|
||||||||
Примечание: прочерк здесь и далее означает отсутствие данных в связи с изменениями в классификации целей инновационной деятельности. Из таблицы видно, что основной целью инноваций является расширение ассортимента продукции, а также, что радует, улучшение качества продукции.
1.7 Основные положения и элементы государственной политики в области поддержки инновацийКак элемент системы государственного регулирования, политика в области инновационной деятельности (как, впрочем, и всякой иной) должна иметь: четко определенные цели государственной политики; органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей; информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования достаточной для реализации функций управления полноты; инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействует на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций. К основным инструментам регулирования, в свою очередь, относятся не сколько составляющих: прямое государственное стимулирование НИОКТР путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов; косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики, а также путем поддержки инновационных МП; предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса (как непосредственно предпринимателям, осуществляющим инновации, так и тем элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку); формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития и формирования на их основе системы национальных научных приоритетов для обеспечения информацией лиц, принимающих решения. Идеально, когда действие инструментов направлено на решение ключевых проблем объекта регулирования. Однако в нынешних социально-экономические условиях требовать полноты и завершенности от политики в любой сфере не приходится, поскольку в обстановке перманентного кризиса стратегические и текущие цели государства находятся в постоянном противоречии. В свою очередь, формирование системы инструментов регулирования и поддержки инновационной деятельности осуществляется путем создания соответствующей законодательной базы, а также формирования инфраструктуры (включая органы госуправления), реализующей элементы государственной политики в области поддержки инноваций.
Глава 2. Инновационная деятельность в российской экономике2.1 Состояние инновационной деятельностиНа фоне известного оптимизма последних лет, обусловленного позитивным уклоном основных макроэкономических показателей, на первый план все больше и больше выдвигается вопрос об устойчивости наблюдаемого пока еще краткосрочного экономического роста. Ответ на него непосредственно связан с реальной эффективностью проводимой государством инновационной политики, которая должна быть подкреплена целым комплексом мер по стимулированию инвестиций в сферу науки и инноваций. Как свидетельствует мировой опыт, в условиях экономики, основанной на знаниях, альтернативы инновационному пути развития просто нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране. Современные приоритеты инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия, ориентируясь на максимальное удовлетворение внутреннего спроса, в большей мере склонны к внедрению продукции заменяющей импортную. Именно поэтому в качестве основной цели инновационной деятельности выступает расширение ассортимента продукции Укреплению позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке способствует внедрение продукции заменяющей импортную, что является еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на инновационную стратегию предприятий. Этим объясняется относительно высокий рейтинг таких целей, как улучшение качества продукции (53,8%), создание новых рынков сбыта в России (43.5%), а также сохранение традиционных рынков сбыта (37,7%). Перечисленные цели при всей их значимости заслоняют одну из важнейших задач инноваций - достижение высокого уровня конкурентоспособности отечественной продукции, позволяющего завоевывать новые внешние рынки сбыта. По данным статистики, российские предприятия не питают особых иллюзий относительно возможности выхода на новые рынки сбыта за рубежом, что выражается в минимальном рейтинге соответствующих целей среди прочих задач инновационной деятельности. Так, продвижение инновационной продукции на рынки стран СНГ планировали лишь 14% предприятий, осуществлявших инновации, на рынки стран Юго-Восточной Азии - 5.6%, Западной Европы - 4.7%, а США и Канады - только 3.1%. В то же время наблюдаются косвенные признаки того, что предприятия уже делают определенные шаги в данном направлении. В частности, обращает на себя внимание относительно высокая значимость такой цели инновационной деятельности, как обеспечение соответствия современным нормам и стандартам (28,4% предприятий в 1998 и 53,8% в 2001 году). Последнее является необходимым условием, определяющим возможность продвижения российских инновационных продуктов и технологий на зарубежные рынки. В составе факторов производственного характера, препятствующих инновациям, наибольшее беспокойство предприятий вызывает их собственный низкий инновационный потенциал (рейтинг 1.8), определяемый слабым уровнем развития исследовательской базы на производстве, неготовностью предприятий к освоению новейших научно-технических достижений. Недостаток информации о новых технологиях (рейтинг 1.5) и рынках сбыта (рейтинг 1.4), возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями (рейтинг 1.4) - все эти негативные обстоятельства являются следствием разрыва сложившихся в доперестроечные времена производственно-экономических и информационных связей.
Рис. 1. Рейтинг факторов, препятствующих инновационной деятельности
| ||||||||
Экономические факторы: 1 - недостаток собственных денежных средств 2 - недостаток финансовой поддержки со стороны государства 3 - низкий платежеспособный спрос на новые продукты 4 - высокая стоимость нововведений 5 - высокий экономический риск 6 - длительные сроки окупаемости нововведений Производственные факторы: 7 - низкий инновационный потенциал предприятия 8 - недостаток квалифицированного персонала 9 - недостаток информации о новых технологиях
|
10 - недостаток информации о рынках сбыта 11 - невосприимчивость предприятия к нововведениям 12 - недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями Другие факторы: 13 - отсутствие необходимости в нововведениях в силу осуществленных ранее 14 - недостаточность правовой базы 15 - неопределенность сроков инновационного процесса 16 - неразвитость инновационной инфраструктуры 17 - неразвитость рынка технологий |
На фоне первостепенных экономических трудностей такой фактор, как недостаток квалифицированного персонала, имеет невысокий рейтинг (1.5). Несмотря на то, что спад производства недавних лет вызвал значительный отток квалифицированных кадров из промышленности, предприятия еще не осознали в полной мере значимости этого явления. Не в последнюю очередь подобное отношение обусловлено качеством самих инноваций, не отличающихся высоким уровнем новизны, не связанных в достаточной степени с принципиально новой продукцией и тяготеющих преимущественно к менее радикальным изменениям.
Самый низкий рейтинг имеют факторы невосприимчивости предприятий к нововведениям (1.3) и неопределенности сроков инновационного процесса (рейтинг 1.4), что свидетельствует об осознании предприятиями необходимости повышения технологического уровня производства и об их моральной готовности к подобного рода изменениям.
В совокупности указанные факторы препятствовали реализации почти 5000 инновационных проектов, из которых 39% были серьезно задержаны, 27% остановлены или вовсе прекращены, а 34% - даже не начаты.
Как отметил В.Путин в своём ежегодном обращении к Федеральному Собранию РФ: «Мы проигрываем в конкуренции на мировом рынке, все более и более ориентирующемся на инновационные сектора, на новую экономику, экономику знаний и технологий». И это действительно так.
В 2001 году произошло увеличение величины внутренних затрат на исследования и разработки до 77,5 млрд. руб. В 2000 году этот показатель составлял 74,9 млрд. руб. Предполагается увеличение количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки, до 4176 и численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, до 916,2 тыс., человек, что на 6,2 тыс. человек больше, чем в 2000 году.
Основными задачами государственной инновационной и научно-технической политики этого периода являются определение и реализация приоритетов развития инновационной и научно-технической сферы, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, обеспечение благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности.
Одним из основных инструментов государственной поддержки инновационного пути развития экономики и технологического перевооружения отраслей промышленности на основе использования новейших научно-технических разработок и высоких технологий являются федеральные целевые программы (ФЦП).
Реализация этих программ позволит обеспечить формирование перспективных научно-технических заделов, нацеленность прикладных НИОКТР и инноваций на решение наиболее актуальных проблем повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынке, непрерывность цикла от фундаментальных исследований до промышленного выпуска наукоемкой продукции, привлечение средств из внебюджетных источников, максимальную эффективность бюджетных ассигнований, условия для замещения импортной продукции и перевод на этой основе инновационно-активного промышленного производства в стадию стабильного роста.
Основной целью федеральной целевой программы «Повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей» является создание финансовых и организационных условий и предпосылок для усиления конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счёт реализации в промышленности созданного инновационного потенциала.
Главная цель Программы включает следующие направления:
1. Государственная организационная и финансовая поддержка прикладных НИОКР и технологических инноваций, результаты которых позволяют в среднесрочном периоде освоить производство конкурентоспособной продукции;
2. Обеспечение непрерывного цикла «поисковые НИР- прикладные НИОКР - технологии - промышленное производство конкурентоспособной продукции»;
3. Содействие применению в инвестиционных проектах, прогрессивных инновационных ресурсосберегающих технологий, разработанных и освоенных в рамках Программы;
4. Создание новых рабочих мест в научной, инновационной и промышленной сферах.
Нельзя сказать, что правительство озабочено развитием инновационной системы. На данный момент мы можем констатировать, тот факт, что инновационная деятельность в большей части развивается непредсказуемо. К сожалению, инноваторы в ближайшее время могут рассчитывать только на свои силы и инвесторов. Однако, как будет рассмотрено далее, именно государственная поддержка на начальных стадиях является решающим фактором в развитии инновационной системы.
Правовое регулирование инновационной деятельности должно быть адекватным по отношению к развивающейся инновационной системе. Правовая форма не должна сдерживать или тормозить инновационную активность субъектов, напротив, адекватное регулирование правовыми нормами инновационного процесса выступает весьма важной предпосылкой его становления.
В российском праве понятие инноваций и инновационной деятельности появилось относительно недавно. Общее определение дано в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.06.98 за № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы». Введены следующие термины: «инновационная деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
В настоящее время можно говорить о создании правового обеспечения инновационной деятельности, которое представляет собой нормы права, регулирующие общественные отношения в следующих направлениях:
a) определение правового статуса отдельных видов объектов, способов его защиты применительно к каждому виду;
b) регламентация процессов создания, распространения и использования этих объектов;
c) создание специальных организованных структур, компетенцию которых образует управление научно-техническим процессом;
d) конструирование общих запретов и пределов вмешательства государства в процесс создания, распространения и использования инноваций;
e) разработка системы правовых мер, способов, средств стимулирующих развитие инновационной деятельности в целом и отдельных её направлений в интересах общества.
Целями создания системы правового обеспечения могут выступать: согласование интересов предпринимателей, потребителей и общества в целом; регламентация общественных отношений и их стабилизация; конструирование механизма защиты прав и законных интересов ввсех участников инновационного процесса.
В настоящее время правовое регулирование процессов, связанных с инновационной деятельностью, носит достаточно сложный и разноуровневый характер. Сложность правового обеспечения в том, что до настоящего времени сохраняют действия нормативные акты СССР, одновременно разрабатываются и принимаются новые российские правовые акты, которые зачастую противоречат друг другу. Кроме того, в правовом регулировании значительное место занимают подзаконные нормативные акты. Они также не всегда согласованы.
Не раскрывая содержания основных положений актов, необходимо отметить, что набор действующих правовых законов далеко не полностью регулирует правоотношения в инновационной и научно-технической сфере. В частности, к пробелам правового регулирования относятся информационные отношения, воздействие государства на процесс создания, распространения и использования отдельных видов объектов НТП, таких, например, как идеи.
Ввиду характера инновационной деятельности возможности воздействия на нее в принципе следует считать ограниченными. Государство обладает специальной компетенцией, дающей право целенаправленного воздействия на инновационную деятельность. Это объясняется тремя причинами. Первая состоит в том, что государство представляет публичный интерес всех членов общества в различных сферах. Вторая состоит в возможности государства оказывать материально-финансовое воздействие на любые производственные процессы, выступая в роли основного потребителя или заказчика. И третья причина состоит в том, что государство вырабатывает общеобязательные правила поведения, которые согласовываются с интересами инновационной сферы.
Существует несколько способов воздействия: директивное, экономическое, прямое или косвенное. Вкратце рассмотрим эти способы.
Прямое воздействие: С этой позиции к директивному или прямому воздействию можно отнести следующие:
a) Создание специальных структур, занимающихся организационной деятельностью в сфере инноваций.
b) Разработка целевых федеральных и местных научно-технических программ
c) Прямое государственное финансирование из бюджета различных научно-технических исследований и проектов в форме государственных субсидий, субвенций, госзаказов и т.п.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. «О федеральном бюджете на 2001 г.» Правительство РФ предоставляет бюджетные кредиты на выполнение высокоэффективных научно-технических разработок, имеющих коммерческую значимость, с уплатой процентов за пользование в размере 12% годовых. Кроме того, установлена возможность направления дополнительных доходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
Косвенное регулирование. Экономическое и косвенное воздействие это те действия, которые позволяют государству стимулировать поведение участников инновационной деятельности. В мировой практике косвенным воздействием считают воздействие государства на налоговую, амортизационную, антимонопольную, патентную и кредитную политику.
В России косвенное воздействие государства представлены далеко не полно, а некоторые отсутствуют в принципе.
Налоговая политика выражается в том, что в соответствии с постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 25 марта 1994 г. на НИОКТР должны включаться в себестоимость продукции и снижать налогооблагаемую базу. Но это постановление не реализовано, а в соответствии с Положением о порядке отнесения затрат на себестоимость продукции только часть затрат включается в себестоимость. Так же налоговая политика выражается в предоставлении льгот организациям науки и техники.
Имеющиеся нормативные правовые акты по инновационной политике, а также проекты таких документов грешат тем, что они в большей части состоят из абстрактных обобщений, общих формулировок, не позволяющих на своей основе развивать инициативу в приоритетных видах деятельности.
В целях повышения конкретности российского законодательства в сфере инноваций представляется целесообразным разделить меры государственной поддержки инновационной деятельности на вспомогательные и основные.
К вспомогательным мерам нужно отнести устранение имеющихся в законодательстве погрешностей и недоработок, мешающих инновационному предпринимательству, а также недопущение появления новых препятствий такого рода.
Так, например, необходимо предотвратить введение повременной оплаты местных телефонных разговоров, радикально упростить процедуру предоставления необлагаемых налогами грантов на научные исследования, а также приравнять отечественных грантодателей к иностранным в части предоставления экономических льгот, облегчить налогообложение ввозимого в Россию из-за рубежа оборудования для научных исследований и тому подобное.
К основным мерам государственной поддержки инновационной деятельности следует отнести предоставление решающих экономических преимуществ тем, кто занимается в России видами предпринимательства, составляющими основу будущего технологического уклада в экономике.
Стержнем этих мер мог бы стать федеральный закон «О государственной поддержке приоритетных видов предпринимательства в Российской Федерации», смысл которого состоит в установлении следующих трех основных положений.
Прежде всего, данным законом предлагается ввести в российское законодательство понятие «приоритетный вид предпринимательства». Перечень приоритетных видов предпринимательства представляется целесообразным утверждать федеральным законом ежегодно, вместе с принятием бюджета.
Таким образом, будет обеспечена конкретность, маневренность и своевременность оказания государственной поддержки, а увязка с бюджетом позволит учесть ожидаемое недополучение налоговых поступлений.
Примерами приоритетных видов предпринимательства могут служить разработка или использование в основном производстве топливных элементов, а также создание, поддержка и развитие ресурсов глобальной сети Интернет.
Другим положением, предлагаемым в качестве основы упомянутого федерального закона, является не требующее дополнительного разрешения от государственных органов предоставление экономических преимуществ тем, кто занимается приоритетными видами предпринимательства.
Эти экономические льготы могли бы состоять в радикальном снижении налога на прибыль, освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость, а также в сокращении срока амортизации оборудования и основных фондов.
При этом льготы, предоставляемые юридическим лицам, должны распространяться только на ту часть их предпринимательской деятельности, которая послужила основанием для предоставления этих льгот.
Третьим ключевым положением предлагаемого к разработке законопроекта является механизм проверки того, действительно ли то или иное юридическое лицо занимается заявленным им приоритетным видом предпринимательства.
Как представляется, проверка соответствия реальной деятельности юридического лица заявленному им занятию приоритетным видом предпринимательства должна осуществляться налоговыми органами Российской Федерации. Причем такие проверки должны проходить не чаще одного раза в год.
Порядок же проведения таких проверок и ответственность за неправомерное получение льгот, предусмотренных для приоритетных видов предпринимательства, уже есть в российском законодательстве, поскольку такие действия квалифицируются им как умышленная неполная уплата сумм налога
Важнейшим, ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика - деятельность, конечной целью которой является внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса (приоритетных фундаментальных и прикладных НИР и ОКТР, изобретательства) новых, передовых, «прорывных» техники и технологий, форм организации труда и управления, пионерских и крупных изобретений.
В широком смысле инновация (нововведение) - это синоним успешного производства, внедрения и использования обеспечивающих стратегический выигрыш новшеств в экономической и социальной сферах. Технологический фактор является ключевым, но далеко не единственным. Нередко инновации возникают из новых комбинаций знакомых уже элементов в обменах, сравнениях, взаимодействиях и соединениях.
Динамичное социально-экономическое развитие многих стан мира, их рывок в будущее стали окончательно основываться исключительно на инновациях, последствия которых приняли стратегически важный характер.
Россия вынуждена принять инновационный вызов. Сегодня вопрос стоит так: либо сокращение экономического, промышленно-производственного потенциала страны будет компенсировано на передовом научно-техническом, технологическом уровне, для чего потребуется резкое увеличение инновационной активности, либо страна будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям, отстанет навсегда во всех видах своего развитии от высокоразвитых стран.
· Зарубежный опыт. За рубежом производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50 - 55 макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80% этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия - 530, Япония - 400 млрд. дол.
· В мировой экономической науке считается доказанным, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50%. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2 трлн. 300 млрд. дол. США. Из этой суммы 39% - это продукция США, 30% - Япония, 16% - Германии. Доля же России составляет всего 0,3%.
Высокоразвитым зарубежным странам с рыночной экономикой удалось отработать разнообразные эффективные инновационные административные и экономические механизмы, основанные на следующих принципах:
динамичный, адекватный складывающейся ситуации отраслевой и предметно-тематический подход государства к определению того, что считать инновациями, какие виды достижений научно-технического, технологического прогресса должны рассматриваться в качестве ключевых на данный период;
исключительно весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны власти;
автоматическое «включение» мер государственной поддержки инноваций по формальным основаниям и независимо от воли государственных чиновников.
К прямым методам экономического регулирования, как правило, относятся: государственное инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций; планирование и программирование, а также государственное предпринимательство.
Особое место в системе прямых экономических мер воздействия государства на инновационные процессы занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области научных исследований, а также кооперацию университетов с промышленностью.
В Канаде прямое стимулирование НИОКТР государством заключается в предоставлении государственной гарантии кредита в коммерческих банках и государственном финансировании НИОКТР. В Японии государство осуществляет бюджетное субсидирование и льготное кредитование подведомственных различным министерствам НИИ, государственных корпораций, исследовательских центров, осуществляющих НИОКТР совместно с частными компаниями. В Германии правительство осуществляет финансовую поддержку в развитии долгосрочных и рисковых исследований в ключевых областях научно-технической и производственно-хозяйственной деятельности.
Косвенные методы регулирования инновационной деятельности за рубежом, в основном, направлены, с одной стороны - на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития.
Они основаны на том, что государство прямо не ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных методов управления традиционно выделяются налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства.
Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.
Среди налоговых льгот выделяются пять основных: скидки на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство; скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКТР; отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях; создание за счет фонда прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом; обложение прибыли по пониженным ставкам (для небольших предприятий).
Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в виде «инвестиционного налогового кредита». Как правило, эта льгота дается компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий и т.п. Эта скидка вычитается (кредитуется) из суммы начисленного налога на прибыль компании (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы налогов).
Инвестиционная налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, т.к. оно закреплено законодательством.
Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), 10 - 15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании - освоенные или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.
За рубежом льготы на НИОКТР даются чаще в виде скидок с расходов компаний на эти цели. Существуют два вида налоговых скидок - объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100 % расходов на НИОКТР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В Австралии (частные компании) - 150%. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия предприятия энергетических отраслей полностью исключают расходы на НИОКТР из прибыли до налогообложения.
Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКТР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. Максимальная скидка - 50% имеет место во Франции, но она не может превышать 5 млн. франков в год. В Канаде, США, Японии и Тайване она составляет 20%. Однако и здесь имеется ряд ограничений. Так, например, в США налоговая скидка на прирост НИОКТР применяется лишь к тем расходам на НИОКТР, которые направлены на создание новой продукции или разработку новых технологических процессов (не распространяется на расходы, связанные с изменением типа или вида продукции, косметическими, сезонными и прочими модификациями). Кроме того установлен лимит на льготы - дополнительные расходы на НИОКТР (на которые распространяется льгота) не должны превышать 50% суммы базисных затрат за определенный период. В Канаде размер льготы увеличивается до 30% для условий труднодоступных и экономически неразвитых районов. В Японии и Тайване скидка в 20 % исчисляется от суммы прироста расходов на НИОКТР по сравнению с наивысшим достигнутым уровнем расходов на НИОКТР, имеется ограничение - данная льгота не должна превышать 10% общих налоговых обязательств компании.
Некоторые зарубежные страны используют одновременно оба вида налоговых скидок - и объемный, и приростной, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований.
Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на НИОКТР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% от суммы корпоративного налога. А в Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше - соответственно 75, 35 и 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостной предел налоговой скидки.
Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы») действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-исследовательские) со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога.
В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20% до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций таких компаний поднят на 50% - до 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при реинвестировании в такие компании. Устранен облагаемый налогом предел в 1 млн. фунтов стерлингов на фонды, привлеченные соответствующими кампаниями, для компаний с объемом основных фондов менее 10 млн. фунтов стерлингов. Выделены 50 млн. фунтов стерлингов под правительственные гранты в стартующие инновационные компании.
В 1997 году в Великобритании проинвестировано 295 млн. фунтов стерлингов в 690 высокотехнологических компаний. В США в 1997 году в стартующие компании инвестировано 9 млрд. долларов; в Европе в 1996 году - 500 млн. долларов, в 1997 году - 1 млрд. долларов.
Для мелких и средних предприятий налоговые льготы позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20% в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКТР, либо уменьшать налоговые выплаты на 6% от величины расходов на исследования и разработки, но в этом случае уменьшение не должно составлять более 15% от налоговых обязательств фирмы. Расходы, которые фирмы несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли.
Вводятся налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКТР или для общего инвестиционного оживления.
В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКТР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации - от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15 - 18%.
Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в 1-й год его работы. В Германии в 1-й год может быть списано 40% расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКТР. Система амортизационных списаний в Швеции позволяла оборудование со сроком службы до 3-х лет и с незначительной ценностью списывать в расходы в год приобретения, а в целом машины и оборудование - в течение 4-5 лет. Во Франции существует возможность применения ускоренной амортизации к важнейшим видам оборудования: энергосберегающему, экологическому, информационному. Например, компьютер можно амортизировать за 1 год. Коэффициент амортизации при сроке службы оборудования до 4 лет равен 1,5; 5-6 лет - 2; более 6 лет - 2-2,5.
Закон США о налоговой реформе придал в 1986 году государственной налоговой политике большую целенаправленность, хотя и сузил применение разрешенных ранее налоговых льгот. Так, сроки амортизации были увеличены, но в основном лишь на пассивную часть основных фондов - на здания и сооружения: до 31,5 года (ранее было 10-15 лет) для нежилых и 27,5 для жилых зданий. Но для активной их части амортизационное списание было еще более ускорено - так, при сроке списания в 5 лет, разрешено было в первые 2 года списывать до 64% стоимости оборудования. Налоговая скидка на инвестиции сохранилась лишь для энергетического оборудования.
В целях активизации инновационной активности за рубежом государство нередко стимулирует и подготовку кадров. Так, во Франции 25% прироста расходов на подготовку кадров освобождаются от налогов (там, где безработица велика, эти затраты не облагаются налогами).
Помимо этого за рубежом общепринято стимулировать НИОКТР правительственными гарантиями путем предоставления долгосрочных кредитов для перспективных направлений исследований (в США в официальных правительственных документах капиталовложения в научно-технологическую сферу даже именуются «инвестициями в будущее», а сфера НИОКТР рассматривается как один из наиболее эффективных механизмов осуществления стратегических национальных целей).
Затраты на НИОКТР в процентах к ВВП в 1996 г. составляли, например: в США - 2.55%, Германии - 2.26, Японии - 2.78, Франции - 2.05, Италии - 1.13; Великобритании - 2.05. Ежегодный же прирост государственных затрат в научно-исследовательской сфере в США составляет около 10%.
К косвенным экономическим мерам государственного регулирования инноваций относится и политика протекционизма в виде торгово-валютного регулирования, направленного на защиту и реализацию новшеств внутри страны. Так, в 1987 году под давлением Ассоциации электронной промышленности США администрация Рейгана ввела 100% налог на некоторые виды японской электроники, ввозимой на американский рынок, что было вызвано превышением импорта электронных изделий из Японии над американским экспортом соответствующих товаров на 16%.
Во Франции используются методы, поощряющие стимулирование экспорта. Рисковые затраты фирм, создающих филиалы за границей, в течение 6 лет могут вести к уменьшению налогообложения.
В интересах активизации инновационной активности в экономически развитых зарубежных странах государство играет большую роль в создании социальной инфраструктуры, включающей формирование информационной системы внутри страны.
Нововведения, внедряемые российскими предприятиями, ориентированы на незначительное усовершенствование уже имеющейся продукции и технологий ее производства.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация - несмотря на объективную необходимость смены технологического уклада путем модернизации производственного аппарата и внедрения новых технологий, диктуемой неконкурентоспособностью продукции востребованность нововведений на предприятиях остается низкой, что углубляет кризисное состояние отечественного машиностроения.
При отдельных положительных изменениях, происходящих в последнее время, в области инноваций, существует не мало проблем, требующих неотложного решения. Первый и необходимый шаг на этом пути – осознание всей важности данной сферы для конкурентоспособности региона и России в целом, понимание этого каждым руководителем – от малого бизнеса до предприятий-гигантов, от органов местного самоуправления до высшего руководства страны.
Думается, что, используя опыт развитых стран можно создать адаптированную к развивающейся российской экономике систему государственной поддержки и правоотношений всех участников инновационного процесса. По моему мнению, это и будет путь к решению главной проблемы становления зарождающейся национальной инновационной системы.
1. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.
2. Каро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. Учебник / Пер. с франц. В.П. Серебринникова, В.М. Шумилова. – М.: Междунар. отношения. 2002. - 608с.
3. Краткий словарь современных понятий и терминов (3-е изд., дораб., и доп./ Н.Т. Бунимович и др. Сост., общ. ред. В.А. Макаренко. - М.: Республика, 2000.
4. Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. №7. с.59-71
5. Кабалина В Кларк С Инновации на промышленных предприятиях// Вопросы экономики 2001. №7. с.18-33
6. Мау В. Экономико-политические итоги 2001 года и перспективы устойчивого экономического роста // Вопросы экономики. 2002. №1. с.4-22.
7. Стратегия социально-экономического развития России – инновационный путь // Российский экономический журнал. 2001 №4 с.27-36
8. Овсяникова И. Наука и инновации в период рыночных реформ. Экономика. Право. Менеджмент. – Иркутск; ИГЭА, 2002, №5
9. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического роста //Вопросы экономики. 1999 №1. с. 4-12
10. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. Том 2 / отв. Ред. О.М. Олейник. – М.: Юристъ, 2002.-666с.
11. Налоговый кодекс РФ часть вторая от 05 августа 2000г. Ст 262 «Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки».
12. Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник 2001 №15 с.91-107
13. Коновалов В.М. Инновационная сага - использован ресурс Интернет: http://www.innocentre.ru/saga/index.html
14. Николас К. Сирополис Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. - М.: Дело, 1997.
15. Новая парадигма развития России (комплексные исследования проблем устойчивого развития) Под редакцией В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. Второе издание. М.: Издательство «Академия», Иркутск РИЦ ГП «Облинформпечать» 2000, 460 с.
[1] Краткий словарь современных понятий и терминов (3-е изд., дораб., и доп./ Н.Т.Бунимович и др. Сост., общ. ред. В.А.Макаренко. - М.: Республика, 2000, с.201.
[2] См.: Кабалина В., Кларк С. Инновации на промышленных предприятиях // Вопросы экономики. 2001. №7, с.19.
[3]См. напр.: Николас К. Сирополис Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. – М.: Дело, 1997
[4] Theodore K. Quinn, Gaint Business: Threat to Democracy (New York: Exposition Press), p.116
[5] Для анализа используется официальный статистический материал, опубликованный в журнале Вопросы экономики. 2001. №7.
[6] Поскольку руководители могли выдвинуть несколько целей, сумма процентов не равна 100
[7] Источник: Российский статистический ежегодник 2001. М.: Госкомстат России, 2000, с 495. Российский статистический ежегодник. 1998. M.:Госкомстат России, 1998, с.640
[8] см: Инновационная политика и инновационный бизнес в России // Аналитический вестник 2001 №15 с.91-107