бесплатные рефераты

Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды

Благодаря всему вышесказанному, таким компаниям удается производить конкурентную продукцию. «Стержневым» компаниям, координирующим деятельность сетевых образований, приходится решать задачи более сложные, чем руководящему звену крупных традиционных компаний. Ведь они вынуждены иметь дело с самостоятельными деловыми организациями, как правило, работающими одновременно для целого ряда клиентов. Требуются отличные методы воздействия и, что особенно важно, исключительная гибкость и приспособляемость. Решить эту задачу позволяет использование последних достижений компьютерных и информационных технологий.

Узкая специализация сетевых компаний позволяет им постоянно совершенствовать качество и снижать себестоимость. Они лишены внутренней бюрократии, а жесткая конкурентная среда заставляет их непрерывно совершенствоваться.

Практика доказала жизненность сетевых компаний, позволяющих малым приобретать преимущества крупных. При хорошем управлении они способны быть экономически эффективными, формировать глобальные брэнды и вести мировые операции.

Франчайзинг является особой разновидностью вышеописанных организаций. Основное отличие в координационном механизме. Как правило, головная компания – франчайзер имеет значительный контроль над деятельностью мелких компаний. Мелкие компании, используя тщательно отработанное производственное и сервисное ноу-хау, получая постоянную техническую поддержку и используя хорошо раскрученную торговую марку головной компании, получают мощные конкурентные преимущества перед их конкурентами, действующими в одиночку.

Основная проблема – конфликты, возникающие между головной и периферийными компаниями. Как правило, контракт на франчайзинг заключается на год и воздействие на плохо работающую компанию крайне затруднительно.

2.1. Конкурентоспособность в малом бизнесе.

         Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговце. К этому высказыванию можно добавить, что там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже.

         Если смотреть шире, то конкурентная борьба – это такая гигантская воронка, которая засасывает всех участников рынка: производителей, оптовиков, розницу. В сущности, никто из них не ведет борьбу независимо от остальных.

         Как известно, прибыли коммерсантов зависят от емкости данной рыночной ниши, которая определяется платежеспособностью населения. Сегодня рост платежеспособности у нас отстает от роста товарного предложения. Увеличение прибылей одного продавца может осуществляться только за счет снижения прибылей другого. Иначе говоря, наш клиент должен покупать у нас или в больших количествах, или по большей цене. Другой путь – увеличивать число покупателей. Это возможно только перетягиванием чужих покупателей. В этом и есть суть конкурентной борьбы.

          В мировой практике количественная оценка конкурентоспособности товара складывается из трех этапов:

- анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения. Такие образцовые изделия можно находить на выставках ил по результатам конкурсов типа «Народная марка года»;

- определение набора сравниваемых параметров двух товаров. Другими словами, надо определить, что делает товар-образец лидером по продажам;

Опытные коммерсанты с неохотой берут новые, неизвестные товары и марки. Разумеется, кому хочется рисковать? Если товар предлагают всего лишь на реализацию, то все равно это риск, связанный с потерей времени на оформление документов, выкладку, с занятием мест под этот товар в торговом зале, с информированием продавцов о свойствах продукции. За такой товар вполне оправдано торговцы требуют от поставщиков скидки.

         Около 8 из 10 новых товаров не удерживаются на рынке по ряду причин:

1.     Недостаточное изучение спроса именно на данный товар.

2.     Технические и эксплуатационные дефекты товара.

3.     Неэффективная реклама.

4.     Завышенная цена. Кстати, виноваты сами торговцы, когда завышают рекомендуемые поставщиками или производителями цены. Следует помнить, что серьезные производители сначала проводят маркетинговые исследования предполагаемой цены, которую могут заплатить потребители.

5.     Непредвиденные ответные действия конкурентов.

6.     Неверно выбранное время выхода на рынок.

7.     Нерешенные производственные проблемы.

С конкурентами не только воюют, но стараются сотрудничать:

- часто кооперируются по закупкам (сообща получают скидки за большие объемы);

- объединяют усилия в реализации, нанимая общий транспорт;

- дают общую рекламу. Объединив усилия, можно использовать более дорогие СМИ или давать более крупные объявления и более часто;

- нанимают общий склад;

- устанавливают общий уровень цен. Последнее преследуется Антимонопольным комитетом, но доказать всегда трудно.

Создание конкурентных преимуществ. Эта политика держится на трех блоках.

1.     Конкурентное преимущество – это преимущество, достигаемое за счет более высокой ценности либо низких цен, либо за счет больших выгод, оправдывающих более высокие цены.

2.     Анализ конкурентов производят по следующим направлениям:

- выявление конкурентов;

- определение целей конкурентов;

- установление стратегии конкурентов;

- оценка возможных реакций конкурентов;

- выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых лучше избегать.

            Разумеется, наиболее реальные конкуренты – это те, кто имеет те же стратегические цели, что и вы. Например, ориентированы на средние или низкие цены либо на минимальный или высший сервис.

            Торговая компания должна знать основных конкурентов, владеющих большей долей рынка, а о ближайшем конкуренте надо знать практически все: досье на руководителей; стратегию финансирования; долгосрочные планы; кто его поставщики; каково качество, характеристики и комплектность каждого его товара; об уровне его сервиса; о политике ценообразования; о зонах сбыта; о кадровой политике (число работающих, зарплата, стимулирование); о маркетинге (о рекламе и бюджете, продвижение товаров); торговые марки-лидеры конкурентов; вид, особенности упаковки товаров-конкурентов; данные о прибылях и убытках; особенности фирменного стиля, оформление витрин, состояние офисов, производственных и торговых помещений.

            При оценке сильных и слабых сторон конкурентов, обычно труднее узнать об их слабостях. Информацию о конкурентах можно получать из открытой прессы. Лидеры – конкуренты могут давать пиаровские публикации и объявления в газетах или выступать по ТВ.

            В странах, которые принято называть цивилизованными, нормой является коммерческий шпионаж. Своих наблюдателей засылают к конкурентам или внедряют своих специалистов в их структуры. Многое дают опросы потребителей, поставщиков и дилеров. Например, можно встать на выходе из магазина конкурента, представляясь работником его отдела маркетинга, опросить входящих покупателей, что нравится, а что нет.

 

3.                 Конкурентные стратегии. Каждый конкурент реагирует на действие другой компании по-своему. Например, кто-то реагирует только на снижение цены или усиление рекламы.

Каких конкурентов атаковать, а каких стоит избегать? Обычно атакуют более слабых. Однако, если найти брешь у сильных конкурентов, то это может принести удачу. Чаще всего компании состязаются с конкурентами, которые больше всего похожи на них самих.

Вот три выигрышные стратегии в конкурентной борьбе:

1.     Абсолютное превосходство по издержкам, ориентация на низкую цену товаров и услуг.

2.     Специализация позволяет стать лидером на узком сегменте. Проигрышная стратегия – ориентироваться на безликого «среднего» покупателя.

3.     Концентрация усилий на качественном обслуживании нескольких рыночных сегментов не для экономии средств, а для лидерства.

Следует выделить еще раз, что в основе надежной конкурентоспособности лежит уникальность торгового предложения.

2.2. Подходы к оценке конкурентоспособности малого предпринимательства.

         Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики обладают как конкурентоспособными преимуществами, так и определенными недостатками перед другими субъектами рыночных отношений. Для дальнейшего развития позитивных тенденций роста малого предпринимательства необходимо выявить его сильные и слабые стороны.

         Основными преимуществами субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.

         Малые предприятия требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы, например, в собственной квартире организуют офис или часть производственного процесса. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.

         Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

         Таким образом, анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- более быструю адаптацию к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

- относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большие возможности для реализации своих идей, проявления способностей;

- более низкую потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

         Субъекты малого предпринимательства имеют не только сильные, но и слабые стороны в области конкурентоспособности. Прежде всего, их уязвимость выражается в том, что при недостатке собственных финансовых средств они вынуждены более активно привлекать заемный капитал для осуществления своей деятельности. Очень часто существование малых предприятий находится в жесткой зависимости от возможности привлечения кредитов или использования каких-либо субсидий.

         Участие субъектов малого предпринимательства в конкурентной борьбе осложняется тем, что они не в состоянии диктовать цены в соответствующей области товаров и услуг, как это делают крупные фирмы, они могут лишь следовать ценовой политике. Это приводит к тому, что малые предприятия просто вынуждены постоянно снижать издержки производства, чтобы не проиграть в ценовой конкуренции, ведь продавать даже в течение короткого периода себе в убыток они позволить не могут, в отличие от крупных, которые часто используют это средство в конкурентной борьбе для завоевания новых ниш на рынке или вытеснения конкурентов.

         Другим, наиболее эффективным путем для них является учет факторов неценовой конкуренции, то есть завоевание потребителей более высоким качеством и надежностью своих товаров и услуг, их внешним видом, дизайном упаковки, более длительными сроками гарантийного ремонта, пакетом сопутствующих и дополнительных услуг.

         Болезненными проблемами для малых предприятий являются высокие расходы на рекламу, сложности доступа к специализированной информации, поиск клиентов, оплата юридических и других деловых услуг. Как показывает практика, большинство неудач малых предприятий связано с неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел, как правило, более удачливы.

         Весьма важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. В течение десятилетий у основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резервов – средств, достаточных для начала собственного дела. Эти средства необходимо искать и сейчас. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков: высоких %-ных ставок, «привязывания» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствия льготных кредитов, нежелания кредитовать долгосрочные инвестиции, длительности процедуры оформления хозяйственной деятельности, которая не всегда осуществляется в полном объеме и своевременно. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их получение требует значительных финансовых затрат.

         В современных условиях малые предприятия нуждаются в крупных инвестициях, необходимых для наращивания производственного потенциала.

         От финансовой базы зависит материально-техническое и ресурсное обеспечение, которое остается еще слабым. Использование устаревшего оборудования с высокой степенью износа делает продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не позволяет оперативно проводить ремонт и замену оборудования и повышать его технический уровень. В отечественной промышленности не налажено производство машин, оборудования, предназначенного для малых предприятий. Не хватает производственных помещений. Растут транспортные расходы и тарифы на энергоресурсы.

         Таким образом, субъектам малого предпринимательства свойственны не только конкурентные преимущества, но и определенные недостатки, среди которых следует выделить наиболее существенные:

- зависимость от крупных компаний;

- недостатки в управлении;

- повышенную чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов и др.

         Однако, несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические и другие проблемы. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание сектора малого предпринимательства должно стать основой стабильности в экономике и в обществе.

         От субъектов малого предпринимательства существенно зависит экономический рост любой страны с рыночной экономикой, научно-технический уровень ее развития, занятость населения, социально-политическая стабильность в обществе. Именно этим и определяется тщательно продуманная, мощная государственная поддержка субъектов малого предпринимательства на Западе.

 

3. Малый бизнес и теневая экономика.

         Существование и расцвет теневой деятельности малого бизнеса обусловлены принимаемыми решениями и практикой власти (государства, местного самоуправления, чиновничества в целом и конкретных чиновников). Теневые доходы стали необходимы малому бизнесу, чтобы покрывать ряд расходов, которые невозможно легальным образом произвести в условиях неблагоприятной внешней правовой, экономической, социальной и иной среды. Иначе говоря, теневой сектор «покрывает», «сглаживает» те недостатки экономической и правовой реальности, которые не в силах изменить власть.

         Теневые доходы направляются на следующие цели: на развитие бизнеса; расходы на текущую деятельность предприятия («конвертные зарплаты», оплата аренды помещения и т. д.); на личное потребление руководителей малого бизнеса; расходы на криминальные «крыши»; на оплату государственных контролеров, налоговиков и т. д.

         В ходе опроса, проведенного «Бизнес - Тезаурус», руководителям 600 предприятий было предложено выступит в качестве экспертов и дать оценку величины неформальных платежей представителям органов контроля, которые приходится платить «среднестатистическому малому предприятию». Полученные оценки варьируют от 1 до 60% от среднемесячной выручки предприятия. Большая часть предпринимателей сошлись во мнении, что величина этих платежей составляет около 10% от среднемесячной выручки предприятия. Средняя величина оценок по выборке в целом составила 13,8%. По мнению опрошенных предпринимателей, величина этих платежей имеет сравнительно «стабильный» характер. Средняя величина оценок за три года варьировала от 12,8 до 14,3%.

         По данным опроса неформальные платежи предпринимателей органам контроля и «криминальным крышам» составляли около 30% среднемесячной выручки предприятий малого бизнеса. Уровень неформальных платежей представителям органов контроля существенным образом зависит от сферы деятельности предприятий малого бизнеса. Средний размер выплат чиновникам контрольно-надзорных органов варьирует от 5% в сфере бизнес-услуг (бухучет, юридическая помощь и т. д.). общий объем неформальных платежей, включая «дань» криминальным структурам в промышленности и оптовой торговле, может превышать половину среднемесячной выручки малых предприятий (таблица 2, стр. 46).

         В среднем 38,9% от общей суммы неформальных платежей органам контроля (надзора) попадают в руки представителей различных инстанций федерального подчинения. Примерно четверть платежей (в среднем 24,9%) достается налоговым органам и их представителям. Налоговая полиция получает 18,7% от общей суммы платежей, а органы МВД – 16,8%.

         Уровень изъятия средств малых предприятий в виде неформальных платежей представителям органов контроля (надзора) оказался сопоставим с уровнем инвестиций в российскую экономику: 14% средств направлялись на выплату незаконных поборов, против 18% - на капиталовложения. На самом деле первый показатель, возможно, выше, так как в данном случае он приведен в процентах от валовой выручки, а уровень инвестиций рассчитывается на базе только условно-чистой продукции (ВВП).

         В ходе исследования выяснилась деятельность посредников на рынке лицензионных услуг. Значительная часть этой деятельности осуществляется неофициально, что засвидетельствовали 17,6% респондентов (в Москве – 26,4%). Завышенные размеры оплаты неофициальных услуг констатировали 48,2%  опрошенных, в том числе 81,4% респондентов-москвичей. Ненамного ниже установленной оплаты оценили эти услуги30,7% респондентов (в Томской области – 54,4%, в Воронеже – 18,9%, в Москве – 9,4%). Причины, вызывающие готовность предприятий без оформления оплачивать услуги представителей лицензионного и иных уполномоченных органов, связанных с процедурами получения лицензии, очевидны: ускорение процесса (63,3% - в среднем по выборке и 85,1% - в Москве), а также упрощение соответствующей процедуры (58,3% - в среднем и 72,2% - в Томской области). Некоторая часть респондентов (6-7%) считают, что без этого лицензию вообще невозможно получить, а 6,3% (9,5% - в Москве) готовы платить потому, что на этом настаивают представители самих лицензирующих органов. Таким образом, по крайней мере 13% соискателей предрасположены идти в обход существующих правил, т. е. сами своим поведением порождают коррупцию, в остальных случаях она носит, скорее вынужденный характер.

         Неформальные платежи за получение сертификатов. Аналогичный опрос руководителей 600 малых предприятий России показал, что существует теневой рынок услуг по сертификации продукции, когда плата за услуги уполномоченных органов взимается неофициально, без надлежащего документального оформления. В целом по выборке на это указали 18% предпринимателей, получавших сертификаты. Кроме того, еще 6,8% респондентов отказались отвечать на вопрос. Основная масса опрошенных (56,4%) ничего не подозревает о существовании теневого рынка сертификационных услуг, а часть убеждена, что его не существует.

         Уровень оплаты теневых услуг варьирует в значительных пределах в зависимости от региона. В Москве он в большинстве случаев значительно выше официально установленных ставок. По мнению большинства опрошенных, основные причины, заставляющие предпринимателей соглашаться на неформальные платежи уполномоченным органам, состоят в стремлении ускорить и упростить процесс получения сертификата. Так считают соответственно 62,3 и 50% респондентов. Имеет место и прямое вымогательство. В целом по выборке 3,4% предпринимателей заявили, что на этом настаивают представители уполномоченных органов, а 5,7% опрошенных,  что без этого сертификат вообще невозможно получить. Почти половина всех опрошенных (47%) считают, что при прохождении сертификации им приходится преодолевать средний уровень трудностей. В то же время 13,6% полагают, что сделать это очень трудно, а 22,3% - что трудно, но не очень. Легко это дается только 16,6% опрошенных, в том числе 2,3% - очень легко. В целом среди опрошенных предпринимателей доля тех, кому приходится труднее, почти в двое выше доли тех, кому все дается сравнительно легко.

         Теневая деятельность в сфере регистрации предприятий. В настоящее время пока нет репрезентативных данных о том, насколько изменилась система взимания неофициальной «административной ренты», за прохождение процедуры регистрации, хотя новый Закон «О государственной регистрации юридических лиц» вступил в действие с июля 2002г. В соответствии с ним вместо регистрационных палат, подчиняющихся региональным и местным органам власти, регистрирующими органами стали налоговые инспекции.

         Судя по данным опроса, проведенном Центром социального прогнозирования, под теневой деятельностью понимается оказание сотрудниками уполномоченных органов платных услуг по регистрации предприятий без оформления соответствующих платежных документов. 60,5% респондентов ничего не знали о подобной практике в своем регионе. Почти четверть опрошенных (24,2%) были уверены, что в их регионе этим никто не занимается. Однако 5,2% опрошенных прямо заявляли о существовании такой практике в их городе.

         В региональном разрезе наблюдаются заметные отличия в масштабах «теневой» регистрации предприятий. Наибольшее распространение регистраций без официального оформления оплаты услуг уполномоченных органов получила в столице: 9,2% респондентов против 5,1 в целом по выборке. Малые предприятия, по-видимому, не являются достаточно выгодной клиентурой для сотрудников регистрационных ведомств. Предприятия с числом занятых до семи человек примерно вдвое реже сталкиваются с этим явлением по сравнению с крупными предприятиями, где заняты свыше 100 человек. Величина затрат предприятий на оплату неофициальных услуг, по-видимому, определяется уровнем официальных ставок, с небольшими отклонениями от него в ту или сторону. В среднем она была несколько выше официальных ставок.

         В тех регионах, где официальные ставки значительно отличались от среднего общероссийского уровня, регистраторы стремились корректировать эти отклонения, дифференцируя документально не оформляемую плату так, чтобы она нивелировала различия. Среди наиболее важных мотивов, побуждающих предпринимателей не оформлять должным образом плату за услуги государственных чиновников, чаще всего упоминалось стремление ускорить процесс регистрации. На это указали 75,2% респондентов. Второе место по частоте упоминаний занимало стремление упростить для себя процедуру регистрации – 42,6%. В 8,4% случаев предприниматели были вынуждены так поступать из-за неполного соответствия представленных ими учредительных документов нормам действующего законодательства.

         Прямое вымогательство со стороны государственных служащих упоминалось сравнительно редко. Лишь 6,5% опрошенных заявляли, что они были вынуждены платить, поскольку на этом настаивали представители органов. Результаты опроса демонстрируют очень незначительное изменение теневой составляющей в фактической среднемесячной выручке малых предприятий: доля неучтенной выручки составила в 2000г 18%, а в 2003г. 14,1%. Эта динамика находится в пределах допустимой статистической погрешности, так что говорить о ее реальном снижении можно лишь очень осторожно. Тем не менее, можно сделать вывод о неустойчивой тенденции легализации доходов малого бизнеса.

         Во всех отраслевых группах малых предприятий часть респондентов указали на то, что у «среднестатистического МП» до 2001г. вообще не было не укрываемой выручки. Среди промышленных МП максимально укрываемой от официальных властей была названа доля в 80% от среднемесячной выручки за все обследуемые годы. Для оптовой и розничной торговли она колебалась в различные годы от 80 до 100%, что косвенно свидетельствует о реальных возможностях скрывать от налогообложения значительные доходы. В среднем же доля укрываемой выручки малыми предприятиями составляет от 14% в промышленности до 16% в торговле.

         Оплата труда. Основные жалобы как со стороны представителей государственной и негосударственной инфраструктуры, так и со стороны малых предприятий касаются единого социального налога, размер которого толкает предприятия на «уход в тень». В малом бизнесе в тени остаются главным образом оплата труда. Фактически здесь сталкиваемся с тем, что огромное количество работников просто не оформлены или большое количество оформлено на минимальную оплату труда. Плательщики единого налога здесь ничего не скрывают или, по крайней мере, до введения ЕСН не скрывали, но сейчас, когда останутся платежи в пенсионный фонд, можно предположить, что оплата труда будет скрываться, а показатели занижаться в несколько раз.

         Результаты опроса предпринимателей демонстрируют нестабильность в динамике официального оформления оплаты труда персонала на малых предприятиях за последние годы. Так, по данным опроса, на малых предприятиях не оформлялось от 30 до 60% оплаты труда.  О каком-либо снижении теневой составляющей в оплате труда работников с большой натяжкой можно говорить только применительно к промышленным и малым предприятиям розничной торговли. На основе полученных данных можно сделать вывод, что влияние ставки ЕСН на величину «тени» в деятельности малых предприятий является наиболее существенным показателем их деятельности: это тот фактор, который в наибольшей мере «тянет» малый бизнес в тень.

         Формирование себестоимости продукции – это, в основном, стоимость сырья, материалов и стоимость рабочей силы. Если «в тени» большая часть оборота, то соответственно «в тени» и большая часть рабочей силы и сырья. Там, где продукция наукоемкая, с высокой долей интеллектуального труда, стоимость рабочей силы может составлять до 80% и выше. Там, где высока стоимость сырья, рабочая сила в себестоимости продукции составляет 15-20%. В сумме налоговые выплаты снижаются где-то в 2 раза. Таким образом, чем выше доля стоимости рабочей силы в себестоимости продукции, тем выше у малых предприятий доля «тени», поскольку действующие высокие ставки социальных выплат заставляют бизнес занижать официальную зарплату.

         Представители инфраструктуры предпринимательства указывают на то, что более всего «черный нал» циркулирует в сфере розничной торговли и в строительстве. Согласно данным неформализованным интервью с представителями государственной и негосударственной инфраструктуры (Фонд поддержки малого предпринимательства, консалтинговая фирма), в расчетах с партнерами этот уровень достигает 50%, что существенно выше чем самооценка самого малого бизнеса.

         В целом, по мнению представителей малого бизнеса, величина текущих (на момент проведения опроса) совокупных налоговых выплат от малых предприятий могла бы увеличиться более чем в 3 раза, если бы в налоговой и бухгалтерской отчетности малые предприятия фиксировали и оформляли все по «правилам» (в соответствии с установленными нормами). Таким образом, очевидны размеры «бюджетных потерь» от малых предприятий – разумеется, при том завышенном уровне налоговой, административной и иной нагрузки, которая в конечном счете трансформируется в поиски путей преодоления действующего законодательства, в конкретную правоприменительную практику. Понятно, что реально платить эти средства малый бизнес все равно не сможет, а начни он это делать – неизвестно, сохранится ли он сам.

 4. Проблемы малого бизнеса в России и пути их решения

         Малые предприятия России в своей деятельности  сталкиваются с большими трудностями.

         Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в хоть сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующего для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны.

         Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекция, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

         Следующая проблема – это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенно, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, Законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной, единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

         В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п. Так, с 1993 года было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше, предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму  налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 году это положение было отменено.

         Отсутствует система проведения глубокого анализ деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

         Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их закупка требует значительных одноразовых затрат.

         Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем нужно родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что прирожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу; во-вторых, что им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем прирожденных музыкантов. Нет оснований полагать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

         Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

         Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Поэтому доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальный гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

         В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства, является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров, оказание производственных, коммунальных, бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.

         Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

         На Министерство экономического развития и торговли РФ возложена разработка политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», а также Указом Президента РФ «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».

         Таким образом, эти и другие меры позволяют, как нам представляется, формировать четкую позицию государства в решении самых насущных проблем по поддержке малого бизнеса и повышению их роли в экономике страны.

4.1. Малое предпринимательство на Дальнем Востоке.

         В рамках исследовании проблем малого бизнеса Хабаровского края предпринята попытка составить такой портрет. Социологическим исследованием охвачено 435 предпринимателей, представляющих разные сферы бизнеса (рис. 1 стр. 47). Также проведено анкетирование 90 ответственных работников всех уровней власти – краевой, городских, районных, по роду своей деятельности связанных с предпринимательством. Опрос был анонимным, что позволило респондентам более откровенно высказывать свою точку зрения.

         Как показало исследование, 65,7% опрошенных имеют высшее образование, 80,8% находятся в зрелом возрасте (31-55 лет), что позволяет им, используя накопленных жизненный опыт, работать и выживать в конкурентной борьбе. В основной массе своей это – люди семейные (82,5%), имеют традиционный, по меркам нашего времени, состав семьи: 48,1% - 3 человека, 41,4% - 4 человека. Большинство из них – предприниматели со стажем: свыше 5 лет – 53,5%, до 5 лет – 22,1%, до 3 лет -19,5%, менее года – 4,9%.

         Приходят в малый бизнес по следующим причинам: обеспечить свое материальное благополучие (51,8%), из-за потери прежнего места работы (19,4%), для самоутверждения (16,8%), от жизненной безысходности (14,3%), в целях накопления капитала для более солидного бизнеса, для накопления опыта в предпринимательстве. Доля первой причины – стремления обеспечит свое материальное благополучие – почти одинакова по отраслям, вторая более существенна для строительства – 25%. Причина «жизненная безысходность» составляет в промышленном производстве и на транспорте, соответственно 17,5 и 11,4%.

         При выборе вида деятельности 48,7% руководствовались накопленными знаниями и опытом на прежнем месте работы, что говорит об ответственном принятии решения. Рационализм присущ 44,1% респондентов: они считают малый бизнес перспективным. По этому фактору отмечается более значительный разброс значений в зависимости от вида деятельности: его назвали 57% опрошенных в промышленном производстве и 25% - в сфере бытовых услуг. Почти треть респондентов считает возможность привлекать к своей деятельности членов семьи, тем самым обеспечивая их занятость и социальную стабильность, а себе – уверенность в честности работников. Этот фактор более значим в торговле и общественном питании – 44,1%, менее значим в промышленности - 4,8%, в строительстве – 5,6%.

         Характерной чертой многих предпринимателей (77,2%) является уверенность в правильности выбора вида деятельности, а это, как правило, залог будущего успеха. Причем она выше в промышленном производстве (87,3%) и бытовом обслуживании (87,5%). Перспективы расширения своего бизнеса различаются по отраслям (рис 2 стр. 48). более оптимистичны те, кто работает в промышленности (63,5%), торговле и общественном питании (40,1%). В таких отраслях, как строительство, оказание бытовых услуг населению, транспортные перевозки, этот показатель ниже среднеотраслевого и составляет, соответственно 30,6%, 33,9%, 38,6%.

         Особенность малого бизнеса – его высокая теневая составляющая, что не может не влиять на поведение предпринимателей. Некоторые теневые стороны их деятельности институционализировались и стали составной частью повседневности, молчаливо принимаемой как реальность. Поэтому сокрытие налогов и доходов – это реакция на ненормативные отношения бизнеса и власти.

         Как малые предприятия отражают свои доходы в официальной отчетности показано на рис 3 (стр. 49). Средневзвешенное значение, по оценкам предпринимателей и государственных служащих, составляет 40,4% и 36,5%. Следовательно, реальные доходы предпринимателей превышают официальные в 2,5-2,7 раза.

         На рис 4 (стр. 50) приведены оценки предпринимателями и государственными служащими причин сокрытия ими большей части своих доходов. За счет недовыплаченных налогов и образующегося «черного нала» они предпочитают поддерживать высокую зарплату – 55,4% и 43,3%, повышать конкурентоспособность своего бизнеса – 53,2% и 70%. Особо следует обратить внимание на достаточно значимую причину: «Наличность необходима для неофициальных расчетов с административными органами власти» - на это указали 30,5% и 36,75%. Понятно, почему из всех видов ненормативных отношений предприниматели особо отметили бюрократизацию при решении деловых вопросов (69,4%).

         Особенно сильное давление на малое предпринимательство оказывают налоговые инспекции, органы санэпидемнадзора и муниципалитеты. Как следует из ответов, это происходит часто – 16,2% респондентов, нередко – 30,7%, изредка – 41,1%, отсутствует – 12%.

         Здесь важно заметить, что и сам малый бизнес стимулирует ненормативные отношения. Нежелание работать по правилам, пусть несовершенным, провоцирует предложение взяток, на которое откликаются чиновники.

         Социологический опрос позволил ответить на 3 вопроса: что тормозит развитие малого предпринимательства в Хабаровском крае, мешает повышению его эффективности, а также почему бизнесмены не желают вкладывать собственные накопления в свое дело.

         Наиболее значимой оказалась проблема высоких налогов. По-видимому, акцентирование на проблеме – налогов – это стремление предпринимателей оправдать свои противоправные действия: уход в «тень», недобросовестную конкуренцию, выплаты зарплаты в «конвертах» и т. д.

         Следующую проблему предприниматели (52,2%) видят в слабой платежеспособности населения наряду с узостью регионального рынка. В своей сфере деятельности только 9,2% опрошенных отметили дефицит товаров и услуг, скорее стабильным назвали рынок 36,9%; перенасыщенным – 22,1%. Одним из факторов повышения эффективности 48,3% бизнесменов считают необходимость увеличения своего оборота.

         Затратный фактор в иерархии проблем занимает третье место – на него указали 47,3% респондентов. В значительной степени высокие затраты определяются растущими тарифами монополистов, арендной платой, банковскими процентами. Растет и конкуренция в сфере малого бизнеса – это отметили 43,2% опрошенных. Еще 17,6% указали на наличие недобросовестной конкуренции. На внутреннем рынке активные позиции имеют местные предприятия, а также западные российские и китайские компании. Респонденты оценили их по степени значимости, соответственно, 74,5%, 22,5%, 23,5%. При ответе на вопрос: «Почему вы не вкладываете свои накопления в развитие своего бизнеса?» - 49,5% предпринимателей объяснили это усиливающейся конкуренцией и 35,3% - рискованностью выбранного вида деятельности.

         По-прежнему трудно получить кредиты (отметили 33,3%). Реальный доступ к ним связан с отраслевой принадлежностью малых предприятий: они более доступны для предприятий торговли и на короткий срок.

         Возможно, благодаря «экономии на налогах» 78,3% респондентов оценили положение своего предприятия как среднее, а материальное положение 48,4% считают удовлетворительным, причем этот показатель выше в строительстве (57,1%) и бытовом обслуживании (55,4%). Хорошо обеспеченными считают себя лишь 7,1%, причем этот показатель наиболее высок в промышленном производстве (12,7%). Многие занятые в малом бизнесе периодически испытывают материальные трудности: от 14,9% в строительстве, до 38,6% на транспорте.

         Из всех видов ненормативных отношений нарушение деловых обязательств партнерами особенно распространено в промышленности. Криминализации наиболее подвержен транспорт – 36,4%, где значение этого показателя более чем в 2 раза превышает среднее по выборке. Вымогательства чиновников и бюрократизации при решении деловых вопросов особенно распространены в строительстве.

         Социологический опрос включал просьбу оценить ряд концептуальных положений, которые способствовали бы развитию малого бизнеса.

         На первое место предприниматели (62,3%) выдвинули «предоставление льгот добросовестным бизнесменам». Государственные служащие на первое место поставили «поддержку малого бизнеса в производственной сфере». В оценке следующего по значимости концептуального положения «ограничение вмешательства государственных органов в деятельность предпринимателей» обе группы – 38,8% и 34,1% - респондентов оказались единодушны. В тоже время «ужесточение контроля за деятельностью малого бизнеса» не получило поддержки ни у предпринимателей, ни у госслужащих. Правда, на специально поставленный вопрос о необходимости усиления контроля за малым предпринимательством 49,3% госслужащих дали утвердительный ответ.

         В силу важности упомянутых концептуальных положений их детализировали специальными вопросами. Так, в необходимости государственной поддержки малого предпринимательства единодушны и бизнесмены, и чиновники (95,2% и 95,6%). За выборочную поддержку высказались, соответственно, 38,8% и 57,3% опрошенных. Бизнесмены отдали предпочтение критерию добросовестности (56,2%), а государственные служащие – отраслевому критерию (40,3%). Последние также существенно выше оценили критерий инновационности (15,6% и 5,3%).

 

  

 

 

 

 

 

 

 

«Подростки»

«Карлики»

«Клоны»

Цель

Превращение в крупную организацию

Укрепление позиций и расширение операций

Повышение прибыльности

Руководитель

Лидер – инноватор

Менеджер

Организатор-контролер

Важнейшее качество

Амбициозное видение и способность «делать невозможное»

Стабильность и адаптационная способность

Организаторские способности, тщательность и пунктуальность

Уровень риска

Очень высокий

Умеренный

Незначительный

Выживание после двух лет

Порядка 10-15%

Между 30-40%

Более 70%

Таблица 1. Основные различия трех разновидностей мелких компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сфера

деятельности

предприятий

Доля неформальных платежей от среднемесячной выручки малых предприятий

Органам контроля (надзора)

Криминальным «крышам»

Всего

Промышленность

Оптовая торговля

Бытовые услуги

Строительство

Розничная торговля

Туризм, гостиницы, рестораны

Наука и информация

Бизнес-услуги

 

 

22,9

16,8

16,3

16,0

13,6

13,4

11,9

5,0

29,0

33,6

30,0

5,0

23,8

26,9

18,3

10,0

51,9

50,4

46,3

21,0

37,5

40,3

30,2

15,0

Таблица 2. Уровень неформальных платежей в различных сферах деятельности малого бизнеса, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды

 

Рис. 1 Структура выборки представителей малого предпринимательства

 

 Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «возможности расширения бизнеса» по основным отраслям народного хозяйства Хабаровского края.

 

 

 

 Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды

Оценка предпринимателями

 

 

 

 

Оценка государственными служащими

 

 

 

Рис. 3. Доля доходов, отражаемая малыми предприятиями в официальной отчетности.

 

 

 Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды  Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды

 

 

Предприниматели

 

 Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды

 

Государственные служащие

 

Рис 4. оценка предпринимателями и государственными причин существования в малом бизнесе теневого оборота, %.

 

 

 

 

 

                                                Заключение

Проанализировав  курсовой проект можно сделать следующие выводы. В чем выгоды малого бизнеса.

        

Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма, быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

Основными преимуществами в конкуренции субъектов малого предпринимательства можно назвать гибкость и маневренность, что позволяет им очень быстро и чутко реагировать на меняющиеся запросы и оперативно перестраивать свое производство. Кроме того, малые предприятия через контактирование со своими заказчиками и потребителями имеют возможность без дорогостоящих затрат на маркетинговые исследования иметь информацию о последних изменениях и тенденциях потребительского спроса. Но это не исключает необходимости проведения и отдельных маркетинговых разработок.

         Малые предприятия требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Часто малые предприятия на начальном этапе используют собственные ресурсы, например, в собственной квартире организуют офис или часть производственного процесса. Таким образом, они повышают отдачу от накопленного имущественного потенциала, снижают себестоимость продукции и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1)     Данилова О.В. Экономические альтернативы развития российского предпринимательства.//финансы и кредит 2005г.

2)     Орлова Е. «малое» и «крупное» предпринимательство в современной России: размер имеет значение//2002г.

3)     Раздобреева В.В. подходы к оценки конкурентоспособности малого предпринимательства// Хабаровск ДВАГС 2004г.

4)     Солонев В.И. Теневая экономика как форма существования малого предпринимательства 2003г.

5)     Тимофеев М. Конкурентоспособность в малом бизнесе//2003г.

6)     Крашнин О.В.  Конкурентоспособная стратегия развития Дальнего востока.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ