Малое предпринимательство в рыночной экономике
Малое предпринимательство в рыночной экономике
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
..................................................................................................................................... 2
Глава 1. Малое предприятие в рыночной экономике ....................................................... 4
1.1. Понятие и признаки малого
предприятия .................................................................. 4
1.2. Место малого предпринимательства в
экономике промышленно развитых
стран
...................................................................................................................................... 6
1.3. Организационно-правовые формы
малого предприятия .......................................... 8
1.4. Система государственной поддержки
и регулирования малого
предпринимательства
.......................................................................................................... 11
1.5. Преимущества и недостатки малого
бизнеса ............................................................. 13
Глава 2. Практические аспекты развития малого
предпринимательства в Республике Башкортостан на примере г. Салавата ................................................................................ 15
2.1. Развитие
малого предпринимательства в г. Салават .............................................. 15
2.2. Показатели развития малых
предприятий в г. Салават ........................................... 19
Заключение................................................................................................................................. 22
Список использованной литературы..................................................................................... 23
Введение.
В Федеральном законе РФ «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного
Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование
своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной,
не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается
экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Постоянный поиск то появляющихся, то
исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним
составляют основу стратегии малого бизнеса.
Для экономики в целом деятельность
малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню
развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны
приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся
на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие
сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации
общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны
к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое
предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические,
социальные, научно-технические проблемы.
Анализ экономической литературы и
фактических статистических данных о деятельности субъектов малого
предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых
предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость
малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий,
развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство
является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости
населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием
решения следующих проблем:
·
формирование
конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему
удовлетворению потребностей населения и общества;
· расширение
ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к
удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества
товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
· приближение
производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
· содействие
структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике
гибкость, мобильность, маневренность;
· привлечение
личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых
предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем
в крупных;
· создание
дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
· способствование
более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их
талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
· вовлечение
в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство
налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
· формирование
социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
· активизация
научно-технического прогресса;
· освоение
и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
· содействие
крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки,
создание вспомогательных и обслуживающих производств;
· освобождение
государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие, экономические и
социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд
важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частою реформирования
экономики России.
Все вышесказанное подтверждает
актуальность проблемы и послужило основанием для выбора мной темы курсовой
работы.
1. Малое предприятие в
рыночной экономике.
1.1 Понятие и признаки малого предприятия.
Как следует из самого определения, «малое
предпринимательство» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая
субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами,
государственными органами или другими представительными организациями критериях
(показателях), конституциирующих сущность этого понятия.
По данным Мирового банка,
общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого
предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми
критериями являются следующие:
·
средняя
численность занятых на предприятии работников,
·
ежегодный
оборот, полученный предприятием, как правило, за год,
·
величина
активов.
Однако
почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к
субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведем
критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые
применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в Великобритании,
например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности
занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к
мелким - от 24 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малым
считается предприятие с занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной
торговле - это предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов.
Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно
соответствовать двум из следующих критериев:
· оборот не более 2 300 000 ЭКЮ;
· активы не более 1 500 000 ЭКЮ;
· средняя численность занятых - до 50 человек.
Во Франции малыми считаются
предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек и годовой
оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса,
ниже 200.000.000 франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы
оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности
фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли,
производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к
категории малых предприятий.
В Швеции к малым и средним предприятиям
относятся предприятия с численностью до 200 чел. Однако для классификации малых
и средних предприятий применяются и следующие показатели:
· стадии
роста (начальная, выживание, рост);
· отраслевая
принадлежность;
· географическая
сфера деятельности (локальные, региональные и национальные масштабы);
· специфические
характеристики владельцев и управляющих (например, женщины-предприниматели,
иностранцы и т. д.);
· типы
проблем, характерные для предприятий (например, их финансирование, управление
качеством и др.).
В российской практике существование
малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых
отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых
не превышало 100 чел.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются
коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %,
доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся
субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя
численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
· в
промышленности - 100 чел.;
· в
строительстве - 100 чел.;
· на транспорте
- 100 чел.;
· в сельском
хозяйстве - 60 чел.;
· в
научно-технической сфере - 60 чел.;
· в оптовой
торговле - 50 чел.;
· в розничной
торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
· в остальных
отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
В Федеральном Законе РФ «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также
физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица.
В соответствии с законодательством средняя за отчетный
период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его
работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера
и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также
работников представительств, филиалов и других подразделений указанного
юридического лица.
1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых
стран.
Малое предпринимательство играет
исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых стран.
Так, в США в 1986-1990 гг. небольшие
фирмы производили более 40 % валового национального продукта и половину
валового продукта частного сектора.
В отдельных сферах экономики малые
предприятия доминируют. Так, на их долю оптовой торговле приходится - 86 %
валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81 %, в
строительстве - 80 %, в финансовой сфере - 60 %, в розничной торговле - 55 %, в
обрабатывающей промышленности - 21%.
На малые фирмы в указанный период
приходилась почти половина всех занятых в частном секторе: 12 млн. чел. - в
сфере обслуживания; 10,1 - в розничной торговле; 4,4 - в оптовой; 8 - в
обрабатывающей промышленности; 4,3 - в строительстве; 2 - на транспорте; 0,5 - в
добывающей промышленности; 0,8 - в сельском хозяйстве; 3,2 млн. чел. было занято
финансовой деятельностью.
Особо важную роль малый бизнес играет в
решении проблем занятости: в 80-е годы 80 % всех новых рабочих мест были
созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают
средства к существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же
получает миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.
Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с
отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной
стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении
опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики
в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и
производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства,
т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.
Национальные особенности оказывают
значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в
производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется
несколько видов такого включения.
В Германии 2 млн. мелких и средних фирм
производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают
крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство
поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и
средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.
В Италии малые и средние компании,
число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления
экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень
конкурентоспособности экспортной продукции.
Во Франции малые и средние фирмы чаще
всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в
издательском деле, авиа- и судостроении.
В Португалии малые и средние фирмы
производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с
числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70 % всех промышленных компании,
а фирмы с числом занятых 500 чел. - лишь 0,4 %.
В пределах одной страны на отраслевую
структуру малого предпринимательства оказывают влияние региональные особенности
развития экономики. Так, например, в Италии действуют три различные региональные
экономические модели.
Первая сложилась на Северо-западе страны, центрами которого
являются такие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона
характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на
массовом производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно
здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности.
Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само
производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие
промышленность – финансовую и технологические сферы, проектирование и
инновации, снабжение и сбыт.
Второй экономический регион Италии -
Северо-восточный и Центральный районы, включая области Тоскана (Флоренция),
Эмилия - Романья и Венето. В этом регионе малые и средние предприятия развивались
автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких
предприятий традиционных для Италии производств (керамическая плитка, одежда,
обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.
Третья экономическая модель сложилась
на Юге Италии - на территории от Неаполя до Сицилии, где традиционно низкий
уровень экономического развития и социальная несбалансированность в
значительной степени сохраняются и поныне. Попытки правительства провести
индустриализацию региона путем строительства государственных предприятий и
привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная
миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны
препятствует развитию малого бизнеса.
Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства
во многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим
жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и
институциональной структурой общества. Как свидетельствует опыт той же Италии,
малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому
надежды на возможность построения системы устойчивого развития малого и
среднего бизнеса с помощью лишь экономических мер воздействия недостаточны
1.3 Организационно-правовые формы
малого предприятия.
В соответствии с законодательством
малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой
организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий
(организации) к субъектам малого предпринимательства является средняя
численность работников за отчетный период.
Субъектами малого предпринимательства
могут быть граждане (физические) и юридические лица.
Физические лица (граждане) могут быть
участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица,
участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,
являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.
Юридические лица, являющиеся
коммерческими организациями, могут создаваться в форме:
· хозяйственных
товариществ и обществ,
· производственных
кооперативов,
· государственных
и муниципальных унитарных предприятии.
Основными организационно-правовыми
субъектами малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и
общества, функционирующие в различных отраслях экономики.
Основными организационно-правовыми
формами субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные
товарищества и общества:
· полные
товарищества,
· товарищества
на вере (коммандитные),
· общества с ограниченной ответственностью,
· открытые и
закрытые акционерные общества.
Ниже приводится краткая характеристика
отдельных организационно-правовых форм коммерческих организации как субъектов
предпринимательской деятельности.
Полным товариществом признается
товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным
между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени
товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им
имуществом (ст. 69 ГК РФ).
Важной особенностью полного
товарищества является положение о том, что его участники солидарно несут
субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а
участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, наравне с другими
участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное
товарищество.
Полное товарищество не играет
существенной роли в экономике. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 1998 г.
функционировало всего 2899 полных товариществ, что составляет 0,32 % всех
хозяйственных товариществ и обществ.
Товариществом на вере (коммандитным)
признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от
имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам
товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько
участников вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с
деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не
принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской
деятельности.
Участниками товарищества на вере могут быть в качестве
полных товарищей индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а
в качестве вкладчиков - граждане и юридические лица. Государственные органы и
органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на
вере, если иное не предусмотрено законом, однако финансируемые собственниками
учреждения могут быть вкладчиками в товариществе на вере с разрешения
собственника, если иное не установлено законом.
Обществом с ограниченной
ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами
общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных
учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью
не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью
общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества,
внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам
в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью могут быть
граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного
самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установлено
законом.
Важное значение для успешного
функционирования ООО имеет формирование уставного капитала, который
составляется из стоимости вкладов его участников; он определяет минимальный
размер имущества общества, гарантирующего интересы кредиторов. Размер уставного
капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством.
Акционерным обществом (АО) признается
коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное
число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров)
по отношению к обществу.
В соответствии с законодательством
акционерное общество может быть открытым и закрытым, что должно отражаться в
уставе АО и фирменном наименовании. Акционеры открытого
акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия
других акционеров этого АО. Открытое АО имеет право проводить открытую подписку
на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Закрытым акционерным
обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его
учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Закрытые АО не имеют
права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции или иным образом
предлагать их для приобретения неограниченному числу лиц.
Высшим органом управления акционерного
общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться
ежегодно (годовое общее собрание акционеров).
Анализируя гражданское законодательство
и практику функционирования субъектов рыночной экономики в отдельных развитых
странах, можно привести следующие организационно-правовые формы субъектов
малого и среднего предпринимательства (табл. 1).
Таблица
1.3.1 Основные организационные формы субъектов малого бизнеса.
|