|
||||||||||||||||
Многие российские предприниматели, к сожалению, не могут оценить роль зарубежных партнеров (затруднились ответить на этот вопрос), но большинство из тех, кто высказался, считают, что зарубежных инвесторов интересует только прибыль, поэтому они не склонны к оказанию постоянного финансирования в освоении инноваций. В то же время сам факт работы с зарубежным инвестором, как показано в таблице 3, уже ориентируют предприятие на активизацию инновационного менеджмента.
Таблица 3 Распределение мнений руководителей предприятий о роли иностранных партнеров (в % к числу опрошенных) | ||||||||||||||||
Мнение о роли зарубежных партнеров |
Согласны |
Не согласны |
Не дали ответа |
|||||||||||||
Зарубежные партнеры постоянно содействуют планированию и осуществлению инноваций |
13,8 |
65,9 |
20,3 |
|||||||||||||
Зарубежные партнеры изредка помогают в освоении инноваций |
19,4 |
59,7 |
20,9 |
|||||||||||||
Зарубежных партнеров интересует только прибыль |
31,9 |
29,6 |
38,6 |
Так же неоднозначно отношение предпринимателей к участию в государственных инновационных программах, смысл которых как раз в том, чтобы облегчить освоение и реализацию инноваций (см. табл. 4).
Таблица 4
Оценка эффективности государственных программ
(в % к числу опрошенных)
Утверждения
Согласны
Не согласны
Не дали ответа
Участие в программах приносит пользу
21,9
51,8
26,4
Участие в программах не дает результата
15,8
47,9
36,3
Многие руководители затруднились оценить эффективность программ. Полученные же ответы противоречивы: руководители не могут однозначно ни подтвердить, ни опровергнуть эффективность участия в государственных инновационных программах.
Существует и обобщающая статистическая информация о целях инновационной деятельности российских фирм[7].
Таблица 5
Цели инновационной деятельности
(в % к общему числу инновационно активных предприятий)
Цель
1995
1996
1997
1998
1999
Замена продукции снятой с производства
16,1
16,6
14,7
21,7
18,2
Расширение ассортимента продукции
71,5
75,5
78,8
85,1
77,2
Сохранение традиционных рынков сбыта
23,3
27,9
28,8
35,6
32,7
Создание новых рынков сбыта
32,7
31,0
31,6
52,9
48,6
Сокращение затрат на заработную плату
8,3
8,5
7,3
10,6
8,3
Снижение материальных затрат
19,4
18,5
17,7
22,6
19,4
Сокращение издержек производства
12,3
13,9
13,1
18,7
16,9
Улучшение условий труда
17,2
19,3
18,1
-
-
Обеспечение современных стандартов
-
-
-
27,8
25,4
Улучшение качества продукции
31,5
34,2
32,8
51,0
46,9
Снижение загрязнения окружающей среды
15,5
16,7
17,3
22,7
18,9
Повышение гибкости производства
-
-
-
16,5
16,7