бесплатные рефераты

Мировое хозяйство: сущность, эволюция и проблемы функционирования

1999

2000

2001

2002

Внешнеторговая квота (в %)

89,6

105,3

123,0

120,8

141,6

137,0

131,0


 

За годы независимости в стране сложилась система внешнеэко­номических связей, которая с одной стороны развивалась на осно­ве внутрисоюзного разделения труда, с другой стала результатом процесса внутренней трансформации, а также глобальных перемен в мировой экономике.

Хотя процесс реструктуризации  постсоветского экономического пространства еще не закончился", отношения с новыми независимыми государствами, бывшими союзными республиками претерпели значительную эволюцию. Доля стран СНГ, за исключением Рос­сии, в общем объеме внешней  торговли РБ за последние 13 лет существенно снизилась. В то же  время, Россия, по-прежнему, является крупнейшим партнером, на  которого приходится около половины внешнего товарооборота.

После расширения ЕС в мае 2004 года у республики появился но­вый экономический суперпарт­нер. В количественном отноше­нии доля ЕС в товарообороте с РБ становится достаточно большой. На долю ЕС в новых границах, в 2002 году приходилось 27 % объе­ма товарооборота (33% экспорта и 22 импорта) РБ (см. рис. 4.1)


 

Рис.4.1 Географическая структура товарооборота РБ в 2002г.

 

Указанный объем товарооборота будет определяться единообрази­ем технических и экономических условий реализации внешнеэко­номических сделок. Используя категориальный аппарат гравита­ционной теории, следует гово­рить об оформлении, формиро­вании нового центра притяжения белорусской экономики.

Происходит уплотнение эконо­мического пространства, в рамках которого РБ выступает субъектом мирохозяйственных связей. В сумме доли ЕС и России охватывают 84 % внешнего това­рооборота (84 % - экспорта и 87 % импорта) РБ. В то же время доли Беларуси во внешнеторго­вом товарообороте ЕС и России невелики. Доля РБ в товарообо­роте с Россией составляет менее 8 % (см. таблицу 4.2).


                                                                                                Таблица 4.2

       Показатели доли РБ в общем объеме экспорта и импорта России (%)

 


2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Экспорт в Беларусь

5,4

5,3

5,5

7.3

Импорт из Беларуси

11

9,6

8,8

7,9



                             

    Доля РБ в то­варообороте ЕС в целом близка к статистической погрешности. Сложилась уникальная ситуация - два суперцентра детерминиру­ют характер экономических свя­зей после мая 2004 года. Степень их влияния такова, что можно ска­зать: республика оказалась на линии геоэкономического разло­ма, на границе двух экономичес­ких центров, глобального европейского, сформировавшего ос­новы постиндустриальной эконо­мики, регионального российско­го, индустриально-сырьевого, обладающего уникальными сырь­евыми ресурсами, демонстриру­ющего потенциал роста. Какое место займет республика в миро­вой экономике, будет определять­ся характером сложившихся от­ношений между двумя суперпар­тнерами.

В ближайшем обозримом буду­щем, учитывая высокие доли бело­русского экспорта в ЕС и РФ (см. рис.4.2),


 

                         

 

Рис.4.2. Географическая структура экспорта

 

 любое значительное сокра­щение совокупного спроса на на­циональную продукцию в каждой из экономик будет означать шоко­вое воздействие со стороны спро­са на экономику Беларуси.

Расчеты показывают, что экс­порт обеспечивает около четвери совокупного спроса на произве­денный объем ВВП. Это влияние можно определить, сопоставив величину экспорта к объему вы­пуска. Более адекватную картину дает отношение объема добавлен­ной стоимости, приходящейся на экспортную продукцию к величи­не ВВП. Учитывая, что доля добав­ленной стоимости в общем объе­ме экспорта рассчитывается исхо­дя из среднестатистических пока­зателей, приведенные показатели хотя и не дают абсолютной точно­сти, но позволяют учитывать фун­кциональный аспект влияния экс­порта на объем совокупных рас­ходов (см.табл.4.3).


                                                                                                                        Таблица 4.3

Относительные показатели величины экспорта в экономике РБ (%)

 


1990

1995

1998

1999

2000

2001

2002

Отношение величины экспорта к ВВП (экспортная квота)

46,0

49,7

59,1

59,2

69,2

66,7 >

63,6

Отношение величины экспорта к выпуску

22,3

21,1

26,5

25,8

29,8

29:9

31,1

Отношение величины экспорта к выпуску с учетом налогов и субсидий

22,0

20,3

25,0

24,4

28,1

28.3

29,2

Отношение величины добавленной стоимости экспорта к ВВП

21,7

19,1

23,0

22,4

25,5

26,1

26,8











В случае снижения спроса на продукцию белорусского экспор­та в одной из экономик, деком­пенсация шока спроса возможна за счет увеличения спроса на эк­спортную продукцию в другом экономическом центре. Графи­чески эта ситуация представлена на рисунке 4.3





                                                        Рис.4.3


В модели принимаются следую­щие допущения: уровень цен вы­ступает величиной постоянной, что отвечает условию функциони­рования малой открытой эконо­мики; представлен спрос на бело­русский импорт со стороны двух экономических центров ЕС И РФ, - колебания спроса со стороны остальных стран на белорусский экспорт, принимаются равными нулю, поскольку доля любой дру­гой страны- импортера по срав­нению с основными партнерами относительно невелика (около или менее 3 % объема импорта).

В случае уменьшения импор­та белорусской продукции со стороны ЕС с Q1 до Q2, сохране­ние прежних объемов экспорта РБ возможно, при соответству­ющем компенсирующем росте импорта со стороны России.

В противном случае с учетом вы­сокого уровня экспортной квоты Республики Беларусь следует ожидать существенного сокра­щения (шока) совокупного спроса на национальный продукт белорусской экономики, равный доле добавленной стоимости, приходящейся на величину экс­порта Q1-Q2.

В то же время, рассматривая качественные параметры внеш­неэкономических связей РБ, сле­дует отметить специфику экс­порта с каждым из отмеченных центров. Экспорт в ЕС прихо­дится на товары с низкой долей добавленной стоимости, полу­фабрикаты,  сырье,  продукты первичной переработки, с высо­кой долей живого труда. Увели­чение величины экспорта проис­ходит за счет преимущественно  нефтепродуктов, в 2002 году их  экспорт вырос в 2,6 раза. В Россию, наоборот, Беларусь экспортирует товары высокой степени переработки, которые отражают участие структурообразующих отраслей в международном разделении труда.

Как видно связи РБ с ЕС и РФ носят полярный характер, что ограничивает возможности переключения экспорта РБ с одного экономического партнера на другого. Таким образом, расширение ЕС для экономики РБ имеет своим следствием усиление факторов неустойчивости функционирования национальной экономики в краткосрочном периоде, обусловленных зависимостью национальной экономики от конъюнктурных колебаний экономик ЕС и России.

Насколько значительным окажется расширение внешнеторговых связей между РБ и ЕС в новых границах зависит от экономической политики как со стороны Республики Беларусь, так и со стороны ЕС.                                  

Вероятность направленной политики со стороны ЕС на притяжение экономики РБ к общеевропейскому экономическому пространству в ближайшем обозримом будущем невелика. Расширение ЕС потребует сфокусировать энергию в направлении интеграции, прежде всего новыхIчленов этой организации. Расширение неизбежно будет дополняться укреплением экономического контура границ этого экономического образования.  Вступление новых членов в ЕС  существенным образом изменит характер экономического развития как новых, так и старых членов, так что их отношения станут более тесными, и в определенной  степени это будет означать ослабление экономических связей  по периферии нового экономического образования. В рамках  согласованной экономической  политики, унифицированных процедур, внутри союза создаются условия эффекта создания торговли, - в ряду одинаковых  товаров и услуг предпочтение  будет отдаваться производимым  в рамках союза.  Среди новых членов ЕС большинство составляют бывшие партнеры по социалистическому лагерю. Прошедшие после распада СЭВ годы показали быструю переориентацию экономических связей постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы с бывшими партнерами по социалистическому лагерю на экономические связи  со странами ЕС. Доля стран ЕС во  внешней торговле новых членов  ЕС еще до вступления в эту организацию значительно выросла.  Динамика импорта и экспорта  Польши, Литвы, Эстонии, Венгрии наглядно демонстрируют  этот процесс. Вступление в ЕС постсоциалистических стран  Центральной и Восточной Европы стало результатом их внешнеэкономической переориентации (См. рис. 4.4,4. 5).


Рис.4.4. Динамика доли ЕС в импорте Польши, Венгрии, Литвы. Эстонии


 

                                     

Рис.4.5.Динамика доли ЕС в экспорте Польши, Венгрии, Литвы. Эстонии

 

В этом смысле, прогнозы Д. Пьяцолы, который  писал, что политика следует за  рынками, оправдались. Интересным фактом является взаимозависимость между экспортом и импортом рассматриваемых стран. Технологичный экспорт из стран ЕС стал пред­посылкой расширения экспорта их конкурентоспособной продукции в страны ЕС. Особенность интеграционных процессов бывших стран социализма Центральной и Восточной Европы заключается в том, что расширение связей существенным образом происходит здесь за счет увеличения объемов внутриотраслевой торговли. Быстрый  рост экспорта в страны Европейского экономического сообщества отмечен не в старых традиционных товарных группах, характерных для внешней торговли внутри СЭВ, а в новых труппах, характерных для внутриотраслевой торговли. Существует сильная зависимость между ростом вертикальной, внутриотраслевой международной торговли и увеличением экспортного потенциала. Страны, в которых быстрыми темпами растет  внутриотраслевой экспорт, на пример, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия и Польша в настоящий момент более зависимы  или интегрированы в ЕЭС, чем  такие члены Евросоюза, как  Португалия, Испания и Австрия. ; Именно Чехия и Словакия, которые в наибольшей степени переориентировали свою торговлю, показывают и наибольшие темпы роста экспорта. Предприятия  и отрасли, работающие на экспорт, особенно в сфере внутри отраслевой торговли дают наибольший прирост национального продукта, внедряют передовые технические и организационные новшества, выступая своего рода локомотивами структурной перестройки экономики.  Таким образом, существенное расширение спроса на белорусскую продукцию со стороны членов ЕС - бывших социалистических стран вряд ли возможно в обозримом будущем. В относительном выражении доля новой  десятки значительно ниже доли  Москвы в товарообороте Республики Беларусь. В 2002 году доля  Москвы в товарообороте составила 21,36 % , в том числе доля экспорта 20,92; на новую десятку  приходилось 10,18 и 15,52 соответственно; в 2003 году доля Москвы в товарообороте составила 21,52, на долю экспорта приходилось 20,52; соответственно, на доли стран новой десятки пришлось 9,42 и 12,92 %.9

Определенная динамика торговли, положительное сальдо; торгового баланса со старыми членами ЕС, во многом объясни мы курсовой политикой евро. Существенное укрепление курса евро по отношению прежде всего к доллару, - евро вырос по отношению к доллару с июля 2001 года до февраля 2004 на 50% или доллар упал на 33 %, Соответственно произошло относительное снижение курса белорусского рубля по отношению к евро. Как известно курсообразование белорусской валюты привязано к доллару, соответственно курс белорусского рубля значительно снизился по отношению к евро. Сложившая ситуация благоприятствует повышению ценовой конкуренции белорусских производителей и соответственно расширению экспорта в страны еврозоны, и сокращению импорта соответственно. Это подтверждает устойчивая тенденция положительного сальдо торгового баланса со странами ЕС.

Таким образом, в системе сложившейся дуопольной системы внешнеэкономических связей РБ определяющим, доминантным фактором в краткосрочном периоде выступают отношения с Россией. В долгосрочной перспективе, следует ожидать, сила притяжения Евросоюза будет расти, - Евросоюз выступает одним из глобальных центров развития мировой экономики, практически все прогнозы отмечают тенденцию роста влияния ЕС в мировой экономике. Степень этого притяжения будет зависеть, в том числе от соответствующей экономической политики ЕС как по отношению к РБ так и по отношению к РФ,

Если в ЕС сложилась основа экономики постиндустриального типа, то экономика России все больше приобретает черты типа

сырьевой экономики развивающейся страны. Постиндустриальная экономика ЕС выступает центром притяжения российской экономики. По периметру ЕС много небольших стран, но Россия уникальная, большая сырьевая экономика. Значение экономики России увеличивается с переходом стран Европы на путь постиндустриального развития. По данным журнала The Economist, доля энергоносителей, импортируемая ЕС из России, в 2002 году составила 55,6 % от общего объема на сумму в 26,5 млрд. евро. На фоне превращения Персидского залива в регион политической нестабильности, под вопрос поставлена надежность поставки энергоресурсов в страны Европы и Азии. В этой ситуации Россия выступает партнером, от которого зависит устойчивость развития всей экономики еврорегиона. В условиях быстрого подъема китайской экономики, в долгосрочном периоде Россия может в значительной степени переориентировать направления экспорта своих энергетических ресурсов. Именно поставки энергоресурсов в Европу стоят на первом плане в отношениях ЕС и России. Других стратегических интересов у европейских стран в России нет. Для сравнения, следующие по значению позиции российского импорта со стороны ЕС - сельскохозяйственная продукция и продукция химической промышленности составляют 4,8 и 4 %, соответственно общей величины импорта ЕС по данным статьям, а на продукцию машиностроительной промышленности приходится всего лишь 0,7 %, одежда и текстильной промышленности -0,6 % , транспортные средства 0,4 %.. Очевидно, как поставщик углеводородного сырья, Россия останется стратегическим партнером Евросоза на долгое время.

Если Россия пытается выступить мостом между Европой и Азией, то Беларусь может сыграть аналогичную роль между Россией и ЕС. Особенность отношений  Беларуси  и  России

заключается в том что, они сложились на основе преемственности устоявшихся связей в  рамках народнохозяйственного комплекса бывшего союзе. Этому в значительной степей  способствовала политика региональной экономической интеграции, оформленная в создании Таможенного союза между Россией и Беларусью. В рамках таможенного союза России и Беларуси удалось сохранить и создать механизмы свободной конкуренции производителей двух стран. С Евросоюзом напротив, отношения строятся в рамках системы жестких ограничений, квот и проч. Стратегически Россия остается внешне экономическим партнером, на рынке которой республика реализует продукцию с относительно высокой долей добавленной стоимости, отраслей, которые определяют структуру национальной экономики РБ. В силу указанного обстоятельства перспективы развития национальной экономики во многом связаны с тенденциями развития России.

Экономические отношения с Россией претерпели определенную эволюцию. В силу большей глубины кризиса, обусловленного проведением реформ в русле шоковой терапии, белорусские производители смогли занять ниши, потерянные россиянами, то есть действовал вариант замещения, замены со стороны бело русских предприятий. По мере завершения рыночной реструктуризации в России, белорусские производители столкнулись с жесткой конкуренцией уже новых собственников, готовых играть по новым рыночным правилам. В этот момент обнаружилась слабость белорусских секторов экономики, где процесс реструктуризации на рыночной основе еще не завершен. Российская экономика в силу сложившейся благо приятной конъюнктуры на сырьевых рынках обладает значительным финансовым потенциалом, что дает определенные преимущества в техническом перевооружении и, как следствие, в конкурентной борьбе. В этих условиях, расширение связей с Россией возможно на основе отношений комплиментарного характера. В тоже время, экономика Беларуси, не смотря на существенное изменение структуры воспроизводства, не сумела перейти на энергосберегающие технологии в производстве, оптимизировать потребление в быту и коммунальном хозяйстве. В целом экономика является энергозависимой. Прямым подтверждением энергозависимости национальной экономики является динамика рентабельности как основного финансового показа теля функционирования рыночной экономики, т.к пики роста рентабельности практически совпадают c конъюнктурой низких цен на нефть в мировой экономике. Таким образом, колебания рентабельности промышленности отражают мировые колебания уровня цен на нефть и энергоносители (см. рис.4. 6).




 

Рис.4.6 Динамика рентабельности отраслей промышленности РБ

 

Еще одно важное обстоятельство, которое вытекает из приведенного графика. Рентабельность более высока в топливной промышленности, которая работает вне условий международной конкуренции, и отличается монопольной структурой рынка. В тоже время более низкие показатели рентабельности характеризуют преимущественно ориентированное на внешний рынок машиностроение. Международная экономика дает примеры иного рода. Обычно ресурсы, которые задействованы на производство не торгуемых товаров и услуг отличаются меньшей степенью отдачи ресурсов, что детерминировано различием уровня дохода потребителя в своей стране и за рубежом. У нас все наоборот или почти наоборот. [8,c44-49]



4.2 Вступление РБ во Всемирную торговую организацию


Вступле­ние страны в организацию ожи­дается в следующем году, а если не в 2006-м, то в 2007 году.

Законодательство страны уже практически полностью приве­дено в соответствие с нормами ВТО, подчеркнул представитель МИДа. С 15 июня вступили в действие нор­мы Закона РБ от 25 ноября 2004 г. №346-3 «О мерах по защите экономических интересов Рес­публики Беларусь при осущест­влении внешней торговой поли­тики» и Закона РБ от 25 ноября 2004 г. №347-3 «О государствен­ном регулировании внешнетор­говой деятельности», который фактически «прописывает» в законодательство в виде норм прямого действия важнейшие требования ГАТТ. В связи с этим основными принципы ГАТТ/ВТО является:

На первом месте стоит за­прет какой-либо дискримина­ции товара. На внутреннем рын­ке к отечественному и импортно­му товарам должны применяться абсолютно одинаковые правила - начиная с налогов и заканчивая рекламой и размещением на пол­ках магазинов.

Второе. Недопустимо товар из страны А облагать налогами или пошлинами большими, чем товар из страны Б. Все товары, прохо­дящие по импорту, пользуются одинаковым режимом. Правда, это требование не касается ин­теграционных союзов и зон сво­бодной торговли.

Третье. Ограничительные ме­ры, прежде всего лицензирование, применяются лишь в том случае, если есть угроза жизни, здоровью граждан и принципиальным госу­дарственным интересам.

Четвертое. Сборы, которые го­сударство взимает за оформление внешнеторговых сделок, и реше­ния связанных с этим вопросов не могут исчисляться от цены сделки. В таких случаях должна использо­ваться фиксированная ставка.

Пятое. Все нормативные ак­ты, касающиеся внешней тор­говли, надо сначала обсуждать с теми, чьи интересы они затра­гивают, затем официально опуб­ликовывать и только после этого они могут вступать в законную силу. Никакой нормативный акт не может вступить в действие за­дним числом.

Шестой принцип касается тех­нического нормирования и регу­лирования. Он предусматривает, что технические стандарты, устанавливаются только там, где есть угроза жизни, здоровью людей и принципиальным госу­дарственным интересам. При введении новых стандартов госу­дарство обязательно советуется со своими торговыми партнера­ми. Все остальные стандарты ус­танавливаются предприятиями, ассоциациями добровольно.

Однако ВТО требует от стра­ны-кандидата не только привес­ти свое законодательство в со­ответствие с нормами организа­ции, но и продемонстрировать, как работает правоприменитель­ная практика. С последним в Беларуси су­ществуют некоторые проблемы, и в ближайшее время правительство намерено активно заниматься их решением. Понятно, однако, что, вступая в ВТО, страна принимает на себя и обязательства в долгосрочной перспективе привести уровень тарифной защиты к стандар­там этой организа­ции. Каковы будут перспективы тако­го нивелирования? Ответ на это воп­рос попытались дать   специалисты МИДа и Институ­та экономики НАН Беларуси, подго­товившие    анали­тический  прогноз социально-эконо­мических последс­твий    вступления Республики   Бела­русь в ВТО. Основной вы­вод авторов докла­да довольно опти­мистичен: «Созда­ние новых рабочих мест  в  растущих отраслях промыш­ленности одновре­менно с  развити­ем сферы услуг и сектора нацио­нальной  экономики,  основанно­го на иностранных инвестициях, а также рост производительности труда вследствие усиления кон­куренции с зарубежными произ­водителями образуют механизм, посредством которого будет реа­лизована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ус­корение долгосрочного экономи­ческого роста на экспортоориентированной основе».

Содержится в докладе и эко­номический расчет среднесроч­ного экономического эффек­та, который может получить на­ша страна от вступления в ВТО. Цена вопроса, делают вывод ав­торы документа, составляет по­рядка 250 - 270 млн. долл. в год - такой выигрыш могут получить белорусские экспортеры в слу­чае отмены антидемпинга и иных специальных защитных и нетарифных мер стран ВТО.

В то же время либерализа­ция правил импорта для отраслей экономики будет иметь различ­ные последствия. Так, уже в пер­вый год вступления в ВТО можно ожидать превышения выигрыша над потерями в топливной про­мышленности и черной металлур­гии. Как минимум не произойдет ухудшения состояния химичес­кой и нефтехимической промыш­ленности, машиностроительно­го и лесного комплексов. Эти от­расли, согласно исследованиям, имеют достаточный запас финан­совой прочности по отношению к последствиям либерализации конкурирующего импорта. Нега­тивные последствия вступления в ВТО могут быть наиболее высоки в легкой, пищевой промышлен­ности и промышленности строи­тельных материалов.

Анализируя требования ВТО относительно сокращения госу­дарственной поддержки агро­промышленного комплекса, можно сделать выво­д, что реализация этих мер в Беларуси (вариант «желтой кор­зины») приведет к росту себес­тоимости сельхозпродукции не более чем на 1% в год, что впол­не приемлемо. Вместе с тем следует отметить необходи­мость изменения системы це­нообразования. Она не должна препятствовать повышению цен в соответствии с объективным ростом переменных издержек сельхозпредприятий.

Достаточно оптимистичен и прогноз по транспорту. В частнос­ти, прогнозные расчеты показыва­ют, что в результате вступления в ВТО положительное сальдо тор­говли транспортными услугами составит 1260,7 долл., в том числе 93 млн. долл. - прирост, достигае­мый благодаря вступлению в ВТО.

В отношении национальной банковской системы эксперты придерживаются той точки зрения, что вступле­ние Беларуси в ВТО не окажет на нее существенно­го влияния, так как иностранные и бе­лорусские банки работают в разных нишах. В частнос­ти, иностранные банки скорее все­го сосредоточатся на обслуживании и кредитовании, проведении международных рас­четов, привлечении средств с ми­ровых рынков капитала, кредито­вании населения. При этом боль­шинство иностранных банков про­должит работу главным образом в Минске и областных центрах, не стремясь к развитию филиальной сети в областях. Белорусские бан­ки сохранят доминирующее при­сутствие в экономике, используя свои конкурентные преимущес­тва при работе в условиях повы­шенных рисков и нестабильной макроэкономической среды.

Проблемной, может стать сфера ин­формационных и телекоммуни­кационных услуг.

У нас слабо развита ее техни­ческая инфраструктура, в частнос­ти, отсутствуют операторы, оказы­вающие услуги IP-телефонии. РО «Белтелеком» - подведомственная Минсвязи организация - являет­ся на этом рынке чистым монопо­листом. Поэтому вступление Бела­руси в ВТО потребует либерали­зации данного сегмента рынка и создания условий для конкурент­ного развития уже действующих поставщиков услуг.

Поскольку финансовое состо­яние отечественных предприятий после вступления Беларуси в ВТО в целом должно улучшиться, со­циальные последствия этого шага также не должны оказаться отри­цательными, гово­рится в докладе.

Прогнозиру­емое для некото­рых производств снижение объ­ема реализован­ной продукции на 2 - 3% в результа­те либерализации конкурирующего импорта   не   образует основы для существенного роста безработицы. Ускоренное же развитие экспортоориентированных отраслей, а также малого и среднего бизнеса создаст допол­нительные рабочие места. Как известно, Россия сегодня находится буквально на пороге вступления в ВТО и очень веро­ятно, что членом этой организа­ции она станет раньше Беларуси. Проанализированы воз­можные последствия такой асинхронии для нашей страны. Пре­жде всего отмечается, что дейс­твующие в РФ ставки таможен­ных пошлин на товары, которые составляют основу белорусского экспорта в эту страну, сопостави­мы со ставками таможенных пош­лин, предложенных Россией на переговорах с ВТО. Если говорить о тотальном откры­тии российского рынка для това­ров из третьих стран по заверше­нии процесса вступления России в ВТО - начальный уровень «свя­зывания» средневзвешенных ста­вок таможенных пошлин по раз­делам ТН ВЭД, заявленных РФ на переговорах с ВТО, превышает ныне действующий уровень ста­вок таможенных пошлин. Поэто­му реальной угрозы потерять ры­нок России в результате присо­единения этой страны к ВТО, для Бе­ларуси не существует.


Вместе с тем уровень разви­тия рыночных механизмов регу­лирования и саморегулирования экономики в РФ в настоящий момент объективно выше, чем в Беларуси, что найдет свое отра­жение в структуре обязательств России перед ВТО. Для Белару­си будут выдви­нуты дополнительные условия членства в ВТО. Следователь­но, Беларусь должна стать полно­правным членом ВТО.

Прогнозные расчеты показывают, что вступление в ВТО приведет к приросту всех трех исследованных показателей. При этом дополнительный прирост экспорта транспорт­ных услуг значительно превышает прирост импорта, что можно рассматривать как чис­тый позитивный эффект от вступления в ВТО.

В отношении последствий вступления Беларуси в ВТО для банковского сектора разработчиками Комплексного прогноза полу­чены следующие основные результаты. В сред­несрочном периоде (5-6 лет) доля банковско­го рынка, контролируемая иностранными бан­ками, приблизится к законодательно ограни­ченной. После перераспределения рынка отечественные коммерческие банки в привле­чении ресурсов будут охватывать примерно 85-90% вкладчиков-физических лиц, в оте­чественных банках будет также сконцентрировано 100% коммерческих государственных предприятий и частично (порядка 50%) сред­ства предприятий частного сектора и небан­ковских финансовых организаций. Доля оте­чественных банков на кредитном рынке будет колебаться в пределах 55-60%.

Исследованы последствия вступления республики в ВТО для сферы информацион­ных и телекоммуникационных услуг. При вступлении в ВТО необходимо будет обеспе­чить равные условия конкуренции отечествен­ных и зарубежных поставщиков информаци­онных услуг, а также урегулировать вопросы налогообложения информационных услуг. В результате на рынке информационных услуг будет создан механизм конкурентного ценооб­разования. Допуск иностранных поставщиков на рынок информационных услуг Республи­ки Беларусь в режиме коммерческого присут­ствия в значительной мере поможет предотв­ратить большой отток из страны квалифици­рованных кадров в области информационных услуг и электронной торговли. Вызывает опа­сения готовность РО «Белтелеком» и коммер­ческих провайдеров республики к конкурен­ции в области информационных услуг с ино­странными предприятиями.

Исследование последствий вступления Беларуси в ВТО для финансово-экономичес­кого состояния отечественных предприятий показало, что вступление в ВТО не приведет к единовременному массовому высвобождению трудовых ресурсов в отраслях, конкурирую­щих с импортом. Прогнозируемое для некото­рых производств снижение объема реализован­ной продукции на 2-3% в результате либера­лизации конкурирующего импорта не обра­зует основы для существенного роста безработицы в краткосрочном плане.

Вступление в ВТО ускорит процесс струк­турной перестройки национальной экономи­ки и приведения отраслевых пропорций про­изводства товаров и услуг в соответствие с требованиями внутреннего и внешнего спро­са. Это означает более четкое разделение от­раслей и отдельных производств в экономике на растущие и сокращающиеся, что будет со провождаться перераспределением трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в рас­тущие. Прогнозируется, что основная часть процесса перераспределения трудовых ресур­сов будет происходить внутри промышленно­го сектора - между отдельными отраслями промышленности. Предварительные расчеты, учитывающие рост объемов производства пос­ле вступления в ВТО и сложившиеся в от­дельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях эконо­мики образует механизм, посредством которо­го будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение дол­госрочного экономического роста на экспортоориентированной основе.

Заключение

Мировое хозяйство является неотъемлемой частью нашей жизни, оно помогает разобраться в отдельных производствах и областях.

Благодаря накопленному опыту стран всего мира, учитывая ошибки истории, можно наблюдать подъём экономики отдельных хозяйств в более развитых странах. Также становление развивающихся стран экономически развитых, даст возможность им развиваться без ошибок.

Главные стороны, которые были рассмотрены в данной курсовой работе:

1.                               проблемы миграции в мировом хозяйстве - на современном этапе мировое сообщество переходит к координа­ции усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллек­тивному регулированию миграционных потоков. Организационно-ин­ституциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономиче­ские организации) и национальном (в основном промышленно разви­тыми странами) уровнях, позволяют постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграци­онные потоки.

2.                               международная экономическая интеграция - углубление международного разделения труда, специали­зации и кооперации производства; ускорение научно-технического прогресса, развитие и внед­рение информационных технологий; расширение региональных группировок; формирование региональных рынков; интернационализация хозяйственной жизни; создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.

3.                               роль Республики Беларусь в интеграционных процессах -  транснационализация капитала и, как следствие, изменение понятия сравнительных преимуществ страны в международной торговле; интернационализация производства и конкуренции и, как следствие, изменение механизмов экспортной конкурентоспособности национального производителя; интернационализация инфраструктуры мировой экономики (производственной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры управления, инфраструктуры мировых рынков);

4.                               вступление РБ в ВТО - пос­ле вступления в ВТО и сложившиеся в от­дельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях эконо­мики образует механизм, посредством которо­го будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение дол­госрочного экономического роста на экспортоориентированной основе.







ЛИТЕРАТУРА

1.Мировая экономика: Учебник для вузов, В.К. Ломакин, Москва 2005.

2.Мировая экономика И.Э.Точицкая, Москва 2005.

3.Макроэкономика: социально ориентированный подход. Под ред.Э.А.  Лутохиной, Минск 2005.

4.Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. Уч.пособие под.ред.М.И.Плотницкой,Г.В.Турбан, Минск,2006.

5.Национальная экономика Беларуси, Минск БГЭУ,2005.Под ред.В.Н.Шимова.

6.Мировая экономика: социально ориентированный подход. В.В.Козловский, Э.А.Лутохина Минск,2005.

7.Основы мировой экономики. Под.ред.И.В.Новиковой, Минск,2006.

8. Н.Новиков «Последствия европейской экономической интеграции для РБ». Журнал «Белорусский фондовый рынок» №2,февраль 2005.

9.Г.М.Лыч «Адаптация национальной экономики к глобализации мирохозяйственных связей». Журнал «Экономика и управление» №1, 2006.

10. Международная экономика. Курс лекций. Минск, «РИВШ» 2006 , Н.В.Черченко,Н.И. Суханов, А.Н.Леонович.

11.Экономическая безопасность государства. Монография. Е.Г.Моисеенко, Минск,2001.

12.В.Загашвили «В режиме глобализационной открытости». журнал

 « Мировая экономика и международные отношения», 2005 №4.

13. Н. Косолапов «Безопасность международная, национальная, глобальная взаимодополняемость или противоречивость?». Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2006 №9.

14.Ю.Никитина «Внешнеэкономические ориентиры Беларуси в сфере экономической безопасности». Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2006 №6.

15.В.Н.Шимов «Беларусь от экономического кризиса к устойчивому росту». «Белорусский экономический журнал», 2006 №2.                                     

16. С.С. Полоник, Я.М.Александрович, А.Б.Богданович. «Проблемы и перспективы социально экономического развития РБ». «Белорусский экономический журнал», 2006 №1.        

17.С.Сидорский «Пять лет созидания и прогресса». Журнал «Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы» 2006 №1.                      

18. В. Найдунов «Первое полугодие: активы и пассивы». Журнал «Экономика Беларуси. Итоги, тенденции, прогнозы» 2006 №3.

19.Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения, - М.: Новый Юрист, 2005, ст.176

20. Новокшенова Л.В.Мировое хозяйство: учебное пособие/Трифонов Ю.В.,      

М.: Юристъ, 2000, ст.312

21.// www.rudiplom.ru

22.// www.wto.ru

23.Федосов В.Н. Интеграция Белоруссии // Мировая экономика и международные отношения, 2006 №6, ст.70-76

24.Сильвестров С.М. Мировое хозяйство: новые тенденции развития // Российский экономический журнал, 2005 №8, ст.63-75


                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ