|
|||||||||||||||||||||||||||
Кроме средств местного бюджета было выделено 1,5 млрд. рублей в 2000г. Республиканским Фондом финансовой поддержки предпринимательства предпринимателям города, хотя в последующие годы такой помощи не было оказано. Поэтому мэрией города выделено 10 млн. руб. бюджетных средств в качестве товарного кредита и отработан механизм его предоставления через городской фонд финансовой поддержки малого предпринимательства для инвестирования бизнес проектов предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, администрация города предоставляет льготы предпринимателям без образования юридического лица. В республике принято решение о лицензировании данной деятельности, а в Салавате предприниматели уступают 50 % стоимости лицензии, благодаря чему в городе появилось около 23000 предпринимателей без образования юридического лица. В 2000г. предпринимательскими структурами выпущено продукции и оказано услуг на 3050,1 млн. рублей, что составляет 101% к уровню прошлого года. В том числе в промышленности выпущено продукции на 700 млн. рублей, или 14% от общего объема промышленной продукции по городу. В строительстве выполнено подрядных работ на 163,9 млн. рублей, или 21,7% от общего объема подрядных работ по городу. В торговле реализовано товаров на 1518,2 млн. рублей или 47,4% от общего объема товарооборота по городу. В прочих отраслях - 668 млн. рублей, или 39,5% от общего объема оказанных услуг по городу. За эти годы созданы: 1. Городской фонд финансовой поддержки малого предпринимательства, зарегистрированный постановлением мэра города № 1652/5 от 16.09.2000г. Фонд создан для финансирования мероприятий по развитию малого предпринимательства и инвестирования на конкурсной основе проектов, разработанных предпринимателями. Фонд является некоммерческой организацией. 2. Региональное представительство Фонда НИОКР, созданное Постановлением Государственного Комитета РБ по управлению государственным имуществом № 195 от 29.07.1999г. 3. Научно-производственное некоммерческое партнерство «Технопарк», созданное в 1996г. постановлением мэра города №2533/4 от 20.11.1996г. Основные направления работы регионального представительства Фонда НИОКР и НПНП «Технопарк»: · реализация программы обучения по организации НИОКР руководителей предприятий, бухгалтеров и ответственных за НИОКР; · подготовка специалистов по разработке бизнес-планов; · создание базы данных по инновациям; · участие в работе Экспертного Совета города; · привлечение специалистов КамПИ, регионального представительства Фонда НИОКР, консультационных и аудиторских фирм для повышения эффективности работы Фонда НИОКР. «Технопарк» совместно с региональным представительством Фонда НИОКР осуществляет программу обучения: · обучено 425 человек; · проконсультировано более 620 специалистов высшего и среднего звена предприятий по целевому использованию средств Фонда НИОКР; · подготовлено 2 специалиста по разработке бизнес-планов и эксперта по бизнес-планам. 4. Городское некоммерческое партнерство по поддержке предпринимателей без образования юридического лица, созданное в августе 1997г. постановлением мэра города №1509/1 от 13.08.97г. Основной задачей, стоящей перед организацией является просветительская, консультационная, правовая и финансовая деятельность в области предпринимательства. Со дня образования «Партнерства» были проведены следующие основные мероприятия: · оказана юридическая помощь 11181 частным предпринимателям; · совместно с налоговой инспекцией, комитетом по защите прав потребителей и Пенсионным фондом в г. Набережные Челны были проведены 4 семинара для частных предпринимателей. 5. Городской выставочный центр «Салаватский базар», созданный постановлением мэра города №879/8 от 17.04.97г. Основной целью открытия в городе постоянно действующего городского выставочного центра является расширение рынка сбыта производимой в городе и регионе продукции, а также для привлечения инвестиций в город. 6. Городской центр правовой защиты предпринимателей «АРГУС», созданный постановлением мэра города №675/1 от 07.05.98г. 7. Городская профсоюзная организация работников малого и среднего бизнеса и предпринимателей без образования юридического лица, зарегистрированная Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РТ, свидетельство №640/он (52) от 29.01.99г. Это самостоятельная общественная организация, объединяющая на добровольных началах работников предприятий малого и среднего бизнеса, частных предпринимателей и наемных работников предприятий и организаций, независимо от форм собственности и вида деятельности, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Предметом деятельности профсоюзной организации являются субъекты малого предпринимательства, в том числе с образованием юридического лица и частные предприниматели без образования юридического лица. Большое внимание уделяется информационному обеспечению предпринимателей. Организованы выпуск газеты «Деловой вестник» и специального вкладыша в газете «Салаватские известия», организованы передачи по городскому радио и телевидению. Освоены и новые формы и методы работы по информационному обеспечению предпринимателей. Проводятся ежемесячные информационно-консультационные дни для предпринимателей с участием государственных правоохранительных и контролирующих органов. Проводится работа по организации внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, налаживанию контактов с зарубежными партнерами, а также в поиске потенциальных зарубежных инвесторов. С этой целью разработаны и осуществляются меры по созданию соответствующей инфраструктуры, которые позволят субъектам малого и среднего бизнеса получить правовую, экономическую, статистическую, производственно-технологическую и иную информацию и произвести обмен между ними такой информацией. Для предоставления предпринимателям создан и обновляется банк данных по имеющимся земельным участкам, свободным производственным площадям и оборудованию предприятий сферы материального производства и услуг, а также завозимых со стороны комплектующих изделий, для обеспечения технологического процесса предприятий города, что позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса ориентироваться на выпуск необходимых для города изделий. Создан банк данных по производимой в городе продукции и оказываемым услугам. Создан координационный совет при мэрии по развитию межотраслевой кооперации товаропроизводителей и потребителей города.
2.2 Показатели развития малых предприятий в г. Салават Экстремальность среды, в которой вынужден развиваться «средний класс», еще более усиливают недостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения и возврата кредитов, давление криминальных структур, нехватка квалифицированных кадров, неразвитость лизинга оборудования, проблемы с выделением помещения, непосильное бремя налогов и платежей. Несмотря на существующие трудности, малое предпринимательство развивается, решая экономические и социальные проблемы, о чем свидетельствуют данные о малом бизнесе города Салават. Так, по данным налоговой инспекции города Салават число малых предприятий в Тукаевском районе на конец 2000 года составило 679, по сравнению с 1994 годом увеличилось на 256, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.2.1.
Таблица 2.2.1 Число малых предприятий по отраслям экономики в г. Салават. | |||||||||||||||||||||||||||
Вид деятельности |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
||||||||||||||||||||
1.Торговля и общественное питание |
50 |
538 |
678 |
760 |
769 |
440 |
381 |
||||||||||||||||||||
2. Строительство |
23 |
24 |
30 |
43 |
47 |
150 |
150 |
||||||||||||||||||||
3 .Промышленность |
28 |
34 |
40 |
50 |
52 |
53 |
53 |
||||||||||||||||||||
4.Сельское хозяйство |
19 |
21 |
23 |
33 |
33 |
11 |
11 |
||||||||||||||||||||
5.Транспорт и связь |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
27 |
27 |
||||||||||||||||||||
6. Другие отрасли |
2 |
2 |
3 |
6 |
13 |
157 |
57 |
||||||||||||||||||||
Общее число |
423 |
620 |
775 |
894 |
918 |
838 |
679 |
Если с 1994 по 1998 год наблюдается рост числа малых предприятий, то в 1999 и 2000 годах их количество стало уменьшаться. Уменьшение количества предприятий, занятых в малом бизнесе, произошло в основном за счет снижения числа предприятий торговли и общественного питания. Однако, устойчивыми темпами развивается малое предпринимательство в строительстве, относительно стабильными темпами в промышленности. Также наблюдается увеличение количества предприятий, предоставляющих услуги населению города, в том числе транспортные, услуги связи. Несмотря на уменьшение за последние два года торговых предприятий и предприятий общественного питания на конец 2000 года на их долю приходится около 56 % от общего числа малых предприятий. В строительстве, в предыдущем отчетном году было занято 150 предприятий, или 22 % от общего числа, в производстве - 53 предприятия или 7 %, а 27 предприятий транспорта и связи составили 3% всех организаций. Распределение количества предприятий по видам показано на рис. 1
Рис. 1. Структура малых предприятий по видам деятельности на конец 1998г.
1. Торговля и общественное питание.
2. Строительство
3. Промышленность
4. Сельское хозяйство.
5. Транспорт и связь.
6. Другие отрасли.
Как уже было отмечено, малое предпринимательство способно решить множество проблем в сегодняшней рыночной экономике. Это и создание условий для трудоустройства рабочей силы, и ускорение научно-технического прогресса и расширение производства потребительских товаров, а также обеспечение стабильных поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней. В некоторых субъектах федерации налоги с субъектов малого предпринимательства достигают половины доходов бюджета. При достаточно расширенной налоговой базе среди малых предприятий можно добиться значительного наполнения бюджета, что наглядно подтверждают данные налоговой инспекции.
Например, в 1998 году бюджет г. Салават получил от малых предприятий 130 215 тыс. рублей, что составило 50% от общего числа налоговых поступлений.
Однако уменьшение числа малых предприятий и свертывание ими своей деятельности в связи с проблемами, выше упоминавшимися, сократило поступления в бюджет до 21,2% от общего числа в 2000 году, что видно из ниже приведенных данных таблицы 2.2.2.
Таблица 2.2.2 Налоговые поступления в бюджет г. Салават.
1996
1997
1998
1999
2000
Поступление налогов и других платежей в бюджет Тукаевского района от субъектов малого предпринимательства
4670
9000
13021,5
12572
8349
Удельный вес поступлений налогов и других платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства в бюджет района
46,7 %
46 %
50 %
18,9 %
21,2 %
Заключение.
Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство развивается не благодаря, а «вопреки» заботам государства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране «среднего» класса.
Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.
Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создания бизнес центров, кредитных линий и т.д.
Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.
Список использованной литературы:
1. Булатов А.С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное. - М.: БЭК, 1997.
2. Воловик Е.М. «Налогообложение собственного бизнеса в Великобритании» // Финансовая газета - 1998. №14 (4).
3. Гражданский Кодекс. Часть первая.
4. Крутик А.Б. Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. - С-Пб.: «Бизнес-пресса», 1988.
5. Кулигин П.И. «Налогообложение в странах Центральной и Восточной Европы» // Проблемы прогнозирования М., 1998. №2 (4).
6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. Т. 1. – М.: ИНФРА-М, 2000.
7. Постановление Правительства РСФСР «О мерах поддержке малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991г. № 406.
8. Постановление Правительства РФ « О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. №446.
9. Торкановский Е.М. «Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России» // Бизнес и политика – М., 1998. № 3-4.
10. Финансовый менеджмент, учебное пособие // Под редакцией Стояновой Е.С.-М.: «Перспектива», 1997.
Страницы: 1, 2