Практика показывает, что кривая Филлипса
применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в
долгосрочном плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция
продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств [6, c. 434].1
Негативные социальные и
экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить
определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось
государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика
насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер,
налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и
распределению доходов.
Оценивая характер
антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках
первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства)
предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными
расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство
ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос,
снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций
и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным
первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и
для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются
программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях
значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким
образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако
стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в
60-е и 70-е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные
дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и
расходами [1, с. 645].
Второй подход рекомендуется
авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план
выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на
экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным
правительству Центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет
количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого
подхода считают, что государство должно проводить антиинфляционные мероприятия
для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование
экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения
естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией [10, c. 432].
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию,
правительства многих стран, начиная с 60-x годов, проводили так называемую политику цен
и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной
платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не
рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной
цели.
Большой опыт проведения антиинфляционных
мероприятий в западных странах показывает целесообразность сочетания
долговременной и краткосрочной политики.
Долговременная политика включает в себя, во-первых,
задачу погасить инфляционные ожидания населения, которые нагнетают текущий
спрос.
Во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита за
счет повышения налогов и снижения расходов государства.
В-третьих, мероприятия в области денежного обращения,
в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы,
что позволяет контролировать уровень инфляции.
В-четвертых, ослабление влияния внешних факторов.
Задача состоит в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов
иностранного капитала в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за
рубежом для финансирования бюджетного дефицита.
Краткосрочная направлена на временное снижение темпов
инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного
предложения без увеличения совокупного спроса. В этих целях государство
предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному
производству побочные товары и услуги. Оно может приватизировать часть своей
собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и
облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить его инфляционный
спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий.
С точки зрения интересов общества, борьба
с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По
некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в
течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой
Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для
США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд.
долларов [6, c. 438].
Послевоенная
инфляция в США, как и в других капиталистических странах, вызвана новой гонкой
вооружений и милитаризацией экономики. Рост денежной массы в США значительно
опережал рост производства и товарооборота и имел инфляционный характер. С 1960
по 1967 гг. наличная денежная масса увеличилась на 44%, а розничный
товарооборот в реальном выражении – только на 26%. В 1969-1970 гг. имел место
кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала
возрастать. Так, в марте 1971 г. общий индекс промышленной продукции США был
почти на 5% ниже уровня 1969 г., но общая масса денег в обращении возросла с
марта 1969 г. по март 1971 г. на 11%. С марта 1971 г. по март 1972 г. денежная
масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция – только на 4%. В
результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос,
а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с
1945г. по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем
вдвое, причем только за 1963-1972 гг. его рост составил 37% [17 c. 85].
Особенностью
послевоенной инфляции в США по сравнению с рядом других капиталистических стран
явилось то, что обесценение доллара по отношению к товарам длительное время не
сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца
1971 г. оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г.
Активные
антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана в 1981 г.,
способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская
концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде всего назовем повышение
процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита
за счет урезывания государственных расходов, уменьшение пассива платежного
баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некотрое уменьшение
военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении
ракетно-ядерных вооружений) [3, c. 417].
Период
после Второй мировой войны в Великобританиихарактеризуется более
высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах. В
1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4,1% в год; в 1971-1980 гг. –
на 13,3%; в 1981-1986 гг. – на 7,5%. Причины инфляции в Великобритании
коренятся и в сфере производства, и в сфере обращения. Одной из основных был
бюджетный дефицит, который сопровождался ростом государственного долга.
Задолженность только центрального правительства в 1986 г. составляла 47% ВНП
[27, c. 110].
Для
борьбы с инфляцией Банк Англии применял разнообразные инструменты. До конца
70-х гг. в основном осуществлялся неокейнсианский подход к денежно-кредитному
регулированию. Использовались три метода денежно-кредитной политики:
маневрирование процентной ставкой Банка Англии; изменение норм «специальных
депозитов», т.е. депонирования коммерческими банками доли средств, привлеченных
на депозиты, на спецсчете в Банке Англии; применение прямых селективных методов
контроля за банковскими ссудами, выдаваемыми частному сектору. С 1976 г.
наблюдалось усиление влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и
особенно монетаристических концепций. В монетарной политики акцент
первоначально был сделан на таргетировании показателей денежной массы. Однако к
началу 90-х гг. правительство убедилось в том, что контроль под ее ростом
осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран
обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке. Такая
политика продолжалась до сентября 1992 г., когда Великобритания вышла из
механизма обменных курсов Европейской валютной системы. С тех пор ключевым
элементом антиинфляционной политики стало изменение краткосрочных процентных
ставок [28, c. 123].
Из
таблицы 2.2.1. видно, что уровень инфляции в Англии последние несколько лет
держится на невысоком уровне, а это значит что правительство страны подобрало
наиболее оптимальную антиинфляционную политику.
Таблица
2.2.1. Основные экономические показатели.1
1995г.
1996г.
1997г.
1998г.
1999г.
2000г.
2001г.
ВВП (в сопоставимых ценах)*
Объем промышленного производства (в
сопоставимых ценах)*
Инфляция (по розничным ценам)*
Государственный бюджет (дефицит /-/,
профицит /+/), млрд.ф.ст.
Экспорт товаров, млрд.ф.ст.
Импорт товаров, млрд.ф.ст
Сальдо платежного баланса по текущим
операциям, млрд.ф.ст
2,8
4,1
3,4
-24,9
153,7
165,4
-3,7
2,3
1,1
2,5
21,6
167,4
180,5
0,6
3,3
0,8
3,1
-1,9
171,8
183,7
6,6
2,6
0,5
2,4
-7,5
164,1
184,6
-0,1
2,2
0,0
2,0
17,1
165,7
192,4
-11,0
3,0
1,5
2,4
19,2
182,7
202,8
-14,0
2,3-2,8
1,8-2,0
2,4
23,1
—
—
-21,8
* Темпы прирост, % к предыдущему году.
Послевоенная
инфляция во Франции была тесно связана с хроническим бюджетным дефицитом,
который обусловлен крупными военными расходами, а также расходами, связанными с
государственным регулированием экономики и осуществлением «политики роста».
После Второй мировой войны неоднократно осуществлялись девальвации франка; две
последние девальвации были проведены в декабре 1958г. и в августе 1969 г.
Девальвация 1958 г. сыграла определенную роль в усилении экспорта французских
товаров на мировой рынок. Золотовалютные резервы Франции значительно возросли:
с 1050 млн. долл. в конце 1958 г. до 6994 млн. долл. в конце 1967 г. Однако
внутренний процесс инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом
повышении товарных цен [3, c. 431]. Так, с 1962 г. по
август 1971 г. индекс розничных цен поднялся на 55% [23, c.
101].
В связи
с этим правительство Франции в сентябре 1963 г. провозгласило «план
стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной платы, ряд
мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кредитов предприятиям и
потребительского кредита, повышение учетной ставки Банка Франции в ноябре 1963
г. с 3,5 до 4%), а также меры по сокращению бюджетного дефицита путем
значительного увеличения налогов. Но реальной стабилизации франка не произошло:
военные расходы и денежная масса продолжали увеличиваться, а покупательная сила
франка падать. Тогда в сентябре 1969 г. правительство Франции опубликовало
«план оздоровления», предусматривающий сокращение внутреннего потребления,
уменьшение бюджетного дефицита и рост экспорта. Были вновь применены меры
кредитной рестрикции (учетная ставка Банка Франции была поднята в 1969 г. с 6
до 8%; ограничен банковский и потребительский кредит), а для сокращения
бюджетного дефицита повышены налоги[3, c. 433].
В экономической жизни России после семи лет активных
рыночных реформ, после достижения официально провозглашенной финансовой
стабилизации разразился финансовый крах, страна, по существу, объявлена
банкротом. В тот момент правительство заявило, что государство не в состоянии
осуществлять текущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские
банки не в состоянии погасить свои обязательства перед вкладчиками и внешними кредиторами.
Одним из первых следствий краха стал рост цен. Потребительские цены (основной
показатель инфляции) выросли за сентябрь 1998 г. на 38%, за октябрь-на 5 %.
Рост цен за 1998 г. превысил 60 % при 11 % в феврале 1997 г. Инфляция
возвратилась, и это тем более печально, что именно снижение ее провозглашалось
главной целью не только кредитно-денежной, но и всей экономической политики.
Под снижение инфляции брали кредиты за рубежом, был создан и раздут рынок
государственных ценных бумаг[30, c. 26].