|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1. В таблице 2 показано, что объемы валового внутреннего продукта различных стран (а, следовательно, и уровень благосостояния) ни в коей мере не определяются объемами национальных запасов природного капитала. Напротив, есть достаточно оснований полагать, что природный и человеческий капиталы, являясь частью национального богатства, вовсе не обязательно являются его активами в том смысле, что не обеспечивают устойчивый рост благосостояния, не истощаясь и не снижая своих качеств [3,4].
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страны |
ВВП 2000 г, в млрд. долл. США |
ВВП на душу населения, 2000 г, долл. США |
Природный капитал на душу населения, тыс. долл. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Россия |
251 |
1724 |
160 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Китай |
1080 |
855 |
2.6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
4842 |
384285 |
2.3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
США |
9837 |
34932 |
16.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Корея |
437 |
9662 |
2.94 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Швейцария |
240 |
33333 |
3.05 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Греция |
113 |
10660 |
5.21 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Казахстан |
18 |
1208 |
Н/д |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Польша |
158 |
4082 |
Н/д |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Чехия |
51 |
4951 |
Н/д |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Саудовская Аравия |
173 |
8357,5 |
71,88 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Бруней |
5 |
16667 |
80,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Боливия |
8 |
963 |
6,06 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Венесуэла |
120 |
4958 |
20,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Латвия |
7 |
2917 |
Н/д |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Эстония |
5 |
3571 |
Н/д |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Дания |
162 |
30566 |
11,07 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Швеция |
227 |
25506 |
14,59 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Канада |
688 |
22377 |
35,6 |
Таблица 2.
Часть национального богатства, сосредоточенная на территории Читинской области, оценивается примерно в 856 млрд. долл. США, или примерно в 1,55% от всего национального богатства России. При этом его структура существенно отличается от общероссийской: доля природного капитала больше в 1,5 раза (65%), доля произведенного человеческого капитала меньше в 1,5 раза (6,2%) и в 1,7 раза (28,8%) соответственно. В силу своего геополитического положения Читинская область будет с необходимостью развивать экономические связи со странами АТР, обладающими весьма незначительными природными активами. Поэтому естественно ожидать, что на природные ресурсы области будет существовать устойчивый долгосрочный спрос. Следует ли из этого, что природно-ресурсный сектор является для Читинской области наиболее перспективным и приоритетным с инвестиционной точки зрения?
Хорошо известно, что основной причиной огромного разрыва в доходах между «Западом» и остальным миром является то, что разработка новых технологий и производство принципиально новых предметов потребления происходит преимущественно в развитых странах. Добавленная стоимость на одного работающего в сфере высоких технологий растет значительно быстрее, чем в других отраслях. Таким образом, страны, имеющие финансовые и технические возможности, а также квалифицированный персонал для развития высоких технологий, получают так называемую «цивилизационную ренту». Напротив, страны, имеющие богатый природно-ресурсный потенциал и интенсивно осваивающие его в расчете на то, что природная рента будет обеспечивать их благосостояние, становятся жертвами «экономического неравенства», поскольку сложившаяся система мировых рынков обрекает их на производство продукции с низкой добавленной стоимостью. Децентрализованная экономика такого типа получила название «периферийного капитализма». Преимущественная ориентация на развитие ресурсного сектора ведет к дальнейшему увеличению разрыва между экономическими центрами и «периферийными» странами [4].
Аналогичные процессы можно наблюдать и в развитии регионов России. Природно-ресурсные регионы становятся все более «периферийными» по отношению к немногим регионам «центра»- не в географическом, а в социально-экономическом смысле, и выражается это, прежде всего в потерях человеческого капитала. Исключение, которое представляют собой «нефтяные» регионы, не является принципиальным, так как их «особое положение» продлится ровно столько, на сколько хватит нефтяных запасов, и в долгосрочном плане их развитие нельзя считать устойчивым.
Главной стратегической задачей развития природно-ресурсных регионов должно стать формирование социо-эколого-экономической системы, в которой природно-ресурсная рента используется для восстановления природной среды и увеличения доли произведенного и человеческого капиталов. Высокая доля природного капитала в национальном богатстве, сосредоточенном на территории региона, вовсе не является благом с точки зрения долгосрочных перспектив развития. Напротив, надо стремиться к ее неуклонному снижению, создавая условия для того, чтобы регион имел возможность получать не только природную, но и «цивилизационную» ренту. Поэтому приоритетными должны стать инвестиции в человеческий капитал, в поддержание и повышение его качества, т.е. в образование и науку. Это необходимо делать в высшей степени срочно, так как снижение качества образования, сокращение научных исследований и прямой отток кадров могут сделать процесс истощения человеческого капитала необратимым.
3. Национальное богатство.
Национальное богатство состоит из трех принципиально различных частей:
I. Природные ресурсы, учтенные и вовлеченные в оборот. Это невоспроизводимые блага.
а) Земля;
б) Полезные ископаемые - минеральные ресурсы;
в) Вода - энергетические ресурсы;
г) Лес и животный мир;
II. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда. Воспроизводимые ресурсы.
III. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.
IV. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета).
а) Основные фонды;
б) Оборотные фонды;
в) Личное имущество;
г) Стратегические ресурсы;
I. Обеспеченность страны природными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития национального хозяйства. Структура природных ресурсов, величина их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал.
Рост производственного потенциала страны и увеличение разносторонних потребностей общества настоятельно требуют изучения закономерностей территориального распределения и оценки природных ресурсов. Процесс изучения и оценки природных ресурсов должен быть постоянным.
На территории России сосредоточены значительные и весьма разнообразные природные ресурсы. Даже при современном уровне наших знаний можно с полной уверенностью утверждать, что уже открытые, изученные и оцененные природные ресурсы на многие годы вперед обеспечат рост экономики страны.
Земельный фонд России составляет 1709,8 млн. гектаров, т.е. 12,5 % мировой территории и 420 млн. гектаров континентального шельфа. На территории России сосредоточено 55 % черноземных почв мира, 50 % запасов пресной воды и 60 % запасов древесины хвойных пород.
Россия занимает ведущее место в мире по объему разведанных запасов минерального сырья. Доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13 %, газа - 32 %, угля -11%, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта - 18%, свинца 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал - в 150 трлн. долларов.
В общем объеме полезных ископаемых, добываемых в мире, на долю России в конце XX века приходилось (в %): апатитов - 55, природного газа - 28, алмазов - 26, никеля - 22, калийных солей - 16, железной руды - 14, цветных и редких металлов - 13, нефти - 12, каменного угля - 12 процентов.
Минерально-сырьевой сектор в экономике России занимает ведущее место: около 40 % фондов промышленных предприятий и 13 % балансовой стоимости основных фондов сосредоточено в сфере недропользования. Сырьевыми отраслями обеспечивается 30 % ВВП и около 50 % объема экспорта страны.
Вместе с тем по удельному показателю обеспеченности активными запасами (отношение общей величины запасов к текущей годовой добыче) основных видов минерального сырья, разработка которых экономически целесообразна по критериям мирового рынка, Россия заметно уступает отдельным зарубежным странам.
Просчеты в экономической политике последнего десятилетия привели к резкому падению эффективности использования недр, которая продолжает оставаться крайне низкой, а нередко и вовсе не отвечает интересам страны. Модель экономического развития, ориентированная на приоритетное экстенсивное развитие сырьевых отраслей, имеет тупиковый характер и не способна вывести страну из глубочайшего кризиса.
Открытая экономика, развивающиеся процессы глобализации и транснационализации делают добывающие отрасли более чувствительными к мировой конъюнктуре, что в свою очередь требует укрепления института государственного регулирования недропользования. Данное обстоятельство, кроме того, регламентируется тем, что с экономической точки зрения следует учитывать две важные особенности ресурсов минерального сырья: во-первых, размещение месторождений полезных ископаемых обусловлено геологическим строением земной коры, а, следовательно, ограничивается определенными пространственными рамками; во-вторых, минеральные ресурсы практически не возобновляются; в-третьих, при разработке минерально-сырьевых ресурсов временной фактор следует учитывать как определяющий. Отсюда следует, что ориентация на интеграцию России в мировую экономику через развитие сырьевых отраслей будет способствовать закреплению страны в качестве сырьевого придатка промышленно развитых государств. Поэтому без промедления должны быть приняты меры по укреплению государственного влияния в сфере регулирования отношений в недропользовании.
Конкретные меры по совершенствованию государственной политики в области недропользования разработаны Рабочей группой Президиума Госсовета Российской Федерации. В предложениях Рабочей группы в частности подчеркивается, что необходимо вести постоянную работу по укреплению института единой государственной собственности на фонд недр Российской Федерации; совершенствовать государственную политику лицензирования пользования недрами, а также тех видов деятельности, которые связаны с недро- и природопользованием; восстанавливать и развивать систему изучения недр, создавать поисковый задел; осуществлять разработку и внедрение новейших ресурсосберегающих технологий по всему циклу - от добычи сырья до производства конечной продукции; принять Горный кодекс; работать над формированием системы государственного геологического контроля и горного надзора; вести постоянный мониторинг состояния минерально-сырьевой базы страны; разработать федеральные программы воспроизводства и использования полезных ископаемых, и другие.
Что касается законодательно-нормативного обеспечения, то здесь центральная проблема - это развитие института собственности на недра и минеральные ресурсы. Уместно обратить внимание на зарубежный опыт в этом деле.
Проблема горных отношений в зарубежных странах подробно рассмотрена профессором Б.Д.Клюкиным (см. Клюкин Б.Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. - М.: Городец-издат., 2000. - 443 с.).
В частности, что касается распределения прав собственности на участки недр, то зарубежные страны могут быть подразделены на три группы:
1) в первой группе стран право государственной собственности на недра признано и закреплено законом (Аргентина, Бразилия, Мексика, Перу, Чили и другие);
2) во второй - право государственной собственности на недра распространяется на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, допускается частная собственность на участки недр и месторождения полезных ископаемых, но на всех земельных участках, независимо от формы собственности, только государственным органам принадлежит право давать разрешение на разведку и эксплуатацию недр специальным субъектам предпринимательской деятельности (Франция, Германия, Япония и другие);
3) наконец, в третьей группе стран (Англия, отдельные штаты США, Канада) при наличии частной собственности на земельный участок, допускается и право собственности на полезные ископаемые, расположенные под этим участком. В большинстве случаев здесь допускается признание самостоятельных прав на земельный участок и участок недр, и допускаются сделки отдельно в отношении прав на земельный участок и участок недр под ним.
В целом в большинстве стран доминирующее положение занимает право государственной собственности на недра. Развитие в последние годы земельного и горного законодательства, а также судебные прецеденты подтверждают положение о том, что собственник земельного участка не обладает абсолютным правом на минеральные ресурсы на земельном участке и не в праве самостоятельно ими распоряжаться. Например, в Канаде в большинстве провинций приняты законодательные акты об отделении собственности на земельный участок от собственности на полезные ископаемые. При отчуждении земельных участков правительства провинций остаются собственником недр. В США, где федеральные земли с наиболее важными и значимыми по удельному весу полезными ископаемыми составляют одну треть территории страны (740 млн. акров), недропользование практически регулируется и контролируется федеральными властями.
Политика США в области недропользования в последние десятилетия направляется на создание резервов собственных разведанных полезных ископаемых, для этой цели выкупаются огромные площади земель, содержащих минеральное сырье, запрещено предоставление для недропользования сельскохозяйственных земель, налажен учет этих земель, их регистрация, оценка использования природных ресурсов, созданы специальные земельные органы (Бюро по управлению земельной собственностью, Лесная служба, Служба национальных парков и др.). Упорядочению этой деятельности служит Закон 1976 года № 94-579 "О федеральном землепользовании". Полномочия по реализации положений данного закона возложены на Министра внутренних дел.
Следует особо обратить внимание, в связи с рассматриваемой проблемой, на два положения, изложенные выше в указанном законе США.
Первое положение. Статья 207 (а) гласит, что в соответствии с настоящим законом, ни один участок земли не может быть реализован путем продажи, обмена или дарения лицу, не являющемуся гражданином Соединенных Штатов, или корпорации, деятельность которой не подчиняется законам ни одного из штатов или законам Соединенных Штатов.
Второе положение. Статья 209 (а) определяет, что при передачах прав собственности на землю, за Соединенными Штатами сохраняется право на все земельные недра, а также на разведку, разработку и добычу полезных ископаемых. Исключение составляют случаи, когда полезные ископаемые передаются вместе с землей ее будущему владельцу в соответствии с параграфом (б). Параграф (б) регламентирует два таких случая. Первый - когда по имеющимся данным в земле не содержатся ценные минеральные ресурсы. Второй - когда сохранение Соединенными Штатами прав на недра препятствует или делает невозможной нормальную разработку неминеральных земельных ресурсов, а последнее является более выгодным способом использования земли, нежели разработка ее недр. При этом права на недра, в соответствии с данной статьей, могут быть переданы лишь нынешнему или предполагаемому законному владельцу поверхности земли после оплаты им административных расходов и рыночной стоимости передаваемых прав.