|
||||||||||||||
За годы независимости в стране сложилась система внешнеэкономических связей, которая с одной стороны развивалась на основе внутрисоюзного разделения труда, с другой стала результатом процесса внутренней трансформации, а также глобальных перемен в мировой экономике. Хотя процесс реструктуризации постсоветского экономического пространства еще не закончился", отношения с новыми независимыми государствами, бывшими союзными республиками претерпели значительную эволюцию. Доля стран СНГ, за исключением России, в общем объеме внешней торговли РБ за последние 13 лет существенно снизилась. В то же время, Россия, по-прежнему, является крупнейшим партнером, на которого приходится около половины внешнего товарооборота. После расширения ЕС в мае 2004 года у республики появился новый экономический суперпартнер. В количественном отношении доля ЕС в товарообороте с РБ становится достаточно большой. На долю ЕС в новых границах, в 2002 году приходилось 27 % объема товарооборота (33% экспорта и 22 импорта) РБ (см. рис. 4.1)
Рис.4.1 Географическая структура товарооборота РБ в 2002г.
Указанный объем товарооборота будет определяться единообразием технических и экономических условий реализации внешнеэкономических сделок. Используя категориальный аппарат гравитационной теории, следует говорить об оформлении, формировании нового центра притяжения белорусской экономики. Происходит уплотнение экономического пространства, в рамках которого РБ выступает субъектом мирохозяйственных связей. В сумме доли ЕС и России охватывают 84 % внешнего товарооборота (84 % - экспорта и 87 % импорта) РБ. В то же время доли Беларуси во внешнеторговом товарообороте ЕС и России невелики. Доля РБ в товарообороте с Россией составляет менее 8 % (см. таблицу 4.2). Таблица 4.2 Показатели доли РБ в общем объеме экспорта и импорта России (%)
| ||||||||||||||
|
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
||||||||||
Экспорт в Беларусь |
5,4 |
5,3 |
5,5 |
7.3 |
||||||||||
Импорт из Беларуси |
11 |
9,6 |
8,8 |
7,9 |
Доля РБ в товарообороте ЕС в целом близка к статистической погрешности. Сложилась уникальная ситуация - два суперцентра детерминируют характер экономических связей после мая 2004 года. Степень их влияния такова, что можно сказать: республика оказалась на линии геоэкономического разлома, на границе двух экономических центров, глобального европейского, сформировавшего основы постиндустриальной экономики, регионального российского, индустриально-сырьевого, обладающего уникальными сырьевыми ресурсами, демонстрирующего потенциал роста. Какое место займет республика в мировой экономике, будет определяться характером сложившихся отношений между двумя суперпартнерами.
В ближайшем обозримом будущем, учитывая высокие доли белорусского экспорта в ЕС и РФ (см. рис.4.2),
Рис.4.2. Географическая структура экспорта
любое значительное сокращение совокупного спроса на национальную продукцию в каждой из экономик будет означать шоковое воздействие со стороны спроса на экономику Беларуси.
Расчеты показывают, что экспорт обеспечивает около четвери совокупного спроса на произведенный объем ВВП. Это влияние можно определить, сопоставив величину экспорта к объему выпуска. Более адекватную картину дает отношение объема добавленной стоимости, приходящейся на экспортную продукцию к величине ВВП. Учитывая, что доля добавленной стоимости в общем объеме экспорта рассчитывается исходя из среднестатистических показателей, приведенные показатели хотя и не дают абсолютной точности, но позволяют учитывать функциональный аспект влияния экспорта на объем совокупных расходов (см.табл.4.3).
Таблица 4.3
Относительные показатели величины экспорта в экономике РБ (%)
1990
1995
1998
1999
2000
2001
2002
Отношение величины экспорта к ВВП (экспортная квота)
46,0
49,7
59,1
59,2
69,2
66,7 >
63,6
Отношение величины экспорта к выпуску
22,3
21,1
26,5
25,8
29,8
29:9
31,1
Отношение величины экспорта к выпуску с учетом налогов и субсидий
22,0
20,3
25,0
24,4
28,1
28.3
29,2
Отношение величины добавленной стоимости экспорта к ВВП
21,7
19,1
23,0
22,4
25,5
26,1
26,8
В случае снижения спроса на продукцию белорусского экспорта в одной из экономик, декомпенсация шока спроса возможна за счет увеличения спроса на экспортную продукцию в другом экономическом центре. Графически эта ситуация представлена на рисунке 4.3
Рис.4.3
В модели принимаются следующие допущения: уровень цен выступает величиной постоянной, что отвечает условию функционирования малой открытой экономики; представлен спрос на белорусский импорт со стороны двух экономических центров ЕС И РФ, - колебания спроса со стороны остальных стран на белорусский экспорт, принимаются равными нулю, поскольку доля любой другой страны- импортера по сравнению с основными партнерами относительно невелика (около или менее 3 % объема импорта).
В случае уменьшения импорта белорусской продукции со стороны ЕС с Q1 до Q2, сохранение прежних объемов экспорта РБ возможно, при соответствующем компенсирующем росте импорта со стороны России.
В противном случае с учетом высокого уровня экспортной квоты Республики Беларусь следует ожидать существенного сокращения (шока) совокупного спроса на национальный продукт белорусской экономики, равный доле добавленной стоимости, приходящейся на величину экспорта Q1-Q2.
В то же время, рассматривая качественные параметры внешнеэкономических связей РБ, следует отметить специфику экспорта с каждым из отмеченных центров. Экспорт в ЕС приходится на товары с низкой долей добавленной стоимости, полуфабрикаты, сырье, продукты первичной переработки, с высокой долей живого труда. Увеличение величины экспорта происходит за счет преимущественно нефтепродуктов, в 2002 году их экспорт вырос в 2,6 раза. В Россию, наоборот, Беларусь экспортирует товары высокой степени переработки, которые отражают участие структурообразующих отраслей в международном разделении труда.
Как видно связи РБ с ЕС и РФ носят полярный характер, что ограничивает возможности переключения экспорта РБ с одного экономического партнера на другого. Таким образом, расширение ЕС для экономики РБ имеет своим следствием усиление факторов неустойчивости функционирования национальной экономики в краткосрочном периоде, обусловленных зависимостью национальной экономики от конъюнктурных колебаний экономик ЕС и России.
Насколько значительным окажется расширение внешнеторговых связей между РБ и ЕС в новых границах зависит от экономической политики как со стороны Республики Беларусь, так и со стороны ЕС.
Вероятность направленной политики со стороны ЕС на притяжение экономики РБ к общеевропейскому экономическому пространству в ближайшем обозримом будущем невелика. Расширение ЕС потребует сфокусировать энергию в направлении интеграции, прежде всего новыхIчленов этой организации. Расширение неизбежно будет дополняться укреплением экономического контура границ этого экономического образования. Вступление новых членов в ЕС существенным образом изменит характер экономического развития как новых, так и старых членов, так что их отношения станут более тесными, и в определенной степени это будет означать ослабление экономических связей по периферии нового экономического образования. В рамках согласованной экономической политики, унифицированных процедур, внутри союза создаются условия эффекта создания торговли, - в ряду одинаковых товаров и услуг предпочтение будет отдаваться производимым в рамках союза. Среди новых членов ЕС большинство составляют бывшие партнеры по социалистическому лагерю. Прошедшие после распада СЭВ годы показали быструю переориентацию экономических связей постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы с бывшими партнерами по социалистическому лагерю на экономические связи со странами ЕС. Доля стран ЕС во внешней торговле новых членов ЕС еще до вступления в эту организацию значительно выросла. Динамика импорта и экспорта Польши, Литвы, Эстонии, Венгрии наглядно демонстрируют этот процесс. Вступление в ЕС постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы стало результатом их внешнеэкономической переориентации (См. рис. 4.4,4. 5).
Рис.4.4. Динамика доли ЕС в импорте Польши, Венгрии, Литвы. Эстонии
Рис.4.5.Динамика доли ЕС в экспорте Польши, Венгрии, Литвы. Эстонии
В этом смысле, прогнозы Д. Пьяцолы, который писал, что политика следует за рынками, оправдались. Интересным фактом является взаимозависимость между экспортом и импортом рассматриваемых стран. Технологичный экспорт из стран ЕС стал предпосылкой расширения экспорта их конкурентоспособной продукции в страны ЕС. Особенность интеграционных процессов бывших стран социализма Центральной и Восточной Европы заключается в том, что расширение связей существенным образом происходит здесь за счет увеличения объемов внутриотраслевой торговли. Быстрый рост экспорта в страны Европейского экономического сообщества отмечен не в старых традиционных товарных группах, характерных для внешней торговли внутри СЭВ, а в новых труппах, характерных для внутриотраслевой торговли. Существует сильная зависимость между ростом вертикальной, внутриотраслевой международной торговли и увеличением экспортного потенциала. Страны, в которых быстрыми темпами растет внутриотраслевой экспорт, на пример, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия и Польша в настоящий момент более зависимы или интегрированы в ЕЭС, чем такие члены Евросоюза, как Португалия, Испания и Австрия. ; Именно Чехия и Словакия, которые в наибольшей степени переориентировали свою торговлю, показывают и наибольшие темпы роста экспорта. Предприятия и отрасли, работающие на экспорт, особенно в сфере внутри отраслевой торговли дают наибольший прирост национального продукта, внедряют передовые технические и организационные новшества, выступая своего рода локомотивами структурной перестройки экономики. Таким образом, существенное расширение спроса на белорусскую продукцию со стороны членов ЕС - бывших социалистических стран вряд ли возможно в обозримом будущем. В относительном выражении доля новой десятки значительно ниже доли Москвы в товарообороте Республики Беларусь. В 2002 году доля Москвы в товарообороте составила 21,36 % , в том числе доля экспорта 20,92; на новую десятку приходилось 10,18 и 15,52 соответственно; в 2003 году доля Москвы в товарообороте составила 21,52, на долю экспорта приходилось 20,52; соответственно, на доли стран новой десятки пришлось 9,42 и 12,92 %.9
Определенная динамика торговли, положительное сальдо; торгового баланса со старыми членами ЕС, во многом объясни мы курсовой политикой евро. Существенное укрепление курса евро по отношению прежде всего к доллару, - евро вырос по отношению к доллару с июля 2001 года до февраля 2004 на 50% или доллар упал на 33 %, Соответственно произошло относительное снижение курса белорусского рубля по отношению к евро. Как известно курсообразование белорусской валюты привязано к доллару, соответственно курс белорусского рубля значительно снизился по отношению к евро. Сложившая ситуация благоприятствует повышению ценовой конкуренции белорусских производителей и соответственно расширению экспорта в страны еврозоны, и сокращению импорта соответственно. Это подтверждает устойчивая тенденция положительного сальдо торгового баланса со странами ЕС.
Таким образом, в системе сложившейся дуопольной системы внешнеэкономических связей РБ определяющим, доминантным фактором в краткосрочном периоде выступают отношения с Россией. В долгосрочной перспективе, следует ожидать, сила притяжения Евросоюза будет расти, - Евросоюз выступает одним из глобальных центров развития мировой экономики, практически все прогнозы отмечают тенденцию роста влияния ЕС в мировой экономике. Степень этого притяжения будет зависеть, в том числе от соответствующей экономической политики ЕС как по отношению к РБ так и по отношению к РФ,
Если в ЕС сложилась основа экономики постиндустриального типа, то экономика России все больше приобретает черты типа
сырьевой экономики развивающейся страны. Постиндустриальная экономика ЕС выступает центром притяжения российской экономики. По периметру ЕС много небольших стран, но Россия уникальная, большая сырьевая экономика. Значение экономики России увеличивается с переходом стран Европы на путь постиндустриального развития. По данным журнала The Economist, доля энергоносителей, импортируемая ЕС из России, в 2002 году составила 55,6 % от общего объема на сумму в 26,5 млрд. евро. На фоне превращения Персидского залива в регион политической нестабильности, под вопрос поставлена надежность поставки энергоресурсов в страны Европы и Азии. В этой ситуации Россия выступает партнером, от которого зависит устойчивость развития всей экономики еврорегиона. В условиях быстрого подъема китайской экономики, в долгосрочном периоде Россия может в значительной степени переориентировать направления экспорта своих энергетических ресурсов. Именно поставки энергоресурсов в Европу стоят на первом плане в отношениях ЕС и России. Других стратегических интересов у европейских стран в России нет. Для сравнения, следующие по значению позиции российского импорта со стороны ЕС - сельскохозяйственная продукция и продукция химической промышленности составляют 4,8 и 4 %, соответственно общей величины импорта ЕС по данным статьям, а на продукцию машиностроительной промышленности приходится всего лишь 0,7 %, одежда и текстильной промышленности -0,6 % , транспортные средства 0,4 %.. Очевидно, как поставщик углеводородного сырья, Россия останется стратегическим партнером Евросоза на долгое время.
Если Россия пытается выступить мостом между Европой и Азией, то Беларусь может сыграть аналогичную роль между Россией и ЕС. Особенность отношений Беларуси и России
заключается в том что, они сложились на основе преемственности устоявшихся связей в рамках народнохозяйственного комплекса бывшего союзе. Этому в значительной степей способствовала политика региональной экономической интеграции, оформленная в создании Таможенного союза между Россией и Беларусью. В рамках таможенного союза России и Беларуси удалось сохранить и создать механизмы свободной конкуренции производителей двух стран. С Евросоюзом напротив, отношения строятся в рамках системы жестких ограничений, квот и проч. Стратегически Россия остается внешне экономическим партнером, на рынке которой республика реализует продукцию с относительно высокой долей добавленной стоимости, отраслей, которые определяют структуру национальной экономики РБ. В силу указанного обстоятельства перспективы развития национальной экономики во многом связаны с тенденциями развития России.
Экономические отношения с Россией претерпели определенную эволюцию. В силу большей глубины кризиса, обусловленного проведением реформ в русле шоковой терапии, белорусские производители смогли занять ниши, потерянные россиянами, то есть действовал вариант замещения, замены со стороны бело русских предприятий. По мере завершения рыночной реструктуризации в России, белорусские производители столкнулись с жесткой конкуренцией уже новых собственников, готовых играть по новым рыночным правилам. В этот момент обнаружилась слабость белорусских секторов экономики, где процесс реструктуризации на рыночной основе еще не завершен. Российская экономика в силу сложившейся благо приятной конъюнктуры на сырьевых рынках обладает значительным финансовым потенциалом, что дает определенные преимущества в техническом перевооружении и, как следствие, в конкурентной борьбе. В этих условиях, расширение связей с Россией возможно на основе отношений комплиментарного характера. В тоже время, экономика Беларуси, не смотря на существенное изменение структуры воспроизводства, не сумела перейти на энергосберегающие технологии в производстве, оптимизировать потребление в быту и коммунальном хозяйстве. В целом экономика является энергозависимой. Прямым подтверждением энергозависимости национальной экономики является динамика рентабельности как основного финансового показа теля функционирования рыночной экономики, т.к пики роста рентабельности практически совпадают c конъюнктурой низких цен на нефть в мировой экономике. Таким образом, колебания рентабельности промышленности отражают мировые колебания уровня цен на нефть и энергоносители (см. рис.4. 6).
Рис.4.6 Динамика рентабельности отраслей промышленности РБ
Еще одно важное обстоятельство, которое вытекает из приведенного графика. Рентабельность более высока в топливной промышленности, которая работает вне условий международной конкуренции, и отличается монопольной структурой рынка. В тоже время более низкие показатели рентабельности характеризуют преимущественно ориентированное на внешний рынок машиностроение. Международная экономика дает примеры иного рода. Обычно ресурсы, которые задействованы на производство не торгуемых товаров и услуг отличаются меньшей степенью отдачи ресурсов, что детерминировано различием уровня дохода потребителя в своей стране и за рубежом. У нас все наоборот или почти наоборот. [8,c44-49]
4.2 Вступление РБ во Всемирную торговую организацию
Вступление страны в организацию ожидается в следующем году, а если не в 2006-м, то в 2007 году.
Законодательство страны уже практически полностью приведено в соответствие с нормами ВТО, подчеркнул представитель МИДа. С 15 июня вступили в действие нормы Закона РБ от 25 ноября 2004 г. №346-3 «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговой политики» и Закона РБ от 25 ноября 2004 г. №347-3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который фактически «прописывает» в законодательство в виде норм прямого действия важнейшие требования ГАТТ. В связи с этим основными принципы ГАТТ/ВТО является:
На первом месте стоит запрет какой-либо дискриминации товара. На внутреннем рынке к отечественному и импортному товарам должны применяться абсолютно одинаковые правила - начиная с налогов и заканчивая рекламой и размещением на полках магазинов.
Второе. Недопустимо товар из страны А облагать налогами или пошлинами большими, чем товар из страны Б. Все товары, проходящие по импорту, пользуются одинаковым режимом. Правда, это требование не касается интеграционных союзов и зон свободной торговли.
Третье. Ограничительные меры, прежде всего лицензирование, применяются лишь в том случае, если есть угроза жизни, здоровью граждан и принципиальным государственным интересам.
Четвертое. Сборы, которые государство взимает за оформление внешнеторговых сделок, и решения связанных с этим вопросов не могут исчисляться от цены сделки. В таких случаях должна использоваться фиксированная ставка.
Пятое. Все нормативные акты, касающиеся внешней торговли, надо сначала обсуждать с теми, чьи интересы они затрагивают, затем официально опубликовывать и только после этого они могут вступать в законную силу. Никакой нормативный акт не может вступить в действие задним числом.
Шестой принцип касается технического нормирования и регулирования. Он предусматривает, что технические стандарты, устанавливаются только там, где есть угроза жизни, здоровью людей и принципиальным государственным интересам. При введении новых стандартов государство обязательно советуется со своими торговыми партнерами. Все остальные стандарты устанавливаются предприятиями, ассоциациями добровольно.
Однако ВТО требует от страны-кандидата не только привести свое законодательство в соответствие с нормами организации, но и продемонстрировать, как работает правоприменительная практика. С последним в Беларуси существуют некоторые проблемы, и в ближайшее время правительство намерено активно заниматься их решением. Понятно, однако, что, вступая в ВТО, страна принимает на себя и обязательства в долгосрочной перспективе привести уровень тарифной защиты к стандартам этой организации. Каковы будут перспективы такого нивелирования? Ответ на это вопрос попытались дать специалисты МИДа и Института экономики НАН Беларуси, подготовившие аналитический прогноз социально-экономических последствий вступления Республики Беларусь в ВТО. Основной вывод авторов доклада довольно оптимистичен: «Создание новых рабочих мест в растущих отраслях промышленности одновременно с развитием сферы услуг и сектора национальной экономики, основанного на иностранных инвестициях, а также рост производительности труда вследствие усиления конкуренции с зарубежными производителями образуют механизм, посредством которого будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение долгосрочного экономического роста на экспортоориентированной основе».
Содержится в докладе и экономический расчет среднесрочного экономического эффекта, который может получить наша страна от вступления в ВТО. Цена вопроса, делают вывод авторы документа, составляет порядка 250 - 270 млн. долл. в год - такой выигрыш могут получить белорусские экспортеры в случае отмены антидемпинга и иных специальных защитных и нетарифных мер стран ВТО.
В то же время либерализация правил импорта для отраслей экономики будет иметь различные последствия. Так, уже в первый год вступления в ВТО можно ожидать превышения выигрыша над потерями в топливной промышленности и черной металлургии. Как минимум не произойдет ухудшения состояния химической и нефтехимической промышленности, машиностроительного и лесного комплексов. Эти отрасли, согласно исследованиям, имеют достаточный запас финансовой прочности по отношению к последствиям либерализации конкурирующего импорта. Негативные последствия вступления в ВТО могут быть наиболее высоки в легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов.
Анализируя требования ВТО относительно сокращения государственной поддержки агропромышленного комплекса, можно сделать вывод, что реализация этих мер в Беларуси (вариант «желтой корзины») приведет к росту себестоимости сельхозпродукции не более чем на 1% в год, что вполне приемлемо. Вместе с тем следует отметить необходимость изменения системы ценообразования. Она не должна препятствовать повышению цен в соответствии с объективным ростом переменных издержек сельхозпредприятий.
Достаточно оптимистичен и прогноз по транспорту. В частности, прогнозные расчеты показывают, что в результате вступления в ВТО положительное сальдо торговли транспортными услугами составит 1260,7 долл., в том числе 93 млн. долл. - прирост, достигаемый благодаря вступлению в ВТО.
В отношении национальной банковской системы эксперты придерживаются той точки зрения, что вступление Беларуси в ВТО не окажет на нее существенного влияния, так как иностранные и белорусские банки работают в разных нишах. В частности, иностранные банки скорее всего сосредоточатся на обслуживании и кредитовании, проведении международных расчетов, привлечении средств с мировых рынков капитала, кредитовании населения. При этом большинство иностранных банков продолжит работу главным образом в Минске и областных центрах, не стремясь к развитию филиальной сети в областях. Белорусские банки сохранят доминирующее присутствие в экономике, используя свои конкурентные преимущества при работе в условиях повышенных рисков и нестабильной макроэкономической среды.
Проблемной, может стать сфера информационных и телекоммуникационных услуг.
У нас слабо развита ее техническая инфраструктура, в частности, отсутствуют операторы, оказывающие услуги IP-телефонии. РО «Белтелеком» - подведомственная Минсвязи организация - является на этом рынке чистым монополистом. Поэтому вступление Беларуси в ВТО потребует либерализации данного сегмента рынка и создания условий для конкурентного развития уже действующих поставщиков услуг.
Поскольку финансовое состояние отечественных предприятий после вступления Беларуси в ВТО в целом должно улучшиться, социальные последствия этого шага также не должны оказаться отрицательными, говорится в докладе.
Прогнозируемое для некоторых производств снижение объема реализованной продукции на 2 - 3% в результате либерализации конкурирующего импорта не образует основы для существенного роста безработицы. Ускоренное же развитие экспортоориентированных отраслей, а также малого и среднего бизнеса создаст дополнительные рабочие места. Как известно, Россия сегодня находится буквально на пороге вступления в ВТО и очень вероятно, что членом этой организации она станет раньше Беларуси. Проанализированы возможные последствия такой асинхронии для нашей страны. Прежде всего отмечается, что действующие в РФ ставки таможенных пошлин на товары, которые составляют основу белорусского экспорта в эту страну, сопоставимы со ставками таможенных пошлин, предложенных Россией на переговорах с ВТО. Если говорить о тотальном открытии российского рынка для товаров из третьих стран по завершении процесса вступления России в ВТО - начальный уровень «связывания» средневзвешенных ставок таможенных пошлин по разделам ТН ВЭД, заявленных РФ на переговорах с ВТО, превышает ныне действующий уровень ставок таможенных пошлин. Поэтому реальной угрозы потерять рынок России в результате присоединения этой страны к ВТО, для Беларуси не существует.
|
Вместе с тем уровень развития рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики в РФ в настоящий момент объективно выше, чем в Беларуси, что найдет свое отражение в структуре обязательств России перед ВТО. Для Беларуси будут выдвинуты дополнительные условия членства в ВТО. Следовательно, Беларусь должна стать полноправным членом ВТО.
Прогнозные расчеты показывают, что вступление в ВТО приведет к приросту всех трех исследованных показателей. При этом дополнительный прирост экспорта транспортных услуг значительно превышает прирост импорта, что можно рассматривать как чистый позитивный эффект от вступления в ВТО.
В отношении последствий вступления Беларуси в ВТО для банковского сектора разработчиками Комплексного прогноза получены следующие основные результаты. В среднесрочном периоде (5-6 лет) доля банковского рынка, контролируемая иностранными банками, приблизится к законодательно ограниченной. После перераспределения рынка отечественные коммерческие банки в привлечении ресурсов будут охватывать примерно 85-90% вкладчиков-физических лиц, в отечественных банках будет также сконцентрировано 100% коммерческих государственных предприятий и частично (порядка 50%) средства предприятий частного сектора и небанковских финансовых организаций. Доля отечественных банков на кредитном рынке будет колебаться в пределах 55-60%.
Исследованы последствия вступления республики в ВТО для сферы информационных и телекоммуникационных услуг. При вступлении в ВТО необходимо будет обеспечить равные условия конкуренции отечественных и зарубежных поставщиков информационных услуг, а также урегулировать вопросы налогообложения информационных услуг. В результате на рынке информационных услуг будет создан механизм конкурентного ценообразования. Допуск иностранных поставщиков на рынок информационных услуг Республики Беларусь в режиме коммерческого присутствия в значительной мере поможет предотвратить большой отток из страны квалифицированных кадров в области информационных услуг и электронной торговли. Вызывает опасения готовность РО «Белтелеком» и коммерческих провайдеров республики к конкуренции в области информационных услуг с иностранными предприятиями.
Исследование последствий вступления Беларуси в ВТО для финансово-экономического состояния отечественных предприятий показало, что вступление в ВТО не приведет к единовременному массовому высвобождению трудовых ресурсов в отраслях, конкурирующих с импортом. Прогнозируемое для некоторых производств снижение объема реализованной продукции на 2-3% в результате либерализации конкурирующего импорта не образует основы для существенного роста безработицы в краткосрочном плане.
Вступление в ВТО ускорит процесс структурной перестройки национальной экономики и приведения отраслевых пропорций производства товаров и услуг в соответствие с требованиями внутреннего и внешнего спроса. Это означает более четкое разделение отраслей и отдельных производств в экономике на растущие и сокращающиеся, что будет со провождаться перераспределением трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в растущие. Прогнозируется, что основная часть процесса перераспределения трудовых ресурсов будет происходить внутри промышленного сектора - между отдельными отраслями промышленности. Предварительные расчеты, учитывающие рост объемов производства после вступления в ВТО и сложившиеся в отдельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях экономики образует механизм, посредством которого будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение долгосрочного экономического роста на экспортоориентированной основе.
Заключение
Мировое хозяйство является неотъемлемой частью нашей жизни, оно помогает разобраться в отдельных производствах и областях.
Благодаря накопленному опыту стран всего мира, учитывая ошибки истории, можно наблюдать подъём экономики отдельных хозяйств в более развитых странах. Также становление развивающихся стран экономически развитых, даст возможность им развиваться без ошибок.
Главные стороны, которые были рассмотрены в данной курсовой работе:
1. проблемы миграции в мировом хозяйстве - на современном этапе мировое сообщество переходит к координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.
2. международная экономическая интеграция - углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства; ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий; расширение региональных группировок; формирование региональных рынков; интернационализация хозяйственной жизни; создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.
3. роль Республики Беларусь в интеграционных процессах - транснационализация капитала и, как следствие, изменение понятия сравнительных преимуществ страны в международной торговле; интернационализация производства и конкуренции и, как следствие, изменение механизмов экспортной конкурентоспособности национального производителя; интернационализация инфраструктуры мировой экономики (производственной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры управления, инфраструктуры мировых рынков);
4. вступление РБ в ВТО - после вступления в ВТО и сложившиеся в отдельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях экономики образует механизм, посредством которого будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение долгосрочного экономического роста на экспортоориентированной основе.
ЛИТЕРАТУРА
1.Мировая экономика: Учебник для вузов, В.К. Ломакин, Москва 2005.
2.Мировая экономика И.Э.Точицкая, Москва 2005.
3.Макроэкономика: социально ориентированный подход. Под ред.Э.А. Лутохиной, Минск 2005.
4.Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. Уч.пособие под.ред.М.И.Плотницкой,Г.В.Турбан, Минск,2006.
5.Национальная экономика Беларуси, Минск БГЭУ,2005.Под ред.В.Н.Шимова.
6.Мировая экономика: социально ориентированный подход. В.В.Козловский, Э.А.Лутохина Минск,2005.
7.Основы мировой экономики. Под.ред.И.В.Новиковой, Минск,2006.
8. Н.Новиков «Последствия европейской экономической интеграции для РБ». Журнал «Белорусский фондовый рынок» №2,февраль 2005.
9.Г.М.Лыч «Адаптация национальной экономики к глобализации мирохозяйственных связей». Журнал «Экономика и управление» №1, 2006.
10. Международная экономика. Курс лекций. Минск, «РИВШ» 2006 , Н.В.Черченко,Н.И. Суханов, А.Н.Леонович.
11.Экономическая безопасность государства. Монография. Е.Г.Моисеенко, Минск,2001.
12.В.Загашвили «В режиме глобализационной открытости». журнал
« Мировая экономика и международные отношения», 2005 №4.
13. Н. Косолапов «Безопасность международная, национальная, глобальная взаимодополняемость или противоречивость?». Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2006 №9.
14.Ю.Никитина «Внешнеэкономические ориентиры Беларуси в сфере экономической безопасности». Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2006 №6.
15.В.Н.Шимов «Беларусь от экономического кризиса к устойчивому росту». «Белорусский экономический журнал», 2006 №2.
16. С.С. Полоник, Я.М.Александрович, А.Б.Богданович. «Проблемы и перспективы социально экономического развития РБ». «Белорусский экономический журнал», 2006 №1.
17.С.Сидорский «Пять лет созидания и прогресса». Журнал «Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы» 2006 №1.
18. В. Найдунов «Первое полугодие: активы и пассивы». Журнал «Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы» 2006 №3.
19.Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения, - М.: Новый Юрист, 2005, ст.176
20. Новокшенова Л.В.Мировое хозяйство: учебное пособие/Трифонов Ю.В.,
М.: Юристъ, 2000, ст.312
21.// www.rudiplom.ru
22.// www.wto.ru
23.Федосов В.Н. Интеграция Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения, 2006 №6, ст.70-76
24.Сильвестров С.М. Мировое хозяйство: новые тенденции развития // Российский экономический журнал, 2005 №8, ст.63-75