Маркетинговые исследования
Характерными
особенностями таких исследований являются: чётко определённый формат собираемых данных и источники их получения,
обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в
основном количественных по своей природе.
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных
путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят
качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме.
Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому
предшествуют специальные процедуры. Например, мнение нескольких респондентов о
рекламе товара может быть словесно выражено по-разному. Только в результате
дополнительного анализа все мнения разбиваются на три категории: отрицательные,
положительные и нейтральные, после чего можно определить, какое число мнений
относится к каждой из трех категорий. Такая промежуточная процедура является
лишней, если при опросе использовать сразу закрытую форму вопросов.(14)
3.1. Наблюдение и его роль при проведении
маркетинговых исследований
Основу качественных исследований составляют методы наблюдений,
предполагающие скорее наблюдение, чем коммуникации с респондентами. Большинство
этих методов основано на подходах, разработанных психологами.
Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора
первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за
выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь
непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого
объекта и значимые с точки зрения целей исследования.(1)
Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на
достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации
для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими
методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом
объекте.
Разнообразие способов проведения наблюдений определяется четырьмя
подходами к их осуществлению: прямое или непрямое наблюдение, открытое или
скрытое, структурированное или неструктурированное, осуществляемое с помошью
человека или механических средств.
Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за
поведением, скажем, покупателей в магазине (например, в какой
последовательности они изучают товары, выставленные на прилавке). При
применении непрямого наблюдения изучаются результаты определенного поведения, а
не само поведение. Здесь часто используются архивные данные, например, данные о
динамике запасов определенных товаров, которые могут быть полезными при
изучении сдвигов в рыночной ситуации.
Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними
наблюдают, например, при проведении специальных экспериментов. Однако
присутствие наблюдателей влияет на поведение наблюдаемых, поэтому надо
стремиться свести его к минимуму.
Этим требованиям удовлетворяет, скрытое наблюдение когда обследуемый
не предполагает, что за ним наблюдают. Например, в магазинах могут скрыто
наблюдать за тем, насколько продавец вежливо обходится с покупателями и
помогает им совершить покупку.
При проведении структурированного наблюдения наблюдатель заранее
определяет, что он будет наблюдать и регистрировать. Все другие виды поведения
игнорируются. Часто используется стандартный лист наблюдений, сокращающий до
минимума затраты времени наблюдателя. Этот метод дает возможность осуществлять
наблюдения по заранее намеченной схеме, фиксировать результат наблюдений для
каждой выделенной категории. Это наблюдения не носят случайного или
произвольного характера, а осуществляются в соответствии с определенным планом,
обладают высокой степенью законченности. Исследователю легче обобщить
результаты, полученные от разных наблюдателей.
Когда осуществляется неструктурированное наблюдение, наблюдатель
фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения. Такой тип поведения часто
используется при проведении разведочных исследований.
Обычно метод наблюдений используется совместно с другими методами.
Полученные в этом случае результаты дополняют и контролируют друг друга. Так,
если наблюдение используется для контроля данных, полученных другими методами,
оно должно быть максимально строго структурировано, проводиться в тех условиях,
в которых собиралась контролируемая информация.
Недостатки метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям. При
прямом наблюдении обычно изучается поведение в определенных условиях малой
группы людей, следовательно, возникает вопрос о достоверности полученных
данных. При этом имеет место субъективное истолкование последних. Человеческое
восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить
какие-то важные проявления изучаемой ситуации. Обычно исследователь не в
состоянии на основе метода наблюдений углубить полученные результаты и вскрыть
интересы, мотивы, отношения, лежащие в основе определенного поведения. В ряде
случаев это ограничение удается преодолеть, например, изучая реакцию детей на
новую игрушку. Кроме того, надо иметь в виду, что присутствие наблюдателя может
оказывать влияние на наблюдаемую ситуацию. Уровень этого влияния определить
чрезвычайно сложно.
Наблюдение является весьма трудоемким методом. Оформление итогов
наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем само наблюдение. Оно
должно дополнять другие методы маркетинговых исследований, и применяется
тогда, когда информация, необходимая исследователю не может быть получена
никакими иными способами. (6)
По характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым, что
означает, что процессы проходят в естественной обстановке (в магазине, у
витрины магазина), или лабораторным, т.е. проводящимся в искусственно созданной
ситуации.
Выделяются следующие этапы наблюдения:
1.
определение цели,
постановка задач, установление объекта и предмета наблюдения
2.
обеспечение доступа к
среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми
3.
выбор способа наблюдений и
разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов
4.
проведение наблюдений,
сбор данных, накопление информации
Фиксация результатов наблюдений может выполнятся в виде:
а.
кратковременной записи,
проводимой «по горячему следу», насколько это позволяют время и место
б.
протокола наблюдений
в.
дневника наблюдений, в который
систематически заносятся все необходимые сведения
г.
фото-, видео-,
звукозаписи.(14)
3.3. Метод фокус-группы
Процедура
проведения фокус-группы представляет собой обсуждение заданной проблемы в
группе 6-12 специально отобранных представителей целевой аудитории под
руководством ведущего (модератора).
Непринуждённость
беседы и равноправие участников способствуют комфорту во время обсуждения.
Модератор задаёт вопросы и следит за тем, чтобы все участники могли свободно
высказаться. (17)
Можно выделить
четыре главные цели применения данного метода:
1. генерация идей – например, относительно направлений усовершенствования
выпускаемых продуктов, их дизайна, упаковки и разработки новых продуктов
2. изучение разговорного словаря потребителей, что может оказаться полезным
при проведении рекламной кампании, составление вопросников и т.п.
3. ознакомление с запросами потребителей, их восприятием, мотивами и с их
отношением к изучаемому продукту, что является весьма важным при определении
целей маркетингового исследования
4. изучение эмоциональной и поведенческой реакции на определенные виды
рекламы(1)
Обычно работу
группы фиксируют с помощью аудио- и видеотехнических средств, а его результаты
могут явиться основанием для проведения количественных исследований (опроса).
(17)
Оптимальный размер
фокус-группы колеблется от 6 до 12 человек. При меньшем числе участников не
создаётся необходимая динамика для продуктивной работы группы, и ведущему
приходиться прилагать массу усилий для активации работы группы. При численности
группы более 12 человек трудно завязать продуктивную дискуссию, группа может
разбиться на подгруппы, в которых могут вестись разговоры на отвлечённые темы.
Рекомендуется формирование группы, исходя из принципа гомогенности состава её
участников (по возрасту, виду деятельности, семейному положению и т.п.). В том
случае создаются лучшие условия для раскованной дискуссии. Выбор участников
группы прежде всего определяется целями проводимого исследования. Например,
если целью является генерация новых идей об упаковке продукта, в качестве
участников фокус-группы приглашаются потребители, которые покупали товары
определённой марки. (14) Рекомендуется не включать в группу лидеров, поскольку
их активность и навязывание своего мнения разрушают объективность картины
обсуждения. (17) Обычно потенциальных участников приглашают принять участие в
дискуссии по телефону, хотя иногда желающих принять участие в работе группы
находят прямо в магазине.
Лучше всего в
случае, когда предполагается, что дискуссия будет длиться более 1,5 часов, проводить
её в приспособленном для таких обсуждений комнате, предпочтительно за круглым
столом, в обстановке тишины и спокойствия, способствующей умственной работе.
Возможность открыто
и свободно излагать свои мнения, генерировать свежие идеи; возможность для
заказчика принимать участие в формировании целей и задач дискуссии, наблюдать
за работой группы; разнообразие направлений использования метода; возможность
изучать респондентов, которые в более формальных, структурированных ситуациях
не поддаются изучению, не желая, например, принимать участие в анкетировании –
все это является главными достоинствами метода фокус-группы. (1)
3.4. Другие качественные методы
Глубинное интервью – беседа психолога с одним респондентом. Информацию,
полученную в ходе интервью, можно также фиксировать на плёнку. Иногда во время
обсуждения интервьюер использует полуструктурированный опросник.
Данный метод применяется для сбора информации о новых концепциях,
дизайне, рекламе и других методах продвижения продукта; он помогает лучше
разобраться в поведении потребителей, в эмоциональных и личностных аспектах
жизни потребителей, в принятии решений на индивидуальном уровне, получить
данные об использовании определенных продуктов.(1)
Здесь прежде всего необходимо добиться благожелательной атмосферы при
общении с опрашиваемым. Интервьюеру желательно быть внимательным как к
словесному оформлению, так и к чувствам, заключенным в словах.(17)
Специалисты рекомендуют использовать метод глубинного интервью в тех
случаях, когда:
1.
целевая аудитория
представляет собой редкую категорию населения
2.
респондентов по каким-либо
причинам сложно собрать одновременно вместе
3.
проблема исследования
касается сугубо личного отношения респондента
4.
принятие решения по
интересующей проблеме является индивидуальным. (17)
Самым сложным является суммирование данных индивидуальных опросов в
итоговый отчет.
Анализ протокола заключается в помещении респондента в определенную
ситуацию по принятию решения, при этом он должен словесно описать все факторы и
аргументы, которыми он руководствовался при принятии решения.
Метод анализа протокола используется при анализе решений, принятие
которых распределено во времени, например решения о покупке дома. В этом случае
исследователь собирает в единое целое отдельные решения, принимаемые на его
отдельных этапах.
Кроме того, данный метод используется при анализе решений, процесс
принятия которых очень короток. В этом случае метод анализа протокола как бы
замедляет скорость принятия решения. Например, покупая жевательную резинку,
обычно люди не задумываются относительно этой покупки. Анализ протокола дает
возможность разобраться в некоторых внутренних аспектах подобных покупок.
При использовании проекционных методов респонденты помещаются в
определенные имитируемые ситуации в надежде на то, что респонденты выскажут
такую информацию о себе, которую невозможно получить при проведении прямого
опроса, например, относительно потребления наркотиков, алкоголя, получения
чаевых и т.п. Можно выделить следующие конкретные методы, входящие в состав проекционных
методов: ассоциативные методы, испытание при помощи завершения предложений,
тестирование иллюстраций, тестирование рисунков, разыгрывание ролей,
ретроспективные беседы и беседы с опорой на творческое воображение.
Ассоциативные методы включают ассоциативные беседы и ассоциативное
испытание слов или словесную ассоциацию. Ассоциативное испытание слов
заключается в прочтении респонденту слов, в ответ на которые он должен
произнести первое пришедшее ему на ум слово.
Далее к числу качественных методов относятся физиологические испытания,
основанные на изучении непроизвольных реакций респондентов на маркетинговые
стимулы. При проведении подобных измерений используется специальное
оборудование. Например, фиксируется расширение и перемещение зрачков при изучении
определённых товаров, картинок и т.п. Примером данного метода может служить
проведение специальных экспериментов по определению отношения детей к различным
игрушкам.
Физиологические измерения в силу указанных причин довольно редко
используются при проведении маркетинговых исследований.(14)
3.5. Методы опроса
Количественные методы сбора данных или методы опроса заключаются в сборе
первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня
их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения.
Опрос может носить структурированный и неструктурированный характер. В первом
случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором –
интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.(1)
Информация от респондентов при проведении опросов собирается тремя
способами: путем задания вопросов респондентам интервьюерами, ответы на которые
интервьюер фиксирует; путем задания вопросов с помощью компьютера; путем
самостоятельного заполнения анкет респондентами.
Первый способ обладает следующими достоинствами:
1. Наличие обратной связи с респондентами, которая даст возможность
управлять процессом опроса.
2. Возможность установить доверие между респондентом и интервьюером еще в
начале опроса..
3. Возможность учета при проведении опроса особенностей и уровня
образованности опрашиваемых, например – помочь респонденту разобраться в
градациях используемых шкал..
Недостатки данного способа точно соответствуют достоинствам второго и
заключаются в следующем:
1.
Высокая скорость
реализации данного подхода по сравнению с личным интервьюированием. Компьютер
может быстро задавать вопросы, адаптированные к ответам на предыдущие вопросы;
быстро набирать случайно выбранные телефонные номера; учитывать особенности
каждого опрашиваемого.
2.
Отсутствие ошибок
интервьюера: он не устает, его невозможно подкупить.
3.
Использование картинок:
графиков, видеоматериалов, интегрированных в вопросы, появляющиеся на экране
компьютера.
4.
Обработка данных в
реальном масштабе времени. Полученная информация непосредственно направляется в
базу данных и является доступной для анализа в любое время.
5.
Субъективные качества
интервьюера не влияют на получаемые ответы, особенно это касается персональных
вопросов. Респонденты не стараются давать такие ответы, которые понравятся
интервьюеру.
К числу недостатков компьютерного метода обследований относятся
относительно высокие затраты, обусловленные приобретением и использованием
компьютеров, программных средств, очисткой от компьютерных вирусов после каждого
обследования и т.п.
Главной специфической чертой третьего метода является то, что респондент
отвечает на вопросы переданной или посланной ему анкеты самостоятельно, без
участия интервьюера или использования компьютера.
Достоинства данного метода заключаются в следующем:
1.
Относительно низкая
стоимость, обусловленная отсутствием интервьюеров, компьютерной техники.
2.
Самостоятельная
организация ответов на вопросы со стороны респондентов, которые сами выбирают
время и скорость ответов на вопросы, создают для себя наиболее комфортные
условия ответа на вопросы.
3.
Отсутствие определенного
влияния со стороны интервьюера или компьютера, создающее более комфортные
условия респондентам для ответа на вопросы.
Недостатки данного метода опроса заключаются, прежде всего, в том, что
поскольку респондент самостоятельно контролирует ответы на вопросы анкеты, то
его ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием
должного внимания и т.п., быть неполными; сроки опроса могут нарушаться или
анкеты вообще не будут возвращены. Вследствие изложенного анкеты должны
разрабатываться самым тщательным образом, содержать ясные и полные инструкции.(18)
4. Организация и проведение
сбора данных
Существует, по крайней мере, три альтернативных подхода к сбору данных:
осуществлять это самим, осуществлять путём создания специальной группы или
путём привлечения коммерческих компаний, специализирующихся на сборе данных.
В первом случае сотрудники маркетинговой службы организации своими силами
осуществляют сбор данных, скажем, путём интервьюирования. Очевидно, в данном
случае необходимо иметь достаточно развёрнутый штат сотрудников. Специальная
группа комплектуется за счёт специалистов не очень высокой квалификации.
Необходим контроль за собираемой информацией.
К числу достоинств привлечения к проведению маркетинговых исследований
коммерческих компаний, специализирующихся на сборе данных, относиться:
1.
большой опыт проведения
подобных исследований
2.
наличие классов,
оборудованных современных техническими и электронными средствами
3.
быстрота проведения
исследований
4.
контроль качества, как
стандартная процедура процесса сбора данных.
Однако стоимость услуг маркетинговых компаний в 3-5 раз превышают
стоимость других двух подходов к сбору данных.
Большое значение имеет правильное проведение сбора данных. При личном
интервьюировании необходимо представиться и рассказать немного о проводимом
исследовании. При использовании анкеты данная информация должна содержаться в
её вводной части.
Одним из критериев, определяющих выбор конкретного подхода к сбору
данных, является величина невыборочной ошибки. Невыборочная ошибка включает в
свой состав:
1.
все типы ошибок,
обусловленные тем, что не все респонденты дали ответы;
2.
ошибки сбора данных;
3.
ошибки обращения с
полученными данными;
4.
ошибки анализа собранных
данных;
5.
ошибки интерпретации
полученных результатов.
Кроме того, существуют ошибки, обусловленные нечётким выявлением проблем,
использованием неоднозначных терминов и т.п.
Невыборочные ошибки можно подразделить на преднамеренные и не
непреднамеренные.
Существует два типа преднамеренных ошибок респондентов. Первый вид
обусловлен стремлением респондента фальсифицировать свои ответы (об уровне
дохода, о национальности, возрасте и т.д.).
Второй вид обусловлен отказом респондента отвечать на вопросы. Можно выделить
три типа таких ошибок: из-за отказа вообще принимать участие в обследовании,
из-за прекращения участия и из-за отказа отвечать на определённые вопросы.
Контроль за преднамеренными ошибками респондентов направлен на снижение
числа лжи и отказа участвовать в обследовании. Для этого прежде всего
необходимо сохранять анонимность и конфиденциальность. Можно использовать
сувенирную продукцию для стимулирования участия респондентов в обследовании.
Перед тем как табулировать и анализировать данные проведенного
исследования, целесообразно провести их предварительную проверку и выявить
ошибку респондентов. Для этого прежде всего следует проверить анкеты на полноту
и точность их заполнения, выявить возможную ненадёжность (разные подходы к
ответам на схожие вопросы). Если такие ошибки являются весьма существенными, то
анкеты изымаются из дальнейшего анализа. Если возможно, то проводиться
уточнение ответов. (1)
5. Анализ данных и подготовка
заключительного отчёта
Анализ данных начинается с перевода «сырых» данных в осмысленную
информацию и включает их введение в компьютер, проверку на предмет ошибок,
кодирование, представление в матричной форме (табулирование). Обычно
закодированные исходные данные представляется в виде матрицы, столбцы которой
содержат ответы на различные вопросы анкеты , а ряды респондентов или изучаемые
ситуации. Всё это называется преобразованием исходных данных.
Далее проводиться статистический анализ, т.е. определяются средние
величины, частоты, корреляционные и регрессионные соотношения, осуществляется
анализ трендов.
Выделяют 5 основных видов статистического анализа, используемых при
проведении маркетинговых исследований: дескриптивный анализ, выводной анализ,
анализ различий, анализ связей и предсказательный анализ. Иногда эти виды анализа
используются по отдельности, а иногда – вместе.
В основе дескриптивного анализа лежит использование двух групп
статистических мер. Первая – включает меры «центральной тенденции», или меры,
которые описывают типичного респондента или типичный ответ (средняя величина,
медиана). Вторая – включает меры вариации, или меры, описывающие степень
схожести или несхожести респондентов или ответов с «типичными» респондентами
или ответами (распределение частот, размах вариации и среднее квадратичное
отклонение). (6)
Анализ в основе которого лежит использование статистических процедур
(например, проверка гипотез) с целью обобщения полученных результатов на всю
совокупность, называется выводным анализом.
Вывод является видом логического анализа, направленного на получение
общих заключений о всей совокупности наблюдений за малой группой единиц данной
совокупности. Статистический вывод основан на статистическом анализе
результатов выборочных исследований и направлен на оценку параметров
совокупности в целом. В данном случае результаты выборочных исследований
являются только отправной точкой для получения общих выводов.
Анализ различий используется для сравнения результатов исследования
двух групп (двух рыночных сегментов) с целью определения степени реального
различия в их поведении, в реакции на одну и ту же рекламу и т.д.
Проверка сущности различий заключается в сопоставлении ответов на один и
тот же вопрос, полученных для двух или более независимых групп респондентов.
Анализ связей направлен на определение систематических связей (их
направленности и силы) переменных. Например, определение, как увеличение затрат
на рекламу влияет на увеличение сбыта.
Предсказательный анализ используется в целях прогнозирования развития событий
в будущем, например, путём анализа временных рядов.(8)
При подготовке заключительного отчёта можно разделить его на три части:
1.
вводная часть включает начальный лист, титульный лист,
договор на проведение исследования, меморандум, оглавление, перечень
иллюстраций и аннотацию. Объём меморандума и аннотации не более одной страницы.
2.
основная часть отчёта состоит из введения, характеристики
методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации
ограничений, а также выводов и рекомендаций.
Введение ориентирует читателя на ознакомление с
результатами отчёта. Оно содержит общую цель отчёта и исследования,
актуальность его проведения.
В методологическом разделе с необходимой степенью
детальности описываются: кто и что явилось объектом исследования, используемые
методы. Дополнительная информация помещается в приложении.
Главным разделом отчёта является раздел, в котором
излагаются полученные результаты. Рекомендуется строить его содержание вокруг
целей исследования.
Выводы и рекомендации могут быть изложены как в одном,
так и в отдельных разделах. Выводы основываются на результатах проведённого
исследования. Рекомендации представляют из себя предположения относительно
того, какие следует предпринять действия, исходя из изложенных результатов.
Осуществление рекомендаций может предполагать использование знаний, выходящих
за рамки полученных результатов.
3.
В заключительной части приводятся приложения, содержащие добавочную
информацию, необходимую для более глубокого осмысления полученных результатов.
Помимо написания отчёта исследователи часто также
делают для клиентов устную презентацию о методах исследования и полученных
результатах. (14)
6.
Маркетинговые исследования рекламной деятельности
Проведение исследования рекламы обусловлено прежде всего тем, что решения
в области рекламной деятельности принимаются в условиях риска и
неопределенности. Перед разработчиками рекламы практически всегда стоят вопросы
типа: «Правильно ли выбраны целевые рынки и целевая аудитория? Действительно ли
мы правильно понимаем запросы потребителей? Те ли люди смотрят телевизионную
рекламу из числа тех, на кого она ориентирована? Оказала ли реклама какое-то
влияние на объем продаж?» На эти и другие подобные вопросы очень часто ищутся
ответы путем проведения соответствующих исследований.
Характеризуя содержание маркетинговой рекламной деятельности можно
выделить следующие направления изучения рекламы:
1. Исследование эффективности и популярности отдельных рекламных средств
(носителей рекламы) для разных целевых аудиторий. В частности, на основе
изучения степени популярности отдельных радио и телепередач в средствах
массовой информации.
2. Изучение эффективности рекламной политики фирмы в целом. Изучается
степень осведомленности о фирме и ее товарах по результатам рекламной
деятельности за определенный период времени.
3. Исследование эффективности отдельных рекламных кампаний, в том числе
на основе проведения специальных экспериментов. Часто устанавливается
контрольный район, где рекламная кампания не проводится, и опытный район, в
котором осуществляется рекламная кампания. Сравнительная оценка для разной
целевой аудитории осуществляется в направлении изучения степени знакомства
потребителей с рекламируемым товаром и желания его купить.
4. Исследование эффективности воздействия рекламного обращения на
аудиторию, степени его влияния на поведение людей.
5. Изучение синергетического эффекта от совместного использования в
рекламных целях нескольких средств массовой информации.
Эти исследования прежде всего направлены на повышение эффективности
рекламной деятельности, снижения риска ее проведения, лучшее использование
финансовых средств.
Исследования эффективности рекламной деятельности помогают добиваться рекламных целей быстрее и
с меньшими затратами. Например, одна компания решила переключиться с показа
30-ти секундных телевизионных коммерческих роликов на показ 15-ти секундных
роликов. Однако исследование показало, что 15-ти секундные коммерческие ролики
часто являются слишком короткими; люди не в состоянии так быстро воспринимать
рекламное обращение. Результаты таких исследований при планировании рекламной
кампании могут представлять значительную ценность.
Риск
в рекламной деятельности прежде всего обусловлен возможностью неэффективного
использования денег. Плохая реклама может отпугнуть существующих потребителей и
уменьшить шансы привлечения новых. Компания «General Foods» с момента введения
марки «International Coffees» в 1974 году в качестве целевой аудитории
рассматривала женщин. Недавно компания решила расширить целевую аудиторию за
счет мужчин. Однако исследователи предупредили, что это решение таит в себе
большой риск, так как реклама, публично ориентированная на мужчин, может
отрицательно настроить женщин, составляющих подавляющее большинство
потребителей данной марки кофе. Компания решила провести специальное исследование,
чтобы выбрать такой вариант рекламной кампании по привлечению мужчин, который
не отпугнул бы женщин.
Задачу лучшего использования финансовых средств может быть
прокомментирована на следующем примере. Предположим, что мы несем
ответственность за рекламный бюджет компании «Procter & Gamble», который
составляет более 1 миллиарда долларов в год. У нас обязательно возникнет
вопрос, оправданы ли эти гигантские затраты? Рекламные исследования дадут
возможность понять, кто в действительности воспринимает рекламные обращения и
являются ли эти обращения эффективными.
Процесс и методы проведения рекламных исследований аналогичны процессу и
методам проведения маркетинговых исследований в целом, рассмотренных ранее в
данном цикле статей.
Принято выделять два вида эффективности рекламы: коммуникационную и
конечную (по результатам продаж). Маркетинговые исследования в существенной
своей части направлены на определение коммуникационной эффективности рекламы,
определить которую существенно легче по сравнению с конечной эффективностью.
Исследования коммуникационной эффективности проводятся как на этапе
планирования рекламной кампании, так после ее проведения.(19)
Для оценки причин, обусловливающих эффективность рекламы, обычно
используются следующие четыре критерия, характеризующих отдельные направления
исследования эффективности рекламы, а именно: узнаваемость, способность
вспомнить рекламу, уровень побудительности, влияние на покупательское поведение
(20). Безусловно, такая классификация в известной мере является условной.
Например, показатель узнаваемости тесно связан с показателем запоминаемости.
Поэтому при проведении исследования эффективности рекламы порой трудно в чистом
виде получить оценки по отдельности по этим показателям.
Кроме того, следует помнить, что рассмотренные критерии – лишь
промежуточные меры эффективности рекламы и не дают никаких указаний на ее
конечную эффективность.
Эти промежуточные меры, тем не менее, полезны, поскольку позволяют
рекламодателям проверить, действенно ли рекламное сообщение, сумело ли оно
пробить стену безразличия целевой аудитории.
Изучение степени узнаваемости рекламы заключается в определении, в
состоянии ли респондент узнать рекламу, которую он видел некоторое время назад?
Часто такие исследования заключаются в проведении оплачиваемого опроса по
почте. Членам выборки посылают анкету, в которой изображен последовательный ряд
кадров из телевизионной рекламы какого-то товара и печатается текст имевшего
место рекламного сообщения.
Испытание на
узнаваемость теле- или радио рекламы может осуществляться следующим образом.
Респондентам в течение 10 секунд демонстрируют «выжимку» рекламного сообщения,
лишенную индификаторов компании и марки товара. Респондентов спрашивают, видели
(слышали) ли они ранее это рекламное сообщение? Какая фирма проводит рекламную
кампанию? Товар какой марки рекламируется?
Испытание на
узнаваемость печатной рекламы может осуществляться путем опроса читателей
данного печатного издания после опубликования в нем определенной рекламы. В
данном случае используются следующие три меры:
- процент читателей,
которые после опубликования рекламы, могли вспомнить, что видели данную
рекламу;
- процент читателей,
которые обратили внимание на рекламируемый товар, его производителя и марку;
- процент читателей,
которые прочитали более половины рекламного сообщения.
Очевидно, что среди
многих факторов, влияющих на узнаваемость рекламы, для рекламодателя
представляет большой интерес определение, как на данный показатель влияет
размер, цвет рекламного сообщения, его местонахождение в печатном издании,
характер данного печатного издания, содержание рекламного сообщения.
В качестве
промежуточной меры эффективности рекламы часто используются показатели
способности вспомнить рекламу. В различных модификациях они используются также
для измерения степени принятия новых товаров. Специалистами разработаны
различные показатели воздействия рекламы, измеряющие процент читателей или
наблюдателей, которые после завершения рекламной кампании правильно
идентифицируют лежащее в ее основе рекламное объявление или сообщение,
запоминают марку товара и по крайней мере один из визуальных или текстовых
элементов рекламного сообщения.. Существует большое количество вариантов
показателей воздействия рекламы. Регулярно используются три следующие меры эффективности
печатной рекламы, получаемые главным образом путем интервьюирования
потребителей:
1. Показатель
замеченности, характеризующий процент читателей, которые, если заговорить об
изучаемом товаре, отмечают, что они ранее видели его рекламу в печатных информационных
средствах.
2. Показатель
«доказано изложением», характеризующий процент читателей, которые, кроме того,
способны правильно изложить содержание рекламного сообшения, они, таким
образом, подтверждают реальность своей способности запоминать.
3. Показатель
«узнавание», характеризующий процент тех, кто узнает сообщение, когда ему его
покажут.
Эти показатели
воздействия определяются после нескольких демонстраций рекламы и являются
кумулятивными.
Выделяют два подхода
к проведению подобных исследований: с помощью и без помощи. В первом случае
респондентам демонстрируется фрагмент рекламы без указания марки товара и его
изготовителя. Во втором случае называется только марка товара.
На телевидении обычно
такие исследования проводятся спустя 24-30 часов после демонстрации рекламного
сообщения. Опрос, как правило, осуществляется путем интервьюирования по
телефону или путем проведения исследований среди участников специально
организованной группы. В качестве респондентов могут выступать как обычные
потребители, так и сотрудники коммерческих и др. организаций.
Наблюдаемые различия
в оценках способности вспомнить рекламу могут объясняться привлекательностью
сообщения, элементом неожиданности, дисгармоничностью и оригинальностью.
Уровень
побудительности обычно оценивается следующим образом. На основе выборочного
метода по телефону формируется группа численностью в 25 человек. Исследование
проводится в специально оборудованной аудитории. Хотя группа респондентов может
формироваться непосредственно в магазине, где и проводится исследование.
Респонденты отвечают на вопросы, появляющиеся на экране телевизора. Им
показывается специальная получасовая телевизионная программа, в середине
которой демонстрируется семь рекламных сообщений, четыре из числа которых
относятся к числу тестируемых. Далее респондентов просят назвать марку
рекламируемого товара. Определяется процент респондентов, вспомнивших название
марки. Далее вперемешку с другим телевизионным материалом повторно
демонстрируются четыре тестируемые рекламные сообщения. Последующие вопросы
задаются с учетом типа изучаемого товара. Так, если изучается реклама какого-то
потребительского товара ежедневного спроса (например, туалетные
принадлежности), то респондентов спрашивают, какую из рекламируемых марок
товара они выбрали, если бы они выиграли потребительскую корзину стоимостью 25
долларов? При изучении товаров длительного пользования и услуг предпочтение
потребителей измеряется до и после демонстрации рекламы, путем определения:
- наиболее
предпочтительной марки;
- следующей по уровню
предпочтительности марки;
- марки, которые не
котируются;
- нейтральные марки,
которые не принимаются и не отвергаются.
В любом случае при
проведении подобных испытаний реклама демонстрируется два раза.
В конце исследования
задаются диагностические вопросы, направленные на изучение:
- понимания
заголовка/ содержания рекламы;
- понимания вторичных
идей рекламы;
- уровня исполнения
рекламы;
- восприятия
уникальности марки, ее отличия от марок других товаров;
- элементов рекламы,
вызывающих неприятие и раздражение;
- степени
увлеченности респондента идеей рекламы.
Таким путем
определяется процент респондентов с положительной эмоциональной реакцией на
изучаемую рекламу.
Побудительность
рекламы во многом определяется ее мотивационным воздействием, зачастую
осуществляемым на подсознательном уровне и это может явиться инструментом
манипулирования поведением потребителей. Было проведено много экспериментов,
изучающих влияние рекламы, помещенной на 25-ом кадре видеофильма, изображений,
выполненных с помощью скрытых красок. Такие способы рекламного воздействия в
настоящее время считаются незаконными. Хотя есть результаты других
экспериментов, которые опровергают силу такого воздействия. Возможно
специальное изучение силы мотивационного воздействия различных рекламных
сообщений, что однако представляет чрезвычайно сложную задачу. Исследование в
данном случае носит длительный характер в виде неструктуризованного
интервьюирования. Результаты исследования носят чрезвычайно субъективный
характер, в сильной мере зависящий от личности интервьюера, от выбранного
метода анализа и интерпретации полученных результатов. Параллельные подобные
исследования часто проводятся в разных условиях и дают различные результаты. В
больших масштабах поэтому такие исследования не проводятся.
Помимо сообщения
через рекламу фактических данных о рекламируемом товаре при разработке рекламы
часто используются приемы, выходящие за рамки простой передачи информации.
Имеется в виду эмоциональная составляющая рекламы (например, проводится идея,
что покупка рекламируемого товара приведет к успеху и счастью). Вследствие
этого возникает задача измерения уровня эмоционального воздействия рекламы. Это
задача, хотя и не является столь сложной как задача измерения мотивационного
воздействия, но она безусловно является более сложной задачей по сравнению с
изучением узнаваемости рекламы и способности ее вспомнить.
Изучение влияния
рекламы на покупательское поведение может быть проведено следующим образом. В
магазине случайным образом формируется две группы покупателей, тестируемая и
контрольная. Тестируемой группе демонстрируется пять телевизионных/ радио
коммерческих реклам или шесть печатных реклам. После чего респонденты данной
группы заполняют анкеты. Членам обеих групп присваивается определенный код и
даются пакеты купонов, включая купоны на испытываемую марку товара. Эти купоны
могут быть реализованы в одном из ближайших магазинов. Определяется
эффективность продаж, рассчитываемая как частное от деления отношения числа
покупок товара исследуемой марки к общему числу покупок членов тестируемой
группы к подобному отношению для членов контрольной группы. Эффективность
продаж определяется влиянием, которое на покупки потребителей оказала
исследуемая реклама.
Не меньшее значение
имеет изучение изменения реакции потребителей на проводимую рекламную кампанию
во времени. Для этих целей периодически опрашиваются представители выборки,
характеризующей состав целевой аудитории, для изучения изменения отношения к
проводимой рекламной кампании. Это необходимо для переоценки результативности
рекламной кампании и для понимания, почему реклама «срабатывает» или «не
срабатывает». При проведении подобных исследований измеряется, воспринимается
ли рекламное сообщение в целом, его отдельные элементы, в частности, рекламируемая
марка товара, имидж марки товара и его рейтинг.(19)
Заключение
Маркетинг играет
огромную роль в удовлетворении потребностей покупателей.
Проведение
маркетинговых исследований — это сложный многоступенчатый процесс, требующий
глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов
которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.
К сожалению,
российские фирмы еще не полностью используют все преимущества последнего, в РФ
также не существует большого количества организаций, специализирующихся на
организации маркетинговых исследований. Однако опыт иностранных фирм однозначно
свидетельствует о необходимости такого рода затрат, которые при успешном
выполнении всегда окупаются увеличением прибыли юридического лица ввиду лучшей
организации его производственной и сбытовой деятельности, созданной на
комплексном анализе рынка и нацеленной на решение задач по успешной реализации
продукции.
По мнению экспертов,
рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения. Особенно это
высказывание применимо к управлению маркетингом. Ведь маркетинг — это основная
точка соприкосновения фирмы с ее окружением. Посредством маркетинговых решений
фирма приспосабливает свою продукцию и услуги к нуждам и желаниям общества.
Эффективность этого процесса зависит в большей части от доступности и
задействованности постоянной информационной обратной связи от рынка к фирме,
что позволяет последней судить о существующем положении и оценить возможности
новых (модифицированных) действий.
Реклама определяется как процесс обезличенной передачи
различными средствами, как правило, платной и носящей характер убеждения
информации о товаре, услугах и идеях, предлагаемых представляющими себя
рекламодателями.
В качестве инструмента организации сбыта реклама
выполняет следующие функции:
1. Представление наименований
товаров и дифференциация между ними.
2. Сообщение информации о
товаре.
3. Стимулирование
заинтересованности потенциальных покупателей новыми товарами и поддержание
вторичного спроса у уже существующих.
4. Оптимизация сбыта товара.
5. Расширение области применения
товара.
6. Обеспечение предпочтительного
отношения к товару и приверженности ему.
Помимо маркетинговых, реклама может выполнять целый
ряд других функций: коммуникативную; образовательную; экономическую;
общественную.
План рекламы включает разделы анализа рекламных целей
и стратегии.
Цели рекламы можно выразить как перемещение
потенциальных покупателей с одного уровня рекламной пирамиды на другой
(осведомленность, понимание, убеждённость, желание, действие). Они могут быть
также выражены как создание потребности в конкретной марке, желания отправить
купон или как изменения отношения к товару.
Рекламная (или творческая) стратегия определяется
способом использования рекламодателем творческого комплекса. Творческий
комплекс включает: целевую аудиторию; концепцию продукта; средства
распространения информации; рекламное сообщение.
Целевая аудитория представляет конкретную группу
людей, которым адресуется реклама. Она может совпадать или не совпадать с
целевым рынком. Концепция продукта представляет собой совокупность свойств
товаров, представляемых покупателям. Средства распространения информации – это
способ передачи рекламного сообщения. Рекламное сообщение – это то, что
компания планирует сказать в своих объявлениях, и то как она планирует об этом
сказать. К основным средствам распространения рекламы относятся: объявления в
прессе, в газетах, либо журналах, по радио, телевидению или рекламные щиты.
Каждое из средств массовой информации – имеют свойственные
только ему возможности и характеристики в отношении определённых общественных
групп. Рекламодатель и агентство должны планировать, какое средство массовой
информации нужно использовать для привлечения покупателей, намеченных в
качестве объекта рекламы. После этого задачей лица планирующего работу со
средствами массовой информации является выбор из имеющихся средств массовой
информации таких радиостанций, телепрограмм, газет и так далее, которые могли
бы достичь желаемого результата наиболее эффективным способом.
При выборе каналов распространения рекламных посланий
используются следующие критерии: охват, доступность, стоимость, управляемость,
авторитетность, сервисность.
1.Голубков Е.П. «Основы Маркетинга» М.: Финпресс, 1999
2.Алексеев А.А. «Маркетинговые исследования рынка услуг». СПб, 1998.
3.Афанасьев М. П. «Маркетинг: стратегия и практика фирмы» М.:
Финстатинформ, 1999.
4.Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. «Информация и риск в маркетинге» Пер. с
англ. М.: Финстатинформ, 1998.
5.Гаврилин Ю. Ф. «Маркетинг» Челябинск: ЧГТУ, 1995.
6.Завьялов П. С., Демидов В. Е. «Формула
успеха: Маркетинг (сто вопросов — сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке)» М.: Международные отношения, 1999.
7.Котлер Ф. и др. «Основы маркетинга»
Пер. с англ. М.: Прогресс, 2000.
8.Кретов И. И. «Маркетинг на предприятии: практическое пособие» М.:
Финстатинформ, 1998.
9.«Маркетинг. Сборник» Пер. с англ. М,:
Прогресс. 1994.
10.Хруцкий В. Е., Корнеева И. В., Автухова Е. Э.. «Современный маркетинг» М.: Финансы и статистика, 1998.
11.Эванс Дж., Берман Б. «Маркетинг» Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1999..
12. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. «Маркетинг. Учебное пособие» Приор,2002
13. Федорец М.Н. Маркетинговые
исследования и анализ потребителя рынка услуг.//, Маркетинг в России и за рубежом
№6 / 2002
14. Голубков Е.П. «Маркетинговые
исследования: теория, методология и практика». М., Финпресс, 1998
15. Голубков Е.П. «Маркетинг:
стратегии, планы, структуры» М., Дело, 1995
16.Лавров С.Н., Злобин С.Ю.
«Основы маркетинга промышленных объектов» М., Внештогиздат, 1989
17.Ляпина Т. «Бизнес и
коммуникации или школа современной рекламы». Киев, Альтерпрес, 2002
18.Уткин
Э. А. «Маркетинг», Москва 1998 г.
19.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования рекламной деятельности//: Маркетинг в России и за рубежом
№3 / 1999
20.Aaker David A., Myers John G. «Advertising Management»
Prentice-Hall International,Inc., 1987.
Страницы: 1, 2
|