Лекции по финансам
3. финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление
социальной политики государства.
4. Контроль за образованием и использованием централизованных
фондов денежных средств.
13.Состав и структура доходов федерального бюджета РФ.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в
распоряжение органов гос. власти соответствующего уровня.
Доходы
бюджетов принято классифицировать по различным основаниям. Одной из основных
выступает классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их
образования:
1.
Налоговые
доходы:
·
Прямые
налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и прочие доходы на
прибыль или доход);
·
Налоги,
взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (ЕСН, взносы от несчастных
случаев и т.д.);
·
Налоги на
товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи и лицензионные
сборы);
·
Налоги на
имущество (налоги на имущество физических лиц, на имущество предприятий и
т.д.).
2. Неналоговые доходы включают:
·
Доходы от
использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности;
·
Доходы от
платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении
соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления;
·
Средства,
полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и
уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а
также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской
Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы
принудительного изъятия;
·
Доходы в
виде финансовой помощи, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы
РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
·
Иные
неналоговые доходы.
3. Безвозмездные перечисления включают поступления от:
·
Нерезидентов;
·
Других
уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным
расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
·
Государственных
внебюджетных фондов;
·
Государственных
предприятий и учреждений;
·
Международных
организаций.
14.Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в
связи с выполнением государством своих функций.
Классификация видов расходов бюджета:
1.По степени предсказуемости:
- запланированные;
- незапланированные.
2. По экономическому содержанию:
Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств
юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы
включают затраты на государственное потребление, текущие субсидии нижестоящим
органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи,
выплату процентов по государственному долгу и другие расходы.
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты,
связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя
капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства,
инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и
частным предприятиям, местным органам власти.
3. По уровню бюджетной системы:
3.1. расходы федерального бюджета:
- обеспечение деятельности органов государственной власти и
органов исполнительной власти;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных
интересах;
- национальная оборона и обеспечение безопасности
государства, обеспечение конверсии оборонных отраслей промышленности;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных
бедствий федерального масштаба;
- обслуживание и погашение государственного долга;
- финансовая поддержка субъектов РФ и т.д.
3.2.Расходы бюджетов субъектов РФ:
- государственная поддержка отраслей промышленности (за
исключение атомной энергетики),
- обеспечение правоохранительной деятельности;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- обеспечение социальной защиты населения;
- развитие рыночной инфраструктуры;
- обеспечение средств массовой информации;
- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и
воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической
деятельности и т.д.
3.3.Расходы местных бюджетов:
- содержание органов местного самоуправления;
- формирование и управление муниципальной собственностью;
- содержание муниципальных органов охраны общественного
порядка;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного
значения. -И т.д.
15 . Дефицит бюджета: понятие и источники его покрытия.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Процессом финансирования дефицита
бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников
финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных ценных бумаг,
соотношением внутренних и внешних займов, создавая благоприятные условия для
сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады,
ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д.
Источники финансирования дефицита
бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на
текущий год. На уровне Федерации такими источниками являются:
- внутренние кредиты, полученные
Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте;
государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- внешние – государственные займы,
осуществляемые в иностранной валюте; путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных
финансовых организаций в иностранной валюте.
Основным источником финансирования
дефицита государственного бюджета служат государственные займы. Если расходы
растут намного быстрее, чем доходы, значимость заемных средств, как источника
финансирования, возрастает. При этом погашение ранее выпущенных займов может
осуществляться за счет выпуска новых займов, т.е. за счет рефинансирования.
Происходит рефинансирование государственного долга.
В мировой практике выделяют два
традиционных способа покрытия бюджетного дефицита: это государственные займы и
ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий
увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег.
Главные причины бюджетного дефицита в нашей стране: 1.
Снижение эффективности общественного производства, усугубленное низкой
результативностью внешнеэкономических связей. 2. Несовершенство финансовой
системы страны. 3. Консерватизм структур финансовой системы, их
ориентированность на административно-командные методы управления экономикой. 4.
Нерациональность бюджетного механизма, не позволяющего государству использовать
его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. 5. Неэффективные
структуры бюджетных расходов, усиленное стремление жить не по средствам,
осуществляется крупное государственное инвестирование и расходы.
16. Налоговая система РФ: роль, структура, и принципы
построения.
Налоговая система – это совокупность взимаемых в государстве
налогов и других платежей плюс свод регулирующих налогообложение законов,
структура и функции гос. налоговых органов. Налоговая система вкл. в себя не
только перечень взимаемых налогов и ставки к ним, но и сами законы,
устанавливающие данные налоги, и органы, занимающиеся начислением и контролем
за исполнением установленного законодательства. Структура налоговой системы РФ
в соответствии с Налоговым Кодексом РФ выглядит следующим образом:
1.
Федеральные
налоги и сборы (НДС, акцизы на отд виды товаров (услуг), налог на прибыль,
налог на доходы от капитала, НДФЛ, ЕСН, гос пошлина, таможенная пошлина и
сборы, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные
сборы)
2.
Региональные
налоги и сборы (налог на имущество, налог на недвижимость, дорожный,
транспортный, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные
лицензионные сборы)
3.
Местные
налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физ,лиц, налог на рекламу,
налог на наследование или дарении, местные лицензионные сборы)
Существует девять основных принципов налогообложения, которые
направлены на равноправное и беспристрастное взимание налогов согласно
установленным налоговым ставкам:
1.
принцип
всеобщности – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и
сборы
2.
принцип
равенства – все субъекты являются равноправными перед налоговым
законодательством
3.
принцип
справедливости – должен присутствовать учет фактической возможности субъекта
платить данный налог
4.
принцип
соразмерности – предполагает сбалансированности интересов налогоплательщика и
гос казны.
5.
принцип
отрицания обратной силы налогового законодательства – вновь принятые налоговые
законы не распространяются на отношения, возникшие до его принятия
6.
принцип
однократности – один объект может облагаться одним видом налога в один
налоговый период только один раз
7.
принцип
льготности – предполагает наличие льготных ставок или условий налогообложения
для отдельных групп налогоплательщика
8.
принцип
равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства в
установленном законом порядке
9.
принцип
недискриминационности – предполагает отсутствие каких бы то ни было различий по
половому, национальному, идеологическому и другому признаку между
налогоплательщиками.
17.
Налоговая политика: сущность, цели и задачи
Налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и
управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это
также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании,
планировании и контроле государственных доходов.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом
“взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”,
когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов.
Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом
конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип – политика разумных налогов. Она способствует развитию
предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.
Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к
ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления
сокращаются.
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий
уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы
направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к
раскручиванию инфляционной спирали.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики
успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в
сочетании с третьим.
Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель
оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
Задачи налоговой политики сводятся к:
1.обеспечению государства финансовыми ресурсами;
2.созданию условий для регулирования хозяйства страны в
целом;
3.сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений
неравенства в уровнях доходов населения.
18. Государственный кредит, его сущность, особенности.
Государственный кредит – экономические отношения между
государством ( в лице его органов власти и управления) и юридическими лицами и
физическим лицами, при которых государство выступает преимущественно в качестве
заемщика, а также кредитора и гаранта. Если государство выступает заемщиком, то
кредиторами являются банки, правительственные учреждения, корпорации, страховые
компании. Если государство – в роли кредитора, то заемщиками являются местные
органы самоуправления, предприятия, субъекты внешнего мира.
Кредитование осуществляют государственные банки или другие
госучреждения финансовой сферы. Следует разделять на собственно государственный
кредит и государственный долг. Государственный кредит- кредитные институты
(банки) кредитуют различные секторы экономики. Госкредит предоставляется на
началах возвратности и платности: через определенное время предоставленные
взаймы средства возвращаются с процентами. Если государство выступает в роли
заемщика, то кредитные ресурсы поступая в бюджет превращаются в финансовые
ресурсы. Если государство выступает в качестве кредитора, то финансовые ресурсы
(бюджетные средства) попадая к заемщику ,превращаются в кредитные ресурсы. Государственные
займы – основная форма кредита, где государство выступает в роли должника.
Государственные займы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других
обязательств. Государственный долг образуется, когда государство заимствует
денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов. Развитые
страны наиболее активно прибегают к госзаймам в периоды экономических
кризисов: когда правительство не в состоянии обеспечить поступления в казну налогов
в размерах необходимых для финансирования своих расходов, госзаймы становятся 2
– м после налогов методом финансирования расходов бюджета.
19. Консолидированный бюджет его роль в бюджетной системе.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней
бюджетной системы на соответствующей территории (бюджетов районов в городе и
бюджетов города → консолидированный бюджет). К.б. используют для
расчетов минимальных социальных финансовых норм и нормативов необходимых при
бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и
использования бюджетных средств. Показатели К.б. являются основанием для
предоставления текущих субвенций из федерального бюджета. К.б. не утверждается
каким-либо законодательным органом власти, поэтому не является юридическим
документом. Выполняет функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным
территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае
определяется расчетным путем. Имеет широкое применение в процессе планирования
и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы. Например,
удельный вес бюджета консолидированного РФ в валовом продукте дает
представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и
расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования
доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных
расходов… Источники доходов на разных уровнях консолидированного бюджета
разный, например, в доходах консолидированного бюджета РФ преобладает источник
НДС, а в консолидированных бюджетах субъектов – налог на прибыль. Причина
структурного расхождения являются: закрепленные за каждым уровнем бюджетной
системы собственных доходных источников; действующие в тот или иной период
пропорции распределения ставок между федеральными и региональными бюджетами при
совместном использовании налоговых баз; отраслевая специализация и общий
уровень соц.-экономического развития той или иной территории; распределение
полномочий между уровнями бюджетной системы, в т.ч. законодательное установление
перечня расходов, финансируемых исключительно за счет средств бюджетов
соответствующего уровня и др.
20. Минфин РФ завершил разделение
Стабизационного фонда на
Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния /версия 1/
Резервный фонд
заберет себе львиную долю прежних ресурсов бывшего Стабфонда.
При этом объем
Резервного фонда должен быть зафиксирован на уровне 10 процентов от ВВП
План
правительства состоит в том, что после наполнения Резервного фонда "до
краев", то есть вышеупомянутых 10 процентов, излишек будет уходить в Фонд
национального благосостояния. Ранее его называли Фондом будущих поколений, но
президент Владимир Путин распорядился данную структуру
переименовать. Что и неудивительно - фонд будет работать скорее не на будущие
поколения, а на прошлые. Главной его задачей станет финансирование выплат
пенсий. Решение об этом назревало давно, так как Пенсионный фонд полностью
справиться с выплатами уже не может. А по мере роста количества пенсионеров в
стране проблема будет лишь усугубляться.
При этом
инвестиции Фонда будущих поколений допущены ровно на тех же основаниях, что и у
Резервного фонда. Многочисленные предложения вкладываться в акции иностранных
компаний были правительством заблокированы.
Стабилизационный
фонд РФ был создан ещё в 2004 году по инициативе нынешнего главы Минфина
Алексея Кудрина. В течение трёх лет фонд успел накопить около $157 млрд и, как
посчитали в правительстве, со своей задачей справился. Теперь настало время
выпустить часть накопленных средств на насущные нужды государства.
Для этого Стабфонд поделили на две части:
Резервный фонд, размер которого составляет 3, 069 трлн рублей (примерно три
четверти средств Стабфонда), и Фонд национального благосостояния в 767,8 млрд.
Резервный остается неприкосновенным запасом, каким, фактически, и являлся
исчезнувший Стабфонд. Эти средства отложены страной на «крайний случай» – если
цены на нефть вдруг обвалятся и федеральный бюджет понесёт серьёзные потери.
А вот Фонд национального состояния пойдёт уже на
текущие траты – в основном на софинансирование пенсионных программ и покрытие
дефицита пенсионного фонда. Правда, каким образом будут инвестироваться эти
средства и кто ими будет управлять, пока не ясно. Этот вопрос Минфин обещает
решить только к концу 2008-го. Министерство должно выбрать те финансовые
организации, в распоряжение которых передадут «национальное благосостояние»
России, только в октябре, а пока роль управляющего органа будет выполнять
Центробанк.
Пополнятся фонды будут поочерёдно, причём в этом
отношении «национальное благосостояние» оказалось второстепенной величиной по
сравнению с Резервным фондом. Дело в том, что последний будет наполняться за
счёт «нефтяных» поступлений, и только тогда, когда объём поступивших средств
превысит 10% ВВП, разница отправится в Фонд национального благосостояния и
далее на выплату пенсий.
21.Государственный долг и причины его возникновения.
Задолженность правительственных органов владельцам
государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный
долг. Его приходится выплачивать с процентами. Как правило, из текущих
бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать
государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают
все к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.
Государственный долг подразделяется на внутренний и
внешний, а также краткосрочный (до одного года), среднесрочный
(от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее
тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать
основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать,
но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы
стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е.
превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной
суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют
специальные управления государственного долга при министерстве финансов,
которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых
заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основной
суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).
Внешний государственный долг – это долг иностранным
государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим
бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные
вещи, оказывать определённые услуги.
Внутренний долг государства – долг своему населению –
приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки
товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определённые изменения в
экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не
попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к
зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.
1. Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов.
2. Консолидация внешнего долга, которая означает превращение
краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос
предстоящих в скором времени платежей на отдалённое будущее.
3. Сокращение внешнего долга путём конверсии – превращение
его в долгосрочные иностранные инвестиции.
4. Обращение страны должника, попавшей в тяжёлое положение, к
международным банкам – региональным, Всемирному банку.
22. Классификация долговых обязательств.
Государственный и
муниципальный долг
В БК РФ приводится классификация долговых обязательств,
в зависимости от срока их погашения:
- на краткосрочные ( до года)
- среднесрочные (свыше 1 года до 5 лет)
- долгосрочные (свыше 5 лет до 30 лет)
По форме долговые обязательства делятся на:
-- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с
банками, иностранными государствами международными финансовыми организациями;
-- госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
-- договора и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и
кредитов от бюджетов других уровней;
-- договоры о предоставлении РФ гарантий;
-- соглашения и договора о пролонгации и реструктуризации
(прекращение долговых обязательств с заменой этих обязательств другими
обязательствами) долговых обязательств прошлых лет.
Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным
и непогашенным государственным займам ( включая начисленные по ним проценты). Государственные
займы – основная форма кредита, где государство выступает в качестве
должника. Госзаймы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других
обязательств. Госдолг РФ полностью обеспечивается всем имуществом, находящимся
в собственности РФ и составляющим государственную казну. В соответствии с БК РФ
«государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими
лицами, юридическими лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного права». Различают внутренний
и внешний долг. В состав внутреннего госдолга включаются долговые ценные
бумаги. Государственные федеральные ценные бумаги:
-- ГКО ( государственные краткосрочные облигации)
-- ОФЗ (облигации федерального займа)
--ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа)
-- ОВВЗ ( облигации внутреннего государственного валютного
займа).
Внешний долг делится на 2 части:
-- перешедшие «по наследству» от СССР (около 100 млрд.
долл.). Это долги по кредитам Парижского клуба, Лондонского клуба, странам СЭВ,
по межправительственным соглашениям.
-- задолженность, образовавшаяся после 1991 года. Это долги
по кредитам МФВ, по еврооблигациям, по кредитам Всемирного банка, по товарным и
целевым кредитам иностранных банков и фирм.
Виды госдолга:
1) капитальный (вся сумма непогашенных долговых обязательств)
и
2) текущий (расходы по выплате доходов кредиторам и по
погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил)
Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств
муниципального образования. Муниципальные долговые обязательства погашаются в
сроки , которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10
лет. Муниципальный долг складывается из:
-- основной суммы долга по муниципальным ценным бумагам
-- основного долга по кредитам
-- основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам
от бюджетов других уровней
-- объема обязательств по гарантиям.
23. Управление государственным долгом.
Управление государственным долгом должно быть системным и
требует специальной стратегической программы.
Под управлением государственным долгом понимается
деятельность органов власти РФ по обеспечению своевременного и полного
обслуживания и погашения государственным долга ,минимизация в среднесрочной
перспективе возникающих при этом расходов федерального бюджета, включая
деятельность по оптимизации размера структуры и состава государственным долга
,исключающих необходимость его реструктуризации.
Основные цели управления государственным долгом являются:
- поддержка объема государственным долга на экономически
безопасном уровне;
- обеспечение исполнения обязательств государства в полном
объеме;
- оптимизация стоимости обслуживания государственного долга
РФ.
Мерами регулирования государственного долга является контроль
за его размерами, установление предельных величин задолженности, рационализация
его состава и структуры, форм и методов обслуживания и др.
Методы регулирования государственного долга:
-обеспечение баланса между налоговыми и неналоговыми доходами
бюджета, эмиссионной деятельностью и размерами государственного долга, его
динамикой ,т.е стабилизации и возможности уменьшения государственного долга,
прежде всего внешнего.
- определение и использование стабилизационных инструментов с
целью управления динамикой долга.
-возможности рефинансирования задолженности государства.
-меры по реструктуризации государственного долга.
- уменьшение расходов по обслуживанию государственного долга
с учетом инфляционного обесценения основной суммы долга и затрат на его
обслуживание.
- сокращение государственных расходов.
- использование источников валюты для погашения и
обслуживания внешней задолженности.
- контроль за заимствованиями на региональном уровне.
- контроль за заимствованиями субъектов хозяйствования.
Реформирование системы управления государственным долгом РФ
должно предусматривать четкое определение функций органов государственной
власти в области управления долгом и определять порядок их взаимодействия.
Основным результатом реформирования системы управления
государственного долга должно явиться улучшение репутации РФ на международных
рынках, существенное уменьшения рисков, связанных с заимствованиями и
управлением государственным долгом, выход России на качественный уровень
заимствований и управлением государственным долгом, соответствующим
международным критериям.
24.Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи,
объекты и
субъекты.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - это контроль законодательных и исполнительных
органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за
финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство,
организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов (Сергеев
Л.И.).
Важнейшими принципами финансового контроля являются:
– независимость;
– гласность;
– превентивность (предупредительный характер);
– действенность;
– регулярность;
– объективность;
– всеохватывающий характер.
Основные задачи фин.контроля:
1.
Обеспечение
фин.безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов
хозяйствования.
2.
Выполнение
субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств в том числе и перед
органами государственной власти и органами самоуправления.
3.
Рост
финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечения их
рационального, эффективного, законного использования.
4.
Повышение
эффективности финансовой политики государства.
Органы контроля (субъекты):
Счетная палата, ГРУ, Центробанк, Министерство финансов,
Федеральное казначейство, Федеральная служба по фин. надзору, Федеральная
Налоговая служба, Федеральная таможенная служба,
Органы исполнительной и контрольно – ревизионные, органы
Федеральной исполнительной. власти и иные органы осуществляющие контроль за
поступлением и расходованием федерального бюджета и федеральных внебюджетных
фондов.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения,
перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых
ресурсов, в т.ч. в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях
хозяйствования.
25.Классификация
финансового контроля.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - это контроль законодательных и исполнительных
органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за
финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государство,
организации, учреждения, предприятия) с применением особых методов (Сергеев
Л.И.).
Классификация финансового контроля осуществляется по
таким признакам:
1.
по
времени проведения:
ü
Предварительный;
ü
Текущий
(оперативный);
ü
Последующий.
Практика показывает, что самым эффективным видом финансового
контроля является предварительный. В основном он применяется на этапах
рассмотрения и принятия бюджетов, финансовых планов, заключения договоров и
сделок.
2.
в
зависимости от субъекта контроля:
ü
Президентский;
ü
Ведомственный;
ü
Внутрихозяйственный;
ü
Контроль
представительными органами власти и органами местного самоуправления;
ü
Аудиторский;
ü
Контроль
исполнительных органов власти;
ü
Контроль
финансово-кредитных органов власти.
3.
по
сферам финансовой деятельности;
ü
бюджетный
контроль;
ü
страховой
контроль;
ü
контроль
за внебюджетными фондами;
ü
кредитный
контроль;
ü
налоговый
контроль;
ü
контроль
за денежной массой;
ü
инвестиционный
контроль;
ü
валютный
контроль.
4. по формам проведения;
ü
обязательный
(внешний);
ü
инициативный
(внутренний).
5. по методам проведения.
ü
Проверки;
ü
Обследования;
ü
Надзор;
ü
Мониторинг
(наблюдение);
ü
Анализ
финансовой деятельности;
ü
Ревизии.
6.
В
зависимости от правовой природы субъектов, занимающихся контрольной
деятельностью, финансовый контроль может быть государственным,
внутрихозяйственным и независимым (аудиторским).
В свою очередь государственный финансовый контроль может
быть:
- общегосударственным, т.е. осуществляемым органами
государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также
специальными контрольными органами;
- ведомственным, т.е. проводимым на подведомственных
предприятиях и учреждениях контрольно-ревизионными отделами министерств и
ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов местной власти и
т.д.
26.
Региональные финансы, сущность, состав, роль.
Одной из важнейших составных частей финансовой системы
государства являются региональные финансы. Региональные финансы — это система экономических отношений,
посредством которой распределяется и перераспределяется национальный
доход на экономическое и социальное развитие территории.
Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни
общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и
контрольную.
Контрольная функция проявляется лишь в
процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.
Мобилизационная функция обеспечивает
поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов
власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может
существенно повлиять на развитие общества.
Распределительная функция связана с перемещением
доходов от производителей в иные сферы хозяйства.
Главным звеном региональной финансовой системы является бюджет - годовой финансовый план расходов региона и
источников их покрытия. Сбалансированный региональный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов
и расходов и отвечает требованию жить по средствам.
Доходы регионального бюджета формируются за счет закрепленных и регулирующих
источников доходов. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов
составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Постоянно увеличивающиеся расходы
региональных бюджетов при недостаточном росте объема закрепленных доходов
вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется, главным
образом, за счет регулирующих источников, то есть средств, поступивших из
источников вышестоящих бюджетов. Последние охватывают широкую группу налогов,
субсидий, специальных фондов (например, подоходный налог с населения - до 80 %, прибыль
предприятий - 30 %), акцизы. НДС - 9.09 - 20 %).
Нужно отметить, что значительная часть федерального и
регионального бюджетов формируется за счет налоговых поступлений. Налоги — обязательные платежи предприятий и отдельных лиц в государственный
или местный бюджеты. Более половины налоговых поступлений концентрируется в
федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации
косвенных налогов (около 80 %). Прямые же налоги концентрируются на региональном уровне - это подоходный налог с физических лиц (13 %), налог на прибыль
предприятий (28 %), платежи за пользование природными
ресурсами, налог на имущество (2 % от среднегодовой стоимости имущества) и т. д.
Страницы: 1, 2, 3
|