|
Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90е годы
Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90е годы
Московский Государственный Университет
имени
М. В. Ломоносова
Институт стран Азии и Африки
Кафедра
международных экономических отношений
Курсовая работа
Студента 3-его курса
социально-экономического отделения
Емельянова Сергея Леонидовича
На тему: Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90х годах.
Научный
руководитель: к. э. н. Матюнина Л. Х.
Москва
- 2003г.
План
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Инвестиционный
климат Нигерии.
- Инвестиционная политика: упор на
стимулирование. . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
- Нигерийское
инвестиционное законодательство.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
- Особенности нигерийского инвестиционного
климата . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .10
- Иностранный и местный капитал в экономике
Нигерии. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 14
Глава 2.
Иностранные инвестиции в экономике Нигерии.
- Нефтяная промышленность как основной
источник финансирования экономического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
- Инвестиции в сфере обрабатывающей
промышленности . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 24
- Современные проблемы Нигерии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Глава 3. Интересы
развитых стран в Нигерии.
·
Приоритеты зарубежной экспансии ТНБ Великобритании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Заключение. . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 40
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . .43
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 45
Введение.
Африканский
регион в 80-90-е годы стал сферой регулярной кредитно-ссудной и инвестиционной
деятельности ведущих ТНК индустриально развитых стран. Приток международного
капитала в страны континента ускоряет их хозяйственное развитие, увеличивает
доступ некоторых африканских стран к получению заимствований с евровалютного
рынка.
Иностранные
инвестиции являются одной из движущих сил развития современной мировой
экономики. Данные о масштабах этого явления не могут не впечатлять: в 1996 г.
общий объем текущих прямых иностранных инвестиций (ПИИ) достиг во всем мире
рекордного уровня - 349 млрд. долл.; одновременно глобальный накопленный их
объем, на котором базируется международное производство, оценивался в 3,2 трлн.
долл. (в 1990 г. - 1,7 трлн. долл.). За 1980-1996 гг. накопленные в мире ПИИ
увеличились почти в семь раз, а их доля в общемировом ВВП удвоилась1.
Инвестиционная
экспансия транснациональных банков, их групп и объединений в развивающиеся
страны Африки в 80-90-е годы сформировала по сути новый канал связей молодых
государств с мировыми державами, модифицировав их прежние традиционные
валютно-финансовые и кредитные отношения. Представление о транснациональных компаниях как об
эксплуататорах, носителях зла сейчас можно встретить реже, чем 20 лет назад.
Теперь большинство стран конкурируют за получение иностранных инвестиций,
расценивая их как важный фактор повышения благополучия своих граждан.
Крупнейшей
страной Африки, куда направлено особое внимание ТНК и ТНБ является Нигерия. В
экономике страны насчитывается свыше 2 тысяч промышленных предприятий, но
безраздельно доминирует нефтяной сектор, где доля иностранных компаний
составляет 65 процентов. Он дает 46 проц. ВВП, 85 проц. валютных поступлений,
80 проц. доходов госбюджета. Несмотря на то, что Нигерия имеет огромные запасы
нефти, 66 процентов населения находится за чертой бедности, а страна занимает
13 место в числе 20 беднейших стран мира. ВВП на душу населения составляет 260
долларов. По сравнению с 1985 годом – 370долларов, продолжительность жизни – 52
года, причем более трети не доживают до 40 лет, неграмотность среди взрослых –
44 проц., 49 проц. населения лишены какого-либо медицинского обслуживания.
Денежной
единицей страны (с января 1973 г.) является найра. Курс найры определяется на
аукционах, проводимых 2 раза в месяц. Банковская система Нигерии включает в
себя более 160 банков (Центральный банк, полу государственные, 33 коммерческих,
16 торговых и 4 специализированных банка) с более чем 1,5 тыс. отделений. Около 43% кредитного рынка контролируют 3 крупнейших банка: First Bank of Nigeria,
United Bank for Africa и Union Bank of Nigeria. Действуют также 75 страховых компаний. С
целью стимулирования роста сельскохозяйственного производства коммерческие
банки обязаны не менее 15% кредитов, а торговые - не менее 10% кредитов
предоставлять аграрным предприятиям. Для развития мелкого и среднего предпринимательства
должно использоваться не менее 16% кредитов. Для торговых банков в эту
категорию входят предприятия с капиталом до 2 млн. найр или годовым оборотом
до 5 млн., а для коммерческих - до 500 тыс. найр. Банкам разрешено
инвестировать не более 33,3% акционерного или 10% капитала компании и
предоставлять не менее 40% кредитов предприятиям обрабатывающей промышленности.
Торговые банки отличаются от коммерческих сферой приложения капитала и
срочностью кредитования. Они кредитуют торговые операции путем выпуска ценных
бумаг и долговых обязательств на более длительный срок, чем коммерческие
банки. Наиболее крупными из торговых банков являются Investment Company of Nigeria и International Merchant
Bank.
Что касается
специализированных банков развития, то ипотечный банк Federal Mortgate Bank
of Nigeria предоставляет кредиты под залог недвижимости, Nigerian
Agricultural Credit Bank кредитует фермеров и
сельскохозяйственные кооперативы, торгово-промышленный банк Nigerian bank
for Commerce and Industry призван обеспечить финансирование
национальных предприятий, a Nigerian Industrial Development Bank предоставляет средне- и долгосрочные кредиты национальным и
иностранным предприятиям.
С учетом числа жителей
и многообразных ресурсов Нигерия считается основным рынком на континенте, что
привлекает к ней партнеров по торговле из Европы, Америки, Азии и Африки. Ее
недра богаты нефтью и газом, углем, оловом, колумбитом, золотом, известняком,
бурым углем, цинком и другими природными ресурсами. В числе продукции сельского
хозяйства – какао, земляной орех, каучук, хлопок, кофе, пальмовое масло, лес,
бобы, ямс, имбирь. Когда-то Нигерия была экспортером сельхозпродукции, но
сейчас ввозит продовольствие.
Для создания
либерального инвестиционного климата в Нигерии и реализации его преимуществ
необходимо снизить барьеры для ПИИ, определить стандарты соответствующего
режима, задействовать необходимые механизмы функционирования рынков в условиях
конкуренции. Анализ всех этих компонентов инвестиционной политики Нигерии, форм
и методов её делового сотрудничества с ТНК является главной задачей данной
работы.
Глава 1.
Инвестиционный климат Нигерии.
1. Инвестиционная политика: упор на стимулирование.
Приток
иностранных предпринимательских инвестиций в Нигерию устойчиво возрастал вплоть
до середины 70-х гг. Изначально этот рост был связан с необходимостью
мобилизации ресурсов для решения неотложных экономических проблем молодых
независимых государств, появившихся после распада колониальной системы. В
последующие годы новый приток ПИИ в Нигерии затормозился, и даже сменился
репатриацией капитала вследствие прокатившейся волны национализации иностранной
собственности. Это послужило одной из причин сокращения доли Нигерии в общем
объеме прямых инвестиций ТНК.
В 60-70-е гг. стратегия всеобъемлющего государственного
контроля над экономикой, всемерного укрепления и расширения хозяйственных
функций государства была в Нигерии и в целом Африке преобладающей.
Централизованное планирование, корректирующее вмешательство в распределение ресурсов,
широкое участие государства в развитии зарождающихся отраслей промышленности
были неотъемлемыми компонентами этой стратегии. Еще одним элементом такой
политики стал экономический национализм, продвигаемый с помощью системы
государственных предприятий и поощрения национального частного сектора.
Государство вторгалось буквально во все аспекты хозяйственной деятельности,
устанавливая и отслеживая цены, ужесточая регулирование трудовых отношений,
валютных операций и финансовых рынков.
Нефтяные кризисы были завершающим аккордом государственной
экспансии. В начале 80-х гг. на мировом рынке цены на
нефть упали, что ввергло экономику страны в кризис, поскольку нефть
обеспечивала 95% валютных поступлений. Отсутствие внимания к развитию сельского
хозяйства привело к тому, что Нигерия перестала обеспечивать себя
продовольствием, значительную часть которого пришлось импортировать. К тому же
в области промышленности политика развития имела серьезнейшие просчеты. Переход
от импорта готовых товаров к их производству осуществлялся в основном не за
счет использования местного сырья, а привозного, что вместе с импортом
запчастей к оборудованию не ослабил внешнеэкономическую зависимость, а лишь
видоизменил, а в ряде случаев и усилил ее. В свою очередь, Нигерия оказалась втянута
в круговорот огромных нефтедолларовых заимствований в целях поддержания роста
государства.
Критической точкой стал 1986 г., когда цена
нефти упала до 8 долл. за баррель (1981 г. - 40 долл.) и доходы страны от
экспорта нефти сократились с 23 млрд. долл. до 2 млрд. Закупки иностранных
технологий, сырья потребовали привлечения дополнительных средств из-за рубежа,
что привело к росту внешней задолженности до 20 млрд. долл. (см. приложение
1). В стране насчитывалось 6 млн. безработных.
К середине 80-х гг. издержки такой стратегии развития стали
очевидными. Они отчетливо проявились, когда разразился долговой кризис,
вызванный резким ухудшением валютно-финансового положения страны из-за обвала
мировых цен на сырье и нефть, падения экспортных доходов, заметного сокращения
чистого (с учетом обслуживания долга) притока внешних ресурсов, в том числе
почти полного прекращения частного кредита и снижения до минимума нового
притока ПИИ.
Под влиянием кризиса нигерийское правительства приступило к
корректировке моделей развития, в которых роль государства была доминирующей.
Маятник качнулся в обратную сторону: государственное вмешательство в экономику
стало повсеместно сворачиваться, возобладали концепции ее либерализации,
всемерного развития рыночных механизмов хозяйствования.
Нигерия отказалась от
прежней односторонне негативной трактовки и недооценки иностранного частного
капитала, что повлияло на смягчение инвестиционного режима. Политика запретов,
ограничений, жесткого регулирования деятельности ТНК, которая преобладала в
60-70-х гг., уступила место государственному курсу на их привлечение, выработку
компромиссов при сотрудничестве с иностранными инвесторами.
В этих условиях в июле 1986 г. при
участии экспертов МБРР и МВФ была принята программа структурной перестройки
экономики. Она предусматривала два этапа: стабилизацию валютно-финансового
положения и обращения и структурные преобразования в экономике. Проводилась
линия на снижение курса найры до реального уровня, ликвидацию государственных
субсидий на удобрения и нефтепродукты, изменение банковских ставок. Параллельно
проводились мероприятия, направленные на диверсификацию экономики и снижение
зависимости от экспорта нефти, поощрение местного предпринимательства и
использование местного сырья. Были в частности предприняты такие меры, как
стимулирование развития приоритетных отраслей промышленности, сельского
хозяйства с помощью налоговой и кредитной политики. Была проведена
приватизация государственных управлений по закупке сельскохозяйственного
сырья, большинства предприятий госсектора. Особое внимание было уделено
проблеме привлечения иностранного капитала путем улучшения инвестиционного
климата. В качестве приоритетных отраслей были избраны сельское хозяйство,
нефтехимия и газовая промышленность, черная металлургия, некоторые другие
отрасли.
Хотя еще рано
подводить итоги выполнения ПСП, однако, невзирая на трудности,
"перестройка" в Нигерии проходит относительно успешно, что сказалось
прежде всего на темпах роста ВВП, (в 1992 г. ВПП превысил 98 млрд. долл.)
которые в первой половине 80-х гг. были или с отрицательным знаком или ниже
темпов прироста населения. В конце 80-х - начале 90-х гг. они превысили 5%.
Оживилось промышленное производство, увеличилась загрузка мощностей
предприятий (в начале 80-х - 30%, в 1989 г. - 37%), выросло
сельскохозяйственное производство (которое стало увеличиваться быстрее роста
населения)2.
В отношении привлечения новых иностранных инвестиций
крупных изменений достичь не удалось, но кроме капитала развитых стран в последние
годы на нигерийский рынок активно внедряются "азиатские драконы" -
Тайвань, Южная Корея, Сингапур.
Прямые иностранные инвестиции, с которыми связано получение
таких высокоценных активов, как капитал, технология, управленческий опыт,
средства производства в одном "пакете", приветствуются и активно
привлекаются Нигерией. Снижение деловой активности инвесторов в известной
степени связано с нестабильностью политических режимов, но помимо этого
существует ещё ряд причин: низкий уровень внутренних сбережений, ограниченность
местного рынка и платежеспособного спроса, низкие темпы роста ВВП, неразвитость
и во многих случаях неудовлетворительное функционирование физической,
институциональной и финансовой инфраструктуры, хронический дефицит платежного
баланса, долговой кризис и связанный с ним острейший дефицит иностранной
валюты, ограничивающий перевод прибылей и репатриацию капитала, отсутствие или
острая нехватка квалифицированных кадров, высокие издержки производства,
повсеместная коррупция, бюрократический произвол, отсутствие в ряде случаев
ощутимого прогресса в проведении рыночных реформ.
Однако Нигерия с таким положением дел не согласна.
Правительство всячески поощряет приход иностранных инвесторов, предлагая им
огромные ресурсы, которые ещё нужно разработать; Нигерия – один из крупнейших в
Африке рынков, имеющий выход на весь западно-африканский регион; относительно
стабильную внутриполитическую обстановку; благоприятный инвестиционный и
таможенный климат; развитую кредитно-банковскую систему; значительные ресурсы дешевой рабочей
силы; относительно развитую сферу услуг.
1. Внутренний рынок страны представляет значительные
возможности для иностранных инвесторов и ввоза товаров, которые расширяются за
счет участия Нигерии в ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки),
где введено свободное движение капитала и рабочей силы, а также предусмотрена
отмена таможенных и лицензионных барьеров.
2. В Нигерии действует смешанная экономическая система, в
промышленном развитии участвуют как частные лица, так и коллективные и
правительственные организации. Инвесторы могут владеть предприятиями
индивидуально или совместно с нигерийскими и иностранными фирмами. На
правительстве лежит обязанность стимулировать экономическую деятельность через
законодательство.
3. Реализуя
политику индустриализации, правительство приняло план структурной перестройки
экономики, который получил уже признание мирового сообщества, и правительство
намерено закрепить достигнутые успехи путем:
а) диверсификации и дерегулирования экономики;
б) обеспечения доступности иностранной валюты через операции
на международном обменном рынке;
в) либерализации инвестиционного и таможенного климата.
В краткосрочном
плане многие филиалы ТНК после либерализации таможенного режима понесли
определенный финансовый ущерб, столкнувшись с конкуренцией иностранных компаний
на ранее закрытых для них высокими тарифными барьерами внутренних рынках.
Помимо текстильной промышленности в Нигерии, примером могут служить предприятия
автосборочной промышленности в Кении, и пищевой промышленности в Замбии. В
результате реформ занятость в этих отраслях в 1990-1993 гг. сократилась более
чем на треть. Однако в долгосрочной перспективе, по мнению экспертов ЮНКТАД,
иностранные инвесторы выиграют в результате реформирования нигерийской
экономики, с которым связывается поступление необходимого капитала и
технологий, снижение валютного дефицита, получение доступа к иностранным рынкам
в связи с повышением эффективности и конкурентоспособности промышленного
производства3.
Для привлечения
иностранных инвесторов правительство Нигерии не только ввело систему
экономических стимулов для инвестиций в производственную сферу (налоговые
льготы на капиталовложения, на прибыли, ускоренная амортизация зданий и
оборудования, возможности репатриации капитала и доходов, стимулирование
экспорта), но и структуры для поддержки инвесторов (создана система многочисленных коммерческих, торговых,
народных банков развития как источника соответствующих фондов поддержки
крупного, среднего и мелкого бизнеса).
Таким образом,
наиболее перспективными отраслями для иностранных капиталовложений являются
"пионерные" и, в частности, пищевкусовая промышленность,
переработка сельскохозяйственного сырья, химическая промышленность,
производство бумаги, стройматериалов и оборудования (особенно создание
предприятий в глубинных районах), а также аграрный сектор.
Объем ПИИ,
полученных Нигерией в 1996 г., составил 1 млрд. долл.(15,6% от поступивших на
континент или 21,2% - без учета ЮАР) и в 1997г. – 1,391 млн. долл. (24,9% и
28,8% соответственно). В том же 1996г. году Китай получил 42,3 млрд. долл.,
страны Азии - 84,2 млрд., Латинская Америка и страны Карибского бассейна - 38,6
млрд., Центральная и Восточная Европа -12,3 млрд. долл. В среднем доля Нигерии
в притоке прямых инвестиций составила в 1991-1996 гг. около 1%, т.е. вдвое ниже
по сравнению с 1986-1990 гг.1. Эти цифры свидетельствуют о том, что
масштабы ПИИ, получаемых Нигерией, безусловно, не ничтожно малы, однако они
ничего не говорят ни об инвестиционных потребностях страны, ни о её потенциале.
2. Нигерийское инвестиционное законодательство.
Формирование
политики, ориентированной на привлечение частных предпринимательских инвестиций
из-за рубежа, начинается с разработки целостного правового режима для этих инвестиций.
Его главные задачи - сокращение факторов риска, правовая защита инвесторов от
экспроприации их собственности, ослабление налогового бремени и в некоторых
случаях обеспечение долгосрочной налоговой стабильности, а также предоставление
гарантий репатриации капитала и вывоза доходов на инвестиции в страны
базирования.
В 80-е гг. Нигерия внесла существенные изменения в свое
инвестиционное законодательство, приняла новые законы, предлагающие иностранным
инвесторам широкий спектр гарантий и возможностей. При этом она стремилась с
помощью эффективных стимулирующих мер направить поток иностранного капитала в
те отрасли хозяйства, которые считали наиболее важными, поощряли передачу
технологии и развитие экспортных производств.
Важным шагом в этом направлении стало устранение или снижение
отраслевых ограничений для иностранных инвестиций. Радикальные изменения в
инвестиционном законодательстве, объявленные в январе 1989 г. Нигерией,
санкционировали повсеместный допуск иностранных инвесторов и возможность для них
стать единственными владельцами предприятий.
Основные положения
инвестиционного законодательства страны распространяются на все компании
независимо от форм собственности или страны происхождения. Регулируют эту
деятельность более 40 законов. Основными из них являются законы: "Об
эмиграции" N6 1963г., "О регистрации наименования фирм" N17 1961
г., "О компаниях", N 51 1968 г., Декрет "О содействии развитию
предприятий" 1989 г. и др. Установлен разрешительный порядок помещения
иностранного капитала, предусматривающий индивидуальный подход к каждому
конкретному случаю предложения об инвестициях. Мелким и средним иностранным
предпринимателям запрещена деятельность в 40 отраслях, но в случае
инвестирования более 20 млн. найр доступ в эти отрасли иностранному капиталу
разрешен за исключением банковского и страхового дела,
добывающей промышленности.
В целях стимулирования иностранных
капиталовложений в Нигерии используются следующие меры: налоговые льготы,
защита от иностранной конкуренции таможенными тарифами, стимулирование экспорта
нигерийских товаров, льготы в использовании иностранной валюты, банковская
поддержка. Инвестиционное
законодательство постоянно упрощается, и примерами такого упрощения может
служить поправка положениям декрета "О развитии нигерийских
предприятий". Теперь существует один список закрытых отраслей вместо трех.
Иностранные инвесторы могут создавать компании на правах полной собственности,
за исключением банковского и страхового дела, разведки нефти и горного пела.
Другим новшеством в положении об инвестициях является то, что иностранцы,
желающие вложить капитал в закрытые отрасли, могут это сделать на условиях
минимальной капитализации в 20 млн. найр.
До начала реформ Нигерийское правительство
активно поощряли смешанное предпринимательство (СП) с участием национального и
иностранного капитала и стремилось при этом удерживать в своих руках пакет
акций совместных предприятий. Сегодня большинство новых законодательных актов,
регулирующих иностранные инвестиции, закрепляют тенденцию к снижению долевого
участия государства в акционерном капитале таких предприятий в пользу
иностранных участников. В новом инвестиционном законодательстве Нигерии
подчеркивается значение регулирующей роли правительства, прежде всего его
налоговой политики, в обеспечении адекватной доли государства в доходах от
инвестиций при минимизации расходов и риска, связанных с участием в
собственности предприятий.
3.
Особенности нигерийского инвестиционного климата.
В 1995 г. рамках реформирования торговой и инвестиционной
политики военный режим учредил Нигерийскую комиссию содействия инвестициям -
НКСИ (Nigerian Investment Promotion Commission - NIPC),
которая поглотила и заменила Координационный комитет по промышленному развитию.
Указанная акция сопровождалась улучшением инвестиционного климата в стране. В
частности, иностранный инвестор с этого времени мог создавать в Нигерии
предприятия со 100% иностранным капиталом (до этого доля иностранного капитала
ограничивалась 40%). Ускорялись и сроки регистрации предприятий с иностранным
участием: с 4-х недель до 14 дней после предоставления инвестором необходимых
документов5.
После учреждения НКСИ предприятия иностранных инвесторов
получили гарантию от национализации или экспроприации правительством. Не
разрешалась отныне и обязательная практика уступки акций действующим владельцем
другому лицу, как это предусматривалось Декретом об нигеризации от 1972 г.
Иностранный инвестор мог теперь создавать предприятие в любой отрасли
промышленности, за исключением перечисленных в Негативном листе.
С 1995 г. иностранцы получили право вкладывать средства в
предприятия и валютный рынок страны в иностранной валюте, легально привезенной
в Нигерию. Кроме того, свободно разрешалось вывозить как доходы от инвестиций,
так и инвестированный капитал в случае продажи предприятия или его ликвидации.
Несмотря на заметные положительные сдвиги в инвестиционном
климате объем инвестиций в нигерийскую экономику был сравнительно небольшим.
Видимо, это было связано как с боязнью инвесторов потерять свои средства в
условиях наблюдаемой в стране политической нестабильности, так и тем, что
ежегодный приток прямых капиталовложений транснациональных корпораций (ТНК) в страны континента не
велик. Они составляют всего около 3% от их мирового объема.
Тем не менее, во второй половине 90-х годов Нигерия занимала
ведущее положение в Африке среди реципиентов функционирующего капитала. Так,
наряду с Египтом, Марокко, Тунисом и Анголой, она получала 2/з
общего объема иностранных инвестиций в страны континента
Видимо, такое положение следует признать достаточно высокими,
поскольку в результате наблюдаемой в ряде стран континента тенденции к
экономическому росту, являющуюся следствием проводимых там реформ и
совершенствования механизмов, регулирующих экономику, абсолютный объем
капиталовложений постепенно увеличивается. Об этом свидетельствует и пример
Нигерии, где с середины 90-х годов осуществляются реформы, направленные на
совершенствование внешнеэкономической деятельности.
Немаловажную роль в увеличении притока иностранных инвестиций
должна сыграть и их сравнительно высокая доходность в Нигерии, в частности. В
1980-1997 годах коэффициент окупаемости прямых инвестиций (т.е. соотношение
чистой прибыли и основного капитала) корпораций в Нигерии лишь только в 1986 г.
составлял ниже 10%. Для британских инвесторов этот показатель достигал в
среднем 29%, а их чистая прибыль от инвестиций в 1989-1995 годах увеличилась на
60%.
Однако увеличение капиталовложений остается вопросом перспективы.
Наиболее острой задачей, стоящей перед Нигерией является диверсификация
отраслей экономики, привлекательных для иностранных инвесторов - до настоящего
времени наиболее значительная часть капиталовложений из-за рубежа
концентрируется в нефтяной промышленности.
К проблеме притока
прямых иностранных инвестиций тесно примыкает вопрос о создании свободных
экспортных зон (СЭЗ). Правительственный декрет, регулирующий порядок
функционирования СЭЗ, был обнародован в 1992 г. Первая, ныне уже
функционирующая СЭЗ в Калабаре была учреждена в том же году. Город Кано и
Порт-Харкорт, объявлены следующими СЭЗ и в настоящее время там ведутся
соответствующие строительные работы. По нигерийскому законодательству право
получения статуса СЭЗ имеют и предприятия, расположенные вне территории
официально учрежденных зон. Например, такой статус был предоставлен
алюминиевому заводу компании «ALSCON» в штате Аква-Ибом.
Для нужд нефтегазовой промышленности Нигерии в 1996 г. была основана Свободная
зона «Онне/Икпокири»6. Расположенная в самом центре Гвинейского
залива она становится центральным пунктом материально-технического снабжения
нефтью и газом стран западноафриканского региона.
Как уже говорилось
выше, в поисках выхода из глубокого экономического кризиса, охватившего в начале
80-х годов, Нигерия, следуя указаниям МВФ, пошла по пути структурной
перестройки экономики, основными лозунгами которой были ослабление регулирующей
роли государства, полная свобода рыночных отношений и ускоренная приватизация.
Существует ряд специальных рейтинговых агентств, которые ежегодно публикуют
соответствующие оценочные данные. Одно из таких изданий, выпускается
американским Wall Street Journal совместно с Heritage Foundation под названием
«Индексы экономической свободы» (Index of Economic Freedom).
В нем анализируется внутренняя ситуация в более чем 160 странах мира с точки
зрения привлекательности для прямых иностранных инвестиций. При этом
оцениваются степень открытости внутренних рынков, участие государства в
управлении экономикой, положение частного бизнеса, способность
правоохранительных органов обеспечить внутреннюю стабильность и безопасность,
уровень коррумпированности госаппарата, наличие основных демократических
свобод, состояние банковской системы, размеры инфляции, потребность в зарубежных
инвестициях и характер существующего налогового законодательства.
|