бесплатные рефераты

Национальное богатство

Оз с-х.н = (Рзр / Ек = 0,03) + С,

где: Оз с-х.н - показатель оценки земли сельскохозяйственного назначения, как составляющей национального богатства страны, руб/га;
С - затраты на освоение земли для сельскохозяйственного использования, руб/га.

Данные оценки земли - категория историческая, ее количественные показатели изменяются. В каждый данный момент их параметры определяются уровнем развития производительных сил АПК.

При расчетах показателей оценки земли затраты на ее освоение принимаются равными средней стоимости освоения в пашню одного гектара по стране в целом.

Площади земель сельскохозяйственного назначения принимаются по данным земельного кадастра страны на 1 января соответствующего года.

Общая оценка земель сельскохозяйственного назначения, как элемента национального богатства страны, определяется как сумма соответствующих показателей по всем субъектам Российской Федерации.

2. Земли поселений

Согласно статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

Мировая практика выработала различные подходы к оценке урбанизированных территорий. Наиболее достоверным подходом к оценке земель поселений, как элемента национального богатства страны, является многофакторная оценка инженерно-экономических и социально-экономических факторов ценности земли. Принципиальные основы данной методики сводятся к следующему.

Городские земли - пространственная база для развития урбанизации и размещения всех видов строительства, на которой сосредоточена основная часть национального богатства, созданного трудом человека.

Ценность городских территорий неодинакова. Она зависит от величины города, его народнохозяйственного профиля, уровня развития инженерной, природоохранной и социальной инфраструктуры, природных, экологических и других региональных факторов, а также от условий размещения конкретных участков в плане города. Величина оценки территорий поселений динамична, меняется во времени и, главным образом, растет.

Критериями комплексной экономической оценки территорий поселений являются:

  • инженерно-строительное качество территорий, характеризующее их пригодность к застройке;
  • оснащенность инженерными сооружениями и магистральными коммуникациями;
  • природные условия, в том числе рекреационная ценность территории;
  • экологическое состояние окружающей среды;
  • уровень развития социо-культурного потенциала;
  • расположение участков территорий относительно сложившихся транспортных связей с городским центром, с местами приложения труда и т.п.;
  • другие аспекты привлекательности территорий, в том числе престижность, социально-экономические условия проживания населения, административный статус, культурное значение и др.

Оценка территории производится по оценочным экономико-планировочным зонам, которые характеризуются относительной однородностью внутри структурных единиц и отличием друг от друга в соответствии с критериями ценности территории, по качеству среды с точки зрения условий проживания населения, функционирования объектов различного назначения, возможностей размещения нового строительства.

Комплексная социально-экономическая оценка территорий поселений включает примерно сорок компонентов, которые можно объединить в три категории показателей.

Первая категория показателей отражает общественно-необходимые затраты на освоение территорий под строительство. Сюда включаются:

  • балансовая стоимость существующих систем инженерно-транспортного благоустройства, сохраняющая практическую ценность на проектный период;
  • затраты на расширенное воспроизводство и развитие систем инженерной инфраструктуры районного и общегородского значения, включая и затраты на природоохранные мероприятия;
  • стоимость социальной инфраструктуры районного и общегородского значения.

Затраты на инженерно-транспортное благоустройство территорий включают стоимость головных сооружений, прокладки магистральных коммуникаций, сетей местного и районного значения с сооружениями на них. Также должны быть оценены системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, слаботочных устройств, газоснабжения, ливневой канализации, санитарной очистки, зеленых насаждений, улично-дорожной сети, путепроводов и других транспортных сооружений.

Оценке и учету подлежат и затраты, обеспечивающие природоохранные мероприятия и улучшение санитарно-гигиенического состояния окружающей среды.

Вторая категория показателей отражает экономические последствия от изменения характера использования территорий, в том числе:

  • при реконструкции сложившихся районов застройки оцениваются затраты по компенсации убыли неамортизированных основных фондов, сноса, переноса объектов и т.п.;
  • при освоении новых территорий - затраты и потери, связанные с отводом под строительство природно-ценных земель, в том числе сельскохозяйственных угодий.

Третья категория показателей отражает факторы ценности земель, вытекающие из удобств местоположения участков и других социальных аспектов. Здесь в стоимостном выражении оцениваются:

  • функциональные удобства территорий для проживания населения и размещения различных объектов строительства;
  • природно-климатические особенности и рекреационная ценность территории;
  • привлекательность (престижность) территорий;
  • социально-культурный потенциал, развитость систем обслуживания и другие факторы качества и потребительной стоимости участков городских территорий.

Все три категории показателей комплексной экономической оценки территорий в совокупности формируют на рентной основе социально-экономическую ценность земель поселений.

Дополнительно, как показывает практика, при оценке земель поселений необходимо учитывать следующие положения.

Первое положение заключается в том, что земли поселений отличаются от иных категорий земель наличием хорошо развитой системы улучшений всех видов инфраструктуры, созданной многолетними вложениями труда и капитала. Естественно, что эта система улучшений земель поселений подлежит постоянному воспроизводству. С другой стороны, просматривается обратная связь, согласно которой затраты на систему поддержания улучшений земель являются объективным ориентиром для обоснования нормативов земельных платежей, а в последующем и единого налога на недвижимость.

Второе положение определяется отсутствием пока еще в полной мере основных объектов земельных отношений в поселениях - земельных участков, поставленных на кадастровый учет. Выход из этой ситуации заключается в том, что в качестве "промежуточного" объекта массовой оценки земель поселений лучше всего использовать кадастровый квартал. Это, в свою очередь, дает определенные основания для обеспечения необходимого статуса кадастровой информации и получения предварительных рентных характеристик земельных участков, входящих в соответствующий кадастровый квартал. Указанный подход с использованием кадастровых кварталов позволяет обеспечивать необходимую точность и достоверность результатов оценки земель поселений.

Третье положение заключается в том, что ценность земель поселений имеет устойчивую тенденцию к возрастанию. Это обусловлено рядом факторов: ограниченностью площади земель поселений как ресурса; невоспроизводимостью указанного ресурса; ростом дефицитности на свободные земельные участки; увеличением капитала, присоединенного к земле за счет развития строительства и инженерной инфраструктуры; уникальностью способности земель поселений возрастать в цене и без вложений нового капитала; жесткой географической привязкой земель поселений; невозможностью их регионального перераспределения.

Практика показывает, что на оценку земель поселений, как составляющих национального богатства страны, существенное влияние оказывают следующие факторы: положение в экономическом регионе Российской Федерации; положение в природно-климатической зоне; численность населения; статус городского поселения и связанный с ним социально-культурный потенциал; историческое наследие; курортные территории; туристические центры; важнейшие региональные зоны отдыха; морские порты; приграничные территории; свободные экономические и оффшорные зоны; добыча и переработка экспортного сырья и производство полупродуктов на его базе; наличие крупных аэропортов, железнодорожных узлов и речных портов; финансово-деловая деятельность; развитие науки и производств высоких технологий; депретивная структура производств, требующих реструктуризации; положение в зонах, требующих особо крупных инвестиций для восстановления окружающей среды, в том числе в зонах экологических бедствий.

Оценка земли поселений, как составляющих национального богатства страны, определяется по следующей формуле:

Озп = (Qo х Еп / Ек) х Кф х Км,

где: Озп - показатель оценки земли поселений, как составдяюгцей национального богатства страны, руб/м.кв.;
Qo - затраты на освоение и обустройство территории, руб/м.кв.;
Еп - норма прибыли, б %;
Ек - норма капитализации, 0,03;
Кф - коэффициент, характеризующий функциональное использование земельного участка;
Км - коэффициент, характеризующий местоположение земельного участка в общегосударственной, региональной и местной системах расселения.

Затраты на обустройство территории поселений включают восстановительную стоимость инженерной подготовки территории, головных сооружений и магистральных сетей водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, канализации, слаботочных устройств, газоснабжения, дождевой канализации, стоимость санитарной очистки, зеленых насаждений общего пользования, улично-дорожной сети, местного транспорта по состоянию на начало года проведения оценки. Указанные затраты определяются по каждому конкретному населенному пункту по данным государственной статистической отчетности соответствующих городских служб.

Общая оценка земель конкретного населенного пункта устанавливается путем суммирования оценок экономико-планировочных зон данного поселения, которые выделяются с учетом следующих факторов: неоднородность функционально-планировочных качеств территории, доступность центра населенного пункта, мест концентрации трудовой деятельности, центров общественного обслуживания, мест массового отдыха, уровня инженерного обеспечения и благоустройства территории, экологического качества территории, уровня развития сферы обслуживания населения, привлекательности среды, разнообразия мест приложения труда, наличия историко-культурных и природных памятников.

Числовые значения коэффициентов перечисленных факторов определяются на основе положений СНиП 2.07.01-89, нормативной и справочной литературы по градостроительству и строительству, исследований, выполненных в свое время ЦНИИЭП жилища и ЦНИИП градостроительства, материалов генпланов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, других научных и проектных источников, методических рекомендации по дифференциации ставок земельного налога на территории малых городов и поселков городского типа, утвержденных 24 мая 1999 г. Госкомземом России.

Информационной базой оценки земель поселений являются сведения государственных кадастров (земельного, градостроительного), градостроительной, землеустроительной и проектно-технической документации, инвентаризации земель, данные государственной статистической отчетности, научных исследований.

3. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений.

Объектами оценки земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений, как элемента национального богатства страны, являются земельные участки, которые имеют фиксированные границы и характеризуются определенным местоположением, природными условиями, физическими параметрами, правовым и хозяйственным режимами.

В основу оценки указанных земель, в зависимости от их функционального использования, положена создаваемая ими земельная рента.

Оценка земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений, как составляющих национального богатства страны, определяется по следующей формуле:

Озпп = Рпп х Ек х Кф х Км,

где: Озпп - показатель оценки земель, руб/га;
Рпп - земельная рента, которая создается за счет обустройства земельного участка, руб/га;
Ек - срок капитализации земельной ренты, на уровне 33 лет;
Кф - коэффициент, учитывающий функциональное использование земельного участка;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка.

Информационной базой оценки земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений являются сведения государственных кадастров (земельного, лесного, водного), землеустроительной, лесоустроительной и проектно-технической документации, инвентаризации земель, данные государственной статистической отчетности, научных исследований.

Народнохозяйственные задачи, для решения которых необходимы показатели оценки земли как составляющей национального богатства страны, в общем виде сводятся к следующему: отражение участия земли в системе балансов народного хозяйства; выбор направлений, способов, очередности вовлечения земельных ресурсов в производственный оборот и обоснование связанных с этим вариантов капитальных вложений; выявление размеров ущерба при изъятии земель из хозяйственного оборота, а также при изменении направлений их использования; создание побудительных экономических стимулов для рационального использования земель, их охраны, воспроизводства плодородия; обеспечение равных экономических условий хозяйствования и объективной оценки результатов деятельности землепользователей; введение в экономический механизм страны обоснованных земельных платежей; определение места страны в ресурсном потенциале мирового сообщества.

При определении и оценке места России в общепланетарном потенциале земельных ресурсов общая сумма показателей оценки земли, как элемента национального богатства страны, расчетно должна быть увеличена на порядок за счет того, что на территории России находится 15 % всех практически не затронутых деятельностью человека земель планеты, здесь сосредоточено 46 % мировой площади внетропических лесов и что северная тайга России производит ежегодно планетарного кислорода в объеме примерно 12,9 млрд. тонн.

Указанное действие позволит экономически отразить глобальную роль пространства (земли) России как своего рода биосферного резервата земного шара, так как на практике цена жизненного пространства растет гораздо быстрее цены добываемого сырья. Минеральное сырье человечество может заменить другими источниками энергии, в то время как ненарушенную территорию (землю) заменить нечем, и именно это обстоятельство определяет принципиальную особенность оценки земли как элемента национального богатства страны.

II. Рациональное использование материальных ресурсов – это качественная характеристика их потребления на разумном уровне, который можно было бы признать общественно необходимым, а рационализация потребления материальных ресурсов – это непрерывный процесс совершенствования их использования, связанный с развитием производства.

Так как потребление составляет процесс удовлетворения потребности в них производства, следует при планировании экономии материальных ресурсов соотносить их фактическое потребление с удовлетворением потребностей потребительского сегмента.

В наиболее общем виде экономия материальных ресурсов – это повышение уровня их полезного использования, выражающееся в снижении удельного расхода материалов на единицу потребительского свойства (эффекта) выпускаемой продукции при повышении или сохранении качества и технического уровня продукции.

При этом необходимо отметить, в соотношении терминов «рациональное потребление» и «экономия» первый из них следует считать более широким понятием. Экономия материальных ресурсов является количественным выражением результата рационализации их потребления.

Новые условия хозяйствования требуют кардинального изменения действовавшей ранее системы государственного регулирования расхода материальных ресурсов, к основным отрицательным характеристикам которой позволительно отнести:

а) Громоздкая система норм, нормативов и других показателей расхода, ограничивавшая самостоятельность предприятий в маневрировании ресурсами;             

б) Наличие экономической и психологической заинтересованности предприятий в завышении норм и нормативов расхода материальных ресурсов;

в) Низкий уровень надежности организации материально – технического снабжения.

На данном же этапе деятельности хозяйствующих субъектов, в условиях конкурентной борьбы и достаточно высокого уровня самостоятельности в принятии стратегических решений, имеет место необходимость детального изучения достижений научного прогресса, как в техническом, так и в методическом аспектах, в качестве резерва снижения себестоимости выпускаемой продукции (в результате рационального использования материальных ресурсов и их отходов), и, как следствие, максимизации прибыли. Значимость данных мероприятий обусловливается фактом наибольшей доли материальных затрат в структуре себестоимости продукции промышленных предприятий России.

Материальные ресурсы – комплекс разнообразных вещественных элементов, которыми располагает государство (регион, предприятие) для социально – экономического развития.

Отмеченный выше комплекс состоит из следующих элементов:

а) Материалов, непосредственно добываемых из окружающей природы (сырье)

б) Материалы, уже подвергшиеся предварительной обработке.

Классификация материальных ресурсов по форме существования:

1. Наличные ресурсы (запасы готовой продукции и резервы);

2. Потенциальные ресурсы (т.е. которые могут быть получены за счет производства, импорта и повторного использования).

Материальные ресурсы выступают в виде разнообразных элементов производства, используемых в основном в качестве предметов труда (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергия, полуфабрикаты, запасные части, спецодежда, инструмент).

III. «Независимо от того, какими материальными ресурсами обладает система, сами по себе они не приумножаются. И государство, и фирма развиваются энергией и интеллектом составляющих их людей» (Питер Дракер).

Интеллектуальный капитал всегда опосредован людьми. Поэтому управление им всегда связано с управлением людьми или через людей. Условно такое управление можно разделить на управление развитием человеческого капитала и на управление знаниями.

Интеллектуальный и в первую очередь человеческий капитал выступает в качестве определяющей составной части производственного капитала экономики постмодерна. Развитие капитализма этого периода связано с созданием добавленной стоимости, базирующейся на знании и инновациях, носителем которых выступает человек с его развитыми способностями, определяемыми высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. Поэтому государственное регулирование наиболее развитых стран сосредоточено на расширенном воспроизводстве интеллектуальной составляющей общественного богатства.

IV. Национальное имущество - это совокупность накопленных материальных благ, созданных в ходе трудовой деятельности людей. Сюда относят материальные, нематериальные, финансовые, нефинансовые активы регионов, отраслей, секторов экономики, а также юридических и физических лиц. В отдельную группу выделяют потребительские товары длительного пользования, прямые иностранные инвестиции и золотой запас. В состав национального имущества включается и личное имущество граждан.

 

В методологии системы национальных счетов (СНС) в основе расчета национального богатства используется понятие «экономические активы».

 

Экономические активы - это находящиеся в собственности объекты, владельцы и пользователи которых могут извлекать экономические выгоды. Все экономические активы, включаемые в состав НБ, по рекомендации статистической комиссии ООН подразделяются на две основные группы: нефинансовые и финансовые активы.

 

В свою очередь, в группе нефинансовых активов выделяют произведенные и непроизведенные активы, материальные и нематериальные активы.

 

Произведенные активы включают основные фонды, оборотные фонды, ценности (дорогостоящие товары, стоимость которых не уменьшается по отношению к общему уровню цен).

 

Среди непроизведенных активов выделяют материальные (природные ресурсы) и нематериальные (патенты, авторские права и пр.).

 

Финансовые активы представляют собой средства осуществления финансовых расчетов между институциональными единицами, связанными финансовыми обязательствами и финансовыми требованиями. Сюда включают:

 

- монетарное золото (резерв покупательной способности);

 

- специальные права заимствования (СПЗ) (международные резервные и платежные средства, которые используются для безналичных международных расчетов как форма мировых денег);

 

- наличные деньги (валюта) (банкноты и монеты, которые используются для проведения расчетов и находятся в обращении);

 

- депозиты (денежные средства, размещенные в банках на хранение);

 

- ценные бумаги (долговые обязательства, куда относятся векселя, облигации, депозитные сертификаты, приватизационные чеки, лотерейные билеты и пр., кроме акций);

 

- акции и другие виды акционерного капитала (свидетельства о внесении определенной доли в уставный капитал, дающие право на получение дивидендов);

 

- ссуды;

 

- страховые технические резервы (формируются страховыми организациями в ходе проведения страховых операций как обязательные накопительные суммы, выполняющие функцию финансовых гарантий);

 

- дебиторская и кредиторская задолженности (торговые кредиты, авансы в счет оплаты незавершенных работ и др.).

 

Классификация финансовых активов определена Общероссийским классификатором финансовых активов (ОКФА) в 1998 г.

 

а). Важнейшей частью национального имущества являются основные фонды, на долю которых приходится более 90%.

 

К основным фондам относится вся совокупность произведенных активов или материально-вещественных ценностей (средств труда), которые многократно (не менее года) в неизменной натурально-вещественной форме участвуют в процессах производства товаров и услуг, перенося постепенно (по мере износа) свою стоимость на продукт или услугу труда.

 

Порядок отнесения объектов к основным фондам определяется нормативными актами. В настоящее время состав основных фондов определяется Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), который был введен в 1996 г. Согласно ОКОФ, в отечественной статистике принята типовая классификация основных фондов. В их составе выделяют материальные фонды (производственные и жилые здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, прочие основные фонды) и стоимостные (капитальные затраты на геологоразведочные, мелиоративные, ирригационные работы, затраты на программное обеспечение и базы данных ЭВМ, затраты по обеспечению сферы экономических операций).

 

При изучении состава основных фондов используются и группировки по ряду важнейших признаков:

 

- отраслевому;

 

- по видам экономической деятельности;

 

- по формам собственности;

 

- региональному (территориальному);

 

- по принадлежности (собственные и арендованные основные средства).

 

В учете основных фондов различают оценку основных фондов по первоначальной и по восстановительной стоимости.

 

Полная первоначальная стоимость - это стоимость основных фондов (объекта) в фактических ценах на момент ввода их в эксплуатацию. В этой оценке основные фонды поступают на баланс предприятия, и она является базовой для расчета амортизационных отчислений. В зависимости от источника поступления основных фондов под первоначальной стоимостью понимается либо сумма фактических затрат, либо договорная оценка стоимости, либо рыночная стоимость на момент принятия объекта к учету, если он получен безвозмездно.

 

Остаточная первоначальная стоимость (первоначальная стоимость за вычетом износа) - это полная первоначальная стоимость объекта за вычетом суммы износа, что позволяет иметь представление о фактической стоимости, не перенесенной на произведенный продукт. Поскольку одинаковые объекты были введены в эксплуатацию в разное время, где действовал разный уровень цен, то они имеют и разную стоимостную оценку. С целью правильного определения объема основных фондов и правильной уплаты налога с каждым новым изменением цен необходимо проводить переоценку основных фондов.

 

Полная восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных фондов в новом виде (приобретение, транспортировка, установка аналогичных новых объектов на момент переоценки).

 

Остаточная восстановительная стоимость - это полная восстановительная стоимость основных фондов без суммы износа.

 

Основные фонды по мере их эксплуатации подвергаются физическому и моральному износу, который в денежном выражении в статистике называют амортизацией. От износа амортизация отличается тем, что она представляет собой процесс переноса стоимости основных фондов на издержки производства, между тем износ как экономическая категория отражает лишь процесс старения действующих основных фондов. Тем не менее, именно на основании износа рассчитывается амортизация.

 

По мере необходимости замены основных фондов накапливаются денежные средства (амортизационный фонд), достаточные для обеспечения реновации (полного восстановления) выбывших основных фондов. Для этих целей служат амортизационные отчисления (включенные в себестоимость продукции части стоимости действующих основных фондов).

 

Амортизационные отчисления могут обеспечить и частичное восстановление основных фондов в ходе капитального ремонта и модернизации.

 

б). Помимо основных фондов для успешного функционирования процесса производства необходимы и материальные оборотные фонды, которые целиком потребляются в одном производственном цикле, вещественно входят в продукт и полностью переносят на него свою стоимость.

 

Материальные оборотные фонды являются наиболее мобильным и постоянно возобновляемым элементом национального богатства.

 

В состав материальных оборотных фондов включают сырье, основные и вспомогательные материалы, незавершенное производство в отраслях с длительным циклом (строительные объекты, тяжелая промышленность, сельское хозяйство, производство кинофильмов и т.д.), готовую продукцию, товары для перепродажи, государственные материальные резервы (средства производства и предметы потребления, предназначенные для использования в чрезвычайных обстоятельствах), производственные запасы (топливо, горючее, тара, запасные части для ремонта и т.д.). Одна из главных функций оборотных средств - обеспечение производственного процесса. Поэтому важнейшей является характеристика наличия материальных оборотных фондов, учет запасов которых ведется в натуральном и денежном выражении по состоянию на определенную дату и в среднем за истекший отчетный период.

 

Ряд показателей характеризует процесс использования материальных оборотных средств. К ним относятся: коэффициент оборачиваемости оборотных фондов, коэффициент закрепления оборотных фондов, показатель средней продолжительности одного оборота в днях, показатель суммы средств, высвобождаемых из оборота вследствие ускорения оборачиваемости оборотных фондов. К этой же группе относятся показатели, характеризующие материалоемкость продукции, расход важнейших видов материальных ресурсов, удельный расход конкретного вида сырья или материалов.

 

Коэффициент оборачиваемости (Коб) характеризует скорость оборота оборотных средств (число оборотов стоимости оборотных средств, равной их среднему остатку за данный период времени) и представляет собой отношение стоимости реализованной продукции (выручки) Рв к среднему остатку оборотных фондов  за тот же период (по экономическому содержанию аналогичен коэффициенту фондоотдачи):

 

Коэффициент закрепления оборотных фондов (Кзк) - величина, обратная коэффициенту оборачиваемости (отражает объем материальных оборотных средств на каждый рубль реализованной продукции). Он исчисляется в стоимостном выражении (руб.) (по экономическому содержанию аналогичен коэффициенту фондоемкости):

 

Показатель средней продолжительности одного оборота в днях (Аоб) показывает время (количество дней), в течение которого совершается один полный оборот материальных оборотных средств (удобен для сравнения скорости обращения оборотных средств за периоды разной продолжительности). Он рассчитывается как отношение продолжительности Д периода, за который определяется показатель (число календарных дней), к коэффициенту оборачиваемости Коб:

 

Показатель суммы средств, высвобожденных из оборота в результате ускорения оборачиваемости материальных оборотных фондов (Свыс) определяется как разность условного значения среднего остатка оборотных фондов, которые необходимы для получения фактического объема выручки от реализации и фактического среднего остатка оборотных фондов:

 

Эффективность использования оборотных фондов оценивается показателем материалоемкости продукции (МП), который рассчитывается как отношение стоимости текущих материальных затрат без амортизации МЗтек к стоимости произведенной продукции Pп:

 

Показатели расхода видов материальных ресурсов используются при расчете металлоемкости, энергоемкости, топливоемкости (например, ВВП). Данные показатели исчисляются в натуральном выражении в расчете на единицу продукции (на 1 руб., на 1 тыс. руб. и т.д.).

При характеристике использования материальных оборотных фондов очень широко используются показатели удельного расхода конкретного вида материалов, сырья, топлива и других видов оборотных средств на единицу продукции или услуг (индексы выражаются в процентах). Показатели уровня удельного расхода определяются как отношение общего их расхода в натуральном выражении на количество выпущенной продукции или услуг (также выраженных в натуральном виде).

 

в). Личное имущество населения играет роль одного из важнейших индикаторов социальной направленности роста экономики, накопления "потребительского богатства" и его обращенности к нуждам человека, удовлетворению его материальных и духовных запросов. В так называемой плановой экономике уделялось определенное внимание оценкам этого элемента национального богатства. Однако эти оценки, скорее всего, были ориентированы на возможности преодоления того извечного дефицита, которым сопровождалось поступление этого элемента богатства в сферу его непосредственного использования. Сегодня ситуация изменилась. Дефицита для приобретения накопляемых потребительских благ, в том числе и технически сложных, более не существует (за исключением дефицита достаточных средств у большей части населения, поскольку именно элементы накопляемого домашнего имущества, прежде всего, стали объектом "революции цен"). Доступность этой категории товаров для части населения резко возросла. По ряду товарных групп (например, по автомобилям) достигнут просто беспрецедентный рост значений показателей натуральной обеспеченности. Следует заметить, что именно в плане накопления данного элемента богатства наиболее явственно обнаружились тенденции экономической дифференциации населения России. В этой связи все прогнозы динамики и структуры домашнего имущества как части национального богатства оказываются тесно связанными с некоторыми гипотезами будущей динамики реальных доходов населения и, главное, роста или сужения степени его расслоения по доходам.

В отечественной литературе и в статистике в последние годы широко используются такие новые категории как "домашнее хозяйство" и "потребительское богатство". Эти понятия приобретают все большее значение в связи с внедрением в повседневную практику статистики системы национального счетоводства, а также с реформированием в России жилищно-коммунального хозяйства и переводом его на рыночные отношения. Домашнее хозяйство рассматривается в настоящее время как особый сектор экономики, в котором происходит часть процессов производства, но в основном осуществляется конечное потребление населения и воспитание подрастающего поколения людей. В домашнем хозяйстве (далее используется краткий термин - "домохозяйство") осуществляется и накопление части создаваемого продукта в форме "потребительского богатства".

В России имеется примерно 59 млн. домохозяйств, которые разнохарактерны по числу своих членов. Одинокие образуют примерно шестую часть всех домохозяйств. Из 2-3 человек состоит половина, а из четырех и более человек - треть всех домохозяйств. Такая структура является исходной базой анализа формирования, оценки и прогнозирования "потребительского богатства".

"Потребительское богатство" объединяет наличное недвижимое и движимое имущество, которым владеет или пользуется (арендует) домохозяйство. К недвижимым элементам этого богатства относятся жилые и хозяйственные постройки, в которых осуществляется жизнедеятельность членов домохозяйства. К движимым элементам относятся все накопленные в домохозяйстве товары длительного и среднесрочного пользования: мебель, посуда, предметы хозяйственного обихода, предметы культурно-бытового назначения, радиоэлектроника, книги, транспортные средства, одежда, обувь, часы, ювелирные изделия, игрушки, спортивные товары и пр. В российской статистике для движимого имущества применяется термин "личное имущество", к которому относятся все его элементы со сроком службы год и более.

г). Ресурсы, которыми можно пользоваться в течение длительного времени и которые есть у страны, но нет у большинства других (поэтому их можно выгодно продавать или обменивать), называются стратегическими. В 1997 году впервые за историю России ученые разных специальностей оценили главные богатства страны, ее стратегические ресурсы.

Основной интеллектуальный стратегический ресурс России – наука. Лишь в нескольких государствах мира, в том числе и в нашей стране, научные исследования ведутся практически во всех отраслях знания. В 80-х годах, по оценкам экспертов, 70% отечественных научных разработок соответствовали мировому уровню, а 20% даже превосходили его. Благодаря высокому уровню развития науки страна получила то, что больше всего ценится в современном мире, - новейшие технологии. Самыми передовыми обладают менее десяти государств планеты. Это и есть важнейшие технологические стратегические ресурсы России.

К сожалению, в годы экономического кризиса (90-е годы) интеллектуальные и научные ресурсы России оказались под угрозой. Все меньше денег государство выделяет школам и учителям, институтам и ученым. Так, во второй половине 90-х годов расходы на науку сократились в 10 раз (средств выделяется в 30 раз меньше, чем в США). В результате закрылись многие исследовательские центры, прекратились эксперименты, ученые, в первую очередь молодые, стали уезжать за рубеж. Из-за этого снижается количество научных исследований и их качество. Так, доля разработок мирового и более высокого уровня в 90-х годах снизилась до 25 и 7% соответственно. Однако человеческие и интеллектуальные ресурсы России не утрачены и продолжают оставаться ее главным достоянием.

 

4. Показатели национального богатства.

Важнейшим показателем национального богатства и необходимым условием процветания любой нации является состояние здоровья населения.

Безусловно, ухудшается здоровье нации, происходит деформация жизненных ценностей, мотивационной сферы, разрушение института семьи, растут алкоголизация, наркопотребление и наркомания, преступность, проституция, ВИЧ-инфицированность и заболеваемость СПИДом, вирусным гепатитом, особенно среди молодежи. Все это происходит на фоне учащения стихийных природных бедствий и чрезвычайных ситуаций, вызванных производственными авариями и военными действиями, при недостаточном валеологическом сопровождении трудовой и образовательной деятельности, при отсутствии навыков у населения здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.

В развитых странах главным показателем национального богатства уже сегодня считается образовательный уровень населения. Поэтому вполне обосновано усиленное внимание к образовательной системе и ее модернизации с целью достижения большей эффективности. Вместо традиционной базовой образовательной модели делаются установки на непрерывное образование в течение жизни.

Будущее России более чем в других странах зависит от решения этой проблемы. Нашей стране нужен качественный скачок в образовательной сфере, чтобы в перспективе войти в общемировое образовательное пространство, интеграция в которое может обеспечить столь необходимое России устойчивое развитие.

Поскольку в общей полифункциональной системе непрерывного образования важное место отводится образованию взрослых, постольку на него и следует сделать акцент в дальнейшем развитии отечественной образовательной системы, но с учетом российской специфики. Своеобразие современного состояния России, с одной стороны, создает условия для новых подходов к образованию взрослого населения, а с другой – тормозит этот процесс. Имеется в виду прорыв в область новейших информационных технологий интеллектуальной отечественной элиты на фоне низкой по современным меркам образованности подавляющей части населения страны, имеющего за плечами старую образовательную схему.

 

5. Динамика национального богатства.

 

В СССР традиционно большое внимание уделялось исследованиям национального богатства. В последние годы это направление, к сожалению, оказалось в тени. Возникает ощущение, что новая Россия бедная, малозначимая страна. На самом же деле все далеко не так: по накопленному национальному богатству она достаточно крупное государство, в том числе и по трудовому потенциалу.

Почему так важно анализировать динамику элементов национального богатства?

Прежде всего, потому, что здесь наша страна понесла немалые потери, и сейчас главная задача - восстанавливать и приумножать национальное богатство. Конечно же, трудовой потенциал является его важнейшей составляющей. Уровень знаний и квалификации людей, их способность выполнять конкретные работы (что наряду с другими условиями является основой для привлечения иностранных инвестиций) во многом определяют перспективы роста национальной экономики. Серьезную тревогу вызывает резкое снижение конкурентоспособности, эффективности отечественного трудового потенциала. Более того, иссякают трудовые ресурсы как таковые.

Именно поэтому в среднесрочной программе правительства на 2003-2005 гг., основная цель которой - обеспечение высоких темпов роста экономики на базе повышения ее открытости и поддержки не сырьевых экспортеров, проблеме улучшения качества трудовых ресурсов уделяется очень большое внимание.

Так уже повелось в нашей стране, что главной задачей всегда было выпустить (причем любой ценой) как можно больше продукции: миллионы тонн стали, миллиарды кубометров газа и т.д. А вот сделать то же самое эффективно - на это внимание практически не обращали.

 

6. Факторы, влияющие на увеличение национального богатства.

 

В современной экономической теории одним из важнейших факторов накопления национального богатства считаются человеческие ресурсы. В связи с неравномерным размещением и исчерпаемостью природных запасов, с тем, что страны с одинаковым уровнем развития имеют примерно равную относительную производственную и финансовую обеспеченность, все большее внимание уделяется повышению качества рабочей силы. Изменение требований к работнику связано и с научно-техническим прогрессом, темпы которого ускоряются и предполагают соответствующую гибкость знаний, умений, навыков работника. Человеческие ресурсы экономики весьма важны, так как их производственные созидательные качества целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических преобразований. Поэтому подготовка и выпуск  на рынок труда образованной и  творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства.

И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Учеными были выявлены обратнопропорциональные зависимости между уровнем безработицы и преступности и степенью образованности населения.

Для России в современных условиях, диктуемых интеграцией нашей страны в мировое сообщество, для повышения конкурентоспособности товаров и экономики в целом необходимо все серьезнее относится к формированию человеческого капитала. Экономические реформы устранили уравнительное распределение благ и услуг, предоставили возможность гражданам самостоятельно обеспечивать себе достойный уровень жизни. Ожидалось, что рынок, в частности, рынки труда, жилья, медицинских, образовательных услуг, справится с имеющимися здесь проблемами. Однако реальность оказалась более суровой. К прежним проблемам добавились новые – чрезмерное имущественное расслоение граждан, высокая дифференциация по уровню доходов, значительные масштабы бедности, не уменьшение, а увеличение зависимости части населения от социальной помощи, предоставляемой государством; нарастание безработицы, хроническая задолженность по заработной плате, ухудшение демографической ситуации. Все это снизило качество трудового потенциала и возможности его существенного повышения в обозримом будущем.

На уровне предприятия необходимость усиленного внимания к качеству рабочей силы диктуется существующей рыночной конъюнктурой. В современных условиях высокой степени конкуренции на рынке выигрывает тот, у кого выше качество обслуживания, качество выпускаемого продукта, выше производительность труда, эффективнее управление предприятием, а эти показатели напрямую зависят от качества работающего персонала.

Таким образом, конкурентоспособность, увеличение национального богатства, эффективность деятельности, а так же снижение таких отрицательных показателей  как безработица, преступность на уровне государства, халатность, безответственность и прочее на уровне предприятия зависят от качества рабочей силы.

 

 

 

7. Мониторинг национального богатства.

 

Национальные лесные ресурсы являются ключевым фактором устойчивого развития нашей страны. По состоянию учета лесов в Российской Федерации на 01 января 2001 года общая площадь земель лесного фонда составляла 1096,8 млн. га (64,1% земельного фонда страны), из них площадь, покрытая лесом -795,7 млн. га.
Общая площадь хвойных насаждений составляет 508,6 млн. га, твердолиственных - 17,6 млн. га, мягколиственных - 123,1 млн. га. За последние 20 лет общий запас древесины в России оставался стабильным в пределах 81-82 млрд. куб. м. Средний годичный прирост древесины в настоящее время составляет 970 млн. куб. м.
В последнее десятилетие в результате сокращения поддержки государством лесного хозяйства существенно сократилась активность лесовосстановительных работ.
В 1990-2000 годах ежегодная общая площадь лесовосстановления сократилась в 1,9 раза (с 1831 до 973 тыс. га). По состоянию на 1 января 2002 года лесовосстановительные мероприятия были выполнены на площади 895,3 тыс. га, в том числе посадка

и посев леса - 236,8 тыс. га.

Основными факторами, негативно влияющими на развитие лесного хозяйства, является недостаточное финансирование и, как следствие, напряженная социальная обстановка.

В 2000 году общие расходы на лесное хозяйство составили около 10 млрд. рублей, из которых непосредственно на мероприятия по охране и воспроизводству лесов было направлено только 62%, а оставшиеся средства пошли на оплату труда и содержание лесохозяйственного аппарата. В структуре финансирования лесного хозяйства в последние три года сокращается доля бюджетных ассигнований. В 1998 году доля бюджетных ассигнований всех уровней составила 53%, в 2000 году - 34% и в первом полугодии 2001 года - 33%.
В результате средств у лесхозов для ведения собственно лесного хозяйства не хватает и они вынуждены заниматься коммерческой деятельностью.

Между тем, государство может существенно усилить поддержку лесного хозяйства за счет увеличения объемов рециркуляции платежей и налогов, собираемых с лесного комплекса в лесное хозяйство. Существенным вкладом в решение этой проблемы является повышение платы за древесину, отпускаемую на корню.
В настоящее время удельный вес средней ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, в стоимости круглых лесоматериалов, превышающей 400 рублей/куб. м составляет менее 7%, тогда как в лесопромышленных странах он колеблется от 30 до 70%.

Кризисная ситуация в лесном хозяйстве России усугубляется в связи с обострением криминальной и социально-экономической ситуации в данной отрасли.

Объем нелегальных лесозаготовок весьма значителен, особенно в районах, прилегающих к внешним рынкам (Краснодарский край, регионы Дальнего Востока, граничащие с Китаем, а также - с прибалтийскими государствами и Финляндией). При этом вырубаются самые ценные деревья.

Оплата труда в лесном хозяйстве практически самая низкая среди всех отраслей экономики России. В декабре 2001 года среднемесячная начисленная заработная плата в лесном хозяйстве составляла 3087 рублей, что на 1/3 ниже среднего по стране показателя. На этом фоне средняя площадь обхода лесника, например, в Архангельской области составляет 27,4 тыс. га, что вдвое больше нормы, предусмотренной проектом лесоустройства в производственных отраслях лесного комплекса России.
На долю России приходится примерно 1/4 мирового покрова, однако по уровню производства лесной продукции и ее потребления в расчете на душу населения, наша страна значительно уступает многим промышленно развитым странам мира.

Расчетная лесосека в целом по России используется не более чем на 23%, а в лесистых регионах Севера Европейской части, Сибири и Дальнего Востока на 10-15 %.

Экологически допустимые размеры использования спелой древесины по продуктивным лесам в 4 - 5 раз превосходят нынешний ее объем заготовки. Однако в составе освоенных лесов самый рентабельный ресурс - высокосортный крупный пиловочник в значительной степени истощен, а потому без организации промышленной переработки древесины освоение названного ресурсного потенциала будет затруднено.
В 1990-2001 годах существенно снизились экономические показатели производственных отраслей лесного сектора.

Объем производства в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (в постоянных ценах) сократился вдвое относительно уровня 1990 года. Удельный вес лесного комплекса в общем объеме производства промышленной продукции в 1990-2001 годах снизился с 5,2 до 4,4%. Производительность труда в лесном комплексе в 1990-2000 годах сократилась на 20% и в 2000 году была в 1,8 раза ниже, чем по промышленности в целом. В 2000 году удельный вес убыточных предприятий в лесном комплексе России почти достиг уровня 57% (для сравнения: аналогичный показатель по национальной экономике - 40% и по промышленности в целом - 40%).

В настоящее время к основным факторам, сдерживающим развитие лесного комплекса России, следует, отнести состояние инфраструктуры лесных угодий, состояние основных фондов, снижение инвестиционной активности, ресурсоемкость производства и ценовые диспропорции.
Инфраструктура лесных угодий. Здесь главной проблемой является состояние и густота лесовозных дорог в основных лесопромышленных регионах.

Немаловажное значение имеет и общее состояние дорог с твердым покрытием. На землях лесного фонда России 85% лесопокрытой площади страны расположено в Северо - Западном, Сибирском и Дальневосточном регионах. В этих регионах плотность автомобильных дорог (общего пользования) с твердым покрытием в 2000 году изменялась от 5,5 до 40 км на 1000 кв. км территории, тогда как, например, в Центральном федеральном округе она составляла 184 км/1000 кв. км.

В 2001 году в 30 субъектах Российской Федерации построены 189 км лесохозяйственных дорог, что составило 66% к установленному заданию. Объемы этих работ сократились за прошлый год в 2 раза.

Состояние основных фондов. В структуре основных фондов промышленности доля лесного комплекса сократилась в 1990-2000 годах с 5,1% до 3,0%.

Степень износа фондов в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в конце 2000 года в среднем составляла около 49%, а по отдельным предприятиям доходила до 70%. Коэффициенты выбытия основных фондов в лесном комплексе после 1992 года устойчиво превышают коэффициенты их обновления. В 2000 году превышение было в 1,3 раза (в промышленности в целом ситуация была обратная: коэффициенты обновления были выше коэффициентов выбытия в 1,3 раза).
Инвестиции. В 1990-2001 годах реальные (выраженные в сопоставимых ценах) инвестиции в основной капитал предприятий лесного комплекса России снизились примерно в 5 раз.

В структуре инвестиций предприятий лесного комплекса преобладающее место (80%) занимают собственные источники. На долю кредитов коммерческих банков приходится 10%, бюджетных средств всего 0,7%.

Ресурсоемкость. Затратность производства (затраты на рубль произведенной продукции) в лесном комплексе в 1990-2000 годах возросла на 13% (в промышленности она снизилась на 3%), хотя после 1997 года преобладала тенденция ее повышения.

По ориентировочным расчетам, в 1998-1999 годах затраты на рубль производимой продукции в лесном комплексе были 1,2-1,3 раза выше, чем в среднем по промышленности.

Ценовые диспропорции. В 1990-2000 годах цены производителей в целом по предприятиям лесного комплекса возросли в 24,4 тыс. раз.

На этом фоне в отраслях, от которых в наибольшей степени зависит деятельность лесного комплекса, а именно в электроэнергетике, топливной промышленности и машиностроении цены возросли соответственно в 36,6, 77,6 и в 27,3 тыс. раз. За этот же период тарифы на грузовые перевозки в среднем по России увеличились в 33,6 тыс. раз. За рассматриваемый период покупательная способность производителей в лесном комплексе относительно необходимых видов моторного топлива снизилась в 5,3-5,9 раза, электроэнергии - в 1,6 раза, продукции машиностроения - на 11%. В сфере грузоперевозок ценовой диспаритет увеличился в 1,4 раза.

Напряженной остается и социально-трудовая ситуация в лесном комплексе России. В декабре 2001 года среднемесячная начисленная заработная плата на предприятиях лесного комплекса составила 3473 рубля, что на 24% ниже, чем в среднем по национальной экономике и на 35% ниже, чем в промышленности.

Интенсивность текучести кадров в лесном комплексе России в 2000 году была в 1,5 раза выше, чем в среднем по промышленности. Безработица в населенных пунктах, где градообразующими являются монопрофильные лесопромышленные предприятия, в 1,2-1,5 раза выше, чем в среднем по территориям, где они расположены. Учитывая, что лесозаготовительные предприятия в большинстве случаев являются практически единственными сферами приложения труда в лесных поселках, сокращение работающих создает тяжелую социальную ситуацию с занятостью населения во многих лесных районах.

Продукция лесного сектора традиционно является заметной статьей внешнеторговых операций России.
В январе-сентябре 2001 года на долю экспорта приходилось 52,4% имеющихся ресурсов круглых лесоматериалов, 82,3% ресурсов целлюлозы товарной и 67,1% ресурсов газетной бумаги. Однако по структуре, объемам и эффективности лесного экспорта Россия значительно уступает развитым лесопромышленным странам.

В мировом экспорте лесобумажной продукции Россия прочно удерживает и наращивает свои позиции только по поставкам круглого леса. По продукции глубокой переработки древесины доля нашей страны все последние годы неуклонно сокращается, и это является основной проблемой отечественного лесного экспорта.
Проблема усугубляется несбалансированностью установленных таможенных пошлин, которые примерно одинаковы как для необработанной продукции, так и для продукции глубокой переработки.

В результате низкой конкурентоспособности цены на отечественную лесобумажную продукцию в среднем на 30 - 40% ниже средних мировых, в результате чего российская казна потеряла в 2000 году более 1 млрд. долларов США. Валютная выручка в России составила в 2000 году 4,5 млрд. долларов США (4,3% от общего объема экспорта). В то же время доход от лесного экспорта Финляндии достигает 10 млрд. долларов, Швеции - 11 млрд. долларов, США - 16 млрд. долларов и Канады - 25 млрд. долларов.

Главной целью Национальной лесной политики Российской Федерации является выход лесного комплекса из системного кризиса и увеличение годового объема производства лесной продукции к 2020 году до уровня 50 млрд. долларов (в ценах 2000 года).
Для реализации этой цели необходимо поддерживать среднегодовой темп прироста производства на уровне 10-11%, т.е. примерно на том же уровне, как и в 1998-2001 годах.

Широкие возможности открываются и для существенного увеличения экспорта лесной продукции.

К 2010 году потребности мирового рынка по круглому лесу по прогнозам возрастут на 10,3 млн. куб. м, по пиломатериалам - на 7,3 млн. куб. м, по древесным полуфабрикатам - на 27,5 млн. т, по бумаге и картону - на 30,4 млн. т. Перспективные возможности лесного комплекса России могут быть реализованы лишь при выполнении комплекса мероприятий организационно-экономического характера.

 

 

8. Заключение.

 

Можно сделать следующий вывод: единственный способ рационального использования российских ресурсов - активный вывоз ныне освоенных полезных ископаемых (с постепенным увеличение экспорта товаров первичной, а затем и вторичной их обработки) и использование полученных средств для эффективного освоения земельных ресурсов, а также наращивания технологического потенциала страны через остановку «утечки мозгов» и дальнейшее увеличение доли населения, способного обеспечивать благосостояние страны в информационную эпоху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование». Номер 2-3 (11-12) Август, 2002г.

2. Полищук Л. «Реформа экономического; образования в России: потребности, ресурсы, мотивация» Вопросы экономики. М.- 2002г.

3. Щетинин В. «Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки» Мировая экономика и. международные отношения. М.- 2001г.

4. Гордонов М.Ю. «Совершенствование статистики национального богатства Российской Федерации» Вопросы статистики. М.- 2000г.

5. Думнов А.Д. «Природно-ресурсной комплекс России: статистическая оценка 90-х годов» Вопросы статистики. М.- 2000г.

6. Львов Д. С. И др. «Механизация налогозамещения, как главное условие экономического роста (обеспечение ускоренного экономического роста России на основе эффективного использования природно-ресурсной ренты), Экономика природопользования». М.-2003г.

7. Глазырина И.П. «Природный капитал в экономике переходного периода» М: РЭФИА-2001г.

8. Волконский В.А. «Драма духовной истории. Внеэкономические основания экономического кризиса», «Наука», М.- 2002г.

9. Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ - №9 (140)- 2001г.

 


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ