бесплатные рефераты

Национальная экономика. Цели и результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Стабильность макроэкономики России.

 

Макроэкономика в России не стабильна.

 «Мягкотелая» политика правительства пока не позволяет говорить о макроэкономической стабильности в стране

Министр финансов Алексей Кудрин считает, что пока рано говорить о макроэкономической стабильности в России. Такое заявление он сделал на встрече с журналистами. Нынешнюю финансовую политику правительства он назвал «мягкотелой». Она, по его словам, «шаг за шагом» уводит страну от горизонта стабильности. Зато министр с удовлетворением отметил, что в бюджетном послании президент страны поддержал предложения всего экономического блока правительства по важнейшим реформам налогово-бюджетной политики. Хотя министр поскромничал. Многие из этих предложений давно отстаивает сам г-н Кудрин: сбалансированность бюджета на долгосрочной основе, использование в ближайшие три года средств стабфонда исключительно на досрочное погашение внешнего госдолга, повышение результативности бюджетных расходов. А именно эти меры – ключ к достижению стабильности.

Заявление министра финансов об отсутствии макроэкономической стабильности не сенсационное, но заслуживает внимания. Так как многие чиновники, в том числе глава правительства, придерживаются иного мнения. Уже давно они говорят о макроэкономической стабильности в России как о свершившемся факте. Вероятно, причиной таких разногласий, как всегда, является вопрос терминологии. Кто-то считает, что инфляция в стране уже предсказуема, другие убеждены, что предсказуемость роста цен лишь на ближайшие месяцы недостаточна: чтобы говорить о настоящей стабильности, инфляция должна быть на уровне 2-3%.

Бюджетная комиссия при правительстве РФ, возглавляемая премьер-министром Михаилом Фрадковым, наконец одобрила проект основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ на 2007 г. и на период до 2009 г., разработанный МЭРТ. В данном документе удвоены темпы роста цен на газ: в 2007 г. они увеличатся на 15%, в 2008 г. – на 14% и на 13% – в 2009 г. Частично удовлетворены просьбы энергетиков: ожидается, что цены будут расти чуть быстрее – на 10% в следующем году, а затем на 8 и 7,5%. Тарифы на железнодорожный транспорт повысятся до 8% (ранее прогнозировался рост до 7,5%). Такие послабления привели к повышению прогнозов по инфляции на 0,5% в год: в 2007 г. рост потребительских цен составит 6,5-8% (вместо 6-7,5%), в 2008 г. – 4,5-6% (4-5,5%), а в 2009 г. – 4,5-5,5% (4-5%). Повышение тарифов вынудило правительство увеличить планку и по укреплению российской валюты: вместо 27,6 руб. в 2007 г. доллару в России позволят стоить 26,5 руб. В последующие годы предполагается, что за доллар будут давать 26,9-27,3 руб.

Министр финансов, отстаивающий жесткую финансово-бюджетную дисциплину, такую политику правительства назвал «мягкотелой». «Это желание сегодня потратить больше и расплатиться дополнительным укреплением рубля. Вот такая политика, я считаю, должна перестраиваться», – сказал он. Министр посетовал, что многие говорят о наступлении макроэкономической стабильности: «Да, она не наступила! Отступаем шаг за шагом! И в инфляции отступаем, и в укреплении рубля отступаем!». От такой «мягкотелости», по словам министра, страдает, прежде всего, промышленность: укрепление рубля стимулирует импорт, который ударяет по внутреннему производителю.

Алексей Кудрин вновь указал, что снижение инфляции является залогом экономического роста. Так, обсуждался вопрос развития отечественной промышленности. Одна из главных ее проблем – нехватка средств на модернизацию оборудования. Министр заметил, что для повышения темпов роста инвестиций необходима низкая ставка кредитования. Для этого в свою очередь нужно значительное снижение инфляции: «Чтобы в России опустить ставку кредитования и расширить количество проектов для кредитования, должна быть инфляция максимум 3-4%, тогда ставка кредитования будет 5-7%. Под такую ставку реально вся промышленность будет модернизироваться».

Тем не менее, министр финансов настроен оптимистично. Дополнительное повышение тарифов естественных монополий, по его мнению, не исключает возможности снижения в 2007 г. инфляции до нижней планки – 6,5%. Кроме того, в долгосрочной перспективе уже будут действовать монетарные меры по снижению инфляции, а значит, инфляция на уровне 5% в трехлетнем периоде вполне достижима. С оценкой макроэкономической ситуации министра соглашается главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Он отмечает, что стране, достигшей стабильных макроэкономических показателей, инфляция находится в пределах 2-3%, она прогнозируема на годы, а не на месяцы, как в России. При этом проблемой в развитых странах считается ошибка в прогнозе на 0,25 п.п.

Эксперт отмечает, что наращивание государственных расходов в номинальном выражении на 20-25% в последние годы поддерживало довольно высокий фон инфляции. В нынешнем году, особенно в марте, апреле и мае сложилась относительно низкая инфляция (по прогнозу МЭРТ за 5 месяцев 2006 г. инфляция составит 5,8%, против 7,3% за аналогичный период 2005 г.). Причина, по словам г-на Гавриленкова, в том, что финансирование бюджетных расходов (вернее, их осваивание бюджетополучателями) примерно на 25% отстает от графика. «Это косвенно подтверждает слова Кудрина, что когда сдерживаем расходы – инфляция низкая», – заметил Евгений Гавриленков. Однако и о серьезной дестабилизации в России говорить не приходится. Залогом этого являются высокие цены на нефть, Стабилизационный фонд.

Между тем среди чиновников пока нет единого мнения, как решить все насущные экономические, социальные и демографические проблемы одновременно. На заседании правительства премьер-министр РФ Михаил Фрадков дал задание Алексею Кудрину и вице-премьеру Александру Жукову найти баланс в финансовой политике, который обеспечит экономический рывок. Обращаясь к ним, премьер сказал: «Насчет рубля и инфляции – баланс ищите оптимальный, который обеспечит экономический рывок. Мы ищем сложные, пока еще непонятные схемы, как сделать конкурентной экономику», – продолжил он. А на замечание Кудрина о повышенном прогнозе инфляции и большем укреплении рубля, г-н Фрадков ответил: «Работайте – значит, в других местах надо улучшать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Бюджетные доходы и расходы, их влияние на развитие экономики РФ.

 

Бюджет – обозначает расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащим исполнению индивидуальным или коллективным объектом. Бюджет государственный – система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Определяющая роль бюджета в социально-экономическом развитии страны предполагает необходимость строго аргументированной характеристики его сущности. Сущность бюджета выражает совокупность особой сферы финансовых отношений, обусловленной существованием основного централизованного денежного фонда страны.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

- Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- Местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
         - Бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если Кодексом предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном законом, либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификации РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района
(без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта РФ
(региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнеия расходных обязательств РФ не допускается, за исключением случаев, предусмотренных
Кодексом.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается, за исключением случаев, установленных Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ.

В правительственном проекте федерального бюджета на 2007 г. Сохранены прежние установки макроэкономической и бюджетно-налоговой политики, касающиеся источников бюджетных доходов и приоритетов бюджетных расходов, включая императив первоочередного обслуживания и погашение внешнего долга, при отказе государства от выполнения своих бюджетных обязательств перед гражданами (приостановлено действие десятков законодательных актов, содержащих четкие социальные нормативы госфинансирования).

Бюджет рассматривается как важнейший инструмент иной социально-экономической политики, как средство реализации ее приоритетных задач:  

1) преодоление массовой бедности, безработицы, детской беспризорности, эпидемий социально обусловленных болезней, тенденций деградаций человеческого потенциала;

2) предоставление гражданам гарантий на образование, здравоохранение и жилище, других социальных гарантий в соответствии с законодательно установленными нормативами бюджетных расходов;

3) уменьшение межрегиональной дифференциации уровней жизни населения;

 4) повышения минимальной зарплаты работникам бюджетных отраслей до уровня прожиточного минимума;

5) погашения госзадолженности перед населением и предприятиями, включая долги по детским и другим социальным пособиям, восстановлению сбережений граждан, оборонному заказу;

 6) обеспечивающего все это поддержания высоких темпов экономического роста на основе активизации инвестиционного процесса, модернизации и структурной перестройки народного хозяйства на современной технологической базе.

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.
Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, несоответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

Бюджетная классификация РФ включает:
         - классификацию доходов бюджетов РФ;
         - функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
         - экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
         - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
         - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
         - классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
         - классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
         - ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы РФ.
Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятыми органам государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемые на иные уровни власти.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям

 Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ осуществляется в форме дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет.

Определяющая характеристика параметров любого бюджета – структура его расходов. Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:

·        ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

·        средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

·        трансфертов населению;

·        ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

·        ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

·        бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов, платежей и других обязательств);

·        субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

·        инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

·        бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

·        кредитов и заимствований внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

·        кредитов иностранным государствам

·        средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджет РФ после уточнения составляет 5 триллионов 463 миллиардов рублей. Он существенно растет - на 24,5%. Если взять непроцентные расходы, то они составят 5 триллионов 306 миллиардов, увеличатся на 26,5%. В номинальном выражении бюджет впервые прирастает на 1 триллион 110 миллиардов рублей. Процентные расходы снижаются в связи с тем, что нам теперь не придется обслуживать, соответственно, ряд кредитов, которые мы досрочно погасили. Общая сумма экономии по процентам до конца погашения этих кредитов составит 12 миллиардов долларов. В ближайшие годы большая сумма будет погашена, поэтому из них где-то от восьми и больше миллиардов долларов придутся на ближайшие пять лет. Будут расти расходы на социальные нужды: здравоохранение, образование, причем расходы на эти нужды будут в числе приоритетных. На образование расходы вырастут за один год на 69 миллиардов рублей, на здравоохранение - на 49 миллиардов рублей. В процентном отношении расходы на образование вырастут на 33,4%, то есть на треть. На здравоохранение расходы вырастут на 25%. Правительство РФ утвердило, что в этом году экономический рост составит 6,6%, а рост в следующем году - 6%. При этом инфляция не должна превысить 8%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Динамика развития экономики РФ за 2006 год. Прогнозы развития экономики до 2009 года.

 

Экономика России пока еще растет, но ее качество вызывает беспокойство.

Экономика России растет быстрее, чем прогнозировалось. Однако опубликованный мониторинг социально-экономического развития России за 7 месяцев экспертов не радует. ВВП растет за счет более высоких, чем ожидалось, цен на нефть, а не за счет производства.

По данным Минэкономразвития, высокие темпы потребительского спроса обеспечены ростом реальных доходов населения (в июне и июле 2006 г. 16,9% и 11,2% соответственно) и прежде всего реальной заработной платы (15,2% и 17,7%). Со стороны производства увеличение ВВП было обусловлено высокими темпами торговли и строительства. Так, за семь месяцев рост в строительстве составил 9,6%, а в июне и июле по отношению к июню и июлю 2005 г. – 14,5%. Однако наблюдалось замедление темпов промышленного производства: в июле этот показатель составил 2,9% против 4% в июле 2005 г.

Российский ВВП бьет рекорды прошлого года. За семь месяцев ВВП вырос, по оценке Минэкономразвития, на 6,5%. Это заметно выше темпов аналогичного периода 2005 г. (5,6%). В Минэкономразвития ускорение динамики ВВП объясняют ростом внутреннего и внешнего спроса.

Июльское оживление экономики позволило МЭРТ пересмотреть свой прогноз по итогам 2006 г. с 6,1 до 6,6%. Такого скачка от экономики не ожидал никто. Наиболее оптимистичные агентства в первоначальном прогнозе говорили о 6,4% роста. Сейчас же многие эксперты склонны соглашаться с оценкой министерства. Так, например, ИК «Тройка Диалог» оценивает рост ВВП по итогам года в 6,7%. Ранее сделанные скромные прогнозы роста экономики эксперты объясняют ожидавшимся ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры. Сейчас, по мнению директора Центра макроэкономического анализа «БДО Юникон» Елены Матросовой, «экономический фон позитивный и есть ожидания дальнейшего развития».

Но наименее радужной картина дальнейшего развития страны видится руководителю Экономической экспертной группы Евсею Гурвичу. Он указывает на то, что нет качественного улучшения экономического роста. Главный локомотив – потребительский спрос – во многом связан с ценами на нефть и газ. Увеличение экспорта по-прежнему не является главной движущей силой роста, темпы инвестирования в стране также недостаточны. Так, в июле текущего года прирост инвестиций относительно июля 2005 г. составил 10,7%. «Хотя темпы инвестиций остаются достаточно высокими, имеет место их замедление относительно мая и июня 2006 г., когда темпы прироста инвестиций в основной капитал, соответственно, составили 18,8% и 12,6%», – отмечают в МЭРТ.

Этого недостаточно, чтобы в будущем сохранить высокие темпы роста. Если ситуация не изменится, рост продлится недолго». По его словам, накопленный основной капитал по отношению к ВВП уже много лет остается на уровне 18%, а для сохранения темпов роста экономики России необходимо повысить этот показатель как минимум до 25%.

Властям необходимо более активно проводить инвестиционную политику. Нельзя, чтобы большие деньги бюджета вскружили правительству голову. Психологически надо к ним быть готовыми. Через госфинансы надо влиять на развитие несырьевого сектора. Правительственные инициативы по инвестфонду, нацпроектам, по ее мнению – движение в правильном направлении. Однако «вопрос в том, насколько качественно будут использованы выделенные деньги».

Эти проекты могут помочь, но это не все, правительству необходимо снижать риски, повышать предсказуемость политической власти, прекратить процесс перераспределения собственности для улучшения инвестиционного климата».

Сейчас МЭРТ подготовило итоговый сценарий социально-экономического развития.

Чиновники теперь знают, как будет развиваться экономика в ближайшие три года. За последние четыре месяца МЭРТ четыре раза менял макроэкономические ориентиры. Ведомство Германа Грефа после согласования с Минфином наконец-то внесло в правительство итоговый план социально-экономического развития страны на ближайшую трехлетку. Из-за роста цен на нефть чиновникам пришлось повысить практически все экономические показатели.

Собственное представление Минэкономразвития о том, как будет развиваться экономика, менялось в зависимости от изменений цен на нефть на мировом рынке. В апреле 2006 года ведомство подсчитало, что средняя цена на черное золото в 2006 году составит 51 долл. за баррель. Через месяц оно повысило свой прогноз до 58 долл. за баррель, а для расчета проекта бюджета-2007 были предложены новые цифры. Теперь чиновники ориентируются на 65 долл. за баррель в 2006 году, а бюджет 2007 года собираются верстать исходя из 61 долл./баррель. В последующие годы нефть будет продолжать падать в цене: 54 долл./баррель – в 2008 г., и 48 долл./баррель – в 2009 г. Как сообщил директор департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач, все ранее сделанные расчеты являли собой лишь предварительные оценки. Итоговый документ сценарных условий развития экономики страны учитывает не только все пожелания экспертов, но и результаты развития первого полугодия», – сказал г-н Клепач.

МЭРТ по-прежнему предлагает два основных сценария развития событий: пессимистический, который отражает все признаки голландской болезни, и умеренно-оптимистический, который рекомендуется взять за основу. Вслед за изменением цены на нефть эксперты ведомства пересчитали и другие показатели. В частности, по сравнению с майскими показателями повышен прогноз ВВП – с 6,1% до 6,6% в 2006 году. В 2007 г. он ожидается на уровне 6% против 5,7%, в 2008 г. – 5,8% вместо 5,6% и в 2009 г. прирост ВВП составит 5,9% против 5,7%. «Нам удастся сохранить высокие темы экономического роста. Более того, этот период будет сопровождаться высокими темпами роста инвестиций, до 10% в год». Причем доля государства в общей структуре инвестиций будет снижаться: с нынешних 20% до 16% в последующие годы.

Чиновники пересмотрели свои планы в отношении укрепления рубля. Если раньше предполагалось, что реальный эффективный курс вырастет на 6,5–7%, то сейчас пророчат удорожание на 7–9%, «причем ближе к верхней планке». Однако в последующие годы рубль будет укрепляться не столь быстро: по данным МЭРТ, в 2007 г. – на 4,8% в реальном выражении, а в 2008–2009 гг. он подорожает не более чем на 1–1,4% соответственно. Однако номинальный курс по отношению к американской валюте будет оставаться более или менее стабильным: 26,4 руб. за доллар – в 2007 г., 26,7 руб./долл. – 2008 г., и в 2009 г. небольшой рост – 27,1 руб./долл.

К удивлению экспертов, почему-то не изменились прогнозы по инфляции ни на 2007 год, ни на последующие. Чиновники по-прежнему верят, что удержат инфляцию по итогам года в рамках 9%, несмотря на то что уже по результатам полугодия она набрала 6,9%. Только в июле 2006 года цены выросли на 0,7%, вместо прогнозируемых 0,6%. Инфляция превысит свой годовой показатель. По нашим оценкам, она окажется на уровне 11%. Впервые МЭРТ винит не только сезонное удорожание сахара, овощей и бензина, но и монетарный фактор: увеличение доходов населения и денежной массы в стране. При этом экспертам непонятно, как чиновники собираются бороться в дальнейшем с избытком денежного предложения, отказываясь от укрепления рубля. Это одно из главных противоречий данного документа. Одним повышением ставок по коротким депозитам справиться с инфляцией не получится. Монетарным властям придется продолжать политику укрепления рубля.

Не понравилось экспертам и то, что за основу МЭРТ выбрало сценарий с достаточно высокими ценами на нефть. Невыполнение прогнозных показателей непременно отразится на сбалансированности бюджета. Снижение цен на нефть приведет к возникновению дефицита бюджета, потому что тратить будут по плану, а обеспечить доход не получится.

Правда, чиновники, готовясь к лучшему, не исключают форс-мажорных обстоятельств. В запасе у МЭРТ есть еще два сценария: в одном рассказывается, что произойдет, если цены на нефть резко подскочат. В этом случае эксперты не исключают удорожания нефти до 75 долл./баррель в 2007 г. и до 80 долл./баррель в 2009 г. Понятно, что прогнозируемые темпы ВВП повысятся на 0,3–0,4 процентных пункта. Другой, напротив, исходит из низких цен на черное золото: 40 долл./баррель – в 2007 году и 35 долл./баррель в конце трехлетки. При такой конъюнктуре экономика начнет падать – прирост ВВП прогнозируется не более чем на 5–5,3% в год. Курс рубля будет выше, инфляция вряд ли удержится в заданных параметрах. Но даже при самом печальном развитии событий у российской экономики есть большой запас устойчивости. Экономике не повредит снижение цен на нефть. Все сводится к вопросу о национальной конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ЗАДАЧИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

 

         К сожалению, перед правительством РФ стоит не одна задача по усовершенствованию национальной экономики. Из них можно выделить:

1. Реальная макро демонополизация. Причем, начиная от макро уровня мировой экономики, где Россия должна выступить инициатором и объединителем всемирного антимонопольного договора, так как если эмпирически было установлено, что экономику неизбежно разрушает монополизация 30 % любого направления экономики отдельно взятой страны, то с ростом глобализации, монополизация вышла на всемирный уровень, за рамки одной отдельно взятой страны, и она уже разрушающее воздействие начинает оказывать при охвате более 10% любого направления отрасли экономики.
         2. Демонополизация на внутреннем уровне экономики страны, такие понятия, насильно насаждаемые «естественные монополии», нужно быстро и жестоко изжить. Нет в монополиях ничего «естественного». Все монополии в здоровой экономике – противоестественны. Именно «естественные» монополисты являются самым главным ограничителем роста российской экономики. Главная проблема, например, любого развивающегося бизнеса – получение энергомощностей. Если, например, сейчас надо подключение электрооборудования, это происходит так:  строится подстанция за свои деньги, но по безумным расценкам монополиста, по этим же расценкам подводится линия питания и создается сеть потребления, потом идут согласования и приемка, вымогая дополнительные средства. Все это очень не спешно. Вопросы не смотря на безумные затраты решаются (или не решаются) годами.

3. Демонополизация должна иметь внутри себя четкий критерий легкого и прозрачного входа новых участников в демонополизируемую область экономики.

4. Демонополизация должна выйти и на уровень регионов, так как там она приобрела уродливейший характер и привела к перекосам во внутренней региональной экономике.
         5. Пока что все проекты правительства направлены на то, чтобы сделать монополистов крупнее и безответственнее, на то чтобы процветал неэффективный собственник. Возможно, нужно решительно снизить налоги. НДС нужно срочно снизить до 10% минимум, подоходный налог до 10%, ЕСН – до 15% минимум. Причем в 2007 году. Общая налоговая нагрузка в идеале не должна превышать 30%. Столь резкое изменение налоговых требований неизбежно приведет к временному провалу в бюджетах, компенсировать который можно пока есть средства. Нужно создать очень простую и вменяемую налоговую структуру, направленную на облегчение и помощь в работе настоящим созидателям. Это удалось полудиким кочевникам шейхам в арабском эмирате Дубаи, где нефтяные деньги стали появляться лишь в 1970 году, и всего за тридцать лет в не приспособленных для жизни песках появилась цивилизация, где лишь 14% бюджета строится на нефтеденьгах, и эта доля продолжает стремительно уменьшаться.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ