Малый бизнес в России
Для регистрации предприятия учредитель представляет
следующие документы:
ü
заявление учредителя,
ü
устав предприятия,
ü
решение о создании предприятия или договор учредителей,
ü
свидетельство об уплате государственной пошлины.
Решение о регистрации или отказ в регистрации
предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи
заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате
госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной
печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.
Отказ в государственной регистрации предприятия
возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания
предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям
законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является
незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган
обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия.
Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке.
Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате
незаконного отказа в регистрации предприятия.
Ликвидация
и реорганизация предприятия
Прекращение деятельности
предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации
(слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную
организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия
производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать
такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.
Предприятия ликвидируются в случаях:
ü
признания банкротом,
ü
принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за
невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в
предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не
изменен вид деятельности,
ü
признания судом недействительными учредительных документов и
решения о создании предприятия,
ü
по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ
и входящих в его состав республик.
Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной
комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им
органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может
проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация
предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством
РФ.
Предприятие
индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих
трудовое хозяйство
И Закон РФ “О предприятиях и предпринимательской
деятельности” разрешает организацию и создание предприятий, и ведение
предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной)
собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа
лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее
2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью, но
может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие
будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав, и
зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А
это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры
и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным
обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по
обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем своим
имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали
имуществом предприятия.
От учредителей зависит установить в уставе
дополнительную (субсидиарную) или какую-нибудь иную ответственность всех или
некоторых из них по обязательствам предприятия. Например, в случае, если
кто-либо не передал предприятию имущество, которое он обязался передать. Такая
ответственность может быть установлена в уставе для того, чтобы укрепить
репутацию предприятия в глазах будущих клиентов и привлечь их к сотрудничеству
или по каким либо другим соображениям.
Имущество, которое учредители передают предприятию,
может быть передано ему в собственность, а может быть закреплено за ним и на
других юридических основаниях, на другом праве со всеми вытекающими
последствиями. В уставе можно установить, что принадлежащее предприятию
имущество является собственностью учредителя, а если учредителей несколько, то
их общей долевой собственностью; при этом следует указать, как распределяются
доли в праве, т.е. их соотношение. Признание собственником самого предприятия
или же его учредителя может (в дальнейшем) существенное значения при разрешении
вопросов ответственности, как самого предприятия, так и его учредителя.
Следует отметить, что на основании ст.8 п. 2 Закона
РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности” индивидуальное
предприятие может быть образованно путем приобретения гражданином (семьей)
государственного или муниципального предприятия. Для регистрации предприятия
представляются решение о его создании и утвержденный учредителем устав, а также
заявление учредителя и свидетельство об уплате госпошлины (ст. 34 Закона “О
предприятии и предпринимательской деятельности”). Закон РФ предусматривает
право предпринимателя (учредителя) взыскать по суду убытки, причиненные
незаконным отказом регистрации.
Управление
предприятием
Управление предприятием осуществляется учредителем
являющийся высшим органом предприятия – юридического лица (вариант: на случай,
когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием и
юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения
единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия
и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года,
возможны и другие варианты решения).
Вариант: для осуществления текущего руководства
деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия,
действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени
предприятия его высшим органом.
С приглашенным директором заключается контракт
(трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей.
Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает
все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без
доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами,
распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в
том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает
структуру и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для
всех работников указания.
Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех
лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и
директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении
коллективного договора, и о содержании этого договора и вопросы связанные с
выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность лица
предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей
структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных
руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором
предприятия (вариант: указать должность, назначение на которое производится с
согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).
Хозяйственная
и иная деятельность предприятия
Предприятие самостоятельно планирует свою
деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия
директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде
определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры
оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления
выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с
действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное
медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает
работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и
нормами.
Предприятия могут приобретать необходимые ему
ресурсы реализовывать свою продукцию и услуги любым, не противоречащим
законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие
вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды
расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно
осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в
соответствующем банке.
Высший орган (вариант: директор) предприятия
определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты
налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль) поступает в полное его
распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется
учредителем. Часть чистой прибыли (вариант: часть чистой прибыли в размере,
ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом)
передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения
этой части чистой прибыли между работниками определяется положением,
утвержденным советом предприятия (вариант: совместным решением учредителя и
трудового коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли
подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать
вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие
ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового
коллектива (вариант: совета предприятия), утвержденным органом предприятия
(вариант: положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива
(или совета предприятия) и высшего органа предприятия). В случае прекращения трудовых
отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании
операционного года.
СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Этапы
развития малого бизнеса в России
Возрождение предпринимательской деятельности в
России и бывших социалистических странах – уникальное социальное, политическое
и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность
возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно
рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко
централизованной плановой системы.
Становление малого предпринимательства в рамках
новейшей истории России можно условно разделить на следующие этапы:
Первый этап: 1992-1994 гг.
Этот
этап характеризуется продвижением вперед в понимании сути экономических проблем
малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого
предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой
хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого
предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие
документы: Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и
среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г. Постановление СМ и Правительства
РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого
предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446, Указ Президента РФ «О
кадровом обеспечении экономических реформ» № 272 от 22.02.1993 г. Приказ
федеральной службы занятости России «Об утверждении положения о порядке работы
органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать
собственное дело в условиях выдачи им субсидий» № 37 от 30.03.1993 г.,
Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по
государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994 - 1995 гг.»,
Указ Президента РФ «О некоторых вопросах налоговой политики» № 1004 от
23.05.1994 г. Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств
поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434. Во всех этих документах
поддержка малого предпринимательства признается одним из важнейших направлений
экономической реформы; устанавливаются отраслевые приоритеты развития малого
предпринимательства; предусматривается освобождение от налогов суммы прибыли,
используемой для развития производства, устанавливаются льготные ставки налогов
на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работ; предусматривается
выделение кредитных ресурсов на первостепенное производство товаров народного
потребления и продовольствия, организуется сеть специальных банков с участием
государственных средств, предполагается страхование программ с высокой степенью
риска из государственных фондов и резервов, планируется обеспечение гарантий
для иностранных инвестиций и использование зарубежного опыта, а также
привлечение зарубежных специалистов. Однако, как не печально, эти постановления
остались только декларацией. И хотя в начале этого этапа наблюдался процесс
массового учредительства малых предприятий (в сфере науки и научно-технического
обслуживания число малых предприятий возросло в 3 раза, в сельском хозяйстве -
в 3,1 раза, в материально-техническом снабжении - в 2,9 раза, в сфере
образования - в 2,8), доля малых предприятий в сфере материального производства
в общей структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.[1]
Количественный
рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560
тыс. малых предприятий, 1993 - 865 тыс., 1994 - 896,6 тыс.[2]
В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь1992
года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов —
традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг.
Этот
период совпал с массовой (ваучерной приватизацией, которая в целом для малого
производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации
(1992 - 1994 гг.) привел к созданию командного номенклатурного капитализма».
Это полностью отвечает интересам очень узкого круга лиц, при целенаправленном
сокращении возможностей участия широких масс населения в формировании среднего
класса частных собственников. Либерализация цен фактически полностью уничтожила
накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым источником
капитала для ведения собственного дела.
Необратимого
и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот противоречивый период
не произошло. К концу 1994 г. начался спад в деятельности малых предприятий -
многие научно-консультационные торгово-посреднические предприятия распались,
либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского
хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена
управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса
возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был
охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого
предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства уже в
1993 г. характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий
не начали работать, 30% едва сводили концы с концами. 40% не платили налоги,
10% жили более или менее сносно, 3- 4% процветали. 37% из успешно действующих
предприятий связаны с теневой экономикой.[3]
Еще
одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных
структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что главная
функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в
том, чтобы привлекать средства - и не только российских, но и иностранных
партнеров. Фондам дается самостоятельность в выработке механизма привлечения
этих средств. Фонды поддержки призваны создавать инфраструктуру - благоприятные
условия для развития малого предпринимательства, такие условия, при которых оно
будет доходным, выгодным, стабильным вне зависимости от каких-то конъюнктурных
внешних факторов и условий. В начале 1994 г. создается Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере (утвержденный Правительством
РФ). Этот Фонд является некоммерческой организацией, которой отчисляется 0,5%
средств федерального бюджета, направляемого на науку, а с 1996 года - 1,0%.
Деятельность этого Фонда направляется на "содействие проведению
государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической
сфере путем поддержки, создания и развития инфраструктуры малого инновационного
предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых
ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации программ и
проектов по созданию производства наукоемких продуктов". Фонд должен
принимать участие в проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации
федеральной, отраслевых и региональных программ и проектов развития малого
бизнеса.
В
ноябре 1994 г. была учреждена Российская ассоциация развития малого
предпринимательства (РАРМП).
В
1993 г. свою программу поддержки частного предпринимательства предлагает
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Для этой программы создается
специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется в размере 300 млн.
долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в столице, так и в
регионах. Например, в 1994 г. Кузбассоцбанк через Томский филиал успешно
реализовал первый этап программы по кредитованию микробизнеса в объеме 200 тыс.
долларов.
Однако,
характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного
поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано. В 1996
г., то есть по завершению первого этапа приватизации на долю малых предприятий
приходилось 3% совокупной стоимости основных средств по всем отраслям
экономики. Это объясняется тем, что условия для структурной перестройки
промышленности России еще не созданы и вопрос о стабильном месте малого бизнеса
в этом процессе еще не определен; не создана конкурентоспособная среда,
являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; по-прежнему
актуальным остается разворот к производственному предпринимательству. Острой
общероссийской проблемой остается проблема возвратности кредитов. Кроме того,
малые предприятия России просто до сих пор еще не готовы брать кредиты, так как
многие из них не умеют составить бизнес-планы, не имеют залога и т.п.
На
протяжении всего периода легализации малого предпринимательства наблюдалась
борьба за его курирование и, прежде всего, за распределение государственных
средств на его поддержку. Многочисленные государственные ведомства,
государственные и общественные организации не стремились объединить свои усилия
по поддержке малого предпринимательства. Не было выработано механизма
практической реализации предлагаемых направлений деятельности. Единая программа
и соответственно система государственной поддержки малого предпринимательства в
РФ до середины 1994 г. отсутствовала.
Картина
будет не полной, если не отметить, что наблюдалось нарастание
криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что
связывается с отсутствием устойчивых, сложившихся норм и правил
предпринимательской этики, наличием «государственного рэкета» и уголовного
рэкета. Данный этап в развитии малого бизнеса все еще оставался этапом «проб и
ошибок». Однако в целом сохранялось устойчивое понимание необходимости развития
малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного
экономического развития страны.
Второй этап: 1995-1998 гг.
На
этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на
создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране.
Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с
предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В
1995 г. образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию
малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие
полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной
помощи в этой области.
Вводится
в практику хозяйственной деятельности новый Гражданский кодекс. 14 июня 1995 г.
был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3
законодательно определил статус малого предприятия.
В
1995 г. положение в малом предпринимательстве характеризовалось следующими
показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 877,3
тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли,
полученной российской экономикой.[4]
Государственный
комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства
приводит следующие данные. На 1 октября 1996 г. насчитывалось 829 442
предприятия с численностью занятых 8 241 200 человек. На 1 января 1997 г. малых
предприятий стало более 842 тыс. с численностью занятых 8618 300 человек.
Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного
питания - 43%, строительство и промышленность уступает - 32% (17% и 15%
соответственно). Налоговая служба учитывает также 3,5 млн. предпринимателей без
образования юридического лица, которые по законодательству являются субъектами
малого предпринимательства. Однако для создания нормальной конкурентной среды
малых предприятий должно быть значительно больше.
И тем
не менее с учетом временно занятых и членов семей почти 15-18% населения России
было связано с деятельностью малых предприятий.
Направленность
деятельности государства в области малого предпринимательства на этот период
определяет «Федеральная программа государственной поддержки малого
предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг.» (Утверждена постановлением
Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1256).
Цель
этой Программы заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого
предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах
экономики. Эта Программа выдвигает следующие задачи:
ü
создание правовых, экономических и
организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства;
ü
целенаправленное формирование
системы государственной поддержки малого предпринимательства;
ü
создание новых рабочих мест,
открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и
социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и
услугами;
ü
поддержка деловой и инновационной
активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
ü
инициирование финансово-кредитных
и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования
предпринимательской деятельности, прежде всего, за счет собственных
возможностей эффективно развивающихся малых предприятий;
ü
широкое распространение типовых
элементов инфраструктуры, созданных в рамках программных разработок в 1994—1995
годах.
Исходя
из цели и основных задач в Программе предусматриваются основные мероприятия,
направленные на выполнение всей Программы. Общий объем финансирования на 1996
г. был определен в размере 883,35 млрд. руб., в том числе 707 млрд. руб. —
средства от приватизации объектов федеральной собственности должны были
поступить в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, чего на
практике в полном объеме не произошло.[5]
По
данным ГКРП России, в течение 1996-1997 гг. разрабатывалось более 40
законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность малых
предприятий. Среди них: «Об участии субъектов малого предпринимательства в
производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных
государственных нужд», проекты Федеральных законов «О торгах на закупку
товаров, работ, услуг для государственных нужд», «О лизинге», «О системе
гарантий и поручительств в сфере малого предпринимательства», «Об обществах
взаимного кредитования».
Предпринимались
попытки по поддержке малого предпринимательства в производственной сфере и,
прежде всего, в инновационной области. По оценкам экспертов, в инновационной
сфере функционирует около 120 тыс. малых предприятий с численностью занятых 2,3
млн. чел. Как и во всем мире, часть из них распадается, другие возникают вновь.
Однако появились и устойчиво функционирующие 3-4 года малые предприятия. Тем не
менее предпринимаемые меры коренным образом не изменили состояние инновационной
деятельности. По-прежнему оставляет желать лучшего ее результативность.
Основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность на малых
промышленных предприятиях, являются недостаток ее собственных средств, высокие
налоговые ставки, неприемлемые условия инвестиций и кредитования. Наметилось
некоторое ухудшение положения и в строительстве, причем здесь основными
проблемами становятся, во-первых, неплатежеспособность заказчиков,
необеспеченность финансированием, недостатком заказов на работы, а, во-вторых,
недостаточное внимание к жилищному и промышленному строительству.
В
этот период определенные усилия предпринимались и по формированию инфрастуктуры
поддержки малого предпринимательства. На июнь 1997 года в регионах
функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых
центров, 40 лизинговых компаний. 44 технопарка, 60 информационно-аналитических
центров малого предпринимательства. В первом полугодии 1997 года на развитие
инфрастуктуры малого предпринимательства было выделено 9,3 млрд. руб., в т.ч.
более 5 млрд. руб. было внесено в уставные фонды объектов инфрастуктуры
Калининградской, Нижегородской, Саратовской, Томской областей, республик
Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Татарстан, Алтайского и Краснодарского краев,
Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа.
После
I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий в феврале 1996 года
выходит Программа «0 первоочередных мерах государственной поддержки малого
предпринимательства в РФ» и Указ Президента РФ «О первоочередных мерах
государственной поддержки малого предпринимательства в РФ», который предписал
региональным структурам выделять на поддержку малого бизнеса половину процента
от доходной части бюджета. Это очень важно для развития малого
предпринимательства, поскольку такая постановка вопроса законодательно
гарантирует поступление государственных средств. Указ называл конкретные меры
реальной поддержки предпринимательства, среди которых можно выделить следующие:
ü
упрощение процедуры регистрации;
ü
введение налоговых льгот для
банков, лизинговых и страховых компаний, обслуживающих малый бизнес;
ü
перечисление на создание новых
рабочих мест 40% бюджета Государственного фонда занятости (начиная с 1997
года);
ü
создание гарантийного фонда, в
который ежегодно будет отчисляться не менее 200 млн. долларов для инвестиций в
российский малый бизнес со стороны иностранных кредитных организаций.
Большие
надежды возлагались и на Федеральный закон «Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»
от 29.12.1995 года № 222-ФЗ, принятого в развитии Федерального закона от
14.06.1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства
в РФ».
Регионом-первопроходцем
в деле развития малого бизнеса является Москва. Доля московских предприятий в
общем числе МП равна 20%. В столице была принята Московская Программа развития
малого предпринимательства на 1996—1997 годы, в которой определены следующие
приоритеты:
ü
производство, переработка и
реализация сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;
ü
производство товаров народного
потребления;
ü
производство лекарственных
препаратов и медтехники;
ü
оказание различных видов услуг;
ü
общественное питание;
ü
строительство;
ü
инновационная и
природоохранительная деятельность.
В
1996 году на поддержку предпринимательства выделено 235 млрд. руб. Доля
налоговых поступлений от малых предприятий в некоторых префектурах достигает
80%. Правительство Москвы принимает решение создать специальный гарантийный
фонд в размере 20 млрд. руб., который компенсировал бы разницу процентов по
кредитам, выдаваемым начинающим предпринимателям. 1-го сентября 1996 года мэр
Москвы выдвинул предложение о возрождении ремесленничества в столице.
Все
малые предприятия Москвы (любой формы собственности) уравнены с
государственными предприятиями по оплате коммунальных услуг, пожарной
сигнализации, телефонной связи. В первые два года малые предприятия
освобождаются от налогов на имущество полностью, в третий год - на 50%, в
четвертый - на 25%. Предприятия, производящие технологическое оборудование для
пищевой промышленности, освобождаются от налога на прибыль от продажи продукции.
Имеют
свой интерес к развитию малого бизнеса в столице и иностранные инвесторы.
Например, планируются значительные инвестиции в строительство малых гостинец, в
информационную систему Москвы, в создание крупных оптовых рынков, в
обустройство кольцевой дороги (имеется в виду строительство целого комплекса
гостиниц, небольших ресторанов, автомобильных стоянок).
В
этот период продолжает активную деятельность Европейский банк реконструкции и
развития. Так, в орбиту его деятельности по поддержке малого предпринимательства
включается осенью 1996 года банк «Российский кредит». Этот банк подписал
кредитное соглашение по программе «Малый бизнес в России». Соглашение дает
возможность всем, кто работает в сфере малого бизнеса, получить кредит по
ставкам ниже рыночных.
Результативна
была деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере. К середине 1997 года этот Фонд профинансировал 625
инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе из 1873 обратившихся
малых предприятий.
На
финансирование инновационных проектов, выполняемых малыми предприятиями,
расходуется около 80% бюджета Фонда содействия. Остальные средства направляются
на финансирование следующих программ: создание сети
инновационно-технологических центров - 9%, участие в выставках, рекламе товаров
и услуг малых инновационных предприятий - 1%, финансирование поисковых
исследований в интересах малых предприятий - 2%, развитие инфраструктуры
трансферта технологий - 0,5%, вовлечение студенчества в инновационное предпринимательство
- 0,5%, поддержка консультационно-учебной деятельности.
Бюджетный
голод сказался и на финансировании Фонда содействия. Из запланированных 115
млрд. руб. бюджетных средств Фонд в 1996 году получил 49 млрд. руб., а это,
конечно, сказалось на эффективности деятельности Фонда, что выразилось в
падении числа финансируемых проектов с 30 - 35 из 100 до 20.[6]
Однако
второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать действенным
инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического
прогресса. Малое производство со своим уникальным предпринимательским
потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и
адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого
предпринимательства решаться. Во многом это - не его вина, а его беда. Такая
ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики,
которое характеризуется тяжелейшим кризисом, падением темпов роста,
инвестиционным голодом, развалом хозяйственных связей.
Другой
особенностью экономической жизни являются процессы концентрации и централизации
капиталов, которые приводят к поглощению малых предприятий, их слиянию. Еще не
сформировался тот уровень деятельности крупных предприятий, когда они
становятся хозяйственными субъектами, заинтересованными и инициирующими
создание малых предприятий. Очень острой остается проблема получения кредитов,
которые жизненно необходимы предпринимателям. Более того, нехватка финансов для
начинающего предпринимателя часто становится вообще основной проблемой. В итоге
задачи Федеральной Программы по насыщению товарного рынка конкурентоспособными
отечественными товарами не решены.
Существенным
фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого
предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого
бизнеса.
Место
и роль малого предпринимательства определялась тем, что малые предприятия уже
прошли определенный путь развития и переболели «детскими болезнями роста». Все
эти годы они учились самостоятельно приспосабливаться к особенностям рынка, в
некоторых случаях сумели вырабатывать правильную конкурентоспособную стратегию
поведения. Малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную деятельность
и усиливают свою инвестиционную политику. Можно наблюдать сдвиги и в обшей
культуре ведения бизнеса. Происходит активизация деятельности мелких
предприятий в регионах, где явно созрели условия для эффективного использования
потенциала малого предпринимательства в интересах экономического роста, и
восстановление хозяйственной, деловой активности населения во всей стране.
О
вкладе малых предприятий в экономический потенциал страны в предкризисный 1998
год говорят следующие показатели. Они в 1996 году произвели продукции и услуг
более чем на 300 триллионов рублей (7% от всего объема, а с учетом
предоставляемых услуг и выполняемых работ предпринимателями без образования
юридического лица - почти 10%). В 1996 г. бюджеты всех уровней получили от
малых предприятий 36,8 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет - 15,4 трлн.
руб. Высок процент (86%) собираемости налогов у малых предприятий. Доля малых
предприятий в ВВП составляет около 12%. По оценке Госкомстата России, в первом
полугодии 1997 года именно за счет расширения промышленного производства малыми
и совместными предприятиями впервые в промышленности за последние годы
произошел рост производства на 0,8%.[7]
Однако
говорить о подлинном развитии предпринимательства в России было еще
преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным,
подлинной конкурентоспособной среды для деятельности малых предприятий так и не
сформировалось, особенно в производственной сфере; по существу не менялось роль
государства в определении ориентиров и приоритетов предпринимательской
деятельности. Государство все еще находится на уровне констатации факта о
необходимости поддержки и конструировании программ поддержки малого
предпринимательства.
Третий этап: 1999-2001 гг.
События
августа 1998 г. стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса.
[Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно
считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным,
после августа 1998 г. от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою
деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для
нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3 - 5
млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили
численность персонала, снизили оплату его труда.][8]
В эти
годы правительство нашей страны обратило пристальное внимание на малый бизнес,
провозгласив целью Федеральной программы государственной поддержки малого
предпринимательства на 2000 - 2001 гг. обеспечение благоприятных условий для
развития малого предпринимательства на основе повышения качества и
эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
Как
считают рабочая группа по вопросам поддержки и развития малого и среднего
бизнеса в нашей стране, третий период становления малого бизнеса стал периодом
изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого
предпринимательства в посткризисный период. Одновременно именно в этот период
государство начинает испытывать дискомфорт от жесткой зависимости
финансово-экономической независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых
рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы - то есть в тех отраслях, где
традиционно работают исключительно крупные предприятия. Наименее зависимое от
этих факторов малое предпринимательство наиболее быстро восстанавливается после
финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности в
обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого
предпринимательства в целях поддержания этой стабильности - принимаются безусловно
прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О
лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».
Анализ
современного состояния экономики однозначно указывает на то, что, несмотря на
то, что Россия по-прежнему находится в фазе экономического роста, действие
положительных последствий финансового кризиса 1998 г. практически закончилось к
середине 2000 г., когда рубль начал укрепляться. Разница в цене между
отечественными и импортными товарами уменьшилась в результате роста цен на
отечественную продукцию и гибкой ценовой политики крупных импортеров. Также
необходимо отметить изменение параметров формирования издержек как в
производственных, так и в непроизводственных отраслях, и, как следствие, -
структуры распределения прибыли между отраслями экономики. Следствием этого
стало уменьшение темпов экономического роста, они стали более зависимы от
уровня иностранных и отечественных инвестиций. [9]
Программа государственной поддержки развития малого
предпринимательства в Российской Федерации.
Развитие малого предпринимательства продолжается, и
Правительство РФ подготовило Федеральную программу государственной поддержки
малого предпринимательства на 2003-2005 гг. Об этом сообщил СМИ заместитель
министра по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства Андрей
Цыганов.
В программе определены приоритеты государственной
политики по поддержке малого предпринимательства, отметил Цыганов. По его
словам, акценты государственной поддержки малого предпринимательства перераспределены.
Предполагается, что существенную поддержку ему должны оказывать региональные
власти, которые также будут нести ответственность за распределение налогов,
поступивших от малых предпринимателей. Речь идет также о создании в регионах
фондов по поддержке малого предпринимательства.
Страницы: 1, 2, 3
|