Конкуренция, как важное условие функционирования рыночной экономической системы
4. Запреты на действия
органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на
конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого
вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.
Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые
ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или
благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают
конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти
субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные
нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают
создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку
товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно
устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок
товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.
Неправовые действия
органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить «своим»
предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем,
законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и
управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в
собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей
голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих
собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной
власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также
наделять их функциями и правами этих органов.
Кроме того, не
разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации
производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы
полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной
власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и
ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с
антимонопольным ведомством.
5. Реестр как
инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния
торгового рынка и доли предприятий на нём (более или менее 35%) они включаются
либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идёт о
российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае
региональных рынков. Реестр составляется для того, чтоб иметь информационную
базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими
антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно
попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России
отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский
машиностроительный завод (вагоны изометрические), «Калугапутьмаш» (машины
рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая
инструментальная холоднокатная сталь) и др.
Количество
включённых в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором
определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем
больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы
выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее
важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение
предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к
нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само
наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим
доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность
невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для
развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению
злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона
«О конкуренции».
Все товарные рынки
можно, с оговорками, разделить на три типа:
1. С развитой
конкуренцией – рынки основных видов продовольствия,
зерна, растительного масла, а также рынки машиностроительного и строительного
комплексов;
2. Олигополистические – рынки отдельных товаров длительного пользования (машины,
компьютеры и т.д.)
3. Монополизированные
рынки, в том числе естественных монополий.
Структура товарных
рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате
приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной
конкуренции, банкротства убыточных предприятий, регулирования естественных
монополий.
В России к
естественным монополиям относятся, прежде всего, РАО «ЕЭС России», «Газпром» и
Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии.
Антимонопольные меры в их отношении воспринимаются неоднозначно.
Хотя структурная
реформа в этой сфере направлена на повышение экономической эффективности
естественных монополий, рациональное использование их производственного
потенциала, формирование рыночных отношений, противники демонополизации
считают, что реализация намеченных планов потребует затрат, которые превысят
будущий эффект. Тем не менее, реформирование естественных монополий – одна из
главных задач реструктуризации российской экономики.
3.3 Антитрестовская политика и мировая экономика
Наиболее разработанным
считается антимонопольное законодательство США, которое имеет к тому же и
наиболее давнюю историю. Антитрестовское законодательство действует во многих
государствах мира. Многие индустриальные страны также накладывают ограничения
на фиксирование цен, практику слияния компаний и корпораций, а также иные виды
консолидирующих предприятий. Однако уровень активности и изощренность антимонопольных
мер, принятых в США, далеко превосходили все остальные страны; по сравнению с
американской, их практика регулирования отличалась высокой степенью
сдержанности.
В последние годы
Европейское сообщество добилось сближения взглядов стран- участниц ЕС на
антимонопольное законодательство, что означало усиление антитрестовских настроений
в некоторых странах, ранее практически не обращавших внимания на юридическую
сторону обсуждаемого вопроса. Это позволило несколько сократить различия в трактовке
антимонопольных мер между Старым и Новым светом.
Существенно иначе
складываются отношения между США и Японией. В Японии правительство традиционно
весьма терпимо относится к тем явлениям в экономической жизни, которые явно
подпадали бы под действия американских антимонопольных законов. Японские компании
намного более свободны в возможностях кооперации друг с другом. Это находит
активную поддержку в правительственных кругах, особенно по вопросам исследований
и опытно- конструкторских разработок, а также развитию экспорта.
Американские
производители давно обращают внимание Федерального правительства США на то, что
американская законодательная практика ставит их в невыгодные и неравноправные
условия на мировом рынке. В этих декларациях подчеркивается, что страх
нарушения действующего законодательства вынуждает их отказываться от
взаимодействия в ряде перспективных и прогрессивных направлений, как то:
внедрение гибких технологий, цифровое телевидение и некоторых других, тем
временем как европейские и японские фирмы создают совместные предприятия для
разработки аналогичных проектов без опасности экономических и политических
репрессий со стороны своих правительств.
В данной связи
выдвигался целый ряд предложений по освобождению американских фирм и деловых
предприятий от железного корсета антимонопольных мер в целых повышения эффективности
и усиления конкуренции с их стороны на мировом рынке. Это привело к тому, что
Министерство Юстиции США обнародовало целый ряд инструкций и указаний о
дозволенных мерах взаимодействия американских компаний и корпораций. Тем не
менее в американских деловых кругах прочно укоренилось мнение о том, что без
более активных действий со стороны Конгресса жесткий прессинг антитрестовского
законодательства сильно сократит гипотетическое сотрудничество различных форм и
деловых предприятий.
Однако ожидается, что
по мере интеграции мировой экономики интересы американских производителей
несколько смягчат действующее антитрестовское законодательство. В то же самое
время по мере усиления транснациональной конкуренции риск потребителя от
вероятного нарушения антитрестовских законов снижается.
В конечном счете, как
это доказала не раз сама жизнь, свободная торговля и открытые для всех мировые
рынки могут предложить покупателям вполне достаточную защиту и компенсацию
ослабления действия традиционных антитрестовских мероприятий.
3.4 Будущее антитрестовского законодательства
В последние годы
деловые сферы преуспели в реформации антитрестовского законодательства. Во
многих аспектах и отношениях эти некогда радикальные идеи ныне расцениваются не
более чем проявление здравого смысла. Означает ли это, что роль антитрестовской
политики все более будет уменьшаться, а ее наиболее жесткие положения в
обозримом будущем подвергнутся ревизии и пересмотру? Ясного ответа на этот
вопрос в настоящий момент дать, к сожалению, невозможно. С одной стороны, вне
узкого круга специалистов еще популярна старая расхожая точка зрения на антимонопольное
законодательство.
В то же самое время
сторонники теории общественного выбора весьма скептически настроены
относительно длительности и жизнеспособности нововведений в области антитрестовского
законодательства. По их мнению, не произошло необходимых изменений в структуре
законодательных и исполнительных органов власти, а также перераспределения
баланса сил основных групп, имевших особые интересы в предпринимательском
процессе. Так, известный экономист Роберт Томпсон совершенно откровенно
считает, что «из лучших людей вовсе не обязательно формируется наилучшее
правительство, а внутренняя динамика правительственных органов подчиняется лишь
его собственной логике». Роберту Томпсону можно доверять в этом
вопросе - он отдал Федеральной Торговой Комиссии долгие годы своей
деятельности.
Заключение.
Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
1) Способствует
более эффективному использованью ресурсов;
2) Вызывает
необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям
производства;
3) Создаёт
условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области
создания новых видов товаров и т.д.;
4) Обеспечивает
свободу выбора и действий потребителей и производителей;
5) Нацеливает
производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на
повышение качества товаров и услуг.
…И
определённые недостатки…
Недостатки:
1) Не
способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные
ископаемые, леса, вода и т.д.);
2) Отрицательно
сказывается на экологии окружающей среды;
3) Не
обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья
(дороги, общественный транспорт и т.д.);
4) Не
создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих
элементов городского хозяйства;
5) Не
гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
6) Не
содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной
несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
К
сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования
производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства.
Такая необходимость объясняется, прежде всего, невозможностью бездейственной
системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление сделать
стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в
директивном порядке. Но эффективность такой системы была весьма ограничена.
Именно
принудительная сила конкуренции побуждает фирмы предпринимать энергичные
усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального
уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях
заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и
"подогнать" свои издержки к низким рыночным цена.
В целом же, эта форма экономических отношений несет меньше негативных моментов,
чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия,
злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция
- определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её
условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого
вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Список
используемой литературы:
1) Булатов А.С. «Экономика» М., 2001г.
2) Вечканов «Микро- и макроэкономика: энциклопедический
словарь» СПб: изд-во «Лань», 2001г
3) В. Захаров «Хотели как лучше, а получилось…» //
газета «Кузбасс» №076
4) Кувалдин В.П. «Страна ждет сигнала» // Независимая
газета, 18 февраля 2000г.
5) Кэмпбелл Р. Макконнелл «Экономикс» М., 2001г.
(13-е издание)
6) Логачев М. «Либеральный патернализм как имманентная
России экономическая модель» // газета «Вестник Ленинградской АЭС» №9 (562)
7) Липсиц И.В. «Экономика» М.: изд-во «Вита-Пресс»,
2000г.
8) Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики» М.,2000г.
9) Симкина Л.Г. «Микроэкономика» СПб, 2002г.
10) Светуньков С.Г. «Конкуренция и предпринимательские
решения» Ульяновск, 2000г.
11) Фатхутдинов Р.А.
«Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» М., 2000г.
12) Кумлин В.И. «Траектории
экономических трансформаций» 2004г.
13) The Global Competitivenness Report 2001-2002
(Всемирный экономический форум по глобальной конкурентоспособности).
Эта работа была
представлена на районном Научном Обществе Учащихся и заняла там второе место, в
качестве курсовой эта работа получила очень хорошую рецензию и заслуженную
оценку пять.… Пользуйтесь на здоровье!!!
Ниже представлен
краткий вариант работы. Вы можете воспользоваться им, если придётся её
защищать.
Тема моей работы: «Конкуренция,
как важное условие функционирования рыночной экономической системы».
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества разнообразных производственных структур,
взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и
объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым
понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции
(competition) . Конкуренцию - это центр тяжести всей системы рыночного
хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен
и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.
Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по
поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим
человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.
Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит
лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке
компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание,
ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики
перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно
она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению
цивилизации.
Таким образом, конкуренция - это лекарство от застоя
в производстве, залог экономической мощи производителей и государства в целом.
Поэтому необходимо как можно лучше исследовать тему конкуренции.
Целью моей работы является:
3) выяснить понятие и сущность
конкуренции, определить её виды и то, как они влияют на развитие товаропроизводителей
и национальной экономики в целом.
4) установить, как конкуренция
(положительно или отрицательно) влияет на экономику и производителей в
различных рыночных ситуациях.
Конкуренция- термин латинского происхождения, в
буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно.
Конкуренция
содержит в самой себе противоречие, которое в результате проявления
воспроизводит явления, отрицающие саму конкуренцию. Свободная конкуренция ведёт
к отбору наиболее эффективно хозяйствующих единиц, их укреплению и росту при
одновременном разорении тех, кто отстаёт от требований рынка. На определённом
этапе этот процесс обуславливает появление монополий. Иначе говоря, диалектика
развития конкуренции такова, что она в принципе не в состоянии сохранить себя в
’’чистом’’ виде и переходит в свою противоположность- монополию.
В действительности
победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а
порой (в виде исключения) даже слабые фирмы.
Конкуренция не
сводится к борьбе сильного против слабого.
В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует
несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих
монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний -
приспособленность к особым сегментам (’’нишам’’) рынка, у фирм-новаторов -
преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество
получает то одно, то другое качество.
Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую
очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она
заставляет их систематически применять новые технологии, повышать
производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты.
Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные
издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы,
добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.
Сущность конкуренции.
Конкуренция
выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и
научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги
покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют
потребители.
Конкуренция способна ’’санировать’’ производство, выталкивая из него
нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.
Конкуренция так
же выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей. Выигрывает в
конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции,
оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях
покупателей и способен перестраиваться ’’на ходу’’.
Исторически
конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий
производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее
выгодные условия производства, и сбыта товаров в ущерб остальным участникам
рыночного обмена.
Виды конкуренции.
Различают четыре
рыночных ситуации в зависимости от количества, ’’ удельного веса’’ на рынке
товаропроизводителей и влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную
цену: совершенная конкуренция (полиполия), монополию, монополистическую
конкуренцию и олигополию.
Конкуренция в рыночной экономике.
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает,
что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более
мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность
функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия
для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального
сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение
этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог-
застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного
уровня населения страны.
Конкуренция- сердцевина современного рыночного механизма не только
потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли.
Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая
черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив,
слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления
’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’
ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за
покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар.
Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать
рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях
которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои
классические функции.
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий
аналогов в мире. Причинами его появления были:
6) устранение рыночных условий хозяйствования
вследствие игнорирования законов товарного производства.
7) свёртывание товарно-денежных отношений
8) ликвидация конкуренции
9) искусственная концентрация и узкая
специализация производства
10) преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.
Методы конкуренции.
Принято разделять конкуренцию на:
-ценовую (конкуренцию на основе цены);
-неценовую (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный,
обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн и сервис).
К числу неценовых методов относятся все маркетинговые
методы управления фирмой. Степень важности некоторых из них в коммерческом
успехе фирмы представлена в моей таблице.
(Маркетинговые методы управления фирмой).
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
-промышленный (экономический) шпионаж;
-переманивание специалистов, владеющих
производственными секретами;
-выпуск поддельных товаров.
- махинации с деловой отчетностью;
- сокрытие дефектов и т.д.
Статистические данные.
В каждом деле
существует своя цепочка ценностей, такая же цепочка есть и в сфере
предпринимательской деятельности.
Все виды деятельности, входящие в цепочку ценности, вносят
свой вклад в потребительскую стоимость. Их можно условно разделить на две
категории: основная деятельность и вспомогательная деятельность.
(Цепочка ценности).
Исходя из следующей
таблицы (ста крупнейших компаний мира) я сделал вывод, что, примерно, 80%
крупнейших фирм находятся на территории США и Японии. А так же я пришёл к
выводу, что большинство этих компаний ведут свою деятельность в условиях
олигополии.
Причём стоит
заметить, что не одна российская компания не входит в этот список, и это
говорит о том, что наша страна не может в данный момент создать условия для
существования больших, отечественных компаний и это весьма печально.
(Место стран по
конкурентоспособности).
Обозначения: I-транспортные
средства, II-химикаты, III-неэлектронная продукция машиностроения, IV-средства
информатики, V-комплектующие к электронной технике, VI-минеральное
сырьё, VII-базовая продукция обрабатывающей промышленности, VIII-прочая
продукция обрабатывающей промышленности, IX-непереработанные товары продовольственного
назначения, X-продукция пищевой промышленности, XI-продукция
лесного комплекса, XII-одежда, XIII-текстиль, XIV-изделия
из кожи.
Довольно любопытную
картину даёт распределение мест по уровню конкурентоспособности, занимаемых
разными странами в отдельных отраслях. Как это ни странно, но США ни в одной из
крупнейших отраслей производства ни первого, ни второго, ни третьего
конкурентного места. Наибольшее кол-во первых и вторых позиций по
конкурентоспособности производств мы видим у Германии, Италии, Франции, Швеции.
Да и позиции России
не выглядят в приведённой таблице ужасными. Поэтому было бы никуда не годным
решением добровольно списывать свою страну из претендентов на высокие
конкурентные позиции в мире. Но для этого требуется изменить акценты в
экономической и инновационной политике.
Антитрестовская политика.
В настоящее время
практически во всех странах мира действуют антитрестовские законодательства,
направленные на сдерживание монополии. Эти законодательства запрещают слияние
крупных олигополистических компаний, установление монопольно высоких и
монопольно низких цен, а так же вводят запреты на монопольную деятельность
государства и т.д.
Выполнение данного
законодательства контролирует Государственный комитет по антимонопольной
политике.
Особенно
разработанным считается антимонопольное законодательство в США.
Заключение.
Итак, конкуренция имеет
определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
1) Способствует более
эффективному использованью ресурсов;
2) Вызывает необходимость
гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
3) Создаёт условия по
оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания
новых видов товаров и т.д.;
4) Обеспечивает свободу
выбора и действий потребителей и производителей;
5) Нацеливает производителей
на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение
качества товаров и услуг.
…И определённые недостатки…
Недостатки:
1) Не способствует
сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса,
вода и т.д.);
2) Отрицательно сказывается
на экологии окружающей среды;
3) Не обеспечивает развития
производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный
транспорт и т.д.);
4) Не создаёт условий для
развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского
хозяйства;
5) Не гарантирует права на
труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
6) Не содержит механизмов,
препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению
общества на богатых и бедных.
К сожалению лишь недавно мы
осознали необходимость экономического соревнования производителей, их
конкуренции для успешного развития народного хозяйства. Такая необходимость
объясняется, прежде всего, невозможностью бездейственной системы материальных
стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление сделать стержнем этой
системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в директивном порядке. Но
эффективность такой системы была весьма ограничена.
Именно принудительная
сила конкуренции побуждает фирмы предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить
свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами,
угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет
предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои
издержки к низким рыночным цена.
В целом же, эта
форма экономических отношений несет меньше негативных моментов, чем
положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия,
злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция -
определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её
условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого
вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|