Международные финансово-кредитные институтуты и их взаимодействие с Казахстаном
Кризисная ситуация вынуждает Казахстан и другие
государства бывшего СССР обращаться к МВФ за кредитами. Однако до тех пор, пока
эти государства находятся в зависимости от кредитов Фонда, его воздействие
продолжает оставаться существенным фактором формирования их экономической и
социальной политики.
ВБ обычно связывает предоставление кредитов с
выполнением страной-заемщицей тех же условий, которые выдвигает и МВФ.
Однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить макроэкономическую
и финансовую стабилизацию, Банк — на деталях структурных преобразований
(открытие естественных монополий для конкуренции; развитие приватизации;
утверждение частной собственности на землю; совершенствование налогового
регулирования, сбора налогов; реформирование банков).
Нужно честно признаться, что сегодня не только
экономика Казахстана, но и наша повседневная жизнь напрямую зависит от
западного капитала. Именно благодаря всевозможным денежным вливаниям
международных финансовых институтов нам до сих пор удавалось избежать полного
краха финансовой системы. В случае возникновения патовой ситуации на этом поле
все взоры, как правило, обращались на Запад: не маячит ли там очередной транш
помощи или кредит? Аналогичное положение и сегодня.
Все прекрасно знают о приоритетах экономической
политики государства, ориентированных в основном на привлечение инвестиций. И с
течением времени иностранный капитал становится почти единственным источником
финансирования многих государственных программ, поскольку отечественные
источники все более и более истощаются. Если в свое время “на черный день”
всегда был наготове потенциальный объект приватизации, то сегодня их можно
перечесть по пальцам.
Стабильный курс национальной валюты, который
поддерживается сегодня и которым так гордятся местные финансисты, отнюдь не
свидетельствует о благополучии в экономике. Стабильные показатели важны прежде
всего для создания хорошего имиджа перед международными финансовыми институтами.
В последние годы Казахстану, надо признать,
удалось получить достаточно хороший кредитный рейтинг. Его стали воспринимать
как самостоятельное государство и не ассоциировать со всеми лихорадящими Россию
явлениями.
Нельзя сбрасывать со счетов и нынешнюю ситуацию,
когда выделение финансовой помощи напрямую связывается с демократизацией
Казахстана.
Кредит МВФ явится своеобразным пропуском в
более благополучное финансово-экономическое будущее. Правда, в этом случае
нужно будет строго следовать условиям, поставленным фондом: отменить сдачу
выручки экспортерами и жестко выполнять параметры бюджета (размеры его
дефицита, уровень инфляции). Но государство в этом случае остается без реальных
рычагов воздействия на ситуацию на валютном рынке, имея в запасе лишь возможность
использовать резервы Нацбанка и манипулировать доходностью государственных
ценных бумаг. Этот вариант неизбежно толкает правительство к наращиванию
пирамиды государственных долговых обязательств. Если, предположим, на валютном
рынке вдруг возникнет паника, то Нацбанк сможет удержать тенге от падения либо
путем продажи валюты из резерва, либо с помощью повышения доходности ГКО.
Кроме того, все когда-то заканчивается, и
внешнее кредитование не может продолжаться бесконечно. Поэтому весьма
актуальным становится вопрос о том, что будет, если кредит МВФ нам все же не
даст. А такая вероятность сегодня весьма высока.
3.3 Казахстан — МВФ: плодотворное сотрудничество
В 1992 г. Казахстан был принят в члены МВФ. Для
суверенного Казахстана 1992 год был очень важен и войдет в историю как год
самостоятельного выхода республики на мировую арену.
Каждое государство — член МВФ имеет квоту,
которая равна его взносу в капитал МВФ. Квота в целом отражает размеры
экономики государства-члена, играет основную роль в определении его финансовых
и организационных взаимоотношений с МВФ.
Первоначально членство Казахстана в МВФ определялось квотой в размере
247,5 млн. СДР (специальные права заимствования). Сейчас СДР — 1,51 доллара
США, а 1доллар США равен 0,66 СДР. В 1998 году Казахстану было предложено
повысить квоту до 365,7 млн. СДР. Квота определяет количество его голосов в
МВФ: один голос за каждые 100 000 СДР квоты плюс 250 базовых голосов.
В РК в отношении кредитов МВФ заемщиком всегда выступает Национальный банк
РК. Эти средства используются на поддержку платежного баланса, поскольку МВФ не
предлагает странам-членам финансирования бюджета и практикует только
финансирование для улучшения состояния международных резервов страны. Это
является стандартной и традиционной задачей МВФ.
Казахстан заключил с МВФ соглашения по программам финансирования системных
преобразований (STF), «Стэнд-бай» (Stand-by), расширенного кредитования (EFF).
Республикой было освоено 538,3 млн. СДР.
В частности, решением исполнительного совета директоров МВФ от 2 февраля
1993 года в Казахстане была принята первая программа МВФ финансирования
системных преобразований на 123,75 млн. СДР. Средства займа получены и освоены
Казахстаном полностью.
26 января 1994 года после подписания соглашения о резервных кредитах на
123,75 млн. СДР была принята годовая программа экономических и финансовых
реформ. Это соглашение было продлено до 31 мая 1995 года. Средства займа
освоены в сумме 74,25 млн. СДР. 5 июня 1995 года было подписано новое
соглашение о резервных кредитах на 185,6 млн. СДР. Средства этого займа освоены
Казахстаном полностью.
Обе программы о резервных кредитах были основаны на последовательном
ужесточении фискальной, денежно-кредитной политики и проведении структурных
реформ в экономике. Программы способствовали прогрессу приватизации и
реструктуризации предприятий. В результате такой политики инфляция была снижена
и платежный баланс республики значительно улучшен. Жесткая финансовая политика
заложила основу для восстановления международного доверия республике.
17 июля 1996 года было подписано соглашение с МВФ о программе расширенного
кредитования на три года на сумму 309,4 млн. СДР. Программа предназначалась для
того, чтобы объединить полученные позитивные результаты макроэкономической
политики с комплексной программой структурных реформ, изложенной в
правительственной среднесрочной программе. В целях ее реализации, помимо
продолжения жесткой финансовой политики, предусматривались улучшения в системе
налогового администрирования, управления расходами бюджета, пересмотр политики
социальных расходов с целью повышения ее эффективности и совершенствования
адресности. Казахстаном по этой программе освоено 154,7 млн. СДР.
Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных
ограничений. 17 июля 1996 года Казахстан присоединился к соглашениям фонда,
которые содержат обязательства не вводить без согласия МВФ ограничения на
осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям, а также
воздерживаться от участия в дискриминационных валютных соглашениях и не
прибегать к практике множественных валютных курсов.
13 декабря 1999 года было подписано новое соглашение с МВФ о программе
расширенного кредитования на три года на сумму 329,1 млн. СДР. Постановлением
Правительства РК был одобрен Меморандум об экономической политике Правительства
и Национального банка РК на период по 31 декабря 2002 года. Кредит должен был
выделяться траншами по мере выполнения мероприятий, одобренных меморандумом.
Но, в связи с благоприятной экономической ситуацией в республике, средства в
рамках этого кредита не привлекались.
Более того, в мае 2000 года Казахстан, единственная страна в СНГ и Восточной
Европе, досрочно погасил свои долги перед МВФ. Тем самым республика
продемонстрировала международным экономическим организациям, финансовым
институтам, иностранным кредиторам свои возможности по обслуживанию кредитов.
МВФ осуществляет постоянный контроль за макроэкономической и валютной политикой
стран-членов, а также состоянием мировой экономики. Одна из форм контроля —
предусмотренные статьей IV устава МВФ регулярные (как правило, ежегодные)
консультации с правительственными учреждениями государств-членов. Страны-члены
обязаны консультироваться с фондом по вопросам их макроэкономической и валютной
политики. Для ознакомления общественности и деловых кругов с результатами
консультаций МВФ публикует информацию, где дается оценка экономической политики
и перспектив стран-членов, выработанная исполнительным советом фонда.
21 июля 2004 г. Исполнительный Совет МВФ завершил ежегодную
консультацию по положениям Статьи IV с РК.
Исполнительные Директора приветствовали продолжающиеся рациональные
макроэкономические политики в стране, разумное управление растущими нефтяными
доходами и прогресс в области реформ финансового сектора. Директора одобрили
более «ослабленное» финансовое положение властей в бюджете 2004 года и призвали
власти Казахстана к увеличению прозрачности в сфере добывающей промышленности и
интенсификации работы над реализацией программы в области структурной реформы.
Вместе с тем было отмечено, что эффективная стерилизация значительного
количества иностранной валюты явилась в том числе и следствием своевременно
созданного и эффективно управляемого Национального фонда РК.
Сегодня можно отметить, что взаимопонимание с МВФ достигнуто по основным
направлениям экономической политики государства и продолжение сотрудничества с
МВФ является дополнительным фактором, способствующим лучшему отношению инвесторов
и кредиторов к стране, повышению их доверия. Для Казахстана, как и для других
стран, принципиальную роль играет договоренность с МВФ, так как получение
кредитов, достигнутое взаимопонимание по предохранительным механизмам фонда
является актом признания и поддержки экономической политики страны и
положительно влияет на ее кредитный рейтинг.
Итак, подводя итог моей работе, можно сказать о
том, что МБРР был создан с целью оказания помощи в восстановлении и развитии
экономики входящих в него стран. По окончании периода восстановления опустошенных
войной промышленно развитых стран группа Всемирного банка поставила себе цель
содействовать экономическому и социальному прогрессу развивающихся стран,
повышению эффективности их хозяйствования, чтобы их население имело более
богатую и удовлетворительную жизнь. Для этого Всемирный банк оказывает
финансовую помощь этим странам и выступает в роли советника, а также
стимулирует инвестиции из других источников. Всемирный банк предоставляет ссуды
исключительно платежеспособным заемщикам и в основном для того, чтобы
финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои
ресурсы на финансовых рынках развитых стран, и поэтому его кредиты также
предоставляются на рыночных условиях. Все это доказывает, что Всемирный банк играет
огромную роль в Международных отношениях.
Среди систем международных организаций главное
место занимают государства, каждое из которых обладает суверенитетом. Именно от
государств зависит стабильное функционирование международной системы в целом.
Поскольку государства во всех созданных международных организациях обладают
реальной силой, то они сами и через созданные организации обеспечивают
соблюдение и выполнение международных обязательств.
Мы охарактеризовали деятельность, структуру,
цели, функции международных финансово-кредитных институтов, а именно Группу
Всемирного Банка, МВФ. Был рассмотрен кредитный механизм МВФ.
За время своего существования МВФ превратился в
подлинно Универсальную организацию, добился широкого признания в качестве
главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений,
авторитетного центра международного кредитования, координатора
межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц.
Одновременно он начинает играть большую роль в реализации решений «Семерки»
ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы
регулирования мировой экономики, международной координации, Согласования
национальных макроэкономических политик.Фонд зарекомендовал себя активно
функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
Результаты взаимоотношений Казахстана с МВФ
неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в зависимости от
идеологических установок и методологических позиций отдельных общественно-политических
сил. Наличие кризисной ситуации вынуждает Казахстан, равно как и другие
государства бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом
нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся
в зависимости от кредитов МВФ, его воздействие продолжает оставаться
существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и
социальной политики.
Список
литературы:
1.
Закон Республики Казахстан
"О членстве Республики Казахстан в МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ" от 26
июня 1992 г.
2.
«Финансово-кредитные
проблемы развития Казахстана» под ред. К. К. Ильясова, Алматы, 1995г.
3.
«Международные
валютно-кредитные и финансовые отношения» под ред. Красавиной, М., 2000г.
4. Мировая
экономика под ред. Булатова. 1999.
5.
Киреев А.П. Международная
экономика. В 2-х ч. - Ч.1. Учебное пособие для вузов. -М.: Международные
отношения, 1998.
6.
И. Н. Герчикова,
«Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных
связей и предпринимательской деятельности», М., 2000г.
7.
К. А. Семенов,
«Международные валютно-финансовые отношения», М., 1999г.
8.
В. В. Павлов,
«Кредитование внешнеэкономической деятельности», М., 1998г.
9.
Халевинская Е.Д.
Международные экономические организации (учебное пособие). М., 1999
10. «Основы международных валютно-финансовых и
кредитных отношений" Учебник / Под ред. Круглова В.В. – М., 2000 г.
11. Герчикова И.Г. «Международные экономические
организации.» / М.: 2001 г.
12. Х.А. Шреплер.
Международные экономические организации. 1998.
13. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для
ВУЗов. 1998.
14. ж. «Континент» №9(10) 10 - 23 ноября 1999 г. «Кредит МВФ: он как бы есть - и его сразу нет»
Т.Абраменко
15. ж. «Транзитная экономика». №1-14, 1999г.
16. ж. «Экономика Казахстана». №7-8, 1997 г.
17. «Международный валютный фонд: на рубеже
столетий» // Деньги и кредит. – 1999. - №7. 58
18. газета «Казахстанская правда» № 23 (16.07.2002) «Казахстан — МВФ: десятилетие плодотворного
сотрудничества»; А. ПАВЛОВ
19. #"#">#"_Hlt103675861">
21. #"_Hlt103676273">
22. #"#">#"#">www.worldbank.kz
25. #"#">#"#">#"#">#"_Hlt103675928">
29.
http://moarcc.aris.kuin/win_r/info/mbrr.html
30.
http://www.port.kz/news/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1
КРЕДИТЫ МВФ Казахстану
1992— май 1999 гг.
|