Малый бизнес в России
Малый бизнес в России
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
1.
Малый бизнес в
России: его сущность, экономические преимущества и недостатки, роль в
экономике страны.
1.1 Сущность и критерии определения
субъектов малого бизнеса………..…………...5
1.2 Критерии определения субъектов малого
бизнеса в Москве…………………………...7
1.3 Преимущества и недостатки малого
бизнеса…………………………………………………………8
1.4 Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………………………………………………..10
1.5 Причины, тормозящие развитие малого
бизнеса в РФ.…………………………………...13
2. Правовые основы деятельности малых
предприятий в России………………….………………15
2.1 Создание и ликвидация малых
предприятий……………………………………………………………15
2.2 Государственная регистрация малых
предприятий………………………………………….16
2.3 Ликвидация и реорганизация малых
предприятий………………………………………………16
2.4 Предприятие индивидуальное, семейное
или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство………………………………………………………………….17
2.5 Управление предприятием…………………………………………………………………………………………………18
2.6 Хозяйственная и иная деятельность
предприятия……………………………………………17
3. Становление малого бизнеса в России.
3.1 Этапы развития малого
бизнеса в России……………………………………………………………….20
3.2 Программа государственной поддержки
малого бизнеса в РФ………………..29
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в РФ………………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….43
Литература……………………………………………………………………………………………………………………………………………45
Введение
Малый бизнес в России
– вопрос не мелкий.
Нельзя давать
“малышей” в обиду.
Из выступления Президента
России В. В. Путина
на Всероссийской
конференции представителей малого бизнеса.
Актуальность
данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого
предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике,
переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России
радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая
цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему
конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной
экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные
ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит
серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду
направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости
и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и
развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом)
представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.
Значимость изучения проблематики
малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй,
менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка
малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных
возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет,
чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса
российской экономики в целом.
Без поддержки
государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не
всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу,
отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Потенциал малых предприятий
остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные
барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все
большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского
законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к
теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.
Сложившееся положение открывает
безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на
местном уровне является представитель малого бизнеса.
Государство не
желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта
экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса
рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах
обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не
имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой
системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии
бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для
представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо
предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он
стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив
капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для
российской экономики.
А в то же время в малый бизнес
вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как
естественная форма проявления способностей человека и реализация его
гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного
общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу
демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных
в продолжении и развитии курса рыночных реформ.
Сущность и критерии определения
субъекта малого предпринимательства
Как явствует из самого определения, малое
предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая
субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами,
критериях, конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и
отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого
предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к
субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников,
занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ
под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая
относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним
собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на
основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого
предпринимательства, является численность персонала (занятых работников),
размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и
др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия
относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50.
Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя
численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный
предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех
развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является
численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым
предприятиям при непревышении ими уровней следующих показателей: количество
занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн экю; сумма баланса
менее 2 млн экю. К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не
превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей:
количество занятых работников от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн
экю; сумма баланса менее 8 млн экю. При определении мер поддержки к субъектам
предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при
отнесении предприятий к малым. Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии
отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно
превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее
75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы
не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10
человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и
фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых
колеблется от 10 до 99 человек.
Международная организация экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые
страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99
человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «крупные».
В российской практике малое предпринимательство было
разрешено еще в 1998 г. По началу к числу малых относили государственные
предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100
человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятыми
в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно
занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном
обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях
непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим
учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определения количественного
значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина
хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения
предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном
российском законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995
г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются
коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%,
доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся
субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя
численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных
уровней:
ü в промышленности, строительстве, на транспорте – 100
человек;
ü в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60
человек;
ü в оптовой торговле – 50 человек;
ü в розничной торговле и бытовом обслуживании населения
– 30 человек;
ü в остальных отраслях и при осуществлении других видов
деятельности – 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников
малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих
по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом
реально отработанного времени, а также работников правительств, филиалов и
других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случаях превышения малым предприятием вышеназванной
численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных
действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное
превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие
несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию
того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме
оборота или в годовом объеме прибыли.
В Российской Федерации как по федеральному, так и по
Закону Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные
предприниматели, т. е. физические лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица.
Критерии определения субъекта малого
предпринимательства в Москве
В законе г. Москвы “Об основах малого
предпринимательства в г. Москве” установлено, что к субъектам малого
предпринимательства, имеющим право на получение поддержки со стороны органов
власти Москвы, относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со
следующими критериями:
ü район их непосредственной деятельности должен
быть ограничен пределами Москвы и Московской области, т. е. субъекты малого
предпринимателства (юридические лица) не должны иметь филиалов, находящихся вне
границ Московской области, хотя рынок для производимой продукции (услуг, работ)
может выходить за указаннные границы;
ü они не должны оноситься к категории дочерних
или или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских и дилерских
фирм, банков и других кредитно-финансовых организаций;
ü среднесписочная численность работающих (с
учетом работающих по договорам подряда и совместительству) должна быть;
ü в прмышленности и строительстве – 200 человек
и меньше;
ü в других отраслях сферы материального
производства- 100 человек и меньше;
ü в отраслях непроизводственной сферы – 60
чееловек и меньше.
Юридические лица, отнесенные к субъектам малого
предпринимательства Москвы, внесенные в Реестр малого предпринимательства,
имеют право на поддержку, оказываемую органами власти г. Москвы, однако
невключение субъектов малого предпринимательства в Реестр не может служить
основанием для непредоставления ему льгот и пеимуществ на условиях,
предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.
Реестр субъектов малого
предпринимательства создается для:
ü регистрации обращений субъектов малого
предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;
ü принятия решений о предоставлении субъектам
малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных
для них законодательными и нормативными актами Москвы;
ü хранения и актуализации информации о субъектах
Реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;
ü решения аналитических задач по выявлению
тенденций развития малого предпринимательства в Москве;
ü проведения выборочных и полномасштабных
опросов субъектов малого предпринимательства Москвы;
ü сбора и анализа информации о формировании
рынка сбыта продукции (услу, работ), производимых субъектами малого
предпринимательства.
Реестр включает комплекты документов по обращениям
субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении
их в Реестр или оказания им помощи в той или иной форме, а также иные
необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства
и решениях, принятых по их заявлениям.
Держателем Реестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства правительства г. Москвы. Ведение Реестра
осуществляется в соответствии с “Положением о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы”, утвержденным распоряжением мэра
Москвы от 7 мая 1997
г.
№ 367-РМ.
Преимущества
и недостатки малого предпринимательства
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в
экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойствены определенные
преимущества.
Федеральный закон “О
государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации” направлен на реализацию установленного Конституцией Российской
Федерации права граждан на свободное использование свих потребностей и
имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом
экономической деятельности. Эти положением установлена экономическая и
социальная роль малого предпринимательства.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития
малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого
предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и
оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно
невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на
управление; большая возможность для индивидуума реализовать идеи, проявить свои
способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность
быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на
требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость
собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного бюро труда отмечается,
что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными
преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного
работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные
материальные и трудовые ресурсы.
Собственники малых предприятий более склонны к
сбережениям и инвестированию, у них всегда более высокий уровень личной
мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на
деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень
спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу
конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных
работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества
работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют
подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые
и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают
доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве
товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
В то же время субъектами малого предпринимательства
свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить
самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высока степень
неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки
в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительных
к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных
финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность
хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно,
недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства
определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями
функционирования малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм
связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью
собственников малых и средних предприятий.
В регулярно проводимых опросах в среде малых
бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:
ü некомпетентность;
ü несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но
неопытный коммерсант);
ü нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках,
производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах,
неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.
Другими причинами
банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или
вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малой фирмы на
успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном
владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто
меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы
малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований
отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают,
но в то же время не переходят рамки здравого смысла.
На неудачах малого
бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели,
уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более
удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек,
предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех, или четырех лиц,
шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более
профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования
на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенных в малую фирму,
тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.
Постоянный поиск то
появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное
приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые
западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу
новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов
предпринимательства будущего.
Роль малого предпринимательства в экономике
Для экономики в целом
деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По
уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности
страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России,
находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и
развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной
реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего
хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое
предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические,
социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие
малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г.
финансового кризиса.
Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи
ему и в переходных российских
условиях. Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в
специфическую роль малого
бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они -
основа сильных и слабых
сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче,
чем недостатки. В этом заключается специфика
малого предпринимательства - «оживать» в период общего экономического
спада, «принимать на себя» решение многих
социальных и экономических проблем.
Такой вывод позволяет сделать анализ
накопленных данных: результатов опросов предпринимателей, статистических показателей.
Следует, однако, помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в
опросах достаточно успешные,
по крайней мере, реально функционирующие, фирмы. Это те МП, которые прошли
испытание временем, нашли свою нишу,
способы удержать, даже расширить рынок сбыта. Именно такие предприятия,
по имеющейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Но с 1994 года
их количество не растет, напротив, оно несколько уменьшилось. Очевидно,
барьеры входа в малый бизнес стали слишком высоки, начать предпринимательскую
деятельность стало значительно сложнее, чем поддерживать стационарный режим
уже запущенного дела. Процесс формирования
рациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная доля
всех хозяйствующих субъектов и подавляющая - всех занятых, застопорился.
Функционирующие
МП демонстрируют хорошую способность
адаптироваться к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные
отношения. По данным мониторинга частного сектора, руководители МП считают
общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и
средних предприятий.
Малый бизнес является надежным источником
бюджетных
поступлений. Доля
просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у
крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически
вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеют
просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые
предприятия являются достаточно устойчивым источником
постоянной занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по заработной плате на
малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.
Для работников малый бизнес - возможность избавиться от прежнего
стереотипного отношения к труду как к затрате времени, а не энергии, сил. Для руководителей - это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеров
формируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах
деятельности. У крупных предприятий успех
в большей мере определяется отраслевой принадлежностью, а не рыночно-ориентированными решениями.
Малый бизнес активно формирует систему хозяйственных связей, ее нижний, местный уровень.
Хозяйственные связи МП более длительны, чем
у крупных, особенно с потребителями (продавцами), им лучше удается
удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у
наиболее успешных предприятий: 1/5
лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту,
производителями аналогичной продукции.
Очевидна ориентация на серьезное освоение рынка.
Вместе с тем большинство развивающихся МП не стремится перешагнуть формальный порог,
отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4% предприятий всерьез рассматривают возможность создания
семейства дочерних фирм, выделения отдельных производств в самостоятельные
предприятия. Тем самым тормозится расширение среднего бизнеса, формирование
рациональной структуры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация -
отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью,
создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства в целом,
льготный режим функционирования МП становится своего рода барьером на пути
конкретного динамично развивающегося бизнеса. Снять это противоречие можно,
создав среду, благоприятную для предпринимательской деятельности любых масштабов.
По роли в развитии
экономики, решении социальных задач малое предпринимательство в России
значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как
США, Япония, ФРГ, Франция и др. Доля малых предприятий в основных
экономических показателях России в 1997 г., по данным Госкомстата РФ,
представлена в табл. 1.
Таблица 1
Доля малых предприятий
в основных экономических показателях России в 1997 г.
Показатели
|
Малые предприятия, %
|
Общая численность постоянных работников на предприятиях и в
организациях всех отраслей экономики
|
12,5
|
Фонд заработной платы, начисленной работникам предприятий и
организаций всех отраслей экономики
|
10,0
|
Выпуск товаров и рыночных услуг на предприятиях и в организациях всех
отраслей экономики
|
8,0
|
Инвестиции в основной капитал
|
5,4
|
Объем платных услуг населения, оказанных предприятиями и
организациями
|
5,1
|
На 1 января 1999 г.
число малых предприятий по отраслям экономики распределялось следующим образом
(от общей численности всех предприятий): торговля и общественное питание –
44,5%; строительство – 15,8%; промышленность – 15,7%; наука и научное
обслуживание – 4,5%; общая коммерческая деятельность по обеспечению
функционирования рынка – 4,0; другие отрасли экономики – 15,5%. За последние
годы число малых предприятий не увеличивается. Если на конец 1994 г. их
численность составляла 896,9 тыс., то на начало 1999 г. – 868,0 тыс. Снизилось
число малых предприятий в науке и научном обслуживании, в торговле и
общественном питании, несколько возросло в промышленности, строительстве, в
сельском хозяйстве и на транспорте. К сожалению, не увеличилось численность
работающих на малых предприятиях, которая в 1998 г. в целом по Российской
Федерации составила (среднесписочная) 6207,8 тыс. человек и средняя численность
работников выполнявших работы по договорам, - 475,7 тыс. человек и средняя численность
совместителей составляла 717,9 тыс. человек.
Говоря о роли малого
предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать
вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является
важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
ü формирование
конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему
удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
ü расширение
ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к
удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению
качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
ü привлечение
личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых
предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем
на крупных;
ü создание
дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
ü более
эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов;
ü вовлечение
в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное
производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, инвалиды,
пенсионеры, учащиеся);
ü формирование
социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
ü активизация
научно-технического прогресса;
ü освобождение
государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и
выкупа;
Все эти и другие
экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его
развитие в яд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью
реформирования экономики России.
Практика показывает, что
технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса
сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий.
Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологический изменений,
внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятостью острая ценовая и
неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к
тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества,
возможность для государства получать большие средства в форме налоговых
поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Причины,
тормозящие развитие малого предпринимательства в РФ
Анализируя сложившуюся в
стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих
поступательное развитие в России малого предпринимательства:
ü сложная
финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад
производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины,
высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность
предпринимателей;
ü низкий
уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей,
отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в бизнесе, так и в
государственном секторе;
ü негативное
отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство
напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
ü неотработанность
организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на
региональном уровне;
ü слабость
действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
ü в
результате финансово-экономического кризиса, разразившегося в августе 1998 г.,
резкое повышение цен на все факторы производства, по существу катастрофическое
снижение покупательной способности россиян. Из-за отсутствия спроса уже начали
останавливаться самые эффективные производства. Сворачивается торговля всем и
вся.
Сложившаяся
экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по
всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства
ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую
очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров
и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых
постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия с сфере
малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к
предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Так, обобщая результаты
социологических опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в
аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого
предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы»,
сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги;
законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит;
трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров,
клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия;
недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей;
коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика
государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов,
потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства,
предприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток
информации; недостаток культуры опыта; необязательность партнеров; проблемы
собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность
производства; громоздская отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность
инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров;
отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисленные проблемы, с
которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока
не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще,
малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда
предпринимательство станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чем
свидетельствует опыт развитых стран.
Проведенные Институтом
стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей
малых предприятий показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они
нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности,
а 70% - что им нужны надежные законодательные
гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий
постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных,
региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых
льгот, 57% обследованных малых предприятий – в получении льготных кредитов для
осуществления конкретных проектов.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
По мере развития мелкого предпринимательства
образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны
три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.
Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее
простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия
достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать
торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и
более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение
предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип -
корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и
среднего бизнеса. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено
от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит
один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее
средства и не принимают участия в управление ею.
Правовые основы деятельности малых предприятий в
Российской Федерации будут описаны в следующих пунктах.
Создание
и ликвидация малых предприятий
Нормативной базой для создания и ликвидации малых
предприятий является закон РФ “О предприятиях и предпринимательской
деятельности”, его глава IV.
Предприятие может быть учреждено либо по решению
собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового
коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке,
предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате
выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного
или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих
обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате
принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством
РФ.
Учредительными документами предприятия являются
устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В
уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его
название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и
образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.
Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и
муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы
собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета
составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым
коллективом.
Предприятие считается утвержденным и приобретает
права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Государственная
регистрация предприятия
Государственная регистрация предприятия, независимо
от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту
учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в
месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в
Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность
незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от
деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в
местный бюджет.
Страницы: 1, 2, 3
|