Мировой рынок рабочей силы. Международные миграции населения
Мировой рынок рабочей силы. Международные миграции населения
МИНИСТЕРСТВО
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РФ
ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
ФИНАНСОВЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Контрольная работа по
курсу
"Мировая экономика"
на тему:
"Мировой рынок рабочей силы.
Международные миграции населения"
г. Тюмень 2001 г.
Содержание
Содержание. 2
Введение. 4
Мировой
рынок труда. 6
Международный рынок труда и тенденции его развития. 6
Конкурентоспособность российской рабочей силы.. 17
Международные
миграции населения. 22
Причины международной миграции населения, ее основные
виды. 22
Государственное регулирование иммиграции рабочей силы. 25
Государственное регулирование международной трудовой
миграции в странах-донорах. 30
Основные центры международной трудовой миграции. 35
Заключение. 39
Список
используемой литературы.. 42
Наряду с международным рынком товаров и услуг, с
рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей
силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет
собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся
процессов интернационализации производства и роста общения между народами.
Международный рынок
рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения
иностранной рабочей силы.
Основой его формирования послужили процессы
международной трудовой миграции.
Миллионы людей покинули родные края и
устремились в другие страны, дальние и близкие, в поисках материального
достатка и избавления от неравенства. И в наши дни явление международной
миграции как выражение процесса интернационализации не стало достоянием
истории. Но больше невозможно делить страны на три четких категории: эмиграции,
иммиграции и транзита. Все большее количество стран не только изменяют свой
статус, но и сочетают характеристики двух или даже трех категорий. Так,
примерами стран в Европе, которые потеряли статус страны эмиграции, являются
Греция, Италия, Португалия и Испания. В Азии — это Южная Корея, Малайзия,
Тайвань, Таиланд. Даже Мексика и Тунис столкнулись с наплывом иностранных
работников, которые видят там больше перспектив, чем в своих родных странах.
Существует и контрпоток, протекающий с Запада на Восток — в Польшу, Чехию,
Венгрию как страны с новым экономическим горизонтом. Эти три страны вместе с
Болгарией, Россией, Беларусью, Украиной, помимо всего прочего, становятся
загруженным перекрестком транзитных путей мигрантов из Африки, Азии и Среднего Востока.
Национальные рынки труда все больше утрачивают
свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные
потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и
систематический характер.
Такие трансграничные перемещения рабочей силы
наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными
рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае
не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это
случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на
более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за
границей.
Таким образом, международный рынок труда можно
определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают
покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора
необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования
спроса-предложения рабочей силы.
Формирование международного рыка труда -
свидетельство того что процессы мировой интеграции не только идут в
экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо
более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают
теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит
социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом
и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются
прежде всего совместные межнациональные предприятия, которые во множестве
возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных
ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях
при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных
экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение
должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области:
·
условий труда, способа найма и увольнений
работников;
·
оплаты труда, включающей системы дополнительных
выплат;
·
предоставление отпусков, свободных от работы
дней;
·
продолжительность рабочего времени;
·
предоставление различных льгот, в том числе по
линии материального снабжения, отдыха и т.д.
Немалые трудности возникают также при
согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях
(профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом,
формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление,
а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни
мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции
социального опыта и практики нации.
Сейчас совершенно определенно образовались и
функционируют пять крупных международных региональных рынка труда:
западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский,
африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование
рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо
ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.
Образование международного рынка труда
осуществляется двояко: 1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и
труда и 2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование
"общего рынка труда"), когда окончательно устраняются юридические,
национально-этнические, культурные и иные перегородки между ними. В ряде
случаев, соединение капитала и труда может происходить и без их физического
перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций.
Движение рабочей силы на международном рынке
труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно
представить следующим образом:
·
по продолжительности: регулярная (возвратная),
нерегулярная (безвозвратная);
·
по ограничениям на жительство и работу:
контрактная и деловая;
·
по юридическому статусу мигрантов: легальная и
нелегальная;
·
по уровню квалификации: миграция
квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы.
Регулярная миграция, в свою очередь, может
подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение
находиться в стране в течение определенного срока.
Исследуя кадры потенциальной международной
миграции исследователи пришли к выводу, что они представлены в целом более
молодыми, профессионально подготовленными, экономически активными, но социально
обделенными работниками. Этот вывод подтверждается также данными зарубежных
источников. Так, Дж. Борджес отмечает, что иностранные рабочие в США, например,
в начале получают меньше, чем коренные американцы, но через 10-15 лет начинают
зарабатывать больше, что во многом объясняется "естественным отбором"
иностранных рабочих: в их составе оказываются наиболее способные и
целеустремленные люди.
Следует иметь в виду, что отнесение тех или иных
последствий международной миграции рабочей силы к позитивным или негативным не
может быть однозначным и окончательным, оно может зависеть от конкретной
социально-экономической ситуации в стране (табл.1). Например, переориентация
инвестиций из тяжелой индустрии в сферу потребления имеет негативный характер в
условиях насыщенного потребительского рынка и значительной величины безработицы
в стране, в ситуации же острого дефицита потребительских товаров и благ этот
результат вряд ли можно считать отрицательным. К тому же различные последствия
явно не равнозначны по своему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита
платежного баланса в какой-то момент может перевесить все отрицательные
последствия рассматриваемого явления.
Рассмотрение позитивных и негативных последствий
международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной
государственной и региональной политики и построения системы регулирования
этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов
и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях.
Таблица 1
Возможные социально-экономические
последствия международной миграции рабочей силы
|