Монополизация в экономике Беларуси
Монополизация в экономике Беларуси
ВВЕДЕНИЕ
В конце XIX в. возникла реальная угроза для
функционирования конкуренции (необходимого атрибута рынка) в виде
монополистических образований в экономике.
История монополии восходит к глубокой; древности, а о
возрастающей роли ТНК в мировой экономике стали говорить только во второй половине
ххв. Монополистические тенденции в разных формах проявляются на всех
этапах развития рыночных процессов. Но их новейшая история начинается в
последней трети XIXв., во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений - кризисов и монополий - указывает на одну из причин
монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных
потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в
тогдашней экономической литературе получили название "дети кризиса".
В общем виде монополия - это исключительное право государства или
другого хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности.
Монополия как вид экономической структуры рынка
представляет определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному
из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке
определенного товара.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один
производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это
позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень
использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия
близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден
платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не
имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести
предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль,
что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой
монополии препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это
практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.
Существуют реально значимые преграды на пути возможных конкурентов
монополий.
Монополии охватывают все сферы общественного
воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и
потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие
формы монополистических объединений - картели и синдикаты.
Опыт показывает, что монополии, утвердившись в
определенной отрасли и захватив прочные и монопольные позиции, рано или
поздно теряют динамику развития и эффективность. Объясняется это тем, что преимущества
крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение
прибыльности только до определенных пор[1,с.138-139].
Монополия как
экономическое явление представляет собой обусловленный собственностью
и властью тип экономических отношений между субъектами, которые реализуют
собственный интерес и влияют на общественное производство или его отдельные
сферы. Ее сущность состоит в обладании субъектом (группой) собственностью
на факторы производства и исключительными правами, обеспечивающими господствующее
положение в определенной сфере деятельности , контроль над рынком и диктат своих
условий, регулирование цен и объемов производства, присвоение монопольной
прибыли и ограничение конкуренции.
Монопольная власть
обусловлена экономическими и внеэкономическими причинами. Она достигается не
только благодаря особому (монопольному) положению хозяйствующего субъекта (производителя,
продавца), но и может быть искусственно предоставлена государством, местными
органами власти[6,с.100].
Целью данной работы
является анализ монополизации в экономике Беларуси.
1.Mонополизм в
современных условиях
Государственный
монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой
монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и
усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце 90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.
В республике и в настоящее время доминирует монополия государственной
собственности и власти. Более 80%
государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам,3.1% — находится в частной собственности и 4.2% — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.
Высока
доля государства и в собственности частично
приватизированных предприятий. Даже
при акционировании у государства остается
значительная часть собственности преобразованных
предприятий, право передачи их в
управление министерств и других центральных органов управления,
назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Ьеллегпром» 75 из 93 предприятий являются
негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его
представитель - проводник государственной
политики Доля государства в
акционерном капитале негосударственных
промышленных предприятий колеблется
от 4 до 95%.В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.
Сохраняются наследие административно-командной
системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта
экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм
реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный
госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную,
организационную, технологическую и экономическую монополии.
Государственный монополизм проявляется, прежде всего, в
сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов, как в сфере производства, 'так и в
сфере обращения. Государство одновременно
выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как' естественные, 'так и искусственные, являются государственными.
Свобода экономических субъектов в переходной экономике в
значительной мере условна,
так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности
предпринимателей путем объявления все
больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.
Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей
(прежних директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших
коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения.
Органы государственной власти как и прежде используют
набор административно-командных инструментов воздействия на деятельность
хозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним
относятся: «административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта
продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов,
движения финансовых потоков и котировки национальной валюты, запреты на регистрацию и
требования перерегистрации негосударственных
предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непредсказуемым». Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость.
Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не
уведомительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный
механизм лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей. В 1995 г. была изменена система лицензирования: на 25 единиц сокращено количество
лицензируемых видов деятельности (оставалось 86), отменены 21
специальные решения правительства по данному
вопросу. Однако и в настоящее время
выдачу лицензии осуществляют более 10
государственных органов, а число
лицензируемых видов деятельности
составляет более 100
По оценкам зарубежных специалистов начинающему
белорусскому бизнесмену для основания предприятия по производству, например,
мебели необходимо получить визы не менее 70 должностных лиц, что может длиться до 7 месяцев.
В республике, по данным 1997 г., ежемесячно обнародовалось около 150 указов
и постановлений, причем некоторые из них имели обратную силу, законодательные акты иногда публиковались спустя шесть месяцев со дня их принятия, а нормативные — зачастую вводились в действие административными указами. Проекты
законов публикуются редко и
недоступны для заинтересованных
сторон. Возможна ситуация, когда
отдельные предприятия освобождаются от уплаты налогов и пошлин, получают .льготное финансирование.
Государственный монополизм в республике проявляется в
работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых
концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и
услуг, например, «Торгэкспо», «Белагронпторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов
управления, например, «Белпром»,
«Белбуд», «Беллегпром», «Бсллес-бумпром»,
«Белсельхозпром», «Белнефл'егаз» и др.).
Многие из белорусских концернов
образовались на базе ликвидированных
министерств, руководивших деятельностью
отраслевых предприятий, производивших главным
образом однотипную продукцию. Фактически
сохранились искусственно созданные барьеры для выхода па рынок новых производителей и нерациональная монополистическая
структура, прежние стиль, принципы.
В ряде случаев происходит усиление монополизма
интегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их
состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств
и ведомств наделены достаточно широкими властно-распорядительными полномочиями. Необходимо
принятие нормативного акта о государственных
концернах, корпорациях и других объединениях
с четким определением их правового
статуса, задач, функций, полномочий,
особенно входящих в их состав субъектов
хозяйствования.
Увеличилось количество носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства,
министерств и ведомств), ряда организаций (особенно торговых – розничных и
оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают: управляющая (административная)
элита, включающая и так называемую «вертикаль»
- должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов;
промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные
предприятия - немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой
экономии» в республике составляет 21-25% ВВП.
В
процессе сращивания управленческой элиты
государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности.
Возможности формирования конкурентных рыночных
отношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий. В совете
директоров АК «Славнефть» представлены 4 зам. министров: Топливно-энергетического комплекса,
Министерства государственного имущества,
Министерства РФ по антимонопольной
политике и поддержке
предпринимательства (с российской
стороны), а также один зам. министра Министерства
по управлению государственным имуществом
и приватизации (с белорусской стороны).
Примерами усиления государственной монополистической практики являются:
государственная интервенция в акционерные компании
— введение в 1997 г. «золотой акции»,особого права государства
вмешиваться в деятельность акционерных
компаний: принятие декрета о гарантиях
вкладов физических лиц в валюте, дискриминирующий
отдельные банки; предоставление монопольных прав на экспорт шерстяных тканей
концерну «Беллегпром». Указ «О некоторых мерах по координации деятельности
Национального банка» (март 1998г.) юридически закрепил фактическое руководство
правительства денежно-кредитной политикой, установив обязательность принимаемых
им решений для Национального банка.
Особенность переходной экономики Республики Беларусь
состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и
противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной
системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской
психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в
стране более длительным и болезненным. В
республике существует
гипертрофированная хозяйственная
система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма,
высшей формой проявления которого
выступает монополия управленческой
власти.
Процесс становления новых организационно-хозяйственных
структур в промышленности,
да и в экономике в целом, практически носит
искусственный и формальный характер. В
настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами,
финансово-промышленными группами,
корпорациями и т.п. нередко
именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от
подобных формирований в рыночной
экономике.
Их отличают отсутствие реальной свободы,
принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой
централизации управления и финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по
западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная
и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого
научно-технического и производственного потенциала.
В рыночной экономике акционерные общества появились
вследствие обострения конкуренции как более высокая степень в развитии
индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии
капитала, как правило, путем преобразования предприятий в акционерные общества. Настоящие
же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно
продаваться на рынке[6,с.100-104].
2.Монополизм
и конкуренция
В Беларуси
сложилась уникальная сверхмонополизированная экономика, для управления
которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в
таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как
исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих
функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм
проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его
воспроизводственной основой.
В
промышленности республики сложился высокий уровень концентрации производства на предприятиях и в
объединениях-монополистах: 15% крупнейших
белорусских предприятий до распада
СССР выпускали около 60% всей
продукции. Политика гигантомании
привела к тому, что средний размер
предприятий по численности занятых неуклонно
повышался. Так, к началу 90-х годов он
в 10 раз превышал западноевропейский:
Таблица 1: Размер предприятий Республики Беларусь по
численности занятых
Показатель
|
1970г.
|
1980г.
|
1985г.
|
1989г.
|
1990г.
|
1997г.
|
Средняя численность работающих на одном
предприятии(чел.)
|
560
|
980
|
998
|
1010
|
890
|
430
|
Если в 1970 г. средний размер промышленного предприятия в
Беларуси был существенно ниже среднесоюзного уровня (560 чел. - в БССР, 640
- в СССР), то к 1989 г. картина стала обратной: БССР — 1010 чел., СССР — 793 чел. В странах Западной
Европы, Японии, Южной Корее на 1 предприятие
в 1989г. приходилось не более 80—90
чел.
По нормативным документам антимонопольных органов в
экономике республики выделяются следующие «рыночные» модели: деконцентрированные
отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров легкой
промышленности, банковских, страховых, строительных услуг); олигополии представленные несколькими крупными предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, цемента, часов и др.); локальные монополии в масштабах региональных
товарных рынков (например, монополизм предприятий,
перерабатывающих сельскохозяйственную
продукцию, предприятий торговли и
бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественных
локальных монополий в системе водо -, газо-,
тепло-, электроснабжения и др.). При
этом в народном хозяйстве Беларуси
отмечается наличие трех видов
монополий - естественных, государственных
и искусственных, а также их разновидностей
- административных (в форме концернов, министерств, ассоциаций) и технологических (в форме чистой монополии пли олигополии).
Вместе
с тем известно, что все существующие в
республике монополии являются государственными.
Поэтому представляется целесообразным
выделять искусственные - включающие
административные, или организационные,
монополии (в форме министерств, концернов,
ассоциаций) и естественные - включающие производственные, или технологические (в форме чистой монополии и олигополии).
В белорусской экономике господствует монополия
государственной собственности по содержанию, по форме же она является чистой
монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной
продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения
конкурентной среды без изменения основ и форм
экономических отношений.
В
зависимости от критериев монополизм можно
классифицировать следующим образом: по
происхождению - искусственный и естественный; по степени влияния — всеобщий, абсолютный
и так называемая олигополия; по сфере
влияния - отраслевой и межотраслевом;
по территориальному признаку — тотальный
и локальный: по функциональной роли —
ведомственный, должностной и производственный.
В советской практике были распространены и в настоящее
время проявляются производные формы монополизма: так называемый функциональный монополизм
отдельных должностных лип (монополизация ими
должностных функций, связанных с
исполнением возложенных обязанностей); групповой монополизм отдельных групп людей, ведомств. Общей
чертой различных видов монополизма является
гарантированность существования субъекта
независимо от реальных результатов его
деятельности.
Децентрализация
государственной системы распределения и
отказ от прямого контроля над ценами
стимулировали возникновение региональных
и даже районных монополий в сфере
торговли и сбыта. Бывшие государственные
сбытовые конторы и торговые отделы трансформировались
в акционерные объединения и при
отсутствии конкуренции диктуют
потребителям монопольно высокие цены. В результате возведения
региональных барьеров произошла
монополизация региональных рынков,
возник массовый сговор продавцов на потребительском
рынке. На смену ведомственно-отраслевому
пришел республиканско - региональный
монополизм.
Высокий уровень монополизации: экономики характерен
для тех ее секторов (более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал
которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих
основную массу производимой продукции (работ, услуг). (Состояние монополизации
белорусской промышленности отражено в табл.2.)
Таблица 2: Доля продукции
предприятий-монополистов по отраслям промышленности Республики Беларусь в 1997
г.
|