|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
По предварительным данным, физический объем ВВП возрос на 7,7% по сравнению с предыдущим годом, объем промышленного производства – на 9%. Рост инвестиций характеризуется еще большей величиной – на 17,4%. Доходы населения возросли более чем на 9%. При этом федеральный бюджет исполнен профицитом в 2,5% от ВВП. Впервые за последние 10 лет снизилась энергоемкость ВВП: примерно на 5%. Темп экономического роста в России был на уровне наиболее быстроразвивающихся стран мира – стран Юго-Восточной Азии. Рост мировой экономики (в %) показан в диаграмме 3.2.1 (1997г. - 100%). Диаграмма 3.2.1[5] В 2000г. объем ВВП составил 6946 млрд. руб., что по среднему курсу рубля составляет 250 млрд. долл. На душу населения в России приходится 1700 долл. По показателю ВВП на душу населения Россия сохранила и даже несколько улучшила свои позиции по сравнению с рядом стран (по оценке за 2000г., в Болгарии – около 1400 долл., Китае – 790 долл.). Таким образом, в результате экономического роста на протяжении 1999-2000 гг. макроэкономические параметры количественно соответствуют уровню 1994г., но имеют при этом качественно лучшие характеристики. Качественные отличия двух периодов (докризисного и настоящего) состоят, прежде всего, в разных по содержанию источниках развития и методах решения бюджетных проблем. В докризисный период развитие шло с опорой на внешние займы. Реальный сектор, особенно инвестиционный, находился в стадии спада. В структуре ВВП опережающими темпами рос сектор услуг. Укрепление курса рубля приводило к ухудшению платежного баланса. В настоящий период развитие опирается на внутренние источники. Производство и инвестиции находятся в стадии роста. Структура производства ВВП характеризуется опережающим ростом товаров. Конкурентоспособность российской экономики сохранялась в течение всего периода в условиях медленного укрепления рубля. Устойчиво сокращается доля расходов консолидированного бюджета в ВВП (диаграмма 3.2.2). Диаграмма 3.2.2[6] В отличие от докризисного периода, который характеризовался двойным дефицитом – консолидированного бюджета и платежного баланса – в 2000г. достигнут значительный двойной профицит как по указанному бюджету, так и по платежному балансу. Однако суммарные итоги 2000 года неоднородны. Развитие экономической ситуации менялось в течение года, причем к концу – к сожалению, не в лучшую сторону. Таблица 3.2.2[7] Изменения важнейших условий и показателей экономического развития России в 2000 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
I период |
II период |
III период |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Инфляция (ИПЦ): рост за период, % |
5,0 |
7,3 |
6,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Реальный курс рубля к $ (рост за период, %) к декабрю 1999г., % |
-2,1 -2,1 |
8,6 6,5 |
4,6 11,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Реальная средняя заработная плата (рост за период, %) |
-5,4 |
6,0 |
12,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Цена нефти (контактная), долл. за 1 баррель: средняя на конец периода |
22,2 19,3 |
23,9 24,3 |
25,7 22,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рост к предыдущему периоду с исключением сезонного фактора, % |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспорт товаров |
19,1 |
4,7 |
0,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Импорт товаров |
-0,9 |
0,2 |
20,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвестиции в основной капитал |
10,9 |
10,1 |
-0,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Реальные доходы населения |
1,3 |
4,5 |
5,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Оборот розничной торговли |
2,9 |
2,8 |
4,9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВП |
2,9 |
2,8 |
1,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Промышленность |
3,3 |
3,5 |
-0,2 |
В целом 2000г. воздействие всех элементов конечного спроса на экономический рост, за исключением государственных нужд, было равносильным:
ü Общее улучшение внешнеэкономической ситуации определило около 35% прироста ВВП;
ü увеличение спроса со стороны населения – около 34%;
ü прирост инвестиций – примерно 27%;
ü увеличение же государственного спроса обусловило 4% прироста ВВП.
Развитие экономической ситуации в начале 2001г. тесно связано с ситуацией в декабре 2000г. В определенной мере оно явилось реакцией на экономическую, и в частности потребительскую, активность конца 2000г.
Так, за первый квартал по отношению к тому же периоду предыдущего года продукция базовых отраслей повысилась на 3,7%, промышленности – на 3,3%, транспорта – только на 0,7%, в том числе железнодорожного – на 2,3%. Сохранилось увеличение инвестиций в основной капитал (на 6,7%). Растет розничный товарооборот (на 8,2%), реальные располагаемые доходы населения повышаются медленнее (на 3,2%), реальная заработная плата возросла на 18,8%. Высоким остается индекс потребительских цен (7,1%)[8].
Но главной особенностью начала 2001г. стало ускорение инфляции. Основными факторами увеличения темпов роста цен стали:
v заметное увеличение денежной массы в конце 2000г;
v сезонный рост цен, связанный с декабрьскими выплатами населению;
v повышение цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг естественных монополий привело к росту цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства и услуги пассажирского транспорта;
v рост номинального курса доллара, который придал некоторый импульс повышению цен на импорт потребительских ресурсов.
Таким образом, в целом предварительные итоги начала 2001 года подтверждают, что придать экономике устойчивую динамику роста пока не удалось.
§3. Социальные последствия
Главное богатство любого государства - его человеческий потенциал, особый генофонд, который отличается необычной позитивной спецификой, именно он создаёт богатства и экономическую мощь государства. Роль населения как носителя интеллектуального потенциала многократно возрастёт в постиндустриальных странах, где именно интеллект нации становится основным движителем и определяющим фактором прогресса государства. Всякая потеря людских ресурсов России независимо от характера и конкретных причин, как в количественном, так и в качественном отношениях оказывается не только внутриполитической, но и геополитической проблемой. Эти потери дестабилизируют и ослабляют страну, становясь угрозой национальной безопасности и самого существования государства.
Реальная динамики социально-экономических показателей за последнее десятилетие XX в. не подтверждают выводов о том, что в стране произошла настоящая экономическая революция и не оставляет надежд даже на эволюцию сложившегося образа мышления (менталитета) россиян в пользу изменения общественной системы. В первые годы реформ до 60% населения (по данным опросов)[9] не видела в них позитивных социальных перспектив. В настоящее время эта часть населения России составляет около 45%. Этому содействует антисоциальная динамика дифференциации населения по уровню доходов, коэффициент которой (в разах) вырос с 8,0 в 1992г. до 13,9 в 1999г. При этом численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась незначительно (с 33,5 до 29,9% общей численности населения), а доля оплаты труда в общих денежных доходах снизилась с 69,9 до 36,0%[10].
Антисоциальные факторы откликнулись и тем, что естественный прирост населения 2,2 в расчете на 1000 человек населения в 1990г. к 1996г. сменился отрицательным показателем – 5,4 (а в 1960г. – он был на уровне 15,8). Резко возросла смертность от убийств (в 1995г. по сравнению с 1990г. – более чем в 2 раза – 45,1 тыс. человек и самоубийств – 60,9 тыс.).
Некоторые исследователи видят причину данного процесса в непродуманности реформ, осуществляемых без учета сложившегося образа жизни и мышления российского человека, его приспособленности к реальной государственно-общественной защищенности (работа, жилье, охрана здоровья, учеба, отдых и др.). Даже элементы уравнительности воспринимаются населением лучше, чем нарастание дифференциации по доходам.
Современный кризис общечеловеческих, социально-экономических, общественных, государственных отношений берет свое начало именно с деформации менталитета человека. Тенденция глобализации, нарастания диктата транснациональных корпораций, однополярного мира, господства информационных и фондово-банковских элит усиливают эту деформацию и поднимают ее результаты на уровень внутренних социально-экономических процессов и международных, межгосударственных отношений, затрагивая и проблемы мировой безопасности.
Глава III. Пути преодоления кризиса российской экономики
Для преодоления сложившейся ситуации в стране необходимо предпринять некоторые шаги в проведении реальных рыночных реформ.
Для начала необходимо укрепить правовую базу реформ. Необходимы новый федеральный закон о малом бизнесе и закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, закон о холдингах и поправки к закону о финансово-промышленных группах.
Хозяйствующие субъекты нуждаются в надежной юридической защите, которую призваны осуществлять арбитражные и иные суды. Здесь не обойтись без качественного совершенствования судебной системы и самого судопроизводства.
Также необходим закон о национальной безопасности, который уже существует в США, и которого пока нет в нашей стране. В США такой закон носит характер конституционного. В нем определены базовые ценности американского общества, посягать на которые – преступление.
Существует необходимость бюджетной реформы. Бюджетная политика - зеркало, отражающее все плюсы и минусы государственного ведения дел, баланс интересов государства и общества, регионов и хозяйствующих субъектов. Главные цели бюджетного регулирования - обеспечение роста объемов производства и доходов граждан. В отсутствие реформ единственным путем поддержания сбалансированности бюджета остаются усиление налогового бремени и одновременное наращивание внутреннею долга страны, что и наблюдалось в последние годы.
Чтобы задействовать рычаги бюджетного регулирования, стимулирующего рост производства и предоставляющего субъектам Федерации равные возможности для финансирования минимального стандарта государственных услуг населению, необходимо соблюдение нескольких условий. Это: долгосрочная бюджетная политика; продуманная стратегия управления государственным долгом; переход от годового бюджетного "горизонта" к трехлетнему планированию и замена ведомственного метода программно-целевым бюджетным финансированием; конкурсное распределение бюджетных заданий и закрепление их в соответствующих контрактах с жестким контролем со стороны государственных ведомств. Сюда же входит опережающее определение основных, прорывных направлений вложения средств, которые и будут "вытягивать" экономику в целом.
Постоянный пересмотр финансовых, налоговых законов и принятие бюджетов в процессе их исполнения порождают нестабильность в обществе, препятствуют развитию экономики. Следует прекратить практику "латания дыр" в законах. Вместо этого нужно перейти к комплексной разработке "пакетов" законодательных изменений. Совет Федерации должен более активно участвовать в бюджетном процессе на его начальных стадиях, как это имеет место в Германии, Франции и других странах, где бюджет представляется сразу в две палаты.
Также необходимо создать благоприятную среду, как для предпринимателей, так и для наемных работников, а также консолидировать общество и "раскрепостить" его энергию. Федеральные и региональные органы власти должны завершить формирование государственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, содействовать их эффективному функционированию и координации деятельности. Права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулировании, механизм налогообложения призван соблюдать принцип посильности налоговых обязательств.
Очень важно обеспечить эффективную правовую защиту государством частной собственности и бизнеса от вымогательства и рэкета со стороны криминальных структур.
Особого внимания требует внедрение современных методов бухгалтерского учета и аудита. Надо заставить участников рынка раскрывать властям свои действительные расходы и доходы.
Еще одной задачей для государства должно стоять укрепление государственных служб, государственной администрации различных уровней. Чтобы наладить селекцию чиновников высокого ранга, учитывающую их опыт, профессионализм, добросовестность и честность, можно было бы создать назначаемую президентом страны и утверждаемую парламентом постоянную Комиссию государственной службы. Она должна обладать авторитетом и существенной автономией в своих решениях и рекомендациях, в противном случае ей не удастся добиться сокращения разбухших управленческих структур и ликвидации ненужных звеньев аппарата, применять высокие стандарты отбора, продвижения по службе или освобождения чиновников от должности. Важно, чтобы на кадровые решения влияли не политические или идеологические соображения, не степень лояльности и преданности начальству, а деловые качества и честность.
Одна из главных предпосылок успешных рыночных преобразований - решительная борьба с преступностью и коррупцией. Для этого необходимы "прозрачность" деятельности властных структур и ответственных чиновников, публичная отчетность о результатах их работы и реализации принятых решений, расширение возможностей и ответственности следственных и контрольных органов, ужесточение санкций и наказаний за совершенные преступления. Реформированная правоохранительная система обязана решительно пресекать практику сокрытия и фальсификации реального финансового состояния, полученных частными и государственными компаниями доходов, в том числе махинации управляющих по растаскиванию активов предприятий.
В макроэкономической области главные усилия надо направить на стимулирование экономического роста, и именно под этим углом зрения менять подходы к рыночным реформам. Экспансионистская макроэкономическая политика необходима, чтобы поднять уровень жизни населения, увеличить занятость и ослабить чрезмерную зависимость страны от экспорта топлива и сырья и импорта продовольствия, предметов потребления и других товаров, которые Россия в состоянии производить сама.
Следующим шагом в стабилизации положения в стране является активная промышленная политика. "Расчистка" балансов предприятий от взаимной просроченной задолженности способная улучшить положение реального сектора экономики. Для увеличения инвестиций государство должно помочь развитию ипотечного кредитования, в том числе в жилищном секторе, и поощрять ускоренную амортизацию оборудования, субсидировать процентные ставки по инвестиционным кредитам.
Особый акцент необходимо сделать на реализации эффективной промышленной или структурной политики государства, которая должна определять приоритеты в развитии отраслей. При этом стратегическим ориентиром нужно считать не столько модернизацию существующего производственного потенциала и сохранение достигнутых позиций в науке и технике, сколько переход к инновационному типу развития, к экономике, основанной на знаниях. То есть к ускоренному освоению базисных технологий новейшего технологического уклада, определяющих будущее глобальной экономики: информатики и биотехнологий, электроники, авиакосмических технологий, производства новейших материалов, ядерной энергетики.
Для того чтобы проводить все предложенные реформы, необходима финансовая основа. Можно предложить ряд путей пополнения государственной казны, в частности, по линии налоговой реформы, валютного контроля, разумной политики внешних заимствований и договоренностей по реструктуризации нашей задолженности. Кроме того, целесообразно постепенно перемещать центр тяжести налоговой нагрузки с производственной деятельности и наемного труда на доходы от природной ренты, спекулятивной и посреднической деятельности.
Что касается приватизации как источника государственных доходов, то ее проведение представляется оправданным лишь после реструктуризации и финансового оздоровления предприятий. Нужно аннулировать продажу предприятий так называемым стратегическим инвесторам, если они не выполнили своих обязательств по инвестициям в приобретенное предприятие. Приватизацию следует проводить только тогда, когда она в долгосрочном плане улучшит финансовые позиции государства. Одна из главных причин финансового банкротства российского государства состоит в том, что оно в первую очередь приватизировало не убыточные, а наиболее прибыльные предприятия, служившие источником крупных бюджетных доходов.
Что же касается социальной составляющей реформ, то только государство может обеспечить справедливое и общественное приемлемое распределение выгод от рыночной экономики. Важно улучшить моральный климат в обществе, укрепить уважение к ценностям демократии и социальной справедливости. Как минимум для этого нужны: реализация закона о прожиточном минимуме, устраняющего массовое обнищание населения; недопущение отставания повышения пенсий от темпов инфляции; увеличение государственных ассигнований на нужды образования, науки, здравоохранения, сферы общественных услуг; государственное регулирование цен и качества медицинских услуг и лекарств; организация снабжения основными видами продовольствия но пониженным ценам нуждающихся и др. Для финансирования этих программ понадобятся, помимо уже сказанного, переход к прогрессивному налогообложению доходов, введение ощутимого налога на обладающую повышенной рыночной стоимостью недвижимость, находящуюся в личном владении. Эти меры могут рассматриваться как условие уменьшения социальной дифференциации доходов и снижения социальной напряженности в обществе.
Заключение
Со второй половины 1999г. Россия вступила в фазу экономического подъема. Этому способствовали исправления ошибок предыдущего курса социально-экономической политики, выработка новых подходов.
Суть новой экономической политики состояла в повышении роли государства в регулировании экономических и социальных процессов, в ориентации на расширение совокупного спроса как решающего фактора экономического подъема, в обеспечении повышения доходов населения. Страна получила четкие ориентиры для того, чтобы вернуть свои позиции в экономики, укрепить основы гражданского общества, остановить растущую преступность.
Весьма характерно, что начало новой экономической политики получило и очень своеобразное признание. Осенью 2001 года Нобелевская премия по экономии была присуждена трем ведущим американским ученым – Д. Стиглицу, Д. Акерлофу и М. Спенсу. Они выступают за активное участие государства в регулировании экономики, в том числе рыночных отношений, и считают, что абсолютно свободное, стихийное развитие рынка создает неравные условия в экономики. Возникновение острых и нерегулируемых коллизий ведет к дестабилизации и кризисным потрясениям. Чтобы избежать этого, считают эти ученые, необходимо возрастание роли государства[11].
Наши эксперты свидетельствуют, что при всех ограничениях существует реальная возможность выйти в ближайшее 10-летие на среднегодовые темпы в 5-6% и достичь к 2010г. общего увеличения ВВП на 70-80%. На такой основе можно начать сокращение резко усилившегося отставания от развитых стран[12].
Библиографический список использованных источников
1. Рязанов, Широкорада. Экономические реформы в России и Китае. – М, 2000г.
2. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М, 1997г.
3. Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. – М, 1999г.
4. Абалкин Л. Динамика и противоречия экономического роста//Экономист. – 2001г. - №12. – С. 3-10.
5. Григорьев Л. В поисках пути к экономическому росту//Вопросы экономики. – 1998г. - №8. – С. 35-56.
6. Дедова И., Кожевников Р. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение//Вопросы экономики. – 1998г. - №12. – С. 87-94.
7. Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999г. - №12. – С. 3-43.
8. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования//Финансы. – 1997г. - №4. – С. 22-24.
9. Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. – 2002г. - №1. – С. 7-13.
10. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис//Вопросы экономики. – 1998г. – №12. – С. 12-31.
11. Косыгина А., Ясин Е. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 74-79.
12. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики//Российский экономический журнал. – 1998г. - №10. – С. 10-19.
13. Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. – 2001г. - №4. – С. 12-22.
14. Львин Б. Об устройстве банковской и денежной системы//Вопросы экономики. – 1998г. - №10. – С. 18-34.
15. Львов Д. Экономика России: прорыв в XXI век//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 53-58.
16. Стародубровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 59-66.
17. Самсон И. Придет ли Россия к рыночной экономике? Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований//Вопросы экономики. – 1998г. - №8. – С. 124-135.
18. Строев Е. Экономические реформы в России: взгляд на будущее//Вопросы экономики. – 2001г. - №6. – С. 4-14.
19. Турбанов А.В. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты//Банковское дело. - №8. – 2000г. – С. 8-12.
20. Френкель А.А. Прогноз социально-экономического развития России на 2000 год//Банковское дело. - №3. – 2000г. – С. 26-31.
21. Шмелев Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики. – 1998г. - №10.– С.4-18.
[1] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999 г. - №12. – С.10.
[2] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999г. - №12. – С.11.
[3] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999г. - №12. – С.12.
[4] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.12.
[5] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.13.
[6] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.15.
[7] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.15.
[8] Стародубровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С.61.
[9] Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. - 2002г. - №1. – С.7.
[10] Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. - 2002г. - №1. – С.8.
[11] Абалкин Л. Динамика и противоречия экономического роста//Экономист. – 2001г. - №12. – С.3.
[12] Старобудровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С.66.
Страницы: 1, 2