|
|||||||||||||||||||||||
Необоснованная антиинфляционная политика в течение 1992-1997 гг., выразившаяся в ограничении денежной массы, привела к глобальному росту неплатежей, массовому распространению суррогатов денег, повышению роли бартера в хозяйственных связях, падению производства. Кроме того антиинфляционная политика правительства, проводимая в этот период, помимо безоглядного ограничения денежной массы включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Если ограничение денежной массы в хозяйстве с самого начала выглядели сомнительной находкой правительства, то переход от кредитования бюджета к выпуску государственных долговых обязательств внешне представлялся вполне оправданным и никакой критики на первых порах не вызвал. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. Главной причиной конечного провала попыток «цивилизованного» покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объема доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов [25, c. 43]. Главным результатом действий правительства и Центрального банка стало обвальное падение курса рубля (табл. 3.1.2.), и в этом выявилось наглядное доказательство бессмысленности той антиинфляционной политики, которая ими проводилась с 1995 г. Ведь кроме снижения темпов инфляции была провозглашена и стабильность курса рубля как главная задача денежно-кредитной политики. И когда казалось, что до поставленной цели рукой подать, все покатилось в пропасть. Падение курса рубля немедленно вызвало рост цен на импортные товары, а затем и на отечественную продукцию (табл. 3.1.3.). Круг замкнулся. Результатом политики, направленной на подавление инфляции и сохранение стабильного курса рубля, стали вспышка инфляции и падение курса рубля. Именно падение курса рубля вызвало вспышку цен в августе-сентябре и продолжающийся их рост в октябре-ноябре. Денежная масса в августе была ниже, чем в начале года. Падения рубля было результатом двух существенных факторов: образования большой краткосрочной задолженности нерезидентам (естественно в долларах) и отставания «коридорного» курса рубля от уровня инфляции. Кроме того, негативное воздействие оказала необходимость очередных (и значительных) платежей по долгосрочному внешнему долгу в соответствии с прежними соглашениями.
Таблица 3.1.2. Валютный курс руб./долл.1 | |||||||||||||||||||||||
1991 г. |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
|||||||||||||
0,0 |
0,2 |
0,9 |
2,3 |
4,6 |
5,1 |
5,8 |
9,7 |
27,6 |
28,1 |
30,0 |
Таблица 3.1.3. Среднегодовой рост прироста потребительских цен в % к предыдущему году1
Годы
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Прирост потребительских цен
309,0
197,4
47,8
14,7
27,8
85,7
20,8
25,0
Деградация сельского хозяйства за годы реформ создала постоянную потребность в систематическом ввозе продовольствия. Под давлением иностранной конкуренции сократилось или прекратилось производство многих видов промышленной продукции (одежда, обувь, телевизоры, автомобили, видео- и аудиотехника и т.д.). Поэтому, несмотря на падение курса рубля, номинальный объем импорта в рублях возрастал. А это и означало инфляцию [13, c. 16].
Наиболее эффективным индикатором «здоровья» экономики страны является ее финансовое состояние. Ведь финансовая система не только обеспечивает необходимые взаимосвязи в экономике, она является одним из наиболее действенных инструментов макроэкономического регулирования, инструментом с помощью которого правительства стран имеют возможность регулировать экономическое развитие. Именно по этому деятельность правительства каждой страны направлена на обеспечение стабильности финансово-кредитной системы и финансового положения в целом. Залогом этого, кроме всего прочего, должно быть состояние «управляемости» инфляционными процессами. Необходимость этого вызвана тем, что инфляция приводит не только к тяжелым социально-экономическим последствиям, в условиях инфляции теряется эффективность действия и происходит деформация инструментов макроэкономического регулирования.
Период 1992-1994 гг. в Украине характеризовался чрезвычайно высоким уровнем инфляции, обвальным ростом цен, ослаблением контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий.
По данным Мирового банка, уровень инфляции в Украине во второй половине 1993 г. был наивысшим в мире. Если в1992 г. ее уровень вырос в 21 раз, то за 1993 г. - в 103 раза. И хотя в 1994 г. уровень инфляции несколько снизился, однако произошло это не в результате проведения комплексных реформ и качественных изменений в системе государственных финансов и внедрения ценовой либерализации, а через отсрочку бюджетных выплат и небывалый рост задолженности бюджета [22 c. 34].
К числу инфляционных факторов, которые имели место в течение последних лет, принадлежат:
а) высоковатое поднятие цен на энергоносители и основные виды сырья и материалов;
б) увеличение денежной массы за счет дополнительной эмиссии денег;
г) рост безналичного обращения как следствие кредитования низко рентабельных и убыточных предприятий;
д) монопольное ценообразование в условиях монополизации большинства видов промышленного производства, которое ведет к диктатному повышению цен производителями, поскольку потребители, лишенные выбора и отсутствующий сдерживающий контроль по ценам.
В Украине темпы роста денежной массы (М2) были высокими, особенно это касается периода 1992-1993гг. В следующий период темпы роста денежной массы начали быстро снижаться, но сейчас они достаточно высоки.(табл. 3.2.1.). Однако это имеет свои причины. Главная из них заключается в том, что в 1992-1993гг. Украина пережила процесс гиперинфляции. В следствии этого уровень монетизации ВВП резко уменьшился и сегодня составляет около 13% (табл. 3.2.2.). При этом постепенное уменьшение уровня инфляции создает благоприятную среду для постепенного увеличения уровня монетизации ВВП. При условии, когда самоиндуцированная инфляционная волна еще полностью не сбита, а цены не эластичны к снижению, ограничение темпов роста денежной массы на уровне, характерном для промышленно развитых стран Европы, не целесообразно, поскольку это может создать искусственный денежный голод [20, c. 27].
Период 1994-1998гг. в Украине можно охарактеризовать как такой, когда влияние денежных факторов инфляции, определяемых особенностями государственной денежно-кредитной политики (табл. 3.2.2.), постепенно уменьшалась, а сама инфляция из инфляции спроса превратилась в инфляцию расходов, где увеличение денежной массы играет пассивную роль, приспосабливаясь к изменению уровня цен. Инфляция постепенно уменьшается до приемлемого уровня, который дает возможность возобновить экономический рост [19, c.42].
Таблица 3.2.1. Некоторые важнейшие макропоказатели в Украине.1
Годы
Изменения ВВП (% к предыдущему году)
Темпы роста потребительских цен (раз к предыдущему году)
Среднемесячный темп инфляции (%)
Изменение М2 в национальной валюте (раз к предыдущему году)
Уровень безработицы на конец года (%)
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
-9,9
-14,2
-22,9
-12,2
-10,0
-3,0
-1,7
21,0
102,6
5,0
2,8
1,4
1,1
1,2
33,5
47,1
14,4
9,0
2,8
0,8
1,5
12,6
16,8
5,6
2,4
1,39
1,47
1,13
0,3
0,4
0,4
0,6
1,6
2,9
4,6
Таблица 3.2.2. Показатели темпов роста денежной массы и монетизации экономики в Украине.1
Годы
Номинальный ВВП (млн. грн.)
Наличность в обращении
Денежный агрегат М2 в национальной валюте
Темпы роста (раз за год)
% от ВВП
Темпы роста (раз за год)
% от ВВП
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
52
1420
10792
50836
78100
86952
94509
16,7
25,6
6,2
3,3
1,5
1,5
1,17
9,6
9
7,3
5,2
5,1
7,1
7,6
12,6