Необходимость и сущность денег
Отдельная область
эмиссионного регулирования — это его временные аспекты, когда эмиссионные
действия планируются, осуществляются, приурочиваются к определенным событиям и
когда они наиболее эффективны. Определение и фиксация этих событий, временных
циклов — перспективное направление эмиссионного регулирования. Такими событиями
могут быть: сезонные производственные потребности, закупка сельскохозяйственной
продукции, путины, сезонные рубки леса и т.д.; периодические, праздничные,
сезонные потребности торговли и сферы услуг на базе смены климатических сезонов,
циклов производств с вахтовым методом организации работы, отпуска, гражданских
и религиозных праздников и др.; «пиковые» потребности бюджета — сезонные
выплаты отпускных учителям, оплата медицинской помощи в условиях эпидемий,
погашение бюджетных обязательств при
угрозе социальных потрясений и др.
К временным
рычагам эмиссионного регулирования следует отнести разработку и выпуск в
денежный оборот расчетных и инвестиционных инструментов с четко определенными
срочными характеристиками. Их активное функционирование целесообразно лишь в
рамках определенного периода, сезона с последующей конверсией, обменом или
отменой. Эмиссионное регулирование предполагает также использование таких
временных рычагов, как установка эмиссионных временных циклов, связанных с временем
выпуска в оборот, параллельного обращения или обмена денежных знаков.
Оптимальные сроки способствуют стабилизации денежного оборота, чрезмерно сжатые
— увеличивают риски и потери.
Для определения
реальной и потенциальной эффективности эмиссионного регулирования необходимо
также исследовать организационные структуры, целенаправленно или вынужденно,
официально или неофициально участвующие в реализации эмиссионного
регулирования. Эти организационные структуры могут быть рассмотрены и
классифицированы, по крайней мере, с двух позиций. Во-первых, по роли, которую
они играют в эмиссионном регулировании, и, во-вторых, исходя из того значения,
которое играет эмиссионное регулирование в их деятельности и специализации. В
частности, реализовать и использовать методы и инструменты эмиссионного
регулирования с большей или меньшей эффективностью могут организационные
структуры, которые играют в этом процессе роль: управляющих, планирующих,
контролирующих органов; структур, организующих и проводящих эмиссию и
эмиссионное регулирование; посредников, концентрирующих эмитируемые денежные
инструменты для дальнейшего их выпуска в оборот; потребителей, пользователей,
для обеспечения различных видов деятельности которых используются эмитируемые
инструменты и на состоянии которых сказываются
результаты эмиссионного регулирования.
Кроме того, в эмиссионном регулировании
участвуют структуры с разными уровнями специализации, распределение полномочий
которых также можно отнести к методам эмиссионного регулирования. Ими могут
быть узкоспециализированные организации. Для них эмиссия расчетных и
инвестиционных инструментов, а также регулирующие и контролирующие их эмиссию
воздействия являются основным видом деятельности, функциональным
предназначением. Они могут быть представлены специализированными эмиссионными
банками, федеральными комиссиями по ценным бумагам и др. Кроме них, функции
денежной эмиссии и эмиссионного регулирования могут нести в комплексе, помимо прочих
задач и функций, специализированные организации. Это, во-первых, центральные
банки, которым, кроме задач и функций осуществления денежной эмиссии и
проведения денежно-кредитной политики, делегированы полномочия органов
банковского надзора и регулирования; казначейства; организации и комитеты с
функциями «денежного контролера». К эмиссионному регулированию могут подключаться
и неспециализированные в этой области предприятия и организации. Деятельность
этих специально организованных «подключений» также можно отнести к проводникам,
методам и инструментам эмиссионного регулирования. Коммерческие банки, реализуя
функции внутреннего надзора и аудита как элементов банковской политики, также
осуществляют, хотя и в узких масштабах, эмиссионное регулирование. В этом же
плане работает и управление ими своим инвестиционным портфелем. Последнее
справедливо и в цепом для всех предпринимательских структур,
общественных организаций и населения. Кроме
того, их роль как субъектов эмиссионного регулирования неизменно возрастает
в условиях денежных кризисов, приводящих к естественной, вынужденной замене
части официальных элементов денежной массы вторичными эквивалентами. Наконец,
периодически, но достаточно агрессивно
пытаются осуществлять эмиссионное регулирование законодательные и исполнительные
органы государственной власти, оказывая давление на эмиссионные центры.
Нормирование, организация и документальное фиксирование их взаимоотношений с
эмиссионными центрами также могут рассматриваться в качестве одного из методов
эмиссионного регулирования.
Недостатки
теоретической и методической разработанности способов и рычагов эмиссионного
регулирования, нечеткость организационной иерархии участвующих в этом процессе
структур на фоне полной засекреченности и конфиденциальности, принимаемых в
этой сфере решений свидетельствуют о том, что возможности этого элемента
управления экономикой еще далеко не исчерпаны. Надеемся, что дальнейшая
систематизация теории и практики эмиссионного регулирования позволит достичь
серьезных позитивных результатов и повысить эффективность проводимой
экономической политики в целом.
Схема 1. Классификационная
схема денежной эмиссии.
Классификационный
признак
|
Виды
денежной эмиссии
|
1. Целевые
установки
(функциональное предназначение)
|
1.1.
Формирующая
1.2.
Пополняющая
1.3.
Регулирующая
1.4.
Обменно-регулирующая
1.5.
Обменная
1.6.
Конверсионная
|
2. Объекты эмиссии
(денежные инструменты)
|
2.1.
Эмиссия официальных денежных
знаков
2.2.
Эмиссия
специализированных неофициальных денежных инструментов
2.3.
Эмиссия используемых в
расчетах ценных бумаг
2.4.
Эмиссия инвестиционных
ценностей
|
3. Субъекты
эмиссии, эмитенты
|
3.1.
Эмиссионная деятельность
центрального банка
3.2.
Казначейская эмиссия
3.3.
Банковская эмиссия
3.4.
Коммерческая эмиссия
|
4. Организация
эмиссии
|
4.1.
Природно-стихийная
4.2.
Природно-производственная
4.3.
Открытая чеканка
4.4.
Закрытая чеканка
4.5.
Открытая эмиссия
4.6.
Открытая регулируемая
эмиссия
4.7.
Открытая контролируемая
эмиссия
4.8.
Закрытая эмиссия
|
5. Сферы оборота денежных инструментов
|
5.1.
Эмиссия в розничной
сфере
5.2.
Эмиссия в коммерческой
сфере
5.3.
Эмиссия в банковской
сфере
5.4.
Эмиссия в финансовой
сфере
5.5.
Эмиссия в международной
сфере
|
6. Комплексность сценариев эмиссии
|
6.1.
Полная эмиссия
6.2.
Базовая эмиссия
6.3.
Частичная эмиссия
6.4.
Комплексная эмиссия
|
Схема 2. Классификационная
схема инструментов эмиссионного регулирования.
Инструменты эмиссионного регулирования.
Количественные инструменты эмиссионного
регулирования
|
Качественные инструменты эмиссионного
регулирования
|
Временные инструменты эмиссионного
регулирования
|
Экстремальные инструменты эмиссионного
регулирования
|
Объемные
|
Балансирующие
|
Сезонные производственные
|
Эмиссионные
|
Структурные
|
|
|
Обеспечительные
|
|
Функциональные
|
Сезонные инфраструктуры
|
|
Позиционные
|
|
|
|
Элементные
|
Повышающие качество обеспечения
|
Экстремальные (пиковые)
|
|
|
Расширяющие состав обеспечения
|
Срочные инструментальные
|
|
|
Специализирую-щие
|
|
|
ТЕМА: Денежный оборот».
1.
Содержание и структура денежного оборота.
Особенности денежного оборота при разных моделях экономики.
2.
Безналичный денежный оборот и его
организация.
3.
Налично-денежный оборот и его организация.
4.
Денежная система.
1.
Содержание и структура денежного оборота.
Особенности денежного оборота при разных моделях экономики.
Денежный оборот –
совокупность денежных платежей, совершаемых в порядке безналичных перечислений
и при помощи наличных денег всеми субъектами с населением хозяйствующего
субъекта и государства.
В качестве
основных направлений движения денег можно выделить следующие: эмиссия наличных
и безналичных денег; организованный ввоз наличной иностранной валюты как еще
один канал денежной эмиссии; платежи по цепочке хозяйственных связей в процессе
производства и реализации товаров; выплата населению заработной платы;
расходование заработной платы на покупки потребительских товаров; купля-продажа
населением дорогостоящего имущества; организованные сбережения населения;
инвестирование сбережений финансово-кредитными институтами; движение
иностранных инвестиций, частных и государственных, из страны в страну;
внешнеторговые операции, т.е. платежи за импорт и поступления от экспорта.
Структура
реального денежного оборота разнообразнее основных агрегированных направлений.
Первый этап
денежного оборота – эмиссия денег. Первичной является эмиссия безналичных
денег, которая осуществляется посредством зачисления дополнительно выпускаемых
денег на корсчета в коммерческих банках в виде кредитов Банка России или
бюджетных ассигнаций.
Налично-денежная
эмиссия вторична по отношению к безналичной; наличные деньги завозятся в
территориальные подразделения Банка России и затем представляются коммерческим
банкам взамен списания аналогичной суммы безналичных денег с их корсчетов.
Таким же образом предприятия получают наличные деньги при одновременном
списании безналичных сумм с их расчетных и текущих счетов в коммерческих
банках. Эмиссия наличных денег завершается выплатой заработной платы и
социальных пособий населению, имеющей характер дополнительного оборота по
отношению к обычным выплатам.
Сейчас
эмиссионные операции занимают незначительную величину в денежном обороте. Так,
в 2001 году эмиссия наличных денег составила 65 млрд. руб. или 10% их объема в
обращении. Наличные деньги оборачиваются за месяц 5-6 раз. Купюры служат в
среднем 1,5 года. Скорость оборота наличных составляет порядка 20 дней на один
оборот.
Издержки на
выпуск наличных денег выше издержек на выпуск безналичных, что говорит в пользу
расширения безналичных денег.
Наибольшим по
величине, первостепенным является оборот денег между предприятиями по цепочке
хозяйственных связей в процессе производства и реализации товаров. Значительно
более быстрое движение безналичных денег позволяет снижать потребности в
оборотных средствах, минимизировать процентные выплаты за заемный или
привлеченный капитал.
На крупных
предприятиях увеличивается внутрикорпоративный денежный оборот в связи с
централизацией капитала.
Поскольку
издержки безналичных платежей минимальны, то практически не увеличиваются
расходы предприятия, что дает ощутимые плюсы в качестве управления и
минимизации оборотных средств.
Западный стиль
финансового менеджмента и контроля над предприятием предписывает ему большую
прозрачность. Прозрачности требуют собственники и инвесторы. Большую
прозрачность обеспечивают именно безналичные расчеты, поскольку здесь
объективно необходимо документальное оформление каждого платежа и по реквизитам
платежа в будущем можно будет проверить каждую хозяйственную операцию.
Для малых
предприятий ввиду небольшой суммы средней сделки издержки наличноденежных
расчетов не столь критичны, как для крупных, а в большинстве случаев даже будут
меньше в сравнении с безналичными, особенно в части ожидания платежа.
Именно денежный
оборот для различных торговцев и малых предприятий, с одной стороны, в большей
степени является наличным, с другой – именно здесь ожидается самая большая
конкуренция различных форм денег.
На расширение
безналичного денежного оборота для малых предприятий будут влиять характер
расчетов населения и совершенствование безналичных платежных систем с целью
дальнейшего снижения издержек безналичных платежей.
Еще пять лет
назад на вопрос, как (какими деньгами) выплачивается заработная плата в нашей
стране, ответ был очевиден – наличными из кассы работодателя. Сейчас это не
очевидно. Выплата заработной платы представляет собой поле наибольшей
конкуренции наличных и безналичных денег, наиболее перспективное направление
розничного платежного банковского бизнеса. Многие предприятия и коммерческие
банки реализуют проекты по выплате заработной платы посредством банковских карт
(так называемые зарплатные проекты).
В перспективе
заработная плата будет выплачиваться безналичным путем на банковский счет.
Выплата заработной платы на банковский счет технологически возможна и оправдана
с точки зрения издержек обращения даже при существующих платежных технологиях.
Данные операции
будут локомотивом процессов совершенствования и повсеместного внедрения
безналичных, прежде всего розничных платежных систем.
Неоднозначной и
более сложной представляется конкуренция наличных и безналичных денег в
операциях физических лиц, а именно – в расходовании заработанных денег на
покупку потребительских товаров.
Степень
распространения безналичных расчетов, в первую очередь, зависит от уровня жизни
населения. Для небогатого человека издержки наличного платежа неактуальны – он
готов нести их на себе, да и крупные покупки, где такие издержки становятся
заметными, он совершает редко.
Другое дело –
представитель среднего класса, много работающий и активно отдыхающий. Он
совершает много дорогостоящих покупок и ценит время. С ростом благосостояния
удельный вес денежных трат на продовольственные товары сокращается, достигая
10-15%, средний класс чаще питается в общественных местах. Возрастают покупки
дорогостоящей бытовой техники, тратится больше денег на путешествия и отдых,
люди чаще меняют машины и квартиры. Наблюдается заметный рост масштаба средней покупки,
совершается больше крупных покупок, на которых становятся заметными издержки
наличных расчетов.
Стопроцентный
перевод платежей за потребительские товары в безналичный оборот нежелателен по
причине риска компьютерного сбоя безналичных платежных систем.
Чтобы не
дискредитировать саму идею повсеместного внедрения безналичных расчетов,
платежные системы не должны занимать монопольного или даже доминирующего
положения в опосредовании потребительских расходов населения.
Заметную роль в
составе потребительских расходов составляет плата за жилищно-коммунальные
услуги – 46% всех расходов.
Достаточно сложно
представить статистику денежного оборота, опосредующего сделки с имуществом
между юридическими лицами. При этом данные сделки совершаются практически всегда
за наличный расчет.
Следующим
элементом денежного оборота являются платежи, опосредующие государственные
финансовые отношения, прежде всего бюджетные. Через государственный бюджет
перераспределяется до 37% ВВП через федеральный бюджет; 14% – через региональные
и местные бюджеты; 7% – через внебюджетные фонды (пенсионного, ФОМСа).
Бюджетные
выплаты, как и зарплаты во внебюджетной сфере, вполне можно перевести в
безналичный оборот. Бюджетные выплаты в нашей стране получают 35 млн. человек.
Это огромная клиентская база для платежной системы.
Денежный оборот,
обслуживающий инвестиционные процессы, кратко можно представить следующим
образом: основными поставщиками инвестиционных ресурсов выступает население;
основными получателями – предприятия. Трансформация сбережений населения в
инвестиции предприятий осуществляется через банковскую систему и фондовый
рынок.
В составе
инвестиционной составляющей денежного оборота значительную величину занимают не
чистые операции сторон, а спекулятивные операции на фондовом и денежном рынках,
а также системное межбанковское перераспределение средств.
Статистика по
чистой позиции свидетельствует, что российское население в среднем сберегает
6,7% своих доходов, приобретая иностранную валюту; 2,1% – в банковских вкладах
и менее 0,1% – в корпоративных ценных бумагах. Организованный оборот сбережений
населения невелик – менее 1%. Незначительный удельный вес безналичных денег у
населения является следствием его недоверия к банковской системе, отсутствием
традиций массовых операций на фондовом рынке, желанием скрыть свои обороты от
налоговых органов, а не запредельными издержками безналичного платежа в таких
операциях.
В соответствии с
практикой западных стран и российским законодательством предприятия получают
банковские кредиты исключительно безналичным платежом на
расчетный счет. Банки, чтобы предоставить средства предприятиям, собирают их у
населения на депозиты, переводя их в безналичную форму и зачисляя на свои
корсчета.
Потребительские
кредиты в большей степени зачисляются на текущий или карточный счет физического
лица и в меньшей степени сразу со ссудного счета выдаются наличными.
Ценные бумаги
(акции и облигации; государственные и корпоративные) практически все
выпускаются сейчас в бездокументарной форме. Учет ценных бумаг ведется на
счетах-депо по технологии, схожей с безналичными деньгами и банковскими
счетами. Разница заключается лишь в значительно большем количестве лицевых
счетов – отдельно на каждый выпуск ценных бумаг, а также большем количестве
конечных держателей счетов-депо (реестров).
Фондовые рынки
заинтересованы в совершенствовании безналичных платежных систем, в
предоставлении возможности быстрых расчетов не только профессиональным
участникам, но и широкой массы физических лиц.
Операции по
кредитам или вкладам совершаются относительно нечисто, поэтому визит в банк или
к брокеру будет необременительным. Суммы таких операций обычно значительно
превышают среднюю величину хозяйственного платежа или платежа в счет покупки
потребительского товара. По сроку достаточно платежей в течение дня и только
для спекулятивных операций требуются расчеты в режиме реального времени.
Даже
поверхностный анализ издержек обращения показывает достаточную эффективность
безналичных расчетов. Устранив негативное влияние факторов вне издержек обращения,
переведя выплаты зарплаты и сделок с имуществом в безналичный денежный оборот,
вполне можно опосредовать подавляющую сумму сбережений населения безналичными
деньгами.
Денежную массу в
нашей стране правильнее учитывать консолидированно в национальной и иностранной
валюте, поэтому в качестве еще одного элемента денежного оборота – эмиссионного
– необходимо рассматривать организованный ввоз иностранной наличной валюты,
осуществляемой коммерческими банками.
Непосредственно в
хозяйственный оборот наличная иностранная валюта попадает из коммерческих
банков через валютообменные операции преимущественно от населения и
представителей теневого сектора экономики. Частично ввезенная валюта
возвращается за рубеж во время туристических поездок, зачастую имеющих неорганизованный,
а порою и теневой характер.
В нашей стране
обращается около 60-70 млрд. наличных долларов США. Для сравнения, наличных
рублей – 584 млрд. на 1.01.2002г., т.е. в 3,5 раза меньше, чем наличных
долларов. Скорость обращения наличных долларов значительно меньше, чем наличных
рублей, т.к. первые используются как инструмент сбережений, а вторые
обслуживают текущий оборот средств населения.
Значителен
внешнеторговый денежный оборот, представленный платежами за импорт и
поступлениями от экспорта. Подавляющее большинство этих платежей осуществляется
безналичными деньгами.
В 2001 году
поступления от экспорта составили 1/3 ВВП страны. Импорт составил 1/6 ВВП и
покрыл более половины розничного товарооборота. Такая зависимость от внешней
торговли, с одной стороны, опасна для экономики страны. С другой – поступления
от экспорта и платежи по импорту обладают мультикативным эффектом,
распространяя безналичный денежный оборот еще и на смежные отрасли.
Отдельно
выделяется движение иностранных инвестиций. Это преимущественно крупные
денежные потоки и двигающиеся в безналичной форме. Движение идет, во-первых, в
виде и корпоративных, и государственных заимствований; во-вторых, в виде
обоюдонаправленного движения, поскольку наблюдается как приток иностранных
инвестиций, так и вывоз капиталов за рубеж. В 2001 году в форме инвестиций
поступили 5,6 млрд. долл., а вывезено более 21 млрд. долл. Как входящие, так и
исходящие инвестиции осуществляются в безналичной форме.
Таким образом,
движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах
представляет собой денежное обращение.
Платежный оборот
– это процесс непрерывного движения средств платежа. Он включает в себя не
только движение денег, но и других средств платежей (чеков, сертификатов,
векселей). Отсюда, денежный оборот является составной частью платежного
оборота.
Денежно-платежный
оборот представляет собой часть денежного оборота, в котором
деньги функционируют в функции средства платежа, т.е. это весь безналичный
денежный оборот и часть наличного оборота.
2.
Безналичный денежный оборот и его функции.
В условиях
рыночной экономики взаимодействие хозяйствующих субъектов и собственников в
процессе воспроизводства осуществляется посредством обмена и актов
купли-продажи при поставках продукции и оказания услуг. Поскольку рыночные
товарно-денежные отношения охватывают отношения между всеми собственниками и
хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и государством с другой, то в
экономике возникают отношения, связанные с распределением и перераспределением
СОПта и наличных денег в форме распределения и перераспределения денежных
средств.
Предприятия
осуществляют платежи поставщикам и подрядчикам за выполненные работы и
оказанные услуги, выплачивают зарплату работникам и дивиденды акционерам,
перечисляют налоги в федеральный и местный бюджеты; уплачивают проценты по
банковским кредитам и другие платежи.
Расчеты в
экономике представляют собой совокупность экономических (товарно-денежных)
отношений, связанных с возникновением в урегулированном требовании и
обязательств субъектов рынка в процессе осуществления хозяйственных операций.
Не следует отождествлять понятия расчетов и денежные отношения. Подобное
отождествление было приемлемо в условиях командно-административной экономики,
когда платеж производился, как правило, только после отгрузки товаров,
выполненных работ, оказанных услуг и фактически завершал расчеты.
В условиях
рыночной экономики при широком развитии авансирования или предоплаты,
завершением расчетов нередко является получение покупателем ранее оплаченного
товара. Таким образом, в одних случаях расчеты начинаются с движения товара и
завершаются движением денежных средств, а в других – наоборот, начинаются с
движения денежных средств и завершаются движением товаров.
Однако при всех
обстоятельствах они считаются завершенными только тогда, когда поставщик
получил деньги, а покупатель товар.
Расчетные
отношения выполняют следующие элементы:
участники
расчетов – поставщик и грузополучатель: плательщик
и получатель средств;
объект
расчетной сделки (операции) – товарно-материальные
ценности, услуги, работы, ценные бумаги, финансовые требования и обязательства,
денежные (валютные) средства;
органы,
осуществляющие платежи – коммерческие банки,
расчетно-кассовые центры, клиринговые предприятия;
посредники
в расчетах – факторинговые компании и фирмы,
гаранты.
Подавляющая часть
денежных расчетов между контрагентами в хозяйственных операциях производится
без посредства наличных денег путем проведения бухгалтерских записей по их
счетам. Это сокращает издержки обращения, дает возможность контролировать
законность совершаемых хозяйственных и расчетных операций. Однако расчеты
наличными деньгами имеют одно неоспоримое экономическое преимущество перед
безналичными расчетами: при их использовании момент передачи товара, услуги или
исполнения обязательства практически совпадает с моментом передачи денег и
поэтому у контрагентов не возникает соответствующей задолженности.
Российское
законодательство и, в частности, …, строго не регламентируют сферы применения
безналичного способа расчетов, но все же отдает ему предпочтение перед
наличными деньгами в расчетах между юридическими лицами, а также в расчетах с
участием граждан, если они осуществляют предпринимательскую деятельность
(ст.86).
Безналичные
расчеты связаны с проведением записей, т.е. по существу с применением денег,
имеющих кредитное происхождение. Эти деньги поступают в обращение из
государственного эмиссионного института – Центрального банка Российской
Федерации – в банковскую систему через механизм образования депозитов
(депозитная эмиссия).
Работа по
организации расчетов в Российской Федерации и управление денежным оборотом
возложена на Центральный банк Российской Федерации, который согласно п.4 статьи
4 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» «устанавливает
правила осуществления расчетов в Российской Федерации».
Система расчетов
Российской Федерации представляет собой совокупность государственных законов и
правил, регулирующих механизм организации расчетов в экономике и совокупность
банковских учреждений, обеспечивающих проведение платежей и контроль за их
правильным осуществлением.
Результатом этих
операций является сальдо (остаток) денежных средств по состоянию на какую-либо
дату (конец операционного дня). Наличие средств на счете в банке
свидетельствует о том, что банк является должником клиента, а последний –
кредитором.
Если наличные
денежные средства являются долговыми обязательствами государства, то денежные
средства на расчетных и текущих счетах клиентов в банке предстают, по существу,
долговыми обязательствами банка перед клиентом по полученным от него долговым
обязательствам государства.
Средства на
расчетных, текущих счетах обладают меньшей ликвидностью по сравнению с
наличными деньгами, и большей ликвидностью в сравнении с депозитными счетами.
Банки
заинтересованы в открытии и ведении счетов клиентов, поскольку имеют право на
временное использование в собственном коммерческом обороте хранящихся на них
денежных средств. Клиент может воспользоваться средствами, предназначенными для
платежей в любой момент, в связи с чем для банка эти средства служат депозитом
до востребования и процент, уплачиваемый банком за пользование ими,
устанавливается на самом низком уровне. Клиент сам выбирает банк, в котором
открывает расчетный счет
Взаимоотношения
клиента с банком по ведению его счета оформляются заключением договора
банковского счета ил договором на расчетно-кассовое обслуживание.
Зачисление
поступивших на счет клиента денежных средств банк обязан производить на
следующий день после поступления к нему соответствующего платежного документа,
но договором может быть предусмотрен более короткий срок. Списание денежных
средств со счета осуществляется банком по распоряжению владельца в те же сроки,
что и зачисление. Без распоряжения клиента списать денежные средства с его
счета банк может только по решению суда, прокуратуры, следственных органов,
налоговой инспекции либо в случаях, когда такое распоряжение не обязательно
(безакцептное списание средств). Банк не вправе определять и контролировать
направления расходования денежных средств клиента и в какой-либо форме
ограничивать его права распоряжаться хранящимися на счете средствами по
собственному усмотрению.
При достаточном
количестве денежных средств на счете все требования, предъявленные к его
владельцу и погашаемые с этого счета, оплачиваются в порядке календарной
очередности, т.е. по мере поступления.
Если оплатить
сразу все предъявленные требования невозможно, то в действие вступает особая
очередность согласно ст.855 ГК РФ видов счетов:
расчетные – открываются предприятиям и организациям, обладающим статусом
юридических лиц;
текущие – для предприятий и организаций, не имеющих статуса юридического лица и
не занимающихся предпринимательской деятельностью;
валютные
счета
транзитные
валютные счета
счет
финансирования …
корсчета
НОСТРО и ЛОРО – для обслуживания клиентов, имеющих
счета в разных коммерческих банках. Однако основной объем межбанковских
расчетов внутри страны осуществляется через расчетно-кассовые центры
Центрального банка Российской Федерации.
Коммерческие
банки открывают в расчетно-кассовых центрах свои корсчета, подобно тому, как
это делают клиенты банка, открывающие в нем свои расчетные счета.
Межбанковские
расчеты могут осуществляться и без применения корсчетов путем прямого зачисления
банками денежных средств на счета своих клиентов. Такие операции называют межфилиальными
расчетами.
3.
Налично-денежный оборот и его функции.
Сфера
использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией
доходов населения.
Наличными
деньгами производятся расчеты:
–
предприятий, учреждений и организаций с населением;
–
между остальными гражданами на товарных и
продуктовых рынках;
–
частично расчеты населения с финансово-кредитной
системой;
–
в ограниченных размерах (60 тыс. руб.) платежи
между предприятиями и организациями.
Налично-денежный
оборот в Российской Федерации обслуживается банкнотами и металлической
разменной монетой. Наличные деньги – кредитные деньги, которые выпускаются в
порядке кредитования хозяйства.
Исключительное
право выпуска (эмиссии) денег в обращение принадлежит Банку России в связи с
его основной функцией – играть роль эмиссионного центра страны. Главной его
задачей является управление денежным оборотом в целях обеспечения устойчивости
денежной единицы (рубля).
До перехода к
рынку налично-денежный оборот планировался и регулировался на основе двух
планов денежного обращения: БДД и РН и кассового плана бывшего Госбанка СССР. С
их помощью решался вопрос о сбалансированности денежной и товарной массы в
обращении, размере эмиссии или изъятия денег из обращения. Эмиссия имела
директивный характер.
В условиях
перехода к рыночной экономике эти планы перестали быть директивными, но
продолжают использоваться банками в качестве прогнозов по кассовым оборотам с
целью определения потребности в наличных деньгах для осуществления кассовых
операций, определения размера эмиссии или изъятия денег по регионам страны.
Прогноз баланс денежных доходов и расходов населения и фактическое его
исполнение поможет Банку России и правительству полнее учитывать спрос
населения, прогнозировать тенденции сбережений населения, структуру
покупательного спроса и покупательного фонда населения.
Превышение
доходов по сравнению с расходами населения в балансе означает увеличение
остатка денег на руках у населения, а обратный процесс, наоборот, – его
сокращение. Соответственно, при оседании денег на руках у населения требовалась
эмиссия наличных денег для кассового обслуживания клиентов банком. При
сокращении остатка денег на руках у населения планировалось изъятие денег из
обращения. В современных условиях баланс денежных доходов и расходов населения
составляется по сокращенной схеме.
С 1991 года
осуществлен переход от кассового планирования к составлению расчетов кассовых
оборотов, основной целью которых является определение потребности в наличных
деньгах в целом по Российской Федерации, территориям и банкам.
Прогнозы кассовых
оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в банки,
размеры и целевое направление выдач наличных денег предприятиям, организациям и
отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумму изъятия или выпуска
денег в обращение.
Основная задача
банков всех уровней в работе по составлению прогноза кассовых оборотов состоит
в определении изменения наличной денежной массы в обороте, экономному их
использованию и разработке мероприятий по увеличению поступлений наличной
денежной выручки в банки.
Прогноз кассовых
оборотов составляется коммерческими банками, расчетно-кассовыми центрами и
главными управлениями (национальными банками) Банка России поквартально и на
год.
Однако в
современных условиях рыночной экономики России Центральный банк Российской
Федерации все больше переходит к рыночным методам регулирования совокупного
денежного оборота. Они связаны с установлением объема кредитов, предоставляемых
Банком России коммерческим банкам, изменением ставок рефинансирования, нормами
обязательного резервирования части привлеченных средств коммерческими банками в
Банке России путем расчета денежных агрегатов.
4.
Денежная система.
Денежная
система – это организация денежного обращения в
стране, сложившаяся исторически и закрепленное национальным законодательством.
С укреплением государственной власти и образованием рынков в XVI – XVII в.в. в Европе возникли объективные
предпосылки для государственного регулирования денежного обращения. Каждое
государство в законодательном порядке стали определять формы денежного
обращения в стране, ее денежную систему.
Понятие денежная
система включает в себя следующие элементы:
–
название денежной единицы;
–
масштаб цен;
–
виды денежных знаков;
–
порядок эмиссии и характер обеспечения денежных
знаков, выпущенных в обращение;
–
методы регулирования денежного обращения;
–
организация денежного оборота в стране.
Стабильность или устойчивость денежной системы означает относительное постоянство
стоимости денежной массы.
Эластичность денежной системы – это способность денежного обращения расширяться или
сужаться в соответствии с потребностями экономического оборота в деньгах.
Различают два типа
денежных систем:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|