бесплатные рефераты

Налогообложение унитарных и муниципальных предприятий

3.1 Налог на прибыль


 Общие положения


Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог на при­быль предприятий и организаций.

В соответствии с главой 13 первой части Налогового кодекса налог на прибыль (доход) предприятий является федеральным налогом.

Налог регламентируется до 01.01.2002 Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», с 1 января 2002 Налоговым кодексом Российской Федерации (часть II), главой 25 «Налог на прибыль организаций». Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика, а плательщики — все российские организации и иностранные организации осуществляющие свою деятельность  в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.


Плательщики налога и объект налогообложения

 

Налогоплательщиками налога на при­быль организаций (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществ­ляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представи­тельства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

1) для российских организаций — по­лученный доход, уменьшенный на величи­ну произведенных расходов, определяе­мых в соответствии с настоящей главой;

2) для иностранных организаций, осу­ществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представи­тельства, — полученный через эти посто­янные представительства доход, умень­шенный на величину произведенных эти­ми постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с настоящей главой;

3) для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников в Рос­сийской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в со­ответствии со статьей 309 настоящего Ко­декса (налогового кодекса). /2, статьи 246-247/

 

 

 Налоговая ставка


В соответствии с Федеральным законом №110-ФЗ от 6 августа 2001 года об изменениях во второй части Налогового кодекса, статьёй №284 с 01.01.2002 года предусмотрены следующие ставки налога на прибыль.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %.

При этом:

сумма  налога, исчисляемая по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисляемая по налоговой ставке  в размере 14,5%,  зачисляется в бюджеты субъектов РФ;

сумма налога, исчисляемая по налоговой ставке в размере 2% зачисляется в местные бюджеты.

Законодательные (представительные)  органы субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 10,5 процентов. /2, статья 284/

 

Порядок учета и уплаты налога в бюджет

 

Налоговым периодом по налогу признаётся календарный год.

Отчётными периодами по налогу признаётся первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам отчётного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Сумма квартальных авансовых платежей определяется с учётом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течении отчётного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей   производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учётом раннее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе  перейти  на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя  из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течении налогового периода.

Налог, подлежащий уплате по истечению налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчётный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение одного периода, уплачиваются в срок не позднее 15-го числа каждого месяца этого отчётного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи на позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.

По итогам отчётного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчётного (налогового) периода, зачисляются при уплате квартальных платежей. Квартальные платежи зачисляются в счёт уплаты налога по итогам налогового периода. /2, статья 287/         


Изменения в налогообложении прибыли


6 августе 2001 года был принят закон № 110 – ФЗ. В этом законе была принята 25 глава Налогового кодекса, регламентирующая налогообложение прибыли. Законопроект коренным образом меняет порядок налогооб­ложения прибыли предприятий. Ставка налога снижается до 24 процентов. При этом отменяются все льготы по атому налогу.

По имению экспертов, это са­мое революционное изменение в налоговой сфере за последнее время. По масштабу воздейст­вия на экономику страны оно сравнимо только со снижением подоходного налога до 13 процентов. По новому закону Россия получает одну из самых низких ставок в мире.

Специалистов, правда, сму­щает вопрос: не приведет ли радикальное снижение ставки налога к снижению поступлений в бюджет по этому виду налога. При этом «цена вопроса» чрезвычайно высока: налог на прибыль — один из системообразующих налогов. Он занимает первое место в об­щем объеме поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет.

В прошлом году поступления от налога на прибыль составили 401 миллиард рублей. Планиру­ется, что и в 2001 году налог на прибыль сохранит первое место. Оптимизм внушает опыт сниже­ния налоговой ставки по налогу на доходы граждан, когда посту­пления существенно увеличи­лись благодаря выводу доходов из тени.         

Руководитель Департамента налогообложения прибыли Министерства по налогам и сборам России Карен Оганян обращает внимание на следую­щие изменения в налогообложении прибыли.

Во-первых, в законе уточня­ются понятия объекта налогообложения: объектом налогообложения является прибыль, при этом прибылью для российских организаций признается получен­ный налогоплательщиком доход, уменьшенный на величину произведённых расходов, определяе­мых в соответствии с данной гла­вой.

Во-вторых, предусматрива­ются открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при опре­делении налоговой базы. При этом к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы. Расхо­дами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Третье изменение; предусма­тривается обязательное приме­нение налогоплательщиками ме­тода начисления при определе­нии момента признания доходов и расходов. При этом эти налого­плательщики вправе использо­вать механизм резервирования сомнительных долгов, что позво­ляет принимать к вычету в полном объеме величину просроченной более чем на 3 месяца дебитор­ской задолженности. Налогопла­тельщики, у которых сумма вы­ручки от реализации товаров, ра­бот и услуг в среднем за предыду­щие четыре квартала не превыси­ла 1 миллиона рублей, за каждый квартал вправе применять кассовый метод.

В-четвертых, существенно либерализован механизм приня­тия к вычету таких расходов, как расходы на рекламу, расходы на добровольное страхование, ко­мандировочные расходы. При этом предусматривается новый механизм амортизации имущест­ва — нелинейный, который позво­лит организациям намного быст­рее, чем существовавший раньше линейный способ, списать затра­ты по приобретению основных средств в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

И, наконец, для налогопла­тельщиков, получивших убыток в предыдущем налоговом периода, предусматривается уточненный порядок переноса убытков на бу­дущее.

Существенно меняется и на­логообложение операций с цен­ными бумагами. В частности, из­меняется порядок учета при нало­гообложении результатов пере­оценки ценных бумаг по рыночной стоимости, создание резервов под обесценение ценных бумаг и их учет для целей налогообложе­ния. /16, c.9-16/



3.2 Налог (плата) за пользование водными объектами


Плательщики


Плательщиками платы за пользование водными объектами (далее - плательщики) признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Плата за пользование водными объектами (далее - плата) в целях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. /5, статья 1/


Объект платы

 

Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, указанное в статье 1 настоящего Федерального закона  от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (с изменениями от 30 марта 1999 г., 7 августа 2001 г.), в целях:

осуществления забора воды из водных объектов;

удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ;

осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Не признается объектом платы пользование водными объектами в целях:

забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года;

забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

проведение государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;

осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;

забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, водно-транспортного, водопроводного и канализационного назначения;

строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);

сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике. /5,статья 2/


Платежная база


Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

объем воды, забранной из водного объекта;

объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при использовании водным объектом без забора воды;

площадь акватории используемых водных объектов;

объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.


Ставки платы


Минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются в следующих размерах:

1) 30,0 - 176,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов, - для плательщиков, осуществляющих забор воды;

2) 0,8 - 3,3 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, - для плательщиков, осуществляющих забор воды;

3) 0,5 - 5,0 рубля за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии - для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;

4) 320,0 - 665,0 рубля за одну тысячу кубических метров древесины, сплавляемой без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), на каждые 100 километров сплава - для плательщиков, осуществляющих сплав леса;

5) 1,3 - 7,3 тысячи рублей в год за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов - для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ;

6) 3,2 - 27,0 рубля за одну тысячу кубических метров сточных вод - для плательщиков, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.

Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных выше, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам в соответствии с требованиями представленными выше. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 30,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.

До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями представленными выше.

Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, устанавливаются в размере 30 процентов ставок платы, установленных выше. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.

При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными выше.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Настоящее положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации./5, статья 4/

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 111-ФЗ предусмотрены изменения в статью 4 Федерального закона  от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (с изменениями от 30 марта 1999 г., 7 августа 2001 г.), увеличивающие ставки платы за пользование водными объектами. Изменения вступят в силу с 1 января 2002 г.


Льготы по плате

 

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.


Определение суммы платы. Порядок и сроки уплаты


Плательщик определяет сумму платы самостоятельно.

Сумма платы по итогам каждого отчетного периода определяется исходя из соответствующих ставки платы и платежной базы, определяемых в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона  от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (с изменениями от 30 марта 1999 г., 7 августа 2001 г.), с учетом льгот, предусмотренных статьей 5 Федерального закона №71-ФЗ.

Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, форма которой разрабатывается в установленном порядке Государственной налоговой службой Российской Федерации, а по месту пользования водным объектом - копию налоговой декларации.

Отчетный период устанавливается:

для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, - каждый календарный квартал;

для остальных плательщиков - каждый календарный месяц./5, статья 6/






3.3 Налог на землю

 

Основные положения


В соответствии с главой 13 первой части Налогового кодекса налог на землю является местным налогом.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, норматив­ная цена земли (в редакции Федерального закона Российской Федера­ции от 9 августа 1994 года №22-ФЗ).

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотрен­ных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площа­ди в расчете на год. /13, c.316/


Объект налогообложения

 

Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам (сельскохозяйственные угодья; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества животноводства, кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства, жилищного дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы).

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лица и гражданам собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а также с земельных участков, необходимых для содержания строений и сооружений.

Если земельный участок, обслуживающий строения, находится в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, то по каждой части такого участка земельный налог исчисляется отдельно. Площадь земли, которая находится в совместном пользовании этих лиц и граждан, распределяется между ними для исчисления налогов пропорционально площади строений, находящихся в их раздельном владении. За земельные участки, обслуживающие строения, находящиеся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется каждому из этих собственников соразмерно и доле на эти строения, если иное не предусмотрено в документах, удостоверяющих право собственности, владения и пользования этими земельными участками или соглашением сторон. /13, c.316/


 Льготы по налогу на землю

 

От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

·               заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

·               предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

·               научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;

·               учреждения искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет госбюджета либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими культовые здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

·               предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования;

·               участники инвалиды Великой Отечественной войны, событий в Афганистане, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также лиц, приравненных к ним на основании Постановления Правительства РФ. Льгота предоставляется на основании «Удостоверения участника войны»;

·               инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от их групп инвалидности, участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также лиц, приравненных к ним на основании Постановления Правительства РФ. Льгота предоставляется на основании «Удостоверения инвалида Отечественной войны», «Удостоверения инвалида о праве на льготы», пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии;

·               учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования;

·               высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук. Российской академии медицинских наук. Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств РФ по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

·               государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны РФ;

·               земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ;

·               санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

Не облагаются земельным налогом:

·               земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы Российской Федерации, к которым относятся земельные полосы шириной 30—50 м, как в пограничной полосе, так и за ее пределами, а также 5-метровая полоса вдоль государственной границы РФ, предоставленные в бессрочное пользование погранвойскам для обеспечения государственной безопасности;

·               земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства, к которым относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков. При этом за земельные участки, используемые для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные в населенных пунктах налог взимается на общих основаниях. При использовании не по целевому назначению (не для сельскохозяйственного производства) земли, предоставленной гражданам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, указанная льгота не применяется.

Местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

Земельный налог и арендная плата за землю не взимаются с юридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. При этом период освоения контролируется местными органами государственной власти.

Льготы, установленные местными органами государственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении.

В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу, по земельному налогу они освобождаются от указанного платежа, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога. При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права. При переходе в течение года права собственности, права пожизненно наследуемого владения или права пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому земельный налог исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному собственнику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому – начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на земельный участок.

За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строения и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с наследников, принявших наследство, с момента его открытия. Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств наследодателя.

Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам. /13, c.319/


Ставки земельного налога и порядок уплаты


Ставки земельного налога утверждаются местными органами государственной власти исходя из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю», которые дифференцируются по зонам различной ценности. При этом общая сумма земельного налога, исчисленная исходя из средних ставок, должна быть равна сумме налога, исчисленного исходя из конкретных ставок, установленных местными органами государственной власти в каждой территориально-оценочной зоне. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным и индивидуальным) в границах городов и поселков городского типа, исчисляется юридическим лицам и гражданам размере 3% ставки земельного налога, установленной городскими и поселковыми органами власти для соответствующих зон данного города или поселка.

Налог за земли под дачными участками, кооперативными и индивидуальными гаражами в границах городской, поселковой черты исчисляется в размере 1% ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа. Налог за часть площади дачных участков, индивидуальных и кооперативных гаражей, расположенных в городах и рабочих поселках сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы исчисляется в размере 15%, а свыше двойной нормы – по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель.

Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме. По вновь отведенным земельным участкам – в течение месяца с момента их предоставления.

Если объекты обложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется расчет налога за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.

Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Исчисление земельного налога гражданам производится государственными налоговыми инспекциями, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об уплате налога. Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

За земельные участки, предоставленные в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог за эти участки взимается с арендодателя.

Споры, возникающие по вопросам, касающимся земельного налога, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к обложению не более чем за два предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения.

Начисленные ранее суммы налога могут быть снижены в связи с возникновением права на льготы и по другим причинам. В таких случаях при понижении исчисленных на текущий год сумм в связи с пересмотром обложения или возникновением у плательщика права на льготу с начала года суммы налога, подлежавшие снижению, исключаются равными долями по двум срокам уплаты. Если сумма налога по истекшему ко дню снижения налога сроку полностью уплачена, приходящаяся на этот срок сложенная сумма исключается из очередного срока уплаты. Пеня, уплаченная по этому сроку, уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первоначальная сумма платежа, а излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение платеж по очередному сроку. Если ко времени понижения первоначально исчисленных сумм оба срока уплаты истекли и налог полностью уплачен, переплата возвращается плательщику, а при наличии за плательщиком недоимки по другим налогам засчитывается в погашение этой недоимки.

При проверке налоговым органом с выходом на место правильность исчисления земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельные участками, планам и другим документам, отражающим данные о площади земельных участков.

Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные юридическим лицам, возлагается на их руководителей. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, установленном законодательством, с суммы недоимки за каждый день просрочки.

Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих органов государственной власти. Земельный налог учитывается в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:

-         финансирование мероприятий по землеустройству;

-         ведению земельного кадастра, мониторинга;

-         охране земель и повышению их плодородия;

-         освоению новых земель;

-         на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. /13, c.319/






Заключение


В данной курсовой работе рассматривался вопрос о налогообложении унитарных предприятий.

В первой части работы был освещён вопрос сущности унитарных предприятий. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управ­ления. К числу унитарных предприятий относятся как государст­венные, так и муниципальные предприятия.

Во второй части работы был рассмотрен вопрос о ведение отчётности по хозяйственным операциям унитарного предприятия. Особенность ведения отчётности заключается в том, что уплата налога унитарными предприятиями ведётся по коммерческой деятельности этих предприятий и фиксируется в бухгалтерской отчётности в таком же порядке, как и у любого другого коммерческого предприятия.

В третье части был рассмотрен вопрос налогообложения унитарных предприятий основными налогами. Наибольший вес в бюджете  государства занимает налог на прибыль. С 1 января 2002 года ставка этого налога будет уменьшена до 24%. В результате этого, унитарные предприятия получать дополнительные средства для свой основной деятельности, и следовательно должны улучшится показатели основной деятельности унитарных предприятий. 

В целом налогообложение унитарных предприятий не чем не отличается от налогообложения других коммерческих предприятий, но вместе с тем есть и некоторые особенности. Эти особенности, прежде всего, связаны с целями функционирования унитарных предприятий и с ограничениями в распоряжении имуществом унитарным предприятием, в том, что предприятия занимаются как основной деятельностью, так и коммерческой. Налогообложению подлежит только коммерческая деятельность унитарных предприятий.

На данный момент существует много неточностей и спорных вопросов в налогообложении унитарных предприятий (в отношении налогооблагаемой базы по некоторым налогам, ответственности за невыполнение налоговых обязанностей и т.д.), поэтому государству необходимо уделять больше внимания вопросу налогообложения унитарных предприятий. Без целенаправленной политики государства связанной с унитарными предприятиями последним будет тяжело обеспечивать выполнение своих целей. Что в целом негативно скажется как на экономической ситуации в стране, так и на социальной.

Государству необходимо создать полную нормативную базу, касающуюся налогообложения унитарных предприятий. Это позволит  упорядочить и усовершенствовать налогообложения унитарных предприятий, что будет способствовать укреплению государства и экономики в целом.


 


Список использованной литературы


1.     Гражданский Кодекс Российской Федерации.

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации.

3.     О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а так же о признании утративших силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах. Федеральный Закон от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ.

4.     О налоге на имущество предпри­ятий от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 (в ред. Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ).

5.     О плате за пользование водными объектами. Федеральный Закон от 6 мая 1998 г. №71-ФЗ.

6.     О финансовых основах местного самоуправления. Федераль­ный Закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ.

7.     Бабич А.М. Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы.-М.:Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 687с.

8.     Базовый комплект нормативных документов по налогам, обязательным платежам и бух. Учёту: - Уфа: Эксперт, 1995-304 с.

9.     Барышков Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору (том первый): Справоч-метод. пособие. – 8-е издание. Филин: РИЛАНТ, 2000. – 624 с.

10. Барышков Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору (том второй): Справоч-метод. пособие. – 8-е издание. Филин: РИЛАНТ, 2000. – 544 с.

11. Бюджетные организации. Учет и налоги. Сост. Денисов А.Ю., Соломович В.Г. – М.:ИКЦ «ДИС», 1997. – 496 с.

12. Бухгалтерский учёт в бюджетных организациях.-М.: «Издательство ПРИОР», 2000.-240 с.

13. Ковалёва А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 416 с.

14. Налог снизили, льготы ликвидировали. Ирина Колодина. /Российская газеты №150, 2001 г.

15. Налоговый вестник. /Журнал. 2001.

16. Российская газета №150, 2001.

17. Справочник директора предприятия /Под.ред М.Г.Лапусты Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 784 с.

18. Справочник финансового Законодательства  Российской Федерации (том первый).под ред. Л.А.Окунькова – М.: Городец, 2000 – 624 с.

19. Унитарные предприятия: учёт и налогообложение. Н.П.Семенченко. /Журнал. Бухгалтерский учёт №6 2001 г.

20. Финансы предприятий: Учебник/ Н.В.Колчина, Г.Б.Поляк., Л.П.Павлова и др.; Под. Ред. Проф. Н.В.Колчиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 413 с.

21. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.-429 с.



Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ