бесплатные рефераты

Мировое хозяйство: сущность, эволюция и проблемы функционирования

Показатель

Порогоое значение
показателя

Значение показателя в
Республик Беларусь

 

 

Вероятные соц.-полит, 
экономические и
экологические
последствия в случае
выхода за порогоовые
значения

 

 

2002г.

2010г.

2020г.

 

1

2

3

4

5

6

Валовый внутренний
продукт (ВВП) по паритету поку-
пательной способно-
сти на душу населения,тыс.дол. США

Не менее 12

6

14,2

24,7

Депрессивное состояние экономики,
соц.нестабильность, утечка капиталов

Дефицит консолидированного
 государственного
бюджета к ВВП,%

Не более 3

0,2

Не более 2

Не более 2

Проблемы с источниками по-
крытия дефицита, возрастание затрат
на обслуживание государственного долга

Степень износа активной части основных производ-
ственных фондов,%

Не более 60

75

65

60

Снижение конкурентоспособности
 и качества продукции,рост
энергоемкости,затрат на ремонт
 и ликвидацию аварий

Объем инвестиций к ВВП,%

Не менее 20

17,2

23-24

26-27

Замедление экономического
 роста,падение конкуренто-
способности

Уровень инфляции ИПЛ( декабрь к декабрю предыдущего года),%

Не более 40

34.8

8--10

4--6

Снижене инвестиционной
активности макроэкономическая
 нестабильность,демоне-
тизация и долларизация
 экомомики

Уровень рентабельности  в среднем по экономике,%

Не менее 10

8,7

12--17

15--20

Ухудшение финансового
состояния реального
сектора экономики ,пореря
 основных и оборотных средств

Доля импорта
продовольственных  товаров в общем объеме их рознечного товарооборота,%

Не более 30

27,4

23-25

20-23

Зависимость от зарубежных поставок
продовольствия,
возможность насыщения
рынка недоброкачественной
продукцией

Доля заработной платы в
доходах населения,%

Не менее 60

48,5

55

66

Снижение мотивационных стимулов,замедлнние роста призводительности труда

Коэффициент диф-
ференциации доходов(10% высокодоходных
групп и 10% низкодо-
ходных групп населения)раз

Не более 10

5,9

5,8

5,8

Антаганизм социальной
структуры

Уровень безработици
на конец года
(к численноти эконо-
мически активного
населения),%

Не более 10

3

3,0-3,5

2,4-3,0

Рост социально уязвимых
категорий населения,
усиление социальной
напряженности в обществе

Снижение энергоем-
кости ВВП (среднего-
довое),%

-1

-5,3

-4,4

-4,9

Усиление энергетической
зависимости вследствии
увеличения потребления ТЭР

Удельный вес затрат
на охрану природы в ВВП,%

4--5

2

2,3

2,5

Загрязнение природной среды



Как видно из таблицы, в настоящее время некоторые показа­тели экономической безопасности в нашей стране превысили критический рубеж. Прежде всего это касается степени износа активной части основных производственных фондов, валового внутреннего продукта в расчете на душу населения, доли зара­ботной платы в доходах населения и уровня рентабельности эко­номики. Реализация Национальной стратегии устойчивого раз­вития позволит уже в 2010 г. почти по всем важнейшим эконо­мическим показателям обеспечить национальную безопасность страны и не выходить за пределы пороговых значений. [5,с824-831]


3.2 Анализ внешнеэкономических задач и приоритетов РБ на пути к устойчивому развитию

Продвижение Республики Беларусь по пути устойчивого развития в решающей степени зависит от качественного расширения ее связей с внешним миром. Это обусловлено ориентацией важнейших отраслей материального производства и сферы услуг на внешний рынок и суще­ственной зависимостью белорусского сырьевого рынка от импорта.

О наращивании внешнеэкономических связей Республики Беларусь и изменении структуры ее экспорта свидетельствуют данные, приведены рис. 3.1 и 3.2






Рис.2.1 Динамика показателей внешней торговли товарами и услугами

 

                      

 


             - Экспорт в Россию

 - Экспорт в страны СНГ (без России)

 - Экспорт в страны вне СНГ


Рис.3.2. Изменение структуры экспорта Беларуси в 1997-2005гг.

 

Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество является стратегической задачей. Внешнеторговая политика будет стро­иться на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовекторности и ли­берализации внешнеторговых связей.

Основная цель внешнеэкономической политики Республики Бела­русь — эффективное участие в международном разделении труда на ос­нове использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социаль­ной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природ­ного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынеш­него и будущих поколений.

В связи с этим важнейшими задачами, требующими решения, долж­ны стать:

•  создание политических, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющих­ся и новых рынках сбыта;

•  расширение торгово-экономических связей с различными странами, региональными союзами и международными экономическими органи­зациями;

•  участие страны в международном сотрудничестве по решению про­блем перехода к устойчивому развитию.

В ближайший период (до 2010 г.) необходимо будет:


•  привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами и принципами; совершенствовать правовые условия, механизмы привлечения и эффективно использовать иностранные и внутренние инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции и экологических стандартов; снизить ресурсо-, энерго- и материалоемкость продукции на основе использования современных технических идей и решений; : принять системы сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами, установить требования к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также  безопасности применения;

повысить уровень информированности национальных товаропро­изводителей об изменениях конъюнктуры мировых рынков;

•  рационализировать импортные закупки и развить импортозамеща­ющие экологически чистые производств.

В соответствии с реализацией принципа многовекторности в между­народном сотрудничестве определены следующие приоритеты:

• углубление сотрудничества с интеграционными объединениями стран Содружества Независимых Государств в рамках Союзного госу­дарства Республики Беларусь и Российской Федерации, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание Единого экономи­ческого пространства в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ);

включение страны в качестве равноправного, суверенного и независимого государства в общеевропейский процесс интеграции; расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной  Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Укрепление интеграционного процесса со странами СНГ будет способствовать более быстрому вхождению Республики Беларусь в мировое сообщество.

Для расширения взаимоотношений с Европейским союзом необходимо проводить работу по эффективному включению белорусской экономики в  европейские международные экономические, финансовые, научные, «экологические структуры, содействовать углублению такого сотрудниче­ства, развивать межрегиональные хозяйственные связи, принимать активное участие в многостороннем политическом и экономическом диалоге в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской патентной организации, Европейской конференции министров транспорта и других международных и региональных организаций.

Следует расширить внешнеэкономическое сотрудничество с соседни­ми государствами — кандидатами в Европейский союз, что обусловлено географической близостью и делает привлекательным развитие транс­граничного сотрудничества.

Перспективным является расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, особенно с быстро развивающимися Китаем и Индией.

В целях реализации задач внешнеэкономической политики Республи­ки Беларусь в процессе глобального перехода к устойчивому развитию предусматривается улучшить взаимодействие со всеми уровнями и структурными звеньями системы регулирования международного социально-эколого-экономического сотрудничества, в частности участвовать в реализации программ ООН по развитию человеческого потенциала (Программа развития ПРООН), Программы по окружающей среде (ЮНЕП), а также сотрудничать с Глобальным экологическим фондом (ГЕФ).

Эффективная интеграция Беларуси в мировую экономику невозмож­на без участия в многосторонней торговой системе Всемирной торговой организации (ВТО). Продолжение процесса вступления страны в ВТО предопределяет необходимость совершенствования нормативно-право­вой базы внешней торговли в направлении либерализации в соответ­ствии с нормами и правилами этой организации (сокращение объемов квотирования и лицензирования экспорта, отмена экспортных пошлин и замена их внутренними налогами, ослабление внешнеторгового режи­ма, сокращение субсидирования импорта, совершенствование примене­ния мер нетарифного регулирования).

Для расширения внешнеэкономической деятельности предстоит ак­тивизировать участие Республики Беларусь в работе международных экономических и финансовых организаций: Международного валютно­го фонда, группы Всемирного банка, Организации экономического со­трудничества и развития (ОЭСР), Организации ООН по промышлен­ному развитию (ЮНИДО), Конференции ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям. Сотрудничество с этими экспертными международными организациями обеспечит накопление опыта в облас­ти внешнеэкономической деятельности, необходимого для ускорения процесса либерализации торговли и закрепления Республики Беларусь на мировых рынках.

Перспективная форма интеграции экономики Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей — формирование финансово-про­мышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК), обеспечивающих внедрение социально-эколого-экономических передовых разработок. Для этого предусматривается развивать интеграци­онные отношения с участием межгосударственных финансовых и не-

финансовых корпораций, создавать транснациональные структуры, межгосударственные альянсы предприятий. Статус малой индустри­альной страны позволяет Республике Беларусь развивать стратегию проникновения в межстрановые ФПГ или ТНК путем вхождения в них белорусских предприятий. Чем в большее число международных производственно-технологических цепочек будет включена экономика Республики Беларусь, тем она будет более устойчивой и иметь больший потенциал развития.

Одним из направлений устойчивого развития Республики Беларусь в мировой экономике является создание и развитие свободных экономических зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов структурно-инвестиционной по­литики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения ино­странных инвестиций, стимулирования развития экспорта и импорто­замещающих производств, внедрения современных технологий и но­вых' методов хозяйствования. Их создание и функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, отработкой рыночной модели развития, обеспечением благоприятных условий для экономического развития регионов стра­ны, созданием новых рабочих мест, ускорением научно-технического прогресса. Среди многих зарубежных специалистов в области мировой экономи­ки формируется убеждение в том, что дальнейшее эффективное и дина­мичное развитие мирового хозяйства все в большей степени связывается с принципом регионализма, который приходит на смену парадигме ин­тернационализации экономики. Эти позиции имели значение и для Ев­ропейского континента, особенно в связи с новой ситуацией после раз­вала СССР и СЭВ. Какие варианты региональных комбинаций могли быть смоделированы на этом  этапе? Основные модели развития могли тогда просчитываться исходя из особенностей, определяемых региональными условиями. Стратегически ориентированное интерэкономическое поведение республики должно было учитывать факторы долговременного действия. Республика в своей внешнеполитической и внешнеэкономичес­кой деятельности должна быть очень мобильна, уметь балансировать в разных новых политических и экономических ситуациях, извлекая политическую и экономическую выгоду как контактное государство. В целом более целесообразным представлялся вариант превращения республики в большую социально-экономическую зону в рамках новых структур СНГ. Благоприятный инвестиционный климат давал возмож­ность формирования структур экономической деятельности совместно с российским, украинским, казахским и иным капиталом. Республика по этой причине могла стать выгодным ареалом экономического развития на перекрестке между Востоком и Западом.

Технология вхождения в мировой рынок, нахождения ниши в нем возможна с учетом размеров и качества экономического потенциала, притом не целыми подотраслями, а отдельными, единичными, прин­ципиально важными технологиями или производствами. Именно «то­чечное» вхождение является начальным вариантом, своего рода экс­периментом, поддерживаемым государством. Затем возможны и иные варианты создания перспективных «точечных» ниш в мировой эко­номике.

В этой связи необходимо было не только определение общего направ­ления изменения специализации республики, но и проработка проблем конкурентоспособности и маркетинга каждого потенциально перспек­тивного для экспорта продукта. Такого рода отбор целесообразен был на уровне конкретных производителей. Меры национально-государствен­ной политики в этой области эффективны в том случае, если они направ­лены на снижение регламентации предприятий в области экспортно-импортных отношений, а также на создание финансово-экономических механизмов, стимулирующих структурную перестройку производства с учетом требований мирового рынка.

Внедрение передовых технологий, в особенности в тех сферах эконо­мики, которые имели реальные перспективы участия Республики Бела­русь в системе международного разделения труда, а также в отраслях, имеющих решающее значение для стабилизации обстановки на потре­бительском рынке республики, являлись ключевыми направлениями во взаимодействии страны с другими странами мира.

Перспективной формой производственной интеграции потенциалов европейского, азиатского, российского миров и нашей республики пред­ставлялось создание трансрегиональных корпораций со штаб-квартира­ми на территории республики. Сферой деятельности таких корпораций могли быть разные отрасли: агросырьевые, промышленные, научно-ин­формационные.

Однако практическое оформление такой идеи было сопряжено с ря­дом объективных трудностей, вызванных глубокими качественными из­менениями во всех сферах жизни общества:


Трансформацией социально-экономической и политической системы; последствиями катастрофы на ЧАЭС;

исполнением международных договоров по сокращению вооружений. 'Данные факторы существенно повлияли на ситуацию в Республике Беларусь и явились определяющими при формировании и осуществле­нии государственной внешнеэкономической политики. Внешнеэконо­мический аспект стал рассматриваться как фактор, обеспечивающий:

 международную поддержку курса стабилизации экономики страны и ее включение в мирохозяйственные связи;

•  снижение военных расходов и более эффективное проведение кон­версии оборонной промышленности;

•  решение проблем внешней задолженности;

•  преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС;

•  решение экологических проблем;

•  сохранение интеллектуального потенциала республики.

Объективная реальность и целевая ориентация внешнеэкономической стратегии Беларуси предопределили ряд ее направлений, каждое из которых вытекало из единой цели.

Стратегия сотрудничества в рамках СНГ была ориентирована па:  поиск и налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества на основе имеющихся и новых форм хозяйственных связей;  дальнейшее формирование договорно-правовой базы Содружества; урегулирование и предупреждение конфликтов на пространстве

согласование военно-политического взаимодействия с целью защиты внешних границ СНГ;

•  обеспечение прав национальных меньшинств;

•  отстаивание интересов граждан Республики Беларусь на террито­рии СНГ.

Республика Беларусь активно поддерживала инициативы, направ­ленные на преобразование СНГ из механизма переговоров, содействую­щих более успешному решению проблем, связанных с распадом СССР, в региональную организацию с высоким уровнем экономической интегра­ции и политического сотрудничества.

Расширение участия республики в Европейском региональном сотруд­ничестве предполагало:

•  развитие общеевропейского интеграционного процесса, прежде все­го в рамках совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), а также других интеграционных институтов (Европейский

союз, Совет Европы, НАТО);

•  развитие субрегиональных отношений, в которых Республика Бе­ларусь могла играть наиболее существенную роль в укреплении ста­бильности и развитии обоюдовыгодного сотрудничества;

•  развитие имеющихся и поиск новых форм торгово-экономических

связей.

Поддерживание и расширение взаимодействия с ведущими странами Запада было направлено на налаживание сотрудничества в областях, в ко­торых наблюдалось совпадение интересов и концепций решения проблем..Членство в ООН и других международных организациях (МВФ, МБРР, ОЭСР и т. п.) было направлено на дополнение и расширение двусторонних и региональных механизмов, обеспечивающих доступ к мировому опыту, информации, статистике, экспертным услугам и источ­никам технической и финансовой помощи.

Сотрудничество Беларуси со странами Азии, Африки и Латинской Америки ориентировано на достижение нового качества отношений, на раз­витие направлений, ранее не входивших в сферу ее активной политики. Страны данного региона, реально претендующие на роль глобальных ве­личин, представлялись важными объектами внешнеэкономической дея­тельности.[6,c302-309].


3.3 Анализ многовекторной интеграции РБ в мировом хозяйстве


К моменту распада Советского Союза Беларусь лидировала среди союзных республик по активности ввоза-вывоза товаров. За пределы республики вывозились почти половина продукции белорусской промышленности и значительная часть сельскохо­зяйственного сырья (картофеля и овощей). По многим товар­ным позициям (трактора, грузовые автомобили и т.д.) вывоз составлял 90—95 % объема производства. В свою очередь пот­ребности Беларуси в широком спектре товаров производствен­ного и потребительского назначения полностью или почти пол­ностью удовлетворялись за счет поставок из других союзных республик и из-за рубежа. БССР часто называли «сборочным цехом» Советского Союза, ее экономика формировалась как экспортоориентированная.

Республика Беларусь располагает следующими потенциаль­ными конкурентными преимуществами, облегчающими ее ин­теграцию в мирохозяйственное пространство:

•  выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

•  развитая  система транспортных  коммуникаций  и  про­изводственная инфраструктура в целом;

•  значительные земельные, водные и лесные ресурсы, нали­чие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов);

•  достаточно мощная строительная база;

•  весомый научно-технический потенциал;

•  высокий образовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившейся системе подготовки квали­фицированных кадров;

•  комплексность развития территорий;

• многовекторные  внешнеэкономические связи,  способ­ствующие расширению внешних рынков.

Не только отмеченные конкурентные преимущества, но и слабые места белорусской экономики определяют специфику участия  Республики   Беларусь  в системе мирохозяйственных связей.

Исторически и логически первой формой мирохозяйствен­ных связей является внешняя торговля. Экспорт товаров и ус­луг выступает в качестве одного из приоритетов социально-эко­номического развития страны.

Республика осуществляет внешнеторговые операции более чем со 160 странами мира. Основными торговыми партнерами Беларуси являются: Россия, Германия, Великобритания, Поль­ша, Украина, Нидерланды, Италия, Литва, Латвия, США.

Внешнеторговый оборот Республики Беларусь в 2004 г. сос­тавил 29 899,3 млн дол. США. Сальдо торгового баланса сложи­лось отрицательным, в размере 2065,7 млн дол. Внешняя торгов­ля в январе—августе 2005 г. достигла положительного сальдо в объеме 98,3 млн дол., внешнеторговый оборот товарами сложил­ся в фактических ценах в объеме 20 175,9 млн дол. и увеличился по сравнению с январем—августом 2004 г. на 9,6 %.

В товарной структуре экспорта наиболее весомо представ­лены машины, оборудование и транспортные средства (24 %), минеральные продукты„(22,7 %), продукция химической про­мышленности, каучук (включая химические волокна и нити' (16,9 %), черные, цветные металлы и изделия из них (8,6 %) а также продовольственные товары и сырье для их производства (8,4 %).

В товарной структуре импорта лидируют минеральные продукты (26,9 %), машины, оборудование и транспортные средства (23,9 %), продукция химической промышленности (13,7 %) продовольственные товары и сырье для их производства (12 %)

Важной задачей для Республики Беларусь является повышение доли высокотехнологичного экспорта в общем объем промышленного экспорта, которая в настоящее время составляет немногим более 3 % , в то время как в странах ЕС — 20 %

США — 30 % .    

Наиболее существенный вклад в экспорт инновационной продукции вносят в Беларуси отрасли — лидеры по внедрении новой техники и технологий. На долю машиностроения и металлообработки приходится примерно 55 % общего количеств созданных в промышленности передовых технологий и 36% всей  экспортируемой инновационной продукции. В этих же от­раслях патентуется наибольшее количество результатов НИОКР (химия, нефтехимия, черная металлургия).

Развитие мирового хозяйства в последние десятилетия сви­детельствует о бурном развитии сферы услуг, темпы роста меж­дународной торговли услугами в 1,5—2 раза опережают рост торговли товарами.

Внешняя торговля услугами в Республике Беларусь в 2004 г. в сумме составила 2786,6 млн дол. США. Во внешней торговле услугами сформировалось положительное сальдо в размере 712,6 млн дол. Международный оборот услуг в январе—августе 2005 г. составил 2216,1 млн дол. США, сальдо сформировалось положительное — 578,9 млн дол.

В экспорте услуг преобладали транспортные услуги (57 %), связанные с поездками (17,8 %), прочие деловые услуги, в част­ности, юридические и бухгалтерские, консультационные услу­ги в области управления, услуги в области рекламы и изучения конъюнктуры рынка (13,3 %), научно-исследовательские рабо­ты и опытно-конструкторские разработки, архитектурные, ин­женерные услуги, услуги связи (4,7 %), а также строительные услуги (4 %). Почти две трети экспорта услуг направлялось в страны дальнего зарубежья.

В импорте превалировали услуги, связанные с поездками (52,2 %), а также транспортные услуги (20,2 %).

Научно-техническая революция чрезвычайно разнообразит набор товаров и услуг, предлагаемых на мировом рынке. В част­ности, товаром становится технология, иначе говоря, комплекс научно-технических знаний о приемах и методах производства, а также формах его организации и управления.

Государственная политика в области научно-технического сотрудничества в Беларуси основана на приоритете националь­ных интересов с учетом реальной геополитической ситуации в мире и ориентирована на поддержку конкурентоспособных разработок и продвижение на мировой рынок продукции, соз­данной на основе отечественных новых высоких технологий.

В настоящее время индекс конкурентоспособности экономи­ческого роста любого государства на 50 % зависит от развития высоких технологий, без которых проблематично обеспечить устойчивый экономический рост. Расходы развитых стран на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в 10 раз больше, чем развивающихся.

По количеству выданных патентов на изобретения в расчете на  1   млн  жителей  Беларусь  имеет  одинаковый  показатель с Польшей, в 2 раза уступает России, в 5 раз — Германии, в 10 — США, в 15 раз — Японии.

Всего 20 % технологий, созданных национальными субъек­тами, патентуется за границей. При одинаковой численности населения за последние годы субъектами Чехии подано в 7 раз больше международных заявок на патентование изобретений, чем субъектами Беларуси.

В нашей республике свои технологические решения защи­щают более 50 государств. Патентная активность иностранных субъектов наиболее высока в экспортообразующих отраслях — химии, медицине, сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.

За время существования национальной патентной системы белорусскими субъектами подано только 78 заявок на междуна­родную регистрацию товарных знаков, в то время как зарубеж­ные заявители защитили в Беларуси 43 239 товарных знаков.

Интенсивное развитие мирохозяйственных связей требует высокой степени правового регулирования международных от­ношений в сфере интеллектуальной собственности. Охрана ин­теллектуальной собственности (объектов промышленной соб­ственности и авторского права) осуществляется в различных формах: это патенты исключительного права (на изобретения, промышленные образцы), свидетельства (на товарные знаки, знаки обслуживания) и др.

Создатель признаваемого охраноспособного объекта интел­лектуальной собственности, защита которого оформлена надле­жащим образом, приобретает исключительное право на его ис­пользование, реализацию, передачу по договору (например, по лицензии).

Улучшению позиций Республики Беларусь в международ­ном научно-техническом обмене призвана содействовать госу­дарственная научно-техническая программа «Белавтотракторостроение», ориентированная на создание конкретных видов новой конкурентоспособной техники.

На постсоветском пространстве учеными НАН Беларуси и белорусских вузов в союзе с промышленниками страны разра­ботана техника, объем продаж которой только за 1999—2003 гг. составил 409,34 млн дол. При этом общие затраты на ее разра­ботку равнялись 67 млн дол. [7.c497-507]

Интернационализация хозяйственной жизни усиливает пе­ремещение между странами не только товаров, услуг, техноло­гий, но и капиталов. За последние 10 лет Беларусь привлекла около 4 млрд дол. США иностранных инвестиций. Валовой объем поступивших прямых инвестиций в 2004 г. — 897,8 млн дол. США; а за первое полугодие 2005 г. — 295,1 млн дол.

Основными инвесторами предприятий Беларуси были субъ­екты хозяйствования Швейцарии, России, Австрии, Виргин­ских островов, Германии.

К началу 2004 г. в Беларуси функционировали 2957 органи­заций с иностранными инвестициями, т.е. на 11 % больше, чем в 2002 г. Из них иностранных — 46,7 % , совместных — 53,3 % . В настоящее время разрабатываются проекты по совместно­му изготовлению медикаментов, скоростных лифтов предприя­тиями Беларуси и Москвы.

Московское предприятие ОАО «Тушино-Авто» совместно с РУП «МАЗ» и УП «Белкоммунмаш» приступили к досборке на производственных площадях ОАО «Тушинский машино­строительный завод» автобусов и троллейбусов. В рамках дан­ного проекта планировалось укомплектовать и продать в 2005 г. 200 единиц белорусской техники.

ОАО «Московские учебники и картолитография», печатаю­щее учебники для столичных школ России, намерено инвестиро­вать 2 млн евро в гомельский полиграфический комбинат «Сож». Кроме движения капиталов в предпринимательской форме, Беларусь участвует и в движении ссудного капитала. Кредиты и займы — обычные явления в экономической деятельности любого правительства, и практически все страны мира имеют тот или иной государственный долг.

У Беларуси самый низкий среди постсоветских государств объем внешнего государственного долга. На 1 июля 2004 г. он составлял всего 662,8 млн дол. В других постсоветских странах он в несколько раз выше. В расчете на душу населения в Бела­руси приходится только 67 дол. внешнего долга, в то время как в Украине — 177, в России — 834 дол.

Если доля прямых инвестиций в иностранном капитале, привлеченном в Беларусь, составляет 51,6 %, портфельных — менее 0,1 %, то доля прочих инвестиций — 48,3 % общей сум­мы иностранных инвестиций, или 641,3 млн дол. США. Основ­ными формами привлечения прочих иностранных инвестиций были ссуды, займы, финансовый лизинг (44,3 %), иностранные кредиты (39,5 % общей суммы прочих инвестиций).

В 2000 г. при Совете Министров Республики Беларусь был создан Координационный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), в состав которого вошли: представители Немецкого экономического клуба; «Цейс—БелОМО» (Германия); «Штотц АгроСервис» (Германия); «НТК Славнефть» (РФ), «Кока-Кола» (Нидерланды); «Маерск Медикал» (Дания), «Минселко» (Тур­ция); «Рестораны Макдональдс» (США); «БаккоБисов» (Шве­ция); «СЖС» (Швейцария); представительство Международ­ной финансовой корпорации в Беларуси; представительство ПРООН в Беларуси.

В конце 2001 г. был учрежден Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), ставший преемником Ко­ординационного совета. В его работе участвует Белорусская торгово-промышленная палата. На регулярной основе происхо­дят поездки представителей деловых кругов Беларуси в другие страны, их цель — презентация инвестиционных проектов, ознакомление потенциальных иностранных партнеров с усло­виями работы в республике. Кроме того, активную роль по при­влечению иностранных инвестиций играют посольства Респуб­лики Беларусь за рубежом.

С целью стимулирования инвестиционного процесса в рес­публике были созданы рабочие группы («Совершенствование налогового законодательства и системы бухгалтерского учета», «Создание благоприятного имиджа Беларуси за рубежом», «Со­вершенствование инвестиционного законодательства», «Совер­шенствование таможенного законодательства»), которые про­анализировали соответствующие юридические акты Беларуси и разработали предложения по их доработке.

Одним из важных и непростых аспектов интернационализа­ции экономических отношений в мире является международ­ная миграция рабочей силы. Эта проблема стала актуальной и для Беларуси.

В начале XXI в. свыше 150 млн человек на планете прожи­вают вне пределов государств происхождения, более 70 млн че­ловек работают за границей. Кроме того, в настоящее время на­считывается свыше 15 млн беженцев и лиц, ищущих убежище.

Миграция вносит свой вклад в общий процесс изменения уровня населения и демографической ситуации в целом.

Если число въезжающих в страну больше числа выезжаю­щих, следствиями могут стать рост безработицы и потенциаль­ное усиление напряженности на этнической почве. Преоблада­ние числа выезжающих из страны способно повлечь за собой нехватку рабочей силы, в том числе в ключевых сферах эконо­мической деятельности.

На постсоветском пространстве самым иммиграционным го­сударством, избираемым иностранцами в качестве постоянного места жительства, является Республика Беларусь, здесь на 1000 человек приходится 2,66 мигранта  Экономический потенциал Республики Беларусь обусловли­вает экспортную ориентацию народного хозяйства, позволяет вести активную (агрессивную) внешнеэкономическую полити­ку. К ее основным направлениям, в частности, можно отнести:

•  регулирование развития внешнеэкономических  связей в выгодном для интересов государства направлении;

•  защиту отечественных  товаропроизводителей,  создание условий для поддержки их конкурентоспособности;

•  стратегическое планирование и прогнозирование разви­тия внешнеэкономических процессов;

•  финансовую, информационную, научную, правовую, дип­ломатическую, организационную и другую поддержку эффек­тивного развития внешнеэкономических связей. Основной задачей внешнеэкономической деятельности дол­жно стать восстановление и развитие связей с традиционными рынками стран ближнего зарубежья, особенно России. Респуб­лика Беларусь, строя свою внешнеэкономическую политику на принципах многовекторности, будет продолжать торгово-экономическое сотрудничество со всеми странами, включая партне­ров из дальнего зарубежья, и их региональными объединения­ми, с различными союзами и международными организациями

Направления и принципы внешнеэкономической деятель­ности Республики Беларусь обусловлены ее спецификой как малой страны, благоприятными для жизнедеятельности чело­века условиями и экономико-географическим положением. Что­бы участвовать в системе мирохозяйственных связей, Беларусь должна учитывать тот факт, что мировое сообщество переходит к новому этапу исторического развития — постиндустриально­му обществу с цивилизационной стратегией общественного прогресса, ставящей в центр мирового развития высокообразо­ванного и социально активного человека, способного адекватно влиять на развитие экономики, науки и культуры.[7,c496-506]




































IV. Оценка влияния интеграционных процессов на экономику РБ.

4.1 Последствия Европейской экономической интеграции для Республики Беларусь


Своеобразие экономики Республики Беларусь состоит в том, что, с одной стороны, она находится в состоянии внутренней трансформации, с другой, выступает в качестве экономической системы открытого типа.

Как экономика открытого типа  она отличается высокой степенью  открытости, которая характеризует ее сильную зависимость от со­стояния внешних экономических  связей. Размер внешнеторговой квоты Республики Беларусь является одним из самых высоких в Европе, в 2002 году ее коэффициент составил 1,31 (см. табл. 3 1).


                                                                                                                           Таблица 3.1

Внешнеторговая квота РБ

                                         


1990

1995

1998

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ