бесплатные рефераты

Налогообложение унитарных и муниципальных предприятий

Налогообложение унитарных и муниципальных предприятий

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский Государственный Технический Университет








Кафедра: «ФКиБУ»













Курсовая работа

Тема: « Налогообложение унитарных и муниципальных предприятий»

По дисциплине: «Финансы казённых и муниципальных предприятий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа принята на проверку:_________                       Работу выполнил:

                                                                                       студент гр. ФК-91(п)

Оценка:___________________________                    Буренок Николай

                                                                                       зач. книжка № 986902

Дата:_____________________________                     Работу проверил:

                                                                                       Преподаватель:________

Роспись:__________________________                     ______________________






Хабаровск-2001г.

Содержание

 

Введение______________________________________________________

1 Государственные и муниципальные унитарные предприятия____________

1. 1 Унитарные предприятия на праве хозяйственного веденья________

1. 2 Унитарные предприятия на праве оперативного управления______

2 Порядок   составления  и  ведения    налогообложения    в унитарных      предприятиях______________________________________________________________

3 Налоги, уплачиваемые унитарными предприятиями___________________

3. 1 Налог на прибыль________________________________________

3. 2 Налог (плата) за пользование водными объектами______________
3. 3 Налог на землю__________________________________________
Заключение____________________________________________________
Список использованной литературы________________________________

 









 

 

 

 

Введение


Унитарные предприятия  в соответствии с первой частью Налогового кодекса являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст.9 НК РФ). Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не на­деленная правом собственности на закрепленное за ним собст­венником имущество. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управ­ления, К числу унитарных предприятий относятся государст­венные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия выполняют важные государственные функции, поэтому налогообложение этих предприятий является очень актуальным вопросом для исследования. Налогообложение, и в частности, налогообложение унитарных предприятий является важным моментом в деятельности унитарного предприятия. Ведь при различных налоговых политиках государства будет и разный результат деятельности унитарных предприятий. В свою очередь и цели государства через муниципальные предприятия будут выполнены в разной степени.

Цель данной курсовой работы выявить основные, наиболее важные моменты, в налогообложении унитарных предприятий, выявить особенности налогообложения унитарных предприятий наиболее весомыми налогами в государственном бюджете.

Исследования будем производить путём рассмотрения особенностей унитарных предприятий, ведения учёта хозяйственных операций и рассмотрения основных налогов, уплачиваемых унитарными предприятиями.

По каждому налогу будет представлена общая информация, касающаяся всех плательщиков конкретного налога, так же будут выделены некоторые особенности налогообложения унитарных предприятий.

Налогообложение унитарных предприятий  законодательно плохо освещено. Почти нет никаких законодательных актов, которые регламентируют именно налогообложение унитарных предприятий. Поэтому глубокое освещение этого вопроса не представляется возможным, можно лишь выделить основные черты, касающиеся в целом коммерческих предприятий с приложением этих методов налогообложения к  унитарным предприятиям, учитывая специфику этих предприятий.   

  



1 Государственные и муниципальные унитарные предприятия

1.1 Унитарные предприятия на праве хозяйственного веденья


Унитарное предприятие — коммерческая организация, не на­деленная правом собственности на закрепленное за ним собст­венником имущество. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управ­ления, К числу унитарных предприятий относятся государст­венные и муниципальные предприятия./1,статья 113/

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса РФ. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Собственник вправе:

а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с п.15 постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" (СА РФ, 1994, N 8, ст.593) решения о создании и ликвидации федеральных предприятий принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ РФ, Минэкономики РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В процессе создания предприятия одновременно решается вопрос о предмете и цели его деятельности. Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, если этого требует законодательство.

Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимают органы, предусмотренные в ст.125 ГК. Так, в соответствии с п.1.2 Временного положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий г.Москвы, государственных учреждений г.Москвы и коммерческих организаций с участием г.Москвы от 31 октября 1995 г. N 908 учредителем вновь создаваемого УП является правительство г.Москвы. По его поручению Москомимущество выпускает соответствующее распоряжение и утверждает по согласованию с отраслевым департаментом, префектурой и Департаментом экономической политики и развития Москвы устав вновь создаваемого УП;

б) реорганизовать предприятие. Решения о реорганизации федеральных предприятий, не предусматривающие изменения формы собственности, принимаются ГКИ РФ по согласованию с министерствами, ведомствами РФ, Минэкономики РФ и (или) ГКАП РФ. Правомочия федеральных органов по преобразованию предприятий в процессе приватизации определяются законодательством о приватизации. Решения о реорганизации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимаются в соответствующем порядке;

в) назначать или освобождать от должности директора (руководителя) предприятия. Такое право в отношении руководителей федеральных УП предоставлено Правительству РФ и уполномоченным им федеральным министерствам и ведомствам. Согласно п.1 Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" (Вестник ВАС РФ, 1994, N 8, с.25) с указанными лицами должны быть заключены контракты регулируемые гражданским законодательством. Общие требования к условиям контракта содержатся в п.2 Указа. При этом условия контракта о социальном обеспечении руководителя не должны быть хуже тех, которых он ранее имел по трудовому законодательству.

Применительно к предприятиям, находящимся в государственной собственности субъектов РФ, см. также Типовой контракт с руководителем государственного (муниципального) унитарного предприятия, утв. постановлением правительства г.Москвы от 31 октября 1995 г. N 908;

г) контролировать использование по назначению и сохранность принадлежащего предприятию имущества. В отношении федеральных предприятий функцию такого контроля вправе осуществлять ГКИ РФ, его территориальные агентства, а также по согласованию с ГКИ РФ федеральные министерства и ведомства. При выявлении фактов неэффективного использования переданного УП имущества ГКИ РФ, а также соответствующие комитеты по управлению имуществом вправе предъявлять иски о признании сделок, нарушающих права собственника, недействительными;

д) получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Несмотря на то, что данное правомочие было закреплено за собственником еще ст.5 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (Ведомости ВС РСФСР, 1990, N 30, ст.416), на практике оно широкого распространения не получило. Это, однако, не означает, что в дальнейшем собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, не будут прибегать к тому, чтобы заключать договоры (вносить в учредительные документы условия) о перечислении части прибыли в распоряжение собственника. Такие договоры не следует отождествлять с договорами между собственником и предприятием, которые могли бы ограничить право распоряжения имуществом последнего (см. коммент. к ст.294 ГК).

От лица субъекта РФ или муниципального образования подобное согласие вправе дать комитет по управлению имуществом субъекта РФ или комитет по управлению имуществом муниципального образования.

Государственное или муниципальное УП, получив в соответствии со ст.295 ГК согласие на это от комитета по управлению имуществом, вправе выступить арендодателем закрепленного за ним недвижимого имущества. Данное положение отменяет норму Указа Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду" (Ведомости РФ, 1992, N 43, ст.2429), согласно которой единственным арендодателем такого имущества выступали соответствующие комитеты по управлению имуществом.

По общему правилу собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по обязательствам предприятия не отвечает. Исключение составляет случай, когда собственник (уполномоченный им орган) давал УП обязательные указания или имел возможность определять его действия иным образом, что привело к признанию предприятия банкротом (п.3 ст.56). В этом случае на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам УП. Аналогичным образом отвечает само УП по долгам созданного им дочернего предприятия. /1,статья 294(с комментариями)/

1.2 Унитарные предприятия на  праве оперативного управления

 

В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 Гражданского Кодекса РФ.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.

Субъектами данного права являются УП, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), и учреждения, независимо от того, кто (государство, муниципальное образование, юридическое лицо) выступает их собственником. Объект права - имущество казенного предприятия и имущество учреждения.

Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения. Лицо, владеющее государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах, очерченных требованиями закона, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Значительно шире права по распоряжению переданным имуществом у собственника этого имущества. Собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе во внесудебном порядке изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им.

Однако в том случае, если учреждение или казенное предприятие обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов управомоченных собственников органов об изъятии их имущества, бремя доказывания обстоятельств, содержащихся в п.2 ст.296 ГК, возлагается на этот орган (п.41 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (ст.115 ГК), так и учреждения (ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие - всем своим имуществом.

Число созданных в соответствии с Указом Президента РФ "О реформе государственных предприятий" федеральных казенных предприятий на базе ликвидированных УП весьма ограничено ( постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. "Об утверждении устава федерального казенного предприятия "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" - СЗ РФ, 1996, N 4, ст.331; N 15, ст.1635), что объясняется особыми характеристиками этих предприятий, а также обязанностью собственника нести за них субсидиарную ответственность.

Казенное предприятие не вправе сдавать в аренду, использовать в качестве залога, передавать во временное пользование закрепленное за ним в оперативное управление недвижимое и другое имущество без согласия Правительства РФ или ГКИ РФ.

Деятельность казенного предприятия подразделяется на основную, предмет которой установлен при его создании, и дополнительную, разрешение на которую дает соответствующее министерство или ведомство РФ. Они же либо Правительство РФ утверждают устав казенного завода (фабрики, хозяйства).

Вне зависимости от вида деятельности казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок распределения прибыли закреплен в уставе каждого конкретного предприятия.

По общему правилу учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Из общего правила существует ряд исключений. В соответствии с п.4 ст.27 Закона РФ от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (СЗ РФ, 1996, N 35, ст.4135) высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ним имущества. В частности, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. При этом получение какого-либо согласия собственника на эти действия не требуется.

Согласно постановлению Правительства РФ от 27 марта 1997 г. N 342 "О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду" (Вестник ВАС РФ, 1997, N 5, с.8) научные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, Российской и отраслевым академиям наук, имеют право сдавать в краткосрочную (до 1 года) аренду без права выкупа временно не используемое имущество, относящееся к федеральной собственности, включая недвижимое.

И хотя законность предоставления отдельным видам учреждений правомочий такого рода иными правовыми актами, чем закон, вызывает определенные сомнения, на практике указанные учреждения пользуются ими достаточно широко.

Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.

ГК исключает возможность заключения каких-либо договоров между собственником имущества и учреждением о передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. В соответствии со ст.14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами для учреждения могут служить лишь решение собственника о его создании и устав. Поэтому попытки отдельных комитетов по управлению имуществом вновь, уже после вступления в силу ГК, навязать практику заключения подобных договоров с учреждениями являются противозаконными (Договор о порядке использования закрепленных за государственным образовательным учреждением федерального имущества на праве оперативного управления, утв. письмом ГКИ РФ от 26 марта 1996 г. N ОК-6/2279; Типовой договор о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления, утв. постановлением правительства г.Москвы от 31 октября 1995 г. N 908).

Учреждение вправе отказаться заключить такой договор, а если он все же был заключен - обратиться в суд с иском о признании условий договора, ограничивающих его правоспособность. /1,статья 295-297(с комментариями)/




2 Порядок составления и ведения налогообложения в унитарных предприятиях


Результаты хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий (ГУПов) от­ражаются как собственность государства, муници­пального образования, однако предприятие пользу­ется и самостоятельно распоряжается этими резуль­татами.

Имущество ГУПов учитывается на балансе по источникам формирования.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтер­ском учете хозяйственных операций, связанных с особым порядком формирования имущества пред­приятия.

Уставом ГУПа определяются основные ис­точники формирования имущества, к которым от­носятся:

•    имущество, переданное по решению Мини­стерства имущественных отношений РФ:

а) как взнос в уставный капитал унитарно­го предприятия;

б) на праве хозяйственного ведения;

• имущество, приобретенное предприятием за счет прибыли, полученной в результате ком­мерческой деятельности и остающейся в рас­поряжении предприятия;

• имущество, приобретенное предприятием за счет заемных средств, в том числе креди­тов банков и других кредитных организа­ций;

• имущество, приобретенное или созданное за счет средств, получаемых предприятием из бюджета на безвозвратной основе на капита­льные вложения предприятия;

• имущество, приобретенное или созданное за счет целевого бюджетного финансирования в виде трансфертов, дотаций;

•    средства, получаемые предприятием в виде бюджетных ссуд;

•   доходы, поступающие от участия предприя­тия в уставных капиталах других организаций;

•    доходы, получаемые от сдачи в аренду госу­дарственного имущества (до 01.01.01);

•     амортизационные отчисления;

•     добровольные взносы (пожертвования) юри­дических лиц.

Основной источник — это имущество, полу­чаемое ГУПами как взнос в уставный капитал и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В учете передаваемое имущество и денежные средства в качестве вклада в уставный капитал уни­тарного предприятия отражаются как задолжен­ность учредителя (государства):

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями",

К-т сч. 80 "Уставный капитал"

на сумму, указанную в уставе предприятия.

На основании документов, подтверждающих фактическое получение имущества, товарно-мате­риальные ценности приходуются, и делается за­пись:

Д-т сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные ак­тивы", 07 "Оборудование к установке", 10 "Мате­риалы", 41 "Товары",

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".

Поступление денежных средств в уставный капитал отражается:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".

Хозяйственные операции по передаче иму­щества ГУПам на праве хозяйственного ведения в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

Д-т сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные ак­тивы", 07 "Оборудование к установке", 10 "Мате­риалы", 41 "Товары",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами".

Для учета расчетов с государственным и му­ниципальным органом по выделенному имуществу на праве хозяйственного ведения можно использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кре­диторами", субсчет "Расчеты с государственным и муниципальным органом по выделенному имуществу".

Одновременно показывается приращение имущества предприятия:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами",

К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)".

Вторым важным источником формирования имущества является прибыль, полученная от коммер­ческой деятельности предприятия, которая распреде­ляется:

•     на прибыль, направляемую собственнику иму­щества в виде дивидендов. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, нахо­дящегося в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества. Это же положе­ние закреплено в п. 3 постановления Пра­вительства РФ от 03.02.2000 № 104 (ред. от 16.02.2001) "Об усилении контроля за дея­тельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением на­ходящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ". В учете эта операция отражается как начис­ление дохода, причитающегося государственному и муниципальному органу:

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)",

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".

Хозяйственная операция по перечислению собственнику имущества дивидендов (дохода) отра­жается следующим образом:

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями",

К-т сч. 51 "Расчетные счета";

•     не прибыль, используемую предприятием на уплату налогов и платежей, предусмотрен­ных законодательством. Эта операция отра­жается:

Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки",

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам";

•   на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, которая может быть использо­вана:

•  на увеличение уставного капитала (при дове­дении его размера до величины чистых акти­вов).

Эта операция отражается в учете:

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)",

К-т сч. 80 "Уставный капитал";

•   на внедрение, освоение новой техники и тех­нологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды;

•  на создание фондов предприятия, в том числе предназначенных для покрытия убытков;

• на развитие и расширение финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия, попол­нение оборотных средств;

•    на строительство, реконструкцию, обновле­ние основных фондов;

•    на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ,

изучение конъюнктуры рынка, потребительского спро­са, маркетинг;

•    на продажу продукции и услуг предприятия;

•   на приобретение и строительство жилья (до­левое участие) для работников предприятия;

•  на материальное стимулирование и повыше­ние квалификации сотрудников предприя­тия и др.

В учете эти операции отражаются:

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами";

•     на прибыль, направленную работникам пред­приятия (премия, материальная помощь, диви­денды и т. д.):

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)",

К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

В соответствии с российским законодатель­ством унитарное предприятие от своего имени так­же имеет право увеличивать свои активы, приобре­тать имущественные и неимущественные права за счет:

предоставленных государственных средств на возвратной и возмездной основе (бюджетные кре­диты);

финансирования за счет средств арендной платы (до 01.01.01);

прочей государственной поддержки унитар­ных предприятий;

финансирования государством на безвозв­ратной основе.


Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятиям осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Ежегодно Феде­ральным законом "О федеральном бюджете" Пра­вительству РФ предоставляется право финансиро­вать на условиях возвратности и платности коммер­ческие предприятия, в том числе ГУПы (т. е. на выдачу бюджетных кредитов).

Однако для ГУПов определены основные вилы расходов, осуществляемых из бюджетного кредита:

• расходы на выполнение высокоэффективные прикладных научно-технических разработок имеющих коммерческую значимость, на поддержку экспорта высокотехнологической продукции под заключенные контракты и на реализацию программ конверсии оборонного производства;

•    расходы на осуществление инвестиционных. проектов в угольной отрасли, на покрытие убытков речного транспорта и др.

Учет бюджетного кредита отражается следя­щими записями:

1. Получен бюджетный кредит в денежном выражении на счет предприятия:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках",

К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и зай­мам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";

2. Начислены проценты по бюджетному кредиту и отнесены на себестоимость продукции

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".

Источником списания процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

ГУПы могут получать бюджетные ассигнова­ния под выполнение определенных работ, оказание услуг по договорам с государственным заказчиком.

Поскольку договоры на выполнение работ, оказание услуг относятся к договорам подряда, то они должны иметь все признаки договоров по­дряда. В договоре отражается порядок перехода права собственности на приобретаемое оборудо­вание (основные средства), используемое для вы­полнения работ и оказания услуг либо как составная часть выполненных работ, а также порядок использования оборудования после выполнения работ.

Оборудование (основные средства) после окончания работ должно быть использовано в соот­ветствии с условиями договора: продано, оставлено на хранение, передано заказчику вместе с выпол­ненными работами, оставлено на балансе пред­приятия.

При условии, что приобретенное оборудова­ние является составной частью выполненных работ и сдается заказчику, расходы на его приобретение списываются на источник финансирования. В бух­галтерском учете данные хозяйственные операции отражаются следующим образом:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета",

К-т сч. 86 "Целевое финансирование"

поступили денежные средства от государственного заказ­чика за выполненные работы, услуги;

Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

К-т сч. 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета"

оплата предприятием (исполнителем) поставщикам ТМЦ, используемых в работах, услугах, подрядчикам за выпол­ненные работы, услуги, оборудование;

Д-т сч. 10 "Материалы",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

оприходованы ТМЦ;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

отражен НДС;

Д-т сч. 07 "Оборудование к установке",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

получено оборудование от поставщика;

Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

отражены капитальные вложения;

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", 07 "Обо­рудование к установке"

передано оборудование государственному заказчику;

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

отражена стоимость выполненных работ, полученных услуг от субподрядчиков на основании акта;

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортиза­ция нематериальных активов", 10 "Материалы", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Рас­четы с персоналом по оплате труда"

формирование затрат, связанных с выполнением работ, услуг;

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 20 "Основное производство"

списаны затраты на источники.

Следует иметь в виду, что сумма НДС, упла­ченная субподрядчикам и поставщику оборудова­ния, списывается на источник финансирования:

Д-т сч. 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям".

Остаток неизрасходованных средств бюджет­ного финансирования, в том числе заложенная в утвержденной смете расходов прибыль организа­ции-исполнителя, является доходом от реализации работ с последующим налогообложением в общеус­тановленном порядке:

Д-т сч, 86 "Целевое финансирование",

К-т сч. 90 "Продажи".

Важным источником финансирования ГУПов являются доходы, получаемые от сдачи в аренду госу­дарственного имущества.

Рассмотрим порядок финансирования ГУ­Пов за счет средств арендной платы. В соответст­вии с этим порядком арендная плата, полученная от сдачи в аренду федерального недвижимого иму­щества, закрепленного за ГУПами и находящегося в федеральной собственности, подлежит перечисле­нию в доход федерального бюджета, за исключени­ем затрат на содержание данных объектов недвижи­мости.

По арендной плате предусмотрены следую­щие льготы:

•  средства, полученные от сдачи в аренду фе­дерального имущества, зачисляются в общую сумму доходов предприятий железнодорож­ного транспорта и могут направляться только на приобретение подвижного состава и кон­тейнеров, развитие производственных мощ­ностей и строительство объектов социальной сферы указанных предприятий, на балансе которых находится это имущество (ст. 4 Фе­дерального закона от 25.08.95 № 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транс­порте");

•  средства, полученные образовательным уч­реждением в качестве арендной платы, испо­льзуются на обеспечение и развитие образо­вательного процесса в данном образователь­ном учреждении (п. 11 ст. 39 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 (ред. 07.08.2000) "Об обра­зовании");

•    в случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за государст­венными музеями на праве оперативного управления, арендные платежи остаются в распоряжении музея и направляются иск­лючительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущест­ва (ст. 29 Федерального закона от 26.05.96 № 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федера­ции");

• средства, полученные высшим учебным заве­дением в качестве арендной платы, исполь­зуются на обеспечение и развитие образова­тельного процесса (п. 4 ст. 27 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании");

•    ремонт, развитие и строительство портовых сооружений и объектов, а также содержание морских администраций портов производит­ся за счет средств, получаемых от портовых сборов, сдаваемого в аренду государственно­го имущества и оказываемых услуг, связан­ных с выполнением функций морских адми­нистраций портов (п. 4 постановления Пра­вительства РФ от 17.12.93 № 1299 (ред. о-28.08.97) "Об организации управления мор­скими портами");

•  средства, полученные от сдачи в аренду иму­щества, поступают в распоряжение компа­нии и используются на ее уставные цели (п. 23 Устава Российской государственной цирковой компании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.02.95 № 196).

Если в соответствии с законом организации имеет право оставлять в своем распоряжении арен­дную плату, то эти средства включаются в состав внереализационных доходов в общеустановленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом  № 154-ФЗ (ред. от 04.08.2000) "Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации" местные органы власти вправе принимать решения о перечислении части арендной платы за имущество субъекта Российской Федерации на счета комитетов по управлению имуществом для финансирования за­трат по управлению и распоряжению этим иму­ществом.

Немаловажным является то, что расходы и источники содержания управленческого аппарата предприятия оформляются сметой расходов по содержанию управленческого аппарата, включая расходы по оплате труда, командировкам, хозяйственным и прочим расходам.

ГУПы могут получать средства от государст­венного органа или органа местного самоуправления на покрытие убытков. Данная хозяйственная опера­ция отражается следующим образом:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами",

К-т сч, 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)"

начислены средства к получению;

Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами"

получены средства на покрытие убытков.

Данные средства не являются базой для на­логообложения.

Государство осуществляет контроль за це­левым и эффективным использованием передан­ного в хозяйственное ведение или оперативное управление имущества. Этот контроль связан с проверкой первичных документов и бухгалтер­ского учета.

В ходе проверки могут быть выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств:

• погашение кредиторской задолженности сверх установленных лимитов капитальных вложений;

•    помещение бюджетных средств в банк на де­позитные счета;

•    использование средств для предоставления межбанковских кредитов;

•     покупка свободно конвертируемой валюты;

•     отвлечение на другие операции краткосроч­ного характера;

• отвлечение средств на приобретение машин, механизмов, оборудования, не требующего монтажа и не входящего в смету стройки, не предусмотренных сводным сметным расче­том;

•     оплата проектно-изыскательских работ по другим объектам за счет средств, выделенных для финансирования затрат по данной стройке;

•     оплата работ по внеплановым объектам;

•    оплата услуг других организаций, не имею­щих отношения к затратам по данной строй­ке (приобретение ГСМ, оплата стройматери­алов для текущего ремонта служебных поме­щений, услуги по регистрации автомобилей заказчика и т. д.);

•    оплата страхования сырья;

•    пени, штрафы за несвоевременные оплаты и расчеты.

На основании данных проверок об эффектив­ном использовании имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, учредитель принимает реше­ние. Одним из решений может быть изъятие у ГУПа части имущества или всего имущества. Данная опера­ция отражается в учете на тех счетах, которые были использованы при поступлении этого имущества./19, стр.16-24/





3 Налоги, уплачиваемые унитарными предприятиями

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ