ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
Институциональная
структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает
многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими
полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных
валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для
межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по
валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации,
статистические и научно-исследовательские издания по актуальным
валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них
выполняют все перечисленные функции.
Международные
валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными
финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие
сотрудничества и обеспечение целостности и целостности и стабилизации сложного
и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение,
относятся прежде всего специализированные институты ООН – МВФ и группа МБРР, а
также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется в ВТО. Непосредственная роль ООН в
международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при
решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию –
ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3-4 года) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду
с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями
функции ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год).
Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям
и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью
развитию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на
мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х
годов и внешней задолженности развивающихся стран (на основе мандата ЮНКТАД).
Специализированное
учреждение ООН – Экономический совет – создал 4 региональные комиссии – для
Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали
организации Азиатского Банка Развития и Межамериканского Банка Развития.
Специальные фонды дополняют эти организации.
Организация
Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с
осуществлением «плана Маршалла», затем переориентировалась на создание
Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1961 г. была заменена
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР
включает 24 страны, на долю которых приходится 16% населения и 2/3 мирового
производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов. В том числе по
проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов
(консенсус). Цель ОЭСР – содействие экономическому развитию и финансовой
стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств.
ОЭСР – своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и
координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую,
ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и
международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики
(дважды в год).
Парижский клуб
стран-кредиторов – неформальная организация ПРС, где обсуждаются проблемы
урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для
избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут
переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов.
Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были
приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания
Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80-90-х годах в
связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся
стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба
присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о
той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.
Лондонский клуб
обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности
стран-должников.
С середины 70-х
годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на
уровень совещаний глав государств и правительств «семерки» и «группы десяти»,
которая кроме «семерки» включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На
этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И
каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в
противовес центробежным тенденциям («каждый за себя»).
Международные
финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за
исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные
институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования
мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование
международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение
международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
1.
Усиление
интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за
национальные границы.
2.
Развитие
межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе
международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
3.
Необходимость совместного
решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную
систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Специфическими
причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились:
завоевание политической независимости этими странами; повышение их роли в
мировом развитии; тенденция к региональному сотрудничеству и экономической
интеграции в целях решения проблем национальной экономики.
Международные
финансовые институты преследуют следующие цели:
·
объединить усилия мирового
сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
·
осуществлять
межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
·
совместно разрабатывать и
координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Степень участия и
влияния отдельных стран в международных и финансовых институтах определяется
величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных
голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение
в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес
послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных
финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным
вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются
две тенденции взаимоотношений трех центров - разногласия и партнерство по
глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств,
развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы.
Международный
валютный фонд
МВФ (International Monetary Fund, IMF) – межправительственная организация,
предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между
государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных
затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления
кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд –
специализированное учреждение ООН – практически служит институциональной
основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной
валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США,
штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое
выполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г.; практическую
деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.
СССР принял участие
в Бреттонвудской конференции. Однако впоследствии в связи с «холодной войной»
между Востоком и Западом он не ратифицировал Соглашение об образовании МВФ. По
той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и
Куба. В результате глубоких социально-экономических и политических реформ,
нацеленных на интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в
начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства,
входившие ранее в состав СССР, вступили в МВФ (за исключением КНДР и Кубы).
Члены фонда-178 стран (середина 1994 г.).
В связи с эволюцией
мировой валютной системы Устав МВФ трижды пересматривался: 1) в 1969 г. с
введением системы СДР; 2) в 1976 г. с созданием Ямайской валютной системы; 3) в
ноябре 1992 г. с включением санкции – приостановки права участвовать в
голосовании – по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду.
Структура
управления. Высший
руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-член
представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на 5 лет. Обычно это
министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит
решение таких вопросов деятельности Фонда, как внесение изменений в Статьи
Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины
их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются
на сессии один раз в год.
МВФ устроен по
образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность каждого участника
оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется
долей в капитале. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов
каждое государство имеет 250 «базисных» голосов независимо от величины взноса
в капитал и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его
квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не
менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам – как оперативным, так и
экономическим и политическим – «специальным большинством» (соответственно 70%
или 85% голосов стран-членов). В нынешнем уставе выделены 53 подобных вопроса
(против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада. Наибольшим
количеством голосов в МВФ обладают: США – 17,7%; Германия – 5,5; Япония – 5,5;
Великобритания –4,9; Франция – 4,9; Саудовская Аравия – 3,4; Италия – 3,1;
Россия – 2,9%. Доля стран ЕС – 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и
80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето
на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства
(85%).
24 промышленно
развитых государства имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран,
составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4%
голосов. США вместе с ведущими западными государствами практически
располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в
МВФ и направлять его деятельность исходя из собственных интересов. Что
касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий
теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их
решений. Однако достичь необходимой согласованности столь большому числу
разнородных стран чрезвычайно сложно.
Совет управляющих
новый постоянный орган управления – Совет на уровне министров стран-членов для
наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Но он еще
не создан, и его роль играет состоящий из 22 членов Временный комитет Совета
управляющих по вопросам мировой валютной системы (Interim Committee of the Board of Governors on the
International Monetary System),
учрежденный в 1974 г. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный
комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Совет управляющих
делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т. е. Директорату,
который несет ответственность за ведение дел Фонда и работает постоянно в его
штаб-квартире в Вашингтоне. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено
до 24. 5 из них назначены Великобританией, Германией, США, Францией и Японией,
т. е. странами, у которых наибольшая квота в капитале Фонда; 3 – представляют
каждый одну страну – Китай, Россию и Саудовскую Аравию; 16 – избраны от
остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп с
учетом принципа географического представительства. Назначения и выборы
исполнительных директоров производятся раз в два года. Директор располагает
тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его
управляющие.
Исполнительный совет
МВФ назначает директора-распорядителя, который возглавляет административный
аппарат Фонда и ведает текущими делами.
Капитал и заемные
ресурсы. Капитал МВФ
складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна
имеет квоту, выраженную в СДР. Квота – важное звено во взаимоотношениях
стран-членов с МВФ. Она определяет:
1. сумму подписки страны на капитал МВФ;
2. возможности использования ресурсов Фонда;
3. количество голосов, которыми страна
располагает в Фонде.
Размеры квот
устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле.
Поэтому квоты располагаются неравномерно. До 1978 г. 25% квоты оплачивались
золотом, ныне – резервными активами (СДР и конвертируемой валютой по
согласованию страны с МВФ); 75% суммы подписки – национальной валютой.
Пересмотр квот производится раз в пять лет. С 1947 г. квоты пересматривались 10
раз. В результате повышения квот и увеличения числа стран-членов капитал Фонда
увеличился с 7,7 млрд. в 1947 г. до 146 млрд. СДР (свыше 200 млрд. долл.) в
1994 г., т. е. в 19 раз. Однако увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от
роста совокупного мирового ВВП и еще в большей мере от динамики международных
платежей по текущим операциям платежного баланса.
В связи с изменением
удельного веса и значения отдельных стран-членов МВФ в мировой экономике
увеличение квот стран-экспортеров нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, а
также ФРГ, Японии и некоторых других стран, опережало возрастание квот
остальных стран. Отсюда повышение долей квот этих стран в капитале Фонда. На
долю ПРС приходится 60,6% суммы квот, в том числе США – 18,2%, ФРГ – 5,6;
Японии – 5,6; Великобритании – 5,1; Италии – 3,1 и Канады – 2,9% в конце 1993
г. доля стран ЕС равна 26,7%; развивающихся стран – 29%; стран, входивших ранее
в состав СЭВ (Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Монголии, Польши, Румынии, республик
бывшего СССР, Словакии, Чехии), а также Албании, Китая и республик бывшей
Югославии, - 10,4%.
В дополнение к
собственному капиталу Фонд имеет возможность привлекать заемные средства. В
соответствии с этим в январе 1962 г. «группа десяти» (Бельгия, Великобритания,
Италия, Канады, Нидерланды, США, ФРГ, Франция, Швеция, Япония), а также
присоединившаяся к ним в 1964 г. Швейцария заключили Генеральное соглашение о
займах, вступившее в силу с 24 октября того же года. Оно предусматривало
предоставление кредитов Фонду (на постоянно возобновляемой основе) до 6 млрд.
долл. В национальных валютах стран-участниц, «чтобы предотвратить или
преодолеть расстройство мировой валютной системы». МВФ, в свою очередь, может
предоставлять эти средства взаймы на 3-5 лет другим странам-членам. Это
соглашение первоначально было заключено на 4 года, затем неоднократно
продлевалось. В ходе очередного его пересмотра в декабре 1983 г. участники
Соглашения договорились увеличить лимит кредита до 17 млрд. СДР (23,3 млрд.
долл.). 5 января 1993 г. МВФ продлил Генеральное соглашение о займах в
прежнем объеме на 5 лет – до декабря 1998 г.
Специальные
фонды. В целях расширения
своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов. Они
различаются по целям, условиям и стоимости кредита.
1.
Фонд компенсационного и
непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у
которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них
факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен,
промышленный спад и введение протекционистских ограничений в
странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т. п. Этот фонд включает 3
компонента:
1)
с 1963 г. кредитование (в
настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, валютные
поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье;
2)
с 1981 г. кредитование (до
15% квоты) стран-импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом
мировых цен на зерно; с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование
стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа;
3)
с 1988 г. компенсационное
финансирование непредвиденных потерь для помощи странам, испытывающим влияние
непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).
Кроме того, страна
имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой
кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в
дополнение к любому из трех видов кредитования. Если трудности платежного
баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на
импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты
страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков,
связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением затрат на
импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех
компонента механизма компенсационного кредитования устанавливается
комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам
Фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его
компонентов составляет 95% квоты страны.
2.
В июне 1969 г. создан Фонд
кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам,
участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с
международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит – 30%
квоты.
3.
С 1989 г. функционирует
Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга.
Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса
развивающихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или
расширенных кредитов странам-должникам часть суммы этих кредитов (до 25%)
может быть зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в
целях частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного
обеспечения основного долга при обмене по паритетной стоимости долговых
обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять
дополнительные средства сверх резервных или расширенных кредитов. Лимит
кредитов составляет с ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически величины
дополнительного кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого
конкретного случая, с учетом «степени радикальности» программы
макроэкономической стабилизации и структурной перестройки соответствующей
страны.
4.
В апреле 1993 г. МВФ
учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на
страны, осуществляющие переход к рыночной экономики путем радикальных
экономических и политических реформ. Поводом для его использования может быть.
Во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к
многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное
и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на
энергоносители, и, в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление
кредитов в данном случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора
более «мягких» макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано
получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут
получать средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до
50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с
интервалом в полгода. Практически этот фонд образован, главным образом, для
стран бывшего СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к
рыночной экономике и не способных пока выполнять обычные жесткие требования
МВФ.
Получение
странами-членами МВФ средств из специальных фондов – это дополнение к их
кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может
увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх
кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.
Кроме
функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически создает
временные кредитные фонды в целях решения острых проблем международных
валютных отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из
различных внешних официальных источников. К временным специальным фондам
относятся:
1)
Нефтяной фонд в размере
6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974-1976 гг.); предоставлял кредиты
странам-членам МВФ для покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением
стоимости импорта нефти и нефтепродуктов. Необходимые для этого ресурсы ссудили
преимущественно страны-экспортеры нефти. Развивающиеся страны количественно
преобладали среди получателей кредитов, но их доля была невелика (1/3) по
сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитов из
нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее
7,2% годовых); обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении
национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ
развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен; за счет его
кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей
нефти;
2)
Доверительный фонд - в
объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-1981 гг.); создан в основном за
счет прибыли от продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателями
кредитов из этого фонда являлись наименее развитые страны. Условия данных
кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вносили в МВФ
эквивалент получаемых средств в национальной валюте, процентная ставка
невысокая – 0,5%, срок кредита – 10 лет. Эти условия в наибольшей степени
отвечали требованиям развивающихся стран. 55 стран получили из доверительного
фонда 3 млрд. СДР. Остальная часть была передана развивающимся государствам
пропорционально их квотам;
3)
Фонд дополнительного
кредитования или фонд Виттевеена – по имени директора-распорядителя МВФ; время
действия 1979 – 1984 гг. Цель этого фонда - предоставлять за счет заемных
средств дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и
затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ.
Ресурсы фонда Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за
счет кредитов 13 стран-членов МВФ, а также Швейцарского национального банка.
Кредиты из этого фонда получили 26 стран;
4)
Фонд расширенного доступа
к ресурсам МВФ; преемник фонда дополнительного кредитования, функционировал в
1981-1992 гг. Цель фонда – предоставлять дополнительные кредиты
странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов непомерно
велики по сравнению с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях,
когда страна нуждалась в средствах больших размеров, чем она могла получить в
МВФ в рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и на
более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических мер
при большем периоде погашения кредита. Источником ресурсов фонда являлись
собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, и заимствования у
других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд
прекратил свою деятельность в ноябре 1992 г.;
5)
Фонд структурной
перестройки (с марта 1986 г.); предоставляет льготные кредиты беднейшим развивающимся
странам, испытывающим хронический кризис платежного баланса в целях
осуществления среднесрочных программ макроэкономической и структурной
перестройки. По состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей
на них право) получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР, или около
2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых; погашение в течение 10 лет;
грационный период до 5,5 лет. Лимит кредитов – до 50% квоты. Источник ресурсов
(2,7 млрд. СДР) – погашение кредитов, предоставленных доверительным фондом;
6)
Расширенный фонд
структурной перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как
неиспользованных ресурсов фонда структурной перестройки, так и специальных
займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функционирования
этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны
право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще
11 странам, включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это право к
сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически 2,4 млрд. СДР). Страна-член
имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты, иногда
при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для
заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем
он неоднократно продлевался.
В конце 1993 г. был
образован новый расширенный фонд структурной перестройки - правопреемник
предыдущего. Объем нового фонда – 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для
предоставления льготных займов сроком на три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд.
долл.) для субсидирования процентных ставок по этим займам.
Образование
дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у
других стран-членов – это одно из проявлений процесса адаптации системы
межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся
условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении
ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим
потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на
экономическую политику стран-заемщиц, он выступает в качестве гаранта
возвращения этих средств.
Кредитные
операции МВФ. На первых
порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и особенно в 80-х
годах произошло значительное расширение его кредитной деятельности.
МВФ не только
непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им получить кредиты у
правительств ПРС, центральных банков, группы МБРР, Банка международных
расчетов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ
облегчает стране доступ не частный мировой рынок ссудных капиталов.
Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны,
выступает в качестве ее гаранта. И наоборот, отказ МВФ оказать стране кредитную
политику закрывает ей доступ к мировому рынку ссудных капиталов.
Расширение кредитной
деятельности МВФ обусловлено тремя основными факторами.
1.
События на Ближнем
Востоке, война в Персидском заливе привели к сокращению поставок нефти на
мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило платежные балансы ряда стран.
2.
МВФ активизировал
финансовую поддержку развивающимся странам, приступившим к макроэкономическим и
структурным реформам, а также включился в урегулирование внешнего долга этих
стран.
3.
С 90-х годов возросли
кредиты странам Восточной Европы и бывшего СССР в связи с глубокими
социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике.
Обусловленность
кредитов. Предоставление
Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных
политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование
«обусловленности». МВФ обусловливает эту практику необходимостью быть уверенным
в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая
бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому Фонд требует, чтобы страна,
покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его
ликвидации или сокращении. С расширением кредитных операций с 80-х годов Фонд
взял курс на ужесточение их обусловленности. Такая практика придает МВФ роль
стража мирового экономического порядка, по оценке западных специалистов.
Принцип
обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со
страной-заемщицей определенной программы экономической политики, реализация
которой и кредитуется Фондом. До недавнего времени такую программу называли
программой приспособления, т. е. перестройки хозяйственного механизма. Теперь
используется термин «программа экономической реформы». Это набор
макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить
восстановление равновесия ее платежного баланса и гарантировать своевременное
погашение долга Фонду.
Стабилизационные
программы разрабатывает либо МВФ, либо правительство страны-заемщика с учетом
его рекомендаций и с участием миссии Фонда, которая изучает на месте обширную
экономическую информацию. Стабилизационные программы Фонда, основанные, как
правило, на монетаристской концепции, на использовании преимущественно
рыночного регулирования экономики, носят дефляционный характер. Обычно они
включают: сокращение государственных расходов, в том числе, на образование,
здравоохранение, пенсионное обеспечение и другие социальные сферы; увеличение
налогов на личные доходы; отмену или уменьшение государственных субсидий на
продовольствие и товары широкого потребления, что ведет к повышению цен на эти
товары; сдерживание роста, или «замораживание», заработной платы; повышение
учетных ставок, ограничение объема кредита, в том числе, потребительскую
либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты,
введение единого валютного курса, урегулирование внешней задолженности и т. п.
В зависимости от конкретной ситуации, существующей в разных странах, эти меры
используются в различных сочетаниях.
Дефляционные меры
далеко не всегда достигают желаемой цели, особенно если нарушение равновесия
платежного баланса носит устойчивый, структурный характер и происходит спад
производства. Подобные меры зачастую вызывают свертывание инвестиций,
торможение темпов экономического роста, а также усиливают социальные проблемы.
Это связано с уменьшением реальной заработной платы, снижением жизненного
уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу
предпринимателей за счет менее обеспеченных групп населения, ростом
имущественной дифференциации. Таким образом, проблема обусловленности кредитов
МВФ – это проблема социальной цены за осуществление при его содействии и опеке
стабилизационных макроэкономических программ.
Учитывая негативные
последствия шаблонного использования монетаристской дефляционной модели, МВФ
с середины 80-х годов стал уделять больше внимания долгосрочным, структурным и
институциональным проблемам экономической политики. Усилия подобного рода
созвучны концепции «экономики предложения», нацелены на укрепление
производственной базы, совершенствование отраслевой структуры национальных
экономик. Наконец, Фонд стал уделять внимание социальным аспектам проводимых
при его поддержке реформ. Реализуя принцип обусловленности кредитов, МВФ
оказывает воздействие на выбор пути общественного развития, расстановку
социально-политических сил в странах-заемщиках. Рекомендации МВФ усиливают
противоборство между различными общественными силами.
Роль МВФ в
регулировании международных валютно-кредитных отношений. МВФ осуществляет наблюдение и контроль за
соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные
структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ
наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска
СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов,
погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондам.
Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы
СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том,
что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения
необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее
предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных
резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение
установленных лимитов операций СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен
на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР, т. е. пока
сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной
величине выделенных ей Фондом СДР.
После пересмотра в
70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более
широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих
резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде.
Операции в СДР (209,5 млрд. СДР, или 286,6 млрд. долл., с 1970 г. по 30
апреля 1992 г.) дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит
их платежного баланса.
В пересмотренном в
результате Ямайского соглашения Уставе МВФ зафиксирована обязанность
стран-членов «сотрудничать с Фондом и другими странами-членами, имея в виду,
что их политика относительно резервных активов будет согласовываться с целями
содействия установлению лучшего международного надзора за международной
ликвидностью и превращения СДР в главный резервный актив международной
валютной системы». Предполагалось, что СДР будут выступать в роли
альтернативы как золоту, как и золоту, а также и другим национальным валютам,
исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также
использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для
установления паритетов денежных единиц стран-членов.
Во-вторых, МВФ
выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки
на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.
Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах.
Согласно статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была
уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото -
долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше.
Все страны-члены
должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в
качестве общего мерила стоимости (статья IV, раздел 1, а); фиксированное золотое
содержание имела и единица стоимости СДР. Наконец, статья IV,
раздел 2, не позволяла странам-членам «продавать золото по цене выше паритета
плюс установленный предел отклонения или продавать золото по цене ниже паритета
минус установленный предел отклонения», что обеспечивало поддержание рыночной
цены золота на уровне официально принятой.
Первым шагом на пути
устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало
прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары,
принадлежащие официальным органам других стран. В соответствии с вступившим в
силу в 1978 г. новым Уставом МВФ страны-члены не могут использовать золото в
качестве средства выражения стоимости их валют (статья IV,
раздел 2, в), равно как и их валютных паритетов, если они будут восстановлены
Фондом (приложение С, параграф 1); одновременно были упразднены золотое
содержание единицы СДР и официальная цена золота в долларах.
По действующему
Уставу взнос стран-членов по подписке в золоте в размере 25% квоты заменен
взносом в СДР и конвертируемых валютах 1/6 часть золотого запаса МВФ (около 25
млн. тройских унций, или 777,5 т) в 1977 – 1980 гг. была возвращена
странам-членам в обмен на их национальные валюты по цене 35 СДР за 1 тройскую
унцию пропорционально их квотам. Другая (1/6) часть была продана в 1976-1980
гг. на открытых аукционах по рыночным ценам. Измененный Устав МВФ предоставил
Фонду право реализовать оставшиеся 2/3 золотого запаса по прежней официальной
цене либо на базе рыночных цен. Золото практически исключено из расчетов между
МВФ и его членами. Однако, несмотря на внесение в Устав МВФ ряда положений,
направленных на окончательное вытеснение золота из мировой валютной системы,
официальные золотые запасы остаются резервным фондом мировых средств платежа.
В периоды обесценения национальных валют и падения доверия к ним авторитет этих
запасов, а также рыночная оценка золота соответственно возрастают.
В-третьих, МВФ
осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В
соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудской валютной системы,
МВФ контролировал странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом
официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения.
Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов
не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику
стран-членов.
Вторая серия
поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо
сохранять плавающий валютный курс, либо установить и поддерживать фиксированный
курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или
иной международной счетной денежной единицы, либо, наконец «привязать» валюту,
т. е. установить твердое стоимостное соотношение, к другой национальной валюте
или нескольким валютам (валютной корзине) по собственному выбору. При этом
возможность выражения стоимости валюты в золоте исключается.
Из сказанного
следует, что обязательства стран-членов по регулированию валютных курсов в
ныне действующем Уставе МВФ (по сравнению с предыдущим) носят расплывчатый
характер. Это дает странам возможность различных толкований тех, или иных
положений, предоставляя им относительную свободу для принятия собственных
решений в данной области. Согласно Уставу МВФ может установить, что
«международная экономическая ситуация позволяет ввести широкую систему
валютного регулирования, базирующегося на стабильных, но изменяемых паритетах».
При такой системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов
в пределах +- 4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении ее странами-членами,
располагающими большинством в 85% голосов, т. е. практически при согласии США и
стран ЕС.
В-четвертых, важным
направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных
ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма
валютных рынков, режим валютных операций. СтатьяVIII содержит
обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в
отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не
использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к
множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в
двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать
новые члены МВФ в течение переходного периода, длительность которого не
определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты
дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные
ограничения операций в этой валюте.