Международные финансовые институты
В-пятых, МВФ
участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем
предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции
координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки
рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент,
способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках.
Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или
иного правительства расцениваются частными банками как показатель
международного доверия к заемщику. Поэтому, даже небольшой кредит, полученный
от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения
более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит
фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных
кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных
капиталов – с другой.
МВФ наряду с другими
международными организациями активно участвует в урегулировании внешнего
долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, других государств
СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают мероприятия МВФ лишь в той
мере, в какой его кредитная политика отвечает их собственным интересам,
обеспечивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффективность регулирования
спекулятивных перемещений краткосрочных капиталов, координации процесса
выравнивания диспропорций в международных платежах, целенаправленного
воздействия на международную ликвидность в ряде случаев ослабляется
противодействием частных компаний и банков.
В-шестых, МВФ
осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой
стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив
информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в
целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен,
денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии
платежных балансов, официальных золотых и валютных резервах, производстве,
экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении
валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической
обработке.
За время своего
существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился
широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования
международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного
кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта
платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в
реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым
звено формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной
координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд
зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,
накопил большой и полезный опыт.
Конечно, как и
всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но
и соперничества национальных экономических и политических интересов. США
лишились возможности монопольно определять политику Фонда. Они вынуждены
согласовывать свою линию поведения с главными государствами Западной Европы и
Японией. Одновременно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии,
Африки и Латинской Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активнее
заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, особенно Россия и другие
государства СНГ. Из этого вытекает потребность в более эффективном механизме
сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде
всего мирового сообщества, необходимость совершенствования как
институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических
установок.
Международный банк
реконструкции и развития
Международный банк
реконструкции и развития (МБРР) создан в 1946 г. в соответствии с
договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. В настоящее время он
объединяет более 180 стран мира. Уставный капитал составляет 142 млрд.
долларов. Страны оплачивают 20 % своих квот в уставном капитале, причем 2 % - в
конвертируемой валюте, а 18 % - в национальной валюте.
Штаб-квартира МБРР
находится в Вашингтоне. Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и
представительств, в том числе и в России.
Всемирный Банк, а
именно так обычно называют МБРР, хотя группа Всемирного банка включает в себя Международную ассоциацию развития (МАР),
Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию
инвестиций (МАГИ) и Международный
центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС), сравним с международным
кооперативом, который принадлежит государствам-членам.
Создание МБРР,
цели и задачи. МБРР- первый
межгосударственный институт, который был учрежден одновременно с МВФ . МБРР на
первых порах был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и
привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции
в западноевропейские страны, хозяйство которых было подорвано второй мировой
войной. Тем самым он содействовал экономической и политической стабилизации в
этих странах и распространению влияния американского капитала на их экономику.
В результате деятельность Банка дополняла политику, которую США проводили
посредством «плана Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их
политического курса в послевоенной Западной Европе.
С середины 50-х
годов, когда положение в западноевропейских странах стабилизировалось и начался
распад колониальной системы. МБРР меняет направление своей деятельности. Его
основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой
системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.
МБРР как
специализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образом
способствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всех
стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.
Организационная
структура МБРР. Высшим
органом МБРР является Совет Управляющих. Каждая страна – член банка
представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра.
Исполнительный орган МБРР - Совет Директоров (Board of Executive Directors)
непосредственно отчитывается перед Советом Управляющих, в который входят
Министры Финансов или главы Центральных Банков государств-членов (по одному
Управляющему от страны). Управляющие встречаются один раз в год. Совет
Управляющих может передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за
исключением решений о приеме новых членов, повышении или снижении уставного
капитала, прекращении деятельности МБРР и др.). Решения принимаются простым
большинством голосов, по важным вопросам необходимо собрать 85% их. При
голосовании в Совете Управляющих вес голоса каждой страны зависит от ее доли в
капитале банка (США имеют более 17% голосов, т. е. столько же, сколько имеют
140 развивающихся государств. Квоты России и Украины составляют соответственно
1.8 и 0.8%).
Размер пая страны
определяется соотношением экономики страны относительно всемирной экономики. На
долю индустриально развитых стран (Большая Семерка G-7) приходится около 45
процентов. Это объясняется их значительной ролью в международных экономических
связях. Как следствие, богатейшие страны имеют определяющее влияние на политику
Банка. На долю Соединенных Штатов Америки приходится 17 процентов от общего пая
что дает США, возможность наложить вето на любые изменения в Уставе Банка
(Articles of Agreement) т.к. для этого требуется 85 процентов. Однако,
фактически все другие вопросы, включая утверждение займов, решаются всеми
членами Банка большинством голосов.
Примечательно, что в
настоящее время мелким пайщикам относятся не только такие развивающиеся
страны, как Вьетнам или Лаос, но и восточноевропейские страны – Албания,
Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Бывшие союзные республики
СССР, большинство из которых недавно вступило в МБРР и проводит курс
радикальных социально-экономических реформ, активно поддерживаемых МВФ и МБРР.
Даже квоты таких крупных стран, как Китай и Индия, составляют около 3% у
каждой.
Директора-исполнители
(избираются на 2 года) отвечают за текущую работу. Из 24 директоров пять
назначаются пятью членами МБРР (Великобритания, Германия, США, Франция,
Япония), имеющими наибольшую долю в его капитале, остальные избираются
управляющими с учетом их принадлежности к определенной групп стран.
Президент избирается
директорами-исполнителями сроком на 5 лет, он не может быть ни управляющим, ни
директором, ни представителем управляющего или директора. Президент ведет
текущие дела Всемирного банка. Характерно, что пост президента МБРР традиционно
занимал представитель американских правительственных или финансовых кругов.
Так, президентом МБРР в 1968-1981 гг. являлся бывший министр обороны США Р.
Макнамара, а после него О. Клаузен – бывший президент Bank of America – одного из крупнейших американских частных банков. С конца 80-х годов
этот высший пост занимал бывший член конгресса США Б. Коннейбл, а с начала 90-х
годов на этом посту опять представитель финансового бизнеса Л. Престон. К тому
же штаб-квартира МБРР находится в Вашингтоне, - все это показывает, кто прежде
всего доминирует во Всемирном банке, хотя постепенно усиливается влияние других
центров – Западной Европы и Японии.
Совет Директоров
принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа и
утверждает предоставление всех займов.
Основным оперативным
подразделением является Комитет развития (Совместный министерский комитет
Директоратов Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) по
переводу реальных ресурсов в развивающиеся страны), созданный в 1974 году.
Важным элементом структуры Банка является независимый Департамент по оценке
деятельности (Operations Evaluation Department), в задачи которого входит
мониторинг финансируемых банком проектов и отчет о результатах непосредственно
перед Советом Директоров.
Формирование
ресурсов МБРР. Уставный
капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов на его акции,
первоначально не превышал 10 млрд. долл. Переориентация деятельности Банка на
обширный регион развивающихся стран вынудила руководство постоянно увеличивать
его кредитные ресурсы. Таким образом, в настоящее время МБРР по своему
акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкие
увеличения капитала Банка в 80-е годы, оплаченная часть снизилась до 7% суммы
акций МБРР, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть расписки может
быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного
погашения своих обязательств. Именно эта, большая, часть и служит тем
гарантийным фондом, под который МБРР заимствует значительные средства, прежде
всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения
своих кредитных операций. Таким способом МБРР содействует экспорту капитала из
ПРС в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных
инвесторов двойной гарантией – самого МБРР и правительств стран-членов. Поэтому
частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают
свободные капиталы в облигации МБРР, задолженность по которым к середине 1993
г. достигла 92 млрд. долл. Получая по этим высоко котируемым облигациям
солидный доход (в среднем около 7% годовых), инвесторы освобождены от риска.
В последние годы
МБРР выступает в роли крупнейшего заемщика на мировом финансовом рынке, заняв
среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме
выпускаемых ими облигационных займов. Так, с конца 70-х годов МБРР выпускает
облигации в среднем на 5 млрд. долл. ежегодно, а в 1993 г. эта эмиссия достигла
рекордной суммы в 12,7 млрд. долл. (из 7% годовых). Тем самым МБРР
поддерживает относительно высокий уровень ссудного процента, что отвечает интересам
частных инвесторов, ищущих наиболее выгодные условия приложения своих
капиталов. Следовательно, МБРР с самого начала своей деятельности оказывает
заметное влияние на международное движение долгосрочных капиталов. Именно через
него частный капитал США, а позднее и других ПРС широким потоком направился в
страны Азии, Африки и Латинской Америки, что способствовало возобновлению
экспорта капитала, прерванного мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. и
второй мировой войной.
Основными
направления деятельности МБРР в настоящее время являются:
·
среднесрочное и
долгосрочное кредитование инвестиционных проектов;
·
подготовка, техническое и
финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов;
·
финансирование программ
структурной перестройки в развивающихся и постсоциалистических странах.
Банк выступает в
качестве партнера для стран с развивающейся экономикой и расширяющимися
рынками, с целью улучшить качество жизни людей. В отличие от многих программ
гуманитарной и технической помощи, Банк не предоставляет гранты. Все займы,
выдаваемые Банком, носят возвратный характер.
Развивающиеся страны
заимствуют у Банка, так как нуждаются в привлечении финансовых ресурсов,
технической и организационной помощи.
Кредитная
политика МБРР и характеристика его активных операций. Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного
капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой
процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении
вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об
экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои
экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей ПРС,
проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление
и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях
миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и
привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих
миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации
МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не
предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ к другим источникам
международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную
политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми
организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и
клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми
странами-донорами для более эффективного использования своей двусторонней
официальной помощи развитию.
Общая сумма
кредитов, предоставленных Банком за период с 1946 по 1993 год его активной
деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих
ассигнований (80 млрд. долл.) приходилось на 1989-1993 гг. Тем самым МБРР
осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран,
особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку
кредиты Банка покрывают около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а
остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних
источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная
задача МБРР – кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных
– транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины
70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты
развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредит на кредиты
здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства.
Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.
Новым явлением с
80-х годов стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который, как и МВФ, стал
предоставлять кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой
экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом
выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщики
могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами. В области проектного
финансирования МБРР накопил большой опыт, и созданные при его содействии
объекты обычно отличаются высокой эффективностью.
МБРР стал
кредитовать и государственные предприятия в развивающихся и других странах,
но лишь при наличии гарантии их правительств и если руководство банка убедится,
что частный капитал отсутствует, а участие правительства не нанесет ущерба
расширению частной инициативы и предпринимательства в данной стране. Более
того, кредиты МБРР на развитие энергетики, транспорта, систем связи и других
отраслей инфраструктуры должны отвечать далеко идущим целям – способствовать
созданию благоприятного инвестиционного климата для стимулирования и развития
деятельности частного капитала, как местного, так и иностранного. В указанные
отрасли, куда неохотно вкладывают свои капиталы частные инвесторы, направлено
до половины всех кредитных ассигнований МБРР. Такая же кредитная политика
характерна и в отношении сельского хозяйства, которое также отличается высокой
капиталоемкостью и относительно низкой рентабельностью. Для развития сельского
хозяйства Банк выделил около 1/5 своих кредитных ассигнований. Причем при
кредитовании аграрного сектора МБРР тесно кооперируется с МАР, направляющей
туда еще большую долю своих более льготных кредитов.
Показательно, что
для промышленности ассигновано не более 1/5 кредитов МБРР, который стремится
превратить этот важнейший сектор развивающейся экономики в ключевой объект
приложения частного капитала. Характерно, что МБРР осуществляет кредитования
промышленного сектора развивающихся стран прежде всего косвенно, через местные
банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства,
непосредственно кредитуя небольшие частные предприятия. В этом плане МБРР
действует параллельно с МФК и чаще через последнюю.
Большинство кредитов
МБРР выдаются на срок 15 – 20 лет (льготный период – 5 лет), причем наименьшие
сроки характерны для кредитования промышленности. Зависимость МБРР от мирового
финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая
заемные средства под высокий процент, Банк кредитует страны-члены по ставке,
которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по
полугодиям (с 1982 г., когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в
11,6% годовых). Кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся
страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия,
Бразилия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея,
Колумбия. Именно эти 10 стран получили наибольшую сумму кредитов МБРР – более 7
млрд. каждая, а всего 137 млрд. долл., или около 60% всех кредитов МБРР к
середине 1993 г.
В условиях резко
обострившегося кризиса платежеспособности многих развивающихся стран МБРР
активизировал свою деятельность, используя для этого ряд новых инициатив,
программ и процедур. Среди них ведущее место занимает совместное
финансирование. При совместном финансировании инвесторы получают ряд выгод:
МБРР сам обеспечивает экспертизу проекта, утверждает его к финансированию и,
что самое главное, снимает с инвестора риск неплатежа по кредиту со стороны
заемщика. Для развивающихся стран-заемщиков подобные кредиты в связи с участием
в них коммерческих банков и других организаций приводят к ухудшению условий
кредитования вследствие удорожания заемных средств и в связи с сокращением
сроков кредитов.
Чтобы содействовать
реализации программы урегулирования валютно-финансовых проблем крупнейших
стран-должников, выдвинутой бывшим министром финансов США Дж. Бейкером и
включавшей предложение наращивать кредиты МБРР для структурной перестройки.
Банк увеличил к концу 90-х годов долю таких кредитов до 25% и более, тогда как
в начале 80-х годов их доля в годовом объеме кредитов МБРР составляла 10 –
12%. Таким образом за короткий период удельный вес приоритетного кредитования
проектов, связанных со структурной перестройкой экономики стран-заемщиков,
увеличился более чем вдвое.
Особенно актуальной
новая кредитная политика МБРР стала в отношении реформируемых хозяйственных
структур восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. В частности, в
1993 г. было выделено 1,6 млрд. долл., из которых 1,4 млрд. долл. было
предоставлено России в качестве реабилитационных займов для кредитования крайне
необходимого импорта (600 млн. долл.) и реконструкции нефтедобывающих мощностей
в Западной Сибири (610 млн. долл.) и еще двух займов в поддержку
приватизационной программы (90 млн. долл.) и развития служб занятости и системы
социальной защиты (70 млн. долл.). Реабилитационные займы предоставляются и
другим бывшим союзным республикам. Все это свидетельствует о возросшей гибкости
и диверсификации кредитной политики крупнейшего международного банка развития.
Займы банка можно
разделить на две категории:
1. Займы для
развивающихся стран, которые в состоянии без ущерба для экономики оплатить
проценты по ссудам. Деньги для этих займов привлекаются от инвесторов со всего
мира. Эти инвесторы покупают бонды, выпускаемые Всемирным Банком.
2. Займы для
беднейших стран, которые являются обычно не кредитоспособны на международных
финансовых рынках и неспособны оплатить проценты по займам, и для которых
Всемирный банк, соответственно, не может привлекать для государств этой группы
средств на международных финансовых рынках.
В этих случаях займы
предоставляются Международной Ассоциацией Развития (МАР) - членом Группы
Всемирного банка. Более 30 государств-членов МАР периодически предоставляют
деньги для финансирования подобных кредитов. Кредиты МАР практически не
предусматривают ежегодных выплат и выдаются на длительный срок - 35 или 40 лет,
включая 10-летний льготный период. Подобные кредиты предоставляются странам с
годовым доходом на душу населения менее $925. Средства предоставляются не на
безвозмездной основе и должны быть возвращены. Ежегодно МАР предоставляет
беднейшим странам около $6 миллиардов.
Основными партнерами
Банка являются правительства государств-членов. Дело в том, что в соответствии
с Уставом, Банка предоставляет займы только правительствам государств-членов
или под их гарантии. Кроме того, именно правительства обладают большей частью
информации, необходимой для нормальной работы Банка и все проекты реализуются в
соответствии с национальными законодательствами и под национальной юрисдикцией.
Банк поощряет
правительства работать в тесном контакте с неправительственными организациями
(в настоящее время они сотрудничают в приблизительно половине поддержанных
банком проектов). Многие из Миссий Банка даже имеют в штате специалистов по
связи с неправительственными организациями, чтобы облегчить это сотрудничество.
Один из приоритетов
Банка - содействие стимулированию частного сектора. Устав запрещает МБРР
предоставление займов непосредственно частному сектору. Этим занимается другой
член Группы Всемирного Банка - Международная Финансовая Корпорация (МФК). Она
создана специально для вложения капитала в предприятия частного сектора. Так, в
1997 финансовом году, МФК вложила больше чем $8 миллиардов. Подобная
деятельность, в частности, помогает правительствам приватизировать
принадлежащие государству предприятия и укрепляет финансы предприятий.
Предоставление
займов - значительная составляющая деятельности Всемирного Банка. Однако работа
Банка выходит за эти рамки. Проекты МБРР обычно включают в себя и оказание
технической помощи. Подобное содействие может касаться как консультационной
помощи в вопросах распределения финансов в бюджете страны, так и проблемы
создания деревенских клиник или рекомендации по использованию
дорогостроительного оборудования. Ежегодно Банка финансирует несколько проектов
посвященных исключительно обучению специалистов. Помимо этого, Институт
экономического развития МБРР обучает людей из государств-заемщиков как
создавать и выполнить программы развития.
Критерии Банка, по
которому оценивается успешность реализация его проектов исключительно строги.
Например, прежде чем проект может квалифицироваться как успешный, он должен
обеспечивать не менее чем 10-ти процентную экономическую отдачу. Этот тариф
намного превышает минимум, требуемый в соответствии со многими двусторонними
двустороннего заимствования, по которым экономическая отдача должна
соответствовать 5-6 процентам.
Экономическое
развитие и риск - часто две стороны одной и той же медали. Если бы проекты,
необходимые для подъема жизненного уровня в развивающихся странах были бы
всегда свободны от проблем, потребность в организациях типа Всемирного Банка
была минимальной. В действительности необходимые проекты часто обуславливаются
высокими рисками. Другой неизбежный источник неопределенности - система
долгосрочных займов, согласно которой ссуды предоставляются на срок до 40 лет.
Оценка результатов
выполнения проектов осуществляется в два этапа. На первом, каждая операция по
завершению оценивается персоналом, ответственным за реализацию проекта. Далее
Департамент по оценке деятельности проводит независимую оценку результатов
завершенного проекта, его успешность и уровень эффективности.
Существует только
две оценки эффективности - удовлетворительная и неудовлетворительная.
Удовлетворительная эффективность означает, что проект достиг большинства
поставленных целей, без принципиальных замечаний.
В 1994 году МБРР
открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио информационные центры,
предлагающие информацию о проектах в странах-членах. Здесь можно получить
проектную документацию, результаты экспертиз, национальные программы охраны
окружающей среды, доклады об отдельных странах и секторах экономики (информация
о народном хозяйстве стран и их специфических особенностях, уровне жизни,
государственных расходах и т. д.).
Кредитные
программы Всемирного Банка.
В 1992 г. Кыргызская
Республика вступила во Всемирный Банк (ВБ) и МАР. За 8 лет сотрудничества объем
кредитования нашей страны составил 473 млн. долларов США по 17 проектам. В
1998 г. Всемирным Банков было одобрено 4 кредита на сумму более 100 млн.
долларов.
Финансирование проекта поддержки вспомогательных сельскохозяйственных
услуг (ППВСУ).
Кредит одобрен: 7
мая 1998 года.
Сумма кредита: 14,98
млн. долларов США.
Стоимость проекта:
30,16 млн. долларов США.
Дата закрытия: 31
декабря 2003 года.
Условия кредита: на
стандартных условиях Международной Ассоциации Развития (МАР) сроком погашения
35 лет, включая 10-летний каникулярный период, 0,5% годовых.
Цель проекта:
усиление стимулов для развития сельского хозяйства КР, а также увеличение его
производительности, прибыльности и устойчивости посредством реализации
следующих его компонентов:
·
земельно-аграрная реформа;
·
сельскохозяйственные
консультационные службы;
·
развитие семеноводческой
индустрии;
·
защита и карантин
растений;
·
сельскохозяйственная
рыночная информация;
·
улучшение
институционального потенциала МСВХ.
Техническая помощь в рамках проекта составляет
3,79 млн. долларов США,
Примечание: Проект поддержки вспомогательных сельскохозяйственных
наряду с ВБ предусматривает кредит:
·
Международного фонда
сельскохозяйственного развития (МФСР) на сумму 7,92 млн. долларов США (26,2%);
·
кредитные средства проекта
МАР «Развитие овцеводства» (проект 1996 года) – 1,79 млн. долларов США (5,9%);
·
грант Швейцарской
корпорации развития – 900 тыс. долларов США (3,0%);
·
грант Германского общества
по техническому сотрудничеству – 430 тыс. долларов США (0,43%);
·
грант Британского фонда
Ноу-Хау – 760 тыс. долларов США (2,5%);
·
Правительство КР – 2,14
млн. долларов США (7,1%);
·
получатели услуг – 1,25
млн. долларов США (4,1%).
Финансирование
проекта по реабилитации ирригационных систем.
Кредит одобрен: 7
мая 1998 года.
Сумма кредита: 35
млн. долларов США.
Стоимость проекта:
46,8 млн. долларов США.
Срок реализации
проекта: 6 лет.
Условия кредита:
кредит МАР будет использован на типовых условиях МАР со сроком погашения в
течение 35 лет, включая 10-летний срок отсрочки платежей.
Цель кредита:
восстановление ирригационной инфраструктуры и уменьшение риска потери
значительной части ирригационного фонда, а также увеличение производства
сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях.
В проект включены
три основные компонента:
·
реабилитация ирригационной
инфраструктуры – 29,8 млн. долларов США;
·
создание мощностей – 13,3
млн. долларов США;
·
дополнительные расходы на
эксплуатацию – 3,7 млн. долларов США.
Общая стоимость
проекта составляет 46,8 млн. долларов США, из которых финансируется за счет
Всемирного Банка – 35 млн. долларов и за счет Правительства Кыргызской
Республики – 11,8 млн. долларов США. 20 августа 1998 г. кредит вступил в силу и
16 октября 1998 г. на специальный счет проекта в АКБ «Курулуш-Банк» уже
поступили первые 750 тыс. долларов США.
Финансирование проекта по ремонту сети энергоснабжения и
централизованного теплоснабжения в Кыргызской Республике.
Кредит одобрен: 25
июня 1998 года.
Сумма кредита: 15
млн. долларов США.
Условия кредита:
кредит МАР будет использован на типовых условиях МАР со сроком погашения в
течение 35 лет, включая 10-летний срок отсрочки платежей.
Цель кредита:
указанный кредит служит дополнением действующего кредита, выделенного на этот
проект и эквивалентного 30 млн. долл. США.
Проект направлен на:
·
повышение эффективности и
надежности системы энергоснабжения и централизованного теплоснабжения;
·
сокращение потерь
электроэнергии и тепла;
·
восстановление
существующих фондов в электроэнергетике и централизованном теплоснабжении;
·
внедрение необходимого
финансового управления в АО «Кыргызэнерго»;
·
реструктурирование и
перевод кыргызской национальной энергетической холдинговой компании (КНЭКХ) на
коммерческую основу;
·
привлечение частного
сектора к участию в нефтеразведке и нефтедобыче.
Проект включает 5 компонентов: ремонт
Бишкекской теплоэлектроцентрали; ремонт городской сети теплоснабжения в
Бишкеке; ремонт и модернизацию передающих и распределительных сетей;
техническое содействие и подготовку кадров для реализации проекта, акционерное
развитие и реструктуризация КНЭКХ; а также консультационные услуги и подготовку
кадров для содействия Правительству в осуществлении программы поддержки
нефтеразведки и нефтедобыче.
Финансирование
проекта структурной перестройки системы социальной защиты населения.
Кредит одобрен: 10
декабря 1998 года.
Сумма кредита: 36,5
млн. долларов США.
Условия кредита:
кредит предоставляется на стандартных условиях МАР на 35 лет с 10-летним
льготным периодом.
Цель кредита: кредит
направлен на поддержку усилий Правительства Кыргызской Республики по повышению
эффективности и действенности систем социального страхования и социальной
помощи.
Содействие усилиям
Правительства будет оказано посредством осуществления следующих реформ:
·
созданием финансово
устойчивой системы пенсионного обеспечения, позволяющей осуществлять более
тесную связь между размером пенсионных взносов и размером пенсий при
обеспечении минимального уровня гарантированной поддержки для предотвращения
бедности;
·
реализацией эффективных,
адресных и финансово устойчивых программ борьбы с бедностью;
·
повышением эффективности
вмешательств на рынке труда в условиях высокого уровня безработицы.
В рамках программы
будет оказана поддержка переходе к новой, более справедливой системе
государственных пенсий, при которых пенсии будут начисляться на основе суммы
взносов граждан на их персональные счета в Пенсионном фонде на момент выхода на
пенсию. Реформы, такие как повышение возрастного ценза выхода на пенсию, позволят
сократить хронический дефицит в пенсионной системе и высокие налоги на фонд
оплаты труда. Кроме того, кредит будет направлен на поддержку работы
Правительства Кыргызской Республики по повышению адресности социальной помощи
наименее обеспеченным и социально незащищенным слоям населения по мере
реализации программы постепенного повышения тарифов на коммунальные услуги.
Кредит также может повысить эффективность государственных программ на рынке
труда.
Международная
ассоциация развития
Прогрессивный опыт
многих развитых стран показывает, что значительную роль в повышении
национального благосостояния государства играют предприятия малого и среднего
бизнеса.
В этой связи, одним
из приоритетных направлений государственной политики социально- экономического
развития Кыргызской Республики является создание и развитие конкурентоспособных
производственных предприятий. Этот пробел должны восполнить предприятия малого
и среднего бизнеса, которые способны адекватно реагировать на любые изменения
рыночной конъюнктуры и в наибольшей степени приемлемы для небольшого рынка
Кыргызстана. Формирование и развитие предприятий частного сектора обеспечит
насыщение внутреннего рынка товарами и услугами, позволит увеличить предложение
рабочих мест, будет стимулировать развитие конкурентной среды. Повышение
конкурентоспособности, в свою очередь, обеспечит выход отечественных
предприятий на международный рынок.
Представленные
здесь кредитные линии направлены на поддержку дальнейшего становления, подъема
и развития экспортоориентированной и импортозамещающей конкурентоспособной
предпринимательской деятельности в частном секторе Кыргызстана. Данная цель
будет достигнута путем предоставления ссуд предпринимателям для осуществления
инвестиционных проектов малого и среднего масштаба, а также путем проведения
консультаций, диагностического обследования данных проектов, а также обучения
предпринимателей по вопросам получения кредита, составления бизнес плана,
оперативной помощи в поиске деловых партнеров, поставщиков соответствующего оборудования
или сырьевых ресурсов, поиск рынков сбыта как внутри страны, так и за ее
пределами. Это, в свою очередь, позволит обеспечить переход и адаптацию
отечественных предприятий с наименьшими потерями к рыночной экономике,
увеличить эффективность их производственной деятельности. Последуют ли реальные
шаги?
Из
пяти подразделений Всемирного банка сегодня в Кыргызстане работает лишь два —
Международная ассоциация развития и Международная финансовая корпорация.
По словам постоянного представителя ВБ в нашей
республике Мохиндера Мудахара, за шесть лет присутствия в Кыргызстане Всемирный
банк стал крупнейшим финансовым донором. По линии МАР завершено пять
инвестиционных проектов, еще 15 — в стадии реализации и шесть находится в
процессе подготовки. 4 бизнес–плана проинвестировано Международной финансовой
корпорацией, в том числе предоставление кредитных средств “Кумтор оперейтинг
компани” и “Демир Кыргыз интернейшнл банку”. Общая сумма оказанной Всемирным
банком кредитной и грантовой помощи Кыргызстану оценивается в 375–380 миллионов
долларов США.
Ожидается, что в скором времени в республике
появятся первые проекты с участием других институтов ВБ — Международного банка
реконструкции и развития, Агентства по предоставлению гарантий и Центра по
урегулированию инвестиционных споров. До 31 июня следующего года на
рассмотрение Совета директоров ВБ поступит три новых кредитных проекта — на
структурные преобразования, регистрацию землепользования и модернизацию
городского транспорта. Пока приостановлена реализация проекта
сельскохозяйственного водоснабжения.
В дальнейшем Всемирный банк намерен оказывать
полную поддержку Кыргызстану в экономических реформах. “Нельзя стать частью
глобальной экономики, подписывая одни бумажки. Нужно делать реальные шаги” —
этот совет Мохиндера Мудахара весьма актуален.
Международная ассоциация
развития (МАР)
Международная
ассоциация развития (МАР), является членом Группы Всемирного Банка. В МАР
входят 160 государств-членов. Местопребывание – Вашингтон (США). Ее основными
функциями является предоставление долгосрочных беспроцентных ссуд беднейшим из
развивающихся стран. Эти займы направлены на снижения уровня бедности и
содействие экономическому росту в странах-заемщиках.
Международный Банк
Реконструкции и Разработки, более известный как Всемирный Банк, был основан в
1944, когда первоочередная задача состояла в том, чтобы помочь Европе
поправиться от разорения, принесенного Второй Мировой войной. После
восстановления Европы, Банк направил свое внимание на развивающиеся страны. Уже
в пятидесятых годах стало ясно, что беднейшие развивающиеся страны не могли
позволить себе заимствовать необходимые для развития финансовые средства на
условиях, предлагаемых Банком.
Группа
государств-членов Банка предложила создать Агентство, которое могло бы предоставлять
беднейшим странам средства на длительный срок. Было решено назвать новый
институт Международной Ассоциацией Развития. Однако учредители желали, чтобы
принципы работы МАР основывались на строгой дисциплине Всемирного банка. Исходя
из этой посылки, Президент США Дуайт Эзенхауэр (Dwight D. Eisenhower) внес
предложение, поддержанное остальными участниками, о необходимости вхождения МАР
в состав Всемирного банка.
Устав МАР (Articles
of Agreement) вступил в силу в 1960 г. Первое решение о предоставлении кредитов
Гондурасу, Индии, Судану и Чили было принято в 1961 г.
МБРР и МАР работают
параллельно. Они совместно используют единый штат, единое руководство,
отчитываются одному и тому же Президенту и используют одинаковые стандарты при
оценке проектов. Различие состоит лишь в условиях кредитования и источниках
финансирования. Прежде чем стать членом МАР, государство должно стать членом
МБРР.
Как уже отмечалось
выше, МАР предоставляет займы только беднейшим странам (годовой доход на душу
населения не более $925), которые не могут заимствовать у МБРР на обычных для
него условиях.
В настоящее время
насчитывается 80 стран, входящих в эту категорию. В них проживает около 3.2
миллиардов человек (65 процентов от общей численности населения развивающихся
стран). Приблизительно 1.2 миллиарда этих людей имеют ежедневный доход менее
$1.
Когда Валовой
национальный продукт страны превышает порог приемлемый для МАР, государство не
может более получать беспроцентные кредиты МАР. В дальнейшем оно уже может
заимствовать у МБРР на условиях выплаты процентов.
Ссуды МАР выдаются
на 35 или 40 лет с 10-летним льготным периодом. При подобных заимствованиях
проценты не начисляются, однако предусматривается оплата услуг (в настоящее
время - 0.75 процентов).
Начиная с 1960 г.,
МАР предоставила почти $97 миллиардов приблизительно 90 странам. Это составляет
около $6 миллиардов в год.
Средства МАР
распределены между странами-заемщиками в соответствии с их относительными
размерами, уровнем дохода и успешностью реализации ранее инициированных
проектов. Примерно 45-50 процентов от объема ссуд МАР приходится на страны
Африки (район Сахары). Большинство остальных средств идет в азиатские страны,
такие как Бангладеш, Индия, Вьетнам, Пакистан и Непал. Остальные ссуды
предоставляются Китаю и более бедным государствам Латинской Америки, Карибского
бассейна, Ближнего Востока, Европы и Центральной Азии.
В то время как МБРР
собирает большинство своих фондов на мировых финансовых рынках, МАР
финансируется в значительной степени за счет вкладов Правительств более богатых
государств-членов. МАР периодически испытывает кризис в связи с быстрым
истощением своих финансовых ресурсов, которые в отличие от МБРР формируются не
за счет облигационных займов на мировом финансовом рынке, а в основном за счет
государственных взносов стран-членов, прежде всего США и других крупных
доноров. В середине 1993 г. общая сумма подписного капитала и взносов в МАР
составила около 73 млрд. долл. Общее количество собранных МАР с начала своего
функционирования средств составляет около 91 миллиарда долларов США. Источникам
дополнительных средств являются также прибыль МБРР и выплат заемщиков более
ранних кредитов МАР.
Фонды МАР
пополняются донорами каждые три года. 11-ое Пополнение (IDA11) финансирует
проекты в течение трех лет, начинающиеся с 1 июля 1996. Средства IDA11 позволят
МАР предоставлять займов на общую сумму около $22 миллиардов, из которых $11
миллиардов обеспечиваются странами-донорами.
Самые большие взносы
в IDA11 были сделаны Соединенными Штатами, Японией, Германией, Францией,
Великобританией и Италией. Несколько меньше богатых стран также внесли
достаточно большие вклады. Турция и Корея, являвшиеся заемщиками МАР, в
настоящее время входят в число доноров. Донорами также являются страны,
продолжающие заимствовать у МБРР - Аргентина, Ботсвана, Бразилия, Чешская
Республика, Венгрия, Мексика, Польша, Россия и Южная Африка. В число
предоставивших средства в IDA11 входят также Австралия, Австрия, Бельгия,
Канада, Дания, Финляндия, Греция, Исландия, Ирландия, Кувейт, Люксембург,
Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Саудовская Аравия, Испания,
Швеция, и Швейцария.
МАР борется с
бедностью при помощи широкого диапазона проектов, включая проекты в области
сельского хозяйства (26 %), социального обеспечения (здравоохранение,
народонаселение, образование и водопользование) (26 %) и развития
инфраструктуры (22 %). МАР также консультирует правительства о наилучших
способах интенсификации экономического роста.
Хотя МАР внешне
выглядит филантропическим институтом, фактически ее деятельность в конечном
счете поощряет экспорт товаров из ПРС. Кредиты МАР, как и МБРР, направляются в
основном на развитие инфраструктуры, причем не только экономической, но и
социальной; однако с 70-х годов в ее кредитной политике все больший приоритет
отдается сельскому хозяйству. В развивающихся странах, на которые приходится до
90% прироста мирового населения, наиболее остро стоит проблема самообеспечения
основными продуктами питания. В сельском хозяйстве этих стран занято от 50
до 80% их населения, причем сельское население является наиболее быстрорастущим
и экономически отсталым.
Выполняя общую
стратегическую задачу, МБРР и МАР имеют не только единое руководство, но и
нередко осуществляют параллельно совместное кредитование одного и того же
проекта. Хотя часть средств направляется в развивающиеся страны почти
бесплатно, в целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР
рентабельна, так как средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых.
Таким образом,
«разделение труда» между МБРР и МАР представляет собой частное, хотя и
наглядное проявление проблемы экспорта капитала и экономической помощи, когда
на межгосударственном уровне происходит совмещение потоков относительно дорогих
частных и дешевых государственных ресурсов ПРС, направляемые в развивающиеся
страны через основные институты группы МБРР.
Состав Совета
управляющих и Исполнительного директора такой же, как и в МБРР.
Административную деятельность выполняет по совместительству персонал Всемирного
Банка. Президент ведет текущие дела МАР. Штат его сотрудников разделен на
четыре сектора: финансирование, политика, планирование и
исследования.
Международная
Финансовая Корпорация
Международная
Финансовая Корпорация (МФК) является членом Группы Всемирного Банка. Местопребывание-Вашингтон.
Кроме того функционирует ряд бюро: во Франкфурте-на-Майне (Германия), Лондоне
(Великобритания), Париже (Франция), Токио (Япония). Сегодня МФК - наиболее
значительный многосторонний источник займов для проектов частного сектора в
развивающихся странах. Главной целью МФК является поощрение развития частного
сектора.
МФК, основанная в
1956г., за годы своей деятельности предоставила больше чем $21.2 миллиардов
собственных средств и содействовала привлечению около $15 миллиардов
синдицированных займов для 1,852 компаний из 129 развивающихся стран. Уставной
капитал Международной финансовой корпорации составляет $2.45 миллиарда.
Хотя МФК и
координирует свою деятельность с другими учреждениями Группы Всемирного Банка,
она является юридически и финансово независимой. Она имеет собственный Устав
(Articles of Agreement), пайщиков, свою финансовую, управленческую и штатную
структуру. Ее финансовые средства формируются 173 государствами-членами,
которые совместно определяют политику и деятельность Корпорации.
Особенность МФК
заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не
требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при
предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные
компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам
привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран.
Другим существенным
отличием МФК является то, что с 1961 г. она получила особое право не только
предоставлять кредиты, но и непосредственно осуществлять инвестиции в
акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей
перепродажей их акций частным инвесторам.
Эффективность
деятельности МФК не измеряется лишь суммой ее собственных вложений, обычно не
превышающих 25% стоимости кредитуемых проектов. Причем инвестиции МФК в ценные
бумаги (акции и облигации кредитуемых компаний) должны быть по возможности
краткосрочными и перепродаваться частным инвесторам, что, в свою очередь,
способствует развитию национальных финансовых рынков в соответствующих
странах-членах. Именно этой стороной деятельности Корпорация выделяется среди
всех крупных межгосударственных инвестиционных институтов, заметно ускоряя
процесс прямого инвестирования частного капитала в экономику развивающихся
стран. Примечательно, что Корпорация не отказывается поддерживать и
государственные предприятия, функционирующие как самостоятельные акционерные
компании при соблюдении общих правил рыночной экономики, типичных для частного
предпринимательства и свободного распределения и перевода прибылей.
Деятельностью МФК
управляют 173 государства-члена через Совет Управляющих (Board of Governors) и
Совет Директоров(Board of Directors). Каждая страна назначает Управляющего (как
правило - Министра финансов). Совет Директоров состоит из 24 Директоров.
Президент Группы Всемирного Банка, также является и Президентом МФК. МФК была
реорганизована в 1993 г. в соответствии с новыми требованиями (региональные
стратегии, совершенствование экспертной работы, особенно в отраслях
инфраструктуры, химии и нефтехимии, нефти и газа, горнодобывающей
промышленности и сельского хозяйства). За текущую деятельность отвечает
исполнительный директор. Исполнительный вице-президент (Executive Vice
President) МФК отвечает за непосредственное управление ежедневной
деятельностью. Он опирается на Группу управления (Management Group) в которую
входят 5 вице-президентов.
Можно выделить три
основных направления деятельности МФК: финансирование проектов частного
сектора, помощь компаниям в развивающихся странах в привлечении средств на
международных финансовых рынках, и консультационная и техническая помощь
бизнесам и правительствам.
Финансирование и
обеспечение консалтинговой помощи для предприятий частного сектора и проектов в
развивающихся странах МФК обеспечивает в партнерстве с частными инвесторами и,
через консультативную работу, помогает правительствам создать условия, которые
могли бы стимулировать приток внутренних и иностранных частных сбережений и
капиталовложения.
МФК непосредственно
участвует в капиталовложении только, когда необходимо специальное содействие,
которое дополняет частные вклады. Она также играет роль катализатора,
стимулируя и мобилизуя частное капиталовложение в развивающемся мире.
МФК предлагает
достаточно широкий спектр финансовых программ и услуг для частных компаний в
государствах-членах, в том числе долгосрочные ссуды в основных валютах с
фиксированным или изменяемым тарифом, гарантирование и резервное
финансирование, управление рисками и т. д. Все заимствования и проекты МФК
реализуются по рыночным тарифам, правительственные гарантии не принимаются.
МФК финансирует
проекты во всех отраслях, от сельского хозяйства до горной промышленности, от
производства до туризма. Хотя первоочередным направлением является финансирование
проектов частного сектора, деятельность МФК может также распространяться на
компании с государственным участием, если наряду с государством в них также
присутствует частный сектор и предприятие работает на коммерческой основе.
Возможно также финансирование компаний с иностранным участием.
Для присоединения к
МФК, государство должно быть членом МБРР.
МАГИ
Ни один орган группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для
частных инвесторов в условиях возросших некоммерческих рисков, что в значительной
мере сдерживает приток иностранного капитала во многие страны-члены. Именно
МАГИ как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 г. служит такой специальной
цели, как предоставление гарантий (покрывающих до 90 % общего объема
инвестиций) сроком на 15-20 лет на инвестиции в государствах-членах
(развивающихся странах) от некоммерческих рисков, т. е. обеспечивает своего
рода страхование от политических, экономических и иных видов рисков. К таким
рискам относятся экспроприация или аналогичные меры, трансферт валютных
средств, нарушение договоров вследствие принятия правительством нормативных
актов, война и гражданские беспорядки, революции, отмена конвертируемости
национальной валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в
страну инвестора и т. п.
В многостороннее
агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) в настоящее время входит 134
государства-члена, включая Россию. Местопребывание – Вашингтон.
Цели агентства:
·
Поощрение иностранных
инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в
качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка;
·Предоставление гарантий, включая страхование и
перестрахование некоммерческих рисков на инвестиции одного государства-члена
МАГИ в другом государстве-члене.
Важнейшим источником финансирования является уставный
капитал (948 млн. долларов), который обеспечивает предоставление гарантий на
сумму 745 млн. долларов. Причем эти гарантии могут покрывать до 90% общего
объема инвестиций, однако пока сумма гарантии на один проект не может превышать
50 млн. долларов.
Для выполнения поставленной цели МАГИ не только
предлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, но и
консультирует правительственные органы развивающихся стран-членов относительно
разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся
иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными
деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам
инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.
Все полномочия по управлению МАГИ принадлежат Совету
Управляющих, который может передать свои полномочия Директорату. Совет обычно
собирается на ежегодную сессию, кроме того могут быть созваны и другие
совещания. За текущую деятельность МАГИ отвечает директор. Председателем
Директората является президент МБРР (по должности). Президент МАГИ назначается
Директоратом по предложению президента МБРР и ведет текущие дела под общим
надзором директора.
Членами МАГИ могут стать только страны-члены МБРР. Среди
восточноевропейских стран МАГИ, как и МФК, отдает особый приоритет Польше и
Чехии, создавших наиболее благоприятный климат для иностранных инвестиций.
Деятельность группы
МБРР свидетельствует о стремлении ее руководства и основных пайщиков найти на
многосторонней основе новые, более безопасные формы внешнеэкономической
деятельности. Именно под эгидой МБРР усиливается координация многосторонних и
двусторонних программ долгосрочной помощи растущему числу заемщиков.
Страницы: 1, 2
|