бесплатные рефераты

Лекции по финансам

27. Муниципальные финансы: социально-экономическое значение.


Муниципальные финансы представляют собой  денежные средства, которые обеспечивают осуществления большинства функций  муниципальных образований.           

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов предусмотренных налоговом законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящейся в муниципальной собственности. И доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

В местный бюджет поступают ассигнования: на финансирование осуществления отдельных гос полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос власти, приводящих  к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований , а также другие не налоговые доходы.

Муниципальные финансы обеспечивают выполнение следующих функций власти:

1. Осуществление муниципальной власти в узком смысле (принятие правовых актов и осуществление действий, имеющих юридическое значение)

2. Защита интересов граждан на уровне органов местного самоуправления.

3. Соц. поддержка малообеспеченных граждан в форме выделения им различных пособий.

4. Оказание группам граждан, имеющих льготы, безвозмездные услуги, финансируемые за счет местного бюджета.

Использование муниципальных финансов осуществляется при соблюдении следующих условий:

§             использование финансов в соответствии с их назначением  ( невозможность выполнения действий, не имеющих юридического значения);

§             независимость органов муниципальной власти при осуществлении конкретных действий;

§             эффективность организации соответствующей деятельности ит.д.;

Необходимость в использовании муниципальных финансов наступает в следующих случаях:

1)                      если целью какой-либо деятельности является перераспределение полученных доходов, например в форме соц поддержки малообеспеченных граждан, она финансируется из части муниципальных финансов, формируемых за счет налогов местного бюджета;

2)                      если какая-либо деятельность адресована конкретному гражданину (организации) или определенному кругу лиц и имеют юридическое значение, т.е. порождает права и обязанности этих граждан по отношению к третьим лицам, - такая деятельность должна финансироваться за сет сборов, т.е. оплачиваться в виде сбора гражданами – получателями указанных муниципальных услуг;

3)                      не допускается осуществление какой-либо платной деятельности муниципальных образований  за исключением оплачиваемой установленными законно сборами. Недостаток средств в соответствующем бюджете является основанием не для введении платных услуг муниципальных учреждений, а для сокращения объемов и видов оказываемых ими бесплатных общественных услуг.

28. Содержание финансового регулирование, его формы и методы

Финансы и их роль


Очень важным и эффективным рычагом воздействия на экономику являются финансы, которыми обладает государство. Финансы (лат. fmancia — наличность, доход) — совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство. На уровне физических и юридических лиц — на предприятиях и в домашних хозяйствах — образуются первичные финансы.

Вторичные финансы государства образуются в результате последующего распределения (или перераспределения) первичных доходов главным образом с помощью налогов. Налоги — обязательные платежи, которые государство взимает с учетом величины начальных доходов предприятий и населения.

Национальные финансы играют важную роль в расширении государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок. Этим же целям соответствуют закупки товаров и услуг на военные цели. Расходы государства на оплату военных заказов, крупные налоговые льготы делают очень выгодным производство вооружений. Регулированию экономики способствуют расходы на социальные цели. Они позволяют расширить потребление товаров и услуг, поскольку ассигнование на социальную инфраструктуру (строительство школ, больниц, жилых домов) расширяет рынок сбыта для многих отраслей хозяйства. Структура и объемы государственных финансов, их роль в воспроизводстве и распределении национального продукта в странах Запада существенно изменяются в зависимости от характера хозяйственной роли государства. Заметное влияние на последнюю оказывают, экономические теории финансового регулирования.

Фискальная политика

Фиксальная (лат. fiscalis — казенный) политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др. С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную. Проанализируем их подробнее.

Дискреционная (лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами. Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Второй вид фискальной политики — политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор — экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.


29. Сущность, виды и функции финансового рынка России.

Финансовый рынок–совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей, продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государственные предприятия различных форм собственности и отдельные граждане.

Главной функцией финансового рынка, являются обеспечение движения денежных средств от кредиторов к заемщику и обратно. Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и объединений, а также населения между собой, между субъектами хозяйствования и отраслями экономики.

Основными составляющими финансового рынка являются:

1. Кредитный рынок

2. Рынок ценных бумаг

3. Денежный рынок

Кредитный рынок предполагает перераспределение денежных средств путем их предоставления владельцами ссуду на основе платности, срочности и возвратности. Кредит – это форма движения ссудного капитала.

Рынок ценных бумаг – это совокупность отношений финансового рынка, связанного с выпуском и обращением ценных бумаг.

Денежный рынок предполагает выпуск в обращение денежной наличности путем расчета ее количества на основе расчета ВВП. При этом с корректировкой на инфляцию и стагнацию.

При формировании финансового рынка особое внимание уделяется рынку ценных бумаг.

Финансовый рынок предполагает тесное взаимодействие капитала с рынком ценных бумаг.

При создании финансового капитала зависимость от него показывают все субъекты экономических отношений.


30.Бюджетный федерализм: понятие, модели.


Бюджетный федерализм- это отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации на основе сочетания принципов централизма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспределения в бюджетной системе при высокой степени самостоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местными властями самостоятельной налогово-бюджетной политики исходя из единства общегосударственных интересов и интересов населения.

Модели бюджетного федерализма:

1.                Централизованная модель.

При данной модели разграничение полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками доходов. Самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной системы сведена к минимуму.

2.                Децентрализованная модель.

Организация бюджетной системы строится на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму.

3.                Комбинированная модель.

Для данной модели характерно использование механизмов горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания; повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов; значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

 

31.Межбюджетные отношения: понятие, принципы.,


Межбюджетные отношения- это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.

Межбюджетные отношения- бюджетные отношения между тремя уровнями власти: федеральным, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу, составляют по существу основу механизма бюджетного регулирования, через который федеральные, региональные и местные органы власти и управления выполняют свои представительные и исполнительские функции с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

Межбюджетные отношения основываются на определенных принципах. В условиях бюджетного федерализма наиболее важными из них являются следующие:

1.                транспарентность (ясность, прозрачность, гласность) межбюджетных отношений;

2.                взаимная ответственность сторон за исполнение межбюджетных обязательств;

3.                четкая нормативная регламентация, исключающая возможность торга и субъективизма в распределении бюджетных средств;

4.                обеспечение гарантий единого доступа граждан, вне зависимости от места своего проживания, к основным социальным благам и услугам.


32.Участники бюджетного процесса


Статья 152. Участники бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент Российской Федерации инициирует бюджетный процесс в России, направляя Федеральному собранию ежегодное Бюджетное послание и определяя в нем приоритеты бюджетной политики на планируемый бюджетный год. Он имеет право отклонить закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и, наконец, он подписывает закон об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

2. к ведению органов законодательной (представительной) власти относятся: рассмотрение проекта соответствующего бюджета, его утверждение, утверждение отчета об исполнении бюджета, осуществление последующего контроля за исполнением бюджета, формирование и определение правового статуса органов, соответствующих уровней;

3. к ведению органов исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы) относятся: составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.;

4. органы денежно-кредитного регулирования: банк России как основной орган денежно-кредитного регулирования совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Госдумы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ;

5. органы государственного и муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизу проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства на соответствующем уровне;

6. государственные внебюджетные фонды;

7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств участвуют в бюджетном процессе на стадии составления бюджета (определяют задания по предоставлению госуд. или муниц. услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов фин.затрат, осуществляют сводные расчеты бюджетных ассигнований на планируемый год, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений), его исполнения (составляет бюджетную роспись, распределяет и доводит лимиты бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств, вносят изменения в сметы доходов и расходов подведомственных бюджетополучателей, осуществляют контроль за целевым использованием бюджетных средств распорядителями и получателями бюджетных средств, предоставлением ими отчетности об использовании бюджетных средств), составления отчета об исполнении бюджета (составляют сводную отчетность об использовании бюджетных средств подведомственными распорядителями и бюджетополучателями для последующего включения ее в отчет об исполнении бюджета);

8. иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.


33. Страхование как финансовая категория, ее особенности.


 Страхование - одна из трех сфер финансовой системы. Страхование связано с распределением совокупного общественного продукта и части нац.дохода. Для страхования в то же время характерны экономические отношения только по перераспределению доходов и накоплений, связанных с возмещением материальных и иных потерь. Таким образом, страхование связано с вероятностным движением денежной формы собственности. Страховой случай может и не наступить.

Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки:

1. Возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный и иной ущерб.

2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба  одного или нескольких субъектов на всех субъектов, во-влеченных в страхование. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, следовательно меньше страховой тариф и риск.

3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе.

4. Характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств.

 Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет взносов страховых фондов, предназначенных для возмещения материального и иного ущерба предприятиям, организациям и физическим лицам.

  Субъекты страхования - страхователь и страховщик. Страховщик - организация, осуществляющая страхование, имеющая на это лицензию,  к ней предъявляются определенные требования (объем уставного капитала, не имеют права заниматься торговой и производственной деятельностью). Страхователь - юридическое  или физическое лицо, заключающее договор страхования и вносящее страховые взносы.

  Застрахованный - это лицо, указываемое в договоре страхователем, жизнь или здоровье которого является объектом страховой защиты. Страхователь и застрахованный могут быть как одним лицом, так и разными.

  Выгодообретатель - лицо,  которое получает страховое возмещение в случае, если его не может получить страхователь.

  Существует две категории посредников на страховом рынке: страховой брокер и страховой агент.

  Страховой агент - это физическое лицо, которое заключает договор страхования от имени страховщика (страховой компании) за комиссионное вознаграждение, он внештатный сотрудник страховой компании.

  Страховой брокер - это юридическое лицо, которое по поручению страховщика или страхователя заключает договоры страхования за комиссионное вознаграждение. Это обычно компания неполучившая лицензии, но желающая действовать на страховом рынке.

  Перестрахователь и перестраховщик - это страховые компании, заключающие договор перестрахования. Перестраховщик принимает на себя часть страховых рисков перестрахователя вместе с частью страховых взносов.

   Страховая сумма - сумма денежных средств, на которую фактически застраховано имущество, жизнь, здоровье и т.д.

  Страховая оценка - это стоимость объекта для страхования за вычетом износа.

  Как правило, страховая сумма не должна превышать страховую оценку.

34. Рынок ценных бумаг и его роль в финансовой системе страны.


Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Основой рынка ценных бумаг является товарный рынок, деньги и денежный капитал. Рынок ценных бумаг это так же часть финансового рынка. Он является своеобразной опорой материальной сферы производства, откуда она черпает дополнительные фин ресурсы.

Различают:

- международные и национальные рынки ценных бумаг

- национальные и региональные рынки

- рынки конкретных видов ценных бумаг

- рынки государственных и корпоративных ценных бумаг

- рынки первичных и производных ценных бумаг.

В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах, как на капитале, он называется фондовым рынком, который является составной частью финансовой системы. Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка ориентируются на получение более высокого дохода по сравнению с вложением средств в банки. Однако следует иметь в виду прямую связь между уровнем доходности и степенью риска.

Целью существования рынка ценных бумаг является вовлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в хозяйственный оборот, обеспечение "перелива" денежных средств из менее эффективных сфер хозяйствования в более эффективные.

По целям функционирования (мобилизация средств и их "перелив") рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

Первичный рынок - это рынок первых или повторных эмиссий  ценных бумаг, рынок на котором осуществляется начальное размещение ценных бумаг среди инвесторов. Размещение производится обычно через специальные финансовые институты (инвестиционные банки, брокерские фирмы, дилерские агентства, клиринговые компании) или через фондовые биржи. Весь мобилизованный капитал поступает в распоряжение инвестора.

Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. Вторичный рынок не увеличивает стоимости привлеченных финансовых ресурсов, но создает механизм ликвидности, формирует доверие к инвестору и спрос на ценные бумаги.

Еще можно выделить такие виды рынка как:

1.Организованный и неорганизованный- с соблюдением и без соблюдения единых правил торговли;

2. Биржевой и внебиржевой-  торговля ценными бумагами на бирже и  минуя биржу;

3. Традиционный и компьютеризированный

4. Кассовый и срочный- немедленное исполнение сделок срок 1-2 дня и срок исполнения превышающий 2 дня.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно делят на 2 группы:

1. Общерыночные функции:

1.1. коммерческая– получение прибыли от операций на данном рынке;

1.2. ценовая- обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их движение;

1.3. информационная- рынок доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

1.4. регулирующая- рынок создает правила торговли и участия в ней.

2. Специфические функции:

2.1. перераспределительную- перераспределение ден средств м/у отраслями и сферами рыночной деятельности, перевод сбережений и т.д.;

2.2. страхование ценовых и финансовых рисков (хеджирование).

35. Валютный рынок, его функции и структура


Среди мировых валютно-кредитных и финансовых рынков основную роль играют собственно валютные рынки Под ними понимаются официальные центры купли-продажи иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуЛюд влиянием спроса и предложения

Строго говоря, все валютные рынки подразделяются на мировые, региональные и национальные (местные) Собственно мировые сосредоточены в мировых валютных центрах, как-то Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне, Париж, Цюрих, Токио, Гонконг (Сянган), Сингапур, Бахрейн, и на них осуществляются операции лишь с валютами, широко используемыми в мировом платежной обороте. Лидирует Лондонский валютный рынок с более чем 30% ежедневных валютных сделок в мире. В целом по 2/5 мирового валютного оборота приходится на европейский и американский рынки, а 1/5 - на азиатский

В отличие от этого, на региональных и местных валютных рынках проводятся операции с определенными конвертируемыми валютами (сингапурский доллар, саудовский рияп, кувейтский динар и др.). Этим также вносится некоторый вклад в международные денежные потоки

Современные мировые валютные рынки имеют следующие особенности Им свойственна значительная степень интернационализации На этих рынках операции совершаются непрерывно в течение суток по всему миру Расчеты производятся по корреспондентским счетам банков, и др.

Валютные рынки выполняют следующие основные функции осуществление международных расчетов, страхование валютных и кредитных рисков, взаимосвязь мировых валютных рынков с кредитными и финансовыми, диверсификация валютных резервов банков, предприятий, государства; регулирование валютных курсов

Совершаемые на валютных рынках операции достаточно разнообразны Основными являются валютные сделки с немедленной поставкой валют («спот»), срочные сделки («форвард»), валютные операции «своп», а также фьючерсные, опционные, арбитражные валютные сделки

Валютные операции с немедленной поставкой («спот») наиболее распространены (9/10 объема валютных сделок) Такая операция состоит в купле-продаже валюты на условиях поставки банками-контрагентами на второй рабочий день со дня заключения сделки по курсу, зафиксированному на момент ее заключения В рамках этой категории операций могут быть и более срочные сделки: Today по сегодняшнему курсу с поставкой валюты в день заключения сделки; Tomorrow по завтрашнему курсу с поставкой валюты на следующий день после заключения сделки.

Срочные валютные сделки («форвард») заключаются в том, что стороны договариваются о поставке обусловленной суммы иностранной валюты через определенный срок после заключения сделки по обменному курсу, зафиксированному в момент ее заключения По таким сделкам курс валют отличается от курса по операциям «спот» Эта разница определяется как скидка (дисконт dis, или депорт D) с курса «спот», если курс СРОЧНОЙ  сделки ниже или как премия (рм или R) еспи – выше.

 

36. Финансы коммерческих предприятий: сущность, функции, принципы


В соответствии со ст. 50 ГК РФ основной целью создания и деятельности коммерческой организации как юридического лица является извлечение прибыли, это предопределяет содержание ее финансовых отношений с другими субъектами. Финансы коммерческих организаций- это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

Финансы предприятия заключаются в ден отношениях при различных видах расчетов например при расчетах с поставщиками, банками, отношения с персоналом по выплате з/п, отношения с налоговой службой и др.Характерной особенностью финансов предприятия является то, что они: выражаются в денежной форме, представляют собой совокупность платежей и поступлений.

Финансы коммерческих п/п  выполняют следующие функции:

Воспроизводственная состоит в обслуживании ден ресурсами кругооборота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности п/п на основе формирования и использования ден доходов и накоплений.

Распределительная заключается в обеспечении оптимальных пропорций распределения прибыли между п/п и государством, между различными фондами п/п.

Контрольная это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью п/п с точки зрения потребления и расходов необходимых ресурсов, а так же контроль взаимоотношений п/п с банками, государством и др п/п.

Можно выделить следующие принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:

1)                получение и максимилизация прибыли предприятия;

2)                оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;

3)                обеспечение финансовой устойчивости коммерческих организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов);

4)                создание инвестиционной привлекательности;

5)                ответственность за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Указанные принципы определены основной целью деятельности коммерческой организации- получением прибыли, а также стремлением любого хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расширить свое участие на рынке.


37. Финансы некоммерческих организаций.


В ГК РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются  для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Финансы некоммерческих организаций – это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организации для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять только в тех целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, чтобы предотвратить занятие более прибыльной деятельностью в ущерб основной, отвечающей целям ее создания.

Содержание финансовых отношений в каждой из групп определяется организационно-правовой формой, в которой создается некоммерческая организация, особенностями целей и характера их деятельности в процессе оказания услуг. Это обуславливает специфику состава финансовых ресурсов некоммерческих организаций, порядка их формирования и использования.

Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих партнерств и др. формах, разрешенных законодательством (ст.50 ГК РФ).


38.Финансы индивидуальных предпринимателей.

Предприниматель- физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Предпринимательство- деятельность частного лица, который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением, самостоятельно принимает решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом.

В ГК РФ предпринимательская деятельность определяется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Обычно сферами частного предпринимательства выступают: фермерство, местная розничная торговля, местная сфера услуг.

Финансы индивидуального предпринимателя участвуют в общественном производстве и способствуют получению новых финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи такой индивидуальный предприниматель может выступать в общественном производстве в качестве:

·                   Собственника каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду);

·                   Индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности);

·                   Индивида, занимающегося оказанием услуг (аудиторские услуги (при наличии соответствующей лицензии), фотоуслуги и т.д.).

Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица в соответствии с законодательством РФ.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей- это денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, и предназначенные для выполнения финансовых обязательств перед государством для осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию лучших результатов деятельности.

Основным источником финансовых ресурсов предпринимателя является предпринимательский доход, в состав которого включаются все виды доходов, полученных от предпринимательской деятельности.    

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, на платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и иное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, в этом случае все полученные доходы используются на формирование личных сбережений и на личное потребление.


39.Роль Федерального Казначейства в управлении финансами и

его задачи.


Федеральное казначейство в РФ создано в 1992г. в структуре Министерства финансов России. Постановлением правительства РФ «О Федеральном казначействе» от 1 декабря 2004 г. с 1 января 2005г. Федеральное казначейство преобразовано в федеральную службу (до реформы главное управление федерального казначейства являлось структурным подразделением центрального аппарата Министерства финансов РФ и подчинялось министру финансов РФ).

Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются руководителю казначейства- главе службы Федерального казначейства, назначаемому и освобождаемому от должности министром финансов РФ.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

§ контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;

§ контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

§ контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

§ контроль  за государственными  федеральными  внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов,   отчетов  и смет в государственных  органах, банках,   на   предприятиях  всех форм собственности,  использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках.

Организационно Казначейство представляет собой единую централизованную  систему органов, в которую входят:  Главное управление федерального Казначейства Министерства финансов России и территориальные органы федерального Казначейства на местах.


40. Финансовые инструменты: понятие, закономерности использования в РФ.


Финансовый инструмент – договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое обязательство или долевой инструмент – у другой.

ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВЫЕ - разнообразные виды рыночного продукта финансовой природы; ценные бумаги, денежные обязательства, валюта, фьючерсы, опционы и др.

Финансовый инструмент - любой контракт, результатом которого является появление определенной статьи в активах одной стороны контракта и статьи в пассивах другой стороны контракта. Различают инструменты денежного рынка или инструменты рынка капиталов.
Финансовые инструменты - валюта, ценные бумаги и индексы их курсов.

Для целей учета и отражения в отчетности по МСФО финансовые активы подразделяются на четыре категории:

— финансовые активы, переоцениваемые по справедливой стоимости через отчет о прибылях и убытках;

- займы и дебиторская задолженность;

- инвестиции, удерживаемые до погашения;

- финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи.

Финансовые обязательства подразделяются на две категории:

- финансовые обязательства, переоцениваемые по справедливой стоимости через отчет о прибылях и убытках;

- прочие финансовые обязательства.

Как правило, финансовые инструменты признаются в балансе на дату, когда предприятие подписывает договор и становится участником сделки в отношении того или иного финансового инструмента.


41.Внбюджетные фонды, цель их создания и экономическая

сущность.


Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

- у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержке предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

- строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требует особого внимания со стороны государства;

- возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо.

Использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов - исполнительными органами. Бюджет, утверждаемый в виде Закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

- обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.

42. Государственные внебюджетные фонды, основные источники

их формирования.

Главная причина создания внебюджетных фондов- необходимость выделения важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

­        специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

­        отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

средства бюджета;

­        прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

­        займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. Начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе

социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) и др.;

экономические - Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд инвестирования жилищного строительства, Фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и др.

По Указу Президента РФ (22 декабря 1993 г.) преобладающая часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за счет отдельных платежей юридических лиц, объединились с федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации (соответственно). Для учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.

Законодательными органами субъектов Федерации рекомендовано консолидировать в соответствующих бюджетах средства территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям властей указанных органов.

Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу ответственности за эти средства не несут.

 

43. Пенсионный фонд РФ, направления использования средств

фонда.


Введен в действие с 1 января 1992г. Постановлением ВС РФ от 27.12.1991г.

ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о ПФ РФ.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет таких источников:

·     страховые взносы в виде отчислений от ЕСН;

·     страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

·     средства из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;

·     добровольные взносы граждан, предприятий и общественных организаций;

·     доходы от коммерческих финансово-кредитных операций;

·     часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств.

Страховые взносы - преобладающие доходы ПФР.

Все плательщики обязаны зарегистрироваться в ПФР. Размер взносов предприятий и организаций в ПФР определяется ежегодно Верховным Советом РФ по предоставлению Правления фонда. Страховой тариф устанавливается в процентах (%)  к фонду оплаты труда.

В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию.

На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 78 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:

-                     государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;

-                     пенсий по инвалидности;

-                     пенсий военнослужащим;

-                     компенсации пенсионерам;

-                     материальной помощи престарелым и инвалидам;

-                     пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;

-                     пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;

-                     также в бюджете на 2006 год заложены средства на проведение индексации всех видов государственных пенсий.

Часть средств Пенсионного фонда используется на нужды самого фонда.

44. Основные задачи, реализуемые фондом социального 

страхования.

Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.

ФСС - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного значения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций разных форм собственности и лиц, занимающихся предпринима-тельской деятельностью.

Основные задачи Фонда:

обеспечение гарантированных государством пособий;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение - оздоровление трудящихся и членов их семей.

Фонд социального страхования образуется за счет:

страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;

добровольных взносов граждан и юридических лиц;

ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.

Норматив отчислений юридических лиц в ФСС установлен на 2006 г. в размере 2,9% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям. Работающие в этот фонд ничего не платят.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Средства ФСС расходуются на выплаты различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременно при рождении ребенка, на погребение), финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленную на защиту интересов трудящихся.

 

45. Механизм функционирования фонда обязательного

медицинского страхования.

Образован в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» (от 28 июня 1991 г.). Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет обязательного медицинского страхования.

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для:

­                  выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

­                  финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

­                  осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.

·     Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет:

­                  финансирование обязательного медицинского страхования проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор обязательного медицинского страхования;

­                  финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

­                  выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленных на проведение обязательного медицинского страхования;

­                  предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

­                  накопление финансовых средств для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

­                  контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направленных на обязательное медицинское страхование граждан.

Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по предоставлению Правительства РФ. Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставленных услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.

Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.

Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем входит как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.


46.Финансовая безопасность России


Финансовая безопасность- это такое состояние финансовой системы при котором относительно устойчиво функционируют все ее элементы.

Обеспечение финансовой безопасности РФ — это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов через поддержание финансовой стабильности, выражающейся сбалансированностью финансов, достаточной ликвидностью активов и наличия необходимых денежных, валютных, золотых и т.д. резервов

При этом функции обеспечения финансовой безопасности России не ограничиваются и не сводятся только к защите. Главным приоритетом деятельности государства в сфере обеспечения финансовой безопасности является развитие его граждан, повышение качества их жизни.

Субъектами финансовой безопасности РФ являются функциональные и отраслевые министерства и ведомства, налоговые и таможенные службы, банки, биржи, страховые компании и т.д.

Предметом исследования являются угрозы, которым подвержены субъекты финансовой безопасности в процессе образования, распределения и использования денежных фондов. Различают:

Внутренние угрозы:

Ø                приобретение экономическим (финансовым) кризисом затяжного характера, сохранение тенденции торможения выхода из него;

Ø                сокращение используемой ресурсной основы в финансово-кредитной сфере деятельности для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ;

Ø                дезорганизация финансово-кредитной системы и ослабление ее регулирующих функций в сфере формирования и исполнения бюджета,  борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж;

Ø                низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, сужение внутреннего финансового рынка;

Ø                криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;

Внешние угрозы:

Ø                утрата Россией части своих внешнеэкономических позиций в результате ее вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков;

Ø                нарушение национальных приоритетов России в финансовой области из-за продвижения иностранными партнерами выгодных им экономических проектов и финансовых программ;

Ø                формирование иностранными партнерами такой структуры внешнеэкономических связей с Россией, когда последняя постепенно превращается в их сырьевой придаток;

Ø                противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования;

Ø                рост внешней финансовой задолженности России, усиление ее зависимости от иностранных кредитов;

Ø                криминализация некоторых видов внешнеэкономических связей с Россией, неконтролируемый вывоз капиталов из России;

Ø                активизация экономической разведки в кредитно-финансовой сфере страны.


47. Международные финансовые организации и их роль в

экономическом   развитии РФ.


Международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации – институты, созданные на основе межгосударственных отношений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений. К таким организациям относятся:

1.                 Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Официальными целями являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов. Россия вступила в МВФ в 1992г.

2.                 Международный банк реконструкции и развития (МБРР)- специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ, МБРР оказывает самое заметное влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран, проводит координирующую политику экономической помощи промышленно развитых стран развивающимся странам в разработке программ их экономического развития.

3.                 Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)- образован  для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентированной на рынок экономике. Учредителями банка являются 40 стран и две международные организации- Европейское экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк. В образовании банка принимал участие бывший СССР, членом банка является ныне РФ.

Цель ЕБРР- сыграть роль стимулятора и ускорителя для привлечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы.  Предоставляя кредиты, банк помогает западным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу экономик бывших социалистических стран на рыночные основы, к конвертируемости своих валют.

4.                 Лондонский клуб кредиторов объединяет около 1000 крупных    зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов. Лондонский клуб занимается проблемами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.

5.                 Парижский клуб – неформальное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. с целью решения проблем, связанных с официальной задолженностью развивающихся стран. Членство в клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных  условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам клуба.

6.                 Всемирная торговая организация (ВТО) – это интегрированная международная организация, наделенная полномочиями для действенного проведения в жизнь принципов и правил международной торговли, согласованных в ходе торговых переговоров.


48.Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества.


Мировые финансы можно разделить на три направления:

1. Финансовая помощь:

Ø                межгосударственные кредиты и гранты;

Ø                кредиты и гранты международных финансовых организаций.

2. Мировой финансовый рынок:

Ø                валютный спот-рынок (рынок, на котором товары продаются за наличные и поставляются немедленно; рынок, на котором сделки улаживаются в течение нескольких деловых дней (2дн.) со дня сделки.);

Ø                кредитный рынок;

Ø                рынок страховых услуг;

Ø                рынок долговых и долевых ценных бумаг;

Ø                рынок банковских кредитов;

Ø                рынок деривативов (Производных финансовых ин­струментов, рыночная ценность которых регулируется ценой базового актива — например, наличного товара, фьючерсно­го контракта или другого финансового инструмента. Опера­ции с дериватами могут осуществляться на биржах и на вне­биржевом рынке.)

3. Золотовалютные резервы:

Ø                частные золотовалютные резервы (резервы коммерческих банков);

Ø                официальный золотовалютный резерв (в России в 2006 г. равен 220 млрд.$).

В мировом хозяйстве постоянно происходит перелив денежного капитала формирующегося в процессе кругооборота капитала. Стержнем мировых финансовых потоков являются материальные процессы воспроизводства.

Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг и межгосударственное перераспределение денежного капитала между конкурирующими субъектами мирового рынка. Кроме того, они подают сигналы о состоянии конъюнктуры, которые служат ориентиром для принятия решений менеджерами.

Движение мировых финансовых потоков осуществляется по следующим основным каналам:

a.                 валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров и услуг;

b.                зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;

c.                 операции с ценными бумагами и разными финансовыми инструментами;

d.                валютные операции;

e.                 перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в международные организации.

Объективная основа развития мировых валютных, кредитных, финансовых рынков – закономерности кругооборота функционирующего капитала. На одних участках высвобождаются временно свободные капиталы,  на других постоянно возникает спрос на них.

49. Финансовая глобализация: сущность, объекты, особенности


Финансовая глобализация – это та часть процесса всеобщей глобализации, которая протекает в сфере международных финансов. Финансовую глобализацию следует понимать как:

1. свободный и эффективный переток капитала между странами и регионами мира.

2. функционирования глобального финансового рынка

3. формирование системы наднационального регулирования международных финансов

4. реализация глобальной фин. стратегии  транснациональных корпораций  и банков.

Объектами фин. глобализации являются

1. Международный финансовый рынок;

2. экономические субъекты, функционирующие на этих рынках (ТНК, ТНБ, финансовых корпораций правительств и Центробанков, национальных государств, международных фин. организации)

3. новые финансовые инструменты, возникающие на основе оборота традиционных объектов купли-продажи на мировых финансовых рынках.

4. технологическая база финансовой глобализации, связанная созданием всемирных информационных систем.

Факторы развития финансовой глобализации:

1. Свободное движение капитала при снижении национальных барьеров

2. усиление конкуренции на международных рынках, как между национальными, так и иностранными кредитно-финансовыми инструментами, между банковскими и небанковскими фин. учреждениями за сферы влияния.

3. стремительное развитие информационных технологий и глобального рынка электронных фин. услуг.

4. становление новых национальных региональных фин. рынков и включение их в общую глобальную рыночную систему.

Субъектами финансовой глобализации выступают:

1. международные экономические фин. организации

(МВФ, ВТО. ЕБР. Европейский Банк реконструкции и развития)

2.мультинациональные корпорации, институциональные инвесторы (пенсионные фонды, инвестиционные фонды, инновационные фонды, страховые компании)

3. крупные фин. центры (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж, Франкфурт на майне).


50.Особенности функционирования финансовых систем


В экономически развитых странах Финансовая система в развитых странах включает следующие звенья. Централизованные финансы - тго

государственные бюджеты, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды. Децентрализованные финансы - финансы государственных и частных корпораций (предприятий) и финансы домохозяйств. Это группировка по степени централизации.

Звенья финансовой системы можно сгруппировать и по другому признаку: государственные (муниципальные) финансы и финансы частного сектора экономики. Государственные финансы - это государственный бюджет, муниципальные бюджеты, государственные специальные фонды, финансы государственных и муниципальных предприятий. Финансы частного сектора экономики - финансы час i пых корпораций и финансы домохозяйств.

Центральное место в финансовой системе занимают государственные и муниципальные финансы.

В экономически развитых странах управление государственными финансами осуществляется законодательными органами путем разработки и применения финансового законодательства, которое регулирует бюджетный процесс, налоговый механизм, управление государственным долгом. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат, структура которого определяется государственным устройством.

Бюджетное устройство в разных странах обусловлено государственным устройством, административно-территориальным делением, уровнем развития экономики и ее структурой.

Так, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет -федеральные фонды и трастовые (доверительные) фонды. Правительственный бюджет финансирует общенациональные экономические и социальные программы. Трастовые фонды имеют целевой характер но отдельным видам производственной инфраструктуры: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций; фонды социального страхования, пенсионного обеспечения, пособий по безработице.

При всем разнообразии структур бюджетов разных стран общим для всех является отделение текущих государственных доходов и расходов от капитальных затрат.

Еще одним элеме11Тр

Общими важнейшими для всех выступают принципы единства, полноты, реальности и гласности. Бюджеты всех уровней являются самостоятельными и не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих органов управления.

Государственный бюджет является главным, центральным звеном в финансовой системе каждого государства. Он служит основным механизмом перераспределения финансовых средств страны, мобилизует их в самый крупный централизованный денежный фонд и направляет па удовлетворение общегосударственных потребностей, обеспечивает финансирование социально-экономического развития страны.

Органы государственной власти для формирования доходов бюджета используют четыре механизма -налоговый, неналоговый, госкредитпый и эмиссии, которые перераспределяют национальный доход от экономических субъектов в доход государства. Основным инструментом перераспределения являются налоги (обеспечивают 70-90% общей суммы доходов бюджета).

Все доходы делятся па закрепленные и регулирующие. За государственным бюджетом закрепляются главные налоги. В странах с развитой рыночной экономикой к главным относятся: налог на прибыль корпораций, подоходный налог с физических лиц, косвенные налоги - акцизы и НДС, таможенные пошлины.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ