Маркетинговые коммуникации портфеля брендов TopShop
Маркетинговые коммуникации портфеля брендов TopShop
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (У) МИД РФ
Кафедра менеджмента и маркетинга
Элиава Нино Ревазовна
Особенности продвижения компании
Topshop в России
Выпускная
работа
на соискание степени бакалавра
студентки
4 курса ф-та МБДА
Научный руководитель:
доцент,
к.э.н. Станиславчик Н.Б.
МОСКВА 2009г.
Содержание
1.
Теоретические основы коммуникационной политики. 3
1.1.
Место коммуникационной политики в комплексе маркетинга. 3
1.2.
Основные элементы интегрированных маркетинговых коммуникаций. 9
2.
Создание и продвижение бренда Topshop. 36
2.1.
Характеристики деятельности компании. 36
2.2.
Продвижение Topshop в России. 43
Список
литературы.. 51
Приложение
1. 52
В комплексе маркетинга особая роль отводится пяти факторам: кадровой
политике, товарной, коммуникационной, ценовой и сбытовой составляющим.
Коммуникационная политика в некоторых областях выходит на первый план.
Такой областью можно назвать индустрию моды.
Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой деятельностью
имеет ряд общих функций, присущих любому типу управления, а именно: целеполагание
(планирование), организацию, координирование, учет и контроль, т.е. предполагает
разработку маркетинговых стратегий и программ, формирование структур
маркетинговых служб, координацию их деятельности с остальными подразделениями
фирмы, контроль маркетинговой деятельности и оценку ее деятельности.
В то же время эти основные, присущие любому процессу управления функции могут
быть конкретизированы и дополнены специфичными для маркетинговой деятельности
функциями, к которым относятся аналитическая, товарно- производственная и
сбытовая, а именно[1]:
• комплексное исследование рынка, рыночной среды и запросов потребителей;
• сегментация рынка;
• анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы;
• выбор целевого рынка;
• товарная политика;
• ценовая политика;
• сбытовая (дистрибьюционная) политика;
• коммуникационная политика (формирование спроса и стимулирование сбыта).
Коммуникационная политика (communication policy), политика продвижения (promotion
policy) или политика формирования спроса и стимулирования сбыта, представляет
собой планирование и осуществление комплекса мероприятий, направленных на
продвижение товара на рынок, для чего осуществляются реклама в различных ее
видах, связи с общественностью (public relations), личные или персональные
продажи, стимулирование сбыта, предпродажное и послепродажное (гарантийное и
послегарантийное) обслуживание и т.д.
Маркетинг предполагает не только решение относительно пассивной задачи
детального и тщательного изучения требований конечных потребителей к товару и
адаптации к ним выпускаемой продукции, но и активной задачи по формированию и
стимулированию спроса на товар в целях увеличения продаж, повышения их
эффективности и общей прибыльности предпринимательской деятельности.
Именно этой цели в первую очередь призвана отвечать так называемая
коммуникационная политика, или политика продвижения товара на рынок, в составе
комплекса маркетинговых мер воздействия на рынок. Она включает различные виды
рекламы, связи с общественностью (public relations), средства стимулирования
сбыта и сервисную политику, прямые или персональные продажи, организацию
участия в выставках и ярмарках, разработку товарного знака, создание фирменного
стиля, упаковки, формирование благоприятных личностных отношений между
производителями, потребителями и общественностью, работу со средствами массовой
информации и др.
Основными элементами, составляющими систему мер продвижения товара на
рынок или формирования спроса и стимулирования сбыта (promotion mix), являются
реклама, public relations, средства стимулирования сбыта, персональные продажи.
Реклама и ее виды занимают особое место в коммуникационной политике. В
маркетинговой деятельности она призвана решать наиболее сложную и трудно реализуемую
задачу – формировать и стимулировать спрос.
Вопросам развития и осуществления рекламных кампаний придается большое
значение – в развитых странах реклама превратилась в специализированную отрасль
экономики, и на нее расходуются огромные средства.
Реклама – это убеждающее средство информации о товаре или фирме
(предприятии), коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и
достоинства деятельности фирмы, готовящая активного и потенциального покупателя
к покупке.
Осуществлять полное управление процессом воздействия на потребителя со
стороны фирмы сложно. Однако потребителям необходимо предоставить информацию, с
тем чтобы убедить их в преимуществах товара фирмы, рассеять недоверие,
сформировать и активизировать спрос и создать психологическую готовность к
проведению коммерческих переговоров по купле-продаже и приобретению товара.
Реклама содействует реализации товара, процессу превращения товара в
деньги, способствует ускоренному и успешному завершению процесса оборота
средств, т.е. процессу воспроизводства на уровне фирмы. Реклама может
конструировать спрос и рынок и управлять ими.
Основные виды рекламы – товарная и престижная реклама.
Фэшн-индустрия - это совокупность видов творческой, экономической
и управленческой деятельности, объединенных в процесс, имеющей целью дизайн, производство,
маркетинг и продажи фэшн-продукта, с постоянным перемещением условных границ
между этапами этого процесса.
Говоря о современном развитии глобального фэшн-бизнеса,
следует отметить высокие входные барьеры в отрасль, концентрацию фэшн-активов
(брендов) в рамках нескольких управляющих компаний, внимательное отслеживание и
копирование наиболее успешных действий конкурентов. Фактически глобальный
фэшн-рынок стал олигополистичным.
Существует специфика фэшн-бизнеса, позволившая
выделить фэшн-маркетинг из маркетинга любых других продуктов и услуг.
Во-первых, на фэшн-бизнес сильное влияние оказывает
социальная и культурная среда. Ведь мода является социальным и культурным
феноменом одновременно. Не случайно наиболее цитируемым сегодня определением
моды является следующее: «Мода — это способ поведения, временно усвоенный
определенной частью социальной группы, так как выбранное поведение осознается
социально соответствующим времени и ситуации»[2].
Наличие определенного кода одежды (от англ. dress code) для различных
социальных слоев и групп в первую очередь служит позиционированию индивидуума в
системе координат «свой — чужой». Успешный фэшн-маркетинг всегда настроен на
восприятие потребителем социальной значимости и ситуации, в которой
используется та или иная одежда.
Во-вторых, жесткие временные рамки, в которых
существует мода. Скоротечность, постоянное изменение моды является основным
условием для фэшн-бизнеса. Изменчивость модных образов от сезона к сезону
(традиционная сменяемость коллекций: осень/зима, весна/лето), не говоря уже о
годах, приводит к тому, что любые усилия по продвижению новых образов должны
делаться заблаговременно, с учетом заданного мирового модного календаря, с
постоянным прогнозированием культурных, цветовых, конструкционных,
технологических тенденций. Единственной константой в мире моды является ее
постоянное изменение.
В-третьих, неразрывная связь моды и искусства. Известно, что
модели одежды, принадлежащие категории от кутюр, выполняются из материалов высочайшего
качества, высокотехнологичных или традиционных, с использованием не менее 70%
ручной обработки ткани, по индивидуальным меркам клиента.
В-четвертых, роль байеров в фэшн-бизнесе. Являясь
посредниками между производителями одежды и конечным потребителем, именно
байеры (в мировой практике — на год вперед, в России — на полгода) определяют
принципы закупки по объему в денежном выражении, цветовой гамме, размерам,
ассортименту, используемым материалам и т. д., от которой напрямую зависит конечная
прибыль бутиков (магазинов розничной торговли, работающих с дизайнерскими
торговыми марками). Отношения байеров, представляющих франчайзинговые магазины
или официальных дилеров, с производителями (дизайнерами) одежды строятся в
двух направлениях: бутик получает гарантии в поставках определенных торговых
марок (если речь идет о мульти-брэндах) или линий одежды (если речь идет о
моно-брэнде), а производитель — гарантию продаж и мерчен-дайзинговые
возможности в определенных бутиках или торговых сетях.
И наконец, главное условие успешного функционирования
фэшн-биз-неса — внимание к потребителю. Сегодня мировая фэшн-индустрия больше
не диктует, что носить, как выглядеть. Время, когда в модном сезоне доминировал
определенный цвет, заданная длина юбки или ширина брюк, осталось в прошлом.
Дизайнеры черпают новые идеи не только в различных направлениях
изобразительных искусств и образах прошлого, но и в уличной моде, активно
заимствуя стили и тенденции, рожденные, казалось бы, самой жизнью.
Вариативность, комбинаторика и быстрота реагирования — вот ключевые слагаемые
успеха современного фэшн-маркетинга, основанного на постоянном анализе и оценке
желаний и нужд потребителя. Таким образом, фэшн-маркетинг можно определить как
социально-экономический процесс управления потоком постоянно меняющихся модных
(фэшн) товаров, направленный на удовлетворение желаний и нужд потребителя.
1.2. Особенности коммуникационной политики в
индустрии моды
В современном
фэшн-бизнесе практика маркетинга опережает теоретические разработки и
исследования. Ни в одном из существующих учебников по
фэшн-бизнесу и фэшн-маркетингу нет разделов, посвященных маркетинговым
коммуникациям. Отдельно описывается механизм продвижения или рекламы в
фэшн-бизнесе в целом.
Интегрированные
маркетинговые коммуникации (Integrated Marketing Communications) — концепция
использования четырех коммуникаций маркетинга исходя из единых целей. Эта
составляющая используется в основном в фэшн-бизнесе и имеет большое для него
значение.
Особенности
функционирования дизайнерских брендов в фэшн-бизнесе делают весь комплекс
маркетинговых коммуникаций весьма специфическим. Важность каждого инструмента
коммуникации меняется в зависимости от типа потребителя и от общего образца
коммуникации, применяемого на рынке.
Рассмотрим основные коммуникационные инструменты
фэшн-маркетинга, располагая их по степени важности для дизайнерских брендов, и
тенденции, связанные с развитием системы комплекса маркетинговых коммуникаций
дизайнерских брендов.
Показ. В центре системы маркетинговых
коммуникаций дизайнерских брендов стоит показ сезонной коллекции, организуемый
как минимум за два месяца до начала сезона продаж. Практически каждая страна
имеет свои национальные недели от кутюр и прет-а-порте, наиболее авторитетными
считаются показы в Париже, Милане, Лондоне и Нью-Йорке. Показ новой коллекции
всегда имеет специфическую аудиторию, состоящую из представителей модной прессы
(журналов, газет, ТВ каналов, профессионально обозревающих фэшн-индустрию);
байеров; знаменитостей, дружескими или деловыми узами связанными с дизайнерами;
постоянных клиентов. Билеты на показы не продаются, работает принцип «только по
приглашениям», публика подбирается и приглашается самим дизайнерским домом,
включая аккредитацию прессы. Сочетание элементов многих видов искусств: музыки,
театра, света при организации фэшн-шоу способствует более полному раскрытию
эстетики дизайнерских брендов, формируют эмоциональное отношение публики к
бренду, заявляет стилистическое кредо сезона. Можно смело говорить об
уникальной особенности показа как специфического вида маркетинговых
коммуникаций в фэшн-бизнесе, а именно о синергетическом эффекте фэшн-шоу,
который усиливает дизайнерскую концепцию бренда. Только после показа новой
коллекции начинаются массированные рекламные кампании, целью которых является
информирование и тиражирование новых модных образов. Активизация личных продаж
происходит также в период, следующий за показом, когда коллекция уже выставлена
в магазине. Основные мероприятия по стимулированию сбыта: наиболее широко
используемый прием в фэшн-бизнесе - сезонные скидки с цены (sale), также начинаются в период
«off-season», когда остро
встают задачи расцродажи текущей коллекции в преддверии нового модного сезона.
Мероприятия паблик рилейшнз также планируются таким образом, чтобы поддержать
интерес к самой коллекции, дизайнеру в период после показа и в первые недели
продаж новой коллекции для поддержания потребительского интереса и статуса
новизны к представленному продукту.
Еще
одним важным замечанием в отношении показов новой коллекции может стать
наблюдение за спектром маркетинговых коммуникаций, применяемых на иных
потребительских рынках, не связанных с фэшн-бизнесом. Речь идет о приемах
используемых для продвижения принципиально новых моделей автомобилей.
Стандартная схема представления нового автомобиля строится следующим образом: в
начале - закрытый показ новой модели журналистам (похоже на закрытый показ для
прессы новой дизайнерской коллекции), затем - презентация новой модели на
престижном мировом автосалоне (показ новой дизайнерской коллекции в рамках
престижной недели моды), после чего - презентация для дилеров (в фэшн-бизнесе -
презентация для байеров, так называемая «пре-коллекция»), и, наконец, дилеры
представляют новую модель покупателям.
Вторым
по значимости инструментом маркетинговых коммуникаций дизайнерских брендов
является реклама, В фэшн-маркетинге реклама выполняет свою классическую роль
неперсонализированной коммуникации. Эффект сезонности, постоянно присутствующий
в фэшн-бизнесе, скоротечность и постоянное изменение модных образов, требуют в
первую очередь от фэшн-рекламы обеспечивать информационную функцию, сообщать о
появлении новой коллекции, основных модных трендах и образах сезона.
отличительная черта фэшн-рекламы состоит в том, что к этому средству
маркетинговых коммуникаций прибегают в основном дизайнерские бренды, прошедшие
фазу вывода товара на рынок, т.к. рекламная деятельность в фэпш-бизнесе требует
значительных инвестиций, которыми молодые дизайнеры обычно не обладают.
Рекламные
и PR агентства
оказывают разнообразные услуги компаниям, занятым в фэшн-индустрии, начиная от
подготовки рекламных макетов для размещения в прессе и съемок рекламных роликов
до поддержки новостных поводов и организации специальных мероприятий, таких как
пресс-конференции, показы, выставки. Возможности современного рекламного и PR бизнеса для фэшн-индустрии
поистине безграничны; профессионалы высочайшего класса, среди которых
фотографы, специализирующиеся на модных съемках, дизайнеры рекламных
объявлений, копирайтеры, сценаристы и постановщики фэшн-шоу, специалисты по
информационной поддержки событий любого уровня, все они оказывают необходимую
поддержку своим клиентам.
К
основным коммуникациям дизайнерских брендов в фэнш-бизнесе относятся: показ,
реклама в журналах, печатная: реклама, фэшн-видео и PR, к вспомогательным:
визуальный мерчендайзинг, продакт плейсмент, прямой маркетинг, реклама на
телевидении, реклама на радио, реклама в газетах, наружная реклама, интернет,
личные продажи, сейлз промоушн, неформальное мнение, упаковка. При этом в
зависимости от ситуационных маркетинговых целей дизайнерского бренда
(информирование, убеждение и напоминание) основные и вспомогательные
коммуникации могут меняться местами.
Для
дизайнерских брендов интернет-сайты являются новой интерактивной формой
коммуникации с потребителями. Каждый значимый дизайнерский бренд имеет
собственную интернет страницу. Основная функция интернет-сайтов дизайнерских
брендов в фэшн-бизнесе – идентификация бренда. Стандартный набор рубрик сайта
дизайнерского бренда включает историю создания бренда, биографию и
профессиональные достижения дизайнера, последнюю сезонную коллекцию, подиумные
съемки, обзоры прессы в отношении новой коллекции, адреса бутиков. Для
интернет-сайтов дизайнерских брендов характерно доминирование иконографической
информации над вербальной, зачастую используется звуковое и шумовое
сопровождение навигации по сайту, координация и интеграция графического стиля
со стилем модного дома и практически полное отсутствие возможностей покупки
через интернет. Последнее обстоятельство легко объяснимо: так как большинство
дизайнерских брендов являются производителями одежды, имеющей особенности
размерных сеток и кроя, покупка этой категории фэшн-продуктов крайне редко
осуществляется «на глазок», обычно требуя примерки, которая в виртуальном
пространстве интернета невозможна.
До недавнего
времени интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи (ИМКМП) в
большинстве случаев рассматривались как один из многих видов рекламы и
определялись как «реклама в местах продажи» или «реклама в торговой точке»[3]. Такой подход недостаточно
полно характеризует сущность интегрированных маркетинговых коммуникаций в
местах продажи. Средства и приемы, используемые в практике данных коммуникаций,
значительно шире. Мероприятия ИМКМП в большинстве случаев выходят за рамки
использования только рекламных средств.
Интенсивному
развитию ИМКМП способствовали данные исследований потребительского поведения.
Так, специалисты Американского института рекламы в местах продажи выяснили, что
70% решений о покупке того или иного товара принимается покупателями
непосредственно в торговом зале магазина. В соответствии с другими данными этот
показатель достигает более 80%.
В последние годы
широкое распространение в практике розничной торговли приобрело направление
маркетинга, которое получило название мерчандайзинга. Данное понятие также
близко по содержанию к ИМКМП, что приводит иногда к их смешению и даже к их
полному отождествлению.
Под этим термином
понимается любая деятельность, направленная на обеспечение максимально
эффективного продвижения товара на уровне розничной торговли. Мерчандайзинг
представляет собой специфическую маркетинговую технологию, инструментами
которой являются все элементы маркетинга-микс (товар, цена, сбыт, маркетинговые
коммуникации). ИМКМП же можно определить как коммуникационную составляющую этой
технологии.
С точки зрения
структуры маркетинговых коммуникаций интегрированные маркетинговые коммуникации
в местах продажи можно рассматривать как комплексное синтетическое средство
маркетинговых коммуникаций, включающее элементы и приемы рекламы,
стимулирования сбыта, прямой продажи, ПР и других коммуникационных средств
(выставки, фирменный стиль, упаковка).
Однако ИМКМП — не
набор разрозненных фрагментов этих основных и вспомогательных элементов
маркетинговых коммуникаций. Все используемые в них приемы и методы образуют
единую систему, что позволяет говорить об этом синтетическом средстве как о
форме реализации системы интегрированных маркетинговых коммуникаций в местах
продажи товаров.
Особенностью
реализации ИМКМП является ограниченность их применения рамками предприятий
розничной торговли и сферы услуг — то есть условиями, в которых происходит
непосредственный контакт продавцов с конечными, розничными покупателями товара
(услуги).
Еще одной
важнейшей чертой ИМКМП является необходимость кооперации в процессе их
реализации сразу двух основных типов коммуникаторов — производителя и
непосредственно владельца розничного предприятия. Особенно это характерно для
производителей товаров общенациональных и международных марок. Актуальность
подобного сотрудничества объясняется совпадением интересов этих участников
рыночного процесса в достижении основной цели ИМКМП — стимулирования сбыта
товаров, реализуемых в розницу. Целевой аудиторией ИМКМП является совокупность
индивидуальных потребителей, покупающих товар для собственных нужд.
Основными
коммуникационными целями ИМКМП можно считать следующие:
1) интенсификация
процесса продажи;
2) побуждение
покупателя к покупке;
3) информационное
обеспечение покупателя, в том числе предоставление ему возможности сравнить
варианты приобретаемого товара;
4) предоставление
дополнительной аргументации в пользу совершения покупки;
5) представление
товаров-новинок;
6) стимулирование
продавцов;
7) напоминание
покупателям о предыдущих рекламных контактах по конкретным маркам товара, о
широкомасштабных рекламных кампаниях товаропроизводителей.
Можно выделить
основные приемы и инструментарий интегрированных маркетинговых коммуникаций в
местах продажи, и прежде всего внешние и внутренние средства ИМКМП.
К внешним
средствам целесообразно отнести наружные вывески, световые табло и внешние
витрины розничных торговых предприятий. Основная задача этих средств —
стимулировать посещение покупателем торговой точки. Иногда в этих целях
используются бликфанги, или айстоперы (eye stoper, eye appeal — дословно
«останавливатель глаза», «призыв для глаза»), — предметы, находящиеся в
непосредственной близости от магазинов и привлекающие непроизвольное внимание
потенциальных покупателей. Броскость айстопера может быть достигнута за счет
оригинальности решения, динамичности, гипертрофированных размеров макета
товара, который продается в данном магазине, и т. п.
К внутренним
средствам ИМКМП относятся все приемы и методы продвижения товаров, реализуемые
непосредственно в торговом зале.
Основными
задачами этих средств являются привлечение внимания, напоминание, выделение из
общей массы аналогичных товаров конкурентов, стимулирование решения о покупке.
Налаживание
коммуникаций с покупателем внутри магазина начинается с формирования торговой
среды, с разработки системы средств демонстрации, символов и других приемов
позиционирования марки на конкретном торговом предприятии. На предприятиях
розничной торговли большую роль в связи с этим играет использование элементов
фирменного стиля (ФС) самих магазинов: соответствующим образом оформленного
интерьера, фирменной одежды продавцов, упаковки и оберточной бумаги с
элементами ФС и т. п.
Основными
носителями ИМКМП являются следующие: рекламные выкладки товаров и внутренние
витрины; демонстрационные и дегустационные стенды; ярко оформленные указатели
местонахождения конкретных товаров или направления движения к ним; рекламные
щиты, плакаты, транспаранты, гирлянды, проспекты и др.
Все большую роль
в практике данного типа коммуникаций играют объявления по внутримагазинным
сетям радиовещания, бегущие электронные строки в торговых рядах, трансляции
рекламных клипов по телевизионным устройствам возле контрольных проходов.
Широкое
распространение в практике крупных торговых центров получили «Товарные
информационные центры» (ТИЦ). Они представляют собой терминалы с несколькими
видеомониторами, на которых постоянно демонстрируются рекламные видеоклипы о
продукции, представленной в магазине. Коммерческая информация перемежается
местными и национальными новостями. На тех же мониторах дается информация, как
найти рекламируемые товары в данном розничном торговом предприятии.
В качестве
носителей ИМКМП могут использоваться также тележки для товаров с размещенными
на них рекламными обращениями. Известны примеры, когда тележки даже оборудуют
специальными воспроизводящими видеоустройствами.
Одним из наиболее
эффективных средств стимулирования покупательской активности являются
внутримагазинные рекламные выкладки.
Как разновидность
дисплея могут рассматриваться «говорящие полки» — марочные товары, выложенные
отдельно от остальных на тех же стеллажах с яркими указателями их
местоположения. Иногда в том же качестве может выступить фирменная витрина или
даже охлаждаемые демонстрационные шкафы.
Стимулируют
покупки генераторы различных запахов: шоколада, яблочного пирога, копченой
ветчины и т. п. Эти запахи, синтезируемые с помощью специальных устройств,
призваны вызывать у посетителей магазинов чувство голода.
Говоря о системе
маркетинговых коммуникаций в местах продажи, невозможно обойти вниманием такое
мощное коммуникационное средство, как упаковка. Ее значение настолько велико,
что некоторые специалисты выделяют упаковку в качестве самостоятельного
элемента системы маркетинговых коммуникаций (СМК).
Важно отметить
информативную роль упаковки. Ее поверхность может содержать информацию о
химико-биологическом составе содержимого и его питательной ценности, о сроках
производства, хранения, о способах потребления и т. п. Информация на упаковке
указывает покупателю товара на его принадлежность к той или иной торговой
марке. Это достигается с помощью использования элементов фирменного стиля:
товарного знака, логотипа, фирменного слогана, фирменных цветов и т. п. Иногда сама
упаковка имеет «фирменный» характер.
Не менее
существенна стимулирующая роль упаковки. Поэтому очень важно яркое, бросающееся
в глаза оформление товара, которое должно вызывать желание его приобрести.
Нередко на упаковку наносятся развернутые рекламные обращения. Эффективность
подобного коммуникационного воздействия значительно возрастает в связи с тем,
что оно оказывается в момент непосредственного выбора товара покупателем. Иными
словами, коммуникативное воздействие на потребителя и его обратная реакция
практически совпадают во времени.
Особо важная роль
в формировании ИМКМП принадлежит торговому персоналу магазинов.
Специалисты
выделяют четыре основных фактора успешности деятельности продавца в отношениях
с покупателями:
Воспринимаемые
знания и опыт. По данным исследований, осведомленность продавца способствовала
тому, что две трети покупателей приобретали рекомендуемый товар. В случае,
когда продавец был незнаком с реализуемым товаром, его покупал только каждый
пятый посетитель магазина.
Воспринимаемое
доверие. Настойчивость продавца, который не вызывает доверия, может привести
только к усилению отрицательного отношения к покупке.
Знание продавцом
потребителя. Знание категорий потребителей и знание возможного развития
сценария переговоров.
Адаптация к
ситуации. Продавец должен уметь приспосабливаться к нуждам покупателя,
демонстрируя готовность помочь в их удовлетворении.
Все эти основные
требования к работе продавца позволяют сделать вывод о том, что достаточно
эффективно может работать только продавец-консультант, прошедший
соответствующую специальную подготовку.
Большое значение
в системе ИМКМП имеют элементы стимулирования сбыта. Наряду с традиционными
(скидки, сезонные распродажи, лотереи, конкурсы и т. п.) можно выделить
специфические приемы, используемые на предприятиях розничной торговли.
К ним можно
отнести мгновенные распродажи (fair sales). В начале их проведения в торговом
центре по внутренней радиосети объявляется, что в конкретном отделе на короткий
промежуток времени (например, на 20—30 минут) устанавливается скидка на все
товары (размер скидки также оглашается). При этом владельцы отдела, где
проводятся мгновенные распродажи, рассчитывают на то, что покупатели задержатся
у прилавка и после окончания объявленного времени.
Специфическим примером
ИМКМП является также «убыточный лидер». Так называют товары, цены на которые
устанавливаются на уровне себестоимости или даже ниже. Покупатель, привлеченный
такой «приманкой», обязательно купит что-либо кроме нее, компенсируя потери
владельцев, связанные с продажей «лидера».
Перспективным
направлением ИМКМП является разработка крупными магазинами программ лояльности
покупателя. В качестве средств поощрения постоянных покупателей могут быть
использованы скидки завсегдатаям, поздравления с личными праздниками, подарки
от продавца и магазина в связи с праздником 8 Марта и т. п.
В крупных
торговых предприятиях актуальным является также использование приемов паблик
рилейшнз. В их числе: проведение презентаций (наиболее крупных поставщиков,
нового товара и т. д.), рассылка пресс-релизов, организация мероприятий
событийного характера (N лет работы конкретного магазина, J-й посетитель и т.
п.).
К элементам ПР
можно также отнести издание магазинами представительских презентационных
полиграфических материалов: проспектов, листовок, плакатов и т. п. В
предприятиях питания (ресторанах, кафе, барах и др.) важным носителем ИМКМП
также является красочно оформленное меню.
Можно выделить
основные коммуникативные характеристики маркетинговых коммуникаций в местах
продажи:
1) использование
в практике маркетинга инструментария ИМКМП является следствием комплексного
интегрированного подхода в формировании коммуникаций на уровне розничной
торговли с использованием средств и приемов практически всех элементов СМК;
2) кроме традиционных
мер и приемов, свойственных другим средствам СМК, ИМКМП включают в себя
специфические инструменты. Важнейшими из них являются такие: разнообразные
витрины и выкладки (в том числе «говорящие полки», дисплеи и т. п.), мгновенные
распродажи, «убыточные лидеры» и др. Именно в системе ИМКМП в максимальной мере
реализуется коммуникативное воздействие упаковки товара;
3) сферой
применения данного типа маркетинговых коммуникаций являются предприятия
розничной торговли, общественного питания, сферы услуг (в том числе и
банковских);
4) мероприятия
ИМКМП зачастую являются результатом координации усилий владельцев розничных
предприятий с производителями товаров, являющихся общенациональными торговыми
марками. Данное взаимодействие требует дополнительных организационных мер как
со стороны производителей, так и со стороны розничных торговых предприятий;
5) целевой
аудиторией ИМКМП являются покупатели, находящиеся в процессе принятия решения о
покупке;
6)
коммуникационное воздействие на потребителя и его обратная реакция практически
совпадают во времени;
7) следствием
всего вышеперечисленного является высокая эффективность ИМКМП.
Определенную роль
в формировании маркетинговых коммуникаций в местах продажи играет реклама в
месте продажи.
В настоящее время
создается множество магазинов, под которые выделяются помещения в стороне от
магистральных улиц и остановок общественного транспорта, в переулках, в глубине
кварталов, а нередко и в подвалах. Для них, особенно в начальный период их
работы, чрезвычайно важно средствами рекламы привлечь к себе внимание
потенциальных покупателей. С этой целью в ближайших местах постоянного
скопления людей, на перекрестках, магистральных улицах устанавливают (с
разрешения местных властей и после соответствующей оплаты) щиты с рекламными
плакатами и афишами, информирующими население о магазине.
Привлекают
внимание потенциальных покупателей и установленные у магазина небольшие
переносные щиты с кратким указанием ассортимента продаваемых товаров,
объявлением о проводимой дегустации новых товаров, распродаже и т. д. Такие
стационарные и переносные щиты более эффективны для специализированных
магазинов («Автозапчасти», «Хозяйственные товары» и т. д.).
Транспаранты —
временное средство рекламы. Их размещают над входом в магазин или на уличных столбах
во время проведения рекламных кампаний, выставок-продаж или в связи с открытием
нового магазина.
Установлено, что
число тех, кто читает подписи к иллюстрациям, вдвое больше тех, кто читает сами
тексты. В каждой подписи должно быть обоснование выгод, которые товар сулит
покупателю.
Важными
факторами, привлекающими внимание потенциальных покупателей, являются: вид
магазина, его вывески, цветовое и световое оформление.
В настоящее время
для привлечения внимания прохожих чаще используют гирлянды мелких, маломощных
лампочек, которые набрасывают на растущие рядом с магазином деревья, что
невольно создает у прохожих праздничное настроение.
Существуют
определенные требования к оформлению магазинных вывесок. Вывески являются
разновидностью внешней рекламы торгового предприятия. Они служат ориентиром, по
которому узнается местонахождение магазина и его товарный профиль.
Фасадная вывеска,
как правило, бывает световой и размещается на фасаде здания, в котором
находится магазин. Вывеска может быть расположена непосредственно над входом в
магазин или растянута вдоль всего его фронтона по стене или перпендикулярно к
ней на кронштейне.
Вывеска магазина
должна быть немногословной и точно отражать его товарный профиль. Вывески
торговых предприятий могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые вывески с
названием магазина отличаются единым принципом конструкции, единством в
соотношениях длины и ширины, начертании шрифтов, цветовом решении.
Индивидуальные вывески применяют для указания фирменного названия торгового
предприятия. Такие вывески отличаются, как правило, оригинальностью конструкции
и формы, своеобразием выбора материалов, сочетаний цветов, рисунка.
В розничной
торговле широко применяются световые вывески. Они бывают светящимися и
освещаемыми. Светящиеся вывески сами излучают свет, позволяющий легко прочитать
надпись в темное время суток. Освещаемые вывески видны за счет направленного на
них света.
Наиболее
эффективным цветом свечения шрифта на вывеске является белый, за ним по силе
восприятия следуют зеленый, желтый, синий и оранжевый цвета.
Буквы вывески
могут монтироваться прямо на стене здания, но более эффектно они выглядят на
фоне экрана, сделанного из металла, стекла, пластмассы. Экран и буквы,
находящиеся на его фоне, должны быть контрастными по цвету. Лучше всего
читаются темные буквы на светлом фоне.
Для усиления
эффекта световой вывески магазина используют прием движения букв,
осуществляемый путем применения переключателей, обеспечивающих их поочередное
включение.
Успешной
реализации товаров и повышению эффективности коммерческой деятельности
способствует интерьер магазина. У магазина должны быть какие-то собственные
притягательные черты.
Современный
магазин рассматривается не только как место непосредственной продажи товаров,
но и как носитель рекламы.
Интерьер магазина
занимает важное место в привлечении новых и закреплении постоянных покупателей.
В интерьере
современного магазина основное внимание покупателей обращается на товары,
размещаемые на торговом оборудовании. Эстетические качества торгового оборудования
позволяют организовать художественно оформленный интерьер магазина.
Важнейшее
требование, предъявляемое к современному торговому оборудованию, заключается в
том, что оно должно быть менее заметным, не отвлекать внимание покупателя от
выставленных на нем товаров, более того, представлять товар в лучшем виде.
В каждом магазине
следует устанавливать однотипное торговое оборудование. В противном случае
снижается эффект выкладки товаров, отвлекается внимание покупателей от
представленного для продажи товара.
Интерьер
торгового зала должен отличаться элегантностью, высоким художественным уровнем.
Следует избегать неоправданной пестроты в окраске стен и потолков, излишнего
количества зеркал, украшений, громоздких конструкций витрин, дверей,
оборудования, делающих интерьер аляповатым, безвкусным.
Важное значение в
интерьере торгового зала имеет цвет стен, который помогает покупателю составить
достаточно полное представление о цвете, фактуре и форме товара. Стены
магазинов чаще окрашивают в мягкие тона, причем необязательно одинаковые.
Удачное сочетание цветовых тонов дает интересный колористический эффект. Хорошо
соответствуют розоватые и зеленоватые, фиолетовые и желтые тона.
Определенную роль
в интерьере магазина играют пол и потолок. Пол должен быть нарядным, удобным
для передвижения покупателей, способствовать поглощению излишнего шума,
возникающего в торговом зале. Потолки также должны поглощать излишний шум и
обеспечивать рациональное расположение светильников.
Как бы ни были
удачны композиции товарной выкладки и подбор выставленных товаров, они не будут
производить нужного впечатления, пока свет не станет компонентом оформления
интерьера магазина. Освещение решает задачи не только декоративного оформления
интерьера, оно призвано обеспечить необходимые условия технологического
процесса продажи товаров и наряду с этим должно быть гармонично увязано с
архитектурой интерьера магазина. Декоратору необходимы определенные знания в
области светотехники, в частности основных характеристик осветительной аппаратуры.
При местном
освещении весь световой поток от светильника направляется на определенный
участок. Эта система используется для освещения витрин, отдельных выставок
товаров, наклонных или вертикальных стендов с товарами, находящимися в торговом
зале.
Наибольшее
применение имеет комбинированная система, которая обеспечивает достаточную
освещенность всего магазина.
Торговые
помещения включают торговые залы, зоны кафетерия и оказания дополнительных
услуг населению, демонстрационный зал. В большинстве магазинов используется
ступенчатая система распределения освещенности. Если принять среднюю
горизонтальную освещенность торгового зала за единицу, то освещенность входа в
магазин, товарной экспозиции на прилавках, полках, стеллажах должна составлять
1,5 – 2 единицы, рекламной экспозиции товаров – 2 – 3 единицы. Такая система
внутримагазинного освещения экономична и создает определенный ритм световых
ощущений при движении покупателей по торговому залу, концентрируя их внимание
на имеющихся в продаже товарах.
Рациональное
освещение торговых помещений помогает привлечь внимание покупателей именно к
тем товарам, которые магазин считает необходимым усиленно рекламировать.
Изменение время от времени цвета освещения отдельных участков, зон торгового
зала также привлекает покупателей и тем самым содействует коммерческому успеху
магазина.
Игра света и
теней в интерьере магазина не всегда привлекательна. Известно, что свет от
источника в зависимости от цвета поверхности предмета изменяет его окраску.
Поверхности и предметы, окрашенные в различные цвета, имеют разный коэффициент
отражения света. Наименьшее количество световых лучей отражают темные цвета –
черный, темно-синий, темно-зеленый, темно-коричневый; большой коэффициент
отражения у светлых тонов – белого, светло-розового, светло-желтого. Отсюда
темные поверхности предметов интерьера магазина требуют большей освещенности,
светлые – меньшей.
Между светом и
цветом существует определенная связь. Так, теплые цвета (красный, оранжевый,
желтый) при освещении их лампами накаливания светлеют, а холодные (зеленый,
синий) становятся более темными. Люминесцентные лампы голубого оттенка
усиливают тон холодных цветов, а теплые цвета делаются более бледными. Цветной
свет не рекомендуется применять в освещении рекламной экспозиции товаров в торговом
зале.
Страницы: 1, 2
|