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни древних евреев и других народов Палестины. Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога - по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. Человек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадлежат Богу. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения, задерживать плату за труд наемного работника, обмеривать и обвешивать. Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из-за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот. Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.

2.Экономическая мысль Древней Греции

Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) - автор трактата "Домострой" - был сторонником рационального ведения хозяйства: разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; любой товар обладает полезными свойствами {потребительная сто­имость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство», а также «Законы». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразуме­вал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное состояние и представляющую их равновесие. стремился устранить борьбу классов и имущественное неравенство путем четкого деления общественных функций граждан в соответствии с их способностями: философы и воины образуют аппарат управления, землевладельцы, ремесленники и купцы заняты в хозяйстве, рабы выполняют тяжелую работу.  Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, обще­ственное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - величайший мыслитель древности, пытавшийся исследовать экономические законы современной ему Греции. В "Политике" и "Никомаховой этике" он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства - стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на "среднего" гражданина, т.е. земледельца-рабовладельца. Рабство Аристотель считал естественным, а раба - говорящим орудием. Он защищал интересы натурального рабовладельческого хозяйства. Связанные с ним явления считал естественными и относил их к экономике, т.е. искусству приобретения благ, потребительных стоимостей.  Все явления, выражающие товарно-денежные отношения, представляемые торговым и ростовщическим капиталом, Аристотель рассматривал как противоестественные и относил их к хрематистике, т.е. к искусству наживать состояние, деньги. Тем не менее, Аристотель стремился понять законы обмена. Он устанавливает две стороны товара - потребительную и меновую стоимость, ставит вопрос: чем определяются соотношения обмена. Ответ таков: в самих товарах нет ничего такого, что могло бы их приравнивать друг к другу; товарный обмен - это отношение не только между вещами, но и между их владельцами; а общим в их обмене является потребность в том, чего нет у каждого из них. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику. Деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что день­ги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения. Человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны полу­чать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

 

3. Ибн-Хальдун  (1332- 1406).

 Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор, как в начале VII в. на землю снизошли «откровения Бога» и услышавший их мекканский купец Мухаммед — первый проповедник Корана — возвестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто более не смогло бы. Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими», а также в богоугодность бартерной по существу торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем, последняя не лишена отдельных поучительных идей и историко-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле. Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства». Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы: с ростом города растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города; малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ; расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.

4. Фома Аквинский (1225 - 1274)

-монах-доминиканец (самый авторитетный идеолог средневековой Европы). С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. Широкую известность приобрел его трактат "Сумма теологии". В нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что "обусловлено: во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям..." Он делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия - для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно. Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса. Разделение труда требует обмена, который возможен, по Аквинату, в двух видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли). Первое естественно, второе - нет, так как не делает человека нравственным. Однако считает, что немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, должна включаться в цену. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).


5. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития меркантилизма

Меркантилизм (итал. - «купец, торговец») - направление экономичес­кой мысли, последователи которого видели во внешней торговле источник богатства за счет осуществления активного торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров). Дальнейшее становление экономической теории - после древнегреческих и средневековых мыслителей - продолжилось меркантилистами. Про них нельзя сказать, что они образовывали какую-то единую школу, все представители которой придерживались бы общих взглядов на экономику. Однако известное сходство между их воззрениями позволяет выделить их в особое направление экономической мысли. В большинстве своем экономисты были деловыми людьми и государственными деятелями, излагавшими свои взгляды не в теоретических трактатах. Меркантилизм возник в ходе борьбы национальных государств, стремившихся к получению самостоятельности. Борьба эта включала в себя два момента. Первое, необходимо было добиться внутреннего единства, а для этого сломить все существовавшие внутри страны преграды к объединению в виде внутренних пошлин, цеховых и городских ограничений, феодальной раздробленности. Второе - нужно было преодолеть власть католической Церкви, связывавшей в годы Средневековья европейские страны в общий Христианский мир, одним из проявлений которого была Священная римская империя германской нации. Таким образом, государство должно было достичь внутреннего единства и в то же время вырваться из единства внешнего. И меркантилисты взялись обеспечить достижение обеих этих задач, причем их конечной целью было могущество национального государства. Меркантилизм необходимо рассматривать как экономическую политику, идеологию и как особую систему экономических воззрений. Как экономическая политика меркантилизм характерен для рада феодальных государств в эпоху первоначального накопления капитала. Как идеология меркантилизм присущ торговому капиталу, предшествующему промышленному капиталу. Как особая система экономических воззрений меркантилизм представлял собой попытку теоретического осмысления и обоснования проводимой торговым капиталом экономической политики. Меркантилизм как практика предшествовал меркантилизму как теории. Политика меркантилизма заключалась в поощрении - с целью увеличения производства товаров для экспорта - развития промышленнос­ти, особенно мануфактурной, в активном протекционизме, в поддерж­ке экспансии торгового капитала, в частности в поощрении создания монопольных торговых компаний; в развитии мореплавания и флота, в захвате колоний; в резком повышении налогового обложения для финансирования всех этих мероприятий. Меркантилизм характеризуется двумя чертами: 1)богатство общества отождествляется с деньгами (государство тем богаче, чем больше оно имеет денег); 2)накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. В меркантилизме, как экономической политике, различают два этапа. Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и изжил себя в середине XVI века (виднейшие представители У.Стаффорд в Англии, Г. Скаруффи в Италии). Поздний, развитый меркантилизм охватывает вторую половину XVI века и середину ХVIIвека, виднейшими его представителями являлись Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). Для раннего меркантилизма характерно следующее: всестороннее ограничение импорта товаров; вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью; установление высоких цен на экспортируемые товары; система биметаллизма (фиксированное соотношение между золотыми и серебряными монетами). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, обосновывавшая политику, направленную на увеличение денежного богатства часто законодательным путем. В целях удержания денег в стра­не запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы были обязаны истратить на покупку местных изделий. Характерные черты позднего меркантилизма: снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег; доминирует идея «торгового баланса»; протекционизм экономической политики государства; определяющей функцией денег признается функция средства обращения; система монометаллизма. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи, с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.


6. Ранний и поздний меркантилизм

В меркантилизме, как экономической политике, различают два этапа. Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и изжил себя в середине XVI века (виднейшие представители У.Стаффорд в Англии, Г. Скаруффи в Италии). Поздний, развитый меркантилизм охватывает вторую половину XVI века и середину ХVIIвека, виднейшими его представителями являлись Т. Мен (Англия), А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция). Ранний меркантилизм представляет собой так называемую монетарную систему, развитый меркантилизм - мануфактурную или коммерческую систему. И тот, и другой решающее значение в экономике придавали деньгам, но вместе с тем по ряду вопросов они существенно расходились: во-первых, в методах и способах добывания и сохранения денег; во вторых, в отношении к деньгам. Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», направленная на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. Так, запрещался вывоз денег за границу, создавались «складочные места» для торговли иностранными товарами. Купцов-экспортеров обязывали часть выручки от проданных товаров за границей привозить наличными деньгами. Иностранных купцов принуждали все деньги, полученные от торговли тратить на приобретение товаров национального производства. Это требовало значительного административного контроля со стороны государства за экономическими отношениями. Рост товарного хозяйства, расширение внешней торговли показали очевидную нецелесообразность данной экономической политики. Используя деньги для развития внешней торговли, можно было увеличить и запасы золота и серебра в государстве. На смену политике денежного баланса закономерно пришла политика торгового баланса (поздний или развитый меркантилизм). Сердцевину политики «системы торгового баланса» составляла идея о том, что государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс). Этой цели государство могло достичь двумя способами: во-первых, за счет вывоза готовых изделий из своей страны и запрещения ввоза предметов роскоши; во-вторых, при помощи посреднической торговли, в связи, с чем разрешался вывоз денег за границу. Главным принципом торговли выступал принцип: купи дешевле в одной стране, а продай дороже в другой. В целях обеспечения активного торгового баланса поздние меркантилисты апеллировали к институтам государства, которые должны были проводить политику протекционизма, предусматривающую обложение высокими таможенными пошлинами иностранных товаров и стимулирующую экспорт национальных товаров, что можно было осуществить путем насаждения мануфактуры, обладающей существенными преимуществами перед индивидуальным трудом ремесленников. Государство предоставляло мануфактурам привилегии и монопольные права, субсидии, экспортные премии, освобождало от налогов. Стимулировался приток иностранных специалистов, издавались законы с целью понижения заработной платы. Различным ограничениям подвергалось судоходство. Поощрялась спекуляция колониальными товарами (чай, кофе, ткани, пряности, табак и др.).   (1)-ранний, (2)-поздний

Уровень внешней торговли: 1) Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характера; 2) Торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер. Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса: 1) Установление максимально высоких цен на экспорт товаров; 2) Допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей;;;1) всемерное ограничение импорта товаров; 2) допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле;;;1) запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства; 2) вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса. Позиции в области теории денег: 1) Преобладает номиналистическое восприятие теории денег; правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты, снижая ее ценность; 2) Революция цен» XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству; уровень и вес цен прямо пропорционален количеству денег; рост предложения денег, увеличивая спрос на них, стимулирует торговлю);;;1) устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма; 2) устанавливается система монометаллизма;;;1) констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств;; 2) констатация товарной сущности денег, но по-прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра;;;1) в качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги.; 2) из числа известных функций денег определяющей признается уже не функция накопления, а функция средства обращения. Монетаристские позиции: 1) Доминирует идея «денежного баланса»; 2) Господствует положение о «торговом балансе».


7. Особенности меркантилизма в различных странах.

Меркантилизм имел не только общие принципы и черты, но и страновые особенности. Нужно рассмотреть их в Англии, Франции, Голландии, Италии, Германии, России. Важно выявить рациональные элементы меркантилизма. Томас Ман (1571-1641) - наиболее известный и авторитетный представитель развитого меркантилизма Томас Ман (1571-1641). Он был крупным купцом, директором Ост-Индской компании, влиятельным членом могущественной буржуазной корпорации, называемой Лондонским Сити. Ман являлся автором теории торгового баланса. Торговый баланс - итоговая сводка всех операций страны во внешней торговле за определенный период (например, за год). В нем указываются все платежи, произведенные данной страной за товары и услуги, приобретенные у других стран, и все поступления «звонкой монеты» в эту страну за поставленные ею товары и услуги Славу Ману принесла его книга, заглавие которой само выражает основную идею: "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства" (1664). Как говорит Маркс, "сочинение это оставалось еще в течение ста лет евангелием меркантилизма... если меркантилизм имеет какое-нибудь составляющее эпоху сочинение "как своего рода надпись над входом", то таким сочинением следует признать книгу Мана...". В этой книге, составленной из довольно разнородных глав, сжато и точно изложена самая суть меркантилизма. Как подлинный меркантилист, Ман видит богатство преимущественно в его денежной форме (золота, серебра). Над его мышлением довлеет точка зрения торгового капитала. Ман против запрещения вывоза денег, так как деньги приносят богатство, только находясь в обороте. Он четко формулирует теорию торгового баланса. Ман указывает, что основное правило внешней торговли в том, чтобы продавать иностранцам товаров на большую сумму, чем та, на которую в данной стране потребляются иностранные товары. Ман сравнивал деньги с семенами, которые "земледелец, бросая в землю, как бы расточает, но зато осенью получает обратно в виде обильной жатвы". Ман высказывался за развитие промышленности, за вывоз готовых изделий, а не сырья, за развитие транзитной торговли, судоходства. А. Монкретьен (1575- 1621) - французский экономист. Главный труд - «Трактат политической эко­номии». Ввел в оборот термин «политическая экономия». Место, которое занимает Монкретьен в истории экономической науки, вероятно, является в большей степени результатом заглавия, чем содержания Политическая экономия. Никогда ранее слова "политический" и "экономия" не сочетались на титульном листе тома, претендующего на звание трактата, которое предполагает систематическое рассмотрение одной темы. Для одних это единственная заслуга Монкретьена, другие считают, что он был занят кропотливой работой отделения аналитической пшеницы от плевел фактических данных. Вклад Монкретьена в экономическую науку, даже если отчасти и испытывает недостаток в оригинальности, впервые вводит некоторые важные элементы того, что должно было послужить стандартом меркантилистского образа мышления. Монкретьен был первым, кто добавил (к внешним войнам) поиск богатства как средство обеспечения стабильности социального порядка Франции, сформировавшегося вокруг короля. Политика - это одна из тех первых работ, которая в явном виде ставит под вопрос старое аристотелевское утверждение о независимости политики от (и о ее преимуществе перед ними) других аспектов общественной жизни, включая экономическую деятельность. Труд больше не находится под проклятием, но является одним из факторов политической стабильности, производительного труда и накопления богатства, - к такому логическому заключению пришел Монкретьен: "счастье людей: заключается, главным образом, в богатстве, а богатство - в работе". Кроме сельского хозяйства, в своем исследовании устройства общества Монкретьен обращался и к изучению промышленности и торговли. С тех пор как обмен стал основой большей части производительного труда, продавцы и "купцы" начали играть центральную координирующую роль. Прибыль, будучи их основным стимулом, должна была поощряться и находиться под защитой (государства): купцы более чем полезны, а их забота о доходе, которая осуществляется в работе и промышленности, создает/является причиной большой части общественного богатства. По этой причине, должно им простить любовь к выгоде и стремление к ней. Из этого естественно вытекает заявление меркантилистов о необходимости помощи государства в повышении благосостояния наций. В первый раз, подчеркнув тесную взаимосвязь политики и экономики, именно Монкретьен окрестил политической экономией труд, включающий несложные доказательства, о том, как производится, распределяется и обменивается богатство нации, и которые систематически были изучены лишь полтора века спустя.

8. А.Л. Ордын-Нащёкин (1605-1680)

- наиболее яркий выразитель нового направления русской экономической мысли, выдающийся государственный деятель, политик и дипломат, инициатор важных  государственных постановлений. Изданный им Новоторговый устав 1667 г. явился крупным законодательным актом XVII века, регулирующим торговые пошлины. Новоторговый устав пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговли и купечеству. Все эти задачи были связаны с достижением благоприятного торгового баланса.

9. И. Т. ПОСОШКОВ.

С приходом к власти Петра I начались разнообразные реформы, охватившие государственный аппарат, армию и хозяйственную жизнь. Среди соратников Петра I оригинальностью и глубиной мышления выделялся Иван Тихонович Посошков (1652-1726). Он написал знаменитую книгу "О скудости и богатстве". Книга пронизана глубоким патриотизмом, заботой о благополучии Родины, большой любовью к своему народу и верой в его великое будущее. Книга была закончена в 1724 г., а в августе 1725 г. Посошков был заключен в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался. По своим политическим взглядам Посошков был сторонником монархии, но при этом критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудость и умножению богатства в стране. У Посошкова нет свойственного представителям меркантилизма Западной Европы отождествления богатства с деньгами. Он считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах. Задачей экономической политики государства Посошков ставил "всенародное обогащение". Он писал: "... в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому". Рост народного богатства выгоден и народу, и государству. Для достижения богатства, считает Посошков, необходимо: заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем. Посошков выступает против хищнического отношения к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные принципы их эксплуатации. Большое внимание он уделяет развитию русской промышленности. Он писал о необходимости строительства железорудных, стекольных, полотняных и других заводов на средства государства и передаче их затем в частные руки. Предлагал организовать поощрение и охрану изобретательства. Много места в своем сочинении Посошков отводит вопросам торговли. Из всех видов хозяйственной деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий - купечеству. "Торг - дело великое! Купечеством всякое царство богатица, а без купечества никакое и малое государство быть не может", - писал Посошков. При этом он был сторонником раздачи купцам прав на торговые монополии, устранения конкуренции и игры цен на рынке. Он высказывался за "установленную цену", регулируемую сверху государством. Но зато Посошков отрицательно относился к системе внутренних пошлин, сильно стеснявших товарооборот. Он также предлагал такую организацию внешней торговли, которая, по его мнению, способна была обеспечить русским купцам господствующее положение и защитить их от конкуренции со стороны иностранного торгового капитала. Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России, и без чего обойтись совершенно невозможно. В целях поощрения собственного производства Посошков предлагал прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия. Посошков подверг резкой критике ничем не ограниченную эксплуатацию крестьян помещиками. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками, определить законом размер крестьянских повинностей, существенно понизив их. Таким образом, в своей книге Посошков сумел правильно понять для своей эпохи основные задачи России, определить пути их решения. Он был один из первых русских писателей-экономистов, давших развернутую и стройную систему экономических взглядов

10. Меркантилизм в России.

В XVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. В связи с ростом общественного разделения труда в ней начал формироваться единый национальный рынок. В промышленности появляются крупные предприятия в форме мануфактур. Образуется сословие купцов. Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным, но заметно увеличивается и производство на рынок. Передовые деятели России уже вполне осознавали необходимость ликвидации экономической отсталости России от передовых стран Запада. Наиболее ярким выразителем нового направления русской экономической мысли явился выдающийся государственный деятель А.Л. Ордын-Нащёкин (1605-1680). Изданный им Новоторговый устав 1667 г. явился крупным законодательным актом, регулирующим торговые пошлины. Новоторговый устав пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговли и купечеству. С приходом к власти Петра I начались разнообразные реформы, охватившие государственный аппарат, армию и хозяйственную жизнь. Более того, начиная со времен царствования Петра I крупное предпринимательство взяло четкую ориентацию на военно-промышленный комплекс, и эта ориентация на протяжении трех веков превратилась в прочную национальную традицию. Эти российские особенности нашли отражение во взглядах первого русского экономиста И.Т.Посошкова (1652-1726), взгляды которого представляют своеобразное сочетание идей, как классической политической экономии, так и меркантилизма. Меркантилисты выступали в защиту национального рынка, за поддержку отечественной торговли и активное вмешательство государства в экономическую жизнь, считая, что "политика правителя - главная сила". Но взгляды представителей этой школы неоднородны. Испанские меркантилисты выступали за запрет вывоза золота из Испании и ограничения ввоза иностранных товаров. Французские - в центр внимания ставили проблему обеспечения положительного торгового баланса. Меркантилизм же в России имел свои особенности, связанные с тем, что внешняя торговля играла для развития экономики нашей страны значительно меньшую роль, чем в Западной Европе. И Посошкова в первую очередь интересовали не вопросы обеспечения активного торгового баланса, а вопросы развития национального хозяйства. Название его основного труда "Исследование о скудости и богатстве" (1724 г.) очень напоминает название работы А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". И это сходство не только внешнее. Обе работы рассматривают главные проблемы политической экономии: сущность и формы богатства нации, механизмы его роста. Как и А.Смит, И.Т.Посошков источник национального богатства видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный и промышленный труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение к сельскому хозяйству, характерное для меркантилистов Запада. Общественное же значение труда Посошков видел в том, чтобы давать "прибыток", который фактически представляет у него разницу между ценой и издержками производства.
В то же время меркантилизм Посошкова отчетливо проявляется при характеристике торговли. Он полагал, что "купечеством всякое царство богатится", защищал ее монополию. Совершенно в русле меркантилистских идей, Посошков предлагал регламентировать внешнюю торговлю: повышать экспортные цены, ограничивать операции иностранцев лишь рядом портов, запрещать ввоз предметов роскоши и т.д. Однако он был чужд односторонности концепции "торгового баланса". В отличие от западноевропейских меркантилистов, у Посошкова богатство не отождествлялось с деньгами. Более того, в целом он осуждал денежное богатство как символ корыстолюбия и противоречащее нравственным устоям общества и в этом заключается еще одна особенность русского меркантилизма. Как и А.Смит, богатство народов Посошков видел не в деньгах, а в вещественном богатстве, приобретаемом исключительно трудом и потому считал более полезным увеличение материальных благ, чем денег. Трактуя деньги, Посошков развивал номиналистическую концепцию (что опять-таки в традициях классической политической экономии), полагая, что их курс определяется лишь царским штампом. Он рассматривает деньги как ценность, созданную законом, средство для создания определенного правопорядка. Правда, это касается только внутреннего обращения, в сфере же внешней торговли, безусловно, деньги должны быть полноценными. Рассматривая торговлю и производство как единый хозяйственный комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости. Как и все представители меркантилизма, он является сторонником сильной государственной власти. В то же время, признавая самодовлеющую роль государства в экономике, в своем сочинении Посошков говорит о том, что нельзя считать богатым государство, если там любыми средствами деньги собираются в казну, и проводит четкое различие между богатством казны и богатством народа. Для увеличения последнего необходимо, по его мнению, хорошее управление страной, хорошие законы, правильный суд. Он писал о "правде" как необходимой предпосылке возможности устранения скудости и умножения богатства в стране. В поисках правды и справедливости И.Т.Посошков проявляет значительный радикализм, осуждая подушную подать (как не учитывающую разницы в экономическом положении плательщиков), рост оброков и барщины, предлагая фиксировать повинности крестьян при наделении их землей. К этому добавляются предложения о размежевании крестьянских и помещичьих земель, снижении податей, установлении равного суда для всех сословий и т.д. Возможно, именно за эти предложения Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где и скончался.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ