|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как видно из таблицы, в настоящее время некоторые показатели экономической безопасности в нашей стране превысили критический рубеж. Прежде всего это касается степени износа активной части основных производственных фондов, валового внутреннего продукта в расчете на душу населения, доли заработной платы в доходах населения и уровня рентабельности экономики. Реализация Национальной стратегии устойчивого развития позволит уже в 2010 г. почти по всем важнейшим экономическим показателям обеспечить национальную безопасность страны и не выходить за пределы пороговых значений. [5,с824-831] 3.2 Анализ внешнеэкономических задач и приоритетов РБ на пути к устойчивому развитию Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Это обусловлено ориентацией важнейших отраслей материального производства и сферы услуг на внешний рынок и существенной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта. О наращивании внешнеэкономических связей Республики Беларусь и изменении структуры ее экспорта свидетельствуют данные, приведены рис. 3.1 и 3.2 Рис.2.1 Динамика показателей внешней торговли товарами и услугами
- Экспорт в Россию - Экспорт в страны СНГ (без России) - Экспорт в страны вне СНГ Рис.3.2. Изменение структуры экспорта Беларуси в 1997-2005гг.
Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество является стратегической задачей. Внешнеторговая политика будет строиться на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовекторности и либерализации внешнеторговых связей. Основная цель внешнеэкономической политики Республики Беларусь — эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений. В связи с этим важнейшими задачами, требующими решения, должны стать: • создание политических, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта; • расширение торгово-экономических связей с различными странами, региональными союзами и международными экономическими организациями; • участие страны в международном сотрудничестве по решению проблем перехода к устойчивому развитию. В ближайший период (до 2010 г.) необходимо будет: • привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами и принципами; совершенствовать правовые условия, механизмы привлечения и эффективно использовать иностранные и внутренние инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции и экологических стандартов; снизить ресурсо-, энерго- и материалоемкость продукции на основе использования современных технических идей и решений; : принять системы сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами, установить требования к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также безопасности применения; повысить уровень информированности национальных товаропроизводителей об изменениях конъюнктуры мировых рынков; • рационализировать импортные закупки и развить импортозамещающие экологически чистые производств. В соответствии с реализацией принципа многовекторности в международном сотрудничестве определены следующие приоритеты: • углубление сотрудничества с интеграционными объединениями стран Содружества Независимых Государств в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание Единого экономического пространства в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ); включение страны в качестве равноправного, суверенного и независимого государства в общеевропейский процесс интеграции; расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Укрепление интеграционного процесса со странами СНГ будет способствовать более быстрому вхождению Республики Беларусь в мировое сообщество. Для расширения взаимоотношений с Европейским союзом необходимо проводить работу по эффективному включению белорусской экономики в европейские международные экономические, финансовые, научные, «экологические структуры, содействовать углублению такого сотрудничества, развивать межрегиональные хозяйственные связи, принимать активное участие в многостороннем политическом и экономическом диалоге в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской патентной организации, Европейской конференции министров транспорта и других международных и региональных организаций. Следует расширить внешнеэкономическое сотрудничество с соседними государствами — кандидатами в Европейский союз, что обусловлено географической близостью и делает привлекательным развитие трансграничного сотрудничества. Перспективным является расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, особенно с быстро развивающимися Китаем и Индией. В целях реализации задач внешнеэкономической политики Республики Беларусь в процессе глобального перехода к устойчивому развитию предусматривается улучшить взаимодействие со всеми уровнями и структурными звеньями системы регулирования международного социально-эколого-экономического сотрудничества, в частности участвовать в реализации программ ООН по развитию человеческого потенциала (Программа развития ПРООН), Программы по окружающей среде (ЮНЕП), а также сотрудничать с Глобальным экологическим фондом (ГЕФ). Эффективная интеграция Беларуси в мировую экономику невозможна без участия в многосторонней торговой системе Всемирной торговой организации (ВТО). Продолжение процесса вступления страны в ВТО предопределяет необходимость совершенствования нормативно-правовой базы внешней торговли в направлении либерализации в соответствии с нормами и правилами этой организации (сокращение объемов квотирования и лицензирования экспорта, отмена экспортных пошлин и замена их внутренними налогами, ослабление внешнеторгового режима, сокращение субсидирования импорта, совершенствование применения мер нетарифного регулирования). Для расширения внешнеэкономической деятельности предстоит активизировать участие Республики Беларусь в работе международных экономических и финансовых организаций: Международного валютного фонда, группы Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференции ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям. Сотрудничество с этими экспертными международными организациями обеспечит накопление опыта в области внешнеэкономической деятельности, необходимого для ускорения процесса либерализации торговли и закрепления Республики Беларусь на мировых рынках. Перспективная форма интеграции экономики Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей — формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК), обеспечивающих внедрение социально-эколого-экономических передовых разработок. Для этого предусматривается развивать интеграционные отношения с участием межгосударственных финансовых и не- финансовых корпораций, создавать транснациональные структуры, межгосударственные альянсы предприятий. Статус малой индустриальной страны позволяет Республике Беларусь развивать стратегию проникновения в межстрановые ФПГ или ТНК путем вхождения в них белорусских предприятий. Чем в большее число международных производственно-технологических цепочек будет включена экономика Республики Беларусь, тем она будет более устойчивой и иметь больший потенциал развития. Одним из направлений устойчивого развития Республики Беларусь в мировой экономике является создание и развитие свободных экономических зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения иностранных инвестиций, стимулирования развития экспорта и импортозамещающих производств, внедрения современных технологий и новых' методов хозяйствования. Их создание и функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, отработкой рыночной модели развития, обеспечением благоприятных условий для экономического развития регионов страны, созданием новых рабочих мест, ускорением научно-технического прогресса. Среди многих зарубежных специалистов в области мировой экономики формируется убеждение в том, что дальнейшее эффективное и динамичное развитие мирового хозяйства все в большей степени связывается с принципом регионализма, который приходит на смену парадигме интернационализации экономики. Эти позиции имели значение и для Европейского континента, особенно в связи с новой ситуацией после развала СССР и СЭВ. Какие варианты региональных комбинаций могли быть смоделированы на этом этапе? Основные модели развития могли тогда просчитываться исходя из особенностей, определяемых региональными условиями. Стратегически ориентированное интерэкономическое поведение республики должно было учитывать факторы долговременного действия. Республика в своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности должна быть очень мобильна, уметь балансировать в разных новых политических и экономических ситуациях, извлекая политическую и экономическую выгоду как контактное государство. В целом более целесообразным представлялся вариант превращения республики в большую социально-экономическую зону в рамках новых структур СНГ. Благоприятный инвестиционный климат давал возможность формирования структур экономической деятельности совместно с российским, украинским, казахским и иным капиталом. Республика по этой причине могла стать выгодным ареалом экономического развития на перекрестке между Востоком и Западом. Технология вхождения в мировой рынок, нахождения ниши в нем возможна с учетом размеров и качества экономического потенциала, притом не целыми подотраслями, а отдельными, единичными, принципиально важными технологиями или производствами. Именно «точечное» вхождение является начальным вариантом, своего рода экспериментом, поддерживаемым государством. Затем возможны и иные варианты создания перспективных «точечных» ниш в мировой экономике. В этой связи необходимо было не только определение общего направления изменения специализации республики, но и проработка проблем конкурентоспособности и маркетинга каждого потенциально перспективного для экспорта продукта. Такого рода отбор целесообразен был на уровне конкретных производителей. Меры национально-государственной политики в этой области эффективны в том случае, если они направлены на снижение регламентации предприятий в области экспортно-импортных отношений, а также на создание финансово-экономических механизмов, стимулирующих структурную перестройку производства с учетом требований мирового рынка. Внедрение передовых технологий, в особенности в тех сферах экономики, которые имели реальные перспективы участия Республики Беларусь в системе международного разделения труда, а также в отраслях, имеющих решающее значение для стабилизации обстановки на потребительском рынке республики, являлись ключевыми направлениями во взаимодействии страны с другими странами мира. Перспективной формой производственной интеграции потенциалов европейского, азиатского, российского миров и нашей республики представлялось создание трансрегиональных корпораций со штаб-квартирами на территории республики. Сферой деятельности таких корпораций могли быть разные отрасли: агросырьевые, промышленные, научно-информационные. Однако практическое оформление такой идеи было сопряжено с рядом объективных трудностей, вызванных глубокими качественными изменениями во всех сферах жизни общества: Трансформацией социально-экономической и политической системы; последствиями катастрофы на ЧАЭС; исполнением международных договоров по сокращению вооружений. 'Данные факторы существенно повлияли на ситуацию в Республике Беларусь и явились определяющими при формировании и осуществлении государственной внешнеэкономической политики. Внешнеэкономический аспект стал рассматриваться как фактор, обеспечивающий: международную поддержку курса стабилизации экономики страны и ее включение в мирохозяйственные связи; • снижение военных расходов и более эффективное проведение конверсии оборонной промышленности; • решение проблем внешней задолженности; • преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС; • решение экологических проблем; • сохранение интеллектуального потенциала республики. Объективная реальность и целевая ориентация внешнеэкономической стратегии Беларуси предопределили ряд ее направлений, каждое из которых вытекало из единой цели. Стратегия сотрудничества в рамках СНГ была ориентирована па: поиск и налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества на основе имеющихся и новых форм хозяйственных связей; дальнейшее формирование договорно-правовой базы Содружества; урегулирование и предупреждение конфликтов на пространстве согласование военно-политического взаимодействия с целью защиты внешних границ СНГ; • обеспечение прав национальных меньшинств; • отстаивание интересов граждан Республики Беларусь на территории СНГ. Республика Беларусь активно поддерживала инициативы, направленные на преобразование СНГ из механизма переговоров, содействующих более успешному решению проблем, связанных с распадом СССР, в региональную организацию с высоким уровнем экономической интеграции и политического сотрудничества. Расширение участия республики в Европейском региональном сотрудничестве предполагало: • развитие общеевропейского интеграционного процесса, прежде всего в рамках совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), а также других интеграционных институтов (Европейский союз, Совет Европы, НАТО); • развитие субрегиональных отношений, в которых Республика Беларусь могла играть наиболее существенную роль в укреплении стабильности и развитии обоюдовыгодного сотрудничества; • развитие имеющихся и поиск новых форм торгово-экономических связей. Поддерживание и расширение взаимодействия с ведущими странами Запада было направлено на налаживание сотрудничества в областях, в которых наблюдалось совпадение интересов и концепций решения проблем..Членство в ООН и других международных организациях (МВФ, МБРР, ОЭСР и т. п.) было направлено на дополнение и расширение двусторонних и региональных механизмов, обеспечивающих доступ к мировому опыту, информации, статистике, экспертным услугам и источникам технической и финансовой помощи. Сотрудничество Беларуси со странами Азии, Африки и Латинской Америки ориентировано на достижение нового качества отношений, на развитие направлений, ранее не входивших в сферу ее активной политики. Страны данного региона, реально претендующие на роль глобальных величин, представлялись важными объектами внешнеэкономической деятельности.[6,c302-309]. 3.3 Анализ многовекторной интеграции РБ в мировом хозяйстве К моменту распада Советского Союза Беларусь лидировала среди союзных республик по активности ввоза-вывоза товаров. За пределы республики вывозились почти половина продукции белорусской промышленности и значительная часть сельскохозяйственного сырья (картофеля и овощей). По многим товарным позициям (трактора, грузовые автомобили и т.д.) вывоз составлял 90—95 % объема производства. В свою очередь потребности Беларуси в широком спектре товаров производственного и потребительского назначения полностью или почти полностью удовлетворялись за счет поставок из других союзных республик и из-за рубежа. БССР часто называли «сборочным цехом» Советского Союза, ее экономика формировалась как экспортоориентированная. Республика Беларусь располагает следующими потенциальными конкурентными преимуществами, облегчающими ее интеграцию в мирохозяйственное пространство: • выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; • развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; • значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов); • достаточно мощная строительная база; • весомый научно-технический потенциал; • высокий образовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившейся системе подготовки квалифицированных кадров; • комплексность развития территорий; • многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков. Не только отмеченные конкурентные преимущества, но и слабые места белорусской экономики определяют специфику участия Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей. Исторически и логически первой формой мирохозяйственных связей является внешняя торговля. Экспорт товаров и услуг выступает в качестве одного из приоритетов социально-экономического развития страны. Республика осуществляет внешнеторговые операции более чем со 160 странами мира. Основными торговыми партнерами Беларуси являются: Россия, Германия, Великобритания, Польша, Украина, Нидерланды, Италия, Литва, Латвия, США. Внешнеторговый оборот Республики Беларусь в 2004 г. составил 29 899,3 млн дол. США. Сальдо торгового баланса сложилось отрицательным, в размере 2065,7 млн дол. Внешняя торговля в январе—августе 2005 г. достигла положительного сальдо в объеме 98,3 млн дол., внешнеторговый оборот товарами сложился в фактических ценах в объеме 20 175,9 млн дол. и увеличился по сравнению с январем—августом 2004 г. на 9,6 %. В товарной структуре экспорта наиболее весомо представлены машины, оборудование и транспортные средства (24 %), минеральные продукты„(22,7 %), продукция химической промышленности, каучук (включая химические волокна и нити' (16,9 %), черные, цветные металлы и изделия из них (8,6 %) а также продовольственные товары и сырье для их производства (8,4 %). В товарной структуре импорта лидируют минеральные продукты (26,9 %), машины, оборудование и транспортные средства (23,9 %), продукция химической промышленности (13,7 %) продовольственные товары и сырье для их производства (12 %) Важной задачей для Республики Беларусь является повышение доли высокотехнологичного экспорта в общем объем промышленного экспорта, которая в настоящее время составляет немногим более 3 % , в то время как в странах ЕС — 20 % США — 30 % . Наиболее существенный вклад в экспорт инновационной продукции вносят в Беларуси отрасли — лидеры по внедрении новой техники и технологий. На долю машиностроения и металлообработки приходится примерно 55 % общего количеств созданных в промышленности передовых технологий и 36% всей экспортируемой инновационной продукции. В этих же отраслях патентуется наибольшее количество результатов НИОКР (химия, нефтехимия, черная металлургия). Развитие мирового хозяйства в последние десятилетия свидетельствует о бурном развитии сферы услуг, темпы роста международной торговли услугами в 1,5—2 раза опережают рост торговли товарами. Внешняя торговля услугами в Республике Беларусь в 2004 г. в сумме составила 2786,6 млн дол. США. Во внешней торговле услугами сформировалось положительное сальдо в размере 712,6 млн дол. Международный оборот услуг в январе—августе 2005 г. составил 2216,1 млн дол. США, сальдо сформировалось положительное — 578,9 млн дол. В экспорте услуг преобладали транспортные услуги (57 %), связанные с поездками (17,8 %), прочие деловые услуги, в частности, юридические и бухгалтерские, консультационные услуги в области управления, услуги в области рекламы и изучения конъюнктуры рынка (13,3 %), научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки, архитектурные, инженерные услуги, услуги связи (4,7 %), а также строительные услуги (4 %). Почти две трети экспорта услуг направлялось в страны дальнего зарубежья. В импорте превалировали услуги, связанные с поездками (52,2 %), а также транспортные услуги (20,2 %). Научно-техническая революция чрезвычайно разнообразит набор товаров и услуг, предлагаемых на мировом рынке. В частности, товаром становится технология, иначе говоря, комплекс научно-технических знаний о приемах и методах производства, а также формах его организации и управления. Государственная политика в области научно-технического сотрудничества в Беларуси основана на приоритете национальных интересов с учетом реальной геополитической ситуации в мире и ориентирована на поддержку конкурентоспособных разработок и продвижение на мировой рынок продукции, созданной на основе отечественных новых высоких технологий. В настоящее время индекс конкурентоспособности экономического роста любого государства на 50 % зависит от развития высоких технологий, без которых проблематично обеспечить устойчивый экономический рост. Расходы развитых стран на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в 10 раз больше, чем развивающихся. По количеству выданных патентов на изобретения в расчете на 1 млн жителей Беларусь имеет одинаковый показатель с Польшей, в 2 раза уступает России, в 5 раз — Германии, в 10 — США, в 15 раз — Японии. Всего 20 % технологий, созданных национальными субъектами, патентуется за границей. При одинаковой численности населения за последние годы субъектами Чехии подано в 7 раз больше международных заявок на патентование изобретений, чем субъектами Беларуси. В нашей республике свои технологические решения защищают более 50 государств. Патентная активность иностранных субъектов наиболее высока в экспортообразующих отраслях — химии, медицине, сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности. За время существования национальной патентной системы белорусскими субъектами подано только 78 заявок на международную регистрацию товарных знаков, в то время как зарубежные заявители защитили в Беларуси 43 239 товарных знаков. Интенсивное развитие мирохозяйственных связей требует высокой степени правового регулирования международных отношений в сфере интеллектуальной собственности. Охрана интеллектуальной собственности (объектов промышленной собственности и авторского права) осуществляется в различных формах: это патенты исключительного права (на изобретения, промышленные образцы), свидетельства (на товарные знаки, знаки обслуживания) и др. Создатель признаваемого охраноспособного объекта интеллектуальной собственности, защита которого оформлена надлежащим образом, приобретает исключительное право на его использование, реализацию, передачу по договору (например, по лицензии). Улучшению позиций Республики Беларусь в международном научно-техническом обмене призвана содействовать государственная научно-техническая программа «Белавтотракторостроение», ориентированная на создание конкретных видов новой конкурентоспособной техники. На постсоветском пространстве учеными НАН Беларуси и белорусских вузов в союзе с промышленниками страны разработана техника, объем продаж которой только за 1999—2003 гг. составил 409,34 млн дол. При этом общие затраты на ее разработку равнялись 67 млн дол. [7.c497-507] Интернационализация хозяйственной жизни усиливает перемещение между странами не только товаров, услуг, технологий, но и капиталов. За последние 10 лет Беларусь привлекла около 4 млрд дол. США иностранных инвестиций. Валовой объем поступивших прямых инвестиций в 2004 г. — 897,8 млн дол. США; а за первое полугодие 2005 г. — 295,1 млн дол. Основными инвесторами предприятий Беларуси были субъекты хозяйствования Швейцарии, России, Австрии, Виргинских островов, Германии. К началу 2004 г. в Беларуси функционировали 2957 организаций с иностранными инвестициями, т.е. на 11 % больше, чем в 2002 г. Из них иностранных — 46,7 % , совместных — 53,3 % . В настоящее время разрабатываются проекты по совместному изготовлению медикаментов, скоростных лифтов предприятиями Беларуси и Москвы. Московское предприятие ОАО «Тушино-Авто» совместно с РУП «МАЗ» и УП «Белкоммунмаш» приступили к досборке на производственных площадях ОАО «Тушинский машиностроительный завод» автобусов и троллейбусов. В рамках данного проекта планировалось укомплектовать и продать в 2005 г. 200 единиц белорусской техники. ОАО «Московские учебники и картолитография», печатающее учебники для столичных школ России, намерено инвестировать 2 млн евро в гомельский полиграфический комбинат «Сож». Кроме движения капиталов в предпринимательской форме, Беларусь участвует и в движении ссудного капитала. Кредиты и займы — обычные явления в экономической деятельности любого правительства, и практически все страны мира имеют тот или иной государственный долг. У Беларуси самый низкий среди постсоветских государств объем внешнего государственного долга. На 1 июля 2004 г. он составлял всего 662,8 млн дол. В других постсоветских странах он в несколько раз выше. В расчете на душу населения в Беларуси приходится только 67 дол. внешнего долга, в то время как в Украине — 177, в России — 834 дол. Если доля прямых инвестиций в иностранном капитале, привлеченном в Беларусь, составляет 51,6 %, портфельных — менее 0,1 %, то доля прочих инвестиций — 48,3 % общей суммы иностранных инвестиций, или 641,3 млн дол. США. Основными формами привлечения прочих иностранных инвестиций были ссуды, займы, финансовый лизинг (44,3 %), иностранные кредиты (39,5 % общей суммы прочих инвестиций). В 2000 г. при Совете Министров Республики Беларусь был создан Координационный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), в состав которого вошли: представители Немецкого экономического клуба; «Цейс—БелОМО» (Германия); «Штотц АгроСервис» (Германия); «НТК Славнефть» (РФ), «Кока-Кола» (Нидерланды); «Маерск Медикал» (Дания), «Минселко» (Турция); «Рестораны Макдональдс» (США); «БаккоБисов» (Швеция); «СЖС» (Швейцария); представительство Международной финансовой корпорации в Беларуси; представительство ПРООН в Беларуси. В конце 2001 г. был учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), ставший преемником Координационного совета. В его работе участвует Белорусская торгово-промышленная палата. На регулярной основе происходят поездки представителей деловых кругов Беларуси в другие страны, их цель — презентация инвестиционных проектов, ознакомление потенциальных иностранных партнеров с условиями работы в республике. Кроме того, активную роль по привлечению иностранных инвестиций играют посольства Республики Беларусь за рубежом. С целью стимулирования инвестиционного процесса в республике были созданы рабочие группы («Совершенствование налогового законодательства и системы бухгалтерского учета», «Создание благоприятного имиджа Беларуси за рубежом», «Совершенствование инвестиционного законодательства», «Совершенствование таможенного законодательства»), которые проанализировали соответствующие юридические акты Беларуси и разработали предложения по их доработке. Одним из важных и непростых аспектов интернационализации экономических отношений в мире является международная миграция рабочей силы. Эта проблема стала актуальной и для Беларуси. В начале XXI в. свыше 150 млн человек на планете проживают вне пределов государств происхождения, более 70 млн человек работают за границей. Кроме того, в настоящее время насчитывается свыше 15 млн беженцев и лиц, ищущих убежище. Миграция вносит свой вклад в общий процесс изменения уровня населения и демографической ситуации в целом. Если число въезжающих в страну больше числа выезжающих, следствиями могут стать рост безработицы и потенциальное усиление напряженности на этнической почве. Преобладание числа выезжающих из страны способно повлечь за собой нехватку рабочей силы, в том числе в ключевых сферах экономической деятельности. На постсоветском пространстве самым иммиграционным государством, избираемым иностранцами в качестве постоянного места жительства, является Республика Беларусь, здесь на 1000 человек приходится 2,66 мигранта Экономический потенциал Республики Беларусь обусловливает экспортную ориентацию народного хозяйства, позволяет вести активную (агрессивную) внешнеэкономическую политику. К ее основным направлениям, в частности, можно отнести: • регулирование развития внешнеэкономических связей в выгодном для интересов государства направлении; • защиту отечественных товаропроизводителей, создание условий для поддержки их конкурентоспособности; • стратегическое планирование и прогнозирование развития внешнеэкономических процессов; • финансовую, информационную, научную, правовую, дипломатическую, организационную и другую поддержку эффективного развития внешнеэкономических связей. Основной задачей внешнеэкономической деятельности должно стать восстановление и развитие связей с традиционными рынками стран ближнего зарубежья, особенно России. Республика Беларусь, строя свою внешнеэкономическую политику на принципах многовекторности, будет продолжать торгово-экономическое сотрудничество со всеми странами, включая партнеров из дальнего зарубежья, и их региональными объединениями, с различными союзами и международными организациями Направления и принципы внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь обусловлены ее спецификой как малой страны, благоприятными для жизнедеятельности человека условиями и экономико-географическим положением. Чтобы участвовать в системе мирохозяйственных связей, Беларусь должна учитывать тот факт, что мировое сообщество переходит к новому этапу исторического развития — постиндустриальному обществу с цивилизационной стратегией общественного прогресса, ставящей в центр мирового развития высокообразованного и социально активного человека, способного адекватно влиять на развитие экономики, науки и культуры.[7,c496-506] IV. Оценка влияния интеграционных процессов на экономику РБ. 4.1 Последствия Европейской экономической интеграции для Республики Беларусь Своеобразие экономики Республики Беларусь состоит в том, что, с одной стороны, она находится в состоянии внутренней трансформации, с другой, выступает в качестве экономической системы открытого типа. Как экономика открытого типа она отличается высокой степенью открытости, которая характеризует ее сильную зависимость от состояния внешних экономических связей. Размер внешнеторговой квоты Республики Беларусь является одним из самых высоких в Европе, в 2002 году ее коэффициент составил 1,31 (см. табл. 3 1). Таблица 3.1 Внешнеторговая квота РБ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1990 |
1995 |
1998 |
|