|
Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90е годы
4. Иностранный и местный капитал в экономике Нигерии.
В 90-е гг. правительство Нигерии применяет
новые законодательные меры, направленные на поощрение ПИИ в традиционной форме,
снимая ограничения на инвестиционную деятельность, приводящую к созданию
предприятий, находящихся в полной собственности зарубежных компаний. Эти
предприятия, как правило, технологически лучше оснащены и способны работать
более эффективно, чем местные фирмы. Тем не менее во многих случаях структура
собственности филиалов ТНК законодательно регулируется, что приводит к образованию
компаний совместного владения с участием иностранного и национального капитала.
Несмотря на то, что значение
СП для ТНК несколько уменьшилось вследствие политики либерализации режима для
ПИИ, эти предприятия продолжают оставаться в поле их зрения. Данная форма
инвестиций помогает руководству международных фирм лучше разобраться в
"правилах игры" на нигерийском рынке, а долевое участие правительства
обеспечивает для них режим наибольшего благоприятствования в стране. Вполне
понятно, что интересы иностранных инвесторов превалируют в СП даже при условии
владения ими менее 50% акций, поскольку именно они держат в своих руках
снабжение, сбыт, технологию и набор квалифицированных управляющих.
Нигерия отдаёт предпочтение смешанному предпринимательству в
области разработки природных ресурсов. Важным для неё обстоятельством в
условиях валютного дефицита является возможность обходиться при образовании СП
без реального вложения денежных средств. Доля страны в капитале СП может
состоять из предоставленных объектов инфраструктуры, вспомогательных услуг,
взимаемой с иностранного партнера "платы за доступ к ресурсам" и др.
Например, Нигерийская национальная нефтяная
корпорация - НННК (Nigerian National Petroleum Corporation - NNPC), сама не только не добывает нефть, но
и не экспортирует ее. Давней практикой является предоставление контракта
фирме-экспортеру. По соглашениям о СП с ТНК Нигерии принадлежит в среднем 53%
добытого сырья (учитывая поступления от нефтяных налогов и плат за право
пользования ресурсами, эта доля в денежном выражении фактически составляет
60%). Экспортерами нигерийской нефти могут быть конечные потребители этого
сырья с годовым оборотом не менее 100 млн. долл. и имуществом компании не менее
40 млн. долл., или известные международные трейдеры, или нефтяные компании. Они
должны также заявить о готовности инвестировать в нигерийскую экономику -
условие, закрепляемое необходимостью выставления залога в 1 млн. долл., который
в противном случае погашается в пользу НННК вместе с автоматической отменой
контракта. Контракты на экспорт действуют в течение 1 года.
Значительного развития
достигли в Нигерии неакционерные формы инвестиционного сотрудничества с
зарубежными фирмами. Таковы, например, подрядные соглашения на разведку и
добычу полезных ископаемых, лицензионные договоры, услуги типа
"консалтинг", "инджиниринг" и т.д. В отраслях
обрабатывающей промышленности заключаются договоры о промышленном
кооперировании, субпоставках, разделении ассортимента продукции и стадий ее
переработки.
В 90-е гг. усилилась позиция Нигерии, обладающая большими
разведанными запасами полезных ископаемых, в области контрактных отношений с
ТНК в нефте- и горнодобывающей промышленности. Новое законодательство и
административная практика позволяют увеличить доходы, получаемые государством
по названным соглашениям, направлять деятельность иностранных компаний на
рациональное использование природных ресурсов. В промышленном и
инфраструктурном секторах широко используются соглашения с ТНК о строительстве
на условиях "под ключ", "под готовую продукцию", на
условиях "реализации", в ходе выполнения которых государство как
заказчик имеет возможность прямого регулирования деятельности зарубежных фирм,
получает значительную экономию капитальных ресурсов и ощутимый выигрыш во
времени.
Со своей стороны, управляющие международных корпораций
считают бизнес, основанный на продаже технологии, "ноу-хау",
привлечении высококвалифицированных служащих и т.п., не менее прибыльным и
более безопасным, чем эксплуатация местных ресурсов на основе владения
собственностью. Контрактные отношения обеспечивают ТНК нетрадиционные методы
контроля, например, технологические и организационные связи, которые могут быть
даже эффективнее, чем владение контрольным пакетом акций. Выступая, по
существу, в качестве инвесторов, ТНК получают за предоставленные ресурсы и
услуги не фиксированную плату, а определенную долю прибыли или производимой
продукции.
Естественно, что при такой форме участия на первый план для
них выходит стабильное и эффективное функционирование проекта.
Технологическая отсталость Нигерии предопределяет особую
роль, которую играют для неё контракты, связанные с передачей управленческого
опыта, "ноу-хау", технологии (контракты "на управление",
лицензионные договоры, субподрядные соглашения). Предоставление знаний и опыта
в области управления производством превратилось сегодня в
"предпринимательство без капитала", которое приносит западным
компаниям, по их собственным оценкам, прибыли, соизмеримые с их доходами от
прямых инвестиций в экономику развивающихся стран4. Контракты
"на управление" в чистом виде действуют в золотодобывающей
промышленности Ганы, алмазо- и бокситодобывающей - Сьерра Леоне, железорудной -
Либерии, урановой - Нигера. В форме контрактов "на управление"
осуществляется участие ТНК в гостиничном бизнесе Нигерии ("Шератон",
"Хилтон", "Интерконтинентал"), в сфере быстрого питания, в
торговле. Договоры "на управление" иногда заключаются вместе с
лицензионным соглашением. "Освоение" лицензии предполагает наличие у
покупателя необходимого для этого технологического и технического уровня
развития. В то же время низкий технологический уровень местных предприятий не
является препятствием для подписания с иностранными фирмами субподрядных
соглашений, закрепляющих те или иные формы промышленной кооперации между
партнерами. Западные компании предлагают местному партнеру собственные
производственные стандарты, помогают модернизировать оборудование,
устанавливают жесткий контроль качества, находят рынки сбыта для продукции под
собственным товарным знаком.
Важной составной частью политики нигерийского правительства в
области стимулирования иностранных инвестиций является заключение двусторонних
соглашений об их защите с капиталоэкспортирующими странами. На 1 января 1995 г.
в Нигерии было подписано 23 таких договоров, содержащих положения о
справедливом и равноправном отношении к национальным и иностранным инвесторам,
о праве перевода заработной платы, прибыли и капитала, о возмещении потерь,
связанных с вооруженными конфликтами, национализацией и экспроприацией
иностранной собственности, об урегулировании связанных с этим споров.
Нигерия принимает активное участие в международных
соглашениях о защите инвестиций. Так, участниками Международной конвенции по
урегулированию инвестиционных споров между государством и гражданами других
стран являются 42 государства региона, а 36 из них на 1 января 1995 г. стали
участниками Международной конвенции по гарантиям инвестиций, регламентирующей
условия страхования капиталовложений от политических рисков. Двумя другими важными
международными соглашениями, широко признаваемыми в Нигерии и Африке в целом,
являются Нью-Йоркская конвенция о признании и выполнении решений международного
арбитража и Парижская конвенция о защите интеллектуальной собственности. На 1
января 1995 г. первая конвенция была ратифицирована 23 африканскими
государствами, что значительно упрочило в них надежность и защиту
инвестиционных операций. Парижская конвенция, защищающая патенты и другую
интеллектуальную собственность за пределами национальных границ, особенно важна
для ТНК, деятельность которых связана с высокой технологией. Технологические
знания являются особо важным активом, обеспечивающим их владельцам существенные
преимущества в конкурентной борьбе. На 1 января 1995 г. участниками конвенции
являлись 38 государств Африки.
Большое беспокойство
международных финансовых организаций вызывает структура внутренних
капиталовложений. За последние 5 лет, когда доля инвестиций в ВВП составила
22%, доля частного сектора в суммарных капиталовложениях была явно низкой -
8%, поэтому эффективность инвестиционной деятельности невысока. В конце 90-х
годов требовались вложения в 8 млн. долл. для увеличения производства на 1
млн. долл. В нормально же развивающейся экономике, по расчетам специалистов
отдача от использования капиталовложений должна быть в два раза выше11.
По мнению исследователей, ситуация должна измениться после продажи части
собственности частным предпринимателям.
Подводя итоги, следует
подчеркнуть, что тщательный анализ преимуществ и недостатков ПИИ, более четкая
оценка национальной потребности, связанной с капиталовложениями, передачей
технологии, профессиональной подготовкой, развитием людских ресурсов и
инфраструктуры, позволили бы установить более рациональные требования и
совершенные критерии в отношении иностранных компаний.
Глава 2.
Иностранные инвестиции и экономический рост.
1. Нефтяная промышленность как
основной источник финансирования экономического развития.
Основой нигерийской экономики является нефтяная
промышленность. Занимая 6-е место в мире по уровню добычи нефти, Нигерия, как
отмечалось выше, получает за счет экспорта нефти подавляющую долю валютных
поступлений и доходов государственного бюджета. В нефтяной промышленности
Нигерии производится около половины ВВП.
В связи с этим, естественно, что и в годы военного режима, и
при нынешней гражданской администрации прилагались и прилагаются значительные
усилия для расширения добычи, а также для разведки нефти в целях увеличения ее
запасов. В частности, в настоящее время достоверно разведанные запасы нефти
оцениваются в 22,5 млрд. баррелей. По программе «Vision 2010» к 2010 г. их объем планируется довести
до 40 млрд. баррелей5.
Власти Нигерии постоянно уделяют первостепенное внимание и
наращиванию добычи углеводородного сырья. Являясь членом ОПЕК, Нигерия добывает
нефть в соответствии с квотами, устанавливаемыми этой организацией. Так, в
конце 1997 г. Нигерия добилась от ОПЕК повышения своей квоты с 1.865 тыс. до
2.042 тыс. баррелей в день. Однако ввиду заметного падения мировых цен, в 1998
г. (март, июнь) и в 1999 г. ОПЕК приняла согласованное с рядом стран, не
являющихся членами этой организации, решение о сокращении квот, которое коснулось,
в основном, стран, производящих легкие фракции нефти. В итоге, в первой
половине 1999 г. квота Нигерии вновь снизилась до 1.890 тыс. баррелей в день.
Вместе с тем, по планам, обнародованным президентом Нигерии, в 2000-2003 годах
производство нефти в стране должно возрасти на 50%5.
Учитывая зависимость от указанного товара, стабильность в экономике
Нигерии практически полностью зависит от колебаний цен на мировом рынке на
углеводородное сырье. В частности, наблюдавшийся в 1998 г. резкий спад мировых
цен на нефть неблагоприятно отразился на уровне полученных страной доходов и,
соответственно, прямых иностранных инвестиций в эту отрасль. Кроме того, ряд
существенных проблем гражданская администрация получила в наследие от военного
режима.
В их числе следует указать на недостаточное финансирование военными
властями деятельности, связанной с разведкой, разработкой и добычей нефти.
Указанные виды деятельности на месторождениях в континентальной части страны и
на прибрежном шельфе осуществляются главным образом совместными компаниями,
НННК, с одной стороны, и зарубежными нефтяными корпорациями, с другой. В
частности, в первой половине 1999 г. иностранные партнеры НННК приостановили
добычу ввиду того, что наблюдались перебои в инвестировании НННК своей доли
средств, предусмотренных договорами о совместной деятельности. Вместе с тем,
приостановка добычи обусловливалась и сокращением ОПЕК нигерийской квоты. На
сокращение добычи нефти заметное воздействие также оказали выступления жителей
основных районов нефтедобычи в Нигерии. Их протесты обусловлены причинами
экологического, социального и экономического характера.
Поэтому, гражданская администрация, не желая повторения спада
в производстве и стремясь обеспечить процесс наращивания разведки и добычи
нефти, в конце 1999 г. увеличивает ассигнования на развитие отрасли. В 2000г.
президент Нигерии О. Обасанджо предложил выделить на нужды Нигерийской
национальной нефтяной корпорации для ее совместной деятельности с
многонациональными нефтяными компаниями сумму, эквивалентную 3,15 млрд. долл.
Эта сумма составит, по оценке, около 25% расходной части бюджета и 37%
планируемых доходов от эксплуатации нефтяных месторождений (8,5 млрд. долл.).
Выделенные в распоряжение НННК ассигнования почти на 60% превысили показатель,
планировавшийся на 1999 г. (около 2 млрд. долл.)12.
Кроме того, президент Нигерии предпринял беспрецедентный шаг.
В рамках соглашения между Нигерией и МВФ намечено проведение открытой проверки
счетов НННК и Центрального банка страны. Ее целью является выявления нарушений
в области финансирования нефтяной промышленности. Установление «прозрачности»
в финансовых расчетах, по замыслу новых гражданских властей, призвано начать
процесс демонстрации того, что доходы, получаемые нефтяной промышленностью,
могут быть более равномерно распределены среди населения Нигерии.
Наряду с долевым участием НННК в деятельности совместных
предприятий финансирование нефтяной промышленности осуществляется и
посредством продажи доли НННК в ряде таких предприятий, проводимой в рамках
программы приватизации. Кроме того, в последнее время все чаще практикуется
финансирование на основе контрактов о разделе продукции. Такими контрактами
регулируется глубоководная разведка и добыча (на глубине 2-5 тыс. м) нефти в
прилегающих к побережью Нигерии районах Атлантического океана. Запасы глубоководных
месторождений оцениваются в 20 млрд. баррелей. Организация производственной
деятельности здесь отличается от той, которая ведется на суше и мелководном
прибрежном шельфе. В соответствии с условиями указанных выше контрактов,
оператор (иностранная нефтедобывающая компания) «блока», т.е. сдаваемого в
аренду для нефтяной разработки участки морского дна, за свой счет покрывает
все расходы по разведке и развитию месторождения. В случае если залежи нефти
обнаружены, оператор начинает их разработку, уплачивая правительству налоги и
роялти (стоимость права на разработку недр).
Учитывая, что условия, предоставляемые Нигерией по контрактам
о разделе продукции, привлекательны, такого рода концессии вызывают интерес
значительного числа ведущих иностранных компаний. Например, уже в 1996 г.
консорциум иностранных операторов в составе «Royal Dutch/Shell»
(55%), «Exxon» (20%), «ENI/Agip» (12,5%) и «Elf Aquitaine» (12,5%) открыли два
месторождения: «Бонга» (Bonga). где запасы углеводородного
сырья могут составить 0,6-1,0 млрд. баррелей, и «Нголо» (Ngolo) - 100 млн. баррелей11.
Нефтяная промышленность Нигерии в условиях благоприятной
мировой конъюнктуры переживает бурный подъем. Правительство планирует
удвоение добычи нефти к 2010 г. - до 4 млн. барр. в сутки. Наблюдается усиление
конкурентной борьбы за наиболее перспективные шельфовые месторождения. В
декабре 2000 г. правительство дало согласие на 50%-ное участие американской
компании "Chevron" в разработке глубоководного
месторождений.
Как отмечалось выше, еще одной серьезной проблемой, доставшейся
гражданскому правительству в наследие от военного режима, являются движение протеста и
межэтнические столкновения в районах нефтедобычи в дельте р. Нигер, где
залегает большая часть разведанных в Нигерии запасов нефти.
Реакция военного режима на мирные протесты жителей была не
адекватна. Так, в 1990 г. мирный протест жителей деревни Умеучем был жестоко
подавлен мобильными полицейскими подразделениями. Было убито около 80 жителей
деревни и разрушено около 500 домов7.
Еще одним негативным последствием правления военного режима
является то, что нефтяная промышленность так же, как и другие сферы
деятельности не была обойдена вниманием коррупционеров. Подтверждением этому
может служить лишь один недавний пример: буквально накануне передачи власти
гражданскому правительству военные власти объявили 25 концессий на
глубоководную разведку. В июле 1999 г. в рамках упоминавшегося выше пересмотра
подрядов, выданных военным режимом местным частным фирмам, правительство О. Обасанджо
отменило 16 концессий20.
Однако, не смотря на все эти трудности, нефтяные компании
стремятся проникнуть на нигерийский рынок. Главной причиной является
дешевизна нигерийской нефти. Наличие в стране сложной внутриполитической
обстановки для осуществления деловых операций очень затрудняет деятельность
иностранных компаний, которые имеют совместные предприятия с государственной
НННК. Но дельта реки Нигер - это район, где издержки на добычу нефти и газа
невысоки настолько, что это привлекает нефтяные компании. Даже при мировой
цене на нефть, которая в 1998 г. - первой половине 1999 года колебалась в
пределах 10-12 долл. за баррель, добыча нефти в Нигерии обеспечивает достаточно
высокие прибыли. Стоимость добычи нефти на морском шельфе составляет всего
2-2,5 доллара за баррель, в то время как инвестиционные издержки на разработку
месторождений составляют 2,5-3 доллара за баррель. Расходы на разведку в
районах, где действуют совместные предприятия, также очень низки.
Несмотря на многие вышеперечисленные трудности, дешевизна
нефтедобычи побуждает некоторые нефтяные компании планировать расширение
производства в долгосрочном плане, хотя многие из них даже сокращали добычу в
период низких мировых цен на нефть. Так, компания «Royal Dutch/Shell»
ведет с правительством Нигерии переговоры относительно упоминавшихся выше
планов расширения добычи нефти. Стоимость проекта составляет 8,5 млрд. долл.,
однако в течение последующих 25 лет он должен принести Нигерии чистую прибыль в
размере 20 млрд. долл.
Значительные надежды на пополнение источников валютных поступлений
в Нигерии связываются и с эксплуатацией месторождений природного газа. В
настоящее время оценочные запасы этого вида топлива составляют 124 триллиона
куб. м (по этому показателю Нигерия занимает 10-е место в мире). В целом же, по
перспективным оценкам, запасы природного газа в стране могут достигнуть 300
триллионов куб. м. Не располагая достаточными средствами для утилизации этого
вида топлива, Нигерия вынуждена сжигать до 75% газа, сопутствующего добыче
нефти. Примерно 12% его количества закачивается обратно в нефтяные скважины и
лишь около 13% используется для промышленных и бытовых нужд11.
В стране существуют планы практически полной утилизации природного
газа. Однако их осуществлению в условиях недостатка внутренних финансовых
ресурсов пока препятствует крайний недостаток прямых иностранных инвестиций в
отрасль. В 1999 г. должны вступить в строй две установки по промысловой
подготовке природного газа на острове Бонни компании «LNG». Этот проект обойдется в 3,8 млрд. долл., а осуществление
его продолжается уже более 30 лет. Целый ряд факторов объясняет эту задержку.
Во-первых, поблизости нет крупных индустриальных рынков, куда газ можно было бы
подавать в больших количествах по газопроводам. Во-вторых, спрос на сжиженный
газ в странах, находящихся на берегах Атлантического океана, развивался
медленно. И, наконец, были сомнения относительно возможности финансирования
деятельности «LNG», которые были преодолены только
тогда, когда партнеры по строительству - НННК, «Royal Dutch/Shell»,
«Elf Aquitaine»
и «ENI» - договорились о плане финансирования.
Одной из главных причин строительства завода была необходимость избежать
сжигания в факеле огромных объемов природного газа, получаемых при добыче нефти
в дельте реки Нигер, но первоначально газ на завод будет поступать с других
газовых месторождений.
Сейчас партнеры «LNG»
обсуждают вопрос о строительстве третьей очереди, которая должна окончательно
покончить с газовыми факелами к 2008 г. Этого добивается компания «Royal Dutch/Shell»,
которая стала одним из главных инициаторов коммерциализации газовой
промышленности Нигерии. Именно «Royal Dutch/Shell»
разработала новый проект стоимостью 8,5 млрд. долларов, который предусматривает
создание третьей очереди комплекса наряду с увеличением добычи нефти в Нигерии
на 600 тысяч баррелей в день, главным образом за счет новых морских
месторождений.
Намечаемое строительство третьей очереди установки по добыче
газа позволит проложить еще два газопровода в дополнение к одному ныне
действующему и улучшит снабжение завода по сжижению газа.
При нынешней напряженной обстановке в дельте Нигера важнейшим
вопросом для правительства и иностранных компаний стало обеспечение
безопасности газопровода и заводских объектов. Любое серьезное нарушение подачи
газа с промыслов нанесло бы тяжелый удар по международной конкурентоспособности
«LNG», поскольку потребители сжиженного газа
требуют надежного обеспечения поставок. Недавно был образован смешанный
комитет, в который вошли представители правительства и нефтегазовых компаний,
для разработки мер по обеспечению безопасности газопроводов.
В то же время
несколько компаний, изучив целесообразность постройки западно-африканского
газопровода, по которому нигерийский газ мог бы поставляться в Бенин, Того и
Гану, подписали соответствующее соглашение. Там спрос на газ, как считают,
составит 250 млн. куб. футов в день.
Принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Компания «Nigeria
Gas» использует газопровод Эскравос-Лагос для увеличения
снабжения газом промышленных регионов. Компания «Royal Dutch/Shell» приняла решение о строительстве
газопроводов, которые соединят месторождения с рядом промышленных центров на
юге страны. В качестве потенциальных рынков сбыта газа определены десять
промышленных районов, два из которых получат газ к концу этого года. Стоимость
поставки газа в каждый промышленный район определяется в пределах 10-25 млн.
долл., причем «Royal Dutch/Shell» в
настоящее время полностью финансирует эти расходы.
В 2002 году нефтяная компания Shell объявила о своем
участии в многомиллиардной программе развития производства сжиженного
природного газа в Нигерии. По заявлению председателя нигерийского подразделения
нефтяной компании Рона ван ден Берга, общая стоимость проекта составит 7,5
млрд. долларов. Из них 2,4 млрд. инвестирует Shell, а остальную сумму обеспечат
другие компании, прежде всего Нигерийская национальная нефтяная корпорация.
Проект предусматривает разработку новых
нефтегазовых месторождений и увеличение вдвое мощности завода по производству
сжиженного природного газа (СПГ), который в результате станет одним из самых
мощных в мире.
Выпуск СПГ увеличится с 10,7 млрд. куб. м. до 21 млрд. куб.
м. Газовое подразделение Shell подписало контракт на покупку 3,8 млрд. куб. м
для поставки его в США и Испанию. Остальной газ будет реализовываться на основе
долгосрочных контрактов итальянским и португальским компаниям.
Однако основные инвестиции - около 5,5 млрд. долларов -
предполагается направить на развитие инфраструктуры и создание транспортной
флотилии из 18 судов с расчетом на поставки сжиженного газа в Японию.
Соответствующее соглашение уже заключено в Tokyo Gas Company и японским
подразделением Shell.
Как мы видим, основной поток иностранных инвестиций
направлен в нефте-, газодобывающую отрасль экономики страны. Государственный
бюджет также зависит от колебания мировых цен на нефть. На данном этапе перед
Нигерией стоит очень сложная задача диверсификации экономики, с целью
привлечения иностранных инвестиций не только в нефтяной сектор, но и в другие
области государственной деятельности.
2.
Обрабатывающая промышленность.
В экономически отсталых странах приток капитала извне создает
возможность в какой-то степени ослабить хронический дефицит инвестиций,
смягчить дисбалансы в сфере производства и потребления, сгладить остроту
социальных диспропорций, в первую очередь улучшить положение в области
обеспечения населения продовольствием и работой. Во всех случаях иностранный
предпринимательский капитал является одним из факторов подключения
традиционного хозяйства и социальных структур развивающихся стран к глобальным
процессам, динамичной модернизации их экономики и общества.
Масштабы
и динамика экспорта в Нигерию частного капитала зависели от степени зрелости и
включенности государства в систему международного разделения труда и обмена,
от характера политических режимов и уровня институциональной стабильности.
Отсталость и структурная несбалансированность экономики не стимулируют
деятельность иностранных фирм, сдерживают их прямые капиталовложения.
Экономический кризис и обострение политической напряженности в Нигерии снижают
заинтересованность филиалов ТНК во вложениях средств, вынуждают
репатриировать капиталы из топливно-сырьевого сектора.
Однако «уход» ТНК из
сырьевого сектора Нигерии подчас совпадает с их «приходом» в отдельные отрасли
обрабатывающей промышленности, хотя доля ее в ВВП невысока. В Нигерии она составляет примерно
5%. Мощности предприятий используются неэффективно, процентов на тридцать-сорок,
а рост промышленного производства в конце 90-х годов не выходил за рамки
одного-двух процентов.
Приведенные ниже
данные показывают, что основная часть капиталовложений (в среднем 75%),
поступает в низкотехнологичные отрасли.
|