бесплатные рефераты

Национальное богатство

Национальное богатство

Московский Институт Гуманитарного Образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

тема: «Национальное богатство».

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

заочного отделения

факультета экономики

группы ЭЗ-12,

Харькова Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2005 г.

План.

 

 

1.   Введение……………………………………………...3                    

2.   Национальное богатство на душу населения…...4

3.   Национальное богатство………………………….6

I. Природные ресурсы, учтенные и вовлеченные в оборот.

II. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда.

III. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.

IV. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета).

4.   Показатели национального богатства…………..34

5.   Динамика национального богатства…………….35

6.   Факторы, влияющие на увеличение национального богатства…………………………………………...36

7.   Мониторинг национального богатства………...40

8.   Заключение………………………………………....40

9.   Список литературы……………………………....41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Россия – богатая страна. Ее население составляет 146,5 млн. человек (2,3% от 5 млрд. в мире). Территория РФ – 12%. Общий запас полезных ископаемых – примерно 15%. Но при этом объем производства – 1,8% от мирового объема. К сожалению, наша страна неэффективно использует то богатство, которое есть.

От национального богатства зависит уровень благосостояния населения. Функция экономики – предоставление людям благ и услуг. Чем больше объем национального богатства, тем больше производственных фондов, т.е. тем больше Валовой Национальный продукт (ВНП). Между национальным богатством и ВНП существует тесная взаимосвязь. Вновь произведенный продукт имеет несколько обозначений.

В макроэкономической статистике категория «национальное богатство» используется для оценки уровня экономического развития страны и характеризует исходную и конечную стадии процесса общественного воспроизводства.

Национальное богатство представляет собой совокупность накопленных материальных ресурсов (благ), которыми располагает общество в данный момент времени, создающих необходимые условия производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

По источникам происхождения в составе национального богатства выделяют две основные части:

1. Непроизведенные активы (природные ресурсы);

2. Национальное имущество.

 

Природные ресурсы (природные богатства) составляют первую важнейшую группу ресурсов, куда включаются учтенные и вовлеченные в экономический оборот как невозобновляемые природные ресурсы (земля, полезные ископаемые), так и возобновляемые природные ресурсы (вода, воздух, растительные и животные ресурсы).

Вторую важнейшую группу ресурсов составляет национальное имущество - совокупность накопленных материальных благ, созданных в ходе трудовой деятельности людей. Сюда относят материальные, нематериальные, финансовые, нефинансовые активы регионов, отраслей, секторов экономики, а также юридических и физических лиц. В отдельную группу выделяют потребительские товары длительного пользования, прямые иностранные инвестиции и золотой запас. В состав национального имущества включается и личное имущество граждан.

Основные принципы оценки важнейших элементов национального богатства были сформулированы в работах У. Петти, А. Смита, Г. Кинга и других экономистов. После их первых оценок последовал более чем двухвековый период разработки и накопления информации о национальном доходе и распределении его на потребляемую и накопляемую части, без чего сложно определять масштабы накопления элементов национального богатства. Практически лишь в двадцатом веке начали предлагаться методы расчетов соответствующих показателей в разных странах и пересчета их в единые денежные единицы, чтобы производить межотраслевые сопоставления. Широкую известность получили оценки итальянского экономиста К. Джини, который по просьбе Лиги Наций оценил национальное богатство главных участников первой мировой войны и нанесенный ущерб. Дальнейшее развитие методов оценок национального богатства производилось отдельными учеными, а также статистиками Японии, США, СССР и ряда других стран, но разрозненно и по разным концепциям.

2. Национальное богатство на душу населения.

 

По оценкам специалистов, научно - производственный и духовный потенциал России, на душу населения, в 2,5 раза превышает американский, в 6,5 раз немецкий и в 18 раз японский.

Национальное богатство России:

  • основной капитал (фонды, средства) - 4 трлн. $
  • материальные активы - 0,6 - 0,7 трлн. $
  • домашнее имущество - около 2 трлн. $
  • лес - 63 трлн. $
  • минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база - 270 трлн. $
  • в целом - 340 трлн. $

Составляющими национального богатства принято считать три вида капитала:

1.      Человеческий;

2.       Произведенный (воспроизводимый);

3.       Природный;

 

В различных странах доля каждого вида капитала в национальном богатстве различна.

Таблица 1 показывает, что доля  природного капитала в национальном богатстве России по сравнению с развитыми странами весьма значительна. В свою очередь в развитых странах существенно выше доля произведенного и человеческого капитала.

Природные богатства России (и ее национальное богатство в целом) не обеспечивают, однако, уровень жизни, сравнимый с развитыми странами. Показательно также сравнение со странами бывшего СССР, Восточной Европы и странами, которые традиционно относили к «третьему миру».

 

 

Группы стран

Национальное богатство на душу населения, тыс. долл. США

Доля различных видов капитала в НБ, %

Человеческий

Производственный

Природный

Россия

400

50

10

40

Западная Европа

237

75

23

2

США и Канада

326

76

19

5

Япония, Австралия и Н. Зеландия

302

68

30

2

Ближний Восток

150

43

18

39

 

Таблица 1.

В таблице 2 показано, что объемы валового внутреннего продукта различных стран

(а, следовательно, и уровень благосостояния) ни в коей мере не определяются объемами национальных запасов природного капитала. Напротив, есть достаточно оснований полагать, что природный и человеческий капиталы, являясь частью национального

богатства, вовсе не обязательно являются его активами в том смысле, что не обеспечивают устойчивый рост благосостояния, не истощаясь

и не снижая своих качеств   [3,4].

 

Страны

ВВП 2000 г, в млрд. долл. США

ВВП на душу населения, 2000 г, долл. США

Природный капитал на душу населения, тыс. долл.

Россия

251

1724

160

Китай

1080

855

2.6

Япония

4842

384285

2.3

США

9837

34932

16.05

Корея

437

9662

2.94

Швейцария

240

33333

3.05

Греция

113

10660

5.21

Казахстан

18

1208

Н/д

Польша

158

4082

Н/д

Чехия

51

4951

Н/д

Саудовская Аравия

173

8357,5

71,88

Бруней

5

16667

80,2

Боливия

8

963

6,06

Венесуэла

120

4958

20,8

Латвия

7

2917

Н/д

Эстония

5

3571

Н/д

Дания

162

30566

11,07

Швеция

227

25506

14,59

Канада

688

22377

35,6

 Таблица 2.

Часть национального богатства, сосредоточенная на территории Читинской области, оценивается примерно в 856 млрд. долл. США, или примерно в 1,55% от всего национального богатства России. При этом его структура существенно отличается от общероссийской: доля природного капитала больше в 1,5 раза (65%), доля произведенного человеческого капитала меньше в 1,5 раза (6,2%) и в 1,7 раза (28,8%) соответственно. В силу своего геополитического положения Читинская область будет с необходимостью развивать экономические связи со странами АТР, обладающими весьма незначительными природными активами. Поэтому естественно ожидать, что на природные ресурсы области будет существовать устойчивый долгосрочный спрос. Следует ли из этого, что природно-ресурсный сектор является для Читинской области наиболее перспективным и приоритетным с инвестиционной точки зрения?   

Хорошо известно, что основной причиной огромного разрыва в доходах между «Западом» и остальным миром является то, что разработка новых технологий и производство принципиально новых предметов потребления происходит преимущественно в развитых странах. Добавленная стоимость на одного работающего в сфере высоких технологий растет значительно быстрее, чем в других отраслях. Таким образом, страны, имеющие финансовые и технические возможности, а также квалифицированный персонал для развития высоких технологий, получают так называемую «цивилизационную ренту». Напротив, страны, имеющие богатый природно-ресурсный потенциал и интенсивно осваивающие его в расчете на то, что природная рента будет обеспечивать их благосостояние, становятся жертвами «экономического неравенства», поскольку сложившаяся система мировых рынков обрекает их на производство продукции с низкой добавленной стоимостью. Децентрализованная экономика такого типа получила название «периферийного капитализма». Преимущественная ориентация на развитие ресурсного сектора ведет к дальнейшему увеличению разрыва между экономическими центрами и «периферийными» странами [4].

Аналогичные процессы можно наблюдать и в развитии регионов России. Природно-ресурсные регионы становятся все более «периферийными» по отношению к немногим регионам «центра»- не в географическом, а в социально-экономическом смысле, и выражается это, прежде всего в потерях человеческого капитала. Исключение, которое представляют собой «нефтяные» регионы, не является принципиальным, так как их «особое положение» продлится ровно столько, на сколько хватит нефтяных запасов, и в долгосрочном плане их развитие нельзя считать устойчивым.

Главной стратегической задачей развития природно-ресурсных регионов должно стать формирование социо-эколого-экономической системы, в которой природно-ресурсная рента используется для восстановления природной среды и увеличения доли произведенного и человеческого капиталов. Высокая доля природного капитала в национальном богатстве, сосредоточенном на территории региона, вовсе не является благом с точки зрения долгосрочных перспектив развития. Напротив, надо стремиться к ее неуклонному снижению, создавая условия для того, чтобы регион имел возможность получать не только природную, но и «цивилизационную» ренту. Поэтому приоритетными должны стать инвестиции в человеческий капитал, в поддержание и повышение его качества, т.е. в образование и науку. Это необходимо делать в высшей степени срочно, так как снижение качества образования, сокращение научных исследований и прямой отток кадров могут сделать процесс истощения человеческого капитала необратимым.

 

 

3. Национальное богатство.

Национальное богатство состоит из трех принципиально различных частей:

I. Природные ресурсы, учтенные и вовлеченные в оборот. Это невоспроизводимые блага.

а) Земля;

б) Полезные ископаемые - минеральные ресурсы;

в) Вода - энергетические ресурсы;

г) Лес и животный мир;

II. Материальные ресурсы, полученные в результате накопленного труда. Воспроизводимые ресурсы.

III. Интеллектуальный потенциал общества или накопленный научно- технический потенциал.

IV. Национальное имущество (денежная и натуральная формы учета).

а) Основные фонды;

б) Оборотные фонды;

в) Личное имущество;

г) Стратегические ресурсы;

I. Обеспеченность страны природными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития национального хозяйства. Структура природных ресурсов, величина их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал.

Рост производственного потенциала страны и увеличение разносторонних потребностей общества настоятельно требуют изучения закономерностей территориального распределения и оценки природных ресурсов. Процесс изучения и оценки природных ресурсов должен быть постоянным.

На территории России сосредоточены значительные и весьма разнообразные природные ресурсы. Даже при современном уровне наших знаний можно с полной уверенностью утверждать, что уже открытые, изученные и оцененные природные ресурсы на многие годы вперед обеспечат рост экономики страны.

Земельный фонд России составляет 1709,8 млн. гектаров, т.е. 12,5 % мировой территории и 420 млн. гектаров континентального шельфа. На территории России сосредоточено 55 % черноземных почв мира, 50 % запасов пресной воды и 60 % запасов древесины хвойных пород.

Россия занимает ведущее место в мире по объему разведанных запасов минерального сырья. Доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13 %, газа - 32 %, угля -11%, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта - 18%, свинца 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал - в 150 трлн. долларов.

В общем объеме полезных ископаемых, добываемых в мире, на долю России в конце XX века приходилось (в %): апатитов - 55, природного газа - 28, алмазов - 26, никеля - 22, калийных солей - 16, железной руды - 14, цветных и редких металлов - 13, нефти - 12, каменного угля - 12 процентов.

Минерально-сырьевой сектор в экономике России занимает ведущее место: около 40 % фондов промышленных предприятий и 13 % балансовой стоимости основных фондов сосредоточено в сфере недропользования. Сырьевыми отраслями обеспечивается 30 % ВВП и около 50 % объема экспорта страны.

Вместе с тем по удельному показателю обеспеченности активными запасами (отношение общей величины запасов к текущей годовой добыче) основных видов минерального сырья, разработка которых экономически целесообразна по критериям мирового рынка, Россия заметно уступает отдельным зарубежным странам.

Просчеты в экономической политике последнего десятилетия привели к резкому падению эффективности использования недр, которая продолжает оставаться крайне низкой, а нередко и вовсе не отвечает интересам страны. Модель экономического развития, ориентированная на приоритетное экстенсивное развитие сырьевых отраслей, имеет тупиковый характер и не способна вывести страну из глубочайшего кризиса.

Открытая экономика, развивающиеся процессы глобализации и транснационализации делают добывающие отрасли более чувствительными к мировой конъюнктуре, что в свою очередь требует укрепления института государственного регулирования недропользования. Данное обстоятельство, кроме того, регламентируется тем, что с экономической точки зрения следует учитывать две важные особенности ресурсов минерального сырья: во-первых, размещение месторождений полезных ископаемых обусловлено геологическим строением земной коры, а, следовательно, ограничивается определенными пространственными рамками; во-вторых, минеральные ресурсы практически не возобновляются; в-третьих, при разработке минерально-сырьевых ресурсов временной фактор следует учитывать как определяющий. Отсюда следует, что ориентация на интеграцию России в мировую экономику через развитие сырьевых отраслей будет способствовать закреплению страны в качестве сырьевого придатка промышленно развитых государств. Поэтому без промедления должны быть приняты меры по укреплению государственного влияния в сфере регулирования отношений в недропользовании.

Конкретные меры по совершенствованию государственной политики в области недропользования разработаны Рабочей группой Президиума Госсовета Российской Федерации. В предложениях Рабочей группы в частности подчеркивается, что необходимо вести постоянную работу по укреплению института единой государственной собственности на фонд недр Российской Федерации; совершенствовать государственную политику лицензирования пользования недрами, а также тех видов деятельности, которые связаны с недро- и природопользованием; восстанавливать и развивать систему изучения недр, создавать поисковый задел; осуществлять разработку и внедрение новейших ресурсосберегающих технологий по всему циклу - от добычи сырья до производства конечной продукции; принять Горный кодекс; работать над формированием системы государственного геологического контроля и горного надзора; вести постоянный мониторинг состояния минерально-сырьевой базы страны; разработать федеральные программы воспроизводства и использования полезных ископаемых, и другие.

Что касается законодательно-нормативного обеспечения, то здесь центральная проблема - это развитие института собственности на недра и минеральные ресурсы. Уместно обратить внимание на зарубежный опыт в этом деле.

Проблема горных отношений в зарубежных странах подробно рассмотрена профессором Б.Д.Клюкиным (см. Клюкин Б.Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки. - М.: Городец-издат., 2000. - 443 с.).

В частности, что касается распределения прав собственности на участки недр, то зарубежные страны могут быть подразделены на три группы:

1) в первой группе стран право государственной собственности на недра признано и закреплено законом (Аргентина, Бразилия, Мексика, Перу, Чили и другие);

2) во второй - право государственной собственности на недра распространяется на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, допускается частная собственность на участки недр и месторождения полезных ископаемых, но на всех земельных участках, независимо от формы собственности, только государственным органам принадлежит право давать разрешение на разведку и эксплуатацию недр специальным субъектам предпринимательской деятельности (Франция, Германия, Япония и другие);

3) наконец, в третьей группе стран (Англия, отдельные штаты США, Канада) при наличии частной собственности на земельный участок, допускается и право собственности на полезные ископаемые, расположенные под этим участком. В большинстве случаев здесь допускается признание самостоятельных прав на земельный участок и участок недр, и допускаются сделки отдельно в отношении прав на земельный участок и участок недр под ним.

В целом в большинстве стран доминирующее положение занимает право государственной собственности на недра. Развитие в последние годы земельного и горного законодательства, а также судебные прецеденты подтверждают положение о том, что собственник земельного участка не обладает абсолютным правом на минеральные ресурсы на земельном участке и не в праве самостоятельно ими распоряжаться. Например, в Канаде в большинстве провинций приняты законодательные акты об отделении собственности на земельный участок от собственности на полезные ископаемые. При отчуждении земельных участков правительства провинций остаются собственником недр. В США, где федеральные земли с наиболее важными и значимыми по удельному весу полезными ископаемыми составляют одну треть территории страны (740 млн. акров), недропользование практически регулируется и контролируется федеральными властями.

Политика США в области недропользования в последние десятилетия направляется на создание резервов собственных разведанных полезных ископаемых, для этой цели выкупаются огромные площади земель, содержащих минеральное сырье, запрещено предоставление для недропользования сельскохозяйственных земель, налажен учет этих земель, их регистрация, оценка использования природных ресурсов, созданы специальные земельные органы (Бюро по управлению земельной собственностью, Лесная служба, Служба национальных парков и др.). Упорядочению этой деятельности служит Закон 1976 года № 94-579 "О федеральном землепользовании". Полномочия по реализации положений данного закона возложены на Министра внутренних дел.

Следует особо обратить внимание, в связи с рассматриваемой проблемой, на два положения, изложенные выше в указанном законе США.

Первое положение. Статья 207 (а) гласит, что в соответствии с настоящим законом, ни один участок земли не может быть реализован путем продажи, обмена или дарения лицу, не являющемуся гражданином Соединенных Штатов, или корпорации, деятельность которой не подчиняется законам ни одного из штатов или законам Соединенных Штатов.

Второе положение. Статья 209 (а) определяет, что при передачах прав собственности на землю, за Соединенными Штатами сохраняется право на все земельные недра, а также на разведку, разработку и добычу полезных ископаемых. Исключение составляют случаи, когда полезные ископаемые передаются вместе с землей ее будущему владельцу в соответствии с параграфом (б). Параграф (б) регламентирует два таких случая. Первый - когда по имеющимся данным в земле не содержатся ценные минеральные ресурсы. Второй - когда сохранение Соединенными Штатами прав на недра препятствует или делает невозможной нормальную разработку неминеральных земельных ресурсов, а последнее является более выгодным способом использования земли, нежели разработка ее недр. При этом права на недра, в соответствии с данной статьей, могут быть переданы лишь нынешнему или предполагаемому законному владельцу поверхности земли после оплаты им административных расходов и рыночной стоимости передаваемых прав.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ