|
|||||||||||
2. Рефинансирование банков. Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования. Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) на графике отражают нестабильность российской экономики. Диаграмма 1.1.1[2] Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики. В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов. 3. Валютные интервенции. Доли успешных и провальных интервенций за период с января 1997 года по июль 2000 года отражены в диаграмме. Диаграмма 1.1.2[3]
По результатам анализа можно сделать несколько выводов. - До валютного кризиса августа 1998 года Центральный банк РФ был наиболее успешен в сглаживании колебаний валютного курса (в 78% случаев) и менее успешен в поддержании тенденций на рынке (47% случаев). - После кризиса и введения плавающего курса общая эффективность валютных интервенций Банка России снизилась. - По значениям третьего критерия можно сделать вывод, что в России не могут «перебороть» рынок и осуществить разворот тренда. С такой низкой эффективностью в периоды финансовых потрясений ЦБР не сможет исключительно силами одних интервенций противостоять валютному кризису.
§2. Отрицательная роль налоговой системы в РоссииСреди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Современная налоговая система России строится на единых принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. К ним относятся: однократность обложения (один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период), строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот, точная классификация налогов, четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня. Эти объявленные принципы налогообложения в силу нестабильности экономики, слабо развитых рыночных отношений и недостаточной опытности налоговых служб соблюдаются в налоговой практике не в полной мере. Нарушена однократность обложения. В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов, что приводит к росту расходов по их сбору и создает условия для уклонения от уплаты налогов. Таким образом, нужно отметить, что действующая налоговая система в РФ находится в стадии становления и имеет следующие недостатки: - высокий уровень налогообложения предприятий; - большое количество разнообразных налогов и их постоянное изменение; - сложный порядок определения налогооблагаемой базы для большинства налогов; - противоречивость и неясность некоторых статей налогового законодательства; - значительный недобор налогов в результате уклонения от их уплаты; - фискальный подход к налоговым проблемам и другие. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
§3. Результаты приватизации в РоссииПриватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Приватизация в России проходила в два этапа: чековый и денежный. Первый этап приватизации в России обуславливался использованием приватизационных чеков, выданных всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. Но в ходе первого этапа приватизации не были решены задачи передачи предприятий в руки эффективных собственников, чековая приватизация не обеспечила заметного повышения эффективности производства. Поэтому главной целью денежного этапа приватизации (начало 1.06.94) стал переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных собственников. К основным результатам денежной приватизации следует отнести: 1) выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот; 2) формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте: в 1997 году запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа. Следует отметить, что социально-экономическая ситуация, в которой оказалась Россия после 17 августа, затрудняет оценку достигнутых результатов приватизации. Естественное в этих обстоятельствах сокращение инвестиций в основной капитал, объем производства, рост цен и неплатежей, падение котировок ценных бумаг не способствуют развитию процесса приватизации. Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом, задачи не были решены в полном объеме: 1) не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников; 2) структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий; 3) привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; 4) в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.
Глава II. Крах финансовой пирамиды §1. Причины краха Общее мнение большинства экономистов, отечественных и зарубежных, состоит в том, что кризис 1998 года, разрушивший хрупкое макроэкономическое равновесие предыдущих двух лет, вызван исключительно внутренними российскими проблемами. Внешние факторы – финансовый коллапс в странах Юго-Восточной Азии и падение цен на нефть – в лучшем случае могли быть только его катализаторами. Рассмотрим причины 2-ух составляющих кризиса – отказа государства обслуживать долг и девальвация рубля.Крах финансовой пирамиды был предопределен задолго до объявления дефолта в августе 1998г. Неизбежность кризиса выявилась в 1995-1996 гг., когда заимствования осуществлялись по сверхвысоким в реальном выражении ставкам процента, а налоговые поступления продолжали сокращаться. Допуск нерезидентов на некоторое время позволил снизить стоимость обслуживания долга. С другой стороны, он создал потенциально взрывную ситуацию – краткосрочный иностранный капитал мог уйти в любой момент. Поэтому появление нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг только продлило на некоторое время существование финансовой пирамиды.Вторая составляющая экономического кризиса: внешнее и внутреннее обесценивание рубля. В результате девальвации рубль подешевел в реальном выражении в два раза, произошел всплеск инфляции, с которой, казалось, было уже покончено. Изменение реального курса национальной валюты всегда обусловлено необходимость сбалансировать платежный баланс. В чем же состояли внешнеэкономические трудности? Обычно указывают на множество причин: ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, движение иностранного спекулятивного капитала или на ошибочную валютную политику ЦБ РФ. Как представляется, основной причиной внешнего обесценивания рубля является отток российского капитала за рубеж. Упроченное состояние платежного баланса в 1992-1996 гг. можно охарактеризовать следующим образом: растущее положительное сальдо внешней торговли обеспечило отток капитала из России. В 1997г. ситуация существенно изменилась, и именно тогда значительное обесценивание рубля в реальном выражении стало неизбежным. В 2000 году приток иностранного капитала в Россию по всем каналам составил более 43 млрд. долл., из них немногим меньше половины пришлось на спекулятивный капитал, который был необходим для поддерживания пирамиды ГКО. Приток краткосрочного капитала можно считать бедствием для экономики. Ничего подобного в России в 1997г. не было: чистые международные резервы увеличились всего лишь на 1,9 млрд. долл., всплеска инвестиционной активности или потребительских расходов также не наблюдалось. Получается, что невиданный в российской истории приток иностранного капитала (9,3% от ВВП по текущему валютному курсу) почти никак не сказался на состоянии российской экономии. И это не удивительно – фактически он профинансировал отток российского капитала за границу. Основными направлениями последнего были следующие: прирост наличных валютных сбережений граждан (13,5 млрд. долл.), предоставление торговых кредитов (6,8 млрд.), невозврат экспортной выручки и проплата фиктивных импортных контрактов (11,5 млрд.), прямые и портфельные инвестиции за рубежом (2,6 млрд.). Состояние платежного баланса было таково, что если бы ЦБ попытался «вклиниться» в сложившиеся финансовые потоки и сформировать достаточные валютные резервы, то девальвация рубля и ускорившееся бегство капитала разрушили бы хрупкое макроэкономическое равновесие уже в 1997г. Таким образом, именно по причине оттока отечественного капитала ЦБ изначально не мог сформировать необходимых валютных резервов, и когда пришло время платить по счетам, резервов у властей нее оказалось. Денежные власти попытались провести девальвацию рубля в реальном выражении наименее болезненным, как казалось, способом – за счет сжатия денежной массы в обращении. Однако падение цен, а, следовательно, и корректировки реального валютного курса не произошло. Можно предположить, что монетарная инфляция в 1998г. действительно стала отрицательной. Однако, немонетарную инфляцию, подпитывавшуюся расширением бартера и ростом неплатежей, остановить ЦБ было не под силу. Вместе с тем, сверхжесткая денежно-кредитная политика привела к спаду производства и росту процентных ставок, а это способствовало обострению кризиса на рынке ГКО. Таким образом, ситуация в 1998г. была практически безвыходной, а ЦБ и правительство могли только отсрочить наступление кризиса. Бегство капитала и состояние рынка государственных долговых обязательств являются наилучшими индикаторами состояния экономики и того, насколько хозяйствующие субъекты доверяют власти, в частности макроэкономической политике правительства. Следовательно, конечные причины не только внутреннего, но и внешнего обесценивания рубля находятся внутри российского общества. Недоверие к власти является вполне обоснованным. Реформаторы мало продвинулись в деле создания нормальной рыночной экономики, фактически в России был построен криминально-олигархический капитализм. Именно по этой причине правительство так и не сумело до конца довести борьбу с инфляцией, не говоря уже о переходе к давно назревшим структурным и институциональным преобразованием.
§2. Экономические последствия краха С точки зрения динамики важнейших макроэкономических показателей, в целом, среднегодовое их значение оказались в 2000 г. наиболее успешными в развитии экономики России за весь период трансформации. Вместе с тем многие тенденции, проявившиеся в той или иной степени в истекшем году, указывают на наличие ряда проблем, которые предстоит решать, для того чтобы придать динамике роста устойчивость и новое качество на основе технологического обновления производительных сил страны. Сложившиеся по итогам 2000г. экономические показатели достаточно полно иллюстрируют его особое место в развитии российской экономики в последнее десятилетием. По абсолютному большинству показателей, характеризующих темпы роста экономики и отраслей, итоговые цифры выше, чем в 1999г. Динамика российской экономики за годы реформ отражена в таблице. Таблица 3.2.1[4] | |||||||||||
Экономические показатели |
Среднегодовой прирост, % |
||||||||||
1991-1998гг. |
1999г. |
2000 г. |
1998-2000 гг. |
1991-2000гг. |
|||||||
Валовый внутренний продукт |
-6,9 |
3,5 |
7,7 |
5,6 |
-4,3 |
||||||
Индекс потребительских цен |
232,0 |
36,5 |
20,2 |
28,1 |
168,7 |
||||||
Продукция промышленности |
-9,4 |
8,1 |
9,0 |
8,5 |
-5,7 |
||||||
Продукция сельского хозяйства |
-7,3 |
4,1 Страницы: 1, 2 |
|