Мировой рынок рабочей силы. Международные миграции населения
·
межнациональные политические организации;
·
межнациональные общественные организации;
·
международные общественные организации;
·
международные экономические структуры.
Исходя из этих критериев международная рабочая
сила подразделяется на:
·
персонал ООН и ее более 44 специализированных
учреждений;
·
персонал, занятый в органах межстранового и
регионального управления (Европейский парламент, Общий рынок и т. д.);
·
персонал, занятый вообще в системе мирового
хозяйства.
В свою очередь международная рабочая сила,
занятая в различных структурах мирового хозяйства, подразделяется на:
·
работников совместных предприятий;
·
работников, занятых в главных и вспомогательных
подразделениях ТНК;
·
работников, занятых в региональных экономических
структурах.
Возможны также и другие критерии дифференциации
международной рабочей силы, а именно: место работника в системе общественного
разделения труда, его отношение к собственности, уровень заработной платы и др.
По их месту в организации труда, международные
работники подразделяются, например, на:
·
управленческий персонал высшего звена;
·
управленческий персонал среднего звена;
·
управленческий персонал низшего звена;
·
конторский персонал, специалисты различного
профиля.
Возможна более детальная дифференциация
международной рабочей силы по уровню квалификации и образования, полу,
возрасту, национальной принадлежности.
К основным группам относятся также специалисты,
связанные с современной техникой и информационной технологией, а также
управляющие и специалисты по рыночной экономике (маркетингу, торговых и
финансовых бирж, банков и т. д.). Спрос на этих специалистов предъявляют
главным образом развитые страны, сумевшие создать несравненно лучшие условия
для творческой деятельности благодаря огромным расходам на НИОКР, наличию
многочисленных научно-исследовательских институтов и учебных заведений, широко
используемых для выполнения всякого рода международных экономических,
социальных и экологических программ. В этих странах созданы относительно
благоприятные условия оплаты труда, обеспечены возможности для повышения
профессионального, культурного уровня, есть цивилизованные условия жизни для
семьи и получения образования детьми.
Другими словами, международный рынок труда - это
сложный социальный механизм, охватывающий различные сферы жизнедеятельности
людей, социальных групп и общественных классов, наконец, общества в целом.
Приведенное деление лишь подтверждает это. Но в любом случае в международной
рабочей силе всегда можно выделить наиболее крупные, базовые ее сегменты. Это
прежде всего те категории работников, которые имеют постоянную работу в
межстрановых хозяйственных структурах, а также те работники, которые
включившись в миграционные потоки, выступают по существу в качестве резерва
международного рынка труда, либо же они заняты поиском работы на международном
рынке труда и национальных рынках рабочей силы различных стран.
Разумеется, международный рынок рабочей силы
остается сферой купли-продажи рабочей силы, аналогичной другим сферам рыночных
отношений. Вместе с тем международный рынок есть результат общих усилий
международного сообщества по снижению ее стоимости, выработки более эффективных
путей воспроизводства рабочей силы.
На международном рынке рабочей силы к живому
труду предъявляются самые высокие требования, особенно к его
общеобразовательной и специальной подготовке и квалификации, поскольку
действующие на этом рынке условия найма обусловлены интересами повышения общего
уровня наукоемкости мирового общественного производства на базе использования
творческого созидательного потенциала современного работника.
Возникает новое понимание трудового потенциала
общества - не как массы находящегося в его распоряжении труда, не как общей
численности трудовых ресурсов мирового хозяйства. Речь идет о новых измерителях
развития трудового потенциала личности, включенной в мирохозяйственные
отношения. Теперь главным критерием является качество труда, определяемое
квалификацией и способностями работника, его отношением к труду, уровнем его социального
и экономического мышления. Говоря о важнейших качественных характеристиках
международной рабочей силы, и прежде всего о ее
профессионально-квалификационной структуре, надо учитывать следующие возможные
моменты. Качество рабочей силы, выступающей на международном рынке включает в
себя такие характеристики, которые в меньшей мере присутствуют в
характеристиках национальных отрядов рабочей силы, а именно, освоение
международного опыта, национальных особенностей, значение культуры
международного общения и т.д.
Всеобщая отличительная черта международной
рабочей силы - это функциональные особенности труда международных работников,
обусловленные их включенностью в международные, политические, экономические и
общественные структуры, их тесная связь с мировой экономикой, общечеловеческими
социальными задачами развития человечества в целом.
Здесь следует учитывать и другой важный момент.
В последние годы многие страны, независимо от уровня их экономического
развития, столкнулись с дефицитом квалифицированной рабочей силы. Во многом это
объясняется значительными изменениями в требованиях, предъявляемых ныне к
содержанию и объему профессиональных знаний многих инженерно-технических
работников в связи с бурным развитием микроэлектроники, информационной технологии
в целом.
Дефицит персонала нужной квалификации
покрывается сегодня за счет найма специалистов на временной основе из других
стран, активизации территориальной мобильности квалифицированной рабочей силы,
диверсификации условий найма, и организация труда этих категорий работников.
В процессе формирования международного рынка
труда участвуют не только политические, социально-экономические, но и
социально-психологические и идеологические факторы (состояние общественного
массового сознания, влияние на него различных идеологий, предрассудков и т.
п.). Например, сегодня дальнейшее развитие международного рынка труда
натолкнулось на такие препятствия, как усиление негативного отношения
общественного сознания к представителям других народов, что, естественно, сдерживает
свободное перемещение трудовых ресурсов, препятствует его территориальной
мобильности.
В составе международной рабочей силы формируется
особый слой работников неквалифицированного труда, который становится объектом
эксплуатации со стороны различных международных структур. Западные страны с их
растущим богатством как магнит притягивают малоимущии слои из Африки, Азии,
Латинской Америки, из стран СНГ, ибо в развитых странах у этих людей могут быть
лучшие экономические перспективы, чем дома. В то же время использование
иностранной рабочей силы - важное условие развития экономики западных стран.
Развитые страны поощряют приток иностранных работников, чтобы поддержать свой
экономический рост, компенсировать низкий уровень рождаемости. Вместе с тем они
встревожены усилением нестабильности социального климата в их странах из-за
конфликтов, связанных с расовыми и религиозными различиями пришлых работников и
местного населения.
К основным тенденциям развития современного
международного рынка труда можно отнести следующие процессы:
·
рынок международной рабочей силы сужается из-за
наплыва работников из стран Восточной Европы и Республик бывшего СССР;
·
повышаются входные барьеры проникновения на
международный рынок рабочей силы;
·
усиливается конкуренция между продавцами рабочей
силы;
·
продолжает существовать дискриминация мигрантов;
·
активизируется деятельность профсоюзов,
стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.
Таким образом, становление и развитие
международного рынка рабочей силы - процесс сложный и многообразный. Ему обычно
предшествуют, с одной стороны, постепенное образование региональных рынков
труда, с другой стороны, - формирование отдельных специализированных сегментов
мирового рынка труда, в которых выступают специфические виды рабочей силы - мигранты,
высококвалифицированные специалисты информатизированной экономики и т. д. Но,
главное, международный рынок формирует и шлифует особый тип универсальной и
гибкой рабочей силы, сферой приложения которой становится уже все мировое
хозяйство. Эта рабочая сила выступает как бы двойственным образом: в качестве
носителя общечеловеческих норм жизни и носителя национальных культур и
традиций.
Если же говорить о России, то проблема занятости
не может решаться в отрыве от общемировых процессов труда. Вхождение России в
мировой рынок может смягчить удары безработицы в России. Кроме того, обмен
трудовыми ресурсами России с другими странами мира может стать эффективным
способом подъема страны до уровня самых развитых стран мира. Однако,
присоединение к мировому рынку труда потребует преодолеть своего рода
"барьер вхождения", чтобы сделать российских работников
конкурентоспособными на мировом рынке труда. Но для этого придется сформировать
полноценный рынок труда в пределах самой России, который обеспечит необходимую
мобильность рабочей силы.
Как ни горько приходится признать: процесс
воспроизводства трудовых ресурсов в нашей стране нарушен. И выражается это не
только в повсеместном падении рождаемости, но в крайне низкой заработной плате,
не дающей адекватной отдачи за работу. Быть может, самый тяжелый из всех
кризисов, поразивших нашу экономику, - кризис профессиональный. Можно в конце
концов занять деньги, купить технологию, даже справиться со стихийными
бедствиями. Но, чтобы вырастить здоровых грамотных работников, нужна вековая
традиция. Невозможность нормально питаться, одеваться, отдыхать, развиваться,
наряду с технологической отсталостью привела к падению производительности,
интенсивности и качества труда. Одним из эффективных путей "прорыва"
может стать экспорт нашей рабочей силы в другие страны.
Главный "плюс" состоит в том, что
постоянный поток выезжающих и возвращающихся позволит пропустить наших людей,
причем наиболее активную часть, через зарубежные рынки труда. Опыт государств,
давно экспортирующих рабочую силу показывает, что человек, вернувшийся из-за
рубежа, обычно уже по-другому смотрит на условия труда, на уровень заработной
платы, на профессиональные возможности, на свою карьеру. Он знает себе цену и подыскивает
удовлетворяющую его работу.
Экспорт рабочей силы - общепринятое и широко
распространенное явление в нынешней мировой практике, один из наиболее
действенных факторов формирования мирового рынка труда. Обычно трудовая
миграция за пределы страны развивается на основе:
·
межправительственных соглашений;
·
индивидуальной инициативы самого работника;
·
рекомендаций посреднических коммерческих фирм;
·
нелегальных каналов.
Однако, процесс миграции из России развивается в
большей степени стихийно, в меньшей - организованно, и, естественно, каждая из
этих форм трудовой миграции предопределяет неравные стартовые возможности для
их участников, а значит, и разные социальные и социально-психологические
последствия. И тем не менее, в настоящее время трудовая миграция из России
принимает все более широкие масштабы. Так, по оценкам западных специалистов, в
ближайшие годы от 2 до 5 млн. российских граждан захотят выехать на работу за
рубеж. Рабочие и специалисты из России работают сегодня во Франции, Германии,
Австрии, Дании, Канаде, некоторых странах Латинской Америки. В перспективе
Латинская Америка (прежде всего Аргентина, Уругвай, Чили) обещает стать важным
центром восточноевропейской эмиграции, в том числе - из России.
Выбор места работы и проживания - право каждого
человека. Однако причина выезда во многих случаях такова, что сами страны не
могут подчас найти своим талантливым специалистам соответствующего применения.
Их знания остаются нередко невостребованными, и они вынуждены менять страну
своего проживания. В то самое время, в целом ряде случаев выезд работников за
границу объясняется чисто экономическими причинами. Расчеты экономистов
показывают, что эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает
эффективность экспорта товаров. В некоторых арабских странах, например, доходы
от экспорта рабочей силы составляют 20-30% общей суммы валютных поступлений по
национальному платежному балансу. Экономическая выгода заключается в том, что
эмигранты отправляют переводы, привозят валюту, ценные бумаги, технику бытового
и производственного назначения. Многие государства-экспортеры рабочей силы
вошли в группу среднеразвитых стран именно благодаря вывозу рабочей силы
(Египет, Турция, Пакистан и др.). Более того, за счет эмиграции людей страна
получает дополнительную выгоду, так как при этом в какой-то мере решается
проблема занятости, безработицы, осуществляется экономия на затратах на
подготовку и переподготовку персонала, повышения квалификации работников.
Сегодня для граждан России западные страны
остаются самым привлекательным для проживания и трудоустройства. Однако,
существующее в этих странах законодательство неохотно дает всем иностранцам, в
том числе и россиянам, право на жительство и на работу. Такое право пока
предоставляется лишь высококвалифицированным специалистам, ученым, артистам и
отдельным спортсменам. Представители таких профессий, как программисты,
электронщики, врачи, работники культуры и искусства способны, как правило,
выдерживать конкуренцию на мировом рынке труда. Немаловажную роль здесь играет
отсутствие у значительной части российской рабочей силы профессиональной
подготовки международного уровня, навыков конкурентной борьбы и, как это не
печально, мешает также неудовлетворительное состояние здоровья. Предпочтение
пока отдается тем категориям работников, которые обладают опытом работы в
совместных предприятиях и международных организациях, или же приглашаются
жители приграничных районов, близкие по своему духу и поведению жителям
приглашающей страны. Например, Финляндия охотнее приглашает на работу жителей
приграничных с ней районов - Мурманской, Архангельской областей, а также
Карелии.
Западные страны в основном используют рабочих и
специалистов из России на малоквалифицированных видах работ, на предприятиях с
вредными условиями труда, в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также
в торговле, обслуживании, в качестве младшего медицинского персонала, домашних
работниц и нянь. Спрос на неквалифицированную рабочую силу из России устойчив,
но и здесь предложение подчас превышает спрос. В своем большинстве выезжающие
за границу для поиска работы обладают недостаточной подготовкой и часто не
способны пройти систему соответствующих тестов.
В настоящее время Россия выступает в основном в
качестве поставщиков дешевой рабочей силы. Многие страны Азии, Латинской
Америки, Ближнего и Среднего Востока, Западной Европы проявляют интерес к
строителям, лесорубам, сварщикам, медицинским сестрам.
Конкуренцию на мировом рынке выдерживают лишь
наиболее квалифицированная часть выходцев из России: талантливые музыканты, ученые,
спортсмены, певцы. Массовые профессии по существу не конкурентоспособны из-за
своей недостаточной подготовки. Речь идет не только о специальной
профессиональной подготовке в соответствии с международными требованиями, но и
формировании определенных навыков и качеств личности для успеха в конкурентной
борьбе на мировом рынке труда. Для многих препятствием становится не владение
английским языком (в Индии, например, даже грузчик обязан знать английский
язык). Все эти обстоятельства порождают явление, известное в теории
несовершенной конкуренции как барьер вхождения. Суть его заключается в
необходимости произвести (не для всех) посильные затраты еще до вступления в
реальные рыночные отношения. Для России таким барьером вхождения является
проведение целой серии предварительных мероприятий затратного характера прежде
чем удастся с успехом выступить на мировом рынке труда. К числу таких
мероприятий с успехом можно, например, отнести вопрос о признании дипломов о
высшем образовании. Следует отметить, что на практике иерархия дипломов
определяется исходя из престижности и репутации учебного заведения и зависит от
того, как зарекомендовал себя его выпускник. Эмигрантам из России предстоит еще
затратить немало усилий, чтобы преодолеть этот барьер вхождения, не говоря уже
о других, не менее трудных барьерах.
К кандидатам на временную работу, например, в
Германии в целях повышения профессиональной квалификации и языковых знаний
предъявляются следующие требования: законченная профессиональная подготовка или
сопоставимые профессиональные навыки, опыт работы по специальности не менее
двух лет, возраст не моложе 18 и не старше 40 лет, здоровье, отвечающее
известным медицинским требованиям. Необходимо достаточное знание немецкого
языка. В настоящее время требуются: инженеры-строители и рабочие-строители всех
специальностей, работники гостинично-ресторанного хозяйства, медицинские
сестры, пекари. Периодически возникает потребность в привлечении на работу
инженеров-компьютерщиков, программистов, электронщиков, радиоинженеров.
Процесс трудовой эмиграции из России будет
очевидно развиваться по нарастающей линии, и важно, чтобы это развитие
происходило в цивилизованных формах, на основе международных норм права и
межгосударственных соглашений.
Экспорт рабочей силы в России еще не приобрел
характер хорошо продуманной государственной политики, что связано с решением
целого комплекса сложных вопросов, а именно: необходимостью изучения
конъюнктуры мирового рынка труда, изучения мирового опыта в области экспорта
рабочей силы, налаживания отношений со странами-импортерами рабочей силы и т.
д.
Таким
образом, развитие международного рынка рабочей силы вносит серьезные изменения
в существующую практику трудовых отношений. Формируется новый тип
международного работника, который достаточно гибко и быстро может
приспосабливаться к возросшим требованиям современного производства, легко
передвигаться, быть достаточно гибким в контактах с другими группами
работников. Именно из этого типа работников формируется новый отряд занятых в
международном ориентированном производстве, которое под влиянием целого ряда
факторов экономического и политического порядка продолжает непрерывно расти и
развиваться.
Миграция рабочей силы - это перемещение
трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В
зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают
миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых
ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность
населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность
населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в
данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за
пределы данной страны (эмигранты).
Можно выделить два основных вида международной
миграции рабочей силы:
1. международная переселенческая
миграция;
2. международная трудовая
миграция.
Исторически первоначально преобладала
переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой
сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых
других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и
перемену места жительства навсегда.
Международная трудовая миграция - это
перемещение трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо
экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой
миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей
родиной.
На практике отделить эти виды миграции друг от
друга достаточно сложно. Определение термина "трудящийся-мигрант"
содержится в конвенциях Международной организации труда N 97 и N 143 и гласит,
что "трудящийся-мигрант" это лицо, которое мигрирует или мигрировало
из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в
себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве
трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных
рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой
противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей
силы, несколько преуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого
явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько
важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают
(страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они временно
покидают (страны-доноры).
Причины международной трудовой миграции имеют, в
основном, экономический характер. К ним относятся следующие:
1. различия в уровне
экономического развития отдельных стран.
2. наличие национальных различий
в размерах заработной платы.
3. существование органической
безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление
распространено и в постсоциалистических странах).
4. международное движение
капитала и функционирование международных корпораций.
Наибольшую долю участников международной
трудовой миграции составляют представители рабочих специальностей, но в ней
принимают участие и служащие.
Одним из мотивов участия в международной
трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть
с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции
малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического
развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских
и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США
и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.
Но, наряду с этим, существует и миграция в
поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и
жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием
стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных
специалистов, ученых.
Рассматривая мировое хозяйство в целом можно
выделить следующие основные потоки трудовой миграции:
1. из развивающихся стран в
развитые;
2. между развитыми странами.
3. между развивающимися
странами.
4. из постсоциалистических стран
в развитые страны.
5. миграция научных работников и
квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся.
Наибольшую роль в развитии мировой экономики
международная трудовая миграция начала играть после Второй мировой войны. В
настоящее время в общем объеме современной международной миграции преобладает
трудовая миграция. Согласно оценкам специалистов, в начале 90-х годов за
пределами своих государств проживало около 25 млн. временных мигрантов, а с
учетом членов семей, сезонных и приграничных работников общее число трудовых
мигрантов составляло порядка 100 млн. человек.
Распад СССР значительно усилил подвижность
населения бывших советских республик, что привело к увеличению численности
международных трудовых мигрантов.
Первоначально международная трудовая миграция
имела стихийный характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в
организационные рамки. Так, уже в конце 19-начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии
широко был распространен временный найм иностранных рабочих на определенный
срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на
родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в. был введен контроль за
иммиграцией.
В настоящее время практически все страны мира
активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы.
Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный
эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму
отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для
стран-реципиентов.
Регулирование импорта рабочей силы преследует
две основные цели.
1. Защита национального рынка
труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему
занятости.
2. Обеспечение рационального
использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех
областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых
ресурсов.
Международная трудовая миграция имеет как
положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.
К положительным последствиям можно отнести
следующие:
1. Занятость рабочих мест,
связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане
принимающей страны. Например, в 1995 году трудящиеся-иммигранты составляли от
общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в
Германии - 7,4%, во Франции 6,2%. При отсутствии иностранных рабочих объемы
производства в этих отраслях были бы значительно меньше.
2. Расширение внутреннего рынка
принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого
иностранными рабочими.
3. Снижение налоговой нагрузки
на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных
пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают
относительную налоговую нагрузку на коренное население.
К отрицательным последствиям международной
трудовой миграции, как правило, относят следующие:
1. Рост нелегальной миграции,
особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они
не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей
стране.
2. Рост социальной напряженности
в связи с ростом нелегальной иммиграции.
В настоящее время в странах-импортерах рабочей
силы сложилась система мер государственного регулирования иммиграции, которая
включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном
статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные
соглашения по вопросам миграции.
На международном уровне деятельность
национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система
постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР
(Организации экономического и социального развития).
В межправительственных соглашениях о найме
иностранной рабочей силы оговариваются условия пребывания мигрантов в
принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов.
Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы,
заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и
оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же
пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.
Иммиграционные службы стран контролируют, прежде
всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в
соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем
подобное разрешение выдается на определенный срок.
Первым этапом регулирования миграционных
процессов можно считать организацию вербовки иностранных рабочих, которая
осуществляется на основе межправительственных соглашений.
Страницы: 1, 2, 3
|