бесплатные рефераты

Международные финансово-кредитные институтуты и их взаимодействие с Казахстаном

Международные финансово-кредитные институтуты и их взаимодействие с Казахстаном

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

                                                                               кафедра «Финансы»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Деньги, Кредит, банки»

на тему: «Международные финансово-кредитные институты и их взаимодействие с Казахстаном»»

 

 



                   Выполнила:
                студентка
                группы ФН-04-11с
                Оспанова А.Д.

                                                                                                  Проверила: 

                                                                                                  Миннуллина Г.Ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРАГАНДА  2005 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение…………………………………………………………………….…3

Глава 1. Международные финансово-кредитные институты

в условиях рыночной экономики

1.1    История создания  Международных финансово-кредитных институтов…………………………………………………….………..….5

1.2    Структура и деятельность Мирового Банка………………………….....6

Глава 2. Анализ Международных финансово-кредитных институтов в современных условиях

2.1 МБРР, МАР и МФК: цели, функции, деятельность …………...………..9

2.2 Кредитный механизмы  МВФ……………………………………………14

Глава 3. Проблемы и перспективы взаимодействия международных финансово-кредитных институтов с Казахстаном

3.1 Деятельность Группы Всемирного Банка в Казахстане…………………………………………………………………….18

3.2 Проблемы участия Казахстана в Международных финансово-кредитных институтах…………………………………………………………………….21

3.3 Казахстан – МВФ: плодотворное сотрудничество…………………..…24

Заключение……………………………………………………………………28

Список использованной литературы………………………………………..30

Приложения…………………………………………………………….…..…31








 

         Введение




Заметное повышение активности международных финансово-кредитных институтов, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития. Поэтому мы считаем необходимым рассмотрение: истории создания, структуры и деятельности международных финансово-кредитных институтов и их взаимодействия с Казахстаном.

Международные финансово-кредитные институты играют всё более заметную роль в Мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регулирующее начало и определенную стабильность в функционирование валютно-расчетных отношений.

Во-вторых,  они призваны служить средством для налаживания валютно-расчетных отношений между странами, причем эта функция неизменно усиливается.

В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам Мирового хозяйства.

В качестве примеров международных финансово-кредитных институтов можно назвать Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международный Валютный Фонд, Международная Финансовая Корпорация Европейский инвестиционный банк, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Банк международных расчетов. Все эти банки существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные операции банков развития реализуются как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам.


Предметом данной работы является деятельность международных финансово-кредитных институтов. Деятельность их имеет особое значение

для современных международных отношений и заслуживает специального рассмотрения.

В первой главе отражена история возникновения международных финансовых институтов, для создания которых было необходимо, чтобы в мире произошли определённые исторические события, которые привели бы к возникновению международных финансово-кредитных институтов.

Международные финансово-кредитные институты создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.

Этими задачами могут быть:

операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;

инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов

инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов, осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес благотворительная деятельность и финансирование фундаментальных научных исследований.

 Мы хотим проанализировать деятельность Международного Валютного Фонда (МВФ). МВФ  - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Наибольший интерес для нас, при выборе темы, представила ее актуальность применительно Республики Казахстан. Были рассмотрены основные направления деятельности международных финансово-кредитных институтов в нашей Республике.

ГЛАВА 1. «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ  В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ»


1.1  История создания  Международных финансово-кредитных институтов


После  кризисов 30-х годов, потрясших буквально весь мир и в результате потерь от Второй мировой войны, мировое хозяйство оказалось разбалансированным. Страны ввязывались в торговые конфликты друг с другом, финансовая, валютная и кредитная система пришла в упадок. Но к середине ХХ века постепенно возникало понимание того, что мировое хозяйство не в состоянии стабильно функционировать без каких -то общих для всех стран  механизмов координации и управления. На макроуровне в течении десятилетия возникла целая система  межгосударственных экономических и финансовых организаций, наблюдающих за мировым экономическим развитием, предупреждающих о возникших дисбалансах и оказывающих странам в случае необходимости всестороннюю поддержку. В их числе - МВФ, Всемирный  банк, Мировая торговая организация и т.д.

 Всемирные организации, действующие в области экономики и валютно-финансовых отношений, естественно, попадают в сферу влияния ООН. Деятельность самой  ООН в этих областях ограничена. Дж. Кейнс, заложивший основу регулирования современной макроэкономики, в том числе и международной экономики, поставил в числе прочих актуальный и по сей день вопрос о степени государственного вмешательства в экономическое развитие.  Он стал одним из идеологов и авторов статей соглашения (устава) Бреттон-Вудских институтов (МВФ и Всемирного банка), созданных для межгосударственного регулирования и по сей день являющихся ключевыми международными экономическими организациями.   

В июле 1944 года Бреттон-Вудская конференция объединила представителей 44 стран-членов тогда еще только создавшейся ООН. Конечным результатом конференции было учреждение в декабре 1945 года двух специализированных организаций ООН: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (Мировой банк) Когда МБРР начал свою работу в 1946 году, то насчитывал 38 членов. Их количество значительно возросло в 50-е и 60-е годы, когда много колоний получило независимость, и стали членами Банка. В рамках своего развития Мировой Банк создал новые организации, которые специализируются на различных видах деятельности. Совместно эти организации называются Группа Мирового Банка.


1.2 Структура и деятельность Мирового Банка


Мировой банк не является банком в обычном смысле слова. Вы не можете в него вложить деньги либо иметь в нем счет. Мировой банк это международная организация, которая принадлежит более чем 180 государствам, богатым и бедным. Его задачей является снижение уровня бедности, посредством кредитов правительствам своих беднейших членов, в большинстве называемых развивающимися государствами и государствам, проходящим период экономической трансформации. Кредиты Мирового банка помогают повышать экономическую продуктивность и улучшать жизненный уровень граждан этих государств.

Мировой Банк это большая компания, члены которой являются одновременно его совладельцами. Доля каждого отдельного государства приблизительно отвечает его экономической силе.

Главным управляющим органом Банка является Совет Директоров, который собирается один раз в году. Каждое членское государство в Мировом Банке представлено своим собственным директором.
     Исполнительным органом Банка является Управляющий Совет, называемый Советом Исполнительных Директоров. Управляющий Совет на различные переговоры сходится, как правило, ежедневно и обсуждает документы Банка и вопросы его работы. Советом Исполнительных Директоров руководит и одновременно управляет всем руководством Банка президент Мирового Банка.
К Группе Мирового Банка относятся:

· Международный Банк реконструкции и развития (МБРР),
· Международная ассоциация по развитию (МАР). Эти две организации называются Мировым Банком.
· Международная финансовая корпорация (МФК).
· Агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ).
· Международный центр по решению инвестиционных споров (МЦРИС) предлагает арбитраж споров между правительствами и иностранными инвесторами.

МЦРИС создан в 1966 г согласно Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и резидентами других стран, подписанной на тот момент 139 государствами. Для обеспечения деятельности МЦРИС созданы Административный Совет и Секретариат. Административный Совет, председателем которого является Президент Всемирного Банка, состоит из одного представителя от каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию (всего 126). Ежегодные встречи Совета привязываются по времени с объединенным ежегодными встречами МБРР и МФК.

Обращение спорящих сторон за помощью к МЦРИС полностью добровольно. Однако, как только они согласились на арбитраж согласно Конвенции, они не могут забрать заявление в одностороннем порядке. За время деятельности МЦРИС зафиксировано более 40 обращений.

МАГИ основано 12 апреля 1988 и является самым молодым членом группы Всемирного банка. МАГИ образовано для стимулирования инвестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков.

К инвестициям, которые могут быть гарантированы МАГИ, относятся: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал; ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами, а также некоторые формы неакционерных  прямых инвестиций. Обычный срок гарантий МАГИ – 15 лет, но возможно до 20 лет. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций. МАГИ координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями.

Цель МАГИ - поощрение иностранного прямого инвестирования в развивающиеся государства-члены для ускорения их экономического роста. Прежде всего, речь идет об облегчении процесса капиталовложения путем гарантий капиталовложений от рисков переводов валюты, угроз конфискации, и военных или гражданских волнений (политических рисков). МАГИ призвано содействовать поддержанию потоков капиталовложений и распространять информацию относительно возможностей инвестирования в развивающихся государствах-членах.

МАГИ обладает финансовой независимостью от МБРР. Все полномочия по управлению МАГИ принадлежат Совету Управляющих (1 управляющий, 1 заместитель), за исключением специально переданных другому органу. Совет Управляющих может передавать свои полномочия Совету Директоров. Президент Всемирного Банка является Председателем Совета Директоров.

При этих условиях капиталовложения в национальные экономики таких стран становятся более конкурентоспособными по сравнению с индустриальными странами.

 

ГЛАВА 2. «АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

2.1. МБРР, МАР и МФК: цели, функции и деятельность


Международный банк реконструкции и развития (МБРР)– головной институт группы, учрежден в июле 1944г. в рамках Бреттон-Вудских соглашений, начал свою деятельность с июля 1946г. Деятельность МБРР строится в рамках следующих программ: борьба с бедностью и экономическое управление; социальное развитие и экология; финансы, частный сектор, инфраструктура; развитие человеческого потенциала.

Поскольку преобладающая часть ресурсов МБРР мобилизуется на мировом финансовом рынке путем эмиссий облигаций, стоимость его кредитов определяется конъюнктурой этого рынка. Получение прибыли не является основным мотивом деятельности МБРР. Однако он неизменно сводит свой баланс с прибылью. Спрэд обычно устанавливается в размере 0,25-0,5%. Для многих стран это значительно ниже, чем по банковским кредитам. В отличие от коммерческих банков МБРР устанавливает спрэд независимо от платежеспособности заемщика. Кредиты предоставляются на срок от 12 до 20 лет, льготный период – 3-5 лет, что превышает сроки банковских и экспортных кредитов.

Штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств.

Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, хотя группа Всемирного банка включает в себя МАР, МФК, МАГИ и МЦРИС, сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам. Размер пая страны определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На долю индустриально развитых стран (Большая Семерка ) приходится около 45 %.

Высшим органом МБРР является Совет Управляющих. Исполнительный орган- Совет Директоров непосредственно отчитывается перед Советом Управляющих.  Управляющие встречаются один раз в год.

Совет Директоров принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и утверждает предоставление всех займов.

Основными направления деятельности МБРР в настоящее время являются:

среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;

подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;

финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост-социалистических странах.

Банк выступает в качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися рынками, с целью улучшить качество жизни людей. Все займы, выдаваемые Банком, носят возвратный характер.

В соответствии с Уставом Банк предоставляет займы только правительствам государств-членов или под их гарантии. Все проекты реализуются в соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией.

Один из приоритетов Банка - содействие стимулированию частного сектора. Устав запрещает МБРР предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой член Группы Всемирного Банка - МФК. Она создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора.

Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы создания деревенских клиник или рекомендации по использованию дорогого строительного оборудования. Ежегодно Банка финансирует несколько проектов посвященных исключительно обучению специалистов..

Критерии Банка, по котором оценивается успешность реализация его проектов исключительно строги. Например, прежде чем проект может квалифицироваться как успешный, он должен обеспечивать не менее чем 10-ти процентную экономическую отдачу.

Международная ассоциация развития (МАР).  Ее основными функциями является предоставление долгосрочных беспроцентных ссуд беднейшим из развивающихся стран. Эти займы направлены на снижения уровня бедности и содействие экономическому росту в странах-заемщиках. 

Устав МАР вступил в силу в 1960.

МБРР и МАР работают параллельно. Они совместно используют единый штат, единое руководство, отчитываются одному и тому же Президенту и используют одинаковые стандарты при оценке проектов. Различие состоит лишь в условиях кредитования и источниках финансирования. Прежде чем стать членом МАР, государство должно стать членом МБРР. В настоящее время 158 стран являются членами МАР.

МАР предоставляет займы только беднейшим странам (годовой доход на душу населения не более $905), которые не могут заимствовать у МБРР на обычных для него условиях.

В настоящее время насчитывается 80 стран, входящих в эту категорию. В них проживает около 3.2 миллиардов человек (65% от общей численности населения развивающихся стран). Приблизительно 1.2 миллиарда этих людей имеют ежедневный доход менее $1.

Когда ВНП страны превышает порог приемлемый для МАР, государство не может более получать беспроцентные кредиты МАР. В дальнейшем оно уже может заимствовать у МБРР на условиях выплаты процентов.

Ссуды МАР выдаются на 35 или 40 лет с 10-летним льготным периодом. При подобных заимствованиях проценты не начисляются, однако предусматривается оплата услуг (в настоящее время - 0.75 процентов).

Начиная с 1960, МАР предоставила почти $97 миллиардов приблизительно 90 странам. Это составляет около $6 миллиардов в год.

Средства МАР распределены между странам-заемщиками в соответствии с их относительными размерами, уровнем дохода и успешностью реализации ранее инициированных проектов. Примерно 45-50 % от объема ссуд МАР приходится на страны Африки (район Сахары). Большинство остальных средств идет в азиатские страны. Остальные ссуды предоставляются Китаю и более бедным государствам Латинской Америки, Карибского бассейна, Ближнего Востока, Европы и Центральной Азии.

МАР финансируется в значительной степени за счет вкладов Правительств более богатых государств-членов. Источникам дополнительных средств являются также прибыль МБРР и выплаты заемщиков более ранних кредитов МАР.

Фонды МАР пополняются донорами каждые три года.  Самые большие взносы в IDA11 были сделаны США, Японией, Германией, Францией, Великобританией и Италией. Турция и Корея, являвшиеся заемщиками МАР, в настоящее время входят в число доноров. Донорами также являются страны, продолжающие заимствовать у МБРР - , Бразилия, Венгрия, Мексика, Польша, Россия, Южная Африка… МАР борется с бедностью при помощи широкого диапазона проектов, включая проекты в области сельского хозяйства (26 %), социального обеспечения (26 %) и развития инфраструктуры (22 %).

МАР также консультирует правительства о наилучших способах интенсификации экономического роста.

Международная Финансовая Корпорация (МФК) в  отличие от МБРР, МФК не требует правительственных гарантий и берет на себя риски, поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью. Выделенные МФК кредиты обычно не превышают 25% стоимости проекта.

Для МФК кредитование промышленности является одним из основных направлений деятельности. Кредиты предоставляются в среднем на срок в 7-8 лет, максимально – на 15 лет. МФК финансирует инвестиции с помощью своих собственных средств, а также путем привлечения капитала на международных финансовых рынках; кроме того, МФК предоставляет техническую помощь и консультационные услуги правительствам и компаниям. Являясь независимым брокером, МФК помогает определить и сбалансировать интересы каждого из участников проекта: иностранных инвесторов, местных партнеров, других кредиторов и государственных органов.

Сегодня МФК - наиболее значительный многосторонний источник займов для проектов частного сектора в развивающихся странах. Главной целью МФК является поощрение развития частного сектора.

МФК, основанная в 1956, за годы своей деятельности предоставила больше чем $21.2 миллиардов собственных средств и содействовала привлечению около $15 миллиардов синдицированных займов для 1,852 компаний из 129 развивающихся стран. Уставной капитал МФК составляет $2.45 миллиарда.

Хотя МФК и координирует свою деятельность с другими учреждениями Группы Всемирного Банка, она является юридически и финансово независимой. Она имеет собственный Устав, пайщиков, свою финансовую, управленческую и штатную структуру. Ее финансовые средства формируются 173 государствами-членами, которые совместно определяют политику и деятельность Корпорации.

Деятельностью МФК управляют через Совет Управляющих и Совет Директоров. Каждая страна назначает Управляющего (как правило - Министра финансов). Совет Директоров состоит из 24 Директоров. Президент Группы Всемирного Банка, также является и Президентом МФК.

Финансирование и обеспечение консалтинговой помощи для предприятий частного сектора и проектов в развивающихся странах МФК обеспечивает в партнерстве с частными инвесторами и, через консультативную работу, помогает правительствам создать условия, которые могли бы стимулировать приток внутренних и иностранных частных сбережений и капиталовложения.

МФК непосредственно участвует в капиталовложении только, когда необходимо специальное содействие, которое дополняет частные вклады. Она также играет роль катализатора, стимулируя и мобилизуя частное капиталовложение в развивающемся мире.

МФК предлагает достаточно широкий спектр финансовых программ и услуг для частных компаний в государствах-членах, в том числе долгосрочные ссуды в основных валютах с фиксированным или изменяемым тарифом, гарантирование и резервное финансирование, управление рисками и т. д. Все заимствования и проекты МФК реализуются по рыночным тарифам, правительственные гарантии не принимаются.

МФК финансирует проекты во всех отраслях. Для присоединения к МФК, государство должно быть членом МБРР.

 

2.2 Кредитные механизмы Международного Валютного Фонда (МВФ)

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе. МВФ предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд является специализированным учреждением ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы.

Источниками предоставляемых Фондом кредитов являются денежные средства в виде валют стран-членов и СДР (специальные права заимствования), формируемые как по подписке, так и мобилизуемые с помощью займов, находящиеся на Счете общих ресурсов. Фонд предоставляет валютные кредиты как бы под залог соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют, на которые нет спроса со стороны других стран, и они остаются на счете общих ресурсов. По истечении установленного периода страна-член обязана выкупить свою национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в национальной валюте или СДР. Обычно эта операция должна быть произведена в течение срока от 3 ¼ до 5 лет. Страна-заемщик обязана производить досрочно выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения своего платежного баланса и увеличения валютных резервов.

За предоставление кредита МВФ взимает разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (процент), которая базируется на рыночных котировках.

В зависимости от целевой направленности и условий кредитования Фонд использует различные кредитные механизмы. В рамках каждого из таких механизмов устанавливаются лимиты, ограничивающие сумму выдаваемых кредитов относительно квоты страны в Фонде. Кредитные механизмы можно разделить на следующие четыре категории:

-                обычный механизм

-                специальные компенсационные механизмы

-                чрезвычайная помощь

-                механизмы помощи странам с низким уровнем доходов.

Обычные механизмы включают:

-                механизм резервных долей

-                механизм кредитных долей

-                соглашения о резервных кредитах

-                механизм расширенного финансирования

-                механизм дополнительного финансирования.

Механизм резервных долей (Reserve Tranche) предполагает, что приобретаемая страной первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты определяется как превышение величины квоты данной страны в МВФ над суммой запаса национальной валюты, находящейся в распоряжении Фонда. Если Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны для предоставления средств другим странам, то объем резервной доли соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция составляют её резервную позицию в Фонде. В пределах резервной позиции страны могут получать средства у МВФ автоматически, по первому требованию. От страны не требуется  уплата комиссионных и процентных платежей и возвращения полученных валютных средств.

Механизм кредитных долей (Credit Tranche Policy)– важнейший канал использования общих ресурсов Фонда. Средства в иностранной валюте, составляющие 100% величины квоты, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на 4 кредитные доли – транши, образующие каждый раз по 25% квоты. Страна, прибегающая к расходованию своих кредитных долей в Фонде, может при этом использовать полностью или частично и резервную долю, а может и сохранить её. Это означает, что предельная сумма иностранной валюты, которую страна может приобрести у МВФ, составляет 125% размера её квоты. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, так и путем заключения с Фондом соглашения о резервном кредите. Последующие покупки страной иностранной валюты рассматриваются как использование верхних кредитных долей . В этом случае МВФ выдвигает требование о проведении страной политики, которая создавала бы уверенность в реальной возможности преодоления трудностей с платежным балансом в течение разумного периода времени.

Соглашения о резервных кредитах  (Stand-by Arrangements) , или соглашения о расширенных кредитах (Extended Arrangements) предполагают, что страна получает гарантию того, что она сможет автоматически получать иностранную валюту до суммы, о которой достигнута договоренность, в любое время, в течение срока действия соглашения при соблюдении его условий. В современных условиях главным назначением кредитов «стэнд-бай» является кредитование макроэкономических стабилизационных программ, осуществляемых странами-членами. Кредиты обычно предоставляются на срок 12-24 мес. Покупки иностранной валюты, совершенные на основе соглашения «стэнд-бай», должны быть погашены в течение двухлетнего периода. Практика показывает, что объем выделяемых средств по таким соглашениям, как правило, превышает сумму их фактического использования. После окончания соглашения не использованная страной сумма кредита возвращается Фонду.

Механизм расширенного финансирования (Extended Fund Facility – EFF) – предполагает кредитование на основе среднесрочных программ расширенного финансирования на период до трех лет с целью преодоления трудностей, связанных с платежным балансом. Приобретение иностранной валюты у Фонда производится частями, причем для получения последующего транша необходимо предоставить обоснованное заключение о выполнении программы, ранее согласованной с МВФ. Кредиты EFF предоставляются за счет собственных ресурсов МВФ. Возмещение использованных валютных средств должно производиться двенадцатью равными взносами в течение срока то 4 ½ до 10 лет со дня каждой покупки валюты.

Механизм дополнительного финансирования (Supplementary Financing Facility – SFF) был введен в 1977г. предполагает использование Фондом заемных средств для дополнительного финансирования. Заемные средства предоставлены в виде займов в различных валютах тринадцатью странами-членами, Швейцарским национальным банком на сумму 4,6 млрд долларов, а также пятью странами-экспортерами нефти на сумму 3,2 млрд долл. Дополнительное финансирование предоставлялось странам с хроническим дефицитом платежного баланса, исчерпавшим лимиты получения  обычных кредитов. В рамках механизма обычные (собственные) и дополнительные (заемные) средства выделялись Фондом в заранее установленных соотношениях. Страны могли пользоваться дополнительным финансированием только в виде резервных кредитов, предполагающих использование верхних кредитных долей, или расширенных кредитов. Эти кредиты выдавались на условиях, близких к рыночным; продолжительность кредитов превышала 12 месяцев, а иногда возрастала до трех лет.

 

ГЛАВА 3. «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ С КАЗАХСТАНОМ»

3.1 Деятельность группы Всемирного банка в Казахстане.


Группа Всемирного банка (ВБ)– это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ориентированы на борьбу с бедностью и отсталостью, стимулирование экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

     Казахстан является членом МВФ,МБРР, МФК, MAP, МАГИ, МЦУИС, ЕБРР, Азиатского банка развития (АБР), Исламского банка развития (ИБР).

В качестве канала связи Республики Казахстан с соответствующими международными организациями определено Министерство финансов.

 Национальный банк РК назначается в качестве депозитария всех авуаров в национальной валюте РК, а также других активов МВФ, МБРР, МФК, MAP, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР согласно соответствующим статьям соглашений, соглашениям об учреждении, конвенциям или Учредительному договору. Правительство РК уполномочено назначать в качестве представителя РК (Управляющего) в советы управляющих МВФ, МБРР, МФК, MAP, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, в Административный совет МЦУИС соответствующее должностное лицо для выполнения обязанностей от РК, а также его заместителя со всеми полномочиями для исполнения обязанностей в отсутствие управляющего. Переводы сумм, подлежащих выплате Казахстаном или Казахстану при осуществлении операций и сделок, предусмотренных положениями статей соглашений МВФ, МБРР, МФК. MAP, Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного договора ИБР, осуществляются через Национальный банк РК.

Казахстан стал членом МБРР в июле 1992 года. С тех пор МБРР предоставил Казахстану 21 заем на общую сумму 1,819 млрд долл. США. Их них уже израсходованы 1,219 млрд долл. США. Группа Всемирного банка является одним из крупнейших источников внешнего финансирования в Казахстане.

В дополнение к прямому кредитованию, МБРР способствовал привлечению софинансирования и параллельного финансирования в размере 175 млн. долл. США из других источников в тот же самый период. Вместе с тем четыре встречи Консультативной группы по Казахстану, проведенные под председательством Всемирного банка, способствовали мобилизации около 4 млрд долл. США в виде официальной помощи развитию Казахстана.

Предыдущие займы Всемирного банка (реабилитационный, на поддержку структурных преобразований и развитие финансового сектора) были направлены на поддержку усилий правительства оп разработке и проведению структурных преобразований в таких основных сферах как приватизация, реформирование предприятий, реформа финансового сектора и социальная защита. Хотя большинство займов МБРР направлены на поддержку конкретных проектов, МБРР также предоставляет займы на поддержку структурных преобразований в экономической, финансовой и других ключевых сферах. Предоставление средств в рамках таких займов обусловлено достижением определенных целей и задач. Займы на поддержку структурных преобразований оказали помощь в развитии валютных рынков и обеспечили безинфляционное финансирование дефицита бюджета.

Инвестиционные займы составляют 41%, а структурные займы 59% от всего объема заимствования в период с 1993 по 2000 годы. По своей природе займы на структурные преобразования являются быстро расходуемыми займами. Из всех обязательств на 1 070 млн. долл. США на структурные займы 970 млн. долл. США уже израсходованы. Расходование средств по инвестиционным проектам осуществляется медленнее, чем по структурным займам, так как оно непосредственно связано с физическим осуществлением проектов.

Географический охват проектов, финансируемых Всемирным банком, показывает, что каждая область получает или получит выгоду от данных проектов. Программа кредитования на последующие годы обеспечивает еще более широкий географический охват.

Международная финансовая корпорация (МФК)–

Несмотря на то, что МФК начала свои первые операции а Казахстане только в 1994 финансовом году, страна уже успела стать крупнейшим партнером Корпорации в Центральной Азии.

За последние годы МФК утвердила финансирование для 17 проектов на общую сумму 1,7 млрд долл. США. Сюда входит финансирование собственно МФК на сумму свыше 300 млн. долл. США и дополнительно 196 млн. долл. США, мобилизованных посредством синдицированных займов МФК. Корпорация инвестирует в различные отрасли с целью поддержки структурных изменений в Казахстане.

Первоначально МФК в основном направляла свою деятельность на построение институциональной базы и создание оптимальных моделей для финансового сектора. С недавних пор Корпорация переместила фокус своей деятельности на развитие казахстанских финансовых институтов.

В 1996 году в рамках программы, направленной на расширение деятельности организации и охват наиболее отдаленных рынков, МФК открыла свой постоянно действующий офис в г. Алматы. В настоящее время МФК способствует повышению значимости малых и средних предприятий (МСП) в экономике Казахстана. Местное представительство позволит МФК отбирать и поддерживать проекты по МСП в стране.

МФК одобрила значительные инвестиции в Казахстане, в том числе:

В мае 1999 года МФК одобрила заем на сумму 11 млн. долл. США, который предполагал содействие в финансировании проекта «Рамбутя-Рамстор», предусматривающего строительство первого современного супермаркета в г. Алматы. Спонсорами проекта являлись Кoc Group из Турции и “Бутя-Холдинг” из Казахстана. Реализация проекта прошла успешно, и средства займа были полностью выделены в июле 1999 года.


     3.2 Проблемы участия Казахстана в международных финансово-кредитных институтах


Интеграция Казахстана  в Мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях возросшей взаимозависимости мира страна не могла без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

Членство в МВФ налагает на Казахстан и другие страны СНГ обязательство выполнять требо­вания, зафиксированные в Статьях Соглашения МВФ.

Во-первых, обязанностью являются устранение валютных огра­ничений, поддержание конвертируемости национальных валют по текущим международным операциям, неучастию в дискриминаци­онных валютных соглашениях. Однако устав Фонда (Статья XIV) позволяет вновь принятым странам в течение переходного пери­ода сохранять или устанавливать валютные ограничения, так как введение конвертируемости валют должно быть продуманным, поэтапным и упорядоченным процессом.

Во-вторых, Статья VIII требует от стран-членов не прибегать к множественности валютных курсов.

Устав МВФ не ограничивает страны-члены в выборе режима валютного курса. Вместе с тем Статья IV обязывает страны-члены при проведении валютной политики со­трудничать с Фондом. Нормы, которыми страны должны руково­дствоваться, сводятся к трем основным положениям: 1) избегать манипулирования валютными курсами или валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса, иными словами, не сдерживать ис­кусственно изменение валютного курса, если оно вызвано фун­даментальными экономическими факторами; 2) прибегать к ва­лютным интервенциям для противодействия краткосрочным ха­отичным, дезорганизующим колебаниям рыночного валютного курса; 3) не использовать механизм курсообразования в целях получения несправедливых конкурентных преимуществ перед дру­гими странами-членами. МВФ контролирует соблюдение страна­ми этих норм.

В-третьих, предпосылкой делового взаимодействия Казахстана с МВФ являются информационная открытость страны, предста­вление Фонду статистических данных о своей экономике, пла­тежном балансе, золото-валютных резервах, допуск на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния эко­номики и характера макроэкономической политики. Сотрудни­чество с МВФ позволяет правительственным органам прибегать к услугам высококвалифицированных экспертов Фонда, исполь­зовать их опыт. Помимо консалтинговых услуг МВФ оказывает содействие в подготовке и повышении квали­фикации кадров.

Во многих случаях страны вынуждены платить за кредиты Фонда высокую социальную цену. Поскольку кредиты МВФ странам СНГ являются в ряде случаев составной частью между­народных пакетов помощи, то Фонд, формулируя свои требова­ния, практически выступает в качестве проводника политики Запа­да.

Согласовав со страной-заемщицей условия кредита, МВФ как бы удостоверяет ее кредитоспособность и платежеспособность. Это открывает доступ к межгосударственным кредитам и частным займам и инвестициям, а также создает более благоприятные условия для переговоров с кредиторами относительно переоформ­ления и рефинансирования внешней задолженности.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ